Вступление к музыкальному сочинению или самостоятельная пьеса

Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.

Ответов: 1 шт.


Буквы:

1

2

3

4

5

6

7

8

Описание:

Google

Yandex

ПРЕЛЮДИЯ

Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.

Прелюдия

Прелюдия

        прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prйlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel), — род инстр. пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многогол. музыку. Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, к-рое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие П. служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов. П. не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизац. начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих П. — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, напр. преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во франц. опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром. В 18 в. П. стали создаваться и как самостоят. пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в к-ром обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в П. противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад П. — всецело полифоническому в фуге. Одноврем. Бах утвердил тип большого цикла П. и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»). В 19-20 вв. создавались как малые «парные» циклы П. и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла («Прелюд, хорал и фуга» для фп. Франка), так и большие циклы П. и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности («24 прелюдии и фуги» для фп. Шостаковича, Щедрина). Возник и тип цикла одних только П., также во всех тональностях (произв. Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). П. создавались и в виде отд. пьес, гл. обр. для фп., а также в качестве орк. вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).

Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962; Chominski J. M., Preludia, Кr., 1950 (Analizy i objasnenia «Dziel Wszystkich Fr. Chopina», t. 9); Apel W., Der Anfang der Praeludium in Deutschland und Polen, Warsz., 1960. См. также лит. при статьях Бах И. С., Шопен Ф. Ф., Скрябин А. Н., Дебюсси К. А., Кабалевский Д. Б.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор.
.
1973—1982.

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Прелюдия» в других словарях:

  • ПРЕЛЮДИЯ — (лат., praeludere прежде играть). Произвольное число музыкальных фраз, служащих как бы вступлением к остальным частям музыкального произведения. Музыкальное предисловие. В фигуральном значении: то, что предшествует или подготовляет к какому либо… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Прелюдия — (от {lang la prae…} перед и {lang la ludus} игра) короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но… …   Википедия

  • ПРЕЛЮДИЯ — ПРЕЛЮДИЯ, прелюдии, жен. (от лат. praeludo начинаю играть) (книжн.). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • прелюдия — См. начало без прелюдий… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. прелюдия предисловие, вступление, пьеса, прелюд, начало Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ПРЕЛЮДИЯ — (прелюд) (ср. век. лат. praeludium от лат. praeludo играю предварительно), вступление к какому либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПРЕЛЮДИЯ — ПРЕЛЮДИЯ, и, жен. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к романсу. П. больших событий или к большим событиям (перен.). 2. Небольшое музыкальное произведение. П. для фортепьяно. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРЕЛЮДИЯ — жен., муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПРЕЛЮДИЯ — «ПРЕЛЮДИЯ», Россия Франция, МАРК ЗВИГИЛЬСКИЙ, 1992, ч/б, 22 мин. Эксцентрическая комедия. Московская коммуналка. Бесконечный коридор, очередь в ванную, борьба за место на кухне. Жалкие смешные люди. А может быть, не все так просто?. В ролях:… …   Энциклопедия кино

  • Прелюдия — (наигрыш, praeludium лат., prelude франц., voluntary англ., Vorspiel нем., от pre прежде и insus игра) непродолжительная игра на каком нибудь инструменте перед началом пьесы.П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • прелюдия — и, ж. 1) Вступление к музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Оркестровая прелюдия. Прелюдия до мажор. 2) перен. Вступление, введение во что л., а также предвестие чего л.… …   Популярный словарь русского языка

ПРЕЛЮДИЯ

вступление к музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса. В переносном значении — предыстория, предваряющая начало действия, развития интриги.

ПРЕМИЯ →← ПРЕЛАТ

Синонимы слова «ПРЕЛЮДИЯ»:

ВСТУПЛЕНИЕ, НАЧАЛО, ПРЕДИСЛОВИЕ, ПРЕЛЮД, ПЬЕСА, ФОРШПИЛЬ

Смотреть что такое ПРЕЛЮДИЯ в других словарях:

ПРЕЛЮДИЯ

(наигрыш, praeludium — лат., prélude — франц., voluntary — англ., Vorspiel — нем., от pre — прежде и lusus — игра) — непродолжительная игра на каком-ни… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

        прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преиму… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ, -и, ж. 1. Вступительная часть музыкального произведения. П. кро-мансу. П. больших событий или к большим событиям (перен.). 2. Небольшоемузыкальное произведение. П. для фортепьяно…. смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия ж. 1) Вступительная часть к музыкальному произведению. 2) Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы. 3) перен. То, что говорится, совершается перед чем-л. главным, как вступление.<br><br><br>… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия ж. муз. (тж. перен.)prelude

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия
См. начало
без прелюдий…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999.
прелюдия
предисловие, вступление, пьеса, прелюд, начало
Словарь русских синонимов.
прелюдия
сущ., кол-во синонимов: 6
• вступление (17)
• начало (92)
• предисловие (9)
• прелюд (2)
• пьеса (47)
• форшпиль (2)
Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013.
.
Синонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (позднелат. praeludium,
от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная
музыкальная пьеса, пр… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

Прелюдия (наигрыш, praeludium — лат., pr é lude — франц., voluntary — англ., Vorspiel — нем., от pre — прежде и lusus — игра) — непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала; главная тональность П. в таком случае та же, что и в хорале, и в П. входят отрывки хорала в виде мотива. У Баха хоральная П. иногда строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты на тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму П. получила у Баха в его собрании «Прелюдий и фуг» («Das Wohltemperirte Clavier»), где П. приближается иногда к двух- или трехколенному складу. Такие П. в тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались с ней в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть П. краткие пьески в сжатой коленной форме, которые именно вследствие своей сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с П. Знаменитые фортепианные П. Шопена отличаются такой силой вдохновения, такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах самостоятельно, как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не имеющее установленной формы увертюры или рондо, называют в настоящее время тоже П. Введение, или интродукция, предшествующие какому-нибудь сочинению, но в него включенные и имеющие с ним органическую связь, не называются П.; поэтому самостоятельную прелюдию, которую можно приставить к разным сочинениям, имеющим с ней одну и ту же тональность, нельзя называть введением, или интродукцией. <i> Postludium </i> есть отыгрыш в виде фантазии, исполняемый в лютеранской церкви по окончании богослужения, во время выхода прихожан из церкви. Иногда вместо П. исполняется какая-нибудь органная концертная пьеса. <i> Н. С. </i><br><br><br>… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ(лат., praeludere — прежде играть). Произвольное число музыкальных фраз, служащих как бы вступлением к остальным частям музыкального произведен… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

        прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prйlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. V… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

(ср.-век. лат praeludium от praeludo — играю предварительно, на пробу; франц. prélude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Praludium, Vorspiel) — жанр инстр. музыки, связ. с традициями исполнит. импровизации и представлявший собой в 15-16 вв. свободное инстр. (клавирное, органное или лютневое) вступление к катол. или протестант. хоралу, мотету, мадригалу и т. д., подготавливающее тональность последующей композиции и создающее контраст ее структурной оформленности. Генетич. память жанра сохраняется и в П. эпохи барокко, к-рыми открываются дву- и многочастные циклы (П. и фуга, сюита), хотя оппозиция бесструктурности — структурности реализуется здесь в условиях полной письм. фиксации муз. текста и воплощается через разл. типы фактурной орг-ции материала (напр., гомофонная или фигурационная П. и полифонич. фуга). Новый этап в истории жанра связан с эпохой романтизма, открывшего эстетич. ценность фрагмента как способа запечатлеть неповторимое эмоц. переживание. В этих условиях П. становится одним из центр. жанров малых форм, на основе к-рого создаются циклич. композиции с полным охватом тонального круга, — полнота эмоц. космоса воплощается в полноте космоса тонального (фп. циклы П. Ф. Шопена, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича и др.). В творчестве композиторов 20 в. реанимируется вся историч. типология жанровых функций: П. трактуется и как вступление, и как самостоят. пьеса, и как развернутая композиция…. смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

-и, ж.
1.Вступление к музыкальному произведению. Опере «Сорочинская ярмарка» предшествовала оркестровая прелюдия «Жаркий день в Малороссии». Римский-К… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

1) Орфографическая запись слова: прелюдия2) Ударение в слове: прел`юдия3) Деление слова на слоги (перенос слова): прелюдия4) Фонетическая транскрипция … смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ж
Präludium n, pl -dien; Prelude n, pl -s (самостоятельное произведение); перен. тж. Vorspiel n, Auftakt mСинонимы:
вступление, начало, предисловие, … смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия [< лат. praeludere сыграть прежде, наперед] — 1) инструментальная муз. пьеса свободного склада, являющаяся вступлением к другим пьесам (напр.,… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

(начало, предвестие чего-л.). чего и к чему. Вдали, начинаясь отдельными выстрелами, сухим треском автоматов… разворачивалась прелюдия ночного боя (В… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

корень — ПРЕЛЮДИ; окончание — Я; Основа слова: ПРЕЛЮДИВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ПРЕЛЮДИ; ⏰ — Я; Слово Прелюди… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

(1 ж), Р., Д., Пр. прелю/дии; мн. прелю/дии, Р. прелю/дийСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ прелюдии, ж. (от латин. praeludo — начинаю играть) (книжн.). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Прелюдии Шопена. 3. перен., к чему. Предвестие, преддверие, введение во что-н. Прелюдия к новой войне.<br><br><br>… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ (прелюд) (ср .-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.<br><br><br>… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

прелю́дия,
прелю́дии,
прелю́дии,
прелю́дий,
прелю́дии,
прелю́диям,
прелю́дию,
прелю́дии,
прелю́дией,
прелю́диею,
прелю́диями,
прелю́дии,
прелю́диях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium — от лат. praeludo — играю предварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.<br>… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия сущ.жен.неод. (1)мн.род.Ну полно, без прелюдийГоУ 4.4.

ПРЕЛЮДИЯ

— (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium — от лат. praeludo — играюпредварительно), вступление к какому-либо музыкальному сочинению илинебольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина,фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий…. смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

1) муз. 前奏曲 qiánzòuqǔ2) перен. 序幕 xùmù, 前奏 qiánzòuСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

Ударение в слове: прел`юдияУдарение падает на букву: юБезударные гласные в слове: прел`юдия

ПРЕЛЮДИЯ

жprelüd тж. перен.Синонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия ж Präludium n 1, pl -di|en; Prelude ( p r e » l y d ] n 1, pl -s (самостоятельное произведение); перен. тж. Vorspiel n 1a, Auftakt m 1aСинон… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ж муз
prelúdio mСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

ж. муз., перен.
prélude mСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

Rzeczownik прелюдия f preludium n

ПРЕЛЮДИЯ

Без прелюдий. Разг. Без лишних долгих вступлений, кратко, по-деловому. БМС 1998, 471.Синонимы: вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия, прел′юдия, -и, ж.1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к романсу. П. больших событий или к большим событиям (перен.).2. Неболь… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

муз.1.прелюдия, музыкалық шығармаға кіріспе;- прелюдия к опере операның прелюдиясы;2. (небольшое музыкальное пройзведение) прелюдия, шағын музыкалық шығарма;- прелюдия для фортепьяно фортепьяноға жазылған прелюдия… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ, -и, ж. 1. Вступительная часть музыкального произведения. Прелюдия к ро-мансу. Прелюдия больших событий или к большим событиям (перен.). 2. Небольшое музыкальное произведение. Прелюдия для фортепьяно…. смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

{²f’ö:r_spe:l}1. förspel förspelet till kriget i Mellanöstern—события, предшествовавшие войне на Ближнем Востоке

ПРЕЛЮДИЯ

Плюр Прелюд Прелюдия Придел Плие Плед Пюре Редия Пир Педрил Ярд Ярл Люд Лиеп Леди Лед Лдпр Идея Дилер Дея Дер Деп Дели Лидер Ляд Ляп Юрие Юля Лярд Пед Юлия Юли Ряд Рия Пери Перл Пие… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

пьесыelőjátékСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

ж. муз. перен.
preludio m; prodromi m pl тк. перен.; avvisaglia f тк. перен.
Итальяно-русский словарь.2003.
Синонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса… смотреть

ПРЕЛЮДИЯ

прелю́дия, -иСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

прел’юдия, -иСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

прелю’дия, прелю’дии, прелю’дии, прелю’дий, прелю’дии, прелю’диям, прелю’дию, прелю’дии, прелю’дией, прелю’диею, прелю’диями, прелю’дии, прелю’диях

ПРЕЛЮДИЯ

ПРЕЛЮДИЯ ж. муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию.

ПРЕЛЮДИЯ

forspillСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

הקדמהСинонимы:
вступление, начало, предисловие, прелюд, пьеса

ПРЕЛЮДИЯ

1. preluudium2. prelüüd3. sissejuhatus

ПРЕЛЮДИЯ

Ж 1. müqəddimə (musiqi əsərində); 2. mus. prelüdiya (kiçik musiqi əsəri); 3. məc. başlanğıc, giriş, müqəddimə.

ПРЕЛЮДИЯ

ж. муз.
прелюдия (1. музыкалык чыгарманын баштялыш бөлүгү; 2. өзгөчө формадагы чоң эмес музыкалуу чыгарма).

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдияж муз.
1. τό πρελούντιο, τό προανάκρουσμα·
2. перен τό προμήνυμα, τό προοίμιον, τό προανάκρουσμα

ПРЕЛЮДИЯ

Начальная форма — Прелюдия, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия предисловие, вступление, пьеса, прелюд, начало

ПРЕЛЮДИЯ

Оршил, удиртгал, удиртгал хөгжим, оршил болох, эзлэх

ПРЕЛЮДИЯ

ж. Präludium n, перен. тж. Vorspiel n, Auftakt m.

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия см. начало || без прелюдий

ПРЕЛЮДИЯ

муз. прелюдія (-ії), вступ (-пу), заспів (-ву).

ПРЕЛЮДИЯ

prelūdija; prelīde; priekšspēle, prelūdija

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдия
сарахбор, даромад, муқаддима

ПРЕЛЮДИЯ

то же, что Ласки подготовительные.

ПРЕЛЮДИЯ

прелюдияСм. началобез прелюдий…

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «ж. муз. введение, вступление в музыкальное сочинение, музыкальное предисловие, предыгра. Прелюдировать, играть прелюдию «, 8 (восемь) букв:
прелюдия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова прелюдия

Определение слова прелюдия в словарях

Примеры употребления слова прелюдия в литературе.

И сквозь скрипичный гам И ариетту Охрипшего корнета В моем мозгу звучит тупой там-там, Бессмысленно долбит прелюдию свою, Причудливо-бесцветно, Но эта фальшь — хоть явная по крайней мере.

Небольшую, обычно открывающую богослужение органную прелюдию Букстехуде разворачивает в масштабную, насыщенную контрастами музыкальную композицию, обычно пятичастную, включающую в себя последование трех импровизаций и двух фуг.

Он не мог угадать мыслей Альбедо вполне возможно, сарказм кибрида был своего рода прелюдией к отказу.

И уже сейчас, в этой прелюдии, можно почувствовать, что то невозможное, над которым медитировал Батай, всегда будет иметь эту форму: каким образом, исчерпав дискурс философии, вписать в лексику и синтаксис какого-то языка — нашего, который был также и языком философии, — то, что тем не менее выступает за рамки, не вписывается в оппозиции понятий, управляемые этой общепринятой логикой?

Диалектическая игра с отвлеченнейшими понятиями, в которой заключается вся эта метафизика, кажется, была как бы прелюдией к гегельянству и показывает, что в философии нельзя достичь ничего, если исходить из абстрактного вместо данного в созерцании.

Англии, — своего рода прелюдия к зрелому творчеству Голсуорси, здесь затронуты все волнующие его вопросы современной жизни, которые он рассматривает более пристально в последующих произведениях.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Прелюдия (музыка)

  • Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией.

    Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Фанта́зия (итал. fantasia, от лат. phantasia, от др.-греч. φαντασία плод воображения) в европейской музыке — общее обозначение формально и стилистически различных жанров. При всём историческом разнообразии артефактов музыкальной фантазии общим для них была прекомпозиционная идея творческой свободы, которая чаще всего трактовалась как отказ от какой-либо одной и общепринятой формы-конструкции (в этом смысле музыковеды говорят об «импровизационности формы»), а иногда и шире — как творческий эксперимент…

Токка́та (итал. toccata от toccare — трогать, касаться) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов.

Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.

Сюи́та (с фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой.

Каде́нция (итал. cadenza, от лат. cadere — «падать») — виртуозное исполнительское соло; то же, что исполнительская каденция. В отличие от каденции как категории гармонии, в исполнительстве слово «каданс» (как синоним «каденции») не используется.

Упоминания в литературе

В своем последнем опусе, выйдя далеко за пределы романтической стилистики и создавая атональную музыку, Скрябин возвращается к шопеновской модели: Прелюдия op. 74 № 2 – своего рода «парафраз» на Прелюдию Шопена op. 28 № 2, a-moll (самое «нешопеновское» произведение Шопена, смотрящее в XX век). Общее в них – застылая и диссонантная фигурация с использованием чистых квинт. Интересно, что Б. Асафьев ставил в один ряд с шопеновским циклом 24 прелюдий во всех тональностях op. 28 не op. 11 Скрябина, формально и образно-стилистически к нему более близкий, а именно 5 прелюдий op. 74!

И правда, из рассказов Адриана мне уяснилось, что его уроки музыки в старинном доме возле собора, где жил Кречмар, на добрую половину состояли из бесед о философии и поэзии. Тем не менее, еще учась в гимназии с Адрианом, я буквально изо дня в день замечал его музыкальные успехи. Разумеется, то, что он самоучкой приобрел известное знакомство с клавиатурой и тональностями, немало ускорило первые его шаги. В гаммах он упражнялся добросовестно, но школа фортепьянной игры, насколько мне известно, оставалась в пренебрежении; Кречмар просто заставлял его играть несложные хоралы и – как ни удивительно они звучали в фортепьянном исполнении – четырехголосные псалмы Палестрины, состоящие из натуральных аккордов, сплоченных гармоническими тяготениями и каденциями; и затем, несколько позднее, маленькие прелюдии и фугетты Баха, его же двухголосные инвенции, «Sonata facile»[25] Моцарта, одночастные сонаты Скарлатти. Кроме того, Кречмар и сам писал для него небольшие вещички, марши и танцы, как для сольного исполнения, так и для четырех рук; в последних музыкальные трудности приходились на партию второго пианиста, первая же партия, предназначенная для ученика, была весьма несложной, так что он мог испытывать удовлетворение от ведущей роли в пьесе, в целом выдержанной на более высоком техническом уровне, чем тот, который был ему посилен.

Основательность и добросовестное отношение к своему искусству были у Баха так велики, что в деле творчества он никогда, даже в юношеском возрасте, не полагался на одни силы собственного своего дарования, а напротив, всегда и самым внимательным образом изучал произведения других, как старых, так и современных ему творцов музыки. Мы уже отмечали это обстоятельство, упоминая о немецких композиторах, старых и современных Баху – Фроберге, Пахельбеле, Букстехуде и других. Но не одни немецкие музыканты служили ему образцами для изучения. Чтобы основательно познакомиться с лучшими произведениями итальянской музыки, наш композитор еще в Арнштадте изучал и даже собственноручно переписывал сочинения некоторых известных итальянских композиторов, как, например, Палестрини, Кальдари, Лотти и пр. Изучение итальянцев не прекращалось и впоследствии, и в Веймаре Бах много работал над сочинениями знаменитого венецианского композитора Вивальди, скрипичные концерты которого переделывал в то время для клавесина. Эти-то занятия и отразились затем на некоторых из сочинений нашего композитора, между прочим, и на его прелюдиях этого периода. Впрочем, подобно итальянскому влиянию, у Баха можно отметить также следы французской тогдашней музыки, именно в некоторых написанных им в Веймаре же сюитах, в которых мы находим танцы, несомненно, французского склада и характера.

В конце 1909-го года в парижском издательстве E. Sansot & Cie увидел свет «африканский роман» – «Футурист Мафарка». Роман рассказывал об африканском короле Мафарке-эль-Баре, о его приключениях, битвах, победах и о магическом рождении сына короля – Газурмаха. Его автор, франко-итальянский литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944) к тому моменту был уже известной фигурой в символистских кругах Франции. За несколько лет до публикации романа Маринетти издал на французском языке несколько книг[1], а в Италии под его руководством с 1905 года выходил журнал Poesia, где печатались звезды интернациональной литературной сцены тех лет (Г. Кан, Э. Верхарн, Ж. Лафорг, А. Жарри, П. Клодель, Г. д’Аннунцио). Однако к моменту публикации романа не эта деятельность ассоциировалась с именем Маринетти. В феврале 1909 года на первой странице одной из самых популярных и массовых парижских газет Le Figaro он напечатал знаменитый «Манифест футуризма». С этого момента все предыдущие заслуги литератора Маринетти становятся лишь прелюдией к главному произведению всей его жизни – футуристическому движению, сумевшему, как ни одно другое направление в искусстве тех лет, аккумулировать и грандиозные грезы, и темные стороны двадцатого столетия.

Разные есть по данному поводу мнения. Но беру на себя всю ответственность утверждать, что испанцы, отдавшие свои жизни в борьбе с фашизмом, предупреждали о нависшей тогда над всем человечеством опасности. Перед этими людьми, чья трагедия стала прелюдией трагедии мировой, европейцы, да и не только европейцы, должны инстинктивно чувствовать долг признания их подвига: они сражались за свободу не только своей родины. И прав французский журналист Мишель Лефевр, который уже в наши дни делает вывод: «Республика проиграла войну с фашизмом, но столь же ясно, что она выиграла битву памяти. Гражданская война – не только испанское дело. По всему миру еще жива память о ней».

Весь их разговор был прелюдией к этой истории, в которой Бруно наверняка многое умолчал. Вот что скрывалось за покрасневшими глазами попутчика, за его грустной улыбкой – еще одна история несправедливости и вражды.

Связанные понятия (продолжение)

Сона́та (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.

Клави́р (нем. Clavier, Klavier, от фр. clavier — «клавиатура»), в Германии и землях, находившихся в сфере германского культурного влияния (Австрии, отчасти в Швейцарии, Чехии, Польше, Дании, Швеции) в XVII—XVIII веках, — общее название клавишных музыкальных инструментов — клавикорда, клавесина, фортепиано, органа и их разновидностей. Пример такого словоупотребления — 3 сборника Clavierübung (Клавирных упражнений) И.С. Баха (1731, 1735, 1754

Капри́ччио (итал. Capriccio, также каприс, фр. caprice; букв. каприз, прихоть; причудливый изыск) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.

Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).

Трио-соната (итал. trio — Трио и итал. sonare — звучать) — основная форма камерной инструментальной музыки XVII—XVIII веков (эпохи барокко). Обычно трио-соната сочинялась для трех инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом. Эпохой расцвета трио-сонаты во всех европейских музыкальных центрах был период с 1625 по 1750год, затем, ввиду отмирания basso continuo как функционально необходимого элемента композиции…

Сложная трёхчастная форма — музыкальная репризная трёхчастная форма, первая часть которой сложнее периода. Чаще всего первая часть представляет собой простую двух- или трёхчастную форму, но иногда бывает и сложнее (кроме того, средний раздел тоже может быть написан в сложной форме). Примеры таких произведений…

Кончерто гроссо (итал. concerto grosso — «большой концерт») — инструментальный жанр в музыке, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей (итал. ripieno, «рипьено») и группы солистов (итал. concertino, «кончертино»). Возник в Италии, во второй половине XVII века как оркестровая разновидность трио-сонаты.

Ве́нская класси́ческая шко́ла (нем. Wiener Klassik — «венская классика») — направление европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846—893, — цикл клавирных произведений И. С. Баха, включающий 48 прелюдий и фуг, объединённых в 2 тома (24 пьесы в каждом томе). Название гласит…

Ричерка́р (итал. ricercar, recercar, recerchar, ricercata и др.; исп. recercada, фр. recherche; от итал. ricercare — изыскивать; отсюда ricercar — «разыскание», «изыскание») — жанр многоголосной инструментальной (реже вокальной) музыки в западной Европе XVI—XVII веков.

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Цикли́ческие фо́рмы в му́зыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений (каждое из которых может обладать или не обладать циклической формой) или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут…

Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы.

Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.

Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от двух до девяти солирующих инструментов…

Ске́рцо (итал. scherzo букв. «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.

Ми-бемоль мажор (Es-dur) — мажорная тональность с тоникой ми-бемоль. Имеет три бемоля при ключе.

Генера́л-бас (нем. Generalbaß букв. «общий бас»), итал. basso continuo ( «непрерывный бас»), цифрованный бас (итал. basso numerato) — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия — интервалы и аккорды), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует) аккомпанемент.

Чако́на (исп. chacona, итал. ciaccona) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина…

Анданте (итал. andante) — музыкальный термин, происходящий от итальянского глагола «andare», означающего в переводе «идти». В музыке им обозначают скорость, с которой должно воспроизводиться музыкальное произведение, и соответствует темпу в диапазоне от 76 до 108 ударов в минуту — он располагается посередине между адажио и модерато.

Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории европейской музыки, который охватывает условно 1790—1910 годы.

Пассака́лия, также пассакалья (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) ― провожальная песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда и название). Впоследствии жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. Характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп, трёхдольный метр, минорный лад, форма вариаций…

«Иску́сство фу́ги» (нем. Die Kunst der Fuge) — сборник из 14 фуг и 4 канонов И. С. Баха, BWV 1080, предположительно для клавира. Сохранившиеся пьесы, написанные в 1742—1749 годах (цикл не окончен), задуманы как изысканные и разнообразные полифонические разработки (авторское название: Contrapunctus) одной и той же темы в тональности ре-минор (d-moll).

Баркаро́ла (от итал. barca — лодка) — народная песня венецианских гондольеров; в ряде источников упоминается как гондольера.

Старинная концертная форма (концертная форма, форма старинного концерта) — музыкальная форма, основанная на чередовании ритурнеля (главной темы), транспонируемого при повторных проведениях, и промежуточных построений, называемых интермедиями, основанных на новом интонационном материале или на разработке материала главной темы.

Ту́тти (от итал. tutti «все, весь») — музыкальный термин имеющий два значения…

Рапсо́дия (греч. ῥαψῳδία — эпическая песнь) в музыке XIX — первой половины XX веков — инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, «импровизационном» стиле. Для рапсодии свойственно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Оно словно воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода.

Песенный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Понятие «вокальный цикл» аналогично поэтическому циклу в литературе.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

Месса си минор (нем. Messe in h-moll, h-Moll-Messe) BWV 232 — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и basso continuo, на традиционный (латинский) текст католического ординария. Наряду со Страстями по Матфею, самое масштабное сочинение Баха. Дата создания — 1748 или 1749 год.

Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Хора́л (лат. choralis <подразумевается cantus choralis — хоровое пение>, от др.-греч. χορός — хор, первоначально — хоровод, сопровождающийся пением) — многозначный музыкальный термин. Выделяются следующие значения хорала…

Аллема́нда (от фр. allemande — немецкий) — изначально низкий танец эпохи Возрождения, впоследствии один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты (обычно 1-я часть).

«Музыкальное приношение» (нем. Das Musikalische Opfer), BWV 1079, — это цикл канонов, фуг и других музыкальных произведений, написанных И. С. Бахом, основанных на теме, продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II, и посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных инструментах.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Остина́то (итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый) — метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение мелодической фразы (мелодическое остинато), ритмической фигуры (ритмическое остинато) или гармонического оборота (гармоническое остинато).

Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Под арией может также подразумеваться музыкально-инструментальная пьеса певучего характера.

Симфони́ческая поэ́ма (нем. Tondichtung, Sinfonische Dichtung) — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература и живопись, реже — философия или история; картины природы). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью…

Ре мажор (D-dur) — мажорная тональность с тоникой ре. Имеет два диеза при ключе: фа-диез и до-диез.

Кано́н в музыке — полифоническая форма, в которой мелодия образует контрапункт сама с собой. Основной технико-композиционный приём, положенный в основу канона, называется (канонической) имитацией.

Альтовая флейта (итал. flauto contralto; фр. flûte alto; нем. Altflöte) ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность современной флейты, сконструированная Теобальдом Бёмом около 1854 года.

Бранденбу́ргские конце́рты (Brandenburgische Konzerte, BWV 1046—1051) Иоганна Себастьяна Баха — цикл из 6 концертов, преподнесённых Бахом в качестве подарка маркграфу Бранденбург-Шведта Кристиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 г. Исследователи полагают, что концерты были сочинены, возможно, за несколько лет до этой даты.

  • Встречала ли я благородных людей сочинение дубровский
  • Встречал ли я благородных людей дубровский сочинение 6 класс кратко и понятно
  • Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение 2 класс родной язык презентация
  • Встречаемый друзьями как пишется
  • Встреча царевны со старушонкой описание объятого сном замка фрагментов сказки спящая царевна