Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина «Темные аллеи».
У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, как бы крепко они ни были привязаны друг другу, финал был одним и тем же – расставание или смерть. Бунин считал, что любовь похожа на вспышку: только она появилась, и вдруг ее уже нет. Но именно этим она, любовь, и прекрасна. С течением времени, любовь сменяется просто привязанностью, а привязанность превращается в быт. Этого лишены герои Бунина. Они переживают только вспышку и, насладившись ею, расстаются.
В рассказе «Темные аллеи» эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но не хотят этому верить. Я думаю, что Иван Алексеевич не очень сильно любил Надежду, ведь если бы его любовь была сильна, он бы ни за что не бросил любимую. Проходят годы, барин и Надежда встречаются вновь. Она все также его любит и никогда его не забывает, а он называет историю их любви пошлой и обыкновенной. И снова Иван Алексеевич бросает Надежду, уезжая, он представляет, что она могла бы быть его женой, хозяйкой его дома и тут же отвергает эту мысль. Он оставляет любимую женщину, ту, что подарила ему «лучшие, истинно волшебные минуты» его жизни.
Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
Так что же такое любовь? На этот вопрос есть тысячи ответов. Каждый видит в любви счастье, радость, смысл жизни. Но любовь – это еще и боль. Любовь – это черная дыра, рано или поздно втягивающая в себя каждого. Нет счастья без горя, нет любви без страданий. Человек не способный страдать – это не человек, а бездушная машина.
Неразделенная любовь – это тоже боль, но и в этой боли есть свое счастье. Счастье того, что существует такой человек, ради которого ты сделаешь все. Которым ты можешь любоваться, пусть даже издали, и испытывать счастье и радость просто видя его.
Тема любви была и будет актуальна всегда, будь то прошлые века или наше время. Любовь несет в себе счастье, какой бы она ни была. Любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство и смысл нашего существования.
Добавил: Moryana01
Подготовка к ЕГЭ: Всякая любовь великое счастье — Бунин Темные Аллеи сочинение — Сочинение по рассказу И.А. Бунина “Темные аллеи”
Тема любви в русской литературе освещается всесторонне. Не стала исключением и тема любви простой крестьянки и барина. И. А. Бунин не обошел ее стороной.
В своем произведении «Темные аллеи» он написал о любви простой крепостной крестьянки Наденьки и молодого барина, Николая Алексеевича. Надежда была влюблена в барина в юности и пронесла память об этой любви через всю жизнь, не смогла по этой причине обзавестись семьей и детьми. Барин же женился в свое время и вырастил сына, но счастья ему это не принесло, как признает он сам при встрече. Неожиданно встретившись спустя много лет на постоялом дворе, который держит Надежда, Николай Алексеевич был поражен открытием, что все эти годы она любила только его, помнила о его проступке и не смогла простить. Постыдившись того, что сломал девушке жизнь, и понимая, с другой стороны, что самое чистое и сильное чувство в его жизни прошло стороной, он, тем не менее, осознает, что поступать иначе не стал бы, жениться в молодости на влюбленной Наденьке и сделать ее лицом своего особняка в Петербурге – сама мысль эта кажется барину абсурдной. Находя ситуацию обыденной и пошлой, он уезжает прочь с постоялого двора, как бы пытаясь сбежать от своих мыслей и угрызений совести.
Надежда же была очень взволнована неожиданной встречей, деликатно признавшись Николаю Алексеевичу, что все эти годы думала о нем и не могла полюбить другого. В нескольких репликах Надя смогла рассказать возлюбленному ее юности, что все свои чувства отдала именно ему, простить и забыть не смогла и до сих пор чувствует обиду за произошедшее, но также понимает, что поступать иначе он не стал бы.
В своем сочинении я хотела донести мысль, что, может быть, вот так, не заметив, походя, сломав жизнь другому, человек проходит мимо настоящих чувств, не сознавая того, что всякая любовь – великое счастье. Даже сегодня в силу социальных устоев, – слишком велики бывают различия – влюбленные люди не всегда могут соединиться, завести семью, но сама возможность испытать любовь уже есть великое счастье, поскольку заставляет человека испытывать всю гамму возможных чувств – от волнения и переживаний до восторженной эйфории.
Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Всякая любовь великое счастье — Бунин Темные Аллеи сочинение — Сочинение по рассказу И.А. Бунина “Темные аллеи”» / Январь 2016
источник
Тема любви в рассказах И. А. Бунина
Любовь во все времена занимала ключевую позицию в творчестве многих писателе. Так это было и у И. А. Бунина. В его произведениях ей отведена особая роль: любовь всегда трагична, она обнажает сокровенное, даже то, что человек хотел бы скрыть ото всех. Об этом удивительном чувстве, способном принести как великое счастье, так и сильнейшие страдания, И. А. Бунин написал цикл рассказов “Темные аллеи”, каждый из которых понимание Бунинской любви с разных сторон.
В рассказе “Холодная осень” главная героиня полюбила мужчину, который вскоре погиб на войне. Он знал, что это может случиться, и советовал возлюбленной жить без него, порадоваться на свете, пока он будет ждать её на другой стороне. Героиня живет, выходит замуж, заботится о племяннике своего мужа, но на собственном закате понимает, что время, прошедшее со смерти её истинной любви, жизнью назвать нельзя, это лишь существование. Героиня спрашивает себя: “Да, и что же все таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер”. Она готова умереть, потому что смерть лучше жизни без любви. Рассказ заканчивается очень сильной фразой: “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”. Она не боится смерти , она ждет её как спасения, возможности наконец быть с любимым, пусть и не в этой жизни.
Также явно трагичность любви в восприятии И. А. Бунина показана в его отдельном рассказе “Солнечный удар”. Это история двух уже зрелых людей, встретивших друг друга именно в тот жизненный момент, когда эта встреча была им необходима. В творчестве Бунина нет случайностей, это была судьба. Но герои не подростки, женщина связана обязательствами, и, хотя читатель видит, что это истинная любовь, эта встреча не ведет абсолютно ни к чему. Герои сходят с парома, чтобы хоть несколько часов быть вместе, однако, расставаясь с той, кого уже успел полюбить, поручик уже не знает, что делать в этом городе. “Все это было так глупо, так нелепо, что он бежал с базара”. Больше ни в чем нет смысла. “Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Любовь героев взаимна, их чувства искренние, однако их встреча ни к чему не ведет, оставляя в сердце сладкую горечь пережитых ими чувств.
“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – говорит И. А. Бунин. В его понимании любовь чувство стихийное, человек не может его контролировать, но без него жизнь пуста и бессмысленна. Лучше сгореть от любви, разбить себе сердце, но полюбить, чем не испытать этого чувства вовсе!
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина «Темные аллеи».
У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, как бы крепко они ни были привязаны друг другу, финал был одним и тем же – расставание или смерть. Бунин считал, что любовь похожа на вспышку: только она появилась, и вдруг ее уже нет. Но именно этим она, любовь, и прекрасна. С течением времени, любовь сменяется просто привязанностью, а привязанность превращается в быт. Этого лишены герои Бунина. Они переживают только вспышку и, насладившись ею, расстаются.
В рассказе «Темные аллеи» эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но не хотят этому верить. Я думаю, что Иван Алексеевич не очень сильно любил Надежду, ведь если бы его любовь была сильна, он бы ни за что не бросил любимую. Проходят годы, барин и Надежда встречаются вновь. Она все также его любит и никогда его не забывает, а он называет историю их любви пошлой и обыкновенной. И снова Иван Алексеевич бросает Надежду, уезжая, он представляет, что она могла бы быть его женой, хозяйкой его дома и тут же отвергает эту мысль. Он оставляет любимую женщину, ту, что подарила ему «лучшие, истинно волшебные минуты» его жизни.
Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
Так что же такое любовь? На этот вопрос есть тысячи ответов. Каждый видит в любви счастье, радость, смысл жизни. Но любовь – это еще и боль. Любовь – это черная дыра, рано или поздно втягивающая в себя каждого. Нет счастья без горя, нет любви без страданий. Человек не способный страдать – это не человек, а бездушная машина.
Неразделенная любовь – это тоже боль, но и в этой боли есть свое счастье. Счастье того, что существует такой человек, ради которого ты сделаешь все. Которым ты можешь любоваться, пусть даже издали, и испытывать счастье и радость просто видя его.
Тема любви была и будет актуальна всегда, будь то прошлые века или наше время. Любовь несет в себе счастье, какой бы она ни была. Любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство и смысл нашего существования.
Любовь, в моем понимании, это великое, святое чувство, которое может испытывать человек, наивысшая награда, данная нам Богом. А в одном из предположений И. А. Бунина: любовь — это, когда хочется того, чего нет и не бывает, с чем я тоже абсолютно согласна.
Насколько сильным нужно быть человеком, чтобы пережить неразделенную любовь? Держать или отпустить? Забыть или помнить? Этими вопросами задаются многие поэты в своих произведениях. Бунин в цикле произведений «Темные аллеи», Пушкин, Куприн. В их сочинениях мы видим любовь неразделенную, неравноправную, невозможную. «Любовь — легализованный наркотик, ничем других не хуже и не лучше, но вы его в продаже не найдете — рецепт вам может выписать лишь случай, а случай вовсе страждущих не лечит, рецепт вслепую выдает кому-то — он может исцелить и искалечить, продлить года и оборвать минуты… «Слабые не выдерживают столько эмоций и такую бурю чувств, кто-то ищет успокоение в алкоголе, в разгульном образе жизни, а кто-то и вовсе уходит в мир иной. Любовь — это мощная струя, под напором которой не каждый может устоять.
Я не знаю, к счастью или к сожалению, но мне не пришлось пережить неразделенную любовь, может даже, и саму любовь. Вполне возможно то, что было у меня, — это всего лишь жалкая пародия, ничтожная копия того прелестного чувства.
Не стоит бояться любви возможно, она тоже постучится в ваш дом. Примите ее такую, какая она есть, и не гоните.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина «Темные аллеи».
У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, как бы крепко они ни были привязаны друг другу, финал был одним и тем же – расставание или смерть. Бунин считал, что любовь похожа на вспышку: только она появилась, и вдруг ее уже нет. Но именно этим она, любовь, и прекрасна. С течением времени, любовь сменяется просто привязанностью, а привязанность превращается в быт. Этого лишены герои Бунина. Они переживают только вспышку и, насладившись ею, расстаются.
В рассказе «Темные аллеи» эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но не хотят этому верить. Я думаю, что Иван Алексеевич не очень сильно любил Надежду, ведь если бы его любовь была сильна, он бы ни за что не бросил любимую. Проходят годы, барин и Надежда встречаются вновь. Она все также его любит и никогда его не забывает, а он называет историю их любви пошлой и обыкновенной. И снова Иван Алексеевич бросает Надежду, уезжая, он представляет, что она могла бы быть его женой, хозяйкой его дома и тут же отвергает эту мысль. Он оставляет любимую женщину, ту, что подарила ему «лучшие, истинно волшебные минуты» его жизни.
Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
Так что же такое любовь? На этот вопрос есть тысячи ответов. Каждый видит в любви счастье, радость, смысл жизни. Но любовь – это еще и боль. Любовь – это черная дыра, рано или поздно втягивающая в себя каждого. Нет счастья без горя, нет любви без страданий. Человек не способный страдать – это не человек, а бездушная машина.
Неразделенная любовь – это тоже боль, но и в этой боли есть свое счастье. Счастье того, что существует такой человек, ради которого ты сделаешь все. Которым ты можешь любоваться, пусть даже издали, и испытывать счастье и радость просто видя его.
Тема любви была и будет актуальна всегда, будь то прошлые века или наше время. Любовь несет в себе счастье, какой бы она ни была. Любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство и смысл нашего существования.
Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И.А. Бунина «Темные аллеи»)
Автор: Бунин И.А.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина «Темные аллеи».
У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, как бы крепко они ни были привязаны друг другу, финал был одним и тем же – расставание или смерть. Бунин считал, что любовь похожа на вспышку: только она появилась, и вдруг ее уже нет. Но именно этим она, любовь, и прекрасна. С течением времени, любовь сменяется просто привязанностью, а привязанность превращается в быт. Этого лишены герои Бунина. Они переживают только вспышку и, насладившись ею, расстаются.
В рассказе «Темные аллеи» эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но не хотят этому верить. Я думаю, что Иван Алексеевич не очень сильно любил Надежду, ведь если бы его любовь была сильна, он бы ни за что не бросил любимую. Проходят годы, барин и Надежда встречаются вновь. Она все также его любит и никогда его не забывает, а он называет историю их любви пошлой и обыкновенной. И снова Иван Алексеевич бросает Надежду, уезжая, он представляет, что она могла бы быть его женой, хозяйкой его дома и тут же отвергает эту мысль. Он оставляет любимую женщину, ту, что подарила ему «лучшие, истинно волшебные минуты» его жизни.
Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
Так что же такое любовь? На этот вопрос есть тысячи ответов. Каждый видит в любви счастье, радость, смысл жизни. Но любовь – это еще и боль. Любовь – это черная дыра, рано или поздно втягивающая в себя каждого. Нет счастья без горя, нет любви без страданий. Человек не способный страдать – это не человек, а бездушная машина.
Неразделенная любовь – это тоже боль, но и в этой боли есть свое счастье. Счастье того, что существует такой человек, ради которого ты сделаешь все. Которым ты можешь любоваться, пусть даже издали, и испытывать счастье и радость просто видя его.
Тема любви была и будет актуальна всегда, будь то прошлые века или наше время. Любовь несет в себе счастье, какой бы она ни была. Любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней. Это высшее чувство и смысл нашего существования.
Тема любви в русской литературе освещается всесторонне. Не стала исключением и тема любви простой крестьянки и барина. И. А. Бунин ?? обошел её сторонои?.
В своем произведении ??Темные аллеи?? он написал о любви простой крепостнои? крестьянки Наденьки и молодого барина, Николая Алексеевича. Надежда была влюблена в барина в юности и пронесла память об ?той любви через всю жизнь, ?? смогла по ?той причине обзавестись семьей и детьми. Барин же женился в свое время и вырастил сына, но счастья ему ?то ?? принесло, как признает он сам при встрече. Неожиданно встретившись спустя много лет на постоялом дворе, который держит Надежда, Николай Алексеевич был поражен открытием, что все эти годы она любила только лишь его, помнила о ??? проступке и ?? смогла простить. Постыдившись того, что сломал девушке жизнь, и понимая, с другой позиции, что самое чистое и сильное чувство в ??? жизни прошло сторонои?, он, тем ?? менее, осознает, что поступать иначе ?? стал бы, жениться в молодости на влюбленнои? Наденьке и сделать её лицом сво??? особняка в Петербурге – сама мысль эта кажется барину абсурднои?. Находя ситуацию обыденнои? и пошлой, он уезжает прочь с постоялого двора, как бы пытаясь сбежать от своих мыслей и угрызений совести.
Надежда же была очень взволнована неожиданнои? встречей, деликатно признавшись Николаю Алексеевичу, что все эти годы думала о нем и ?? могла полюбить иного. В нескольких репликах Надя смогла рассказать возлюбленному её юности, что все свои чувства отдала именно ему, простить и забыть ?? смогла и до сих пор чувствует обиду за произошедшее, но аналогичным образом понимает, что поступать иначе он ?? стал бы.
В своем сочинении я хотела донести мысль, что, должна быть, ??? так, ?? заметив, походя, сломав жизнь другому, человек проходит мимо настоящих чувств, ?? сознавая того, что всякая любовь – великое счастье. Даже сегодня в силу социальных устоев, – чересчур велики бывают различия – влюбленные люди ?? всегда могут соединиться, завести семью, но сама возможность испытать любовь уже есть великое счастье, поскольку заставляет человека испытывать всю гамму возможных чувств – от волнения и переживаний до восторженнои? эйфории.
“Всякая любовь — великое счастье” (по рассказу И.Бунина “Темные аллеи”)
Цели:
создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества
продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения
воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами
Средства обучения: портрет И. Бунина, иллюстрация к произведению, музыкальное оформление, мультимедийная установка.
Запись на доске:
Кто любит, счастлив
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт
Словарь:
Распят – пригвожден к распятию
Распятие — символ страдания
Книга Иова – библейская книга, учащая терпению.
Иов – библейский страдалец.
Предварительное задание к уроку:
Прочитать рассказ «Темные аллеи»
Придумать 1 вопрос, который вы хотели бы задать главным героям.
Задание по группам:
1 группе – сообщение – рассказ о Николае Алексеевиче
2 группе – о Надежде
Ход урока
I.
Ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье». На предыдущем уроке мы говорили о любви трагедийной. Вспомним название этого рассказа и ответим на вопрос:
«Почему расстались герои этого рассказа?» (Рассказ называется «Холодная осень». Причиной расставания была война).
– В этом рассказе звучит вызов против несовершенства мира. Сегодня наше знакомство продолжится, и мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Ребята, меня волнует такой вопрос:
Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?
(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)
– Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами А. А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.
II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.
1. – Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа. (любовь, предательство, расплата)
– Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)
– Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)
– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)
2. – Представим слово двум группам. Они расскажут о главных героях до момента расставания.
I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.
П группа: Николенька… Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей – господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»
Была чудесная весна
Они на берегу сидели…
Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.
Вопросы первой группе.
– Как сложилась судьба Надежды после расставания?
(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).
– Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?
(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).
– Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?
(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.
– А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).
– Почему такая женщина не вышла замуж?
(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).
Вопросы второй группе.
– Как сложилась судьба Николая Алексеевича?
(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).
– Помнил ли он о своей первой любви?
(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).
– Что понял герой после разговора с Надеждой?
(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).
3. – Ученики, не входящие в эти группы, подготовили каждой группе по вопросу. Предоставим им слово.
Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде:
– Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить?
(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).
Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче.
– Почему вы так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?
(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)
Вопрос ко всем ученикам:
– Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?
(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).
4. – Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?
(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)
– А как вы можете представить эту осень?
(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).
– А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?
(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).
– Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)
– О чем это говорит?
(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).
– Значит, любовь – это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.
Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.
– Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?
(Темные аллеи – название рассказа – мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).
III.
– Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье…», что любовь – это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби».
Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
IV.
– Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли последнюю строчку этого стихотворения:
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Согласны ли вы этим утверждением?
Домашнее задание:
Напишите мини-сочинение, взяв за основу слова К. К. Бальмонта, которые и будут формулировкой темы сочинения.
А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу», которое поможет вам в работе над сочинением. (Стихотворение звучит на музыкальном фоне, Л. Бетховен «Лунная соната»).
Домашнее задание.
Образец мини-сочинения.
Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.
Любовь – высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.
А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит – страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы – это любовь!
А. Ахматова
Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.
Прекрасно всё в любви – несёт ли нам
Страдания она или бальзам.
Страданья ради истинной любви
Блаженством, о влюблённый, назови.
Саади.
Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Истинная любовь для Бунина есть вечная красота природы, для него она прекрасна только тогда, когда чувство естественно, не ложно, не выдумано. Любовь и существование без нее для писателя – две враждебные жизни, и если любовь погибает, то другая жизнь бессмысленна и уже не нужна. Через все творчество Бунина проходит тема чистого и прекрасного чувства. Бунин пишет в одном из своих рассказов: “Всякая
любовь – великое счастье, даже если она не разделена”.
Героям бунинских рассказов присущи необычайная сила и искренность чувства. Любовь захватывает человека, все его помыслы и силы. Чтобы любовь не исчезла и не иссякла, нужно расстаться навсегда, что показано во всех рассказах Бунина.
Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя недолго живет, она как короткая, яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая души влюбленных, в конце концов, приводит к трагедии – самоубийству, гибели, небытию.
Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос: “Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?”
Мне кажется, что именно И.А. Бунин попытался разгадать самое необъяснимое, загадочное чувство.
В тысяча девятьсот двадцать пятом году в приморских Альпах Бунин написал рассказ “Солнечный удар”. В этом произведении, в отличие от произведений раннего творчества писателя, любовь взаимна, но все же трагична! Сюжет очень прост. На пароходе случайно встречаются он и она, подогретые вином, теплотой ночи и романтическим настроением. Герои, сойдя с парохода, проводят ночь в гостинице, а утром расстаются. Вот и все. Но за весьма простым и банальным сюжетом скрывается конфликт героя самим с собою. Писатель смог передать мучительные переживания героя. Перед нами происходит
смена настроения мужчины. Сначала поручику становится тоскливо, сердце сжимается “нежностью”. Он пытается скрыть своё смятение. Потом происходит своеобразный диалог с самим собой, он старается засмеяться, пожать плечами, закурить, отогнать печальные мысли и не может. Он постоянно находит предметы, напоминающие незнакомку: “шпильку для волос, смятую постель”, “недопитую чашку”; он чувствует запах её духов.
Так рождается мука, тоска.
От лёгкости и беззаботности не остаётся и следа!
Бунин хотел показать, какая пропасть легла между прошлым и настоящим. “Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был ещё полон ею – и пуст. Это было странно! Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было…” Нужно было поручику чем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти, и он бродит по городу, пытаясь спастись от наваждения, не понимая, что с ним всё-таки происходит.
“Сердце его поражено слишком большой любовью, слишком большим счастьем”. Мимолётная любовь явилась для поручика потрясением, она психологически изменила его.
По времени рассказ можно поделить на две части: ночь, проведённая с женщиной, и день без неё. Вначале создан образ мимолётного блаженства – забавного случая, а в финале образ тягостного блаженства – ощущения большого счастья. Женщина и мужчина, живя уже другой жизнью, постоянно вспоминают эти минуты счастья (“много лет потом вспоминали эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой”). Они как бы оказались пожизненно в плену своих воспоминаний.
Отсюда и удачное название рассказа: солнечный удар будет воспринят не только как боль, но и как миг счастья.
Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний – такие незаживающие раны оставляет в судьбах бунинских героев любовь, и время не властно над ней.
В рассказе «Темные аллеи» изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. «Сколько ни проходило времени, все одним жила, – признается она Николай Алексеевичу. – Все проходит, да не все забывается.… Простить я вас никогда не могла. Как не было
у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все-таки ему трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей.…Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.
Одним из любимых произведений Бунина был рассказ “Чистый понедельник”. Молодые люди, он и она, познакомились однажды на лекции в литературно – художественном кружке и полюбили друг друга. Они стали встречаться, проводить вместе свободное время. Он ухаживал за ней и хотел более серьёзных отношений, но она была загадочно молчалива, никогда не давала ему выходить из-под контроля. Герои в рассказе молоды, красивы, богаты, принадлежат к одному кругу, но несчастливы. Героиня – натура очень сложная, загадочная, во многом не понятная герою. Она зачем-то училась на курсах,
зачем-то разучивала начало “Лунной сонаты”, зачем-то повесила над диваном портрет босого Толстого. А на вопрос: “Зачем?” – пожимала плечами: “А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?” Жизнь героев самая обычная для людей их круга. Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем идут в театр, либо на концерт, либо на театральный капустник. Но в душе героиня внутренне чужда всему этому. “Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…” Ее внутренняя жизнь открывается нам в Прощеное воскресенье, когда героиня вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. Ей кажется, что только в монастырях и в духовных песнопениях сохранилось “чувство родины, ее старины”. Героиня пытается найти смысл в
окружающем ее мире, но не находит. Даже любовь героя не приносит ей счастья. Не найдя красоты, духовности в современном ей мире, героиня уходит из него туда, где, как ей кажется, они есть: в прошлое, в допетровскую Русь, в монастырь. Таким образом, в этом рассказе социально-психологический барьер мешает соединиться героям.
Почему герои в рассказах Бунина всегда расстаются? Возможно, писателю не хотелось говорить о празднике любви, превращающемся в будни. Возможно, в разлуке и “есть высокое значение”, только в таком случае любовь остаётся где-то в сердце на всю жизнь, поэтому в рассказах Бунина, какой бы сильной ни была любовь, финал всегда печален.
?
Любовь. Сколько об этом чувстве написано литературных произведений, сколько слов сказано — не сосчитать, и это не просто так. Ведь любовь — самое главное чувство в жизни человека. Любовь — двигатель жизни. Это чувство согревает сердца и души людей, придаёт сил, толкает на подвиги и великие поступки. Но, как известно, любовь может быть невзаимной, безответной. Приносит ли это чувство в таком случает счастье? Как сказал И.А. Бунин, любовь — всегда великое счастье, даже если она безответна. С этим высказыванием невозможно не согласиться. Действительно, даже неразделенная любовь приносит счастье человеку, ведь влюбленный становится сильнее характером, жизнь его становится интереснее. Человек, который любит, пусть даже и безответно, всегда действует в интересах объекта своих чувств, делая его счастливым.
Подтверждение верности высказывания обнаруживается в произведениях литературы. Одно из таких произведений — повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», в которой читатель наблюдает за неразделенной любовью Желткова к Вере Шеиной. Несмотря на невзаимность чувств, Желтков считал себя счастливым человеком, бережно хранил воспоминания о Вере Николаевне, с трепетом относился к ее вещам. Желтков дарил подарки своей возлюбленной и писал трогательные письма. Но Вера не могла ответить ему взаимностью, потому что принадлежала к другому социальному классу и, более того, была замужем. Тем не менее, в последнем письме Желтков писал, что вся его жизнь заключалась только в Вере Николаевне, что это любовь, посланная Богом. Желтков был счастлив, что любил Веру, пусть она и не могла ответить ему взаимностью.
Также вспоминается рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник», в котором перед читателем раскрывается история безответной любви молодого человека к девушке. Он дарит своей возлюбленной цветы, возит ее на спектакли, ходит по ее любимым местам в Москве, но девушка в свою очередь не отвечает герою взаимностью. Тем не менее, молодой человек счастлив любить эту девушку и очень сильно переживает разлуку с ней, ведь героиня решила навсегда оставить юношу и уехать из Москвы. И все же, молодой человек очень любил девушку, отношения с которой приносили ему большое счастье.
Таким образом, любовь всегда делает человека счастливым, даже если она безответна. Ведь это великое чувство окрыляет людей, делает жизнь ярче, интереснее и является смыслом бытия каждого человека.
Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Любовь… Сколько об этом чувстве написано произведений, сколько слов сказано — не сосчитать, и это не просто так. Ведь любовь — это чувство самоотверженной и глубокой привязанности человека, его сердечное влечение. Она зачастую неуправляема, не контролируется разумом. Вот поэтому любовь может быть счастливой и несчастной, ответной и безответной. Она дарит и радость, и боль, заставляет нас по-новому взглянуть на свою жизнь.
У писателя И.А.Бунина есть замечательная фраза: «Всякая любовь – это счастье, даже если она не разделена…». С этим высказыванием невозможно не согласиться, потому что как взаимная, так и неразделённая любовь делает человека счастливым. (92)
В русской классической литературе существует немало примеров, которые подтверждают это.
Вспомним повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет», где герои испытывают сильные чувства. Вера Николаевна Шеина — представительница высшего общества, а Желтков — простой чиновник, но социальное неравенство не мешает ему любить Веру. Девушка вышла замуж за князя, однако и это не останавливает героя. Он продолжает писать своей возлюбленной письма и даже присылает подарок – гранатовый браслет, семейную реликвию. Мы видим, что Желтков, понимая безвыходность своего положения, и не думает отказаться от любви! Это чувство сильнее его разума… Герою остаётся одно- уйти навсегда. Но умирает он счастливым, потому что в его жизни было главное — настоящая любовь. И на последних страницах произведения автор замечает улыбку на его мёртвом лице.
А Верочка? Она сначала ничего не понимает. Но ее дедушка, очень мудрый человек, говорит ей: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». И в последнюю минуту, когда она смотрит в лицо умершего Желткова, она понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Таким образом, в этом рассказе автор нам показывает жертвенную трагическую любовь, в которой тоже есть счастье. Такая любовь возвышает душу человека. Куприн, автор сентиментальной повести, и сегодня заставляет нас о многом задуматься…
Еще одно произведение, которое хотелось бы выделить, – «Тёмные аллеи» И.А.Бунина, где главными героями являются дворянин Николай Алексеевич и крестьянка Надежда. Они в молодости очень любили друг друга, были счастливы. Спустя много лет герои встречаются. Только Надежда помнит всё и продолжает любить Николая Алексеевича, а он называет историю их любви пошлой и обыкновенной. Почему? Причина — социальное неравенство! И герой покидает любимую женщину, которая подарила ему «лучшие, истинно волшебные минуты» в его жизни.
Таким образом, в этом произведении автор изображает нам «темную» сторону любви, ставшей трагичной для главной героини. Но и для Николая Алексеевича, который бежит от своих чувств, жизнь тоже безрадостна.
Подводя итог, хочется сказать, что любовь может рождать в человеке разные эмоции. Но какой бы она ни была, мы всё равно испытываем счастье только от того, что любим. Это поразительное состояние души! Любовь способна изменить жизнь, сломить, подавить и даже погубить человека! (Как мы видели в произведениях А.И.Куприна и И.А.Бунина.) И неразделенная любовь – это тоже особенное счастье, пусть с болью, но и в этой боли есть своя глубина, своё очарование. Вот поэтому прав И.А. Бунин, говоря: «Всякая любовь – это счастье, даже если она не разделена…» (85) (495)
Здравствуйте, Динара
Вам удалось выстроить рассуждение по заявленной теме, приведя в качестве аргументов примеры из литературных произведений.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения Ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл. Во вступлении Вы раскрываете ключевые слова темы и формулируете тезис и довод к нему, что ценно при написании работы. Но я рекомендую не заявлять категорично через слово «делает», это не может относиться ко всем людям. «Может сделать» — так веренее будет формулировка .
Тезис подтвержден двумя аргументами на основе анализа произведений, сделан обобщающий вывод. Таким образом, Ваша работа соответствует структуре сочинения-рассуждения.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Есть фактическая ошибка в первом аргументе:
Куприн- писатель реалистического направления. Сентиментализм- направление конца 18-начала 19 века в русской литературе. Самое яркое произведение — повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
И такое замечание. Вы пишете:
Вспомним повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет», где герои испытывают сильные чувства.
В повести есть три героя, которые испытывают «сильные чувства» ( Но Вы не указываете какое именно):
Желтков и два офицера (истории любви военнослужащих рассказывает генерал Аносов).
Вы далее пишете о Желткове (это верно) и Вере Шеиной. Но автор подчеркивает холодность чувств героини, поэтому о любви в отношении княгини неправильно говорить.
Во втором аргументе:
присутствует фактическая ошибка : Николай Алексеевич во время последней встречи уже не любит Надежду.
К3 (логика и композиция) + 1 балл.
Замечания по композиции (в выделении абзацев)
Второй и третий абзацы лучше объединить с первым, т.к. это вступление к сочинению, Вы продолжаете развивать мысль, не вводя новые высказывания.
Она дарит и радость, и боль, заставляет нас по-новому взглянуть на свою жизнь.У писателя И.А.Бунина есть замечательная фраза: «Всякая любовь – это счастье, даже если она не разделена…». С этим высказыванием невозможно не согласиться, потому что как взаимная, так и неразделённая любовь делает человека счастливым. (92)
В русской классической литературе существует немало примеров, которые подтверждают это.
Логические ошибки:
Не совсем понятна Ваша мысль в предложении после запятой, что значит » и это не просто так»?
Любовь… Сколько об этом чувстве написано произведений, сколько слов сказано — не сосчитать, и это не просто так.
Автор- не герой произведения, не участвует в развитии сюжета.
Можно исправить: на лице героя «застыла» улыбка, тем самым автор хочет показать, что
Желтков умирает счастливым, потому что в его жизни было главное — настоящая любовь.
Следующие два абзаца тоже лучше объединить со вторым, так как это один аргумент. Четвертая часть (о Вере Шеиной) небольшая по объему. При этом в отдельный абзац выносится микровывод по первому аргументу, а это грубое нарушение логики и, как следствие, композиции.
А Верочка? Она сначала ничего не понимает. Но ее дедушка, очень мудрый человек, говорит ей: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». И в последнюю минуту, когда она смотрит в лицо умершего Желткова, она понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Таким образом, в этом рассказе автор нам показывает жертвенную трагическую любовь, в которой тоже есть счастье. Такая любовь возвышает душу человека. Куприн, автор сентиментальной повести, и сегодня заставляет нас о многом задуматься…
Ко второму аргументу тоже есть замечания:
Динара, Вы делаете переход через предложение :
Еще одно произведение, которое хотелось бы выделить, – «Тёмные аллеи» И.А.Бунина, где главными героями являются дворянин Николай Алексеевич и крестьянка Надежда.
Что выделить? в связи с чем выделить? По содержанию получается, что выделить в связи с тем, что герои являются один-дворянином, другая- крестьянкой.
С этим связана и еще одна логическая ошибка. Так как Вы «забыли», что надо подтверждать тезис, то и микровывод сделан не в соответствии с ним:
Где мысль о том, что для Надежды это была счастливая, хотя и трагическая любовь? Или этой мысли автора нет в рассказе и это только трагедия любови?
И опять микровывод вынесен в отдельный абзац, что является ошибкой:
Почему? Причина — социальное неравенство! И герой покидает любимую женщину, которая подарила ему «лучшие, истинно волшебные минуты» в его жизни.
Таким образом, в этом произведении автор изображает нам «темную» сторону любви, ставшей трагичной для главной героини. Но и для Николая Алексеевича, который бежит от своих чувств, жизнь тоже безрадостна.
Динара, не употребляйте в сочинениях словосочетание «хочется сказать» , в этом сочетании проявляется всего лишь намерение, но ведь далее Вы высказываете мысль, делаете вывод:
Вы обобщаете по произведениям из аргументов:
«Сломить», «подавить» примерами в аргументации не доказано, на основании чего Вы так обобщаете?
К 4 (речь)+ 1 балл.
Есть ошибки:
В употреблении местоимения: «Она» прочитывается двояко: «любовь» и «привязанность». Что Вы имеете в виду?
К5 (грамотность) + 1 балл.
Орфография -нет ошибок.
Пунктуация -нет ошибок
Грамматика:
Динара, Вы вводите определение слову «любовь» через союз «Ведь», который должен присоединять придаточное с обстоятельством причины. По сути Вы «оторвали» придаточное от главного:
Любовь… Сколько об этом чувстве написано произведений, сколько слов сказано — не сосчитать, и это не просто так. Ведь любовь — это чувство самоотверженной и глубокой привязанности человека, его сердечное влечение.
Но это предложение должно быть самостоятельным, т.к. Вы даёте определение ключевому понятию темы сочинения. Исправляем: «Я считаю, что любовь — это……..»
Динара, у Вас хороший потенциал в написании сочинения. Обратите внимание на ошибки по критерию К-3. Он очень важен в работе, так как оценивает логику сочинения- рассуждения. Желаю Вам творческих успехов!
Имя И. А. Бунина, великого русского писателя, представляется мне вечным. До тех пор пока будет существовать человеческое общество, обращение к его книгам неизбежно. Все, что написано им, вызывает неподдельный интерес, а темы, затронутые писателем, актуальны и сегодня. Чисто русский взгляд на вещи и великолепный русский язык, апофеоз любви, натуральность, приметность и особенное искусство описания запахов, красок и звуков мгновенно и навсегда остаются с вами после чтения произведений этого Мастера. Мне очень понравились рассказы И. А. Бунина о любви. В них писатель необычайно тонко передает состояние души, раненной любовью. Это бунинская особенность, которая состоит в том, что для него любовь — трагедия, катастрофа, сумасшествие, великое чувство, способное как возвысить, так и уничтожить человека. Мучения любящей души, горечь потерь, сладкая боль воспоминаний — все это оставляет любовь в душе бунинского героя, и никакое время не залечит эти раны.Цикл рассказов И. А. Бунина, объединенных в сборник «Темные аллеи», сам писатель считал самым совершенным по мастерству. Пожалуй, во всей русской литературе нет такого сборника, который целиком и полностью посвящен одной теме — любви как таковой. Такой реалист, каким является Бунин, не мог описать ее только с поэтической стороны, она не стоит в стороне от жизни человека, а представлена «вперемежку» с ней. Именно поэтому в цикле можно встретить различные формы ее проявлений: от мимолетных романов до возвышенной любви, любви-страсти. Да, как в действительности, все имеет место быть. И все это она, любовь, только в зависимости от приложения к конкретному человеку. Отличным примером, без сомнений, является рассказ «Темные аллеи». В нем описывается случайная встреча людей, когда-то любивших друг друга. Ситуация достаточно обычная для тех времен: молодой дворянин легко расстался с крепостной девушкой и женился на женщине из светского общества. Прошло время, Надежде дали вольную, она завела свое хозяйство — давала «деньги в рост», богатела, но замуж «при такой красоте, которую имела», так и не вышла. « Не могла я этого сделать». При встрече с любимым объяснила почему: — Небось помните, как я вас любила? — А! Все проходит. Все забывается. — Все проходит, да не все забывается. Как по-разному воспринимают любовь герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды — умирающее воспоминание, верность любимому человеку. На его слова о том, что все проходит, любовь и молодость, она отвечает: «Молодость у всякого проходит, а любовь— другое дело». Она жила лишь памятью о той далекой, прекрасной, незабываемой, волшебной любви, которой Бог наградил ее. Не.могла и забыть предательства со стороны любимого, даже «хотела руки наложить на себя от обиды от одной». И эти темные аллеи, о которых он читал ей стихи, теперь она точно не забудет до конца своих дней. Почему же влюбленные герои не могут быть вместе? Почему любовь для Бунина — это обязательно разлука? Да потому, что, по мнению писателя, брак убивает это светлое чувство, в браке оно переходит в привычку, теряется острота эмоций. Чтобы этого не произошло, герои обречены вечно стремиться навстречу друг другу, пытаться быть вместе. В жизни Надежды и Николая Алексеевича был короткий-период, когда они были счастливы, и Надя никогда этого не забывала, поэтому и не вышла ни за кого замуж — всю жизнь обожала только своего Нико- леньку. Для нее любовь — великое счастье, несмотря на то что дворянин бросил ее и уехал. По его словам, Надежда была для него «самое дорогое, что он имел в жизни». Но она — лишь крепостная, а он — барин, сделавший свой выбор в пользу женщины своего круга, за что и поплатился. Она его бросила, а Надя — обычная девушка — всю жизнь хранила ему верность. Она согласна теперь с ним, что все в жизни проходит, но возражает, что все забывается. Николай Алексеевич понял, какую ошибку совершил, но это было лишь минутное прозрение. Уезжая, он подумал: «Какой вздор! Эта самая Надежда... моя жена, мать моих детей?» Он променял счастье на приличное положение в обществе. Безответная любовь, даже при всей своей горечи, дарит человеку необыкновенную легкость, надежду. Вспоминая о былых ощущениях, эмоциях, проникаешься теплом, нежностью, живешь этим воспоминанием, потому что любовь — это самое прекрасное, таинственное, неизведанное чувство, каждый понимает и принимает его по-своему. Да, никто из них — ни главный герой, ни Надежда — не пытается изменить ситуацию, бороться за свое счастье (это, кстати, основная черта персонажей всего цикла). У каждого из них остается одно — сохранить в памяти самое ценное событие своей жизни. Это даже их право. Именно об этом и говорит Надежда. И не простила она его, не смогла этого сделать. Не было на свете ничего дороже, «оттого и простить нельзя». Вырвать что-то из памяти и заставить себя забыть об этом способен только сам человек (если захочет этого), а не кто-то другой. И на это право он не даст никому посягнуть. Каждый из героев в итоге остается при своем. Он, испытывая понятные муки совести, даже стыд, уезжая, пытается оправдаться хотя бы перед собой. Она, с годами превратившись в красивую и независимую женщину, чувствует теперь свое нравственное превосходство перед ним и даже рада его отъезду. Если он старается как-то принизить их прежние отношения, свести все к чему-то незначительному, мимолетному, она решительно отстаивает право на собственное отношение к прошедшим событиям. «Всякая любовь — это великое счастье, даже если она не разделена», — эти слова мог бы повторить каждый герой бунинских рассказов. Анализируя живые человеческие отношения, писатель утверждал, что именно любовь является в них непристрастным судьей и подвергает людей проверке. Закончив в 1947 г. книгу рассказов «Темные аллеи», И. А. Бунин признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни». «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена» (по рассказу «Натали» из цикла «Темные аллеи») Иван Алексеевич Бунин великим — человек большой и сложной судьбы. Он очень много писал о любви, проникая в глубины сердца с его неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы. Писатель считал, что прекрасно только естественное чувство любви, а не ложное и не выдуманное. Для Бунина любовь и существование без нее — это две враждебные жизни: если любовь умирает, то другая жизнь человеку не нужна. Писатель не скрывал, что возвышенная любовь приносит не только радость, счастье, но еще и таит в себе муки, горе, разочарование, смерть, предательство. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, я был близок к самоубийству». Часто цикл рассказов Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» называют «энциклопедией любви». Бунин в этом цикле рассказов показывает отношения двух людей с разных сторон, во всем многообразии проявлений. «Темные аллеи» для писателя — любимое детище, создаваемое много лет. Название цикла рассказов «Темные аллеи» взято Буниным из стихотворения Николая Платоновича Огарева «Обыкновенная повесть». Была чудесная весна! Они на берегу сидели — Река была тиха, ясна. Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели — Во цвете лет была она, Его усы едва чернели. О, если б кто увидел их Тогда, при утренней их встрече, И лица б высмотрел у них Или подслушал бы их речи — Как был бы мил ему язык, Язык любви первоначальной! Он, верно б, сам на этот миг Расцвел на дне души печальной!.. Я в свете встретил их 'потом: Она была женой другого, Он был женат, и о былом В помине не было ни слова; На лицах виден был покой, Их жизнь текла светло и ровно, Они, встречаясь меж собой, Могли смеяться хладнокровно... А там, по берегу реки, Где цвел тогда шиповник алый, Одни простые рыбаки Ходили к лодке обветшалой И пели песни — и темно Осталось, для людей закрыто, Что было там говорено, И сколько было позабыто. В этом стихотворении речь идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Бунин всегда считал, что истинное, высокое чувство не всегда имеет удачное завершение, не обязательно любовь должна закончиться свадьбой. Он серьезно цитировал слова Байрона: «Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней». У любви есть много значений и толкований, одно из них определяет любовь как накал чувств, страстей, эмоций. Человек не всегда находится на взлете. В какой-нибудь момент он непременно оступится и начнет падать вниз, когда достигнет наивысшей точки в чем бы то ни было. Человек никак не может понять, что он никогда не сможет подняться на вершину! «Темные аллеи» писатель создал в годы Второй мировой войны. Когда книга вышла в свет, то читатели были потрясены «вечной драмой любви». Сам Иван Алексеевич Бунин писал о ней: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном». Писатель поведал нам историю трагической любви в своих рассказах. Он утверждал, что «всякая любовь — великое счастье», даже если она завершается разлукой, трагедией. К такому же выводу приходят и многие герои рассказа, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Это прозрение к героям приходит слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Жаждущий «любви без романтики», «еще чистый душой и телом», Виталий отправляется на «поиски любовных встреч» и попадает в имение своего дяди. Здесь после двухлетней разлуки он встречает свою двоюродную сестру Соню и знакомится с ее подругой, красавицей Натали. К Соне у героя сразу же возникает страстное физическое влечение, не переросшее в дальнейшем в настоящее чувство, и вдруг — Натали — «чистый любовный восторг». «Отчего же нельзя любить двоих?» — задается вопросом молодой человек и продолжает вести игру на два поля, не прекращая любовные утехи с Соней и взращивая в своем сердце искреннюю любовь к Наташе, отвечавшей взаимностью. Но, как известно, за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. И вскоре животное чувство к кузине покидает Мещерского, а Натали, уличив любимого в обмане, выходит замуж за другого. Спустя некоторое время, после гибели мужа Натали, судьба вновь сводит молодых людей. «И молодость, и мысль о ее красоте и молодости, и о том, что она любила меня когда-то, вдруг так разорвали сердце мне скорбью, счастьем и потребностью любви, — признается себе Мещерский. — Вспомнил Натали — и подумал: да, та любовь «до гроба».. .существует». Во влюбленных снова просыпается то нежное чувство любви друг к другу, которое не угасало. Оно забылось, но «только так, как забываешь, что живешь и дышишь». Автор не дает им быть вместе и разрывает их союз гибелью Натали. По Бунину, любовь — это «великое счастье», а счастье — это мгновение, оно не может длиться вечно. Любовь невозможна без боли, волнения, «томительно-щемящего блаженства», а иначе чувство обращается в привычку и погибает. В рассказах о любви Иван Алексеевич Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту. Он рисует любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, светлое, чистое, несмотря на то, что она приносит не только радость и счастье, но и горе, страдание, разочарование, гибель, потери.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме «Всякая любовь— великое счастье даже если она не разделена» (по рассказу «Темные аллеи» И А Бунина). Поищите еще с сайта похожие.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И. А. Бунина “Темные аллеи”)
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина “Темные аллеи”.
У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений ни любили друг друга, как бы крепко они ни были привязаны друг другу, финал был одним и тем же – расставание или смерть. Бунин считал, что любовь похожа на вспышку: только она появилась, и вдруг ее уже нет. Но именно этим она, любовь, и прекрасна.
С течением времени, любовь сменяется просто привязанностью, а привязанность превращается в быт. Этого лишены герои Бунина. Они переживают только вспышку и, насладившись ею, расстаются.
В рассказе “Темные аллеи” эту вспышку любви переживают Надежда и Николай Алексеевич, простая крестьянка и барин. У них не может быть будущего. Они знают это, но не хотят этому верить. Я думаю, что Иван Алексеевич не очень сильно любил Надежду, ведь если бы его любовь была сильна, он бы ни за что не бросил любимую.
Проходят годы, барин и Надежда встречаются вновь. Она все также его любит и никогда его не забывает, а он называет историю их любви пошлой и обыкновенной. И снова Иван Алексеевич бросает Надежду, уезжая, он представляет, что она могла бы быть его женой, хозяйкой его дома и тут же отвергает эту мысль.
Он оставляет любимую женщину, ту, что подарила ему “лучшие, истинно волшебные минуты” его жизни.
Бунин утверждал, что любовь остается в сердце только тогда, когда влюбленных разлучают. Теряя друг друга физически, они сохраняют частичку души любимых в своем сердце.
Так что же такое любовь? На этот вопрос есть тысячи ответов. Каждый видит в любви счастье, радость, смысл жизни.
Но любовь – это еще и боль. Любовь – это черная дыра, рано или поздно втягивающая в себя каждого. Нет счастья без горя, нет любви без страданий.
Человек не способный страдать – это не человек, а бездушная машина.
Неразделенная любовь – это тоже боль, но и в этой боли есть свое счастье. Счастье того, что существует такой человек, ради которого ты сделаешь все. Которым ты можешь любоваться, пусть даже издали, и испытывать счастье и радость просто видя его.
Тема любви была и будет актуальна всегда, будь то прошлые века или наше время. Любовь несет в себе счастье, какой бы она ни была. Любовь – это яркое пятно, ослепительная вспышка в серости будней.
Это высшее чувство и смысл нашего существования.
Loading…
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И. А. Бунина “Темные аллеи”)