Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 43-44
Русская народная сказка «Солдатская шинель»
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
В этой сказке говорится не только о шинели, но и о народной смекалке, глупости барина, о том, что уставший человек легко засыпает в любых условиях, а изнеженный — не уснёт на перине.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Действие этой сказки происходит в обычном мире с обычными людьми. В ней нет ничего волшебного, а рассказывается о смекалке, находчивости, хитрости простого человека.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
В концовке этой сказки делается поучительный вывод, а это свойство пословиц.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
Нам стали известны волшебные сказки, бытовые и сказки о животных.
Примеры кратких пересказов можно прочитать по ссылкам:
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них или об особенностях их иллюстраций.
В учебнике мы видим иллюстрации художников:
К сказке «Царевна-лягушка» Ивана Билибина и Виктора Васнецова.
К сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» Владимира Бельтюкова.
К сказке «Журавль и цапля» Евгения Рачёва.
К сказке «Солдатская шинель» Владимира Милашевского.
Рассказ о художнике Иване Билибине для 5 класса
Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 года в посёлке Тарховка под Санкт-Петербургом. Его отец был военно-морским врачом, дворянином, и Ваня получил хорошее образование.
Он окончил с серебряной медалью гимназию, учился в университете, а с 1895 года увлёкся живописью. Сперва Иван учился в Обществе поощрения художеств, потом в мастерской художника Антона Ашбе. Молодого живописца замечает Илья Репин и Билибин под его руководством заканчивает Академию художеств.
В 1899 году Билибин обращается к иллюстрациям народных сказок. Его первыми работами становятся рисунки к сказке «Иван-царевич и серый волк». Уже в них появляется то, что впоследствии станут называть билибинским стилем.
Билибин много работает над иллюстрациями к народным сказкам и былинам, сказкам Пушкина. Для его работ характерны яркая индивидуальность, проработка мелких деталей природы и костюмов героев, насыщенная цветовая палитра. Герои сказок на его рисунках оживают, становятся понятней и ближе читателю.
Много работает Билибин и над театральными постановками — делает декорации, эскизы костюмов.
После революции 1917 года Билибин уезжает в Египет и с воодушевлением занимается изучением культурного наследия этой страны. В 1925 году он оказывается в Париже и возвращается к иллюстрациям сказок. Он делает рисунки к сказкам братьев Гримм и арабским сказкам «Тысяча и одна ночь».
В 1936 году Билибин возвращается на родину и начинает преподавать в Академии художеств. Он умирает в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Его последней работой стала иллюстрация к былине «Дюк Степанович».
Фонохрестоматия
1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
В сказывании бытовой сказки нет ничего таинственного, волшебного, поэтому актёр использует лишь ироничную интонацию, максимально стараясь передать характер героев, их манеру говорить. Речь актёра обычная, простая, близкая к народной.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию. Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Фонохрестоматия
1. Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовым сказкам. Различается ли манера сказывания бытовых сказок и волшебных? Чем?
Манера сказывания бытовой сказки отличается от сказывания волшебной, где есть присказки, загадочность, может быть вкрадчивость, паузы, усиление интонаций при встрече героя с Кощеем Бессмертным или Бабой Ягой. Бытовая сказка сказывается как случай, анекдот.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
О чем хотели рассказать сказители в сказке Солдатская шинель?
Задания по литературе для 5 класса 1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
3 ответа:
2
0
Мы тоже сейчас начинаем изучать (проходить) сказку о солдатской шинели, потому разбираем ее очень тщательно, пытаясь понять заложенный в ней смысл. Поэтому, скажу сразу, что, конечно, сказители не о шинели и ее продаже за 25 рублей барину рассказывают, а делают в сказке некое сравнение, например:
- бедный солдат и богатый барин;
- солдатская шинель и мягкая кровать;
- трудолюбивый солдат и ленивый барин;
- усталость от работы и усталость от лени;
- что нужно солдату в быту, что нужно барину в бытовых условиях;
- к чему привыкли солдат и барин;
- кому спится крепче: солдату или барину?
И когда мы ответили на все возникающие при этом «почему», то сделали вывод, который совпал с концовкой сказки:
объясняющий весь смысл повествования, который хотели передать нам сказители, это то, что трудолюбивому и занятому человеку некогда думать о перинах, ему и простой кровати будет хватать для отдыха, а при ленивом образе жизни, бока и на перинах можно отлежать…
2
0
Есть среди русских бытовых сказок целый цикл сказок, в которых действует хитроумный и находчивый солдат, проявляя чудеса сметки и наказывая жадных и скупых обывателей.
В сказке «Солдатская шинель» солдат показывает глупому барину, как легко спать в шинели, потому что он привык именно к шинели, а не к мягким перинам. Он не обманывает барина, когда хвалит свою шинель, ведь для него она действительно надежнее, удобнее и теплее любой перины. Барин этого понять не может, ведь он изнеженный удобствами.
Аналогично можно вспомнить сказку «Каша из топора» где солдат учит старуху готовить кашу из простого топора, выпрашивая у жадной старухи все новые ингредиенты.
Это сказки о народной, даже вернее солдатской сметке, которые восхваляют наших солдат, и говорят о том, что они из любой ситуации могут найти выход.
1
0
Сказители сказки «Солдатская шинель» хотели не просто показать, как солдат оказался умнее барина и не только получил деньги, награду, но и шинель свою вернул. Они пытались провести мысль о том, что закаленному трудными условиями человеку любая шинель мягче подушки, что он всегда найдет выход из сложной ситуации, что он не растеряется и при этом сохранит доброе чувство юмора.
Солдат в этой сказки — положительный герой, который имеет огромное моральное превосходство перед зажиревшим на добрых хлебах и мягких перинах барином.
Читайте также
В пятом классе мы познакомились с несколькими народными русскими сказками Мы узнали, что все народные сказки делятся на волшебные сказки, на сказки бытовые и сказки о животных. Также мы познакомились и с некоторыми авторскими сказками — Пушкина, Погорельского.
Вот например краткий пересказ сказки «Солдатская шинель», которую нам следует отнести к жанру русских народных бытовых сказок:
- Солдат и барин торгуются о солдадтской шинели и солдат говорит, что лучше шинели не спится ни на чем.
- Барин соглашается купить шинель за 25 рублей и довольный покупкой бежит домой
- Дома его стыдит жена и барин уюбеждается, что он никак не может поместиться на шинели
- Барин отправляетсмя жаловаться на солдата
- Солдат в доказательство, что он не обманывал тут же на глазах барина заворачивается в шинель, подкладывает под голову рукав и чуть ли не засыпает
- Барин посрамлен, а солдат получает награду от командира.
Сказка «Солдатская шинель» относится к многочисленным сказкам, которые рассказывают о солдатской сметке и находчивости.
В этой сказке, солдат продает барину шинель, говоря, что лучше чем на шинели спать ни на чем нельзя.
Барин конечно не смог уснуть на шинели и ругался с командиром. Но солдат показал, как легко спать на шинели и за находчивость был даже награжден.
Основная мысль сказки «Солдатская шинель» в том, что из любой ситуации можно найти выход если иметь голову на плечах. Что к любым условиям человек может привыкнуть и использовать их себе на пользу.
Ну а главная идея наверное в том, что солдат всегда найдет для себя выгоду, потому что нужда заставит.
История древнерусской литературы насчитывает без малого 6 веков. Ее первые образцы появились в конце 10 века, когда на Руси было принято христианство. В первое время сказывалось сильно влияние Византии. В этот период в русской литературе преобладали церковные тексты, жития святых, многие были переведены с греческого языка.
На втором этапе появляются древнерусские летописи и былины, в которых отражена уже борьба с внешними врагами, кочевниками.
На третьем этапе возникает патриотическая литература, в которой описывается борьба с поработителями, борьба за объединение княжеств.
Наконец на последнем этапе в древнерусской литературе возникает жанр повести, в которых описываются путешествия или бытовые происшествия.
Объяснение слов по толковому словар ю Ожегова:
Переплет
Обложка
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»
Титульный лист
Компьютерный толковый словарь
Входные данные
Набоков говорил о хорошем читателя так, что в его понимании это постоянный «перечитыватель».
Перечитыватель — это читатель, который вдумчиво читает, перечитывает текст, если что то ускользнуло от его внимания.
Механическое чтение, даже если оно быстрое не приносит пользы читателю, информация остается не усвоенной «что читал книгу, что радио слушал».