Автомобили
Воинский долг
Пословицы, поговорки
Задание 3. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
Наш семейный кодекс
-
___________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________
-
___________________________________________________________________
Задание 4. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает особенности жизни в России того времени.
«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.
По отчеству зовут даже крестьян.
Черный хлеб любят больше белого.
Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.
Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.
На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».
Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.
Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего».
Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы.
-
Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
-
Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?
-
Как вам кажется, хорошо ли это?
Урок 4. Особенности морали.
Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет
Смелость Трусость Верность Предательство Правдивость Общительность Замкнутость |
Скромность Доброта Великодушие Злорадство Щедрость Жадность Милосердие |
Высокомерие Хамство Уважение Пренебрежение Скромность Отвага Бесстрашие |
Мужество Приветливость Равнодушие Лживость Стойкость Вежливость Зависть |
Задание 2. Внимательно прочитай текст, определи нормы морали, которые нарушил Анатолий и подчеркни их.
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь, домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Реши кроссворд. При правильном решении в выделенных клетках должно получиться слово, объединяющее два последних урока.
1. |
|||||||||||||||||
2. |
|||||||||||||||||
3. |
|||||||||||||||||
4. |
|||||||||||||||||
5. |
|||||||||||||||||
6. |
-
Смелость, отвага.
-
Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям.
-
Боязнь всего; черта, противоположная мужеству.
-
Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям
-
Измена.
-
Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать.
Уроки 5-6. Добро и зло.
Задание 1. Распредели сказочных героев в два царства. Как бы ты назвал эти государства?
Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич,
Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.
Задание 2. Кто кого пригласит на день рождения?
Кот Леопольд
Кощей Бессмертный
Крокодил Гена
Старуха Шапокляк
Страшила
Доктор Айболит
Баба
Яга
Задание 3.
Доверие
Ответственность
Братство
Радость
Отвага
Предложи свой вариант «расшифровки» слов
Д____________
О____________ З____________
Б____________ Л____________
Р____________ О____________
О____________
Задание 4. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
От доброго – добро,
От злого – зло родится
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
добро нашло тебя
Твори добро, чтобы любя,
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
Худо тому,
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
кто добра не делает никому
Задание 5. Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменились ли они после слов старика? __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)? _____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________
Задание 7. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________
Задание 8.Сделай вывод на тему «Что такое ДОБРО и ЗЛО»?
Добро ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
|
Зло ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Задание 9. Оцени поступки детей (Поставь ):
-
Поступки детей
Добро
Зло
Дать списать домашнее задание
Объяснить решение задачи
Скрывать от родителей плохую отметку
Накормить бездомного котёнка
Уроки 7-8. Добродетель и порок.
порок
добродетель
честность
ответственность
двуличность
злость
доброта
лицемерие
такт
Задание 1. Распредели положительные и отрицательные качества личности:
Задание 2. Словарь.
_____________________ – положительное нравственное качество человека.
_____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.
Задание 3. Заполните пропуски.
Побеждай гнев мягкостью, зло – ____________________, жадность – _______________, ложь – ___________________.
Задание 4. «Золотая середина»
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:
Скупость
Расточительность
Угодничество
Враждебность
Трусость
Безрассудная отвага
Задание 5. «Драгоценная мудрости россыпь».
Истинное ____________________ — осторожность. Еврипид |
_____________ без благоразумия — только особый вид трусости. Сенека |
Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________. Френсис Бэкон |
Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным. Библия |
Задание 6. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Синонимы.
Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ _________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ _________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочитай утверждения. Ответь «да» или «нет», если ты согласен или не согласен с утверждением.
-
Наиболее известное в этике деление добродетелей было предложено древнегреческим философом Диогеном.
-
Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом.
-
Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным.
-
Моральное развитие человека как личности начинается в 16 лет, а до этого
возраста он может совершать любые поступки.
-
Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности,
по которым ее оценивают другие люди.
Задание 9. Кто есть кто?
Вспомни, как зовут этих сказочных героев. Укажи, какими добродетелями и пороками они обладают. Раскрась понравившиеся картинки.
Задание 9. Прочитай рассказ, ответь на вопросы и нарисуй иллюстрацию к нему.
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
-Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
В. Осеева
Ответь на вопросы:
Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков? _________________________________ _____________________________________________________________________________________
Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок? ______________ _____________________________________________________________________________________
Задание 10. Выбери афоризм, который отражает смысл прочитанного рассказа.
-
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)
-
Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные — за спиной. ( Сенека Младший)
-
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)
-
Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. (Мать Тереза)
<< предыдущая страница следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая тетрадь учени 4 класса
433.4kb.
4 стр.
Рабочая тетрадь по инженерной графике
10.86kb.
1 стр.
Моу «сош №5» Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 10 классов
262.27kb.
1 стр.
Книга для учителя; книга для чтения «Reading Comprehension. Book 1» для 5 класса, книга для чтения «Reader» для 6 класса; рабочая тетрадь; аудиокассета
536.09kb.
3 стр.
Информатика и икт
699.19kb.
4 стр.
Workbook (Рабочая тетрадь) Unit 1 Hello! Nice to See You Again! Section 1
156.3kb.
1 стр.
Баринова И. И. «География России. Природа. 8 класс. Рабочая тетрадь»
95.25kb.
1 стр.
Материалы для подготовки к гиа (государственной итоговой аттестации) в 9 классе Папка учени 8-9 класса
1461.65kb.
10 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 9 класса
431.02kb.
2 стр.
Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов
308.47kb.
1 стр.
Практикум для медиков. Ч. Употребление личных форм глагола в научном тексте. Рабочая тетрадь: учебное пособие. М.: Гэотар-медиа, 2010. 200 с
641.9kb.
5 стр.
Рабочая программа по музыке для 4 класса Дьячковская Алла Геннадьевна, учитель 4 класса 2012 г
279.63kb.
1 стр.
Поделитесь с коллегами:
«Основы светской этики и религиозных культур»
основы светской этики
Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса
Тетрадь для работ по основам религиозных культур и светской этики учени__________________класса МБОУ «Головинская основная школа» _____________________________________________
Учебное пособие представляет собой рабочую тетрадь для учащихся 4 класса. Способствует организации самостоятельной работы, работы в группах и фронтальной работы на уроке. Рабочая тетрадь разработана в соответствии с планированием учебных занятий по учебному пособию «Основы светской этики» по материалам учебника и дополнительными материалами из опыта работы.
Содержит различные, в т.ч. творческие и исследовательские работы, проверяет уровень усвоения материала, расширяет кругозор, развивает внимание, логику и речь обучающихся на основе деятельностного подхода.
Урок 1. Россия — наша Родина
Тепло родного порога
С наслаждением пью, на родимом крылечке,
Свежий воздух зари, как берёзовый сок,
А пушистый туман обнимается с речкой
Еле слышен довольный её голосок.
Солнцем пахнет от клевера, мёдом от кашки,
И умылась спросонья росою трава,
Строят глазки в лугах озорные ромашки
И кружится от счастья моя голова.
На ступеньках тепло от родного порога,
Вместе с эхом кукушка считает года,
Словно жизнь не простая петляет дорога,
Из деревни в заносчивые города.
(Автор: Ностальгия)
-
Велика наша страна. На многие километры тянется она с запада на восток. Богата её природа, разнообразен животный и растительный мир. Человек в течение многих столетий осваивал ее просторы.
Рассмотри карту и отметь звёздочками места, где был ты или твои родители.
-
Подбери синонимы к слову Родина:___________________
_______________________________________________________
-
С помощью этих слов запиши, что для тебя значит это слово.________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что ты отнесешь к духовному миру? Соедини стрелками и объясни товарищу.
духовный мир человека
-
Какие качества в тебе помогают строить отношения с другими людьми? Что мешает этим отношениям?Напиши или нарисуй свой ответ.
Урок 2. Что такое светская этика
Аристотель (IVв. до н.э.)
-
Прочитай афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.
-
В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья — это надежное прибежище.
-
В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.
-
Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.
-
Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.
-
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
С родителями попробуй найти ещё один афоризм Аристотеля в библиотеке или в сети Интернет, который раскрывает суть человеческих отношений____________________________________
__________________________________________________________
*Афоризм — это краткое изречение, законченная мысль одного автора, обладающая глубоким смыслом и проработанной формой. Афоризм отличается неожиданностью своей главной мысли и выразительностью.
-
Дополни определение этики недостающими словами:
Этика — это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________ между людьми с точки зрения представлений о _________________ и ___________________
-
Прочитай.
Притча о доброте и вежливости
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…
И тогда Учитель взял его в ученики.
(По материалам журнала «Человек без границ».)
-
Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.
-
Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?
Урок 3. …………………………………
…………………………………………….
-
С
К
У
Ь
Л
Т
Р
У
А
М
О
Р
А
Л
Ь
Иоедини буквы правильно и впиши тему сегодняшнего урока:
-
З
Предметы человеческого трудааполни схему:
-
Подпиши, какие качества человеческого характера осуждают нормы морали:
(Слова для справок: клевета, жестокость, жадность, трусость)
-
Выполни письменно задание из учебника с. 9 № 4 «Моральные нормы (правила) в моей семье»
Урок 4. Особенности морали
-
Как формируются моральные нормы и правила? Дополни и объясни схему.
-
Выбери из списка примеры норм морали:
-
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
-
ДРУЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
-
ЛЕСТЬ
-
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
-
ЗАБОТА О БЛИЗКИХ
-
ВОРОВСТВО
-
ЗАЩИТА СЛАБЫХ
-
РАВНОДУШИЕ
-
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
-
Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни?
-
Письменно выполни задание учебника на с. 11 № 4.
Урок 5. Добро и зло
-
Распредели сказочных героев в два царства. Как бы ты назвал эти государства?
Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич, Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.
-
Закончи предложения:
Добро — это __________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зло — это _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Оцени поступки детей (Поставь ):
Поступки детей
Добро
Зло
Дать списать домашнее задание
Объяснить решение задачи
Скрывать от родителей плохую отметку
Накормить бездомного котёнка
-
Подбери пословицу на тему «Добро и зло». Объясни её смысл.
Урок 6. Добро и зло
(Проверь себя)
-
Вставь пропущенное слово:
— это образец поступков людей и отношений между ними.
— противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
В ходе исторического развития общества и культуры становились более…
безнравственные поступки называют также…
-
Выбери правильный ответ:
-
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
-
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
-
Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
-
Что является последствием злых дел?
а) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.
-
Распредели слова в две группы: нежелание помогать пожилым родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся.
Нравственный поступок
Аморальный поступок
Урок 7. Добродетель и порок
-
Р
порок
добродетельаспредели положительные и отрицательные качества личности:
честность
злость
ответственность
лицемерие
-
Прочитай отрывок из книги Д.С. Лихачёва «Заветное»
Самое дурное свойство человека — не заботиться о жене, не вспоминать родителей, не заботиться о детях, не посещать могилы близких, оставлять беспомощных стариков, требовать только для себя. Всё это начинает овладевать человеком вместе, в совокупности. И поэтому по одному из этих признаков можно определить наличие и всех остальных.
Это интересно!
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительный член (академик) Российской Академии наук.
Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В 1928 — 1932 годах был незаконно репрессирован и находился в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий. Член Союза писателей с 1956 года. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год.Э ти люди во всех отношениях ненадёжные!
-
Что является для автора самым дурным свойством человека?
-
Попробуй написать сочинение-рассуждение «Самое хорошее свойство человека»
Урок 8. Добродетель и порок
-
К
расточительность
скупость
безрассудство
угодничество
трусость
застенчивость
бесстыдство
вредностьакая добродетель находится между двумя пороками?
(Слова для справок: щедрость, дружелюбие, мужество, скромность)
-
Прочитай рассказ, ответь на вопросы и нарисуй иллюстрацию к нему.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
-Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
В. Осеева
-
Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?
-
Можно ли сказать, что бездействие — это равнодушие, а равнодушие — это порок?
-
Выбери афоризм, который отражает смысл прочитанного рассказа.
-
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)
-
Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные — за спиной. ( Сенека Младший)
-
Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)
-
Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. (Мать Тереза)
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека
-
Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение:
Моральный выбор — это выбор между ____________________ и ________________________,
между ____________________ и ________________________,
между ____________________ и ________________________.
-
Это интересно!
Более ста лет назад народ Франции преподнес статую в дар американскому народу в знак дружбы, сложившейся в годы американской революции. За эти годы статуя Свободы стала не только воплощением дружбы двух народов, но и символом свободы и демократии.
Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов.В 1886 г. В США был установлена одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом свободы и демократии», «Леди Свобода».
-
А как бы ты изобразил статую Свободы? Какими символами наделил свою скульптуру? Попробуй нарисовать эскиз памятника.
-
Проверь себя.
-
От чего зависит моральный выбор человека?
а) от друзей;
б) от страны;
в) от родителей;
г) от самого человека.
-
Чем определяется моральный выбор человека?
а) стойкостью характера;
б) семьёй;
в) местом жительства;
г) возрастом.
Урок 10. Свобода и ответственность
-
Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты согласен или не согласен? Отметь (+ — согласен, — — не согласен) и объясни свою точку зрения.
-
Для свободных — все высоты достигаемы. (Максим Горький)
-
Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся. (Бернард Шоу)
-
Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)
-
Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. (Демокрит)
-
В
купить хлеб
помыть посудуыбери дела, за которые отвечаешь только ты. Какие ещё обязанности есть у тебя? Запиши.
выгулять собаку
вынести мусор
сделать уборку в своей комнате
поиграть с младшим братом
-
Приведи примеры преднамеренных и непреднамеренных поступков:
-
Используя текст учебника (с.25), дополни высказывания:
Родители несут ответственность за _________________________.
Дети несут ответственность за _____________________________.
Учителя несут ответственность за __________________________.
Ученики несут ответственность за __________________________.
Врачи несут ответственность за ____________________________.
Архитекторы несут ответственность за ______________________.
Художники несут ответственность за ________________________.
Журналисты несут ответственность за _______________________.
Урок 11. …………………………..
————————————
-
Найди значения выражений, узнаешь тему сегодняшнего урока. Запиши ее.
250 ∙ 2
Ь
149 + 301
Л
98 + 14
Н
640 : 2
Р
179 ∙ 100
Д
75 : 5
О
82 + 24
А
10 ∙ 137
М
333 : 3
Й
115 + 103
Г
1200 : 100
Ы
1370
25
320
106
450
500
112
12
111
-
17900
25
450
218
У становите соответствие между видами моральных обязанностей и примерами проявления этих обязанностей:
моральная обязанность
патриотический долг
☼
☼
Организация летнего отдыха
сыновний долг
☼
☼
Забота о родителях
родительский долг
☼
☼
Предотвращение пожаров
профессиональный долг
☼
☼
Защита Родины
-
Прочитай отрывок из повести А.Гайдара «Тимур и его команда».
«Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. Ругая беспечных возчиков, которые свалили дрова, как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. Откашливаясь, она села на ступеньку, отдышалась, взяла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трехлетний братишка Нюрки — человек, как видно, энергичный и трудолюбивый, потому что едва бабка скрылась, как он поднял палку и начал колотить ею по скамье и по перевернутому кверху дном корыту.
Тогда Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой, которая скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался во двор.
Он сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу.
Сам Сима Симаков понесся кругом вдоль забора, чтобы задержать на это время бабку в огороде. Остановившись у забора, возле того места, где к нему вплотную примыкали вишни и яблони, Сима заглянул в щелку.
Бабка набрала в подол огурцов и собиралась идти во двор.
Сима Симаков тихонько постучал по доскам забора.
Бабка насторожилась. Тогда Сима поднял палку и начал ею шевелить ветви яблони.
Бабке тотчас же показалось, что кто-то тихонько лезет через забор за яблоками. Она высыпала огурцы на межу, выдернула большой пук крапивы, подкралась и притаилась у забора.
Сима Симаков опять заглянул в щель, но бабки теперь он не увидел. Обеспокоенный, он подпрыгнул, схватился за край забора и осторожно стал подтягиваться. Но в то же время бабка с торжествующим криком выскочила из своей засады и ловко стегнула Симу Симакова по рукам крапивой. Размахивая обожженными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою работу четверка.
Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку, положил ее на край поленницы, потом поволок туда же кусок бересты.
За этим занятием и застала его вернувшаяся из огорода бабка. Вытаращив глаза, она остановилась перед аккуратно сложенной поленницей и спросила:
— Это кто же тут без меня работает? Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:
— А ты, бабушка, не видишь — это я работаю.»
-
Можно ли этот поступок ребят назвать выполнением морального долга? Обоснуй свой ответ.
Урок 12. Справедливость
-
Закончи пословицы:
-
Любишь кататься ___________________________________.
-
Что посеешь, то _____________________________________.
-
Не рой яму другому, ___________________________________.
-
Используя текст учебника (с. 28), восстанови предложение.
Справедливость — это______________________ правило, регулирующее ___________________________________________ при распределении _________________, ____________________ и _____________________, ______________________ и т.п.
-
Прочитай.
Это интересно!
Фемида (рим. — Юстиция) — Богиня правосудия, дочь Урана и Геи, титанида, вторая законная супруга Зевса, мать мойр и ор.
Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда — с рогом изобилия). Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Мудрая Фемида обладала даром пророчества.
Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времен года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества «цветения» и «зрелого плода».татуи символизируют семь морей и семь континентов.
-
Рассмотри Фемиду и перечисли атрибуты справедливости, которые присутствуют на фотографии. Напиши, что они обозначают:
-
Обсуди с друзьями и напиши свод правил, которые помогут тебе справедливо относиться к другим.
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
-
Прочитай текст учебника (с. 30 — 31). Пользуясь им, докажи, что героиню сказки Ш. Перро Золушку можно назвать альтруисткой.
-
________________________________________________________________________________________________________________________
-
________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кого из героев сказки «Золушка» ты считаешь эгоистом? Докажи.
Эгоисты: _________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________.
-
Ты мечтал поймать золотую рыбку? Представь, что золотая рыбка попала в руки альтруиста и эгоиста. Какие три желания они бы загадали?
-
Придумай четыре кадра для мультфильма «Я — альтруист» или «Я — эгоист», а может быть у тебя будет своё название для мультика?
Урок 14. Дружба
-
Открой рубрику «Мудрые мысли» (учебник с. 33). Прочитай их. В чём, по мнению великих людей, заключается смысл дружбы? Дополни ответ своими рассуждениями.
-
Собери пословицы.
Будете друг за дружку держаться —
Вместе тесно,
друга потеряешь — уже не вернёшь.
тому не на кого рассчитывать в беде.
Добро потеряешь — опять наживёшь,
можете ничего не бояться.
Кто оторвался от друзей и товарищей,
-
Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения:
-
Дети часто ссорятся, как им иногда бывает трудно помириться! Давай поможем им в этом — придумай сам или вспомни стишок-мирилку:
Не дерись, не дерись,
Мирись, мирись,
Больше не дерись
А то бабушка придет,
Тебе уши надерет.
Давай с тобой мириться
И во всем делиться.
А кто не будет мириться,
Урок 15. Что значит быть моральным
-
Рассмотри рисунок. Чей поступок ты считаешь моральным? Докажи.
-
Проанализируй действия героев рисунка. Найди своё место среди героев, поставь в кружочке значок .
-
Вставь пропущенное слово.
-
Добро и зло проявляется в ___________________ людей.
-
Добродетель — это _______________ выбор наилучшего поведения.
-
Быть моральным — это значит _____________________.
-
Примером морального поведения в обществе может быть _____________________________________________.
-
Оцени сказочных героев. Кто из них обладает добродетельными качествами (Д), а кто порочными (П)?
-
Приходилось ли тебе отстаивать свои убеждения? Опиши ситуацию, когда тебе удалось отстоять свою точку зрения. Какими способами убеждения ты пользовался?
Урок 16. Подведение итогов
(Проверь себя)
На этом уроке ты можешь со своими одноклассниками принять участие в электронной игре «Буква за буквой» или самостоятельно пройти итоговый тест. Желаем удачи!
-
Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.________________________________________________
-
Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. _____________________________________________
-
Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности.__________________________
-
Выражает стремление человека к добру._______________
_____________________________________________________
-
Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и другим людям. __________________
____________________________________________________
-
Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. ___________________
______________________________________________________
-
Способность человека отвечать за собственный свободный выбор. _____________________________________
-
Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п. ________________________________________
-
Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или общих целей. ________________________________
-
Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. ____________________________________
МОЛОДЕЦ!
Если хочешь знать, как ты справился с тестом, проверь свои ответы на с. 38
Урок 17. Подведение итогов (выполнение творческого проекта)
Авторы учебника предлагают тебе подготовить творческий проект. Ты уже выбрал тему своей работы. Предлагаем тебе воспользоваться памяткой для успешного выполнения задания.
Этапы работы над проектом
Твоя деятельность
Сделай отметку о прохождении данного этапа
1. Подготовительный
Обсуди предмет своего проекта с учителем, чтобы получить дополнительную информацию, уточнить и подкорректировать цели своей работы.
2. Планирование, организация деятельности
Построй план своих действий, сформулируй задачи достижения цели, попробуй объединиться с одноклассниками, чтобы организовать творческую группу (так будет интереснее и легче выполнить проект), распределите роли в группе.
3. Исследование (осуществление деятельности)
Выполни необходимые исследования (изучи литературу, проведи опрос среди одноклассников и друзей), подкорректируй направления работы, проанализируй информацию, подготовь с членами своей творческой группы материалы к презентации (оформи альбом или стенд о проделанной работе, сделай электронную презентацию, подготовь слова для защиты проекта).
4. Представление, отчёт, презентация проекта
Представь классу итоги своей работы, проанализируй работу с точки зрения достигнутого результата, дай оценку своей работе.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Ответы на задания с. 34 — 35
-
ЭТИКА,
-
МОРАЛЬ,
-
ДОБРО,
-
ДОБРОДЕТЕЛЬ,
-
ПОРОК,
-
СВОБОДА,
-
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
-
СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
-
АЛЬТРУИЗМ,
-
ДРУЖБА
Если ты ответил правильно на все 10 вопросов — ты отлично ориентируешься в области морали и нравственности, ты умеешь дорожить дружбой, уважаешь мнение товарищей, ты готов идти дальше по дороге ЖИЗНИ.
Если у тебя не получилось правильно ответить на некоторые вопросы, не отчаивайся. У тебя есть время, чтобы обсудить ещё раз неясные вопросы с родителями, друзьями, учителями. Мы верим в тебя!
Содержание:
Урок 1. Россия наша Родина
3
Урок 2. Что такое светская этика
6
Урок 3. Культура и мораль
8
Урок 4. Особенности морали
10
Урок 5. Добро и зло
12
Урок 6. Добро и зло (Проверь себя)
14
Урок 7. Добродетель и порок
16
Урок 8. Добродетель и порок
18
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека
20
Урок 10. Свобода и ответственность
22
Урок 11. Моральный долг
24
Урок 12. Справедливость
26
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
28
Урок 14. Дружба
30
Урок 15. Что значит быть моральным
32
Урок 16. Подведение итогов (Проверь себя)
34
Урок 17. Подведение итогов (выполнение творческого проекта)
36
Ответы на задания с. 34 — 35
38
Для заметок
Задание 1. Распредели сказочных героев в два царства. Как бы ты назвал эти государства?
Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич,
Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.
Задание 2. Кто кого пригласит на день рождения?
Кот Леопольд
Кощей Бессмертный
Крокодил Гена
Старуха Шапокляк
Страшила
Доктор Айболит
Баба
Яга
Задание 3.
Доверие
Ответственность
Братство
Радость
Отвага
Предложи свой вариант «расшифровки» слов
Д____________
О____________ З____________
Б____________ Л____________
Р____________ О____________
О____________
Задание 4. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
От доброго – добро,
От злого – зло родится
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
добро нашло тебя
Твори добро, чтобы любя,
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
Худо тому,
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
кто добра не делает никому
Задание 5. Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.
Сыновья.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изменились ли они после слов старика? __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)? _____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________
Задание 7. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________
Задание 8.Сделай вывод на тему «Что такое ДОБРО и ЗЛО»?
Добро
______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ |
Зло
____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ |
Задание 9. Оцени поступки детей (Поставь ):
-
Поступки детей Добро Зло Дать списать домашнее задание Объяснить решение задачи Скрывать от родителей плохую отметку Накормить бездомного котёнка
Уроки 7-8. Добродетель и порок.
порок
добродетель
честность
ответственность
двуличность
злость
доброта
лицемерие
такт
Задание 1. Распредели положительные и отрицательные качества личности:
Задание 2. Словарь.
_____________________ – положительное нравственное качество человека.
_____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.
Задание 3. Заполните пропуски.
Побеждай гнев мягкостью, зло – ____________________, жадность – _______________, ложь – ___________________.
Задание 4. «Золотая середина»
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:
Скупость
Расточительность
Угодничество
Враждебность
Трусость
Безрассудная отвага
Задание 5. «Драгоценная мудрости россыпь».
Истинное ____________________ — осторожность.
Еврипид |
_____________ без благоразумия — только особый вид трусости.
Сенека |
Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________.
Френсис Бэкон |
Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным.
Библия |
Задание 6. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Синонимы.
Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ _________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ _________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочитай утверждения. Ответь «да» или «нет», если ты согласен или не согласен с утверждением.
- Наиболее известное в этике деление добродетелей было предложено древнегреческим философом Диогеном.
- Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом.
- Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным.
- Моральное развитие человека как личности начинается в 16 лет, а до этого
возраста он может совершать любые поступки.
- Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности,
по которым ее оценивают другие люди.
Задание 9. Кто есть кто?
Вспомни, как зовут этих сказочных героев. Укажи, какими добродетелями и пороками они обладают. Раскрась понравившиеся картинки.
Задание 9. Прочитай рассказ, ответь на вопросы и нарисуй иллюстрацию к нему.
Плохо.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
-Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
В. Осеева
Ответь на вопросы:
Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков? _________________________________ _____________________________________________________________________________________
Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок? ______________ _____________________________________________________________________________________
Задание 10. Выбери афоризм, который отражает смысл прочитанного рассказа.
- Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)
- Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные — за спиной. ( Сенека Младший)
- Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)
- Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. (Мать Тереза)
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека.
Задание 1. Прочитай историю.
На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.
А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.
Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….
Ответь на вопросы:
Перед каким выбором оказался Вадим? __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Какой выбор есть у Кости ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочти притчу и ответь на вопрос к ней.
Притча о царе Соломоне.
Однажды некто пришёл к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:
— Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.
Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:
— Для чего освобождал ты рабов своих?
Так ответил пришедший за советом:
— Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провёл детство. Я мнил сделать их счастливыми.
Тогда Соломон спросил:
— А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?
И ещё сказал он:
— Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и всё равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.
И добавил он:
— Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если её выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для неё свобода — не счастье, она для нее — смерть.
Спросил тогда отчаявшийся проситель:
— В чём же тогда мудрость?
И ответил Соломон:
— Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.
И еще сказал он:
— Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.
Муж ответил:
— Я понял тебя, о царь.
— Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого. Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.
Как ты понимаешь слова Соломона: « Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение:
Моральный выбор – это выбор
между ____________________ и ________________________,
между ____________________ и ________________________,
между ____________________ и ________________________.