Выберите 2 две главные задачи вербальных артефактов легенд мифов сказок традиций

      1. Развитые
        корпоративные культуры вырабатывают
        довольно разнообразную мифологию.
        Мифология предприятий существует в
        виде метафорических историй, анекдотов,
        которые постоянно циркулируют на
        предприятии. Обычно они связаны с
        основателем предприятия и призваны
        в наглядной, живой, образной форме
        довести до служащих ценности компании.

      2. Видное
        место в мифологии предприятия отводится
        «героям»: «рожденные герои» оказывают
        влияние на деятельность предприятия
        в течение длительного времени. Это
        «отцы- основатели» компании, а также
        менеджеры, служащие, которые принесли
        ей наибольший успех. «Герои ситуации»
        — это служащие, добившиеся наибольших
        успехов на том или ином временном
        отрезке. Эти «герои» дают возможные
        образцы поведения, они определяют
        тип, норму достижения. В мифологии
        предприятия могут циркулировать также
        «герой-экспериментатор», «герой-новатор»,
        «герой-все время отдающий компании»
        Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в
        менеджмент: социология организаций
        и управления. — Воронеж, 1995. -С. 107.

      3. Героями
        могут стать успешные менеджеры,
        служащие, которые принесли фирме
        наибольший успех, «герои ситуации» —
        это работники, добившиеся впечатляющих
        результатов, в тот или иной период
        своей деятельности. В мифологии
        предприятия могут существовать легенды
        о «героях-экспериментаторах»,
        «героях-новаторах», «героях, все время
        отдающих компании». Мифы, легенды,
        истории о героях призваны в наглядной,
        образной, живой форме довести до
        служащих общекорпоративные ценности.
        Оказывая сильное эмоциональное влияние
        на служащих, они дают необходимые
        ориентиры для поступков, этические
        образцы поведения, типы и нормы
        достижений. Легендарные герои, находящие
        отклик в сердцах сотрудников, служат
        примером для подражания. Мифы и легенды
        призваны продемонстрировать, что
        усердие, труд, инициатива, находчивость
        могут вывести рядового служащего в
        лидеры коллектива; что в критических,
        экстремальных ситуациях «герой» не
        теряется, проявляет смелость,
        решительность, целеустремленность,
        а главное — сохраняет лояльность фирме
        и ее ценностям; что руководитель — тоже
        человек и «ничто человеческое ему не
        чуждо». Легенды об истории компании
        и ее героях позволяют сохранять и
        укреплять культурные ценности, делать
        их частью личной мотивации сотрудников,
        превращая в заинтересованных союзников,
        преданных общему делу Культура
        организации.
        http://panorama.irk.ru/~chuck/_tmp/rentex.old/develop/Konspekt/num10/pp2.htm;
        Культура организации.
        http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k20-6.htm; Кучерова
        О. №issan запретил сотрудникам быть
        вежливыми. У компании не хватает на
        это средств. // Русский телеграф, №074,
        25.4.1998..

      4. Приведем
        несколько имен людей, ставших
        героями-легендами не только своих
        фирм, но и вошедших в историю
        международного бизнеса и менеджмента:
        Томас Уотсон (IBM), Альфред Слоун (Дженерал
        Моторс), Ли Якокка (Форд), Эндрю Гроув
        (Интел), Билл Гейтс (Майкрософт).

      5. В
        частности, когда в 1997 году журнал
        «Таймс» назвал Энди Гроува «человеком
        года», в компании распространилась
        легенда о том, что он полушутя-полусерьезно
        потребовал увеличить размеры выгородки,
        заменяющей ему рабочий кабинет.
        Выгородки — это первооснова корпоративных
        ценностей «Интел», она выражает
        политику «открытых дверей»: нельзя
        ведь закрыть дверь, которой просто не
        существует. Требование Гроува было
        отклонено, так как все без исключения
        сотрудники работают в отгороженных
        уголках общих помещений, что отражает
        философию равных возможностей «Интел»
        Корпоративная культура Intel.
        http://www.mtel.ru/mtel/30th/cn71898c.htm.

      6. Еще
        один пример. Джек Уэлч, один из
        управляющих компании «Дженерал
        Электрик», установил в своем кабинете
        специальный телефон, номер которого
        знали все рядовые торговые агенты
        компании. Если кому-то из них удавалось
        заключить очень выгодную сделку, он
        мог связаться в любое время с управляющим
        и сообщить об этом. На время этого
        разговора Уэлч прерывал свои дела и
        радовался вместе с агентом его успеху.
        После этого он лично составлял
        поздравительное письмо на имя агента
        и обнародовал его. Тем самым он не
        только делал героем себя, но и создавал
        популярность удачливому агенту и
        стимулировал к успешной деятельности
        других сотрудников фирмы Лапицкий М.
        Предпринимательская культура.
        http://www.transport.ru/2_period/min_ekon/№296/pred.htm.

      7. Мифы,
        легенды, герои — это не единственные
        элементы фольклора компании. В
        исследуемом материале практически
        не отражены такие формы устного
        творчества, как песни, стихи, эпиграммы,
        афоризмы, анекдоты, слухи, тосты,
        «фирменные» шутки, которые автору
        представляются также значимыми в
        контексте корпоративной культуры.

      8. 1.2.4
        Ритуалы, традиции, мероприятия

      9. Видимыми
        проявлениями корпоративной культуры
        являются ритуалы. Ритуал — это
        повторяющаяся последовательность
        деятельности, которая выражает основные
        ценности любой организации, отвечая
        на следующие вопросы: «Какие поставленные
        цели наиболее существенны?»; «Какие
        люди наиболее цены для организации,
        а какие только начинают приобретать
        вес?» Карташова Л.В., Никонова Т.В.,
        Соломонидина Т.О. Организационное
        поведение. — М.:Инфра-М, 2000. — С.200.

      10. Ритуалы
        служат средством для наглядной
        демонстрации ценностных ориентаций
        фирмы, они призваны напоминать
        сотрудникам о стандартах поведения,
        нормах взаимоотношений в коллективе,
        которые от них ожидаются компанией.

      11. В
        ряду материалов, посвященных этой
        тематике, интерес вызывают публикации
        американского консультанта по
        менеджменту Надя Крылов, работающего
        в России с 1981 года. Им выделены следующие
        группы ритуалов http://www.nadja.ru.

      12. «Ритуалы
        поощрения» — призваны показать одобрение
        компанией чьего-то достижения или
        определенного стиля поведения,
        вписывающегося в рамки корпоративных
        культурных ценностей. «Одобряя что-либо
        в человеке или просто обращая на это
        внимание, мы эту черту умножаем и
        развиваем». Это могут быть вечеринки
        по поводу успешной реализации проекта,
        традиционные обеды в честь того, кто
        отличился, или долго и продуктивно
        работает для компании. Например, в
        одной фирме по сложившейся традиции
        каждый сотрудник в день своего рождения
        может получить получасовую аудиенцию
        у президента компании и задать ему
        любые вопросы. Такой ритуал поощряет
        интерес сотрудника к своей фирме,
        подчеркивает доступность высшего
        руководства, обеспечивает обратную
        связь, позволяющую руководству получить
        информацию о своих подопечных Крылов
        Н. Поощрение и порицание — это вам ни
        хухры-мухры, это ритуалы. //Капитал
        (Москва), №6, 1997, 5 апреля..

      13. «Ритуалы
        порицания» — сигнализируют о неодобрении
        в отношении человека, ведущего себя
        не в соответствии с нормами данной
        корпоративной культуры. Официальными
        ритуалами порицания являются увольнение,
        понижение в должности, снижение
        заработка. Менее формальным ритуалом
        такого плана может быть неприглашение
        на регулярное мероприятие, где
        собирается весь коллектив. Ритуалы
        порицания помогают сохранять целостность
        компании. Когда люди осознают, что
        последствия определенного нежелательного
        поведения одинаковы для любого члена
        команды и наказания применяются
        справедливо, они начинают испытывать
        уважение к организации как к единому
        целому.

      14. «Ритуалы
        интеграции» — те действия руководства,
        которые собирают служащих компании
        вместе и помогают им осознавать, что
        между ними есть общее. В контексте
        работы — это конференции, семинары,
        деловые игры, и так далее. Это различные
        светские мероприятия, вечеринки,
        совместные поездки, занятия спортом.

      15. В
        повседневной жизни предприятия ритуалы
        могут играть двоякую роль: с одной
        стороны, укреплять структуру предприятия,
        а с другой, в случае затушевывания
        истинного смысла совершаемых действий
        — ослаблять. В позитивных случаях
        ритуалы являются сценическими
        постановками произведений, имеющих
        решающее значение; они символизируют
        убеждения, играющие существенную роль
        и жизни предприятия. Ритуалы позволяют
        увидеть общий образ предприятия и его
        ценностную ориентацию.

      16. Ритуалы,
        совершаемые при вступлении в коллектив,
        называются инициирующими. Они должны
        четко продемонстрировать новому
        работнику, что в действительности
        ценится на фирме. Если дипломированному
        специалисту, окончившему элитарный
        университет, в первый день работы
        вручается веник и предлагается подмести
        помещение, то ему дают понять, что на
        фирме, прежде всего, ценится не
        формальное образование, а личное
        участие в делах. На многих предприятиях
        в сфере обслуживания каждый новичок,
        независимо от образования, начинает
        в отделе обслуживания клиентов. Это
        подчеркивает необходимость
        ориентироваться на нужды потребителя.

      17. В
        негативных случаях связь между
        ритуалами и ценностными ориентациями
        утрачивается. Тогда ритуалы превращаются
        в излишнюю и чопорную формальность,
        при помощи которой стараются «убить»
        время, уклониться от принятия решений,
        избежать конфликтов и конфронтации
        Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломонидина
        Т.О. Организационное поведение. —
        М.:Инфра-М, 2000. — С.200-201.

      18. Как
        отмечает Л.В. Карташова, типичным
        примером такого ритуала являются
        переговоры о заключении тарифных
        соглашений, особенно если им
        предшествовали выступления рабочих.
        Прийти к соглашению за несколько часов
        — значит уронить свой авторитет. Новое
        тарифное соглашение обычно подписывается
        глубокой ночью, так, чтобы представители
        профсоюза и работодателей появились
        перед телекамерами полностью
        измученными. Также и на предприятиях
        ритуалы зачастую превращаются в
        самоцель, никак не связанную с философией
        предприятия, становятся ненужным
        балластом в процессе реализации
        главных деятельностных установок.

      19. Регулярное
        злоупотребление ритуалами начинается
        тогда, когда их используют для сокрытия
        реального положения дел (например,
        совещания с широким кругом приглашенных,
        изначально необходимые для совместного
        поиска решений). Дискуссия оказывается
        выражением одобрения, в возражениях
        никто не заинтересован, так как решение
        давно принято. Предпринимается попытка
        внушить присутствующим, что они
        принимали участие в принятии решения.

      20. В
        заключение можно сказать, что в рамках
        культуры предприятия ритуалы занимают
        важное место. Однако необходимо
        постоянно проверять, действительно
        ли при их помощи передаются ценностные
        ориентации, актуальные для повседневной
        реальности.

  1. Глава.2.
    Корпоративная культура:

  2. современное
    состояние

    1. 2.1.
      Мировой опыт по формированию корпоративной
      культуры

    2. Специалисты
      считают, что на смену прежнему жесткому
      иерархическому «механистическому»
      устройству компаний приходит новая
      культура управления, основанная на
      системе корпоративных ценностей.
      Ранее, в периоды «спокойного существования
      рынка» корпоративная культура
      формировалась под влиянием двух
      факторов: иерархической структуры,
      унаследованной корпорациями и
      современного мифа об организационном
      «механизме.» «Диктат этих двух факторов,
      подчеркивает в своей книге «Перестройка
      управления» Д. Чемпи, превращал
      корпоративную культуру в разновидность
      культуры повиновения приказам,
      распространяющимся по командной
      цепочке, и требований, выполнение
      которых необходимо для достижения
      строго контролируемых начальством
      целей». В современных условиях развития
      рыночной экономики «мы обязаны обладать
      такой культурой, которая поощряет
      развитие определенных добродетелей:
      способности к постоянной погоне за
      клиентом, неистощимой фантазии, умения
      безупречно работать в команде наряду
      с независимостью и самостоятельностью…»
      Как можно совместить мораль и демократию
      с получением больших прибылей. // Капитал
      (Москва), №57, 6.3.1996..

    3. Взгляды
      теоретиков, специалистов по
      реструктуризации предприятий на основе
      новых управленческих приоритетов
      красноречиво подтверждает опыт
      современных преуспевающих компаний.

    4. Отношение
      к бизнесу как к «механизму», а к
      работникам как к взаимозаменяемым
      «винтикам» — это наследие индустриальной
      эпохи, считают представители электронной
      элиты, они хорошо понимают, что ключ к
      успеху — человеческая индивидуальность.
      Руководители таких компаний, как
      Microsoft, Dell, Intel, Apple являются приверженцами
      управленческой концепции «корпорация
      — сообщество» в противовес подходу
      «корпорация — машина». Вот что Билл
      Гейтс говорит о том типе управленческой
      культуры, который он взращивал на своем
      предприятии: «Наша корпоративная
      культура призвана создавать благоприятную
      атмосферу для творчества и для полной
      реализации потенциала каждого
      сотрудника. При том, что Microsoft — огромная
      компания, активно использующая огромные
      ресурсы, она сохраняет структуру
      небольших динамичных групп, где каждый
      чувствует, что от него многое зависит.
      Идеи генерируются конкретными людьми,
      и Microsoft делает все, чтобы дать этим
      творческим людям возможность довести
      дело до реального результата» Гейтс
      Б. Бизнес со скоростью мысли. — М.:
      «Эксмо», 2001. — С.231.

    5. Майкл
      Делл, один из самых преуспевающих
      предпринимателей своего поколения,
      управляет компанией «Dell» входящей по
      рейтингу журнала «Fortune» в число лучших
      американских компаний, так же настаивает
      на важности для успеха чувства
      сообщества: «Люди видят в компании
      место, где им хочется построить свою
      карьеру, для них это дело жизни, а не
      место, куда они заходят ненадолго
      покурить. Мы всерьез стремимся вызвать
      в сотрудниках чувство принадлежности
      к чему-то значительному. Есть все шансы
      добиться этого в компании, которая
      растет так быстро, как наша. Было бы
      просто глупо дать «прогореть» энтузиазму
      людей, верящих в то, что они строят
      прекрасную компанию» Сообщества
      добиваются успеха скорее, чем «машины»
      //Управление персоналом, 2001. №6 — С.12.

    6. Создание
      именно сообществ, а не систем «механизмов»
      дало возможность американским компаниям,
      работающим в отрасли электронных
      высоких технологий, быстро добиться
      успеха.

    7. Противоположных
      взглядов придерживаются сторонники
      управленческой концепции «корпорация
      — машина». Д.Чемпи в своей работе
      отмечает, что именно этот традиционный
      подход стал одной из причин потери
      конкурентоспособности многими
      компаниями. Характерными чертами
      «корпорации — машины» являются: широкая
      бюрократическая прослойка управленцев,
      жесткое разделение функций, повиновение
      приказам, централизация власти,
      дегуманизация, контрольный и фискальный
      аппарат. Концепция «корпорация — машина»
      заставляет высших менеджеров чувствовать
      себя операторами за пультом гигантского
      аппарата: «Я чувствую себя капитаном
      авианосца. Я поворачиваю штурвал и
      пытаюсь повести судно в другом
      направлении, но я не могу проверить,
      исполняются ли мои указания».

    8. Рассмотрим
      конкретные примеры. К 1993 году компания
      «IBM», один из гигантов американской
      индустрии и лидеров своей отрасли,
      чуть не оказалась на грани финансового
      краха. Совет директоров пригласил на
      фирму внешнего консультанта из компании
      «Маккинзи.» Диагноз, поставленный Л.
      Герстнером: IBM рекомендуется изменить
      культуру управления, для этого
      необходимо:

1.
внимательно следить за рынком и предлагать
потребителю то, что хочет он, а не
бюрократ;

2.
компания должна твердо придерживаться
в своей деятельности линии на удовлетворение
спроса на рынке;

3.
весь управленческий аппарат должен
работать вместе как единая команда.
Герстнер установил восемь принципов
управления, тем самым изменив корпоративную
культуру IBM, которая была актуальна в
условиях, когда фирме принадлежало 40%
прибыли на мировом компьютерном рынке.
Громоздкий бюрократический аппарат
оказался не способным понять, что
окружающий мир изменился, причем так
быстро и в таких направлениях, что под
угрозу было поставлено финансовое
благополучие компании Черкизова А. Как
сделать компанию культурной?
http://www.7st.ru/articles.phtm.

Таким
образом, отметим, что на сегодняшний
день при формировании корпоративной
культуры строгая иерархия не приветствуется,
хотя полностью отрицать ее значение не
целесообразно. «Вертикальный менеджмент»
необходим там, где в работе нет творчества,
где труд стандартизован и требует
соблюдения дисциплины», считает Надя
Крылов, консультант из США. «Вертикальный
менеджмент — это агрессивный способ
управления, однако, он незаменим на
начальных этапах работы организации,
когда успех или провал зависит от
слаженности и согласованности действий
всех уровней управления», полагает
А.Рощин, менеджер проекта USAI/Центра
Делового Сотрудничества. Он также
считает, что излишнее количество
предоставленной менеджеру инициативы
ведет к хаосу и выяснению отношений.
Задача менеджеров высшего звена найти
«золотую середину» между жесткой
субординацией и предоставлением
самостоятельности нижестоящим менеджерам,
чтобы исключить возможные негативные
тенденции горизонтального менеджмента:
борьбу за сферы влияния и компетенции,
конфликты полномочий, сокрытие важной
для коллег информации, «перетягивание
одеяла на себя». Представители компании
«Рибок» в России считают, что проблемы
внутренней конкуренции, характерной
для горизонтального менеджмента, можно
избежать, обучая персонал работе в
команде и взаимодействию с коллегами.
А менеджер-логистик компании «ПепсиКо»
М.Бакшинский видит один из путей
преодоления этой проблемы в своевременном
и достоверном информировании своих
коллег о персональных планах.

К
сторонникам вертикального менеджмента
нельзя отнести коммерческого директора
агентства дизайна и рекламы «Contradesign»
А.Ватушина, который высказывает следующее
мнение: «Дизайнер — это скорее вольный
художник, чем винтик в рабочей бригаде.
Втиснуть его в четкие рамки невозможно,
да и просто гибельно для работы, так как
сама суть работы заключается в творческой
свободе и экспериментах; …а вопрос об
ответственности решается так: каждый
отвечает за свою работу сам, и если
выполняет ее плохо, то теряет деньги».
При этом, считает Ватушин, у сотрудников
есть стимул к самодисциплине (42,43).

Как
видно из вышеизложенного, вопросы стиля
управления, структуры компании, иерархии
являются достаточно хорошо разработанными
компонентами корпоративной культуры.
Однако, авторы работ на эти темы мало
обращают внимания на то, как к этим
вопросам относится простой сотрудник.
Ведь, например, структура компании может
быть далека от совершенства, а служащие
компании будут все равно относиться к
компании с любовью, уважением и гордостью,
и наоборот, компания, как структура, как
иерархия может быть идеальна, но при
низком уровне корпоративной культуры
эти достижения могут быть сведены на
«нет». Поэтому, автор считает, что работая
со структурными и управленческим
элементами корпоративной культуры,
необходимо добиваться не только
экономической (процессуальной)
целесообразности, но и заботиться об
адекватном отношении к этим вопросам
со стороны сотрудников.

Важной
областью управления корпоративной
культурой является кадровая система.
Обширной информацией о специфике
подходов к отбору кадров, системе
требований к профессиональным, личностным
качествам персонала обладают сотрудники
рекрутинговых агентств. Материалы
интервью с ними, а также с руководителями
отделов персонала крупных иностранных
компаний, работающих на российском
рынке, представляются очень полезными
для понимания роли корпоративной
культуры в современных организациях.
Эти специалисты единодушно отмечают,
что в настоящее время наряду с
профессиональными навыками требования
работодателей к психологическим,
имиджевым, поведенческим характеристикам
претендента продиктованы спецификой
корпоративной культуры компании, ее
ценностными ориентациями, этическими
ограничениями, особенностями национального
менталитета.

Соответственно,
изменился набор требований и при подборе
персонала. Британские, немецкие и
американские фирмы предпочитают
подбирать персонал через рекрутинговые
агентства, объявления о вакансиях в
газетах или проводят отбор сами, на
основе присылаемых резюме. Устроиться
на работу через знакомых или родственников
практически невозможно. К самой процедуре
собеседования все иностранцы без
исключения подходят очень тщательно.
Так, в немецкой компании «Крафт»
претендент проходит три, а в американской
фирме «3М» — шесть собеседований.
Требования к кандидатам — стандартны:
высшее образование, иностранный язык,
как правило, опыт работы. Иностранные
компании предъявляют вполне определенные
требования к психологическому типу
сотрудника. Большинству американских
компаний свойственна агрессивная
политика в завоевании рынка, поэтому
они отбирают очень работоспособных и
решительных кандидатов. Кроме того, для
них очень важно желание человека работать
именно в их компании. Немцы к подобному
энтузиазму относятся прохладно, для
них предпочтительнее серьезный,
педантичный профессионал. Французы и
итальянцы отличаются общительностью
и мягкостью. Например, в «Лореаль»,
главное — чтобы человек был динамичный
и умел работать в коллективе. Японские
и другие восточные компании в дополнение
к профессионализму ценят преданность
фирме, управляемость, бесконфликтность,
коллективизм.

Конкретные
требования к психологическому типу
будущего сотрудника — не прихоть фирм.
От склада личности, соответствия его
внутрифирменным стандартам в области
коммуникации, сложившимся в фирме,
зависит, сможет ли адаптироваться к
этой корпоративной культуре новый
сотрудник, как будут складываться его
взаимоотношения в коллективе и с
руководством, насколько эффективно, в
конечном счете, он будет работать.

Так,
например, в американских компаниях
очень развит дух командности. Дистанция
между начальником и подчиненным
минимальна; они работают, как правило,
в одних помещениях, за соседними столами
(Кока-Кола, Хьюлит Паккард). Не зная
особенностей корпоративной культуры
американцев, неосведомленные полагают,
что они поощряют любую инициативу. При
всей их внешней демократичности здесь
не принято решать вопросы через голову
непосредственного начальника. Кроме
того, не достаточно выступать с
предложениями и идеями, необходимо быть
готовым реализовывать их. Такая же
практика существует и в английских
компаниях.

В
немецких компаниях на прием к руководству
необходимо записываться заранее, а
обращаться к шефу-немцу нередко следует
не только по имени и фамилии, но и с
названием его должности.

Традиционно
фирмы культивируют уважительное
отношение не только к начальству, но и
ко всем коллегам. Вот комментарий
директора по персоналу «ПепсиКо»
М. Островской: «Мы учим сотрудников
позитивному отношению к делу и людям.
Отношения между людьми внутри компании
строятся по принципу «чем я могу Вам
помочь?». Фразы типа «у меня много работы,
отстаньте от меня» здесь никогда не
произносятся. Мы все клиенты по отношению
друг к другу внутри компании» Островская
М. Я уважаю этот напиток, потому что знаю
как его делают. //Компания, №14, 1998, 21
апреля..

Любопытны
тенденции в сфере кадровой политики
иностранных фирм наблюдаются на
российском рынке. В большинстве
иностранных компаний идет процесс
замены иностранных сотрудников на
россиян, которые лучше знают местный
рынок и обходятся вдвое дешевле (им не
оплачивают некоторые статьи расходов
и нет необходимости снимать жилье).
Многие иностранные компании вкладывают
деньги в обучение российского персонала.
Например, в «Джонсон и Джонсон» заработная
плата ниже, чем у конкурентов, но
сотрудники проходят 4-5 серьезных
обучающих тренингов в год, а также имеют
возможность за счет фирмы получить
образование по системе МВА. Такую же
политику проводят в отношении талантливых
российских студентов «Проктэр энд
Гэмбл» и «Эрнст и Янг»: обучают их и
всячески поощряют карьерный рост Ладанов
И. Социокультура организации. //Управление
персоналом, № 5 (35), 1999..

Кадровая
политика является базисным компонентом
для корпоративной культуры государств
Европы и Америки. Однако она должен быть
«одухотворена», «оживлена» корпоративной
культурой, стать частью эмоционального
мира всех сотрудников компании. Только
когда и служащие, и руководители четко
представляют себе неслучайность,
полезность того или иного положения
кадровой политики, только тогда мы можем
сказать, что превратили кадровую политику
в часть корпоративной культуры.

Соседние файлы в папке Корпоративная культура

  • #
  • #
  • #
  • #

Сравнение, общие черты и отличия мифов, сказок и легенд.

Содержание

  • Чем миф отличается от сказки и легенды: сравнение
  • О чем рассказывают мифы в сравнении со сказками и легендами?
  • Может ли миф, легенда стать сказкой?
  • ВИДЕО: Сказки, мифы и легенды

Многие из нас мифы и легенды, а также сказки, считают разновидностями народного творчества, и мало понимают, чем они отличаются между собой. На самом деле разница между этими понятиями огромная.

Чем миф отличается от сказки и легенды: сравнение

Если обратиться к переводу слов, то миф переводится как «слово». Сказка в переводе означает «сказание или рассказ рассказывать». Мифы были созданы еще до появления религий и первых упоминаний о богах и их существовании. Изначально в древности, мифы создавались для того, чтобы объяснить разнообразные явления природы, такие как снег, туман, бури и ураганы.

Чуть позже стали появляться мифы о разнообразных богах и их действиях. Таким образом люди пытались объяснить те же действия природы, но объясняли их несколько другими способами. Если долго не было дождя, и наблюдалось сильная засуха, во всем винили богов. И говорили, что люди провинились, и таким образом боги их наказывают.

Сказка в отличие от мифа, это жанр народного творчества, который рассказывает о каком-то герое. Сказки могут быть разнообразного характера, они могут быть как поучительными, так и высмеивающими. Цель сказки не что-то объяснить. Главной целью сказки является научить и предостеречь от повторения определенных ошибок.

Легенды — это отдельный вид, который рассказывает вам о каком-то определенном герое. Чаще всего в основе легенд лежат не вымышленные персонажи, а те кто когда-то давно жил. Конечно, легенда это несколько искаженное отображение реальности, но на основе вполне реальных событий. Героями легенд являются вполне реальные персонажи.

Отличия:

  • Разные временные рамки
  • Различные задачи
  • Отличия в реальности событий

Мифические существа

Мифические существа

О чем рассказывают мифы в сравнении со сказками и легендами?

Все персонажи сказок являются вымышленными. Сказки могут быть вымышленными как народом, так и определенными авторами. Прежде всего сказка — это литературный жанр. Задача сказки — вам рассказать о каком-то вымышленном герое и поведать о его ошибках. Это делается для того, чтобы научить людей и детей не повторять ошибок конкретного героя.

Особенности сказок, мифов и легенд:

  • Мифы захватывают собой очень большой временной интервал. Это могут быть как столетия, так и тысячелетия. И вообще не содержать привязки к времени.
  • В сказке чаще всего не указывается, когда происходили события. Обычно они начинаются со слов «давным давно». Когда-то возможно это было на самом деле. Но все персонажи сказки вымышленные, события в ней тоже вымышленные. Одним из примеров мифов являются рассказы богах Древнего Рима или Древней Греции.
  • Сказка является не только народным творчеством, но еще существует как жанр литературного произведения, который может полностью придумать писатель или автор. Миф в отличие от сказки не имеет авторства и складывается на протяжении многих веков. Задача сказки развлечь и предостеречь, предупредить, научить. Задача мифа — объяснить определенные явления и мир.
  • Если речь идет о легенде, то в ней идет сказание о том, что было когда-то. Описывает конкретный исторический период, который может в принципе никак не объяснять историю.

Герои легенд

Герои легенд

Может ли миф, легенда стать сказкой?

Стоит отметить, что и миф и легенда со временем могут становиться сказками. Это происходит в том случае, если народ берет за основу какое-то определенное событие и добавляют в него свои краски. То есть добавляет какие-то детали и вымышленных персонажей. Чаще всего сказки основываются на каких-то реальных событиях. В основе выдуманных персонажей все же лежат обычные люди, которые совершают ошибки по каким-то причинам.

То есть со временем легенда или миф может превратиться в сказку. Это произойдет в том случае, если в легенду или миф добавят вымышленных персонажей и события, но в основе оставят сказания о реальном человеке.

Как видите, миф сказка и легенда — это не одно и то же. Это жанры народного творчества, которые существенно отличаются друг от друга не только задачами, но и способами построения. Основная задача сказки — предостеречь, рассказать, предупредить и научить. Миф и легенда ничему не учат. Они просто описывают какие-то события, действие или поведение конкретных героев.

Мифическое существо

Мифическое существо

Еще одним существенным отличием легенды от мифа является то, что чаще всего в основе мифа выступают какие-то неживые существа. Такие как боги, а в основе легенд — обычные смертные люди.

ВИДЕО: Сказки, мифы и легенды

Педагогическая направленность произведений
устного народного творчества народов мира: мифы, легенды, детский фольклор,
сказки.

Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой
древности, когда люди не умели писать, поэтому, естественно, ему была присуща
устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через
художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая
реальные жизненные факты в жизни народа. В народе испокон веков
вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура,
множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении
к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных
ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона
и правилах приличия. Устное народное творчество в научной литературе
именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным
творчеством. Значение фольклора как культурного наследия и вместе
с тем современного народного творчества велико, как материала, важного для
изучения философии народа, его истории и искусства, как средства
воспитания подрастающего поколения. Многие исследователи фольклора выделяют его
как в особый вид информации, его специфика как народного словесного
искусства, его основные функции в народном быту и роль
в народной культуре. Фольклор — это устное поэтическое творчество
широких народных масс писал в Ю. М. Соколов. Н. И. Кравцов
дал следующее определение народного творчества: «Фольклор — особый
синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки
и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах». В народном
творчестве (фольклоре) существуют различные жанры, это: песенные, прозаические,
драматические жанры. К первым относятся былины, исторические песни, баллады,
лирические песни. Многообразны прозаические жанры: сказки, предания, легенды,
былинки и бывальщины, пословицы, поговорки, скороговорки.
К драматическим жанрам, помимо народных пьес, кукольных представлений,
относятся многочисленные игры, хороводы. Особенную важность приобретает устное
народное творчество для воспитания подрастающего поколения.   
Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский
фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется
ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней
жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического
творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой
и красотой. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается
с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок,
скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк
незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе
немалые жанровые богатства. Образцы устного народного творчества выступают как
фактор социального и духовного развития личности ребенка. Многие видные
педагоги указывают на воспитательное значение устного народного творчества для
дошкольников и рекомендуют использовать его в своей работе. Фольклор
способствует не только формированию эмоционально положительного отношения
к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов
у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного,
умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания.  «Это —
первые и блестящие попытки русской народной педагогики, —
писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был
в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением
народа». Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…
воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел
в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя
в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый
материал для воспитания любви к Родине. Еще К. Д. Ушинский
отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания…
Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе
народного развития». Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал
народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Похожая статья: Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что
первый воспитатель — это народ, а народные сказки — первые
и блестящие попытки создания народной педагогики. Во все времена и у
всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении,
укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота
о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного,
духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного
предшествующими поколениями. У каждого народа свои сказки, и все они
передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро,
дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как песни матери, сказки
открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее,
вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои:
Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают
ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ
считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая
сказку, ребенок начинает любить то, что любить его народ, и ненавидеть то,
что ненавидит народ. Сказки являются важным воспитательным средством,
в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь,
народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность
сказок. Также в русской педагогике встречаются мысли о сказках не
только как воспитательном и образовательном материале, но и как
педагогическом средстве, методе. Раскрывая значение сказки как педагогического
средства, признаются мысли, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну
и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою
буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую той же самою
мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею. На ранних этапах
истории человечества люди не только заботились о поддержании своего
существования, но и стремились сохранить свой род, свое племя. Все, что
способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышленого и здорового
человека, стало содержанием сказок, загадок, былин, потешек, которые учат
безопасному поведению в быту, на природе. Малые фольклорные жанры могут
широко использоваться в работе с младшими школьниками как прием,
побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым
материалом (Например, в математике: предмет, явление, число.), как прием,
обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой
(занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей. При
знакомстве детей с числом и цифрой шесть можно предложить разучить
скороговорку «Шесть мышат в камыше шуршат», вспомнить, какое слово
в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу,
назвать его соседей. Велико значение детского фольклора в экологическом
воспитании школьников. В потешках и песенках оживают явления природы
(«Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», обогрело телят, ягнят
и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока
и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка,
сорока-белобока имногие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но
и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток
поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; т.д.
Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток
не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца. Использование всех
доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании
и обучении позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки
для использовании их в речевом общении. Через устное народное творчество
ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,
лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые
впечатления о ней. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни
в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого
идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно
продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»
«Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его
переколпакует, тому полколпака гороху». Фольклор влияет на оздоровление
организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй,
молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям
самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также
воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук
и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики
кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик», «Игра в прятки»,
«Коза» «Дружные ребятки») Таким образом, приобщение ребёнка к народной
культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным
средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном
этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит
важным фактором социального и духовного развития ребенка, его речи.
Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во
многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок,
увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного
творчества русского народа — всё это открывает путь к сердцу
и уму ребенка.

Ты хочешь нравиться людям? — Цени их ум.

К.А. Гельвеций.

Ведущий передачи “Сто к одному” “Александр
Гуревич считает, что наличие ума для человека –
необходимость, потому что глупость – это один из
самих ужасных человеческих пороков”.

По мнению Юрия Вяземского, ведущего программы
“Умники и умницы”, “ум – это дар божий” (“Российская
газета”, 29 июня 2007 г., с 48. Борис “Крюк,
ведущий передачи “Что? Где? Когда?” “ Российская
газета”, 29 июня 2007 г. с 48)

Именно мифы впитали в себя мудрость, думы,
мечты, поверье народов. Они звали воинов
совершать подвиг. Мифы переходили из поколения в
поколение в песнях и рассказах. В какие бы давние
времена ни возникли мифы, они не остались мертвым
наследием прошлого. Каждый из них живет и сейчас.
Войдите в страну мифов! Это страна поэзии и
мудрости. Она богата и прекрасна.

Особый интерес к мифологии русского народа
сопряжен с пристальным изучением истории
культуры, мифологический период развития
который был естественным этапом ее развития,
Мифология открывает возможности для раскрытия
особенностей мироведения далеких предков,
понимания и оценки ими своей жизни и
деятельности.

Изучая старину, человек одновременно лучше
постигает особенности современной ему культуры
и самого себя, живущего в культуре и созидающего
её.

Русская и вообще славянская культура не похожа
на греческую и германоскандинавскую, тем она и
уникальна. Мифология русского народа была
реализована в самой обыденной жизни, в поверьях и
суеверьях, в обрядах и ритуалах, в языке
повседневного общения. В этом ее неповторимая
своеобразие. Мифические герои стремились не к
личному спасению, искуплению, а защите родовых
традиций и обычаев, своего отечества, племенных
красавиц, а то и всего русского народа.

Русская мифология до сих пор не достаточно
изучена, обобщена и систематизирована, и поэтому
она может стать предметом исследований учащихся
школы.

Цель: Развитие способности учеников в
процессе размышления и “обсуждение явить новое
для себя знание”.1

Задачи:

  1. Изучить мифы как способ постижение истоков
    русской культуры;
  2. Приобщить учеников к культуре своего народа как
    одному из способов воспитания чувства
    патриотизма;
  3. Изучать исторические и культурные корни своего
    народа.

Участники: учащиеся 6-х классов (4 команды,
составленные из учебников разного уровня,
мальчиков и девочек, во главе с капитаном).

План подготовки и проведения внеклассного
мероприятия.

Подготовительная работа.

Организатор-консультант;

Ведущий, возможны соведущие игры (учителя,
родители, учащиеся старших классов школы);

Команды учащихся создаются на добровольной
основе, выбирают капитана, возможен другой
вариант создания команд: сначала избираются
капитаны, они создают команды, но принцип
добровольности сохраняется.

Капитан и команды придумывают названия с
учетом заявленной темы конкурса и знаки отличия
команды.

Подготовиться к игре помогают родители.

Оформление мероприятия могут быть рисунки,
выполненные под руководством учителя ИЗО;
поделки, сделанные с учителями технологии;
библиотекарь; готовит выставку книг по мифам
русского народа; на подготовительном этапе с
учащимися работают учителя русского языка и
литературы, истории; желательно привлечение
учителей музыки и информатики.

Курирует подготовительную работу к
внеклассному мероприятию классный руководитель.

Оборудование: пронумерованные конверты с
вопросами для участников и карточки с
правильными ответами для жюри – изготавливают
учащиеся старших классов вместе с автором
игры-конкурса.

Для успешного проведения подобного
мероприятия время на подготовку составляет 1
месяц.

Проведение игры-конкурса “Мифология
русского народа”

“Будьте внимательнык мыслям – они начало
поступков”1

Журнал “РФ сегодня”, № 14, 2007 г. с 36

Ведущий приветствует всех участников
мероприятия и желает удачи.

Команды внимательно слушают условия игры.

Жюри (координатор детского движения или
библиотекарь, учащиеся старших классов).

3 человека рассказывают критерии оценки команд
(для подведения итогов используется школьная
доска).

Расположение участников конкурса.

Ведущий приглашает первую команду на игру,
знакомит участников конкурса с командой и
капитаном.

Вопросы 1 команде (Первый блок)

  1. Что такое миф? (это первое представление
    человека о мире)
  2. Какими были самые первые мифы? (это рассказы о
    происхождении мира и богов).
  3. Что представляет собой второй вид мифов? (мифы о
    героях).
  4. Миф – произведение фольклорное или
    литературное? (миф древнее фольклора и тем более
    литературы).
  5. В чем познавательная функция мифа? (древний
    человек считал, что все, о чем рассказывается в
    мифе, было на самом деле) Число вопросов
    увеличить до 10.
  6. Какие черты характера объединяют героев мифов?
    Чем они похожи друг на друга? (мужество, сила,
    честность, ум, красота поступков).
  7. Как называются произведения, созданные
    фантазией народа, в которых рассказывалось о
    происхождении мира, явлениях природы, а также о
    деяниях древних богов и героев? (Мифы).
  8. Произведение – поэтический рассказ о былом с
    элементами вымысла? (Легенда).
  9. Произведение, где действие совершается в
    неопределенное время (“давным-давно”), в
    вымышленном мире (“в тридевятом царстве”), герои
    – плод фантазии? (сказка).
  10. Почему мифологические образы вошли в
    сокровищницу мировой культуры и активно
    используются в литературе и искусстве до нашего
    времени? (Это идеал гармонии — равновесия. Человек
    красив, соразмерен, умен, физически силен. Это
    вечный идеал человека к которому во все времена
    стремились, стремятся и будут стремится).

Подводятся итоги 1 игры.

Жюри оформляет результаты на доске.

Ведущий приглашает на игру вторую команду и
напоминает о том, что ответ на вопросы команда
готовит 1 минуту: за этим следит один из членов
жюри.

Вопросы команде № 2 (Второй блок)

  1. Почему Ярославна в “В слове о полку игореве
    обращается к ветру? (Сами ветры веют стрелы).
  2. В чем смысл верха в мифологии? (Земля есть верх
    по отношению к подземному миру).
  3. Самостоятельный мифический персонаж, который
    сопровождает Зиму? (Метель).
  4. В чем мифический смысл низа? (Земля есть “низ”
    по отношению к небу).
  5. Мифическое воплощение ночи в противоположность
    дневному светилу? (Месяц)
  6. Мифический персонаж женского рода, считалось
    супругой Солнца или Дажьбога (Луна).
  7. Мифическая сестра Солнца, красная девица. Она
    расстилает по небу розовую нетленную фату или
    ризу, укрывая мир от враждебных чар, прогоняет
    зло своими огненными стрелами? (Заря).
  8. Почему дождь во время свадьбы почитался как
    предвещающий счастье. Выйти в путь или начать
    какое-либо дело в дождь – человеку будет
    сопутствовать удача? (Дождь – символ
    плодотворящей силы, оздоравливает и дарует
    счастье; знак обилия и благодати).
  9. Утренняя заря Денница является личным
    вестником кого? (Дня)
  10. Когда некий подземно-подводный Ящер о двух
    головах проглатывает Солнце? (Ночью).

Итоги второй игры фиксируются на доске.

Далее в игре возможна музыкальная пауза,
подготовленная под руководством учителя музыки.

Ведущий приглашает на игру 3 команду и
напоминает игрокам о необходимости давать
полные исчерпывающие ответы: это формирует
речевое умение говорить, а участники конкурса
отрабатывают навык очень сложный — слушать.

Вопросы команде № 3. (Третий блок)

  1. Под этим деревом у славян проходили важнейшие
    коллективные собрание, суды, свадьбы, с его
    крепостью сравнивали героя, богатыря, это дерево
    мужчин? (Дуб)
  2. Почему ель считается деревом жизни и долголетие
    и с нее начинается новый годовой цикл? (Ель была
    завезена из Германии в качестве рождественского
    украшения и быстро распространилась в городском
    быту).
  3. Дерево это знаменовало мужество и борьбу с
    врагами и одновременно счастье, любовь и красоту,
    плоды у него ярко-красные, как бы “каленые”?
    (Калина)
  4. Почему клен сравнивается с ухаживающим за
    девицей добрым молодцем, он распускается там, где
    проезжает возлюбленный? (Мифологический мужской
    знак, в клена был некогда превращен человек, по
    этой причине с кленом обращались по-особому: не
    топили кленовыми дровами печь. В легендах клен
    вырастает на могиле безвинно погубленного
    человека).
  5. Воплощение весенне-летней живительной силы,
    дерево славянской богини любви и красоты Лады,
    “девичье”, любовное дерево, обладающее особой
    магической силой? (Липа).
  6. Почему родилась вера в то, что можжевельник,
    верес, кедр способны преодолевать смерить и
    утверждать жизнь? (Эти растения вечнозеленые,
    хвойные, имеют характерный бальзамический запах
    (особенно при сжигании).
  7. Дерево с красной корой, которая и повлияла на
    христианские легенды об особом цвете дерева,
    ветки его использовали как оберег для защиты от
    непогоды, от болезней? (Ольха)
  8. Почему у осины листья дрожат даже при тихой
    погоде? (Осина – проклятое дерево, не признавшее
    Христа во время его бегства в Египет. Осина не
    склонилась перед ним во время крестного пути).
  9. Дерево связано с небесным огнем. Вечера со
    сплошными мрачными грозовыми тучами и молниями
    называли воробьиными ночами. Как называется это
    растение? (Рябина).
  10. Почему в поэтической традиции береза
    превратилась в символ весны, девичества,
    отечества? (Береза – воплощение света, чистоты и
    плодородие, любимое дерево русалок, которые
    качаются на ее ветвях).

Ведущий благодарит за игру 3 команду.

“Ведущий должен уметь слушать…”

Приглашает последнюю команду на конкурс.

“Телесемь”, № 35, 2007 г. с 21

Вопросы команде № 4 (Четвертый блок)

  1. Устойчивая мифическая персонификация огня.
    Любительница кур? (Лиса)
  2. Зверь, который наделен демоническими чертами.
    Но он известен и как воплощение светлых стихий,
    пожиратель чертей охранитель посевов? (Волк)
  3. Покровитель растительного мира, все знает о
    лесе и без по ведома не ломается ни одна ветка,
    отождествляется с плодородием? (Заяц)
  4. Почему лошадь занимается почетное место в
    русской мифологии, принадлежит к вещим животным?
    (Конь наделен мудростью и даром предвидения; чуя
    беду, предупреждая хозяина об опасности, конь
    спотыкается).
  5. Почему корова соотносится с представлениями о
    богатстве и сама считается охранительницей
    кладов? (Корова в мифологии соотносится с
    небесными стихиями. Красная корова сторожит
    золото и медь, а белая – серебро).
  6. Животное, которое более всего связано с
    ведьмами и нечистой силой, черт – оборотень, но
    он же и любимец Домового? (Кот)
  7. Считается, что он является предком людей или сам
    произошел от человека, может ходить на задних
    лапах, имеет сходные с человеком глаза? (Медведь)
  8. Почему козел является воплощением плодородия,
    относится к чистым животным, способным отгонять
    вредоносные силы?(Козел- одно из древнейших
    жертвенных животных).
  9. Почему после Ильина дня (2 августа) купаться в
    реке нельзя? (Олень – жертвенное животное
    охотничьего периода прибегает к реке и моет свои
    рога, от того вода становиться холодной).
  10. Мифическая птица, которая относиться к разряду
    вещих птиц. Считался “батраком соловья, так как
    уступает ему в пении, но он является приятелем
    медведя, предупреждает его об опасности? (Дрозд).

Сыграла последняя команда.

Подводятся итоги.

Жюри подводит итог всей игры.

Награждает победителей, вручает поощрительные
призы. Ведущий благодарит всех участников и
приглашает к дальнейшему сотрудничеству.

Вывод для организаторов.

Учащиеся во время подготовки формировали
умение отбирать и читать книги на определенную
тему.

Приложение

Библиография

  1. Мифы и легенды Европы, Саратов, “Надежда”, 1994 г.
  2. В. Шуклин “Русский мифологический словарь”,
    Екатеринбург, “Уральское издательство”, 2001 г.
  3. “Мифологический словарь” Главный редактор Е.М.
    Мелетинский. Москва. “Советская энциклопедия”,
    1991 г.

  • Втихую или в тихую как пишется
  • Втихоря или втихаря как пишется слово
  • Втихомолку как пишется слитно или раздельно
  • Втихаря как пишется слитно или раздельно
  • Втихаря как пишется и почему