Я не поверила своим глазам, когда в прозрачной синеве мартовского солнечного дня взмахнула тонкими крылышками желто-коричневая бабочка и села на слегка подтаявший снег. Я подошла совсем близко и стала рассматривать небывалое чудо природы. Зима в этом году не поскупилась на снег. Огромные тяжелые кучи возвышались по обе стороны дорог, и среди всеобщей белизны лишь кое-где темнели небольшие пяточки асфальта, прогретые солнцем. Бабочка вновь поднялась в воздух и пересела на один из асфальтовых островков.
Первые чувства, которые я испытала, были жалость и сострадание: «Бог мой, что теперь будет с этой красавицей? Как она переживет сегодняшнюю холодную ночь? Ведь по ночам еще минусовая температура. А чем она будет питаться? Умрет же с голоду». В следующий момент я осознала собственные трагические мысли, и нечто в глубине меня крепко задумалось. Почему я выбрала думать, что бабочка погибнет? Почему я выбрала думать, что для бабочки это несчастье — родиться вот в такой, как мне кажется, совсем неподходящий момент? В то время, когда еще все пронизано холодом и голодом. Ни единого цветочка, ни пыльцы, ни нектара.
Мне вспомнилось, что мы сами выбираем, о чем и как думать. Эта бабочка, нарушившая все законы природы, пришла ко мне как подарок. «Быть может, она только для того и родилась, чтобы показаться мне на глаза в этот неурочный час и подвигнуть меня на размышления», — мелькнула нескромная мысль.
Я проигнорировала ее и подумала о том, что от моих жалостливых мыслей никому не станет лучше, ни мне, ни бабочке. Когда мы верим в победу «всем смертям назло», то словно создаем некое силовое поле, в котором не может не случиться то, во что верим. А когда мы не верим, то разрушаем даже то доброе, что уже есть. Мать, которая верит в своего ребенка, в его талант и способности, многократно увеличивает его шансы на успех.
Я выбрала думать, что бабочка намеренно пришла в этот мир в это время года. Чтобы испытать влияние голода и холода. Я выбрала думать, что в соседнем доме проживает «ботаник», который увидит бабочку и унесет к себе домой, и будет она жить в его доме и лакомиться сахарком. Мое тело отреагировало на эти мысли удовольствием и оптимизмом. Я поняла, что выбор мыслей – это половина любого успешного дела. Возможно, моя вера в благополучную судьбу бабочки не изменит ее положения, но не навредит, уж это точно! А лично мне она помогает уже сейчас, в данную секунду. Потому что оптимистичные мысли создают в душе и в теле состояние благополучия и радости.
Вы вправе теперь спросить: «А при чём здесь сказкотерапия?» Ответ прост. Сказка дарит возможность сделать тот выбор, который ведет к благополучию и успеху. Если вы, конечно, готовы сделать такой выбор. Сказка предлагает опереться на ее поистине сказочные ресурсы. У вас есть возможность мысленно прожить и проиграть всевозможные сказочные модели поведения. Благодаря сказке мы можем узнать неизвестные грани себя и использовать их на своем пути к радости, удовлетворенности и самореализации.
Я предлагаю вам простое упражнение:
Портрет себя. Составьте портрет себя из пяти — десяти слов. Используйте прилагательные, то есть, отвечайте на вопрос «Какая я»?
Теперь припомните, насколько успешны вы в общении с разными людьми. С какими качествами в других вам труднее всего встречаться? С холодностью? С мягкостью? С равнодушием? С нежностью? С любовью? Отметили? Замечательно.
А теперь слушайте продолжение сказки о сокровищах в душе каждой женщины.
Единый набор качеств. У каждой из нас есть некий стандартный образ себя. И у каждой из нас эти образы разные, несмотря на то, что все мы имеем совершенно одинаковый набор качеств. То есть, потенциально мы являемся носителями всех качеств, которые есть на Земле. Просто одни из них находятся на поверхности, а другие скрываются в темной глубине подсознания.
Это утверждал Карл Юнг, знаменитый врач и психоаналитик. Это он раскрыл миру истину о коллективном бессознательном и архетипах. Это он говорил, что чаще всего проблема человека может быть решена только на более глубоком уровне, на уровне эмоционального присоединения к коллективному бессознательному, к древней архетипической энергии. А коллективное бессознательное не имеет пределов во времени и пространстве и содержит любую информацию, независимо от того, касается ли она памяти прошлого или событий будущего. Так что, по большому счету, совершенно неважно, что сказки дошли до нас из далекого прошлого. Мы мало изменились. В глубине современного человека все еще живет древнее первобытное и волшебное существо, которое обладает огромным потенциалом.
Но поскольку чаще всего мы сами себя ограничиваем в качествах, пряча какие-то из них, не соглашаясь с ними, то лишаем себя полноценного и легкого общения с разными категориями людей. Вы знаете, что пишут просветленные мастера о гармоничных людях? Что истинно гармоничный человек очень легко ощущает себя в любой среде: в дорогом ресторане и в лесной хижине, среди бомжей и в кругу религиозных фанатов, в общении с детьми или с «крутыми» ребятами.
Гибкость – ресурс адаптации. Когда мы не держимся мертвой хваткой за стандартный образ самого себя, мы начинаем жить более эффективно, более наполнено и радостно. Только наше нежелание изменяться в соответствии с изменениями в окружающем мире мешает нам наслаждаться каждым мгновением жизни. Буддисты говорят: «Тигр сильнее всех, но выживет хамелеон». Я привела эту цитату не в качестве примера внешней пристройки. Я не призываю сменить одну маску на другую. Я говорю об истинной внутренней пристройке к человеку, с которым общаешься, к среде, в которой оказываешься.
Мы живем в мире быстрых перемен. Вчера в этом месте был супермаркет, а сегодня уже обувной магазин. Вчера компьютер был чудом, а сегодня он -непременный инструмент жизнедеятельности почти в каждом доме. Если мы разрешаем себе быть гибкими, если мы используем возможность внутренне изменяться, то становимся более стрессоустойчивыми. Наши ресурсы адаптации значительно возрастают. Мы менее травматично относимся ко всему происходящему и к постоянно изменяющимся условиям существования. Наша восприимчивость и терпимость к окружающему миру значительно возрастает. Но главное во всем этом то, что мир начинает платить нам той же монетой. Жизнь в лице других людей становится к нам более терпимой, восприимчивой и доброжелательной.
Новые возможности. Я хочу познакомить вас с некоторыми образами сказочных женщин. Современный человек по большей части забыл о том, что природа дала ему огромные способности и возможности. Что внутреннее душевное развитие – это то, ради чего, по большому счету, человек живет на земле. Каждая уважающая себя женщина заботится о внешности, о красоте лица и тела. И это правильно.
Добавляя к внешней заботе внутреннюю работу с собой, женщина способна достичь истинного расцвета и удовлетворения от жизни. Каждая женщина уникальна, но не каждая помнит об этом. Многие забыли о тех бесценных сокровищах, которые живут в душе каждой женщины. Сказочные образы способны помочь осознать собственную необычность, успешность, богатство и силу, которые хранятся в глубине «Я» каждой женщины. Каждая из героинь является ярким символом могущества и необычных способностей.
Снежная Королева – это символ твердости и власти.
Царевна-Лебедь – символ свободы и неограниченных возможностей.
Шахерезада – символ мудрости.
Медной горы Хозяйка – символ богатства и управления им.
Ассоль – символ верности мечте.
Настенька – символ беззаветной любви и благодарности.
Алиса – символ гибкости в восприятии мира.
Дюймовочка – символ избавления от ненужных влияний.
Шамаханская царица – символ сексапильности и хладнокровия.
Баба-Яга – символ интуиции и единения с природой.
Царевна Несмеяна – символ победы позитивных сил.
Золушка – символ любви и прощения.
Царевна-Лягушка – символ материализации желаний.
Русалочка – символ терпения и мужества.
Элиза – символ любви и самоотверженности.
Спящая красавица – символ пробуждения ото сна и обретения себя.
Мачеха – символ властности и (необходимой) влюбленности в себя.
Старуха – символ (необходимой) эгоистичности.
Я предлагаю вам посмотреть всего лишь на четырех женщин из восемнадцати. Это Шахерезада, Хозяйка Медной горы, Баба-Яга и Царевна-Лебедь. Каждая из них способна подарить вам невероятные и удивительные состояния души. Выберите один из образов, тот, который является наиболее притягательным. Всмотритесь в него, осознайте, что именно вам нравится в нем. А потом не спеша, внимательно прочитайте текст, который прилагается к данному образу. Осознайте чувства и ощущения в теле.
Шахерезада
Я позволяю себе слиться с образом
прекрасной Шахерезады и ощутить, что
Я умная и образованная,
Я внимательная,
Я сострадательная,
Я проницательная,
Я заботливая,
Я красивая и обаятельная,
Я бесстрашная, храбрая и находчивая,
Я талантливая рассказчица и тонкий психолог.
Я невероятно искусно управляю энергией. Я веду себя истинно по-женски, влияя на ситуацию незаметно, легко, тайно, без чувства собственной важности и с искренним намерением помочь другим и себе. У меня много энергии, и я умею распределить ее эффективно и правильно.
Отношения с мужчиной просто отличные. Я могу проникнуться душевным состоянием мужчины. Я способна успокоить агрессию и утолить душевную боль мужчины. Мужчина пленяется мною, влюбляется в меня. И мы любим друг друга.
*****
Я осознаю свое тело, позу, в которой нахожусь и свое дыхание.
Хозяйка Медной горы
Становясь Хозяйкой Медной горы, я ощущаю, что
Я каменная и твердая,
Я невозмутимая,
Я отрешенная и спокойная,
Я земная и уверенная в себе,
Я сострадательная и безжалостная одновременно,
Я красивая,
Я сверкающая,
Я блистающая,
Я роскошная и богатая.
Я управляю своей энергией исключительно равновесно и царственно. Я владею подземным государством, а значит, с подсознанием на «ты». У меня нет недостатка в энергии.
Отношения с мужчинами своеобразные. В моих каменных чертогах мужчин много. Они на меня работают, а я создаю им великолепные условия. Нуждаюсь ли я сама в личных (семейных) отношениях с мужчиной? Все зависит он меня самой. От моих желаний и целей.
*****
Я помню, что сама выбираю те качества, которые мне нужны в первую очередь. При этом я вслушиваюсь в свое тело и отмечаю все возникающие в нем ощущения.
Баба-Яга
Соединяясь с образом Бабы-Яги, я ощущаю, что
Я могущественная и сильная,
Я мудрая и глубокая,
Я интуитивная,
Я мистическая,
Я доверяюсь своему телу,
Я магическое существо,
Я подлинная, природная и естественная,
Я ясновидящая,
Я экстрасенс.
Я потрясающе великолепно владею энергией. Я могу почти все, мне подвластны все пространства и миры.
У меня интересные взаимоотношения с мужчиной. Как женщина я вряд ли нуждаюсь в нем. Я творец, колдунья, созидательница. Я самодостаточна. Но в конечном итоге все зависит от моей воли. Если я захочу этих отношений, то они будут.
*****
Я осознаю в душе и в теле необычные способности, данные мне природой. Я ощущаю и отмечаю каждое ощущение в моем теле, работая со сказочным образом Бабы-Яги
Царевна-Лебедь
Я всматриваюсь в образ Царевны-Лебеди и представляю, что это
Я красивая,
Я спокойная,
Я грациозная,
Я привлекательная,
Я владею способностью превращения,
Я знающая свое дело волшебница,
Я богатая и могущественная,
Я в прекрасном контакте с магическими силами своей души.
Сквозь меня проходит огромный поток энергии. И я великолепно им владею. Я умею превращать и превращаться. А это значит, что в моем теле энергия очень быстро переходит с тонкого духовного уровня на плотный материальный, и обратно.
Мои отношения с мужчиной гармоничны и расслаблены. Я легко принимаю его заботу. Я помогаю ему в его делах. В конечном итоге я счастливая жена.
Я внимательно вслушиваюсь в собственное тело. В то, как откликается оно на образ Царевны-Лебеди. Я принимаю любые ощущения и благодарна телу за наш с ним контакт.
Принять себя разную. Жизнь дает возможности, а мы выбираем, использовать ли эти возможности. Сказочные женские образы способны помочь современной женщине примерить, попробовать на вкус любые состояния души. Одни персонажи способны дать больше уверенности и твердости, другие – больше мягкости и нежности, третьи покажут невероятное внутреннее могущество. Присоединяясь к тому или иному образу, мы можем поисследовать новые стороны самой себя. Можем позволить себе открыться необычному и незнакомому в самой себе. Сказкотерапия – это лекарство и бальзам для души. Сказкотерапия – это безопасный способ поиграть с разными состояниями души и прожить те состояния, которые кажутся вам чуждыми.
Вы наверняка знаете о том, что в так называемых «примитивных» культурах сначала играют в охоту на крокодила, а уже потом идут на настоящую охоту. Игрой наши «дикие» соплеменники подготавливают душу к победе, создают настроение будущих достижений. Для того чтобы реальная охота прошла успешно.
Внутренние состояния. Свершая внутреннюю работу, осознавая разные состояния, мы подготавливаем себя к разнообразию жизни и встреч. И первостепенная задача – это работа с внутренними состояниями. Потому что сначала происходит изменение в душе, а потом случаются перемены и в физической материальной реальности.
Помните кинофильм «День сурка»? Почему вновь и вновь герой оказывался в одном и том же дне сурка? Что происходило с ним? Догадались? Правильно, изменялось его внутреннее психологическое состояние. Герой прошел путь от снобизма и равнодушия до любви и наслаждения каждым мгновением жизни. Он прошел через уныние и отчаяние, через злость и раздражение. Он позволял себе то играть и веселиться, то хамить и драться, то кончать жизнь самоубийством. Сама жизнь заставляла его изменять внутренние состояния.
И вот когда он начал, наконец, наслаждаться всем происходящим и ценить жизнь просто за то, что она есть, он вышел из заколдованного круга. Не потому ли с нами случаются разнообразные встряски, падения и взлеты, беды и неприятности, чтобы изменить наши чувства и ощущения, наше окостеневшее мировосприятие? Чтобы мы, наконец, стали ценить то, что уже имеем. Чтобы начали одобрять все, что встречается на нашем пути, доброе и злое, радостное и печальное, прекрасное и некрасивое. Чтобы мы начали создавать собственными мыслями свою собственную жизнь.
Каждая из сказочных героинь прошла свой путь познания жизни и взаимоотношений. Через контакт с разными качествами разных героинь вы можете изменять свои состояния, не дожидаясь момента, когда жизнь начнет создавать трудные для вас события, чтобы с их помощью изменить вас. Вы можете усиливать те состояния, которым не придавали особого значения, но которые нужны вам для гармоничного общения.
Негативные состояния. Как часто бывает в жизни, что мы отвергаем какие-то состояния души, считая, что это не обо мне! Отвергаемые нами качества не могут исчезнуть из нашей жизни, они просто переходят в область бессознательного, где и персонифицируются в виде Тени. По Юнгу, Тень – это архетип, олицетворяющий те личностные черты, которые отрицаются или не замечаются человеком. Когда в нашей жизни возникает какая-то проблема и наших сознательных ресурсов не хватает для ее решения, то возникает необходимость заглянуть в бессознательное. То есть обратиться к собственной Тени. Как просто и ясно! Просто загляни в темноту бессознательного, просто рассмотри свою Тень в ясном свете дня. И увидишь то, что принесет тебе облегчение и ответы на мучающие тебя вопросы. Но в жизни чаще случается по-другому. Умные головы Дракона по имени «Сопротивление» изрыгают проклятия и огонь возмущения. Что ж, и с этим можно справиться, было бы желание! Не всегда стоит бороться с сопротивлением. Иногда его лучше принять и разрешить себе сопротивляться. Осознанно.
Однажды девушка вытянула на занятии открытку с образом Хозяйки и не согласилась – подумать только! – с тем, что она богатая и роскошная. И, несмотря на то, что ей хотелось быть и роскошной, и богатой, она не могла произносить эти утверждения в настоящем времени. Вот оно, дорогое сопротивление! Тогда я предложила ей симоронскую технику «Не я, не я – Я!»
«Не я, не я – Я!». Это один из приятных способов работы с негативом. Выберите качества, которые вам не нравятся и просто проговаривайте: «Богатая – это не я. Коварная – это не я. Твердая – это не я. Могущественная – это не я. Роскошная – это не я…
Насладитесь своим сопротивлением от души! Делайте так до тех пор, пока в душе не проклюнется робкий голосок, предлагающий задуматься о том, что вообще-то все, или, по крайней мере, некоторое из перечисленного, есть Я. Ну а если подобный голос так и не проявится, спрячьте эту открытку до лучших времен. И займитесь той, с которой не имеете разногласий.
Следует помнить, что когда мы глубоко внимательны и расслабленно сосредоточены, любой негатив растворяется и превращается в свою противоположность.
Свет мой, зеркальце! Хотите взрастить в своей душе волшебницу и чародейку? Возьмите в руки карту-открытку с изображением самой прекрасной для вас волшебной женщины. Представьте себе, что это вы. И вот в это самое мгновение вы смотритесь в зеркало. Совсем как мачеха из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях». Задавайте воображаемому зеркалу вопросы о себе и сами же отвечайте. Это может выглядеть приблизительно так:
— Свет мой, зеркальце, скажи, а, правда, я красивая?
— Да, ты очень красивая!
— А, правда, я легко управляю своей жизнью?
— Правда, ты легко управляешь своей жизнью!
— А, правда, я волшебница?
— Несомненно, ты волшебница!
Вы можете называть любые качества, которые вам нравятся и которыми, как вы думаете, обладает выбранная вами героиня. Можно поиграть в эту игру с подругой или с несколькими друзьями. Я придумала это упражнение несколько лет назад и использую его теперь на групповых занятиях. Идет оно обычно «на ура». Вызывает массу положительных эмоций, создает крепкую уверенность в своих силах и отлично поднимает самооценку. И, конечно же, обязательно осознавайте чувства и телесные ощущения.
Я – волшебный ключик. Почему применяется слово Я? Я – это волшебный ключик, отпирающий дверь в собственную душу. Я – это ключ, с помощью которого открываются двери в любые состояния своей души. Иногда для того, чтобы осознать и прочувствовать какое-то качество глубоко, всем телом, каждой клеточкой. Порой для работы с негативными состояниями и превращению их в позитив. Иногда для того, чтобы создать в своей душе те состояния, которых не хватает. Тогда многократно проговаривая, например, «я уверенная», я открываю дверь в уверенность, а не в сомнения, удивление или слабость. Я словно вступаю в то место, где собралась чистейшая уверенность всех тех, кто чувствует себя уверенным. Проговаривая «я богатая», я присоединяю себя к пространству богатства. Я постепенно приучаю себя к мысли, что могу быть богатой. Коллективное бессознательное, по Юнгу, хранит все состояния и все возможности. И заявляя о тех качествах, которые мне необходимы, я присоединяюсь к мощной силе коллективного бессознательного. И эта сила начинает помогать мне.
Волшебные словесные пилюли «разрешаю» и «было бы здорово». Если вам все-таки трудно уверенно через слово «я» заявлять о каком-то качестве, то примите в подарок два волшебных средства. Первое – это слово «разрешаю». Проговаривайте: Я разрешаю себе чувствовать себя (уверенной, богатой, счастливой, твердой…) Второе – это формула «Было бы здорово…» Проговаривайте: Было бы здорово, если бы я ощущала себя уверенной, богатой …. И так далее по списку.
Психологические открытки «Узнай себя в сказочных образах» в работе психолога. Много лет я мечтала об этих открытках, так как постоянно использовала сказочные образы и на групповых занятиях и на индивидуальных консультациях, визуализируя их мысленно. И вот они со мной, нарисованные и напечатанные. С ними можно работать по-разному. Иногда я предлагаю выбрать образ по рисунку, иногда сделать интуитивный выбор «вслепую». Они весьма диагностичны, эти сказочные леди.
История №1
Женщина на групповом занятии «вслепую» вытягивает образ Русалочки из сказки Андерсена. Читает и не соглашается с тем, что она ранима, что испытывает душевную боль и печаль. Проходит два-три часа, и после одного из упражнений в процессе обсуждения я слышу от нее такую фразу: «Все мои желания в основном исполняются, но с таким надрывом, с таким надрывом!» Надрыв звучит и в голосе, с которым она произносит эту фразу. И если в начале занятия я была готова согласиться с тем, что в милой женщине нет ничего от Русалочки, то после сказанного я уже не сомневаюсь, что вижу перед собой истинную Русалочку, которая жаждет легкого исполнения своего заветного желания, а все получается очень тяжело и с надрывом.
История №2
На индивидуальной консультации молодая девушка вытягивает Бабу-Ягу. Сначала рассказывает, что ей понравилось в этом образе и с чем она полностью согласна. Потом я спрашиваю, что в данном образе не про нее. Девушка заявляет, что она вовсе не интуитивная, не мистическая и не такая сильная, как Баба-Яга. В конце сеанса, после техник расслабления, мы продолжаем разговор, и девушка вдруг начинает говорить о сновидениях. Выясняется, что в последние два-три года она перестала запоминать сны. Я, соответственно, спрашиваю, что предшествовало этому. Оказывается, несколько лет назад ее посещали вещие сновидения, в которых так или иначе присутствовала смерть ее знакомых и незнакомых людей. После этого она перестала запоминать сновидения. Какова сила желания! И каковы способности!
Второй факт потряс меня не менее, чем первый. Девушка вдруг сообщает, что хотела бы заходить иногда в церковь, но не может это себе позволить. И объясняет, почему. Когда она училась в пятом классе, то однажды вошла в церковь. Не успела она это сделать, как в церкви тотчас же начали гаснуть свечи одна за другой. К ней подошел священник и попросил выйти вон. Как вам это нравится? Это ли не бессознательная сила, это ли не мистика?
Подобные истории можно продолжать и далее, но чужой опыт не так значим, как собственный. Поэтому я завершаю свою статью, а вас приглашаю на сайт нашего издательства.
Вы сможете увидеть и заказать как психологические открытки, о которых написано в данной статье, так и новые, с другими задачами и тематикой. Мы приглашаем к сотрудничеству, как отдельных психологов, так и психологические центры.
Успеха, милые женщины! Бесценные сокровища в душе каждой женщины действительно существуют и действительно способны сделать счастливой каждую из нас. Пусть так и случится!
4-6 июня 2010 года в Санкт-Петербурге состоится IV саммит профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом», Надежда Михайловна Огненко будет проводить на саммите мастер-класс «Бесценные сокровища в душе каждой женщины. Сказкотерапия для современной женщины».
Карта в большом разрешении >>
В начале 2000-х в префектуре столицы поддержали идею одного журналиста (Алексея Козловского), решив, что для развития туристического бизнеса в России просто необходимо распределить сказочных и народных героев по областям. Сказано – сделано. Так родилась и стала развиваться Сказочная карта России.
Авторы проекта – представители Московской ассоциации землячеств, а непосредственно картограф — Алексей Козловский. Регионам было предложено «прописать» у себя на территории кого-либо из действующих лиц русских или местных народных сказок, либо героя былин или преданий. Но принадлежность сказочных и былинных персонажей к определенному населенному пункту надо было обосновать и подтвердить документально (исторически). Только после этого персонаж мог получить «историческую прописку» – официальный документ Роспатента.
На сегодняшний день, удивительные создания и герои русских былин обрели «прописку» в 31-м населенном пункте России. Я согласна не со всеми «прописками», но труд энтузиастов и усилия, направленные на возрождение памяти к родным (собственным) прекрасным героям, вызывают только уважение и благодарность.
Итак, где же «проживали» герои русских былин и сказаний.
Илья Муромец – г. Муром Владимирской области. Об этом говорят и былины, и фамилия, данная сказителями.
Добрыня Никитич – село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Правда в том, что былинный персонаж — образ собирательный. Так получилось и в этом случае. До наших дней дошла информация о двух легендарных Добрынях: воеводе, советнике и дядьке Владимира Красно Солнышко, он же посадник Новгородский; и Добрыне Рязанском, что родом из села Шилово.
Алеша Попович – г. Ростов Великий, Ярославская область. Былины этот факт подтверждают, а Администрация города уточняет, что родился он в Ростове в XII веке в семье священника.
Соловей Разбойник – село Береза, Курская область. Сельская легенда гласит, что при основании поселка было посажено три березы. Как воспоминания о дорогом ему месте, об этих березах, Соловей-разбойник много рассуждает в былине. Курскую прописку Соловья в свое время подтвердил даже известный археолог Юрий Липкинг в книге «Далекое прошлое соловьиного края».
Садко — село Гостцы, Новгородская область. В прежние времена рядом с Гостцами находилось еще село Сытино. Его название и дало прозвище народному герою. В исторических документах он числится как Садко Сытенец. Таким образом, действительной пропиской Садко должно было стать село Сытино, но за фактическим отсутствием последнего, пусть будут Гостцы. По легенде Садко поспорил с новгородскими купцами о том, что в Ильмень-озере водится рыба с «золотыми перьями». Все знают, что спор он выиграл при помощи Водяного царя. С этого спора и начала развиваться и приумножаться его торговля. Как сказали бы мы сейчас «удачный старт-ап». Может кому-нибудь это покажется и смешно, но многие предприниматели до сих пор едут в Гостцы за удачей.
Забава Путятична – г. Рязань, Рязанская область. Забава (Любава) Путятична, дочь Путяти Вышатича, служившего воеводой у Киевского князя Владимира. Согласно историческим фактам, Забава была племянницей Князя Владимира. Правда, мимо меня как-то прошла информация, что родилась она в Рязани, а в те времена Рязанские князья и Рязанская знать держалась особняком от Киевского стола, так что «прописка» может быть оспорена.
Евпатий Коловрат – село (поселок городского типа) Шилово, Рязанская область. Именно в Шиловский район и вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно источникам, находился Урсовский городок – родина Евпатия. Это место расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, и относилось к Воинскому уезду Рязанского княжества.
Левша – г. Тула, Тульская область. Бесспорно. К сожалению, детище Левши «блоха», как нормальное насекомое, перескакивает с места на место: то она выставлялась на одной территории музея Оружия, то на другой. В мой последний приезд она вообще обосновалась в Аптеке №1, что рядом с центральной площадью. Так что желающим надо постараться, чтобы ее увидеть А вот памятник стоит на месте.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Сказочные персонажи России.
Дед Мороз – г. Великий Устюг, Вологодская область. Официальная резиденция. Исторических подтверждений нет – но сделали. Бывает.
Сагаан Убугун (или с монгольского Белый Старец) – г. Улан –Удэ, Бурятия.
Снегурочка – г. Кострома, Костромская область. Прописка дана почти по адресу создания персонажа: имение А. Н. Островского, автора сказки о Снегурочке находится в деревне Щелыково (Буйский район Костромской области), что в 120 км от Костромы и 15 км от Кинешмы.
Лоухи – Хозяйка Севера – деревня Лоушки, Лоухский район, Карелия. В далекие незапамятные времена, на севере Карелии – в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек жила злая старуха–колдунья Лоухи — хозяйка Похъёлы, страны туманов (строки Калевалы).
Снеговик – г. Архангельск, Архангельская область.
Молодой Морозец Паккайне – г. Олонец, Карелия.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Баба Яга – персонаж, в последнее время, очень популярный. Официальная «прописка» у нее в Ярославской области, но существуют еще Бабульки-Ежки областного значения. Мне знакомы четыре: Баба Яга Ярославская, Баба Яга Тверская, Баба Яга Ивановская, Баба Яга Удмуртская.
Яга Ярославская (официально запатентованный бренд) – село Кукобой, Ярославская область. Основание Администрации: из давних времен дошла ярославская легенда о таинственной, безымянной старушке–задворенке. Проживала она в глубине глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее. В последнюю субботу июля здесь отмечают день рождения Бабы-Яги.
Яга Тверская – деревня Солоновка, Калязинский район, Тверская область. Без комментариев.
Яга Ивановская – деревня Новино, Фурмановский район, Ивановская область. Краеведы нашли в окрестностях древний ритуальный комплекс, который можно трактовать как определенную связь с персонажем. Здесь исторические корни образа Бабы Яги, в отличие от поздних сказок, не претерпели существенных изменений: Яга – одна из древних берегинь, знахарка, травница, которой поклонялись люди, шли к ней за советом. Лично мне понравилось это существенное отличие Бабы Яги Ивановской от образов своих «сестер» Ярославской и Тверской. Вместе с тем у Ивановцев остается возможность официально оформить «родственный» бренд. Ведь историческое название Фурманова – Середа, в котором некоторые краеведы видят имя средней дочери Бабы-яги.
Яга Удмуртская – деревня Котловка, Граховский район, Удмуртская республика. Резиденция расположена на берегу реки Яга. Вот еще одно место, где так же, как и в Ивановской области почитают эту особу как главную женщину в роду, берегиню племен.
Кощей Бессмертный – г. Старица, Тверская область. Основание: местная легенда гласит, что однажды старицкий сапожник повстречал в местных каменоломнях чудище с горящими глазами. «Именно таким предстаёт в русских сказках Кощей Бессмертный» – заявление губернатора области Дмитрия Зеленина. Правда, пещеры там не абы какие. Да, и если внимательно читать сказки, то кроме пещер, местность Кощеева была гористая.
Змей Горыныч – село Приволжское (Гадово), Кимрский район, Тверская область. Село Гадово (ГадОво) стоит на реке Хотча, в низовьях которой, как гласит местное предание, находилось знаменитое «Море змеево», где Змей Горыныч и появился на свет. Легенда наполовину придумана и местные жители этого не скрывают, а наоборот поддерживают и развивают. Село ГадОво получило свое названое не случайно. Местные предания утверждают, что в стародавние времена в этих местах водилось много «пресмыкающихся гадов». Возможно. Но, например, на территории современной Рязанской области достаточно сильно в древние времена процветал культ Змея.
Василиса Премудрая – г. Южа, Ивановская область. Заявление основывается на том, что в ряде сказок она выступает в роли дочери Водяного Царя, а Южский район – настоящее водное царство. А развитие текстильной промышленности в регионе лишь подкрепляет образ, ведь Василиса Премудрая во всех сказках славится как хорошая рукодельница.
Хозяйка Севера – это волшебный сказочный персонаж. Собирательный образ, в котором каждая женщина узнает себя. Она трудолюбива и мастеровита, мудра и рассудительна. Она помнит и ведает древние знания, она хранит обычаи и культуру народов Севера, она дарит свет и душевное тепло. Живет она в Карелии – на родине колдунов и знахарей, чьими услугами пользовались цари и князья во все времена. У Хозяйки есть свои Чертоги – но увидеть их может не каждый. Сама же Хозяйка покажется только тому, у кого светлые мысли и чистая душа.
Царь Берендей – г. Переславль-Залесский, Ярославская область. Местная администрация утверждает, что согласно одному из преданий, в Переславском крае жили берендеи – воинствующие племена, состоявшие на службе у русских князей. Правил ими справедливый и добрый царь Берендей. Просто замечательно! По Ярославскому краю берендеи могли только мимо проходить, состоя на службе у многих русских князей. Ближайшее место их «оседлого» (кочевая культура) обитания – это севернее современного Нижнего Новгорода. И то, после принудительных переселений с юга Руси. И, второе, воинствующими племенами управлял добрый и справедливый царь. По-моему это сказочнее даже сказок!
Данила–мастер и Хозяйка Медной горы – п. Арамиль, Сысертский район, Свердловская область. И правда, мифический образ Хозяйки Уральских гор или Медной горы (Гумёшевского рудника, расположенного в г. Полевской Свердловской области) существовал с незапамятных времен, как горный дух и дух-хранитель ценных минералов. И истинные мастера своего дела на Руси были всегда.
Емеля (и Щука) – г. Ростов Великий, Ярославская область. По легенде именно здесь, в озере Неро, живет та самая волшебная щука, которая и помогала Емеле.
Иван Дурак – деревня Вершинино, Плисецкий район, Архангельская область. Искать его надо в Национальном парке Кенозерье. Прописка им получена, почти также как и у Снегурочки – по адресу создания персонажа. Кенозерье – родина известного ученого, литератора, сказочника и фольклориста Александра Нечаева (1902-1986), который подготовил и издал около 60 книг народных сказок и былин.
Иван Царевич – село Новая Беденьга, Ульяновская область (Усадьба Колобка), а также г. Киров, Кировская область (Сказочный парк Усадьба Ивана Царевича). Живет Иван Царевич не в своих собственных апартаментах, а то в приживалках у Колобка, то у Кикиморы. Вот такая не сладкая царская доля!
Царевна–лягушка – г. Ростов Великий, Ростовская область. Действует музей «Царевна-Лягушка» на базе одноименной гостиницы. Таким образом, хозяева отеля решили привлечь побольше гостей. В экскурсию, кроме посещения музея, входят конкурсы да испытания молодецкие да угощение из русской печки.
Русалка – г. Псков, Псковская область. И снова основанием является адрес создания персонажа: в Псковской области находится музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», а у него в Лукоморье на ветвях дуба зеленого сидит именно Русалка. Правда, русалки фигурируют и во многих русских сказках, созданных народом еще до Пушкина, но…
Водяной Царь – г. Южа, Ивановская область. Отец Василисы Премудрой. Периодически заходит к ней в гости в гостевой дом «Русская дача».
Водяной – г. Пошехонье, Ярославская область. Основание – географическое расположение. Город стоит сразу на пяти реках, еще озера и пруды. Не говоря уже о современном Рыбинском водохранилище. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.
Золотая рыбка – село Большое Болдино, Нижегородская область. Самое замечательное, что в этом районе нет рек! Прописку Рыбка получила по адресу создания персонажа: именно в селе Большое Болдино Пушкин и написал известную «Сказку о рыбаке и рыбке».
Правда есть альтернативный вариант – поселок Липин Бор, Вашкинский район, Вологодская область. В районе распространена рыбка «вашкалок», что в переводе с вепского указывает на своеобразную медную или золотую окраску рыбы.
Кикимора – г. Киров, Кировская область. Просто Кикиморская гора. Места там действительно болотистые.
Михайло Иванович Топтыгин или Косолапый Мишка – г. Ярославль, Ярославская область. Вопросов нет. Ярославль основан в Медвежьем углу.
Жар–птица – г. Палех, Ивановская область. Существует легенда о том, что город появился на месте, куда упало волшебное перо. Перо полыхало невиданным светом и выжгло поляну. Отсюда и «огненное» название – Палех (от слова «палить»). На той самой поляне, а теперь и во всем городе творчество художников наполняется яркими красками. Образ «золотой птицы» очень популярен в лаковой миниатюре и изображается на официальном гербе района.
Птица–Гамаюн – г. Юхнов, Калужская область. В настоящее время в гербе города изображается Птица Гамаюн, означающая благородство, процветание, царственность, благополучие. Иногда эту птицу рассматривают еще как символ победы. Изучая историю Юхнова, понимаешь, что присутствие Птицы Гамаюн вполне обосновано.
Курочка Ряба – поселок Ермаково, Ярославская область. В поселке есть музей Курочки Рябы. У меня остались вопросы. А у Вас?
Конек–Горбунок – г. Ишим, Тюменской область. Прописка дана по адресу создания персонажа. Город Ишим является родиной автора сказки «Конек–Горбунок» Петра Павловича Ершова.
Сивка-бурка – Орловская область. Все верно – орловские рысаки славились во все времена!
Аленький цветочек – г. Уфа, Башкирия. Прописан по месту рождения автора сказки Сергея Аксакова, в родовом имении вблизи Уфы. Там в детстве писатель услышал эту историю от ключницы Пелагеи, рассказывавшей ему сказки.
Мышка–Норушка – г. Мышкин, Ярославская область. По легенде город Мышкин Ярославской области построен в XIII веке на месте, где мышка спасла русского князя от смерти: разбудила, когда к тому приближалась змея. Говорят, в ознаменование этого знаменательного события город и назвали.
Колобок – село Новая Беденьга, Ульяновская область. Основания в этом случае достаточно веские. Краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа в связи с колебяткой – симбирским колобком. Согласно словарю Даля, колебяткой в Ульяновской губернии называли хлеб из остатков теста. Это и есть колобок, муку для которого наскребали по сусекам.
Чебурашка – г. Москва. Прописка дана по месту создания произведения Успанским, и с его согласия.., ну, почти.
Буратино – г. Зеленоградск, Калининградской области. Обоснование: в Зеленоградске есть Поле чудес – то самое, описанное в «Золотом ключике». Жители города считают, что деревянный мальчик родился именно у них. Поэтому граждане города-курорта Зеленоградска собрались на центральной площади города и специальным Актом усыновили «доселе беспризорного, беспаспортного и бесприютного Буратино».
Несмотря на то, что на Сказочной карте России уже многие любимые нами персонажи и народные герои обрели свою прописку, еще есть те, кто кочует в поисках пристанища. Без официального вида на жительство остаются Леший с Домовым, птица Серин. Не нашла я информации и о Сером Волке, и о Василисе Микулишне, и о Коте Баюне, и о Варваре Красе Длинной косе, что, однако, не делает эти персонажи менее значимыми и интересными для нашей культуры.
Карта в большом разрешении >>
Литература 4 класс. 1 тур
Олимпиадные задания
1. Ответь на вопросы (по 1 баллу)
А) Из какой сказки эти слова:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу…
____________________________________________________________________________
Б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? ____________________________________
В) Назовите имя кошки из сказки П. Бажова «Серебряное копытце».__________________
Г) В кого превратили месяцы злую мачеху и её дочку? _____________________________
Д) Назовите сказку, в которой даётся необычный рецепт каши.
____________________________________________________________________________
2. Напиши выражение СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами (1 балл).
____________________________________________________________________________
3. Назови сказочных героев, чьи имена начинаются на букву М (по 1 баллу).
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Ответь на вопросы (по 2 балла).
А) Кто помог князю Гвидону навестить родного отца? ______________________________
Б) Что поймал старик в сеть, закинув её в первый раз? ______________________________
В) К кому первому обратился Елисей, ища свою невесту? ___________________________
Г) Что делает кот, когда идёт направо? ___________________________________________
Д) Чем хотел морщить море Балда? ______________________________________________
Е) Кто автор сказки «Маугли»? __________________________________________________
Ж) В кого превращалась хозяйка Медной горы в сказах Павла Бажова? ________________
З) Каким транспортом пользовалась Баба-Яга для перевозки пассажиров?
_____________________________________________________________________________
И) Как звали котёнка в рассказе Н. Носова «Живая шляпа»? __________________________
5. Отгадай пословицы и запиши их (по 2 балла).
Дело-безделье:________________________________________________________________
Руки-скука:___________________________________________________________________
Дело-потеха:__________________________________________________________________
6. Напиши двумя буквами слово «ВОЛ» (4 балла). __________________________________
7. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет? (4 балла) ____________________________
8. Отгадай ребусы (5 баллов).
чаА _________________ 00 ____________________
тя
Литература 4 класс. 2 тур
Олимпиадные задания
1. Ответь на вопросы (по 1 баллу)
– Кто отправил своё письмо на деревню дедушке? ______________________
– Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм. ______________
– Как назывались первые исторические сочинения на Руси? ______________
– Как называется русский героический эпос? ___________________________
– Кто автор сказки «Волшебник Изумрудного города»? __________________
2. Устойчивые сочетания заблудились. Соедини их (по 2 балла).
Дождь лил как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин
Я знал городские переулки как рыба в воде
Гости свалились как из ведра
Он всегда врёт как по маслу
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев
3. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки (по 2 балла):
Готовь лыжи летом. ________________________________________________
Шайбы по весне считают. ___________________________________________
Когда в соседях согласья нет._________________________________________
4. Ответь на вопросы (по 2 балла).
– Каким ключом нельзя отвернуть гайку? ______________________________
– Какую соль не кладут в суп? ________________________________________
– Из какого крана не льётся вода? _____________________________________
– Какой лук не режут в салат? ________________________________________
– По какому мостику нельзя перейти реку? _____________________________
5. Подчеркни названия народных сказок (+2 балла за правильный ответ, –2 балла – за неправильный).
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»
6. Разгадай ребусы (по 3 балла).
З |
,, |
смор1а
____________________________ _________________________
7. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.К. Андерсена (по 3 балла).
Глупость, спесь, высокомерие, чванливость. Крот («Дюймовочка»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливость. Король (« Новое платье короля»)
Красота, доброта, талант, бескорыстие. Соловей («Соловей»)
8. Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора (по 2 балла).
– Битый небитого везёт! _____________________________________________
– Спокойствие, только спокойствие! ___________________________________
9. Вспомни недостающие части перепутавшихся пословиц и поговорок. Запиши обе пословицы (по 4 балла).
– Ученье – свет, скоро состаришься. __________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Старый друг всё равно в лес смотрит. ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
– Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь. __________________________
10. Напиши названия произведений, пословицы, поговорки, в названиях которых есть имена числительные ( например: один – Один в поле не воин.) (по 1 баллу).______________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Литература 4 класс. 1 тур
Олимпиадные задания (ответы)
1.
А) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Б) Майя
В) Мурёнка
Г) В собак
Д) «Каша из топора»
2. Сено
3. Мальвина, Морозко, Маугли, Медведь, Малыш, Матроскин и т.д.
4.
А) Царевна-Лебедь
Б) Тину
В) К солнцу
Г) Песнь заводит
Д) Верёвкой
Е) Р. Киплинг
Ж) В ящерку
З) Гуси-лебеди
И) Васька
5.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки. Умелые руки не знают скуки.
Делу время – потехе час.
6. О
7. Окно
8. Передача. Натянули.
Литература 4 класс. 2 тур
Олимпиадные задания (ответы)
1.
Ванька Жуков
Боб
Летописи
Былина
А. Волков
2.
Дождь лил как из ведра
Скоро дело наладилось и пошло как по маслу
Я знал городские переулки как свои пять пальцев
Гости свалились как снег на голову
Он всегда врёт как сивый мерин
У себя во дворе Мишка был как рыба в воде
3.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласья нет.
4.
Скрипичным, родником, дверным
Морскую, ноту СОЛЬ
Из подъемного
Лук для метания стрел
По капитанскому, по гимнастическому
5. «Семь Симеонов»
6. Значок, смородина.
7.
Глупость, спесь, высокомерие, чванливость – Король («Новое платье короля»)
Жадность, ограниченность интересов, чванливость – Крот («Дюймовочка»)
Красота, доброта, талант, бескорыстие – Соловей («Соловей»)
8.
Лиса. «Волк и лиса». Русская народная сказка
Карлсон. «Малыш и Карлсон». А. Линдгрен
9.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Много будешь знать – скоро состаришься.
Старый друг лучше новых двух. Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
10.
один – Один в поле не воин.
два – «Два брата». Два сапога – пара. (и т.д.)
Хозяйка Медной горы — Золотая Баба?
Хозяйка Медной горы — Золотая Баба?
Традиционные китайские изображения богини Сиванму: в облаках; колесница Сиванму; посещение богини.
Чем дальше от Урала и Алтая, тем более обобщенным становится образ Хозяйки гор. Стираются не только ее женские, но и человеческие черты. Сказанное прекрасно видно на примере китайской богини — Хозяйке гор Сиванму (пишется также Си-ван-му). Ее главное сокровище — напиток бессмертия, который пытались заполучить многие мифические герои и исторические императоры Китая. Хозяйка обитает на далеком западе (по отношению к Китаю, разумеется) и имеет звероподобный вид. В древнем китайском компендиуме «Каталог гор и морей» утверждается:
«Еще в трехстах пятидесяти ли к западу находится Нефритовая гора. Это место, где живет Бабка(Хозяйка) запада (Сиванму). Бабка запада похожа на человека, но с хвостом барса, клыками, как у тигра, любит свистеть; на всклокоченных волосах надеты украшения. Она управляет небесными эпидемиями и пятью наказаниями. (Там) водится животное, похожее на собаку, но пятнистое, подобно леопарду. У него рога, как у быка. Оно называется цзяо. Лает, как собака. Где его увидят, в том царстве получат большой урожай. (Там) водится птица, похожая на фазана, но красная. Называется си-нъюй. Она питается рыбой. Ее голос похож на ли. В том царстве, где ее увидят, быть большому наводнению».{34}
Сохранилось древнее изображение Сиванму в окружении подвластных ей животных (среди них — дракон). Хотя на ксилографии у богини человеческий вид, специалисты по китайской мифологии расходятся во мнении: кто же здесь конкретно изображен — мужчина или женщина? В древних источниках можно найти указания и на мужскую ипостась Сиванму. Однако впоследствии в народном представлении она превратилась в совершенную красавицу, обитавшую в различных горных областях и именовавшуюся Горным духом, к коему обращались молитвы и которому посвящались стихи:
В далеких горах Востока
Живет прекрасная дева,
Одетая в листья смоковниц,
С поясом из повилики.
Очи ее лукавы,
Прелестна ее улыбка,
Ласково ее сердце,
И красота чудесна. <…>{35}
С Сиванму связан еще один интересный для настоящего исследования цикл древних мифов, посвященных великому стрелку И. Изгнанный богами с неба за то, что, спасая землю от нестерпимого жара, расстрелял из лука девять из десяти сиявших тогда в небесах солнц, — богоборец И отправился в далекую Западную страну к Хозяйке тамошних гор Сиванму, дабы выпросить у нее эликсир бессмертия. Это ему удалось. Однако его жена — небесная фея Чан-э — коварно решила одна воспользоваться чудесным снадобьем и выпила все содержимое заветного сосуда. За это боги наказали ее: превратили в безобразную трехлапую жабу-чань, которая и вознеслась на луну, где Чан-э и стала богиней ночного светила. Эти мифологические перипетии живо напомнят российскому читателю популярную сказку о Царевне-лягушке.
В повседневном обиходе китайская Хозяйка гор Сиванму нередко звалась просто Бабка. Хозяйка Медной горы в ряде случаев называет себя каменной бабой. Исключительно интересное признание! Само собой напрашивается предположение: а не воздвигались ли в честь Хозяйки и реальные каменные бабы, разбросанные на необъятных просторах всей лесостепной Евразии (один такой каменный истукан до середины XIX века находился в подмосковном Кунцеве — ныне городском районе Москвы)? А почему бы и нет? С одной стороны, распространенная среди археологов версия, что бабы водружались на месте смерти или захоронения матерей, жен, дочерей, любимых наложниц варварской либо кочевой знати, — слабо подкреплена материально. С другой стороны — имеется немало доказанных фактов: каменные бабы использовались как объекты культового поклонения, и им приносились жертвы (в частности, на Алтае).
Из истории хорошо известна еще одна Баба — Золотая. Чуть ли не до XVIII века для иноземной Европы и всего остального мира таинственная Золотая Баба выступала своеобразным таинственным символом России. Ее упоминали кстати и некстати, при каждом удобном случае изображали на картах, хотя мало кто мог сообщить что-либо вразумительное. Предполагалось также, что ее происхождение восходит к общемировому культу Великой Богини. Имеются глухие намеки, что двое детей, изображенных иногда возле нее, — это Артемида и Аполлон, и, следовательно, сама богиня — их мать, титанида Лето: по наиболее архаичным и точным сведениям, она зачала от громовержца Зевса и родила детей в Гиперборее (отчего божественные брат и сестра получили эпитеты Гиперборейских).
Ко времени начала покорения и колонизации Урала и Сибири Гиперборея давно уже канула в Лету, ее культура трансформировалась в мифологические представления, обычаи и верования новых и совершенно иных по антропологическому типу и языку народов. Им-то как бы по наследству и досталось древнее изваяние, а также его дубликаты разной величины, быстро приспособленные к культу северных аборигенов в качестве языческого идола. Поэтому вполне правдоподобно предположить, что у коми-зырян была своя «Злата Баба», у самоедов своя, у вогулов и остяков своя, у прочих народов Севера — тоже. Судя по находке в Кольском Заполярье, здесь поклонялись такому же древнему божеству, как и в других регионах. В любом случае изваяние, покрытое золотом, считалось величайшей реликвией и теми, кто им обладал, и теми, кто за ним охотился.
Поначалу, однако, пришлось вступить с ним в непримиримую борьбу, ибо оказалась Злата Баба кумиром, противным христианскому учению. На Северном Урале, во владениях пермяков первым с ней столкнулся еще в эпоху Дмитрия Донского святой Стефан — первый епископ Пермский (ок. 1345–1396), крестивший народ коми и одновременно истово выступавший против идолопоклонства. Пермяцкая Златая Баба была по возрасту старуха, а два младенца рядом считались ее внуками. В честь Златой Бабы устраивались богатые жертвоприношения, закалывались лучшие олени и другие животные, чье мясо тотчас же зажаривалось и поедалось жрецами и всем народом. В чашу, стоявшую рядом, складывались дорогие пожертвования — преимущественно золото и серебро. После крещения пермяков их святыня исчезла. Надо полагать, кумир был надежно спрятан от посторонних глаз, и ему по-прежнему продолжали воздавать подобающие почести.
В 1517 и 1526 годах, в царствование Василия III, отца Ивана Грозного, Россию дважды посетил Сигизмунд Герберштейн (по национальности он был словенцем) — посол императора Священной Римской империи, находившейся в то время под властью Габсбургского дома. Через 23 года после последнего путешествия в Вене на латинском языке был издан объемистый труд посла под названием «Записки о Московии». Здесь как о само собой разумеющемся сообщались детальные подробности о местонахождении загадочного кумира:
«Золотая Баба, т. е. Золотая Старуха, — это идол, стоящий при устье Оби в области Обдора, на том берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей, правители которых, как говорят, подчинены Государю московскому. Рассказывают, а выражаясь вернее, баснословят, будто идол Золотой Старухи — это статуя в виде старухи, держащей на коленях сына, и там уже снова виден еще ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это и так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти инструменты ветра».{36}
Последнее замечание относительно разного рода упорядоченных звуков превратилось впоследствии в одну из основных наводок при попытках отыскать Золотую Бабу. Каждый из искателей удачи не только напряженно всматривался в безмолвную даль или густую чащобу, но и вслушивался, пытаясь уловить — кто гармоничную мелодию, а кто — грозные сигналы труб. Тем более что сообщения о музыке и пении, доносящихся из-под земли, поступали (и записывались) неоднократно из разных районов Евразийского Севера, включая Новую Землю.
С началом русской колонизации Сибири Золотая Баба превратилась в навязчивый фантом, своего рода сибирский символ нечаянного богатства (наподобие «золотого человека» из Эльдорадо испанских конкистадоров). Искали его и сподвижники Ермака. Атаман Богдан Брязга (как о том сообщает Ремезовская летопись), посланный на усмирение остяков, видел ее собственными глазами при штурме Самарского острога, расположенного при впадении Иртыша в Обь: «И оттоль поидоша на Обь и виде много пустово места и жилья мало, и присташа на Белогорье; ту бо у них мольбище большее богыне древней: нага с сыном на стуле седящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей статки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит, а хто пренесет жалеючи к ней, тот пере нею пад умрет, имяше бо жрение и съезд великии. Егда же вниде им в слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати, и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни».
Эта «богыня древняя — нага с сыном (или сыновьями. — В.Д.) на стуле седяща» рефреном проходит и через все последующие сказания и сведения о Золотой Бабе. Григорий Новицкий, истовый православный миссионер Петровской эпохи, коего особо смущала неприкрытая женская нагота, активно искал проклятую золотую статую на Обском Севере с единственной целью — уничтожить древнего кумира, дабы никогда более не поклонялись ему язычники-ханты. Это стоило жизни христианскому проповеднику: при невыясненных обстоятельствах он погиб в стычке с непокорными идолопоклонниками, оставив незавершенные записки под названием «Краткое описание о народе остяцком».
То, что остяки (ханты) и вогулы (манси) сохраняют, успешно прячут и продолжают поклоняться Золотой Бабе было прекрасно известно во все последующие времена (жива эта легенда и по сей день). Вдумчивый исследователь северных земель и народов, самобытный сибирский писатель Константин Дмитриевич Носилов (1858–1923) в начале XX века выведал у слепого старика мансийца достаточно свежие сведения о Золотой Бабе. Еще в пору молодости и будучи зрячим, тот видел ее в глухих, недоступных местах — правда, не оригинал, а серебряную копию. Сама же Золотая Баба была тоже цела и невредима, но схоронена так, что ни одному чужаку ни в жисть ее не сыскать. «Богыня», по-прежнему нагая, сидела на собольей подстилке. «Голая баба — и только, — по-простецки характеризовал ее очевидец. — Всё сделано, как быть бабе…»
Вообще же существует стойкое мнение, что Золотая Баба при появлении чужаков (под коими разумеются прежде всего русские колонисты) либо исчезает (как это произошло с Ермаковым атаманом Брязгой), либо — по другим вариантам — бросается с берега в Обь. Последнее даже нашло отражение в вогульском (мансийском) эпосе «Янгал-Маа», записанном еще до революции от столетнего шамана-сказителя Кутони:
Вы скажите, кто здесь помнит
Про Березовскую Рачу (Золотую Бабу. — В.Д.),
Что с горы упала в воду
И не далась в руки русским.
Всё проходит, умирает
И родится в новом свете…{37}
В 90х годах XX века рассекреченные архивы КГБ неожиданно подтвердили старинное шаманское пророчество. Оказывается, во времена раскулачивания, когда коллективизация добралась до самых глухих уголков Сибири и Русского Севера, за Золотой Бабой охотились сотрудники НКВД. В 1933 году один из спецотрядов добрался до поселений казымских (северных) хантов. Имелись неопровержимые сведения, добытые на допросах, что где-то здесь, в тайном лесном святилище, шаман прячет Золотую Бабу. Однако при появлении чекистов в заповедном урочище вооруженные охотники оказали неожиданное сопротивление. Завязался неравный бой. Все ханты, защищавшие древнюю реликвию, были перебиты. О судьбе самой Золотой Бабы документов не сохранилось, но есть основания предполагать, что чекисты достигли своей цели.
Эти события напомнили о другом факте, также случайно извлеченном из архивов КГБ в то непродолжительное время, когда ознакомление с некоторыми секретными документами было относительно доступно. В донесениях в столицу речь шла о тайном убежище русской старообрядческой общины, обнаруженной после войны в труднодоступных местах Северного Урала. Раскольники жили здесь автономно многие десятки лет, у них было крепкое хозяйство и огромная библиотека рукописных книг, занимавших целую избу. Так вот, это бесценное хранилище русской культуры было дотла сожжено бериевскими подручными…
Публикации о Золотой Бабе — научные и беллетристические — множатся от века к веку. Первый научный компендиум, содержащий изложение всех к тому времени доступных сведений о таинственном изваянии был опубликован еще в 1814 году в основанном Н. М. Карамзиным журнале «Вестник Европы». В наши дни не проходит и года, чтобы в каком-либо центральном или местном издании не появилось статьи о Золотой Бабе. В них, как правило, приводятся однотипные сведения, почерпнутые из прошлого. Но бывают и свежие данные. Так, после одной из публикаций в местной печати мансийский школьник с далекой Конды сообщил, что его отец сравнительно недавно видел заветную статую, известен и примерный маршрут. Газета по горячим следам попыталась организовать небольшую экспедицию и даже пригласила специалиста-археолога, однако из-за абсолютного бездорожья, непроходимых болотных топей и речных завалов (глухие сибирские реки бывают на несколько километров сплошь забиты поваленными деревьями) отряд не смог добраться до указанного места.
Небезынтересны и некоторые новые интерпретации, касающиеся древнего женского божества. Известный мансийский поэт и прозаик Юван Шесталов посвятил поискам Золотой Бабы на Обском Севере повесть «Тайна Сорни-най» («сорни» по-мансийски «золото», «най» — «женщина»); интересующимся нетрудно с ней познакомиться. Наиболее продуктивным представляется рассмотрение феномена Золотой Бабы сквозь призму матриархального мировоззрения, которое доминировало во всем мире на протяжении многих тысячелетий и, вне всякого сомнения, нашло свое отражение (а может быть — и завершение) в культе Северной богини. Корни поклонения Великой Богине-Матери уходят к самым истокам человечества. Свидетельство тому — многочисленные находки ее древних изображений практически на всех континентах Земли, включая, естественно, и Русский Север.
Впечатляющие параллели обнаруживаются и в других мифологиях. Некоторое время тому назад в журнале «Советская археология» прошла научная дискуссия по поводу первичных прообразов некоторых ведийских и авестийских мифологем. В ходе обсуждения историком З. П. Соколовой было высказано конструктивное предположение, что культ Золотой Бабы генетически связан с образом древнеперсидского женского божества Ардви-Суры Анахиты (дословно — Ардви Могучая и Непорочная){38}. Сохранив все основные функции архаичной Великой Матери эпохи матриархата, авестийская Ардви считалась также богиней плодородия и воды. В этом она практически полностью калькирует карело-финскую богиню-прародительницу Ильматар: последняя же, хотя и считается Девой воздуха, но одновременно является и Матерью воды. В Авесте Ардви-Сура объявляется дочерью верховного владыки Ахурамазды. Ей посвящен один из самых знаменитых и возвышенных гимнов:
Она явилась, зрима,
Благая Ардви-Сура,
Прекрасной юной девой,
Могучею и стройной,
Высокой и прямой,
Блестящей, благородной,
В наряде с рукавами,
Расшитом золотом.
Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трехсот бобрих,
Четырежды родивших
(Когда они шерстистей,
Когда их гуще мех),
Так сделанную, чтобы
Смотрящему казалась
Она покрытой золотом
И полной серебром.{39}
Вдохновенно-поэтический образ авестийской Великой Богини, облаченной в бобровую шубу с золотым отливом, в особенности позволил отождествить ее с урало-сибирской Золотой Бабой. В свою очередь, это служило лишним доказательством установленного факта, что прапредки иранцев (как, впрочем, и других индоевропейцев) мигрировали в места их нынешнего проживания именно с Крайнего Севера. Предпринимались даже вполне обоснованные попытки «привязать» некоторые священные горы, названия которых встречаются в Ригведе и Авесте, к реалиям Северного Урала. Среди древних бронзовых находок в Приуралье встречается изображение божества, возносимого на небо священной птицей, практически полностью совпадающее с образом Ардви-Суры, воссозданным древнеперсидскими мастерами.
Но можно пойти еще дальше. Дело в том, что образ божественной Ардви-Суры многолик и полифункционален. Великая Богиня, дочь Ахурамазды, для древних иранцев персонифицировала не просто водную стихию, еще и великую реку с мощными рукавами и протоками — может быть, ту, по берегам которой когда-то мигрировали арии с Севера на Юг:
Из края в край волнуется
Всё море Ворукаша,
(Мировое море, предположительно
Ледовитый океан. — В.Д.)
И волны в середине
Вздымаются, когда
Свои вливает воды,
В него впадает Ардви
Всей тысячей протоков
И тысячью озер,
Любое из которых
За сорок дней объехать
Успеет только всадник
На добром скакуне.
Одна протока Ардви
Течет на семь каршваров,
Стекая равномерно
И летом и зимой.
И освещает семя
Мужей и лоно женщин
И дарит молоком.{40}
Какие ассоциации могут тут возникнуть? Ну конечно — какая-то великая северная река — с ее могучими протоками и в окружении несметного количества озер! Например Обь: именно на ее берегах разные народы и в разные времена поклонялись Золотой Бабе, в одной из древнейших своих ипостасей тождественной Ардви-Суре. И не ей одной. Индийский писатель Аниль Джанвиджай, плодотворно разрабатывающий тему полярной прародины ариев и других народов мира, отмечает, что столь почитаемая в Индии благостная богиня счастья и красоты Лакшми — жена Вишну — дословно прозывается Золотой Бабой. Значит и корни ее культа восходят не только к арийским, но и к доарийским временам.
Сходный образ благостной богини известен и в китайской культуре. Это — покровительница семейного очага богиня Гуаньинь; ее каноническое изображение в окружении детей очень напоминает вышеприведенные рисунки Золотой Бабы, сделанные европейскими картографами. Впервые оригинальную гипотезу о возможной связи Золотой Бабы с буддийской богиней Гуаньинь высказал поэт и прозаик Сергей Николаевич Марков в интереснейшей книге «Земной круг», посвященной освоению Севера. Ее культ достаточно сложен и распространен в Китае, Корее и Японии. Не касаясь сложных и запутанных метаморфоз буддийского пантеона, обращаю особое внимание, что даже в каноническом изображении Гуаньинь — любимая богиня китайского народа — очень даже напоминает известные описания Золотой Бабы. Благостная Гуаньинь — покровительница женщин, подательница детей и родовспомогательница. Вместе с тем она защищает всех без исключения людей и без различия их пола от подстерегающих бед и опасностей.
Китайская богиня милосердия Гуаньинь.
Любопытно, что имя богини-спасительницы переводится как «наблюдающий за звуками»: мужской род женского имени обусловлен тем, что Гуаньинь является женской ипостасью одного из главных бодхисатв буддийского пантеона махаяны — Авалокитешвара. Между прочим, статуэтка этого божества была найдена в районе Чердыни на Северном Урале. Именно это (а также другие, упомянутые выше божественные функции и атрибуты) и позволило Сергею Маркову высказать предположение о буддийском происхождении северного культа Золотой Бабы. Он посчитал, что первоначально статуя богини Гуаньинь была завезена в Сибирь китайскими купцами или паломниками и оставлена там либо в виде дара, либо в качестве уплаты за приобретенные меха. Поскольку образ благостной богини прекрасно совпадал с традиционным мировоззрением сибирских аборигенов, они быстро приспособили золотого истукана к нуждам и потребностям собственного традиционного культа, начисто забыв про буддизм. Гипотеза смелая, но не вполне убедительная. Почему бы не предположить обратное: древний северный (гиперборейский и матриархальный) культ постепенно распространялся к югу и был использован буддизмом.
Предположение о былом родстве некоторых архаичных персонажей индоевропейской и всемирной мифологий — лишнее доказательство общего происхождения (в данном случае — полярного) всех народов Земли, их языков и культур. Но вписывается ли в этот ряд образ уральской Хозяйки Медной горы? Еще как! Она закономерно занимает достойное место, уготованное ей самим ходом исторического развития. Другими словами, уральская Хозяйка гор появилась из общего матриархального гнезда, откуда вышли некогда китайские Сиваму и Гуаньинь, иранская Ардви-Сура и северная Злата Баба.
Гипотезы об идентичности легендарной Золотой Бабы северных народов и уральской Хозяйки Медной горы высказывались и раньше, и в частности, российским историком Виктором Грицковым. Он даже предположил, что на самом деле легендарный истукан был сделан не из золота, а из меди, которая, как известно, при окислении зеленеет. Поэтому и неуловимое языческое изваяние со временем вполне могло покрыться зеленым налетом окисленной меди. Те же, кому доводилось видеть фигуру северного божества, принимали зеленый цвет за малахитовое одеяние — отличительная особенность Хозяйки Медной горы, или Малахитницы.
Есть еще одна версия, помогающая полнее понять формирование представлений о Золотой Бабе. Вполне возможно, что образ ее сложился на основании языческой «технологии» создания идолов и кумиров, когда каменный либо деревянный остов обкладывался тончайшими золотыми пластинами или инкрустировался самоцветами, жемчугом, мамонтовой или моржовой костью и т. п. В таком случае и классические каменные бабы можно рассматривать как сохранившуюся основу для подобных ритуальных акций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Сорни-Най, или «Золотая Хозяйка»
Сорни-Най, или «Золотая Хозяйка»
Вполне естественно, что следующим объектом нашего поиска стали легенды о Золотой Бабе, которая напугала нас ночным воем. И лучше не просто легенды, а реальные подтверждения ее существования, особенно после того глюка на перевале.Когда мы
Хорошая хозяйка
Хорошая хозяйка
Для каждого мужчины очень важно, чтобы женщина создавала уют и тепло в доме. Быть хорошей хозяйкой, разумно экономной и умелой – это требование мужчины. Для чего это ему нужно? Разумеется, не для того, чтобы сделать женщину рабыней дома. Каждый мужчина
Баба-Яга заберет
Баба-Яга заберет
Родители пугают ребенка Бабой Ягой, милиционером или страшными зверями, когда боятся не справиться с ним.Каждый ребенок нуждается в доме и защите для того, чтобы вырасти. Поэтому страх потерять дом и родных – для многих детей очень серьезная проблема.
Марфа (Марта) (библ. «наставница, госпожа, хозяйка»)
Марфа (Марта) (библ. «наставница, госпожа, хозяйка»)
С детства настойчива, упряма, обаятельна и эмоциональна. Она решительна, уверена в себе, никогда не теряет присутствия духа даже в самых сложных ситуациях. В ней сильно развито чувство собственного достоинства. Обиду
Саи Баба и деньги
Саи Баба и деньги
Сатья Саи Баба родился 23 ноября 1926 г. в небольшой деревне Путтапарти, в штате Андра Прадеш на юге Индии. Он был четвертым ребенком в семье. Его назвали Сатья Нараяна Раджу. Его рождению предшествовало удивительное событие: в доме Раджу начали раздаваться
Саи Баба
Саи Баба
Вопрос: Дорогой Крайон, мой вопрос касается Саи Бабы. Я сам ездил в Индию, чтобы посетить этого человека, и видел толпы людей вокруг него, поклоняющихся ему как Богу. Я не сомневаюсь в его просветленных рассуждениях, и со многими из его учений я согласен, поскольку
Сатья Саи Баба
Сатья Саи Баба
Великие Пророки прошлого приходили на Землю с великими целями: вывести народы из мрака и невежества, внушить им идею единобожия, основать религию, создать цивилизованные государства, осветить им путь к светлому будущему!В XX веке, когда уровень развития
Хозяйка денежного дома
Хозяйка денежного дома
На роль хозяйки подойдет любая монета, лишь бы она была «рабочей», то есть побывавшей в употреблении и знакомой с другими деньгами.Декоративные китайские монетки, используемые в фен-шуй, не подойдут: нужна рабочая лошадка, которая достаточно
Хозяйка леса
Хозяйка
леса
Запомните навсегда этих четырёх апостолов Девы, наших учителей от Хозяйки:волк,сокол,собака-канака,олень.Благая весть каждого из апостолов Девы прочитывается не только по его взаимоотношениям с людьми (отступниками от гармонии взаимного служения), но и по
Сатья Саи Баба
Сатья Саи Баба
Мне не дано
шаги Твои прозревать.
Я только могу
Тебе подчиняться
Душу свою Тебе предавать
Сутью Божественной восхищаться.
Я знаю — у ног Твоих расположен
МИР
Ты —
БАБА ЛЮБА
БАБА ЛЮБА
После памятных слов тети Кати у меня многое из узнанного за годы учебы начало укладываться по-новому, и, по крайней мере, хотя бы в какое-то подобие цельной картины. Первое, что вспомнилось в связи с пением, были знания о постановке голоса вообще. Я употребляю
БАБА
БАБА
Если внимательно читать русские народные сказки, можно заметить, что Баба-Яга хоть и злая и страшная, а никого ни разу ни в одной сказке не съела. Хотя пугала всех. И в печке ни одного ребёнка, как обещала, не сожгла. Так только… косточки разбросает вокруг избушки, чтобы
Кинарам Баба
Кинарам Баба
Тантрики все сами по себе, но в Варанаси есть один из тантрических ашрамов – Кинарам – тот, где во время моей ом-практики выл ротвейлер. Кинарам Баба происходил из семьи вайшнавов и попал к тантрикам случайно – если есть случайности в нашей жизни. Он был
Медной горы Хозяйка
Медной горы Хозяйка
Именно в таком порядке и сочетании слов предстал, пожалуй, самый известный бажовский персонаж в самом первом из опубликованных в 1936 году сказов (журнал «Красная новь», № 11). Хозяйка здесь — общемировая мифологема, а вот Медная гора — специфическое
ХОЗЯЙКА БЕРНГАМ-ГРИН[31]
ХОЗЯЙКА БЕРНГАМ-ГРИН[31]
В одном из северных графств Англии стоит загородный дом — Бернгам-Грин, доставшийся современным его обитателям, сэру Гарри и леди Бэлл, по наследству. У дома этого есть свой дух, но владельцы, «как это бывает почти всегда с развитыми людьми, только
Глава 9 В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ
Глава 9
В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ
Что ж, теперь ты практически все знаешь о знаках зодиака и, думается, уже определила, каких болезней следует остерегаться, одежду какого цвета носить и какой аромат духов выбрать из многообразия парфюмерных изделий. Но каждый знак