Выберите лишнее перу евгения шварца не принадлежат сценарии к сказкам

ГАОУ
НСО «Школа-интернат

 с
углубленным преподаванием предметов

спортивного
профиля» г.Новосибирск

учитель
русского языка и литературы

Брянцева
Светлана Васильевна

Час
хорошей литературы

 «Жил-был
сказочник…

(сценарий
мероприятия, посвященного Е.Л.Шварцу)

         Евгений
Львович Шварц
 (1896-1958)
— прозаик, драматург. Родился 9 (21) октября в Казани в семье врача.

     Великий
советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и
реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера
вышло более 20 пьес, сказочных постановок для кукольного и драматического
театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один
мультипликационный фильм.

      «Разные люди
бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры,
сторожа. А я вот — сказочник. И все — и актеры, и учителя, и кузнецы, и
доктора, и повара, и сказочники — все мы работаем, и все мы люди нужные,
необходимые, очень хорошие люди». Эти слова героя пьесы «Снежная королева»
полностью применимы к ее автору, Евгению Львовичу Шварцу, который талантливо,
честно и самоотверженно работал в литературе несколько десятилетий.

Этот удивительный
писатель, драматург по-новому пересказал для нас старые сказки и сочинил свои
собственные, не менее увлекательные.
         Евгений Львович Шварц был художником во многих отношениях уникальным в
своем роде. Больше всего он писал для театра, был удивительным мастером слова,
истинно поэтического, неповторимого в своей жизненной наполненности. Он писал и
для взрослых, и для детей. Он был одним из самых жизнелюбивых писателей своего
времени.

Но вершиной его
творчества, несомненно, стали переложения сюжетов 
Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная
шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых
выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся
более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром. Автор
совмещает сказочную поэтику с какими-то бытовыми деталями и делает это столь
искусно, что зритель, читатель безоговорочно принимает героев, нисколько не
сомневаясь в их подлинности. 

В 1944 году
начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение
которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз:
«Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный
волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный
волшебник»: Пока, наконец, не получилось изящно и просто —
«Обыкновенное чудо». Здесь звучит тема преданности и любви, без
трескучих фраз: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему
этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны,
– смерть иной раз отступает от них…»

         Вечные
истины — вне политики, вне времени. Они — те законы, по которым должны
развиваться нормальные человеческие взаимоотношения, согласно которым добро
всегда побеждает, истина торжествует, а подлецы получают по заслугам. Торжество
этих законов — цель любого нормального общества. Их соблюдение должны быть
нормой жизни. А их глашатаи достойны славы

«Дракон» — вершина
творческого достижения Евгения Шварца. Он закончил пьесу в 1944 году, работал
тщательно, кропотливо, создал аж три варианта. Герой — странствующий рыцарь
Ланцелот — побеждает ужасного Дракона, а потом спустя годы возвращается вновь
и, увидев одни осколки от былой победы, печально говорит: «Работа предстоит
мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона».

    Ольга Берггольц позднее
писала:

А
Вас ли уж не драконили

разные
господа

разными
беззакониями

без
смысла и без суда.

Но
в самые тяжелые годы

от
сказочника-поэта

мы
столько слышали свободы,

сколько
видели света.

Созданный
умной и доброй фантазией, мир Шварца сказочен и в то же время узнаваем. Герои
сказок похожи на нас, на наших соседей:  глупый голый король и прелестная
Золушка, благородный Рыцарь Печального Образа и жестокая Снежная Королева,  дракон
и тень, пытавшаяся стать человеком… Волшебное и реальное, фантастическое и
будничное, повседневное существуют в сказках Шварца рядом, впрочем, как и в
жизни,— недаром одна из лучших его пьес названа «Обыкновенное чудо».

     И
как в жизни, в сказках Шварца великодушие, честность, смелость противостоят лжи
и жестокости, лицемерию и фанатизму, подлости и трусости. Но хотя в пьесах
Добро побеждает Зло, в жизни, увы, случается часто наоборот. Читатель и зритель
Шварца запомнит — нельзя поддаваться драконам. И еще: противостоять Злу трудно,
но отступать перед ним — подло. Труднее же всего бороться с драконом в
человеческой душе, со Злом, которое в нас самих.

         Лучшие
герои  писателя, подобно рыцарям Круглого Стола (не случайно герой в «Драконе»
назван Ланцелотом), готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость,
защитить слабого,  прийти на помощь обиженному. Все они разные, такие герои, но
объединяет их благородство, мужество, самоотверженность. И мы согласны с
писателем — этим «волшебным свойствам никогда не придет конец».
         Во
многих из нас живет страх перед Драконом. Почти каждый верит в Обыкновенное
чудо, а порой говорит себе: «Я не волшебник, я еще только учусь». Да
и Голый король – персонаж современный.

         Со
дня рождения создателя этих героев Евгения Шварца прошло почти 125 лет. Но его
пьесы, как шедевры ювелира, со временем становятся все драгоценней.

         «Чудесный
писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить», –
охарактеризовал Шварца журналист и писатель Илья Эренбург.

Евгения Шварц был талантливым человеком и гуманистом.

2. Его произведения по праву принадлежат к классике советской литературы.

3. Многие выросли на его сказках и пьесах. У всех с детства являются любимыми произведения Шварца: «Сказка о потерянном времени», «Два клёна», фильмы-сказки: «Золушка» и «Марья-искусница», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо» и другие.

4.Его пьесы и фильмы давно разошлись на цитаты: «Я не волшебник, я только учусь», «Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Связи связями, но надо же и совесть иметь», «Какое сказочное свинство!».

5. Ещё при жизни сказочника Шварца назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви.

6. Евгений Шварц — разноплановый писатель. Из-под его пера вышли глубокие пьесы, прекрасные сценарии и поучительные добрые сказки. Как и в детстве, писатель и в зрелые годы не любил историй с плохим концом. Наверное, именно этим объясняется тот факт, что все его самые известные произведения заканчиваются хорошо.

7. Евгений Львович прожил не очень длинную, но яркую, насыщенную и очень интересную жизнь. В ней было многое: война и любовь, опасности и триумфы, сложности и удачи.

8. Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был родом из Екатеринодара, он происходил из еврейской мещанской семьи, учился на медика, а потом стал земским врачом. Его специализация — хирургия.

9.Мать знаменитого писателя, Мария Федоровна Шелкова родом из Рязани, перед замужеством она была слушательницей акушерских курсов, а после их окончания стала акушеркой.

10.Родители Евгения Шварца любили свои профессии, не гнались за деньгами и часто принимали пациентов бесплатно, особенно если те не могли заплатить.

11. Дед Шварца по материнской линии, Федор Ларин, был цирюльником и жил в Рязани. Дед со стороны отца, Берка Шварц, имел в Екатеринодаре свой мебельный магазин.

12.В Казани семья прожила недолго. Сначала отец получил назначение в подмосковный Дмитров, а потом, проведя полгода под арестом по подозрению в революционной агитации, был сослан из холодной Казани, в которой он учился, и где родился Женя, в тёплый город Майкоп под надзор полиции. Именно здесь и прошли детские годы писателя.

13.Темпераментный красавец Лев Шварц играл на скрипке, пел, занимался чем-то подпольно-политическим, но главное — играл в любительском театре. Писатель вспоминал: «Отец был сильный и простой. Участвовал в любительских спектаклях. Играл на скрипке. Пел. И расхаживал по дому в римской тоге. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать была много талантливей и по-русски сложная и замкнутая…».

14.Все современники, а позже и сам Евгений Львович в один голос утверждали, что на любительской сцене она была ещё талантливее отца — по-настоящему одаренная самобытная актриса.

15.Казань была для Шварца только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось увидеть, родителей постоянно переводили из одной больницы в другую, и детство Евгения было полно самых разных впечатлений.

16.Дмитров, где мальчик только научился ходить и самостоятельно кушать, сменился на Армавир. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

17. В детстве он был, по его собственным воспоминаниям, очень трудным ребёнком, который постоянно раздражал окружающих. И учителя, и родители часто сокрушённо приговаривали, что из него не выйдет никакого толку.

18. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нём странным образом сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость.

19.В три года научился читать, ещё раньше – мечтать, и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

20.Однажды мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лёг на ковёр, повалялся у маминых ног и ответил полушёпотом: «Романистом». В смятении своём я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем»… Женя вырос ярким, веселым и начитанным мальчиком.

21.Писателем Евгений Львович решил точно стать, когда ему было всего 8 лет. Тогда он ещё не умел писать, но он заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя тем самым строки текста.

22. Уже в детстве он умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. С детства Женя не любил сказок с плохим концом. Его мама даже активно пользовалась этим: когда ей надо было заставить сына есть котлеты, она рассказывала сказку, герои которой оказывались в опасном положении, и обещала, что если он не доест, все они утонут.

23.Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским. Когда началась первая мировая война, как истинно русский патриот, тайком от родителей подал документы, чтобы поступить в военное училище. И вот в 1914 году вдруг «выяснилось, что я православный, рождённый русской женщиной, стало быть, по всем документам – русский, в военное училище поступить могу только с Высочайшего разрешения, так как отец у меня – еврей». Для Высочайшего разрешения несовершеннолетнему юноше требовалось согласие родителей, а согласия они не дали.

24.Евгений окончил реальное училище, потом решил поступить в главный Университет страны. Москва манила его своими перспективами, к тому же постоянные переезды, а точнее ссылки отца, делали юношу все более чувствительным к несправедливости. В юности Шварц решил, что должен стать юристом.

25.В 1914 году поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста.«В 1915 году на юридическом факультете московского университета я сдавал профессору такому-то римское право. Я сдавал его очень старательно и упорно, но, увы, как я ни бился, юрист из меня не получался. И на другое утро в Майкоп, где проживали тогда мои родители, полетела гордая и печальная телеграмма: «Римское право умирает, но не сдаётся!»… Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

26.Весной 1917 года Евгений Шварц был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года он юнкер в Москве.

27.В том же году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застаёт революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

28.Шварц всегда говорил, что во время Гражданской войны служил в продотряде Красной армии, но на самом деле он был в белой Добровольческой армии и даже участвовал в «Ледяном походе». Как его участник, был награжден медалью. Тремор рук, мучивший писателя — последствия жесточайшей контузии, полученной Шварцем как раз во время «Ледяного похода».

29. Неизвестно, ушел ли он добровольцем или был призван насильно. Но даже не это главное. Как сумел Шварц скрыть этот факт своей биографии, сочинив взамен историю с продотрядом?!

30.В годы, когда и намека на классово чуждых предков в седьмом колене хватало, чтобы сгинуть безвозвратно, Евгений Шварц служил в детском отделе Госиздата. И ведь не сидел в тени – печатался, ставился, выступал, был на виду и слуху. Как не увидел никто? Не вспомнил? Не донес?

31. После Гражданской войны Шварц поступил в Ростовский университет. В то же время, он познакомился со своим будущим соавтором Николаем Олейниковым и начал работать в театральной студии. Сначала он даже выходил на сцену в нескольких спектаклях, но потом понял, что его призвание — быть писателем.

32.Но воплотить свою мечту удалось не сразу. Сначала Шварц оставался в театре в качестве актера и режиссера, а оказавшись в Петрограде, стал секретарем у Корнея Чуковского. Именно в Петрограде Шварц начал писать фельетоны и рассказы, а также стал автором детских журналов «Чиж» и «Еж».

33. Свою первую пьесу, «Ундервуд», Шварц написал в 1928 году. И через некоторое время она принесла ему известность в литературных кругах. Свою следующую пьесу, «Пустяки», Шварц создал для кукольного театра.

34.В период с 1934 по 1936 годы были написаны пьесы «Клад», «Принцесса и свинопас», «Голый король», «Похождения Гогенштауфена» и «Красная шапочка».

35.В 1939 году Евгений Шварц закончил работу над пьесой по андерсеновским мотивам «Снежная королева». В том же году свет увидела пьеса «Кукольный город», а в 1940 году писатель закончил работу над пьесами «Тень» и «Брат и сестра».

36.Во время Великой Отечественной войны Шварц много и напряженно работал. Сначала Евгений Львович оставался в блокадном Ленинграде и категорически отказывался эвакуироваться. Потом его все-таки уговорили, и он оказался в Кирове, где трудился завлитом местного драматического театра. Затем его отправили в Душанбе, где Шварц и пробыл до окончания войны.

37.1941 год ознаменовался пьесами «Наше гостеприимство» и «Под липами Берлина». Второе произведение вышло в соавторстве с Михаилом Зощенко. В 1942 году Шварц написал «Далекий край», в 1943 году — пьесу «Одна ночь», а в 1944 — «Дракон».

38.Как вспоминал сам писатель, главным произведением тех лет он считает пьесу «Дракон». В ней он высмеивал гитлеровскую Германию, а в 1988 году режиссер Марк Захаров снял по пьесе фильм «Убить дракона».

39.В 1946 году читателям была представлена пьеса «Сказка о храбром солдате», в 1948 — «Сто друзей», в 1953 — «Два клена», а в 1956 году — «Обыкновенное чудо». Последнюю свою пьесу, «Повесть о молодых супругах», Шварц написал за год до смерти — в 1957 году.

40. Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В этот период он начал работу над одним из самых популярных своих произведений — пьесой «Обыкновенное чудо».

41.Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича — гуманным и своеобразным талантом.

42.Евгений Шварц активно писал сценарии, по которым в дальнейшем были поставлены замечательные художественные фильмы. Свой первый сценарий, по которому был снят немой фильм «Товарный» 717», Евгений Львович написал еще в 1931 году. Затем были сценарии «Разбудите Леночку», «Леночка и виноград», «Доктор Айболит» и «Зимняя сказка».

43.Перу Евгения Шварца принадлежат сценарии к таким известным фильмам как «Золушка», «Зимняя сказка», «Первоклассница», «Снежная королева», «Марья-искусница» и «Дон-Кихот».

44.В 24 года Шварц женился на актрисе ростовского театра Гаянэ Халайджиевой. В этом браке у писателя родилась дочь, которая впоследствии вышла замуж за известного энтомолога Олега Крыжановского.

45.Второй его женой стала Екатерина Зильбер. Их отношения были трогательными и романтическими. Шварц писал в одном из писем своей супруге, что был уверен — в его жизни не произойдет больше ничего интересного. Однако в этом браке так и не появились дети.

46.Шварц отличался фантастической работоспособностью и мог писать с утра до ночи. В молодости на создание пьесы у него могло уйти 2-3 недели.

47. Евгений Шварц более десяти лет купался практически в любую погоду — и осенью, и весной, и даже зимой. Он утверждал, что такие водные процедуры помогают сохранить здоровье и являются лучшей профилактикой от всех болезней.

48. За свою жизнь Евгению Шварцу так и не удалось выработать красивый почерк. Писал он очень криво и неразборчиво, и очень этого стеснялся до тех пор, пока не узнал, что у многих знаменитых писателей был ужасный почерк.

49. Писатель был завсегдатаем букинистических магазинов.

50. Евгений Шварц очень любил пешие прогулки и проходил в день минимум 5 километров. Именно во время таких прогулок ему в голову приходили сюжеты новых произведений.

51. Самые известные произведения Евгения Шварца сказочного жанра: «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», «Снежная королева», «Дракон», «Два брата», «Тень», «Голый король», «Сказка о храбром солдате», «Принцесса и свинопас».

52. Особенностью его произведений является глубокий философский подтекст при видимой простоте и даже узнаваемости сюжетов.

53. Многие его сочинения стали оригинальными трактовками уже знакомых читателям историй, которые он переделал так интересно, что новые произведения позволяли пересмотреть известные сказки.

54. Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка.

55.Евгений Львович Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Он похоронен на Богословском кладбище.

56. После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

57.В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было – смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

58. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

59.Фильмы-экранизации Евгения Шварца часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

60.О талантливом писателе было снято несколько биографических документальных фильмов.

фото из открытых источников

Евгений Шварц. Сказки для детей. Произведения и биография

  

Сказки Евгения Шварца для детей.Список произведений.Краткая биография

Читать сказки других авторов
 

Краткая биография Евгения Шварца

 

Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), драматург.

 
Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914— 1916 гг.).

 
В печати Евгений Шварц впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.

 
В конце 20-х — 30-х гг. Е.Шварц работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К.И.Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

 
Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X.К.Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940 г.).

 
В годы Великой Отечественной войны Е. Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии).

 
В послевоенные годы в драматургии Евгения Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.),
«Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.
Умер Евгений Львович Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде.
——————————————

Евгений Шварц.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн

Сказка о потерянном времени — кратко
Сказка о потерянном времени — пересказ
Сказка о потерянном времени — сочинение по теме

 

Ученик(ца) 4 «__» _______________________________________

Литературная викторина

«Знатоки сказок Евгения Шварца»

I Биография Евгения Шварца

  1. В каком городе родился Евгений Шварц?

______________________________________________________________________________

  1. Какой памятник Евгению Шварцу установлен в Майкопе, городе, в котором прошло детство и юность писателя?

______________________________________________________________________________

  1. Какого псевдонима не было у Шварца?

  • «Щур»

  • «Дед Сарай»

  • «Домовой»

  • «Эдгар Пепо»

  • «Дед Мазай»

  1. Какое воинское звание было у Евгения Шварца, когда он служил в армии?

_________________________________________________________________________

  1. Как называлась первая стихотворная сказка Евгения Шварца?

______________________________________________________________________________

  1. В каких детских журналах он работал?

______________________________________________________________________________

II Творчество

Два брата

  1. Как звали лесничего?

_____________________________________________________________________________

  1. Как звали сыновей лесничего и сколько им было лет?

_____________________________________________________________________________

  1. Сколько дней езды было от дома лесничего до гор?

_____________________________________________________________________________

  1. Сколько ледяных зал было во дворце Прадедушки Мороза?

_____________________________________________________________________________

  1. Каких птиц вытряхнул из своей снежной шубы Прадедушка Мороз?

_____________________________________________________________________________

  1. Какие слова назвал великими Прадедушка Мороз?

_____________________________________________________________________________

  1. Сколько было нужно времени, чтобы произнести одно слово на языке мамонтов?

______________________________________________________________________________

  1. На полке с каким номером стоял завтрак номер один?

______________________________________________________________________________

  1. Из какого дерева была вырезана дверь за которой был спрятан младший брат?

______________________________________________________________________________

Сказка о потерянном времени

  1. На сколько кругов нужно было повернуть стрелки ходиков в домике волшебников?

___________________________________________________________________________

  1. Имена школьников, превратившихся в стариков?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Номер школы в которой учился один из мальчиков?

___________________________________________________________________________

  1. По каким предметам отставал главный герой сказки?

___________________________________________________________________________

Новые приключения Кота в сапогах

  1. Почему Кот в сапогах решил уехать от Карабаса?

________________________________________________________________________

  1. Сколько крыс поймал Кот в сапогах в буфете капитана?

________________________________________________________________________

  1. Как назывался послеобеденный сон в детском саду Сережи?

________________________________________________________________________

  1. Каким светом светилась жаба, когда становилась большой как:

стол?

________________________________________________________________________

шкаф?

________________________________________________________________________

автобус?

________________________________________________________________________

Рассеянный волшебник

1. Как зовут главного героя сказки?

___________________________________________________________________________

2. Какого размера он строил свои чудесные машины?

___________________________________________________________________________

3. Название села в котором жил мальчик?

___________________________________________________________________________

4. Зачем любимая машинка рассеянного волшебника убежала в лес?

___________________________________________________________________________

  1. Через сколько дней починили увеличительное зоологическое волшебное стекло?

________________________________________________________________________

III

  1. Какие еще произведения Евгения Шварца вы читали?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие кинофильмы по сценариям Шварца вы смотрели?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Ответы

I Биография Евгения Шварца

  1. В каком городе родился Евгений Шварц?

Казань_______________________

  1. Какой памятник Евгению Шварцу установлен в Майкопе, городе, в котором прошло детство и юность писателя?

Туфелька Золушки__________________________________________________________

  1. Какого псевдонима не было у Шварца?

  • «Щур»

  • «Дед Сарай»

  • «Домовой»

  • «Эдгар Пепо»

  • ХХХХ«Дед Мазай»

  1. Какое воинское звание было у Евгения Шварца, когда он служил в армии?

Прапорщик________________________________________________

  1. Как называлась первая стихотворная сказка Евгения Шварца?

Рассказ старой балалайки___________________________________________________

  1. В каких детских журналах он работал?

«Ёж» и «Чиж»_________________________________________________

II Творчество

Два брата

  1. Как звали лесничего?

Чернобородый____________________________________________

  1. Как звали сыновей лесничего и сколько им было лет?

Старший (12 лет) и Младший (7 лет)____________________________

  1. Сколько дней езды было от дома лесничего до гор?

7 недель езды________________________________

  1. Сколько ледяных зал было во дворце Прадедушки Мороза?

49 ледяных зал___________________________________________________

  1. Каких птиц вытряхнул из своей снежной шубы Прадедушка Мороз?

Синиц, поползней, дятлов________________________________________

  1. Какие слова назвал великими Прадедушка Мороз?

«Оставь меня в покое»________________________________

  1. Сколько было нужно времени, чтобы произнести одно слово на языке мамонтов?

Двое, а иногда и трое суток_____________________________________

  1. На полке с каким номером стоял завтрак номер один?

На полке номер девять

  1. Из какого дерева была вырезана дверь за которой был спрятан младший брат?

Из ледяного дуба______________________________________________

Сказка о потерянном времени

  1. На сколько кругов нужно было повернуть стрелки ходиков в домике волшебников?

Обратно на 77 кругов_________________________________

  1. Имена школьников, превратившихся в стариков?

Петя Зубов, Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Вася Зайцев

  1. Номер школы в которой учился один из мальчиков?

Школа № 14_________________________________

  1. По каким предметам отставал главный герой сказки?

И по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению

Новые приключения Кота в сапогах

  1. Почему Кот в сапогах решил уехать от Карабаса?

Кот стал очень толстый

  1. Сколько крыс поймал Кот в сапогах в буфете капитана?

Четырнадцать крыс

  1. Как назывался послеобеденный сон в детском саду Сережи

Мёртвый час

  1. Каким светом светилась жаба, когда становилась большой как:

стол?

синим

шкаф?

жёлтым

автобус?

белым

Рассеянный волшебник

1. Как зовут главного героя сказки?

Иван Иванович Сидоров

2. Какого размера он строил свои чудесные машины?

Огромные, как дворцы и маленькие, как часики

3. Название села в котором жил мальчик?

Село Мурино

4. Зачем любимая машинка рассеянного волшебника убежала в лес?

Гонять белок

  1. Через сколько дней починили увеличительное зоологическое волшебное стекло?

Двадцать пять дней

III

  1. Какие еще произведения Евгения Шварца вы читали?

Два клёна, Красная шапочка, Золушка, Тень, Дракон, Голый король, Чужая девочка, Первоклассница, Принцесса и свинопас, Ундервуд и др.

  1. Какие кинофильмы по сценариям Шварца вы смотрели?

Золушка, Марья-искусница, Убить дракона, Обыкновенное чудо, Снежная королева, Тень или, может быть, всё обойдется, Сказка о потерянном времени.

Евгений Львович
Шварц был человеком и художником во
многих отношениях единственным в своем
роде. Почти все, кто когда-то писал о
нем, искали слова, выражающие восхищение,
удивление, преклонение перед ним. Будучи
жизнелюбивым писателем своего времени,
он любил дерзкий человеческий труд,
радость отдыха, могучую силу людского
общения со всеми его испытаниями и
превратностями. Вместе с тем ни о ком
другом нельзя сказать с такой уверенностью,
как о нем, что он знал цену трудностям
жизни, понимал, как нелегка борьба со
всяческими человеческими мерзостями.
Ему было известно, как упорен и живуч
человек-собственник, как изворотлив
лжец и как отвратителен злобный и
бесшабашный устроитель собственного
благополучия.

Пьесы Шварца были
написаны в 30-40-е годы – в эти два страшных
десятилетия, когда фашизм растаптывал
достигнутое в предшествующую эпоху.
Сжигались книги, разрастались
концентрационные лагеря, разбухали
армии. Ложь, подлость, лесть, низкопоклонство,
клевета, наушничество, предательство,
жестокость становились основными
законами жизни. Шварц каждой своей
пьесой говорил всему этому: нет.

Он писал и для
взрослых, и для детей. Однако во всех
случаях, когда он обращался к детям, к
нему внимательно прислушивались
взрослые. В свою очередь, все, что он
писал для взрослых, оказывалось, несмотря
на свою глубину, доступным детскому
пониманию. Все его большие и малые
психологические открытия были рождены
его никогда не старевшим интересом к
людям.

Евгений Шварц
вырос в маленьком южном городе Майкопе.
Отец будущего писателя, земский врач,
прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно
сошел со страниц чеховских рассказов»,
— говорили о нем. Под стать мужу была и
жена, в которой все тоже было «прелестно
чеховское». И отец, и мать обожали театр,
и сами участвовали в любительских
спектаклях.

Воспитанию
детей уделялось много внимания. Мать
читала им вслух. Поначалу, конечно,
сказки. «город моей души» — назвал Майкоп
писатель. Здесь царила духовная атмосфера,
было много интеллигенции, функционировала
библиотека, был хороший театр.

В
1913 году Шварц уехал в Москву – учиться.
Он поступил на юридический факультет
народного университета Шанявского. Но
римское право и другие юридические
науки мало интересовали юного студента.
Гораздо более его привлекали московские
театры.

В
годы первой мировой войны в 1916 году
Шварца призвали в армию. Гражданская
война застала его в Екатеринодаре.
Евгений вместе со своим двоюродным
братом Антоном (впоследствии великолепным
чтецом-декламатором) отправились Ростов,
где поступили в Ростовскую Театральную
мастерскую, которой руководил молодой
режиссер-экспериментатор Павел Вейсбрем.
Был в биографии Шварца и эпизод службы
в белой добровольческой армии, однако
по состоянию здоровья он вновь вернулся
к театральной деятельности. Друзья не
сомневались, что у Шварца есть явный
литературный талант и прочили ему
поприще писателя.

Сам
Шварц считает началом своего творческого
пути «Рассказ Старой Балалайки»,
опубликованный в 1924 году в детском
журнале «Воробей». От имени балалайки
раешным стихом дается история старого
бродячего актера и его внука, о наводнении,
затопившем их старых домик, о тех кто
пришел к ним на помощь.

Итак,
свой путь в литературе Шварц начал как
писатель для детей. Его первым редактором
и наставником был С.Я. Маршак. С 1925 года
начинает выходить обойма небольших
книжек Шварца: «Война Петрушки и
Степки-растрепки», Лагерь», «Шарики».
В конце 20-х годов он начинает писать
пьесы: 1929 – «Ундервуд», 1936 – «Клад»,
«Красная шапочка», «Снежная королева»,
конец 30-х- — «Голый король», «Тень»,
«Дракон», «Обыкновенное чудо», «Золушка»,
«Два клена». Все это пьесы-сказки. В
20-30-е годы – невозможность откровенно
высказать свою позицию «Уж лучше сказки
писать. Правдоподобием не связан, а
правды больше».

Пафос
сказок – современность, в образном
строе пьес звучит сегодняшний день:
«сказка рассказывается не для того,
чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть,
сказать во всю силу, во весь голос то,
что думаешь».

Используя
«чужие сюжеты» и традиционные сказочные
мотивы, конфликты, Шварц их талантливо
обрабатывает, слагая собственные сказки.

«Красная
шапочка» — современный ребенок, животные,
оставаясь верны традиционным сказочным
характеристикам, под влиянием людей-друзей
усваивают многие законы человечности,
законы дружбы. Зло побеждаемо, но с ним
нужно долго и трудно бороться (Волк в
конце пьесы угрожает: «Запомни, бой еще
не кончился! Запомни!». Требуется
преодоление страха у зайца: («Мы не
пугаемся, а храбро прячемся, мы молодцы!),
у Красной шапочки («А сейчас, как вспомню
я его, очень хочется мне убежать домой
и запереть двери на замок, на крючок, на
щеколду и еще стол к двери придвинуть
и шкаф тоже… и комод»). В сказочные
обстоятельства драматург добавляет
современные ассоциации. Например, в
«Красной шапочке» Волк точит свои зубы
на точильном станке, на перекрестке
лесных тропинок поставлен милиционер,
чтобы смотреть за порядком» В «Золушке»
мачеха надеется на связи. «Человека
легче всего съесть, когда он болен или
уехал отдыхать» — звучало в унисон с
действительностью 30-х годов.

Новые
версии сказок от первоначальных отличает
пафос, опосредованный современностью.
Так, в «Снежной королеве» исчезает
андерсеновский мотив разбитого зеркала,
зато появляются Советник и Сказочник,
чтобы свести на нет элемент случайности
и завести разговор о добре и зле. При
этом под абсолютным злом разумеется
холодная отчужденность сердца, а добром
– сердечная теплота и способность
сохранить живое человеческое чувство
во всех испытаниях. Из «Снежной королевы»
Шварца почти полностью исчезло волшебство,
зато появилось много чудес, совершаемых
обычными людьми – ведь «есть же на свете
слова, от которых даже разбойники могут
стать добрыми» Герде Андерсена помогают
молитва и ангелы, Герде Шварца – ее
собственная воля и страстная, деятельная
любовь. Драматический конфликт сказочного
сюжета меняется от столкновения
божественных и демонических сил – к
борьбе свободной воли и бескорыстной
любви с деспотичностью и бесчеловечностью.

В
лучших своих произведениях Шварц не
придумывал сюжетов, а пользовался
готовыми. Так, «Голый король» написан
по мотивом трех сказок Андерсена:
«Принцесса на горошине», «Свинопас» и
«Новое платье короля». Однако пьесы-сказки
Шварца отражали свое время. Они не
проходили мимо самых страшных проблем
эпохи: неограниченной власти, попрания
человеческого достоинства, искажения
морали. «Это можно – не обижать вдов и
сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не
бойтесь! Жалейте друг друга» — говорит
рыцарь Ланцелот в сказке «Дракон». В те
годы эти слова напоминали о забытых и
поруганных истинах. Ведь тогда внушали,
что жалость – чувство недостойное .
«Всех переколю! Заточу! Стерилизую!» —
кричал король в «Голом короле». Во
времена Шварца это напоминало о страшном
– о фашизме и вообще тоталитарном
режиме. Еще одна фраза; «Вам известно
то, что написано о нас в книгах, но то,
что там о нас не написано, вам не известно».
Зрители видели намек на то, что вся
современная литература превратилась
в рассказывание «сказок».

Важный
лейтмотив пьес Шварца – сохранение
человечности в человеке при любых
обстоятельствах, неистребимость
гуманистического содержания личности.
Слова об этом звучат в разных сказках
писателя: «Что враги сделают нам, пока
сердца наши горячи?» («Снежная королева»),
«Когда-нибудь спросят: а что ты можешь,
так сказать, предъявить? И никакие связи
не помогут тебе сделать ножку маленькой,
душу – большой, а сердце – справедливым»
(«Золушка»), «Любите, любите друг друга,
да и всех нас заодно, не остывайте, не
отступайте – и вы будете так счастливы,
что это просто чудо!» («Обыкновенной
чудо»).

Сказки
Шварца отличает тонкий сплав юмора и
лиризма. Юмор как мировосприятие писателя
имеет бесчисленное множество оттенков:
это и ироническая самооценка умного
человека, и особенность душевного такта.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    04.08.20191.32 Mб24.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Выберите из описаний природы в рассказе и с тургенева бежин луг
  • Выберите из названий сказок уилла слова с буквами
  • Выберите из названий сказок слова с буквами ii и yy и распределите их по строчкам
  • Выберите грамматически правильное продолжение предложения обдумав план сочинения
  • Выберите героиню уральской сказки волхова царевна лебедь баба яга хозяйка медной горы