Выберите присказки из перечисленных предложений запишите их в тетрадь 3 класс скоро сказка

Страница 28 из 52

Ответы к странице 96

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Посмотрите, какие сказки по данной теме вы читали. Как обычно начинаются сказки? Прочитайте.

Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль, Морозко, Белая уточка, По щучьему веленью. Сказки обычно начинаются со слов «Жили-были» или «жил-был».

2. Какой смысл кроется в таком начале сказок? Зачем нужна концовка?

   В некоторых исторических справках «жили» трактуется, как «существовали». Люди очень четко соблюдали ритуалы, и если в семье кто-то умер, то целый год люди ни с кем не общались, останавливали часы на год, то есть «не жили».
   Слово «были» произошло от «быт». Имеется в виду, что был какой-то быт, уклад в семье: когда и кто мусор выметает, коней запрягает, кто сегодня коров пасет, а кто завтра, что по понедельникам щи, а по вторникам — борщи.
    Вот и пошло отсюда «жили-были» — это значит, что находились герои в добром здравии и с определенным сложившимся уже жизненным укладом.
   Концовка нужна, чтобы четко обозначить конец сказки, дать какое-то напутствие.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в тетрадь.

• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• На море, на океяне, на острове Буяне стоит дерево —золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт, песню заводит, вниз идёт, сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
• Жили-были старик со старухой.
• За тридевять земель, в тридесятом государстве.
• Стали жить-поживать да добра наживать.
• Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
• В некотором царстве, в некотором государстве.

• На море, на океяне, на острове Буяне стоит дерево —золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт, песню заводит, вниз идёт, сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
• Жили-были старик со старухой.
• За тридевять земель, в тридесятом государстве.
• В некотором царстве, в некотором государстве.

5. Обсудите с друзьями, что бы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: • волшебная палочка; • скатерть-самобранка; • сапоги-скороходы.
Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

        Волшебные предметы нужно применять с особой осторожностью. По сказкам понятно, что они могут нанести много вреда, если окажутся в руках злого или глупого человека. Нужно хорошо обдумать свое желание, прежде чем загадывать его и взмахивать палочкой. И лучше никому не рассказывать о том, что имеешь волшебные предметы, иначе появится много завистников, которые захотят отобрать их у тебя и обернуть свои желания против человечества. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы первым делом загадал, чтобы ею никто не мог воспользоваться с целью навредить кому-то.

Страница 28 из 52

Ответы к странице 96

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Посмотрите, какие сказки по данной теме вы читали. Как обычно начинаются сказки? Прочитайте.

Иван-царевич и серый волк, Летучий корабль, Морозко, Белая уточка, По щучьему веленью. Сказки обычно начинаются со слов «Жили-были» или «жил-был».

2. Какой смысл кроется в таком начале сказок? Зачем нужна концовка?

   В некоторых исторических справках «жили» трактуется, как «существовали». Люди очень четко соблюдали ритуалы, и если в семье кто-то умер, то целый год люди ни с кем не общались, останавливали часы на год, то есть «не жили».
   Слово «были» произошло от «быт». Имеется в виду, что был какой-то быт, уклад в семье: когда и кто мусор выметает, коней запрягает, кто сегодня коров пасет, а кто завтра, что по понедельникам щи, а по вторникам — борщи.
    Вот и пошло отсюда «жили-были» — это значит, что находились герои в добром здравии и с определенным сложившимся уже жизненным укладом.
   Концовка нужна, чтобы четко обозначить конец сказки, дать какое-то напутствие.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в тетрадь.

• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
• На море, на океяне, на острове Буяне стоит дерево —золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт, песню заводит, вниз идёт, сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
• Жили-были старик со старухой.
• За тридевять земель, в тридесятом государстве.
• Стали жить-поживать да добра наживать.
• Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
• В некотором царстве, в некотором государстве.

• На море, на океяне, на острове Буяне стоит дерево —золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт, песню заводит, вниз идёт, сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
• Жили-были старик со старухой.
• За тридевять земель, в тридесятом государстве.
• В некотором царстве, в некотором государстве.

5. Обсудите с друзьями, что бы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: • волшебная палочка; • скатерть-самобранка; • сапоги-скороходы.
Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

        Волшебные предметы нужно применять с особой осторожностью. По сказкам понятно, что они могут нанести много вреда, если окажутся в руках злого или глупого человека. Нужно хорошо обдумать свое желание, прежде чем загадывать его и взмахивать палочкой. И лучше никому не рассказывать о том, что имеешь волшебные предметы, иначе появится много завистников, которые захотят отобрать их у тебя и обернуть свои желания против человечества. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы первым делом загадал, чтобы ею никто не мог воспользоваться с целью навредить кому-то.

  • Найди в сказке зачин. Запиши его.

Жил-был старик и
было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

  • Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Жить-поживать             Веселым пирком

Мудрая девушка           Жили-были

В некотором царстве, в некотором государстве

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

В тридевятом царстве, тридесятом государстве

Ехал однажды мужик с базара

Пометка для родителей: «Жить-поживать» и «Веселым пирком» — это концовки сказок, поэтому в таблицу зачинов их заносить не нужно. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — это присказка, также не является зачином и в таблицу не вноситься

Название
сказки
Зачин
«Маша
и медведь», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Колобок», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Бычок-смоляной бочок»
Жили-были
«Волшебное
кольцо», «Деревянный орел», «Окаменелое царств», «Царевна-несмеяна»,
«Царевна-лягушка»,»сказка о молодильных яблоках и живой воде»
В
некотором царстве, в некотором государстве
«Сказка
о золотом петушке», «О Василисе Премудрой»
В
тридевятом царстве, в тридесятом государстве
«Мудрая
девушка»
Ехал
однажды мужик с базара
  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Все словосочетания
являются признаками волшебной сказки

троекратные
повторы
         чудеса и превращения

Баба-Яга               особый сказочный зачин

волшебные слова         волшебные предметы

Семь
признаков волшебных сказок:

  1. особый сказочный зачин (в тридевятом царстве…),
  2.  наличие повторов (чаще троекратных),
  3. особый сказочный язык (волшебные слова),
  4. неопределенное время и место действия (давным-давно в некотором царстве…),
  5. события невозможны в реальном мире (либо есть два мира: волшебный мир и реальный мир),
  6. герой проходит испытании, в которых участвуют волшебные существа (феи, Бага-Яга, Змей Горыныч и др.) и присутствуют чудеса, волшебные превращения и магические предметы (волшебные помощники),
  7.  добро побеждает зло (столкновение положительных и отрицательных героев).
  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

скатерть-самобранка         шапка-невидимка

ковер-самолет  сапоги-скороходы               волшебная палочка

Шапка
невидимка
: В.А.Жуковский
«Сказка о Иване Царевиче и сером волке», «Василиса Прекрасная», «Вещий сон»,
А.Пушкин «Руслан и Людмила», «Крестьянский сын Иван да царь Иван»

Ковер-самолет: Л.Лагин «Старик Хоттабыч», «Сказка
об Иване – гостинном сыне», «Вещий сон», Тысяча и одна ночь»

Скатерть-самобранка: «Два Ивана», «Королевич и его дядька», «Скатерть,
баранчик и сума»

Сапоги-скороходы: Ш.Перро «Мальчик с пальчик», В.Гауф «Маленький мук»

Волшебная
палочка
: Ш.Перро
«Золушка», Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Краткое содержание сказки «Два Ивана»: герои два брата – бедный и богач, бедному Ветер подарил скатерть самобранку, богач попросил его дать скатерть и не вернул, Солнышко подарило бедному козочку, дающую золото, богач попросил  и не вернул ее, Мороз подрали бедняку сумочку-выручалочку с двумя молодцами. Богач попросил сумочку, молодцы побили богача и он вернул бедному скатерть-самобранку, козочку и сумочку-выручалочку.

  • Рассмотри иллюстрацию художника В.Васнецова на с. 30 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно ее отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

Иванушка-дурачок влез Сивке-бурке в правое
ухо, а вылез в левое, и стал он прекрасным молодцом, статным и красивым. Въехал
Иванушка в город верхом на Сивке-бурке, доскочил до окна высокого терема Елены
Прекрасной и успел снять заветный перстень с руки Елены Прекрасной и поцеловать
ее в алые губы. Я представляю Иванушку смелым, решительным, ловким и
мужественным, одетым в расшитый кафтан и в красные сафьяновые сапоги.

Я представляю Елену Прекрасную красивой молодой
девушкой, с распущенными длинными темными волосами, в желтом вышитом сарафане, голова
ее украшена короной. На картине В.Васнецова Елена Прекрасная выглядит нежной,
женственной, немного смущенной и испуганной, заметно, что Иванушка ей
приглянулся, она протягивает ему свою руку с перстнем и позволяет себя
поцеловать.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
  1. Какой у сказки зачин? (Жил-был старик и было к него три сына.)
  2. Кто мял и топтал пшеницу отца Иванушки-дурочка? Кто был вором? (Сивка-бурка)
  3. Как Иванушка звал своего коня? (Нужно  было выйти в поле, три раза свистнуть молодецким посвистом, гаркнуть молодецким покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
  4. Как Иванушка превращался из дурочка в доброго молодца? ( влезал Сивке бурке в правое ухо, а вылезал в левое)
  5. Сколько раз Иванушка приезжал в город на Сивке-бурке (три раза)
  6. Как Иванушка прятал перстень Елены Прекрасной (замотал руку тряпочкой, сказал, что сучком обрезался)
  7. Какая концовка у сказки? (Я на том пиру был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши свое определение.

Сказка – это повествовательное произведение, изображающее чудесные и необычные события, происходящие с героями. Сказки – это одни из самых древних произведений фольклора, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. 

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.

Признаки волшебной сказки: особый сказочный язык (присказки, концовка и зачин, волшебные слова, повторы), место и время действия неопределенно, разделение реального и волшебного мира, положительный герой проходит испытания и борется со злом, добро побеждает зло, присутствуют сказочные персонажи, чудесные события, герою помогают волшебные помощники (необычные существа или волшебные предметы).

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах

Бытовые сказки (примеры): «Курочка ряба», «Репка», «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Умный работник», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»

Сказки о животных (примеры): «Зимовье зверей», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»

Волшебные сказки (примеры): «Золотая рыба», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Карлик нос», «Калиф аист», «Золотой ключик»

  • Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Сравнение
произведений И.Я.Билибина и В.М.Васнецова. В творчестве этих художников много
общего, сюжеты картин были выбраны по мотивам русского народного фольклора –
сказок и былин, а также сказок Пушкина. Оба художника участвовали в создании
иллюстраций к книгам. Картины Билибина дальше от реальности, более фантастичны,
ярче, контрастны, в них меньше деталей, они плоские почти без теней. Картины
Васнецова ближе к реальному миру, в них меньше контрастов и больше уделено
внимания деталям.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.

Составь рассказ об одном из них, используя
следующие слова: годы жизни; создал
много произведений на тему; мне больше всего нравиться; на ней изображено
.

Запиши план своего рассказа.

План рассказа о
В.М.Васнецове

  1. Кратко биография художника
  2. Картины
  3. Моя любимая картина

Рассказ о
В.М.Васнецове

Виктор
Михайлович Васнецов (годы жизни 1848-1926) родился 15 мая 1848 года под Вяткой,
получив духовное образование в семинарии, уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться
в Академии художеств, после окончании которой путешествовал по Европе.
Вернувшись в Россию, участвует в выставках передвижников, в реставрации и
строительстве архитектурных объектов Москвы (фасад Третьяковской галереи),
иллюстрирует книги. У Васнецова было 5 детей. Умер в Москве 23 июля 1926 года.

В.Васнецов
создал много произведений на тему русских сказок: картины «Витязь на распутье»,
«Аленушка», «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри»,
«Снегурочка», «Встреча Олега с кудесником», «Царевна-лягушка», «Спящая
царевна», др.

Мне больше всего нравиться картина В. Васнецова – «Богатыри». На ней изображены три русских богатыря Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Художник использует теплые золотистые тона, мастерски показал элементы одежды и оружие богатырей. Картина вызывает у меня чувство гордости за Россию, за ее богатырей.

Назад к содержанию

  • Выберите название сказки которая не является народной
  • Выберите лишнее перу евгения шварца не принадлежат сценарии к сказкам
  • Выберите из описаний природы в рассказе и с тургенева бежин луг
  • Выберите из названий сказок уилла слова с буквами
  • Выберите из названий сказок слова с буквами ii и yy и распределите их по строчкам