Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80.
УКМ «Перспектива»
1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.
Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:
- Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
- Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
- Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
- Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
- Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.
Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.
2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.
Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.
Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.
3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?
Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.
Морозко хотел испытать падчерицу.
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.
Слова с ласкательными суффиксами:
Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.
6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?
Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника.
Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.
7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?
Этот герой — собака под столом.
Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.
Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.
Опорные слова для пересказа:
Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.
План пересказа сказки «Морозко»
- Жизнь с мачехой.
- Требование мачехи.
- Падчерица под елью.
- Разговор с Морозко.
- Старик находит дочь.
- Предсказание собаки.
- Возвращение падчерицы.
- Старухина дочь и Морозко.
- Второе предсказание собаки.
- Мертвая старухина дочь.
9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса
Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.
Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.
А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.
Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.
Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.
А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает.
Сжалился Морозко над девушкой.
А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.
А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.
Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.
Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.
Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.
Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.
Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.
Заголосила старуха, да только поздно.
10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.
Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.
Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.
Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.
Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.
Сокращённый:
Листопад<span>Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
<span>Стоит над светлою поляной.
Полный:
</span></span>
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
<span>Как будут рады соболя,</span>
Страница 25 из 52
Ответы к странице 82
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Морозушко, батюшка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ: • падчерица была очень красивая; • падчерица была очень послушная; • падчерица была добрая, приветливая.
Он понял, что девочка она добрая и приветливая, и заслуживает награды.
6. Перечитайте четвёртую часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте, в чём особенность её поведения. Какая она: • ласковая; • грубая, невежливая; • терпеливая; • себялюбивая?
Морозко не дал подарков старухиной дочке, потому что она грубая, невежливая и себялюбивая. Она нагрубила Морозко, и он её заморозил насмерть.
7. Какой необычный, волшебный герой есть в сказке? Зачем он появляется в сказке? Кому он помогает?
Волшебный герой — Морозко. Он появляется в сказке, чтобы спасти падчерицу. Он помогает добрым и вежливым людям, а злых и грубых наказывает.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Нужно быть добрее, добро всегда побеждает зло.
Опорные слова: падчерица, мачеха, старухина дочь, в лес, Морозко, «Тепло ли тебе, девица?», «Тепло, Морозушко», отогрел, подарки, собачка, падчерица в злате-серебре, вези мою дочь в лес, «Сгинь, пропади, проклятый Морозко!», рассердился Морозко, дочь окостенела.
План:
1. Падчерица и дочь мачехи
2. Падчерицу отвезли в лес
3. Возвращение падчерицы с подарками
4. Мачехина дочь в лесу у Морозко
5. Мертвая дочь
9. Перескажите сказку близко к тексту по плану. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Жил-был старик, да с другой женой. Была у старухи дочь, и у старика дочь — падчерица. Падчерица всю работу по дому делала, а старуха все была недовольна.
Наказала она старику отвезти девочку в лес на погибель. Встретила падчерица в лесу Морозко. «Тепло ли тебе, девица?» — спросил он, «Тепло, Морозушко», — ответила девочка. Отогрел Морозко девочку, одарил дорогими подарками, златом и серебром.
Приехал старик в лес, обрадовался, что дочка жива, отвез её домой.
А старуха приказала дочку свою в лес увезти, чтобы тоже подарки получить. Но нагрубила старухина дочь Морозко, рассердился он, и так ударил морозом, что девочка окостенела.
Привез ее дед домой мертвую.
10. Выберите слова, которые характеризуют:• падчерицу; • мачеху;• мачехину дочку; • старика.
Выпишите эти слова в тетрадь.
Падчерица – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету», «Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит…», «Ой, тепло, голубчик Морозушко!», «Идёт падчерица в злате-серебре, так и сияет».
Мачеха – «Ничем старухе не угодишь…», «Старая баба расходится – не скоро уймется», «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить», «…чтобы мои глаза её не видали!», «Старуха блины ей кидала и била её, собачка всё своё…», «Запрягай, старый хрыч, другую лошадь!…».
Мачехина дочка – «А родная дочь что ни сделает – за всё гладят по головке: умница», «Сгинь, пропади, проклятый Морозко!».
Старик – «Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь», «Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой».
11. Подготовьтесь к выразительному чтению. Найдите два диалога: общение падчерицы и старухиной дочери с Морозко. Какую речевую задачу вы будете решать при воспроизведении их речи?
• Выразить нетерпение, неуважение, передать грубый тон общения. — при общении со старухиной дочерью
• Передать спокойным голосом уважение и доброжелательность к собеседнику, проявить спокойствие, терпение и ласковый тон общения. — при общении с падчерицей