Выберите верное определение функций сказок которые выделил и в вачков

Сказкотерапия для детей — онлайн олимпиада для педагогов


Какие бывают сказки и в чем особенности воздействия сказок на детей? Механизм воздействия, лежащий в основе метода, методы и приемы работы с ней. Методологические основы сказкотерапии. Эти и другие задания помогут педагогам актуализировать профессиональные знания и вести работу с детьми, используя широкие возможности сказок для работы с проблемными детьми.

Вопросов: 10 Максимальный балл: 10  

Вопрос № 1

Какие сказки призваны помочь ребенку в решении проблем с поведением?
Психотерапевтические сказки
Медитативные сказки
Психокоррекционные сказки
Дидактические сказки

Вопрос № 2

Особенность метода сказкотерапии имеет несколько уровней воздействия на личность, это:
Неосознаваемый уровень
Осознаваемый уровень
Поведенческий уровень
Все варианты верны

Вопрос № 3

Какая функция сказки заключается в обнаружении уже существующих жизненных сценариев и стратегий поведения?
Социализирующая функция
Диагностическая функция
Терапевтическая функция
Прогностическая функция

Вопрос № 4

Выберите верное определение функций сказок, которые выделил И. В. Вачков:
Диагностическую, терапевтическую (коррекционная), прогностическую
Социализирующую, терапевтическую (коррекционная), прогностическую
Голографическую, терапевтическую (коррекционная), прогностическую
Креативную, терапевтическую (коррекционная), прогностическую

Вопрос № 5

Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на группы в соответствии с задачами, это:
Приём «разогрева» группы или настройки клиента
Приёмы, используемые для работы с текстом
Приёмы, используемые для анализа сказки
Все варианты верны

Вопрос № 6

Мысль о том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим в мифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях таких специалистов по психологии как:
К. — Г. Юнг и З. Фрейд
В. Пропп и Б. Беттельхейм
К. Хорни и Э. Берн
А. Адлер и М.- Л. фон Франц

Вопрос № 7

Какая коррекционная функция сказки выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента.
Функция альтернативной концепции
Функция опосредования
Функция изменения позиции
Функция модели

Вопрос № 8

Назовите метод, сочетающий в себе элементы сказкотерапии и символдрамы.
Метод «Кататимный подход в сказку»
Метод «Изготовление кукол»
Метод «Рисование сказки»
Метод «Медитация на сказку»

Вопрос № 9

Выберите верную цепочку структуры коррекционно — развивающего сказкoтераeвтического занятия.
Ритуал «входа» в сказку, расширение, повторение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода» из сказки
Ритуал «входа» в сказку, закрепление, повторение, расширение, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода» из сказки
Ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода» из сказки
Ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, интеграция, закрепление, резюмирование, ритуал «выхода» из сказки

Вопрос № 10

О каких вещах важно помнить при использовании психотерапевтических сказок:
Уместность
Искренность
Дозированность
Все варианты верны

Количество баллов:

из
10
Процент решения:

Олимпиада состоит из 10 вопросов. После прохождения олимпиады вы увидите количество набранных баллов.

Если вас устраивает результат, вы сможете перейти к оформлению заявки на получение диплома.

Орг. взнос за получение электронного диплома о прохождении олимпиады составляет 90 рублей.

Данные, которые будут введены в заявке, будут использованы для оформления диплома в электронном виде.

Организатор олимпиад — Всероссийское СМИ «Время Знаний»
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.



ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА И УЧИТЕЛЬ

Продолжение разговора о
сказкотерапии. См. также статьи И. Вачкова «Сказочный потенциал» (№ 39, 2000) и
«Волшебный резонанс» (№ 1, 2001)

Психологическая сказка может быть
использована не только для работы с детьми, но и
для оказания психологической помощи взрослым.
Особую категорию взрослых, с которыми приходится
взаимодействовать школьному психологу,
составляют педагоги. Среди разнообразных
психотехнологий, применяемых по отношению к
учителю, на наш взгляд, пока еще незаслуженно
низкий ранг имеет сказка. А между тем именно
сказочные метафоры позволяют учителю выйти из
закостеневшего эго-состояния Родителя и дать
волю своему внутреннему Ребенку.

ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ

Кратко опишем общую стратегию работы
со сказками, которую можно применять в
психологическом тренинге для учителей. Эта
стратегия реализуется в несколько этапов.

  • Первый — информационный —
    включает краткое знакомство с психологической
    трактовкой сказочного содержания, с функциями
    волшебных сказок (по В.Я. Проппу) и с основными
    персонажами, встречающимися в сказках.

  • Второй — интерпретационный
    — подразумевает психологический анализ
    известных сказок.

  • Третий — сочинительский.
    Осуществляется первая попытка сконструировать
    сказку, опираясь на отдельные функции сказок.

  • Четвертый — этап
    драматизации. Сказки разыгрываются и
    видоизменяются. Осуществляется поиск ресурсов
    для решения проблем.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Сначала
педагоги знакомятся с важнейшими принципами
морфологии народных сказок, выделенными В.Я.
Проппом.
В волшебных сказках действующие лица
обязательно выполняют определенный набор
функций.
Число этих функций ограничено. При этом в
отдельно взятой сказке не обязательно
присутствуют все функции, но в содержании сказки
обязательно вычленяются хотя бы некоторые из
них.
Последовательность функций всегда одинакова (в
моделируемых и сочиняемых сказках часто
происходит отступление от этого принципа).
В.Я. Пропп выделил 31 функцию. В своей работе мы
используем специально приготовленные карточки,
на одной стороне которых написано название
функции, а на другой присутствует ее
символическое изображение.
Берутся не все функции, предлагаемые Проппом, а
только 24, с нашей точки зрения, наиболее важные
(см. приложение 1).
Учителя знакомятся с семью основными сказочными
персонажами, которых В.Я. Пропп называет так:
Герой, Отправитель, Помощник, Даритель, Царевна,
Антагонист, Ложный герой.
Помимо подхода к сказке В.Я. Проппа,
предоставляется в сжатом виде информация о
других возможных трактовках символического мира
сказок (например, в юнгианской психологии).
Описываются типы сказок и их отличия друг от
друга. Дается понятие психологической сказки.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Учителя учатся видеть в сказке не
только литературно-эстетическую сторону, но и
психологический символический ряд. Для анализа
можно использовать народные сказки, например:
«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба»,
«Колобок», а также авторские психологические
сказки «Коряга», «Сказка об Имени» и другие.
При этом важно, чтобы трактовки учителей не
критиковались и не отвергались, а
рассматривались наряду с трактовками психолога.
На этом этапе у педагогов появляются новые,
неожиданные для них самих идеи, возникают
чудесные «креативные прорывы», открывающие им
возможность увидеть что-то абсолютно новое в
привычных текстах старых сказок. Нужно всячески
поддерживать проявление творческого потенциала
педагогов.

СОЧИНЕНИЕ

Для
создания сказок учителям предлагается следующая
процедура. Из стопки карточек с названиями
функций персонажей один из участников семинара
вытягивает несколько (восемь-десять) карточек и
раскладывает их по порядку. Названия карточек
читают и записывают на доске или на плакате.
Учителям предлагается сочинить сказку по этому
условному сценарию.
Здесь возможны разные варианты.
Например, можно сразу определиться с темой
будущих сказок сообща и даже обозначить
персонажей в соответствии с семью классическими
по Проппу. Например, персонажами могут стать вещи
из интерьера обычного школьного класса: Главный
герой — Кусочек Мела, Антагонист — Тряпка,
Ложный герой — Маркер, Отправитель — Коробка
Мелков, Помощник — Указка, Даритель — Глобус,
Царевна — Учительница.
Можно, впрочем, поступить и иначе — предоставить
педагогам возможность конструировать сказку, не
оговаривая заранее тему и персонажей.
Мы обычно предлагаем создать психологическую
сказку, то есть такую, которая описывала бы
события во внутреннем мире человека. Разумеется,
это непростое задание. Возможно, стоит дать его в
качестве домашнего задания.
Придуманные учителями сказки удобно
анализировать, используя простую схему,
предложенную Е.Л. Доценко (см. приложение 2).
На этом этапе учителя часто делают совершенно
неожиданные для себя открытия. Однако следует
помнить, что анализировать сказку можно только с
разрешения автора. При этом интерпретируют
сказку сами участники. Психолог же старается
ограничиваться вопросами или отдельными
репликами, помогающими направить обсуждение в
нужную сторону. Важнейшей задачей психолога
становится обеспечение психологической
безопасности автора, который может испытать
сильное переживание, настоящий катарсис.

ДРАМАТИЗАЦИЯ

Отдельные сказки, придуманные
учителями, можно разыграть. При этом автор вправе
сыграть роль Главного героя. Интересней всего
получается, если допускается импровизированное
изменение сюжета, особенно инициированное
автором.
Если сказка имеет трагическую концовку,
необходимо проработать варианты ее переделки.
Для этого полезно, сделав перерыв в действии,
обсудить, какие, например, волшебные средства
могли бы помочь преодолеть трудности, каким
образом можно добыть недостающие ресурсы.
Разумеется, подробное обсуждение необходимо
организовать после завершения разыгрывания
сказки.
Сказки, придуманные учителями, часто являются
отражением их профессиональных или личностных
трудностей. Но эти сказки могут иметь
дидактический характер, что подразумевает не
столько психотерапевтическую работу, сколько
дальнейшее использование созданных сказок в
работе с детьми на уроках.
В качестве иллюстрации приводятся сказки,
созданные педагогами — участниками одного из
семинаров.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ
ЛИЦ СКАЗКИ

1. Отлучка («уехал купец как-то в чужие
страны», «отправился царь на войну», «пошла
однажды Марьюшка с подружками в лес по ягоды»).
2. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со
двора», «не пей водицы»).
3. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце
выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи
водицу пьют; при этом в сказке появляется новое
лицо — антагонист, вредитель).
4. Получение волшебного средства (интересно, что
средство может, по мнению
В.Я. Проппа, передаваться, указываться,
изготовляться, покупаться, появляться неведомо
откуда, похищаться, выступать в виде различных
персонажей, предоставляющих себя в распоряжение
героя).
5. Способ достижения цели (это может быть полет на
ковре-самолете, использование меча-кладенца и
т.п.).
6. Преследование (какая сказка, как и детектив,
обходится без погони? Героев могут преследовать
гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное
и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).
7. Одержание победы (разрушение злых чар,
физическое уничтожение антагониста — Змея,
Кощея Бессмертного, победа в состязании).
8. Счастливый конец (все очевидно).
9. Герой покидает дом (при этом герой может либо
отправляться, отсылаться из дома, скажем, с
благословения родителей разыскивать сестренку,
либо изгоняться, например отец увозит изгнанную
мачехой дочь в лес).
10. Враг начинает действовать (змей похищает
царевну, медведь ворует овес).
11. Даритель испытывает героя (Баба-яга дает
девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей
предлагает герою поднять тяжелый камень).
12. Герой выдерживает испытание дарителя (все
очевидно).
13. Герой вступает в битву с врагом (иногда это
открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда
состязание или игра в карты).
14. Герою дают сложное задание (достать перстень
со дна моря; соткать ковер; построить дворец за
одну ночь; принести то, не знаю что).
15. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
16. Враг оказывается поверженным (в сказках
антагониста не только побеждают в бою или
состязании, но и изгоняют или уничтожают с
помощью хитрости).
17. Герой возвращается домой (обычно это
происходит в тех же формах, что и прибытие).
18. Героя не узнают дома (иногда вследствие
произошедших с ним внешних изменений,
наведенного заклятья, увечья, взросления).
19. Появляется ложный герой (то есть тот, кто
выдает себя за героя или присваивает себе его
заслуги).
20. Герой спасается от преследования (прячась в
печку, превращаясь в кого-то или с помощью
волшебных средств преодолевая огромные
расстояния).
21. Героя метят (метку наносят на тело или дают
особый предмет — кольцо, полотенце, образок).
22. Разоблачение ложного героя (это может
произойти в результате специальных испытаний
или свидетельства авторитетных лиц).
23. Узнавание героя (без комментариев).
24. Герою дается новый облик (частый прием —
погружение в кипящую воду или горячее молоко,
которое делает героя еще краше, — является,
несомненно, прямым отражением обряда инициации).

СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗКИ

Тема

То, на чем строится интрига действия.
Тему можно толковать как значимую сферу жизни
автора: путешествие, семейные сцены, поиск друзей
и т.д.

Герой

Персонаж, с которым идентифицируется
автор сказки. При анализе действий героя
выявляются особенности самосознания автора —
его образа Я, самоотношения, понимания своего
места среди других людей.

Персонажи

Круг основных действующих лиц, их
характеристики. Они могут толковаться как
значимые лица из окружения. В психологических
сказках их можно рассматривать как
персонификацию личностных устремлений,
внутренних конфликтов или — в духе психосинтеза
— как отражение субличностей.

Отношения между персонажами и героем

Их можно интерпретировать как
характерные для автора отношения со значимыми
людьми или как желательные для него.

Типичные события

То, что составляет фабулу сказки. Их
можно считать символическим отражением событий
в жизни человека — причем не только внешней, но и
внутренней. Стоит ли говорить, что часто это
метафорическое отражение самим автором до
момента анализа уже созданной сказки не
осознается?

Трудности

Те наиболее важные, эмоционально
заряженные проблемы, которые тревожат человека.

Средства совладания с возникающими
трудностями

Те способы, приемы, ухищрения, которые
использует человек. Интересно, что они могут в
символической форме отражать реально
применяемые в жизни средства, а могут оказаться
неожиданно найденным в процессе создания сказки
способом решения проблемы.

Недостающие ресурсы

То, чего реально недостает в жизни
человека. Это могут быть внутренние ресурсы
(личностные качества и способности — смелость,
решительность, уверенность в себе) и внешние
(физические условия, материальные возможности,
жизненные опоры).

Имеющиеся ресурсы

То, что есть в распоряжении человека.


ПУТЕШЕСТВИЕ ДВУХ ПОДРУГ

Жила-была на свете девочка, которую звали
Память. Очень хотелось ей побольше узнать обо
всем, что есть на свете. И решила она пойти в
Страну Знаний, о которой ей рассказывала лучшая
подруга — Внимание.
Долго отговаривала девочку ее соседка Лень,
предлагала поиграть или полежать. Путь-то в
Страну Знаний очень длинный и опасный. Но Память
не послушала ее уговоров и решила во что бы то ни
стало добраться до сказочных сокровищ Страны
Знаний. Напрасно старалась Лень, которой,
впрочем, скоро стало лень стараться.
Памяти, к счастью, не пришлось отправляться в
путешествие в одиночку — с ней решила пойти ее
подружка Внимание. Дорога на самом деле была
дальняя и трудная, много препятствий возникало
на пути, но все они были преодолены. Девочки
всегда помогали друг другу в сложных ситуациях.
В пути им встретился маленький и веселый Шумок.
Он играл и шутил с девочками, развлекал их,
шептался то с одной, то с другой. Девочки стали
ссориться друг с другом. А ему того и надо было!
Не знали девочки, что под маской безобидного
маленького Шумка скрывался злой и коварный
волшебник Шум, который решил помешать Памяти и
Вниманию идти вместе в Страну Знаний. Очень
хотелось ему разлучить подруг. Он старался
отвлечь их от главной цели, все время пытался
привлечь на свою сторону немножко
легкомысленную девочку Внимание. Память боялась
потерять подругу, она не знала, что делать, как
освободить Внимание от чар злого волшебника.
А Шумок уже радовался своей победе и от радости
стал разрастаться, приобретая свой настоящий
вид, — и в конце концов превратился в Шум.
Увидев это, Память горько заплакала, но тут она
услышала голосок, ласково утешавший ее. Подняла
Память заплаканные глаза и увидела рядом с собой
девочку. Несмотря на свою юность, эта девочка
была волшебницей, и звали ее Воля. Она успокоила
Память, сказав, что поможет справиться с коварным
чародеем.
Услышал это Шум, почуял неладное, засуетился:
стал стучать, грохотать, вопить. Но бессилен
оказался он перед волшебницей Волей. Стал он
сжиматься, уменьшаться, превратился сначала в
Шепоток, потом — в едва заметный Шорох, а после и
вовсе исчез.
Подруги обрадовались — наконец-то они смогли
спокойно продолжить свое путешествие. На
прощание Воля посоветовала им быть дружными и
никогда не разлучаться. А если случится беда —
пусть ее, Волю, на помощь позовут.
Теперь уже никто больше не мешал подругам в пути,
и они благополучно добрались до красивой и
богатой Страны Знаний. Подруги и теперь не
расстаются, они не хотят, чтобы вновь появился
Шум — злой и коварный волшебник.

СКАЗКА О МАЛЕНЬКОМ ГУ

Маленький Гу был самым слабым птенцом
среди своих сестер и братьев. Родители всячески
опекали его, не позволяли подходить близко к краю
гнезда, боясь, что он упадет.
Так проходило детство Гу. Когда братья и сестры
уже начали вылетать из гнезда, он с грустью
смотрел на них и думал, что, наверное, ему не
суждено летать. Он даже не пробовал
воспользоваться своими крыльями и только
неуклюже бродил по гнезду, когда все улетали.
Однажды ему стало совсем грустно, и он решил,
невзирая на запреты родителей, забраться на край
гнезда и хотя бы одним глазком посмотреть на мир.
Но Гу был совершенно неумелый, и первый же
сильный порыв ветра столкнул его вниз. Гу упал на
мох. Он даже не успел испугаться, когда вдруг
увидел, что к нему приближается большое страшное
животное, с зубастой пастью, мощными лапами и
хвостом. Хотя Гу никогда не видел собак, он понял,
что надо спасаться. Собака кинулась за ним. Из
последних сил, не разбирая дороги, Гу бежал на
своих не приспособленных к бегу лапках, пока
наконец не уперся в чьи-то пахнущие кожей сапоги.
Это был Охотник. Он поднял Гу на руки и с
удивлением стал его разглядывать, недоумевая,
почему такая взрослая и здоровая птица не
улетела сразу от его пса. Гу притих в руках
Охотника, и тот решил отнести его домой, на ферму,
своим ребятишкам.
Пока было лето, дети играли с Гу, а потом они
уехали в город учиться, и Гу переселили на
скотный двор в открытый вольер, так как все знали,
что он не может летать. Там он и сидел, всеми
забытый, и с тоской смотрел на летающих птиц. Так
бы и провел он всю свою жизнь, если бы однажды к
нему не проник через дыру в сетке хозяйский Кот.
Гу спасло только вмешательство Хозяйки, которая
оттащила Кота от яростно отбивавшегося лапами и
крыльями Гу.
Дыру в сетке заделали, но Гу понял, что теперь ему
всегда будет грозить опасность, и решил
тренировать свои слабые крылья, чтобы суметь
защититься ими от Кота. Он каждый день нагружал
на них камни и пытался удержать их. Крылья его
заметно
окрепли. Но, несмотря на накопленные силы, у него
даже не появлялось мысли, что он может полететь,
как другие птицы.
И вот однажды Кот опять пробрался к нему в вольер.
Была ночь, и нападение Кота застигло Гу врасплох.
Спросонок он подпрыгнул и стал яростно махать
крыльями, отбиваясь от Кота. Вдруг земля под ним
сдвинулась, поверженный Кот остался внизу, и Гу
понял, что полетел.
В восторге он стрелой кинулся вверх в небо,
спланировал на потоках ветра пониже, сделал
несколько прощальных кругов над фермой и полетел
вдаль, к своим родным, туда, где был его настоящий
дом.

Спонсор публикации статьи: Стоматологическая клиника “Дента Капитал” – предлагает установку зубных имплантатов от известнейших мировых производителей. Ознакомиться с предложением клиники более подробно Вы сможете по адресу http://www.dcm.ru/implantaciya.html. Зубная имплантация давно зарекомендовала себя как самый лучший и долговечный способ восстановления зубов, и высококлассные специалисты клиники позволят осуществить её максимально качественно.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………2

1. Понятие сказкотерапии. Классификация сказок ………………………..2

2. Функции психотерапевтических сказок …………………………………4

3. Диагностические возможности сказки …………………………………..5

4. Сказка как механизм психокоррекции …………………………………..7

5. Особенности сказкотерапии с детьми ……………………………………13

6. Технология работы с терапевтической сказкой…………………………14

Заключение…………………………………………………………………..14

Список литературы………………………………………………………….15

Введение

Сказкотерапия-это наиболее старинный в человеческой цивилизации способ практической психологии, но один из наиболее молодых в современной научной практике. Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И. Винкельман, И.Г. Гаман, И.Г. Гердер, К.Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э.Фромм, К.Г. Юнг и др. Так же такое направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л.С.Выгодским, Д.Б.Элькониным, М.Осориной, А.С.Гнездиловым и др.

Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике, говорят об актуальности выбранной темы.

Целью данной работы является определение роли сказки в психодиагностике и психокоррекции и конкретизируется в следующих задачах:

  1. рассмотреть понятие «сказкотерапия»;
  2. проанализировать типологию сказок;
  3. изучить функции сказок;
  4. исследовать психодиагностические и коррекционные возможности сказок.

1.  ПОНЯТИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ.  КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК

Сказкотерапия – это динамично развивающееся направление в психотерапии. В разных информационных источниках формулировка «сказкотерапия» применяется в различных контекстах, т.к. сказкотерапию применяют и в воспитании, и в образовании, и в формировании, и в тренинговом воздействии, и как механизм психотерапии. Рассмотрим ряд определений термина «сказкотерапия» в зависимости от ее сферы применения.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия – это метод передачи индивиду (чаще всего ребенку) требуемых нравственных норм и правил. Эта информация первоначально заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший метод социализации и передачи навыка и опыта. Сказкотерапия как инструмент для формирования познавательной сферы личности. В ходе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка формируются нужные для эффективного бытия воображение, творческий процесс. С поддержкой этого он усваивает главные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив. Прослушивая и улавливая сказки ребенок, встраивает их в собственный жизненный сценарий, создает его. У детей данный процесс, в особенности красочен, почти все дети требуют собственных родителей читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Деятельность с помощью сказок ориентирована напрямую на излечение и поддержку ребенка. Специалист формирует условия, в каких ребенок, функционируя со сказкой (читая, сочиняя, разыгрывая, продолжая), обретает решения собственных жизненных проблем и трудностей. В настоящее время широко известна в использовании типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные и дидактические аспекты.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, психотерапии, педагогики и философии разных культур. В развитии сказкотерапии (в историческом контексте), Т.Д. Зинкевич Евстигнеева выделяет четыре основных этапа:

I этап – устное народное творчество;

II этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, В. Пропп, Б. Беттельхейм, и др.);

III этап – психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

IV  этап – интегративный, связанный с «формированием концепции.

Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков».

Таким образом, сказкотерапия – это молодое, многообещающее и прогрессивное течение в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

2. ФУНКЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК

И.В.Вачков выделяет три функции сказок: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая функция сказки заключается в выявлении уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о … », «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие обычными методами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Кроме того, диагностическая сказка способна содействовать раскрытию взаимоотношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. К примеру, проконтролировать отношение ребенка — дошкольника к расторжению брака отца с матерью.

Терапевтическая (коррекционная) функция сказки предполагает совершение положительных перемен в состоянии и поведении ребенка. Такая функция сказки применяется с целью того, чтобы посодействовать ребёнку заметить, понять его личные давние, может быть разрушающие его психику и состояние здоровья воздействия, и лично создать новые, более удобные ему самому в этот период времени, гармонично встраивающийся в его формирование.

В том случае, если зафиксируется вероятное формирование происшествий, допускается говорить о прогностической функции сказки. В данных сказках, будто бы матрешка в матрешке, выявляются сущность и характерные черты предстоящего актуального сценария ребенка. В литературе также представлены следующие функции терапевтических сказок:

− сказка дает возможность актуализовать вытесняемые ребенком факторы индивидуальной истории.

− сказка дает возможность сформировать свежий взгляд на ситуацию и переключиться на новый уровень ее осознания, моделируя наиболее плодотворное отношение и действие.

− сказка отображает внутренний конфликт ребенка и предоставляет возможность размышлять над ним.

− сказка является символическим «буфером» между ребенком и специалистом. Благодаря этому противодействие ребенка сглаживается, и энергия направляется на размышление.

− сказка служит альтернативной концепцией восприятия разноплановых жизненных ситуаций.

− сказка формирует веру в положительное решение задачи (хотя, для того чтобы такое заметить, зачастую необходимо отклониться от стандартов повседневного сознания).

− сказка обладает очень древними истоками в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах как правило собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в легендах либо сказках можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗОК

Сказкотворчество предоставляет исключительную вероятность подступиться к индивидуальной жизни души. Такое точно в абсолютно всех вариантах, однако докопаться до данного смысла действительно весьма тяжело. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе психолога:

1. Изложение сказки и отслеживание реакций человека. Для этого ребенка погружают в сказку и вводят в состояние, аналогичное легкому трансу. Это достигается множественными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок, приемами нейролингвистического программирования (НЛП). Специалист по психологии обязан видеть, как «клиент» отвечает на те или же другие поступки героев, для того, чтобы раскрыть ценностные понятия, опасения; изучить позы ребенка, перемещения, мимику. Помимо объяснений ребенка следует толковать невербальные сигналы, для того чтобы обнаружить более важные места. Следует концентрировать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те факторы, что провоцируют особенный интерес или, наоборот, никак не заинтересовали внимания, на комментарии по ходу рассказа. Необходимо заметить, с кем из героев сказки себе определял ребенок; сообразить о данном несложно согласно личным взаимодействиям, то есть проявляемым эмоциям.

2. Изложение ребенком любимой сказки или рассказа, либо особенно запомнившейся сказки. В этом случае можно исходить из утверждения, что сказки, основательно закрепившиеся в душе человека, представлены плодами родительских предписаний и лежат в базе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, предполагает собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев – Героем или Неудачником – идентифицирует себя ребенок, можно определить его «программу» на всю сознательную жизнь. При работе с «клиентом» психолог исходит из необходимости искать именно тот мир, или ту волшебную сказку, которым следует пациент. И чем более психолог к ним приближается, тем лучше для ребенка.

3. Просим ребенка придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики. Здесь психологу необходимо не только лишь прослеживать взаимодействия «клиента», но и совершить полный анализ продукта творчества — сказки, которую допускается относительно причислить к образному творению, автор которого сочетает образы не беспричинно, равно как в период сновидения либо лишенного смысла мечтания. Наоборот, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логичность определена той взаимосвязью, которую определяет творение между собственным миром и миром внимания. Этот способ диагностики, как и другие, основан на принципе проекции.

Необходимые условия эффективной проекции:

− установление рапорта, доверия, открытости; постоянная связь с внутренним пространством ребенка;

− средства «переноса» фигуры на экран (волшебство сказки, фантазии, отсутствие ограничений, неопределенность инструкций и т.д.);

− сведение к минимуму действие психологических защит;

− само семантическое пространство (опыт человека).

Проекция может быть искажена согласно нескольким обстоятельствам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо «вырвать» человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в ходе работы. Во-вторых, внутри приобретенной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта имеют все шансы осуществляться процессы замещения, переноса, слияния и т.д.

4. СКАЗКА КАК МЕХАНИЗМ ПСИХОКОРЕКЦИИ

Специалист в собственной работе касается одновременно несколько уровней. С одной стороны, в сказке ребенок выражает собственные архетипы и общественные установки, они наглядно показываются и имеют все шансы выражать главное воздействие на сюжет, с другой стороны сказка касается ранние детские волнение и в сюжете допускается отследить возникновение личности ребенка, в-третьих, «клиент» заполняет сказку собственным важным содержанием. В содержании сказки допускается проанализировать, чем сейчас живет ребенок, какие у него основополагающие переживания. Только проделав данный анализ, Психолог принимает решение, какому слою уделять внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно ребенку.

Психолог может предлагать ребенку различные способы работы со сказкой. Самые распространенные способы это:

− обсуждение уже существующей сказки, рассказа;

− возможность самостоятельно написать «клиентом» сказку, так называемая «клиентская сказка»;

− инсценирование, драматизация уже существующей сказки (это может быть как актерская игра, так и кукольный театр);

− арттерапевтическая работа по мотивам сказки и др.

Отчего собственно сказка обладает подобным мощным психотерапевтическим влиянием? В сказочном сюжете зашифрованы большая часть главных трудностей и жизненных ситуаций, которые испытывает любой человек. Зачастую мы закрываемся в какой-то собственной проблеме и никак не готовы выйти за ее границы, понять ситуацию под другим, наиболее общим углом. Сказка в силу собственной вековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и инициирует возможные части нашей личности, которые могут помочь отыскать собственный выход с проблемного состояния. Сказочная обстановка (неясность зоны воздействия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от определенной, затруднительной на данном этапе проблемы, с другой – предоставляет вероятность идентифицировать себя с персонажами сказок, тем самым усиливая возможные способности человека может помочь преодолеть то, что на данном этапе задерживает его формирование. Для ребенка, помимо того, что сказано выше, сказка или рассказ является проводником во «взрослую» жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законами; события, происходящие в сказках становятся первой «школой жизни», а поступки сказочных героев – мерой добра и зла.

Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах – осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом.

1. Анализ сказки. Применение этого способа обучает размышлять, ориентироваться в скрытых механизмах происходящего, отвлечься от поверхностных смыслов, предоставляет вероятность высказаться и быть услышанным. Способ состоит в том, что в последствии прочтения сказки предлагается обговорить ее содержание согласно заданным вопросам.

− что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

− что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

− Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

2. Сказочные задачи. Сказочные задачи предоставляют вероятность проанализировать феномен со множества сторон, предназначаются с целью нахождения многих решений внутренних проблем и разрешений разных жизненных ситуаций. Сказочные задачи допускается придумать лично либо порекомендовать уже готовые, к примеру: в сказке царевна-несмеяна устанавливается задача — отчего царевна никак не желала смеяться и что же необходимо совершить, для того чтобы ее развеселить. Ребенок сообщает свою проблему, а сочиняя метод как развеселить, обнаруживает выход для себя. Подобным способом, процедура массового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а педагогу дает возможность распознать и корректировать психологические проблемы.

3. Рассказывание сказки. Решаются проблемы: обнаружение актуальной проблематики ребенка; формирование речи, памяти, интереса, фантазии, воображения, мастерства слушать другого. Способ базируется на том, что либо рассказчик сознательно ставит акценты с целью формирования сознания, либо он бессознательно понижает акценты в сказочных ситуациях, что может помочь осознать фактора собственных затруднений, понять проблему.

Рассказывать сказку можно различными способами:

− сказку рассказывает педагог от 3 или 1 лица группе детей или одному ребенку;

− изложение известной сказки группой детей по кругу;

− изложение известной сказки и придумывание к ней продолжения;

− изложение сказки от 1 лица детьми;

− изложение сказки от имени различных персонажей.

4. Сочинение сказки. Создание фантастической сказки может помочь проанализировать одно и то же событие с различных сторон, проиграть многочисленные модели поведения и отыскать выход, способный исправлять неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с применением игрушки, быть изображенной самостоятельно каждым ребенком или в команде. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в «полной волшебной сказке» непосредственно объединены со становлением личности человека. Помимо этого, в любой определенной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

Этапы алгоритма построения полного сюжета, следующие:

− Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме;

− Расставание с родительским домом;

− Выбор пути, проверка на доброе сердце;

− Борьба и победа;

− Возвращение домой, трудности обратного пути;

− Прибытие домой;

− Свадьба, коронование.

5. «Рисование сказки». Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

6. «Изготовление кукол». В процессе психологического консультирования стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л.Г, любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у «клиентов» механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи:

1.Проведение психодиагностики.

2.Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4.Развитие коммуникативных навыков.

5.Развитие самосознания.

6.Развитие грубой и мелкой моторики.

7.Разрешение внутренних конфликтов.

8.Профилактика и коррекция страхов.

9.Развитие речи.

10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11. Коррекция отношений в семье.

12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

7.Использования карт «Мастер сказок«. Автором архетипических карт «Мастера сказок» является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

  1. Дорога
  2. Государство
  3. Помощник
  4. Творец
  5. Сезонность
  6. Доброе сердце — холодное сердце
  1. Тело боли
  2. Авгиевы конюшни
  3. Распутье
  4. Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

8.«Сказкотерапевтическая диагностика». Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка. Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). Х.Дж.Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу. Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя. Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

  • Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными,нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;
  • Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
  • Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

9. «Песочная терапия». Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет Сакович Н.А. «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребенка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным». Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. «Клиент» решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.

10. «Кататимный подход в сказку» Я.Обухов разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

  1. Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.
  2. Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.
  3. Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.
  4. Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако при использовании этой методики имеются следующие противопоказания:

1.Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

2.Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3.Недостаточная мотивация.

Рекомендуется психотерапевтические сказки использовать специалистам, тогда как все остальные могут смело употреблять и родители с целью воспитания и обучения ребёнка. На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка. Ради познавательных и развивающих целей лучше всего пользоваться всевозможными народными художественными сказками с красочным сюжетом и огромным количеством происшествий, создающие у ребёнка образ о вселенной, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и находящимся вокруг него миром.

С целью преподавания применяются нравоучительные сказки. Сюжет данных сказок определён довольно узкой тематикой, ограничен количеством героев, однако насыщен игровыми моментами с особыми заданиями для ребёнка. Лучше всего в данные сказки играть, применяя подходящую атрибутику или в песочнице. Таким образом, пересказывание и трактовка сказок дает возможность максимально избавить творческое начало в человеке, понять собственный предыдущий опыт, расширить его восприятие, приобрести новые знания.

5.   ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др., в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Однако, сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

6. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

1. Знакомство со сказкой.

2. Отслеживание эмоционального фона, возникшего при чтении.

3. Выявление множественных смысловых слоев (неоднозначность героев, их поступков и ситуаций).

4. Анализ мотивации героев, способов их поведения в разных ситуациях. Их отношение к себе, к другим, к миру.

5. Осознание связи с жизненными реалиями.

6. Акцентирование (выбор тех акцентов, которые актуальны для читателя).

7. Анализ символики сказки, расшифровка метафор.

8. Актуализация чувств (какие чувства возникли и почему, с чем они связаны).

 9. Определение и расшифровка Посланий, которые несет сказка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказкотерапия – достаточно молодое направление и поэтому возможности комплексной сказкотерапии исследованы еще недостаточно досконально; раскрываются новые возможности, возникают новые способы, дорабатываются уже существующие приемы. Сказкотерапия является перспективным направлением в практической психологии. Так же , это направление практической психологии, которое, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные. Сказка осуществляет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностические возможности сказки заключаются в обнаружение уже существующих жизненных сценариев и стратегий поведения. А терапевтический потенциал сказки предполагает: осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни; понимание причинно-следственных связей событий и поступков; познание разных стилей мироощущения; осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром; внутреннее ощущение силы и гармонии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку
  2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика.
  3. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия.
  4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.
  5. Логинова О.И. Сказкотерапия- http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.
  7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой .
  8. https://g.co/kgs/C2n7P8

Издавна житейский
опыт передавался через образные истории.
Однако опыт опыту рознь. Можно просто
рассказать историю, которая недавно
произошла. А можно не просто рассказать
интересный сюжет, но и сделать
определенный вывод, или задать вопрос,
который бы подтолкнул слушателя к
размышлениям о жизни. Именно такие
истории являются особенно ценными,
терапевтическими.

Именно они являются
основой сказкотерапии. В обычаях,
сказках, мифах, легендах описаны основы
безопасной и созидательной жизни.
Главное — заронить в душу ребенка зерно
осмысления. А для этого необходимо
оставить его с вопросом внутри.

Как строился
сказкотерапевтический процесс в далекие
прежние времена?

Дети забирались
на печку и слушали сказку, девушки
пряли кудель и

рассказывали
истории: И копились, копились истории
в памяти. Накапливались знания о жизни,
создавая в бессознательном запас
жизненной прочности, пробуждая скрытые
силы, формируя желания и планы. Так и
сегодня мы передаем детям знания о
жизни, рассказывая сказки. Но часто мы
ошибочно полагаем, что возраст сказок
проходит. Он не проходит, если к
сказкам подходить осмысленно.

Современному
ребенку мало прочитать сказку, раскрасить
изображения ее героев, поговорить о
сюжете. С ребенком третьего тысячелетия
необходимо осмысливать сказки, вместе
искать и находить скрытые значения и
жизненные уроки. И в этом случае сказки
никогда не уведут ребенка в реальность.

Наоборот, помогут
ему в реальной жизни стать активным
созидателем. Когда начинаешь разгадывать
сказочные уроки, оказывается, что
сказочные истории содержат информацию
о динамике жизненных процессов. В
сказке можно найти полный перечень
человеческих проблем и образные способы
их решения. Слушая сказки, ребенок
накапливает в бессознательном некий
символический ‘банк жизненных ситуаций’.
Этот ‘банк’ может быть активизирован
в случае необходимости, а не будет
ситуации — так и останется в пассиве.
И если с ребенком размышлять над
каждой прочитанной сказкой, то
знания, зашифрованные в них, будут
находиться не в пассиве, а в активе,
не в подсознании, а в сознании. Тем
самым удастся подготовить ребенка к
жизни, сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать
сказочные уроки взрослым не обязательно
все знать

заранее.
‘Разгадывание’, ‘расшифровка’ — это
живой творческий процесс,

совместная радость
мышления и познания. Ведь на самом
деле, именно

сомышление,
сопознание, сотворчество с взрослым
является основной движущей силой
развития ребенка. Поэтому сказкотерапия
определятся как процесс образования
связей между сказочными событиями и
поведением в реальной жизни, как
процесс переноса сказочных смыслов в
реальность.

2.5. Пути использования
сказкотерапии.

Идея сказкотерапии
в её общенародном понимании примерно
такова:

терапевт, зрящий
в ядро проблемы, сочиняет сказку, в
которой предлагает и

(или) внушает
метафорическое решение этой проблемы.
Но сказка может быть использована и
для того, чтобы:

1) предложить
ребёнку способы решения конкретной
проблемы;

2) сказка даёт
великолепный общий язык для взрослого,
работающего с

ребёнком. Обычно
они разговаривают на разных языках.
При этом двуязычен скорее ребёнок, а
проблемы с общением есть скорее у
взрослого. Язык сказкиих сближает;

3) сказка более
информативна, чем обычная стиснутая
речь. Она не

выдаёт свои
положения за что — то более серьёзное,
чем символы, метафоры и аналогии;

4) сказка
способствует пробуждению детских и
творческих сил в самом

терапевте. Она
активизирует понимание и работу на
уровне интуиции,

архетипов (формы
поведения, режим функционирования
душевных сил, похожие на инстинкты,
смысл и значение которых выражается
в реальных образах и действиях),
первого впечатления;

5) сказка несёт
свободу;

6) важной чертою
сказки является то, что в ходе её
происходит

трансформация.
Некто маленький и слабый вначале к
концу превращается в сильного, значимого
и во многом самодостаточного.

2.6. Сказкотерапия
как воспитательная система

органичная
внутренней природе человека.

В последнее
время термин ‘сказкотерапия’ все
чаще посещает

специальные
издания. Когда говорят о том, что
сказкотерапия — это лечение

сказками, имеется
в ввиду совместное с клиентом открытие
тех знаний,

которые живут в
душе и являются на данный момент
психотерапевтическими.

Сказкотерапия
— это процесс поиска смысла, расшифровки
знаний о мире и системе взаимоотношений
в нем.

Сказкотерапия
— это процесс образования связи сказочными
событиями и поведением в реальной
жизни. Это процесс переноса сказочных
смыслов в реальность.

Сказкотерапия
— это и процесс объективизации проблемных
ситуации.

Сказкотерапия
— процесс активизации потенциала
личности.

Сказкотерапия
— процесс всестороннего образования и
воспитания.

Сказка —
волшебство, а волшебство — это еще и
превращение.

Волшебство
происходит внутри, постепенно улучшая
окружающий мир. В этом смысле
сказкотерапия — процесс улучшения
внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия
— это еще и терапия средой, особой
сказочной обстановкой, в которой могут
проявиться потенциальные части личности,
нечто нереализованное, может
материализоваться мечта, а главное, в
ней появляется чувство защищенности
и аромат тайны:

Сказкотерапией
люди занимались всегда. Правда, называли
это иначе.

Выделяют 4 этапа
в развитии сказкотерапии. Примечательно,
что ни один из выделяемых этапов не
заканчивается, уступая место новому.
Поэтому каждый этап ознаменовал начало
определенного процесса.

Первый этап
сказкотерапии
— устное народное
творчество. Его начало

затеряно в глубине
веков, но процесс устного (а позднее
и письменного),

творчества
продолжается по сей день.

Второй этап
— собрание и исследование мифов и
сказок. Исследование

мифов и сказок в
психологическом, глубинном аспекте
связано с именами К. Ю.Юнга, Б. Беттельхейма,
В. Проппа и др.

Третий
этап
— психотехнический. Наверное,
нет ни одной

педагогической,
психологической и психотерапевтической
технологии, в

которой бы ни
использовался прием ‘сочини сказку’.
Современные практические подходы
применяют сказку как технику. Как
повод для психодиагностики, коррекции
и развития личности.

Четвертый
этап
— интегративный. Этот этап
связан с пониманием

сказкотерапии как
природосообразной, органичной
человеческому восприятию воспитательной
системы, проверенной многими поколениями
наших предков.

Сегодня
сказкотерапия синтезирует многие
достижения психологии,

педагогики и
философии разных культур — все это
приобретает сказочную форму и форму
метафор.

В
сказкотерапевтическом процессе на
данный момент используется 5

видов сказок
(классификация Т.Д. Зинкевич — Евстегнеевой):

1) художественные

2) дидактические

3) медитативные

4) психотерапевтические

5) психокоррекционные,
которые конструируются в соответствии
с

актуальной
ситуацией и подаются по-разному:
анализ, имидж-терапия,

рисование,
куклотерапия, постановка сказок в
песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков
классифицирует сказки в зависимости
от целей воздействия

сказки и выделяет
два вида:

1) фольклорные

2) авторские,
при этом в обоих типах сказок можно
выделить

художественные,
дидактические, психокоррекционные,
психотерапевтические,

психологические
(психосказка, например, сказки
Д.Ю.Соколова,

А.В.Гнездилова).
Именно рассмотренный новый вид сказки
(психосказка) по мнению И.В.Вачкова
призвана раскрыть перед ребёнком
глубины его собственного внутреннего
мира, развить его самосознание, помочь
ему на пути становления его личности.

2.7. Основные типы
сказок и жанры сказкотерапии.

Появление
первых мифов часто объясняется
процессом осмысления

человеком явлений
окружающего мира. В рамках сказкотерапии
через сказку осмысляются разнообразные
жизненные явления, события жизни,
феномены духовного поиска и многое
другое.

Выделяют пять
видов сказок:

1. К художественным
сказкам относятся те, которые
созданы

многовековой
мудростью народа, и авторские истории.
В них сказках есть и дидактический,
и психокоррекционный, и
психотерапевтический, и даже
медитативный аспекты.

Народные
сказки.
Наиболее древние в
литературоведении называются мифами.
Древнейшая основа мифов и сказок —
единство человека и природы, а процессы
‘мифосложения’ и ‘сказкотворчества’
были связаны с принципом ‘оживотворения’.
Именно этот принцип используется сегодня
в создании новых сказок.

Авторские
художественные сказки.
Они более
трепетны, образны, чем народные. Именно
авторские истории расскажут о частных
сторонах жизни, что является чрезвычайно
важным для миропонимания.

2. Дидактические
сказки
создаются педагогами для
подачи учебного

материала. При
этом абстрактные символы одушевляются,
создается сказочный образ мира.
Дидактические сказки могут раскрывать
смысл и важность определенных знаний.
В форме дидактических сказок ‘подаются’
учебные задания.

3.
Психокоррекционные сказки
создаются
для мягкого влияния на

поведение ребенка.
Под коррекцией здесь понимается
‘замещение’

неэффективного
стиля поведения на более продуктивный,
а также объяснение ребенку смысла
происходящего. Применение психокоррекционных
сказок имеет ограничение по возрасту
(примерно 11-13 лет) и проблематике
(неадекватное поведение, неэффективное
поведение). Психокоррекционную сказку
можно просто читать ребенку, не обсуждая
ее. Таким образом, дается возможность
побыть наедине с самим собой и подумать.

4.
Психотерапевтические сказки

сказки, раскрывающие глубинный смысл
происходящих событий. Они всегда
глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки часто
оставляют человека с вопросом. Это,
в свою очередь, стимулирует процесс
личностного роста. Эти сказки помогают
там, где другие психологические техники
бессильны; там, где нужно перейти в
область философии событий и
взаимоотношений. Психотерапевтическая
сказка помогает изменить отношение
окружающих людей к человеку, увидеть
скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные
сказки
создаются для накопления
положительного

образного опыта,
снятия психоэмоционального напряжения,
создания в душе лучших моделей
взаимоотношений, развития личностного
ресурса. Главное назначение медитативных
сказок — сообщение бессознательному
позитивных ‘идеальных’ моделей
взаимоотношений с окружающим миром и
другими людьми. Поэтому отличительная
особенность медитативных сказок —
это отсутствие конфликта и злых героев.

В процессе
сказкотерапии используются разнообразные
жанры: притчи,

басни, легенды,
былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.
Находят применения и современные
жанры: детективы, любовные романы,
фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой,
сказкотерапия может качественно
использовать, подбирая каждому
соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как
правило, именно притча является
носителем глубинной

жизненной философии.
Жизненный урок в притчах не
завуалирован, он сформулирован прямо.
Обычно одна притча посвящена одному
уроку. Притчу хорошо использовать
тогда, когда требуется философское
осмысление какой- либо ситуации или
явления. Притча чаще всего посвящена
духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более
короткая форма притчи с четко
сформулированной

моралью. Развитие
этого жанра привело к интонации
нравоучения. В

сказкотерапии
полезно использовать басни Эзопа, как
первоисточник этого жанра. Более
поздние басни Лафонтена и И. Крылова
заимствуют сюжет от Эзопа. Важно
отметить, что само жизнеописание Эзопа
являются замечательнымсказкотерапевтическим
материалом.

Анекдот.
Короткая форма притчи или басни,
построенная на абсурде или

нестереотипной
реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже
Насреддине. С их помощью мы можем
сформировать такое важное качество,
как находчивость, а также умение
творчески мыслить.

Легенда,
былина, сага, эпос.
Повествование о
реальных исторических

событиях, как
правило, героического содержания.
Эти жанры могут

использоваться в
работе с подростками.

Миф.
Повествования о богах и героях. В мифах
можно найти не

только информацию
о сотворении мира, но и описание
разнообразных жизненных перипетий,
проблемных взаимоотношений. Мифы
несут информацию о смысле многих
обычаев и о том, по каким законам
организована жизнь. Благодаря мифам
мы можем ощутить особенности
национального менталитета. Поэтому
использование мифов полезно для
исследования проблемных взаимоотношений,
и для познания многообразия окружающего
мира и общих закономерностей его
устройства.

Сказка.
Наиболее многообразный жанр. Для
сказок характерен так

называемый ‘бродячий
сюжет’. То есть сказки разных народов
имеют очень много общего. Поэтому есть
все основания говорить, что сказки
отражают общие закономерности развития
событий, явлений, поступков. Кроме
того, во многих сказках зашифрованы
представления наших предков о будущем.
И если мифы рассказывают о далеком
прошлом, то сказки часто рассказывают
о далеком будущем. Создавая сказку,
человек не только рассказывает о своих
проблемах,он в определенном смысле
программирует себя.

Принципы работы
со сказками:

|Принцип
|Основной акцент |Комментарий
|

|Осознанность
|Осознание |Задача:
показать |

|
|причинно-следственных
|воспитанникам, что одно |
|связей в развитии сюжета;
|событие плавно вытекает|

|
|понимание роли каждого

| другого,
даже не смотря на |

| |персонажа
в развивающихся |то, что на первы1й
взгляд |

| |событиях.
|незаметно. Важно понять |

| |
|место, закономерность |

| |
|появления и назначения |

| |
|каждого персонажа сказки. |

|Множественность|Понимание
того, что одно и |Задача: показать одну
и ту |

| |тоже
событие, ситуация |же сказочную
ситуацию с |

| |могут
иметь несколько |нескольких сторон.
|

| |значений
и смыслов. | |

|Связь с
|Осознание того, что каждая |Задача:
кропотливо и |

|реальностью
|сказочная ситуация |терпеливо
прорабатывать |

| |разворачивает
перед нами |сказочные ситуации с
позиции|

| |некий
жизненный урок. |того, как сказочный
урок |

| |
|будет нами использован в |

| |
|реальной жизни, в каких |

| |
|конкретно ситуациях. |

  • Втихую или в тихую как пишется
  • Втихоря или втихаря как пишется слово
  • Втихомолку как пишется слитно или раздельно
  • Втихаря как пишется слитно или раздельно
  • Втихаря как пишется и почему