Выборочное изложение по отрывку из рассказа шолохова судьба человека 7 класс

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Класс: 7

Тип урока: урок развития речи

Цель урока:  Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.

Задачи:

Предметные:

— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;

—  выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус

Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Оборудование: Тексты, презентация

Ход урока.

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.

Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.

— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.

2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.

3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…

1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

III. Работа с текстом

1. Прослушивание текста.

2. Беседа по тексту.

— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

— Какова композиция текста?

— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;

диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Чем интересно его содержание?

— Какова тема текста?

— Каково построение текста? Сколько в нём частей?

— Назовите микротемы.

— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

— Объясните слова, помеченные звёздочкой.

3. Чтение задания на с.62.

— Что означает термин выборочное изложение?

— Какую работу нам предстоит выполнить?

— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

4. Составление плана.

  1. Первое впечатление.

  2. Внешность (лицо, одежда и т.д.)

  3. Характерные действия.

— Сколько абзацев у вас получится?

— Каково первое впечатление от героев отрывка?

— Что вы напишите в первом абзаце?

— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» — Как называется такой приём? (сравнение)

— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

— «Белёсые брови» — какого они цвета?

— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?

— Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов

7. Повторное чтение текста.

V. Написание изложения. (используя причастия).

Домашнее задание (по выбору):

Повторить §§ 9-22; дописать изложение

Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что……

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»……

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

1956-1957

4

Презентация – конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Р.р. Подготовка к выборочному изложению по упр. 151»

Презентацию подготовила учитель

МОБУ Алгасовская СОШ первой категории

Ведищева Ирина Валентиновна

2017г.

Урок русского языка
в 7 классе
на тему:
«Выборочное изложение с описанием внешности человека»
(отрывок из рассказа М.А.Шолохова )

  • Цель урока:
  •  выделение особенностей выборочного изложения,
  • определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей;
  • осознание эстетической ценности русского языка,
  • совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Михаил Александрович Шолохов
(1905-1984)

«Судьба человека»

Судьба человека» справедливо считается самым лучшим рассказом Шолохова. Трагическая история жизни главного героя связана в произведении с трудными испытаниями, выпавшими на долю народа. Из жизненной истории Андрея Соколова автор выбирает только то, что дает возможность осознать человеческую судьбу в связи с трагической сущностью эпохи. Шолохов изображает невозможность сосуществования мирного мира и мира фашизма, который послужил причиной войны.

В произведении «Судьба человека» Шолохов сумел соединить трагизм человеческой судьбы и веру в человека, в его лучшие черты характера, в душевность и доброжелательность по отношению к другим.

Выборочное изложение предполагает отбор материла, относящегося к определенной теме 

Выборочное изложение материала по определенным темам — один из жанров изложений, используемый в старших классах для развития не только репродуктивных, но и творческих навыков. Может быть написано как на основе лингвистического, так и литературного материала, формирует навыки отбора и классификации… …  

 Словарь лингвистических терминов

Т.В. Жеребило

Предполагаемая памятка:

1. Из исходного текста выбрать материал по определенной теме.
2. Сохранить последовательность мыслей .
3. Выделить в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль.
4. Продумать средства связи между предложениями и абзацами.

«Судьба человека»

Описание внешности

Описание внешности человека — это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания — найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Главные герои

Отец

Мужчина — высокий, сутуловатый
 Приглушенный бас
 Большая черствая рука
 Тощий вещевой мешок
 Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки

 Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки

 Плотные шерстяные носки изъедены молью

Мальчик

 Лет пяти-шести

 Глаза светлые, как небушко

Розовая холодная ручонка

Белесые бровки

Мальчик одет просто, но добротно

Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой

Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки

«Портрет»

  • Что такое портрет?
  • Какие детали внешности могут быть изображены в портрете?

Портрет- изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре; художественное изображение, образ литературного героя

Лицо- передняя часть головы человека; (перен.) индивидуальный облик, отличительные черты; человек, личность

Предполагаемый план:
Отец:

1) рост; 2) руки; 3) фигура;
4) глаза 5) голос; 6)одежда

Сын:

1) возраст; 2) глаза; 3) руки;

4) одежда

«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.

  • 1)Встреча у последних домов хутора.
  • 2)Портрет мальчика:
  • 3)Глаза
  • 4)Холодная ручонка
  • 5)Брови
  • 6)Добротная крепкая одежда
  • 7)Портрет мужчины:
  • 8)Руки
  • 9)Глаза
  • 10)Одежда

Работа со словарём.

* Цигейка — мех, выделываемый из шкуры овец цигайской породы; гладкий, мягкий.

* Подбитый от глаг. подбить — подшить с изнанки, сделать подкладку из чеголибо.

* Длиннополый, т. е. с длинными полами. Пола — одна из половин распахивающейся спереди одежды.

  • сутуловатый,
  • чуть-чуть,
  • белёсые,
  • длиннополая,
  • выношенных,
  • наживлена.

Какими художественными приёмами пользуется автор?

Эпитеты:

устало, сутуловатый, приглушённо, неизбывной смертной тоской.

Сравнения:

светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.

Слова с уменьшительноласкательными суффиксами:

небушко, баском, сынок, ручонку.

Риторические вопросы:

видали вы когданибудь глаза…; диалоги.

ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская

Проверь и спиши Упражнение 151 по готовым домашним заданиям из разных решебников собранных на учебник по русскому языку 7 класса от авторов Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. написанного в 2013 году.


Условие

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Фото условия на Упр. 151 из ГДЗ по Русскому языку за 7 класс: Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.


Решение № 1

Фото решения 1: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 6

Фото решения 6: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 2

Фото решения 2: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 4

Фото решения 4: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 5

Фото решения 5: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Организационный этап. Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.

Объявление темы и целей урока: По отрывку из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» нужно будет написать выборочное изложение на тему «Отец и сын».

Изложение нового материала по вопросам:

1. Краткая беседа о рассказе Шолохова.

Это рассказ о судьбе простого человека Андрея Соколова. Автор показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое щедрое сердце русского солдата. В рассказе, название которого носит обобщенный характер, перед нами не только судьба Андрея Соколова. Это и судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной кров, мать, отца. Андрей Соколов усыновляет Ваню. И мы вместе с автором верим, что судьба Вани будет светлой и счастливой. Жизнеутверждающая сила рассказа звучит в его заключительной части.

2. Работа с композиционной схемой

К

З

Вступление

Р

Заключение

Учитель обращает внимание семиклассников на то, что рассказ М. А. Шолохова тоже имеет обрамление. Это рассказ в рассказе:

1) Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком.

2) Рассказ Андрея Соколова.

3) Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани

3. Выразительное чтение отрывка.

4. Беседа по прочитанному:

Какова тема отрывка?

Что представляет собой отрывок по жанру?

Как описание внешности характеризует отца и сына?

Почему описание отца и мальчика введено автором в начало рассказа, во вступление?

5. Сбор материала к изложению на тему «Отец и сын». Учащиеся сразу отметят, что автор дает параллельное портретное описание отца и маленького сына. Поэтому материал к изложению, извлеченный из текста, лучше записать в две колонки.

Отец Сын

1. Общее впечатление.

Высокий, сутуловатый.Маленький, лет

пяти шести

2. Речь, манера держаться, поведение.

Приглушенный басок;Чуть-чуть

устало брел; усталоулыбаясь,

присаживаясь, положилсмело протянул

руки на колени; ручонку; с тро-

сгорбился.гательной дет-

ской доверчи-

востью прижал-

ся к коленям;

катал снежки.

3. Руки.

Большие, темные,Холодные,

черствыерозовые ручон-

ки

4. Глаза, взгляд.

Словно присыпанныеСветлые, как

пеплом, наполненныенебушко; глядя

неизбывной смертнойпрямо в глаза;

тоской, в них трудноприподнял бе-

смотретьлесые бровки.

5. Одежда.

Прожженный в несколькихОдет просто,

местах ватник небрежно,но добротно;

грубо заштопан; латка надлиннополая

выношенных защитных штанахкурточка, под-

наживлена широкими мужски-битая легкой

ми стежками; на спине тощийпоношенной

вещевой мешок. Свернутыйцигейкой; кро-

малиновый шелковый потер-хотные сапож-

тый кисет; почти новые солдат-ки сшиты с рас-

ские ботинки; плотныечетом надевать

шершавые носки изъеденына шерстяной

молью.носок; искус-

ный шов на

разорванном

рукаве; все вы-

давало женскую

заботу, умелые

материнские руки

6. Языковая подготовка.

Сопоставляя два описания, отмечаем, что особенность их в контрастности, резкой противоположности, что достигается и особым отбором языковых средств. Контрастно описание фигуры, рук, одежды. Отец высокий, сутуловатый; сын маленький. Руки у отца большие, темные, черствые (жесткие, огрубевшие от тяжелого физического труда); у сына холодные розовые ручонки. У отца прожженный ватник небрежно, грубо заштопан, выношенные штаны… У сына длиннополая курточка, подбитая цигейкой, аккуратно зашитая, крохотные сапожки… Но предельной остроты контраст достигает при описании глаз, взгляда. Обращаем внимание на использованные автором эпитеты и сравнения. У отца глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные тоской, что в них трудно смотреть». Смерть близких, тяжелые испытания, пожарища и пепелища войны — все отразилось в этих глазах. У сына глаза «светлые, как небушко»: мальчик только вступает в жизнь, у него все впереди, и взгляд его ничем не затуманен.

Создавая детский портрет, автор использует слова эмоциональной оценки, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передавая свое отношение к мальчику: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.

В процессе анализа нужно подвести учащихся к выводу, что отбор языковых средств в описании обусловлен авторским замыслом: дать портрет взрослого, много испытавшего и пережившего мужчины и только вступающего в жизнь маленького мальчика.

7. Орфографическая работа

В целях предупреждения орфографических ошибок предлагается объяснить:

1) правописание суффиксов в словахприглушенный, присыпанные, наполненные, поношенный, разорванный, выношенный;

2) слитное и раздельное написание не: неизбывная, небрежно, не пришита

3) в правописание гласных и согласных в корне слов: черствый, шелковый, шов, цигейка, расчет, прожженный, искусный.

Для предупреждения пунктуационных ошибок следует повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами и объяснить постановку знаков при причастном обороте.

Если учащиеся не различают слов-паронимовнадеть-одеть,следует выполнить упражнение, которое предупредит возможные речевые ошибки:

Одет (как?) добротно, …

Одеть (кого?) брата, …

Надеть (что?) куртку, …

8. Систематизация собранных материалов, написание изложения.

На этом этапе продумывается последовательность использования собранного материала, связь между отдельными частями, «мостики». Ученикам предлагается продумать вступление и заключение к описанию.

Опыт показывает, что предваряющее выборочное изложение по тексту включающее описание внешности, помогает готовить семиклассников к написанию сочинений того же жанра.

Закрепление материала.

Подведение итогов урока.

Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев.

Задание на самоподготовку.

1. Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

2. Подумайте

• Что вам говорит термин «выборочное
изложение»?
• Подберите однокоренные слова к слову
«выборочное».

3. Виды изложений

Подробное
Сжатое
Выборочное

4.

5. Цели урока

• 1) закрепить умение собирать (отбирать)
материал к высказыванию по книжному
источнику;
• 2) подготовиться к выборочному
кизложению.

6. Что такое портрет?

• Портрет – это
изображение лица или всей
фигуры человека.

7. Чтение текста учителем

Ваши действия:
Внимательно слушать текст
Запомнить, о ком идёт речь (герои)
Какими их описывает автор
Яркие, запоминающиеся черты героев

8.

* Цигейка — мех, выделываемый из
шкуры овец цигайской породы;
гладкий, мягкий.
* Подбитый от глаг. подбить —
подшить с изнанки, сделать
подкладку из чего-либо.
* Длиннополый, т. е. с длинными
полами. Пола — одна из половин
распахивающейся спереди одежды.

9.

расчёт,
искусный, шов,
ручонка

10.

Какова тема текста?
О чём задумывается автор?

тексте описана встреча рассказчика с мужчиной
имальчиком. Автор замечает контраст во
внешности взрослого и ребёнка; удивляется
человеческому портрету, тому, как прожитое
читается во взгляде; задумывается, насколько
удивительна судьба каждого человека.)

11.

Какими художественными приёмами
пользуется автор?
• Эпитеты:
устало,
сутуловатый,
приглушённо, неизбывной смертной тоской.
• Сравнения: светлыми, как небушко,
глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
• Слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами: небушко, баском, сынок,
ручонку.
• Риторические вопросы: Видали вы когданибудь глаза…;
• диалоги.

12. Тип текста

повествование с
элементами описания

13. Стиль текста.

художественный с
элементами разговорного
стиля.

14.

15. Задание

• 1 вариант выписывает определения,
характеризующие отца
• 2 вариант – определения,
характеризующие сына

16. Отец

Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый
потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом,
наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник
небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не
пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью

17. Сын

Сын
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но
добротно
Длиннополая куртка, подбитая
легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом
на шерстяной носок, искусный шов
на рукаве курточки

18. Внимание

• Что в записанных материалах следует
сгруппировать?
• В какой последовательности лучше
использовать данный материал?

19. Отец

К изложению «Отец» надо
сгруппировать материал, относящийся к
описанию рук и описанию одежды
(делайте необходимые отметки)

20. Сын

• К изложению «Мальчик» следует
сгруппировать то, что относится к
описанию глаз (бровей). Обсуждается
последовательность использования
материала.

21. Работа

• Обсуждается
последовательность
использования материала.

22. Схема описания

• «Отец»:
• рост
• фигура
• руки
• глаза
• голос
• одежда
• «Сын»:
• возраст;
• глаза;
• руки;
• одежда.

23. ТЕМА:

« Портрет отца и сына»

24. НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ:

На первой странице рассказа « Судьба
человека» мы знакомимся с двумя ее
основными героями. Один – это…

25. Словарная работа:

Хутор-однодворное сельское поселение.
Кисет-Мешочек для табака (преимущ.
курительного), затягиваемый шнурком
Самосад -табак собственного посева и
домашней выделки.

26.

27. Возможное начало

М. А. Шолохов в самом начале своей
повести «Судьба человека» знакомит нас с
двумя основными героями. Один из них, судя
по деталям портрета,— бывший фронтовик,
много переживший за свою жизнь человек
(вспомним глаза его с «неизбывной смертной
тоской»); другой — трогательно доверчивый
мальчик, о котором кто-то по-матерински
заботится.

28. Возможное начало

Один из героев повести
М. А. Шолохова «Судьба человека» —
высокий сутуловатый мужчина…
На первой странице повести «Судьба
человека» мы знакомимся с двумя ее
основными героями. Один — это…

29.

30.

Портрет мальчика и мужчины.
На дорогу вышел мужчина, ведший за руку
мальчика лет пяти-шести.
Мальчик смотрел прямо и доверчиво своими
светлыми, как небо, глазами. Он был одет просто, но
добротно. На нем ловко сидела длиннополая курточка,
подбитая цигейкой. Рукав ее был аккуратно зашит.
Маленькие сапожки были по размеру, но с расчётом
надевать их на шерстяной носок. Все это говорило о
материнской заботе умелых женских рук.
Отец же выглядел иначе. Мужчина сутулился,
словно его сгорбило несчастье. В глазах его, словно
присыпанных пеплом, была неизбывная тоска.
Прожженный в нескольких местах ватник был заштопан
небрежно, на штанах была грубая заплатка, а шерстяные
носки изъедены молью.

  • Выросший как пишется и почему
  • Выборгская сторона или утраченный рай сочинение по обломову
  • Выбор пути как жизненная проблема человека итоговое сочинение
  • Выбор профессии сочинение на английском
  • Выбор в пользу жизни сочинение