Выборочное изложение прочитайте отрывок из рассказа м а шолохова судьба человека 7 класс

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская

Проверь и спиши Упражнение 151 по готовым домашним заданиям из разных решебников собранных на учебник по русскому языку 7 класса от авторов Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. написанного в 2013 году.


Условие

Выборочное изложение. Прочитайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Выберите материал для одной из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец», «Сын». Озаглавьте своё изложение. • Подчеркните в своём изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе» но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.

Фото условия на Упр. 151 из ГДЗ по Русскому языку за 7 класс: Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.


Решение № 1

Фото решения 1: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 6

Фото решения 6: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 2

Фото решения 2: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 4

Фото решения 4: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Решение № 5

Фото решения 5: ГДЗ по Русскому языку 7 класса: Ладыженская Упр. 151

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Класс: 7

Тип урока: урок развития речи

Цель урока:  Знакомство обучающихся с особенностями построения сочинения-описания внешности человека.

Задачи:

Предметные:

— совершенствование умения описывать внешность человека, используя прилагательные и причастия;
— закрепление умения собирать и систематизировать материал на заданную тему;

—  выделение особенностей выборочного изложения, определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей.

Развитие умения через внешность человека постигать его внутренний мир, характер, настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности; формировать у школьников наблюдательность и внимание к окружающим; обогащать лексический запас учащихся; закрепить навыки правописания причастий; закрепить пунктуационные навыки; развивать навыки письменного изложения текста; воспитывать художественный и эстетический вкус

Метапредметные результаты: осознание эстетической ценности русского языка, совершенствование умений задавать вопросы к тексту.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Оборудование: Тексты, презентация

Ход урока.

В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.

Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя.

— А для чего он вводится в художественное произведение? (Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.

2. Чтение учителем отрывка из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза. Таким сделала его война.

3. Чтение стихотворения Майи Румянцевой «Баллада о седых». (Дети, прослушав стихотворение, делают свои выводы).

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
… Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
… Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить!…

1. Слово учителя о писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

III. Работа с текстом

1. Прослушивание текста.

2. Беседа по тексту.

— О чем, по-вашему, говорят портреты героев фрагмента? По каким признакам вы это установили? (Учитель кратко знакомит учеников с содержанием рассказа «Судьба человека», называет имена героев: Андрей Соколов, Ваня.)

— Определите тип речи текста. (Повествование с описанием.)

— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного — в диалогах.)

— Какова композиция текста?

— Какими художественными приемами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской и др., сравнения: светлыми, как небушко глазами; глаза, словно присыпанные пеплом; слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку; риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза…;

диалоги, авторские вводные слова: на мой взгляд и т. д.)

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Чем интересно его содержание?

— Какова тема текста?

— Каково построение текста? Сколько в нём частей?

— Назовите микротемы.

— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

— Объясните слова, помеченные звёздочкой.

3. Чтение задания на с.62.

— Что означает термин выборочное изложение?

— Какую работу нам предстоит выполнить?

— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

4. Составление плана.

  1. Первое впечатление.

  2. Внешность (лицо, одежда и т.д.)

  3. Характерные действия.

— Сколько абзацев у вас получится?

— Каково первое впечатление от героев отрывка?

— Что вы напишите в первом абзаце?

— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» — Как называется такой приём? (сравнение)

— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

— «Белёсые брови» — какого они цвета?

— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?

— Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Выборочный пересказ на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины», «Отец». «Сын».

5. Обсуждение заглавия выборочного изложения.

6. Обсуждение планов

7. Повторное чтение текста.

V. Написание изложения. (используя причастия).

Домашнее задание (по выбору):

Повторить §§ 9-22; дописать изложение

Приложение №1

Отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что……

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника……

Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой»……

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

1956-1957

4

  • Выскажи свое мнение о героях сказки 3 класс
  • Выборочное изложение по отрывку из рассказа шолохова судьба человека 7 класс
  • Выросший как пишется и почему
  • Выборгская сторона или утраченный рай сочинение по обломову
  • Выбор пути как жизненная проблема человека итоговое сочинение