Слайд 1
Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)
Слайд 2
Цель: ? Уметь отбирать фрагменты текста, связанные с темой и заданием изложения.
Слайд 4
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском: Здорово, браток! — Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал: — Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил: Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь? С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки. — Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Слайд 5
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал: — Беда мне с этим пассажиром!
Слайд 6
Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Слайд 7
Украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Слайд 8
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
Слайд 9
схемы описания героев «Отец»: 1) рост, фигура; 2) руки; 3) глаза; 4) голос; 5) одежда «Сын»: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки; 4) одежда
Слайд 10
Отец Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушенный бас Большая, черствая рука Тощий вещевой мешок Защитные летние штаны Большие темные руки Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена Мальчик Лет пяти-шести Глаза светлые, как небушко Розовая холодная ручонка Белесые бровки Мальчик одет просто, но добротно Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки
Презентация – конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: «Р.р. Подготовка к выборочному изложению по упр. 151»
Презентацию подготовила учитель
МОБУ Алгасовская СОШ первой категории
Ведищева Ирина Валентиновна
2017г.
Урок русского языка
в 7 классе
на тему:
«Выборочное изложение с описанием внешности человека»
(отрывок из рассказа М.А.Шолохова )
- Цель урока:
- выделение особенностей выборочного изложения,
- определение структуры текста типа описания, его языковых особенностей;
- осознание эстетической ценности русского языка,
- совершенствование умений задавать вопросы к тексту.
Михаил Александрович Шолохов
(1905-1984)
«Судьба человека»
Судьба человека» справедливо считается самым лучшим рассказом Шолохова. Трагическая история жизни главного героя связана в произведении с трудными испытаниями, выпавшими на долю народа. Из жизненной истории Андрея Соколова автор выбирает только то, что дает возможность осознать человеческую судьбу в связи с трагической сущностью эпохи. Шолохов изображает невозможность сосуществования мирного мира и мира фашизма, который послужил причиной войны.
В произведении «Судьба человека» Шолохов сумел соединить трагизм человеческой судьбы и веру в человека, в его лучшие черты характера, в душевность и доброжелательность по отношению к другим.
Выборочное изложение предполагает отбор материла, относящегося к определенной теме
Выборочное изложение материала по определенным темам — один из жанров изложений, используемый в старших классах для развития не только репродуктивных, но и творческих навыков. Может быть написано как на основе лингвистического, так и литературного материала, формирует навыки отбора и классификации… …
Словарь лингвистических терминов
Т.В. Жеребило
Предполагаемая памятка:
1. Из исходного текста выбрать материал по определенной теме.
2. Сохранить последовательность мыслей .
3. Выделить в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль.
4. Продумать средства связи между предложениями и абзацами.
«Судьба человека»
Описание внешности
Описание внешности человека — это описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания — найти характерные особенности, главное во внешности человека и суметь передать их словами. Они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.
Главные герои
Отец
Мужчина — высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью
Мальчик
Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки
«Портрет»
- Что такое портрет?
- Какие детали внешности могут быть изображены в портрете?
Портрет- изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре; художественное изображение, образ литературного героя
Лицо- передняя часть головы человека; (перен.) индивидуальный облик, отличительные черты; человек, личность
Предполагаемый план:
Отец:
1) рост; 2) руки; 3) фигура;
4) глаза 5) голос; 6)одежда
Сын:
1) возраст; 2) глаза; 3) руки;
4) одежда
«Портрет мальчика и мужчины». Выборочное изложение.
- 1)Встреча у последних домов хутора.
- 2)Портрет мальчика:
- 3)Глаза
- 4)Холодная ручонка
- 5)Брови
- 6)Добротная крепкая одежда
- 7)Портрет мужчины:
- 8)Руки
- 9)Глаза
- 10)Одежда
Работа со словарём.
* Цигейка — мех, выделываемый из шкуры овец цигайской породы; гладкий, мягкий.
* Подбитый от глаг. подбить — подшить с изнанки, сделать подкладку из чеголибо.
* Длиннополый, т. е. с длинными полами. Пола — одна из половин распахивающейся спереди одежды.
- сутуловатый,
- чуть-чуть,
- белёсые,
- длиннополая,
- выношенных,
- наживлена.
Какими художественными приёмами пользуется автор?
Эпитеты:
устало, сутуловатый, приглушённо, неизбывной смертной тоской.
Сравнения:
светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.
Слова с уменьшительноласкательными суффиксами:
небушко, баском, сынок, ручонку.
Риторические вопросы:
видали вы когданибудь глаза…; диалоги.
Обновлено: 08.01.2023
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора* вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пя-ти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Мужчина сутулился и шёл как будто устало. Глаза его были словно присыпанные пеплом и полные тоски. Рука его была большой, тёмной и чёрствой. Одет он был небрежно: прожжённый местами ватник, заштопанный небрежно и грубо, штаны не зашиты как следует, носки изъедены молью.
На дорогу из-за крайних дворов хутора на дорогу вышел мужчина, ведущий за руку маленького мальчика, лет пяти-шести.
Поравнявшись со мной, мужчина поздоровался и, наклонившись к мальчику, попросил его поздороваться со мной. Мальчик с лёгкой улыбкой и глядя мне в глаза протянул мне холодную розовую ручонку. Я спросил у мальчика, почему его рука такая холодная. Прижавшийся к моим коленям ребёнок удивился и ответил, что он катал снежки, потому и руки холодные.
В дороге я обратил внимание на тот факт, что мальчик был одет просто, но хорошо. Его одежда — подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, крохотные сапожки, сшитые с расчётом надевать их на шерстяные носки, искусный шов на разорванном некогда рукаве куртки — выдавали женскую материнскую заботу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Метод урока: самостоятельная работа.
Оборудование: учебное пособие.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа над содержанием текста
1) Чтение текста учителем.
На вид этой девушке лет девятнадцать. Была она тоненькая и лёгкая. Смуглое лицо не потеряло ещё детской припухлости, а глаза, широко распахнутые, опущенные длинными ресницами, смотрели весело и удивлённо.
Не верилось, что эта девушка имела самую опасную из всех воинских профессий, что это та самая героиня, которая, ежеминутно рискуя жизнью, снабжала штаб сведениями, помогающими разгадать противника.
Взяв с меня слово, что я никогда не назову её настоящего имени, начальник разведки рассказал мне её биографию. Единственная дочь крупного учёного, она получила отличное воспитание, с детства чисто говорила на украинском, русском, французском и немецком языках. Когда разразилась война, она уже заканчивала университет.
Вопреки воле родителей, в начале войны она пошла на курсы медицинских сестёр. Но окончить курсы не удалось, враг подошёл к городу. Вместе с подругами она выносила раненых с поля боя. Вскоре был дан приказ об эвакуации. Родители настаивали, чтобы она обязательно ехала с ними.
В эвакуацию она не поехала. Но слова отца заставили её задуматься. Да, она знает языки и, наверное, может принести на войне большую пользу. С этой мыслью она пошла в районный комитет и осталась в городе, оккупированном неприятелем. Она была не единственной, оставленной в городе для подпольной работы, но именно ей поручали самые опасные задания.
Предлагаю свой опыт работы над выборочным изложением в 7 классе по отрывку из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» . Этот текст дан для выборочного изложения в упражнении 151 учебника под редакцией М.Т. Баранова. в связи с изучением темы «Причастие».
Оценить 6606 0
Выборочные изложения в 7 классе
При проведении выборочных изложений в 7 классе, продолжая работу над умением собирать и систематизировать материал, целесообразно в соответствии с программой по развитию речи сосредоточить внимание учеников на текстах, включающих описание внешности человека.
Обучение такому виду высказывания, как описание внешности, имеет особое значение для совершенствования связной речи учащихся. Вместе с тем опыт показывает, что именно этот вид описаний вызывает у школьников затруднения. Ученики не умеют выделять главное во внешности человека, которого они описывают, не могут определить основную мысль, которая объединила бы описание, сделала его цельным. Такое описание часто превращается в перечисление деталей портрета, не связанных авторским замыслом. Встречаются и многие другие недостатки.
В моем опыте выборочное изложение рассматривается как подготовительный этап к созданию сочинений — описаний внешности по непосредственным наблюдениям и по картине.
Подобранный для изложения текст-образец дает возможность сосредоточить внимание ученика на авторском замысле, композиционных, языковых особенностях описания. Отрывок, взятый из знакомого художественного произведения, позволяет показать место и роль описания в раскрытии идейно-художественного замысла в целом, что представляется особенно важным, так как только в этом случае работа над описанием не будет формальной.
Привожу отрывок, предлагаемый учебником:
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
-Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.
-Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
-Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Накануне написания изложения ученикам предлагается вспомнить содержание рассказа, подумать, какова его тема, основная мысль, какие три части можно выделить в рассказе.
Этапы урока. Деятельность преподавателя. (формы, приемы организации учебной деятельности)
Организационный этап. Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.
Изложение нового материала по вопросам:
1. Краткая беседа о рассказе Шолохова.
Это рассказ о судьбе простого человека Андрея Соколова. Автор показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое щедрое сердце русского солдата. В рассказе, название которого носит обобщенный характер, перед нами не только судьба Андрея Соколова. Это и судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной кров, мать, отца. Андрей Соколов усыновляет Ваню. И мы вместе с автором верим, что судьба Вани будет светлой и счастливой. Жизнеутверждающая сила рассказа звучит в его заключительной части.
2. Работа с композиционной схемой
Учитель обращает внимание семиклассников на то, что рассказ М. А. Шолохова тоже имеет обрамление. Это рассказ в рассказе:
1) Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком.
2) Рассказ Андрея Соколова.
3) Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани
3. Выразительное чтение отрывка.
4. Беседа по прочитанному:
Какова тема отрывка?
Что представляет собой отрывок по жанру?
Как описание внешности характеризует отца и сына?
Почему описание отца и мальчика введено автором в начало рассказа, во вступление?
1. Общее впечатление.
Высокий, сутуловатый.Маленький, лет
2. Речь, манера держаться, поведение.
устало брел; усталоулыбаясь,
присаживаясь, положилсмело протянул
руки на колени; ручонку; с тро-
Словно присыпанныеСветлые, как
пеплом, наполненныенебушко; глядя
неизбывной смертнойпрямо в глаза;
тоской, в них трудноприподнял бе-
Прожженный в несколькихОдет просто,
местах ватник небрежно,но добротно;
грубо заштопан; латка надлиннополая
выношенных защитных штанахкурточка, под-
наживлена широкими мужски-битая легкой
ми стежками; на спине тощийпоношенной
вещевой мешок. Свернутыйцигейкой; кро-
малиновый шелковый потер-хотные сапож-
тый кисет; почти новые солдат-ки сшиты с рас-
ские ботинки; плотныечетом надевать
шершавые носки изъеденына шерстяной
6. Языковая подготовка.
Создавая детский портрет, автор использует слова эмоциональной оценки, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передавая свое отношение к мальчику: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.
В процессе анализа нужно подвести учащихся к выводу, что отбор языковых средств в описании обусловлен авторским замыслом: дать портрет взрослого, много испытавшего и пережившего мужчины и только вступающего в жизнь маленького мальчика.
7. Орфографическая работа
В целях предупреждения орфографических ошибок предлагается объяснить:
1) правописание суффиксов в словахприглушенный, присыпанные, наполненные, поношенный, разорванный, выношенный;
2) слитное и раздельное написание не: неизбывная, небрежно, не пришита
3) в правописание гласных и согласных в корне слов: черствый, шелковый, шов, цигейка, расчет, прожженный, искусный.
Для предупреждения пунктуационных ошибок следует повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами и объяснить постановку знаков при причастном обороте.
Если учащиеся не различают слов-паронимовнадеть-одеть,следует выполнить упражнение, которое предупредит возможные речевые ошибки:
Одет (как?) добротно, …
Одеть (кого?) брата, …
Надеть (что?) куртку, …
8. Систематизация собранных материалов, написание изложения.
Опыт показывает, что предваряющее выборочное изложение по тексту включающее описание внешности, помогает готовить семиклассников к написанию сочинений того же жанра.
Подведение итогов урока.
Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев.
Цель урока: подготовиться к написанию выборочного изложения.
-организовать деятельность учащихся по выбору материала на заданную тему;
-способствовать созданию текста, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей.
-развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
-развивать логическое мышление;
-развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).
-воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.
Андреева Ольга Кирилловна,
учитель русского языка,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Название предмета: русский язык.
УМК: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Подготовка к выборочному изложению по тексту упр.151
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа.
Место урока в системе уроков по теме: урок подготовки к выборочному изложению.
Цель урока: подготовиться к написанию выборочного изложения.
-организовать деятельность учащихся по выбору материала на заданную тему;
-способствовать созданию текста, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей.
-развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
-развивать логическое мышление;
-развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).
-воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.
Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст выборочного изложения, корректировать созданный текст.
Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов;
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные: извлекать фактуальную и подтекстовую информацию из текста; пользоваться изучающим чтением; излагать содержание прочитанного текста выборочно.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.
Техническое обеспечение урока:
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Самоопределение или мотивация к деятельности
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих на уроке.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
— формирование навыков самоорганизации
— Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
— Какой тип речи называется рассуждением. (доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль)
— Какой тип речи называется описанием? (содержание можно передать на одном кадре)
— Какой тип речи называется повествованием? ( передаёт последовательность событий)
— Какие стили речи вы знаете?
— Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения.
Беседа по вопросам.
Коммуникативные УУД:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Подготовка к усвоению нового материала.
— Вспомните, что вы знаете об изложении, свои ответы представим в виде кластера
Регулятивные УУД:
— развитие памяти и логического мышления:
Регулятивные УУД:
— актуализация знаний и сведений
Коммуникативные УУД:
— умение работать в паре, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.
Беседа по содержанию текста.
Беседа по вопросам
-Определите тип, стиль текста?
-Кратко перескажите сюжет 2-3 предложениями. (О чем рассказывает М.А.Шолохов?).
Знакомство с текстом. (стр. 65,упр.151)
Регулятивные УУД:
— развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
— развитие логического мышления
Познавательные УУД:
— умение делать выводы на основе посылок;
— умение кратко формулировать мысль;
Коммуникативные УУД:
— умение работать с источником информации;
— формирование владения монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
— формирование навыков самоорганизации
Подготовка к изложению.
Найдите яркие черты в описании героев? Оформите их в таблицу.
Что в записанных материалах можно сгруппировать?
( Надо сгруппировать материал, относящийся к описанию внешности: лицо, глаза, внешний вид.
Читайте также:
- Отмена занятий в школах ульяновска 2021
- Порядок отчисления ребенка из детского сада нормативный акт
- Говорящий сверток читать краткое содержание по главам
- Вожделеющее семя краткое содержание
- Тематика совещаний директоров школ
Организационный этап. Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.
Объявление темы и целей урока: По отрывку из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» нужно будет написать выборочное изложение на тему «Отец и сын».
Изложение нового материала по вопросам:
1. Краткая беседа о рассказе Шолохова.
Это рассказ о судьбе простого человека Андрея Соколова. Автор показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое щедрое сердце русского солдата. В рассказе, название которого носит обобщенный характер, перед нами не только судьба Андрея Соколова. Это и судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной кров, мать, отца. Андрей Соколов усыновляет Ваню. И мы вместе с автором верим, что судьба Вани будет светлой и счастливой. Жизнеутверждающая сила рассказа звучит в его заключительной части.
2. Работа с композиционной схемой
К
З
Вступление
Р
Заключение
Учитель обращает внимание семиклассников на то, что рассказ М. А. Шолохова тоже имеет обрамление. Это рассказ в рассказе:
1) Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком.
2) Рассказ Андрея Соколова.
3) Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани
3. Выразительное чтение отрывка.
4. Беседа по прочитанному:
Какова тема отрывка?
Что представляет собой отрывок по жанру?
Как описание внешности характеризует отца и сына?
Почему описание отца и мальчика введено автором в начало рассказа, во вступление?
5. Сбор материала к изложению на тему «Отец и сын». Учащиеся сразу отметят, что автор дает параллельное портретное описание отца и маленького сына. Поэтому материал к изложению, извлеченный из текста, лучше записать в две колонки.
Отец Сын
1. Общее впечатление.
Высокий, сутуловатый.Маленький, лет
пяти шести
2. Речь, манера держаться, поведение.
Приглушенный басок;Чуть-чуть
устало брел; усталоулыбаясь,
присаживаясь, положилсмело протянул
руки на колени; ручонку; с тро-
сгорбился.гательной дет-
ской доверчи-
востью прижал-
ся к коленям;
катал снежки.
3. Руки.
Большие, темные,Холодные,
черствыерозовые ручон-
ки
4. Глаза, взгляд.
Словно присыпанныеСветлые, как
пеплом, наполненныенебушко; глядя
неизбывной смертнойпрямо в глаза;
тоской, в них трудноприподнял бе-
смотретьлесые бровки.
5. Одежда.
Прожженный в несколькихОдет просто,
местах ватник небрежно,но добротно;
грубо заштопан; латка надлиннополая
выношенных защитных штанахкурточка, под-
наживлена широкими мужски-битая легкой
ми стежками; на спине тощийпоношенной
вещевой мешок. Свернутыйцигейкой; кро-
малиновый шелковый потер-хотные сапож-
тый кисет; почти новые солдат-ки сшиты с рас-
ские ботинки; плотныечетом надевать
шершавые носки изъеденына шерстяной
молью.носок; искус-
ный шов на
разорванном
рукаве; все вы-
давало женскую
заботу, умелые
материнские руки
6. Языковая подготовка.
Сопоставляя два описания, отмечаем, что особенность их в контрастности, резкой противоположности, что достигается и особым отбором языковых средств. Контрастно описание фигуры, рук, одежды. Отец высокий, сутуловатый; сын маленький. Руки у отца большие, темные, черствые (жесткие, огрубевшие от тяжелого физического труда); у сына холодные розовые ручонки. У отца прожженный ватник небрежно, грубо заштопан, выношенные штаны… У сына длиннополая курточка, подбитая цигейкой, аккуратно зашитая, крохотные сапожки… Но предельной остроты контраст достигает при описании глаз, взгляда. Обращаем внимание на использованные автором эпитеты и сравнения. У отца глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные тоской, что в них трудно смотреть». Смерть близких, тяжелые испытания, пожарища и пепелища войны — все отразилось в этих глазах. У сына глаза «светлые, как небушко»: мальчик только вступает в жизнь, у него все впереди, и взгляд его ничем не затуманен.
Создавая детский портрет, автор использует слова эмоциональной оценки, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передавая свое отношение к мальчику: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.
В процессе анализа нужно подвести учащихся к выводу, что отбор языковых средств в описании обусловлен авторским замыслом: дать портрет взрослого, много испытавшего и пережившего мужчины и только вступающего в жизнь маленького мальчика.
7. Орфографическая работа
В целях предупреждения орфографических ошибок предлагается объяснить:
1) правописание суффиксов в словахприглушенный, присыпанные, наполненные, поношенный, разорванный, выношенный;
2) слитное и раздельное написание не: неизбывная, небрежно, не пришита
3) в правописание гласных и согласных в корне слов: черствый, шелковый, шов, цигейка, расчет, прожженный, искусный.
Для предупреждения пунктуационных ошибок следует повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами и объяснить постановку знаков при причастном обороте.
Если учащиеся не различают слов-паронимовнадеть-одеть,следует выполнить упражнение, которое предупредит возможные речевые ошибки:
Одет (как?) добротно, …
Одеть (кого?) брата, …
Надеть (что?) куртку, …
8. Систематизация собранных материалов, написание изложения.
На этом этапе продумывается последовательность использования собранного материала, связь между отдельными частями, «мостики». Ученикам предлагается продумать вступление и заключение к описанию.
Опыт показывает, что предваряющее выборочное изложение по тексту включающее описание внешности, помогает готовить семиклассников к написанию сочинений того же жанра.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев.
Задание на самоподготовку.