Выдающийся русский художник создавший иллюстрации ко многим русским народным сказкам ответ

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве. 

1024px-Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_003.jpg

Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет , 1873 г.

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.

Детские годы в деревне Рябово 

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятском крае  в многодетной семье. Детство его прошло в глухой деревне Рябово. Здесь он впитывал в себя издавна заведенные обычаи, устоявшийся патриархальный быт. Как позднее говорил сам Виктор Михайлович Васнецов о своем детстве: «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины». Отец Виктора, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту родной землю. Мотивами первых натурных зарисовок стали именно деревенские пейзажи.  Несомненно, детские годы отразились на творчестве великого русского художника, который воспевал Русь и сумел, как никто другой понять и разгадать русский дух. 

Образование Виктор получал в Вяземской духовной семинарии, но любовь к рисованию победила. И тогда Виктор Михайлович решает отправиться поступать в Академию художеств в Петербурге.

Академия художеств в Петербурге

Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.

Vasnetsov_Moving_House.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей. 

В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам. Он изучал русскую историю и культуру, знакомился с памятниками древнерусской литературы и эпоса. И вот однажды Васнецов все-таки решает оставить учебу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались».

Сказочный мир Васнецова

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи»  
Виктор Васнецов о себе

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.

Витязь Vasnetsov.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

Художник сделал множество набросков к данной картине, начиная с 1870-х годов. В 77 году Васнецов даже пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата, тоже художника, Аполлинария. В 1882 году специально для коллекции Саввы Мамонтова он создал еще одну версию «Витязя на распутье». Всего же известно более пяти вариантов этого произведения, которые хранятся в музеях и частных собраниях в России. На картине догорает вечерняя заря, предостерегающе стоит на перекрестке камень Вещун. Витязь, остановившийся перед ним, погружен в глубокую думу. 

vasnecov-posle-poboyscha.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Известность художнику принесла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Необычен сам замысел — в ней художник хотел в былинно-песенной интонации воспеть героизм русских воинов, как это сделано в поэме «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родную землю. Павшие воины на картине не выглядят побежденными, они будто уснули, а их лица озаряет солнце. Картина была настолько необычна, что не встретила единодушного одобрения, но произвела неизгладимое впечатление на критиков и коллег по кисти. 

Три царевны подземного царства.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

Это полотно олицетворяет богатство земных недр — золото, медь и уголь. За основу Васнецов взял старинную русскую сказку о том, как крестьянский сын Иван спустился в подземный мир и вывел на землю трех царевен, олицетворяющих богатство русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги (Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов. , художник смело меняет сюжет сказки, вводит нового персонажа — угольную Черную царевну. На картине мы видим похищенных девушек. Разные характеры, разные темпераменты. «Золотая» царевна холодна и горда, «Медная» царевна любопытна, а вот «Угольная» царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому.

Аленушка

Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г. 

Одним из наиболее романтичных и трогательных творений художника становится полотно «Аленушка», написанное в 1881 году. Образ картины сложился у Виктора Михайловича после встречи с крестьянской девочкой, поразившей его выражением «чисто русской печали». На полотне мы видим сидящую на берегу омута девушку. Она печально склонила голову, и ее грусти искренней и нежной внемлет природа. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы,  ту же связь, что веками во всем великолепии передавалась в народной поэзии. 

«Думаю,  не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования  бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности»

В.М. Васнецов о своем творчестве

Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_004.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г. 

Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», несомненно, самое волшебное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета — народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. 

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.

Viktor_Vasnetsov_-_Богатыри_-_Google_Art_Project.jpg

Виктор Михайлович Васнецов,  Богатыри,  18811898

Самая крупная и значительная работа Васнецова — это «Богатыри». Полотно писалось около 20 лет (с 1881 — 1898)! На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — знаменитые герои народных былин. 

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой. 

Кстати, упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Васнецов мастерски передает состояние природы, которая означает грозящую богатырям опасность. Сам В. М. Васнецов картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.

Спящая_царевна.jpg

Виктор Михайлович Васнецов,  Спящая царевна, 1926 г.

Художник писал картину почти 40 лет. Полотно стояло в мастерской Васнецова до самой его смерти, однако он так и не захотел «поставить точку» — на холсте нет ни даты, ни авторской подписи. Широкая публика увидела «Спящую царевну» уже после смерти автора, на выставке в 1927 году. Картина имела огромный успех и ее признали одним из лучших произведений Васнецова, поставив в один ряд со знаменитыми «Богатырями».

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои. 

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни. 

Мы представили лишь некоторые известные произведения художника. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством ближе, обязательно посетите с учениками и детьми виртуальную экскурсию «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». 

Михаил Врубель был очень многогранным художником. Модернист, участник Абрамцевского кружка, символист и мистик, приверженец британского движения Arts and Crafts — каждая из этих характеристик предлагает ключи к пониманию его наследия, но не делает его личность менее загадочной. Каждый этап его деятельности связан с историей формирования особого взгляда на мир.

Выпускник Императорской Академии художеств, один из любимых учеников знаменитого преподавателя и художника Павла Чистякова, Михаил Врубель обладал особым пониманием завершённости композиционного замысла, очень лично проживал сюжеты своих произведений и умел в живописи передать самые глубокие чувства. Знаток византийского искусства иконописи, он  обращался на протяжении почти всей жизни к библейским и мифологическим образам.

Конечно же, поэтичность русской сказки не могла не взволновать художника. Михаила Врубеля влекла глубина фольклора, тесная связь с окружающим миром и человеком… Врубель видел в сказке не тему и не жанр, и не ответ на запросы времени, но в первую очередь неповторимую реальность. Пытаясь запечатлеть эту реальность, художник максимально приближает сюжет к зрителю.

В 1890–1900-е Михаил Врубель создал сказочный цикл, который максимально полно раскрыл гений художника. Монументальные произведения и графические наброски, объединённые эстетическим замыслом, самобытное авторское прочтение делают образы мифологических персонажей очень яркими, наделяя их чувственностью и узнаваемостью. Художник сократил дистанцию между мифом и реальностью, и сказочные персонажи обрели черты реальных людей.

Одной из поворотных работ для развития карьеры Врубеля стало панно «Принцесса Грёза», написанное по мотивам одноимённой драмы в стихах Эдмона Ростана. Примечательна история создания этой работы. Михаил Врубель сделал два панно для Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде, однако комиссия Академии художеств работы не приняла. Тогда меценат Савва Мамонтов, который курировал производство панно, решил построить для произведений художника отдельный павильон. Конечно же, такой ход привлёк внимание к молодому талантливому автору. «Принцесса Грёза» воспевает совершенную красоту и идеал, за приближение к которым пришлось поплатиться жизнью. Поражающее своим масштабом поэтическое произведение поначалу было холодно встречено публикой и критиками. Работу ругали за чрезмерную «декоративность», говорили, что автор не чужд «украшательства». Однако сейчас «Принцесса Грёза» занимает ключевое вместо в отдельном, врубелевском зале Третьяковской галереи.

Знаменитое полотно «Пан» считается венцом сказочного цикла. Здесь Врубель демонстрирует свои представления о красоте, которые идут вразрез с классическими канонами. Заданная ещё древнегреческим искусством гармоничная соразмерность пропорций, подтверждающая целостность идеи, уходит в тень, уступая место эфемерности и недосказанности.

Картина «Царевна-Лебедь» — одна из самых известных и одновременно наиболее загадочных работ Михаила Врубеля. Например, до сих пор идут споры о том, кто позировал для этого полотна. Некоторые специалисты считают, что Врубель писал прекрасную деву вовсе не со своей жены, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель, хотя именно она играла роль Царевны-Лебедь в «Сказке о царе Салтане». Нашли в этой картине отражение и личные переживания художника, виден и отпечаток его душевной болезни. Интересно то, как именно изобразил художник деву — в момент превращения, когда человеческое уступает звериному. Быть может, поэтому в лице царевны заметны дикие и даже демонические черты. Работа над «Царевной-Лебедь» позволила Врубелю найти импульс для работы над «Демоном».

Тема демона для Михаила Врубеля носила глубоко личный характер и раскрывалась во множестве эскизов, набросков и вариантов. Наиболее известным в ряду «демонов» стал «Демон поверженный».

От другого «демонического» полотна — «Демон летящий» — сохранился лишь неоконченный холст (именно он представлен в Третьяковке). Врубель множество раз переписывал лицо демона, делая его то грозным, то задумчивым, то злым, то безразличным. Считается, что именно душевный недуг остановил творческие поиски Врубеля.

В 1890-е Михаил Врубель был близок Абрамцевскому кружку и увлекался майоликой — разновидностью керамики. Художник переносил живопись на керамическую поверхность, придавая изображению некую угловатость и почти импрессионистический шарм. Среди сказочных сюжетов майолик Врубеля спор Садко с морским царём. Эту сцену художник разрабатывал несколько раз.

Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.

Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.

Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 1

Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 2

Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 3

Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 4

Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 5

Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 6

Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 7

Васнецов, Снегурочка, 1899

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 8

Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 9

Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 10

Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 11

Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 12

Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 13

Иван Билибин, Иван-царевич, 1899

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 14

Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 15

Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 16

Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 17

Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 18

Иван Билибин, Сказка о золотом петушке

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 19

Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 20

Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 21

Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 22

Иван Билибин, Бояре

«В гостях у сказки» сказочные персонажи на полотнах художников Васнецова и Билибина, фото № 23

Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900

  • Выдающиеся российские исполнители ф и шаляпин рассказ
  • Выметите мусор как пишется
  • Вылеченный пациент как пишется
  • Выметенный мамой мусор как пишется
  • Выготский лев семенович собрание сочинений