Система уроков по творчеству И.А. Гончарова
Я ИДУ НА УРОК
И.МОСКВИНА,
Академический лицей,
г. Томск
Система уроков по творчеству
И.А. Гончарова
Единство уроков по роману И.А. Гончарова
осуществляется за счёт, во-первых, одной проблемы
— выявления своеобразия авторской позиции,
во-вторых, благодаря опоре на методику
целостного анализа художественного
произведения.
В разработке уроков использовался
биографический и аналитический материал,
представленный в следующих работах:
Жук А.А. Роман 60-х годов («Обломов», «Отцы и
дети», «Что делать») // Жук А.А. Русская проза
второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1981.
С. 38–87.
Криволапов В.Н. Ещё раз об обломовщине //
Русская литература. 1994. № 2. С. 27–48.
Лошиц Ю.М. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1986.
С. 365.
Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова.
Владивосток, 1985. С. 139.
Николаев П.А. Гончаров // Русские писатели
// Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1990.
С. 202–207.
Отрадин М.В. «Сон Обломова» как
художественное целое // Русская литература. 1992.
№ 1. С. 3–12.
Урок 1
Тема. И.А. Гончаров. Творческий и
жизненный путь
Цели. Познакомить учеников с личностью
И.А. Гончарова, его биографией, дать
представление о мировоззрении, гражданской
позиции, философских и эстетических взглядах
писателя, выявить взаимосвязь его творчества и
судьбы, ввести творчество И.А. Гончарова в
общий контекст развития литературы второй
половины XIX века.
Задачи
1. Показать роль патриархального уклада
жизни в родительском доме, кружка Майковых,
“натуральной школы” в формировании личности
писателя.
2. Ознакомить с содержанием основных
произведений писателя, показать их связь с
идейно-эстетическими исканиями времени и
традициями предшествующей литературы.
3. Показать своеобразие
общественно-политической, гражданской позиции
И.А. Гончарова.
Форма урока. Рассказ-лекция.
План-конспект
1. Становление и формирование личности
писателя
а) Патриархальный уклад жизни в родительском
доме.
б) Читательские пристрастия будущего
писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822–1830).
г) Московский университет (1831–1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании
взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты
И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего
творчества писателя с эстетикой и поэтикой
“натуральной школы”.
2. Своеобразие общественно-политической,
гражданской позиции И.А. Гончарова
а) Взвешенность, объективность позиции
писателя по отношению ко всем важнейшим
социальным, политическим, философским вопросам
времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых
традиционным патриархальным укладом жизни, и
понимание необходимости социальных перемен в
стране.
3. Роман «Обыкновенная история» (1841) в
творчестве писателя
а) Обзорное знакомство с содержанием
произведения. Роль конфликта романтического и
прагматического сознаний в структуре романа.
История жизни, нравственных исканий А.Адуева.
Особенности поэтики романа.
4. История создания романа «Обломов»
а) Публикация главы романа («Сон Обломова») в
журнале «Современник».
б) Реакция на публикацию революционной и
славянофильской критики.
5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова,
его роль в развитии гражданской позиции писателя
а) История путешествия «Фрегат Паллада».
Соотношение российского и западного,
российского и восточного сознаний, своеобразие
русского национального характера.
6. Публикация романа «Обломов»
а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.
7. Роман «Обрыв», его место в творчестве
художника
а) Проблематика произведения. Новый тип
героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике
романа.
8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова
в 70-е годы XIX века.
а) «Мильон терзаний», «Гамлет», «Лучше
поздно, чем никогда». Цикл очерков «Слуги старого
века».
9. Подведение итогов.
а) Значение и своеобразие творчества
И.А. Гончарова, его место в русской литературе
XIX века. Особенности общественно-политической,
гражданской позиции писателя.
Домашнее задание
1. Перечитать главу «Сон Обломова».
2. Выделить образы, приёмы, связывающие
поэтику этой главы с волшебной сказкой.
3. Найти связь образов главы с
древнегреческой культурой, с представлениями
греков о “золотом веке”.
4. Обнаружить связь содержания главы с
образами христианской мифологии (черты Эдема в
жизни Обломовки).
Уроки 2–3
Цели
1. Актуализировать навыки выявления
авторской позиции в произведении
И.А. Гончарова «Обломов»; показать сложность
авторского мировосприятия, образно-смысловую
насыщенность главы «Сон Обломова»; выявить связь
проблематики романа с важнейшими вопросами
российской действительности середины XIX века.
2. Способствовать формированию
представления учеников о всесторонне развитой
личности с выявленной гражданской позицией.
Задачи
1. Выявить: а) смысл названия романа; б) роль
образов и приёмов волшебной сказки,
древнегреческих и христианских мифов в создании
идиллического образа Обломовки; в) показать
несовпадение точки зрения повествователя и
героя в структуре главы.
2. Выявить художественный смысл
композиционного строения романа.
3. Раскрыть сложность и глубину размышлений
автора о проблеме соотношения цельности
человека и активности его жизненной позиции.
Тип урока. Проблемный урок с элементами
семинарского занятия.
Постановка проблемы. Учитель напоминает
ученикам, сколь диаметрально противоположную
оценку получил роман в критике середины XIX века:
одни увидели в романе и образе главного героя
поэтизацию патриархального уклада жизни
(А.В. Дружинин), другие — острую сатиру на него
(Н.А. Добролюбов). В качестве примера столь же
несовместимых точек зрения на позицию автора
произведения можно привести высказывания
современных исследований (Ю.Лощица и
П.А. Николаева, например).
— Почему оказалось возможным столь разное
прочтение романа разными читателями,
профессиональными критиками и литературоведами?
В процессе обсуждения разных версий,
предлагаемых учениками, учитель актуализирует
знания по теории литературы: особенность
проявления авторской позиции в эпическом
произведении, её “спрятанность”, закон
объективности, царящий в нём. По сведениям,
полученным на первом занятии, делаем вывод, что
законы романного жанра совпали с особой,
объективной, жизненной и эстетической позицией
самого писателя.
— В каких произведениях, которые мы с вами
читали, вставала аналогичная проблема по
обнаружению прямо не выявленного авторского
отношения?
Вспоминают произведения А.С. Пушкина
«Капитанская дочка», А.С. Грибоедова «Горе от
ума», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
— Каковы были наши действия по прояснению
авторского отношения к героям, проблеме?
Анализ:
1) повествовательной структуры произведения;
2) системы персонажей;
3) композиции;
4) системы сквозных символических образов.
Учитель предлагает воспользоваться той же
методикой при анализе романа И.А. Гончарова
«Обломов».
Особенности повествования в романе
— Кто ведёт повествование в произведении?
Вспоминаем о соотношении таких понятий, как
автор — повествователь — рассказчик — герой, об
особенности проявления этого соотношения в
реалистическом произведении, делаем вывод о
преобладании точки зрения повествователя и
героев в структуре романа И.Гончарова. Ещё раз
подчёркивается объективность манеры
повествования, выделяется роль детали как
важного средства выявления авторской позиции в
эпическом повествовании: раскрывается смысл
основных деталей первых глав романа (запылённая
книга, диван, халат, и так далее).
Смысл названия произведения
— О чём говорит название произведения?
Выявляем, что имя главного героя, вынесенное в
название, подчёркивает особенность его места в
поэтическом мире произведения, подчёркивается
тот интерес, который представляет именно его
жизненная позиция для автора.
— Где эта позиция, суть отношения героя к
миру выявлены наиболее полно?
Ученики называют главу «Сон Обломова» — главу,
особенность которой подчёркнута наличием
названия.
— В каких ранее изученных произведениях
описываются сны? Каковы были его функции?
А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин»; А.С. Грибоедов — «Горе от ума».
1. Сон — как выявление духовного состояния
героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет
сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя,
при этом он приобретает особое символическое
значение: сон — символ всей жизненной позиции
героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её
парадоксальность в том, что она устремлена не в
будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке,
в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический
образ.
— Какими средствами создаётся идилличность
образа Обломовки?
(Работа по тексту с опорой на домашнее
задание.)
1. Отмечаем использование средств устного
народного творчества в создании образа
Обломовки:
а) особая пространственно-временная
организация, характерная для русской волшебной
сказки; отгороженность Обломовки от остального
мира, восприятие остального пространства
обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего
закона в этом мире (безделие);
в) любимые герои этого волшебного мира —
Емеля, Милитриса Кирбитьевна, Илья Муромец.
2. Отражение древнего представления о
“золотом веке” в жизни обломовцев (в работе
опираемся на те знания, которые получили
слушатели спецкурса «Мировая художественная
культура»):
а) спокойствие, отсутствие дурных
наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
в) естественность;
г) изобилие;
д) молодость, красота, долгожительство;
смерть в Обломовке воспринимается как
естественный переход одной разновидности сна в
другой — вечный сон.
3. Черты христианского образа Эдема, рая в
главе «Сон Обломова»: Обломовка —
а) мир изобилия;
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря
запасам, тёплой печке, воспринимается как
продлённое лето);
в) мир, где всем ясно, что труд — Божье
наказание за излишнюю любознательность.
— Какой образ является в главе «Сон
Обломова» центральным, объединяющим все его
фрагменты?
Образ матери (как матери-женщины и
матери-природы) объединяет все элементы главы и
создаёт образ родного пространства, где всё
согрето материнской любовью, заботой, где всё
живёт по законам следования традициям отцов
(обращаем внимание на смысловую нагрузку имени
героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его
жизни).
Таким образом, Обломовка в сознании героя
приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка
— мечта-утопия.
— Какое дополнительное прочтение получает
образ Обломовки в контексте той борьбы идей
середины XIX века в России, о которой говорилось на
уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в
качестве идиллической модели патриархальной
России.
— Как Обломов представляет будущее России?
Для ответа на этот вопрос необходимо
внимательно проанализировать философскую
позицию героя. Имена каких известных вам
философов упоминаются в романе? Какие
философские учения напоминают вам воззрения
Обломова?
(Правомочность подобных вопросов ученикам 10-х
классов определяется тем, что, во-первых, при
изучении различных художественных методов в 9-м
классе выявлялась их философская основа,
во-вторых, тем, что в лицейской программе есть
курс истории философии.)
Ж.-Ж. Руссо — концепция естественного
цельного человека (указываем, где и как
упоминается имя учёного, его идеи). Философия
покоя — философия Востока (ещё раз выявляем
символический смысл детали — восточный халат
Обломова, обращаем внимание на местоположение
Обломовки — ”где-то на востоке”).
— Каким образом в сознании главного героя
устанавливается связь между концепцией Руссо и
философией покоя?
По мнению Обломова, цельность и гармония
предполагает состояние покоя, движение —
проявление дисгармонии (отсылка к материалу
курса физики).
Итак, нравственный идеал Обломова — цельная
гармоничная личность, социальный идеал —
патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим
объясняется поэтизация патриархального уклада
жизни, его эстетизация.
— Однако совпадает ли идеал героя с идеалом
автора?
(Возвращаемся к основной проблеме уроков —
выявление авторской позиции.)
Отмечаем наличие авторской иронии и авторских
корректирующих помет в повествовании об
Обломовке:
1) абсолютная идиллия “сказки” об Обломовке
разрушается словами повествователя о “злой и
коварной сатире на наших предков, а может быть,
ещё и на нас самих” в сказке о Емеле;
2) для жителей “золотого века” была
характерна гармоничность их духовного и
физического развития, одно из характернейших
качеств древнего грека — любознательность; в
образе обломовцев педалируется биологическое
начало и полное отсутствие любознательности;
3) “обломовский” рай — не для всех: “кое-где,
как муравей гомозится на чёрной ниве палимый
зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом”.
Обломовка, модель патриархальной России, —
идеал героя. Автор же, любуясь естественностью,
добросердечностью патриархальных отношений,
видит их ущербность (обращаем в связи с этим
внимание на семантику фамилии героя: Обломов —
“обломок”, часть целого. Не гармония, не целое, а
часть целого, обломок гармонии. Руссо
проповедует гармонию цельной личности, гармония
Обломова — гармония барина (части личности). Не
рай, а “обломок” рая).
— Подтверждает ли наши выводы композиция
романа?
Отмечаем “отрывочное”, “эпизодическое”
строение романа с хронологическими смещениями
событий (петербургское лежание — мысленное
возвращение в детство — Штольц — Ольга —
Выборгская сторона). Отсутствие в жизни героя
развивающейся, последовательной линии жизни, её
“кусочность”, “обломочность”. Моменты
остановившейся жизни (реализация философии
покоя).
Вывод. Анализ поэтики названия главы «Сон
Обломова», композиции романа доказывает мысль о
несовпадении нравственного и социального идеала
героя и автора.
Домашнее задание (по вариантам).
Сопоставительная характеристика героев
(выявить, какие слабые и сильные стороны каждого
из них это сопоставление обнаруживает).
1в. Обломов — Захар;
2в. Обломов — визитёры;
3в. Обломов — Штольц;
4в. Обломов — Ольга;
5в. Обломов — Агафья Матвеевна.
Уроки 4–5
Цели
1. Показать роль системы персонажей
произведения И.А. Гончарова «Обломов» в
выявлении авторской позиции; раскрыть
своеобразие авторского идеала и его концепции
России.
2. Сформировать представление о
гармонической личности как ориентире для
самовоспитания каждого человека.
Задачи
1. Показать сложность и неоднозначность
характера главного героя романа И.А. Гончарова
через его сопоставление с образами остальных
персонажей произведения.
2. Выявить своеобразие средств создания
образа героя в художественном мире писателя.
Тип урока. Проблемный урок с элементами
семинарского занятия.
В начале урока повторяются основные выводы
предыдущих уроков. Для этого задаются следующие
вопросы:
1. Почему роман И.А. Гончарова «Обломов»
вызвал и до сих пор вызывает неоднозначные
трактовки?
2. Какие средства выявления авторской
позиции вы знаете?
3. Смысл названия романа?
4. Является ли Обломовка идеалом? Чьим?
Докажите свою мысль.
5. В чём особенности композиционного
строения романа?
Постановка проблемы. Учитель предлагает
ученикам продолжить работу по выявлению
авторского отношения к изображаемым событиям в
романе И.А. Гончарова, напоминает о том, что
важнейшим средством раскрытия авторской позиции
является система персонажей: через
сопоставление одного героя с другим выявляются
их сильные и слабые стороны, корректируется
авторская мысль, обнаруживаются нюансы в её
развитии (ученики вспоминают, как анализ системы
персонажей-двойников в романе М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени» помогал придти к
пониманию своеобразия авторской позиции).
Учитель отмечает моноцентрическую структуру
произведения: все персонажи сконцентрированы
вокруг главного героя, описывая его общение,
контакты с другими людьми, автор раскрывает их
характер и показывает новые грани характера
главного героя. Предлагается при анализе системы
персонажей в романе И.А. Гончарова
пользоваться логикой “расположения” героев в
самом произведении, что позволяет проследить
постепенное, последовательное развитие
авторской мысли.
Обломов — Захар. Кем является Захар? В каких
взаимоотношениях он находится с Обломовым? Какие
черты того и другого выявляются в процессе их
взаимоотношений? Комичен ли образ Захара? Какова
роль финала в раскрытии драмы Захара? Какими
средствами создаются образы героев?
В процессе анализа выявляется принцип
взаимодополняемости в обрисовке героев,
взаимодействие комического и драматического в
их описании, отмечается своеобразие портретной
характеристики, её роль, роль быта в создании
образа героя, раскрываются функции
повторяющихся описаний, детали.
— Каких героев русской литературы первой
трети XIX века напоминают те качества Обломова,
которые проявились в первых эпизодах?
Типологической чертой каких героев является
бездеятельность, нереализованность в деле?
Вначале называется гоголевский Манилов, потом
тип “лишнего человека”.
— Чем освещение проблемы “лишнего
человека” в этом романе отличается от её
рассмотрения в предшествующей литературе?
В ходе обсуждения приходим к следующим выводам:
1. И.А. Гончаров довёл логику развития
“лишнего человека” до её логического
завершения (нереализованность — полная
бездеятельность).
2. В произведениях А.С. Грибоедова,
А.С. Пушкина и особенно М.Ю. Лермонтова
“лишний человек” — личность незаурядная,
титаническая. И.А. Гончаров показал, как
действительность губит не титана, а заурядного
сына века, в котором есть природные задатки не
лидера, а просто хорошего человека.
3. В романе «Обломов» сделан акцент на
исследовании условий, порождающих “лишнего
человека” (“обломовщина” как социально
определённое трагическое воплощение “рока”).
4. Конфликт (человек — среда) перемещён
внутрь самого героя: мешает осуществиться
личности “помещика” в самом герое, в его душе.
Итак, в начале романа автор выявляет самые
негативные стороны и Обломова, и Захара
(преобладание комических сцен ссор, размолвок,
бездеятельность, лень героев, барство Обломова).
Однако заканчивается первый фрагмент романа
искренним саморазоблачением героя, которое
показывает его способность трезво мыслить,
здраво размышлять.
— Что нового в наше восприятие героя вносит
его сопоставление с его многочисленными гостями,
визитёрами? Почему так много гостей приходит к
“неподвижному”, бездеятельному герою? Чем он
интересен для них? Похожи ли чем-либо все
приходящие герои друг на друга? На Обломова?
Какими средствами пользуется автор для создания
образа гостей? Ставится ли в этой части романа
проблема целостной гармоничной личности? Кем она
поднимается?
Отмечается мнимый характер деловитости
визитёров, суетливость, “механистичность” их
поведения, подчёркнутые чисто внешней
обрисовкой их образов и употреблением приёма
повтора в их описании, обращается внимание на то,
что каждый герой — воплощение одной
определённой стороны петербургской жизни, одной
грани человеческой личности, поэтому они
предстают как “раздробленные” люди.
Показывается притягательная сила искренности,
сердечности, естественности Обломова.
Акцентируется то, что именно он видит
“раздробленность” современного человека (и
свою в том числе), и то, что размышления героя о
целостности личности драматичны, глубоки и
искренни.
Делается вывод, что наше представление о герое
после “парада гостей” усложняется, становится
более неоднозначным. Ещё более сложным оно
становится после появления Штольца.
Обломов — Штольц
— Кто такой Штольц? Чем он занят? Что
связывает Обломова и Штольца, каковы их
взаимоотношения? Какие факты биографии
доказывают, что образ Штольца задуман как
воплощение идеала гармоничной личности?
Осуществился ли авторский замысел в полном
объёме?
Показывается активность Штольца, присущая ему
культура деятельности, культура разума.
Отмечается, что на его фоне вновь рельефно
выступает патриархальная пассивность Обломова,
что в образе Штольца видна авторская попытка
воплотить идеал гармоничной личности:
соединение русского духовного (материнского)
начала и немецкого рационального деятельного
(отцовского), поиск “равновесия практических
сторон с тонкими потребностями духа (он присущ и
самому герою — Штольцу).
Вместе с тем обнаруживается ограниченность
Штольца, неясность самой сути его деятельности,
её цели. Отмечается некоторое сходство Штольца с
другими “гостями”, его зависимость от
суетности. Демонстрируется, как в отношениях со
Штольцем проявляется красота души Обломова, его
способность думать о смысле жизни, деятельности,
о направленности её на человека. Обломов
предстаёт как человек, который страстно ищет,
хотя и не находит, норму жизни. Отмечается
использование исповеди как способа раскрытия
души героя.
Таким образом, сопоставление этих двух образов
приобретает особую важность, выявляет сложность
авторского идеала, его связь и с духовным —
нравственным, патриархальным, и с современным —
деятельным, рациональным началами. Идеал
оказывается не воплощённым ни в одном из до сих
пор рассмотренных героев.
— Может быть, таким героем является Ольга?
Ольга — Обломов
— Что прельщает в Ольге и Обломова, и
Штольца? Какими средствами пользуется автор при
описании Ольги, её взаимоотношений с Обломовым?
Почему расстались Ольга и Обломов? Виноват ли в
этом только Обломов?
Выявляются черты “нового человека” в Ольге
(жажда нового, жажда деятельности, поиск высокой
благородной цели этой деятельности), её
искренность, поэтичность, которые с новой силой
высвечивают аналогичные качества души Обломова
и заставляют его проснуться. Отмечаются особая
лиричность эпизодов, посвящённых описанию
взаимоотношений Ольги и Обломова, роль пейзажных
описаний в создании поэтической атмосферы, иная
по сравнению с первыми эпизодами функциональная
нагрузка детали (ветка сирени).
Акцентируется внимание на принципиально новом
подходе И.А. Гончарова к освещению проблемы
“возрождении души” человека: автор доказывает,
что человека воспитывают не высокие
просветительские призывы, а сама реальная жизнь,
которая окружает человека с детства. Вновь
выявляется тема “обломовщины” как рока, мотив
устойчивости сознания человека (Обломова).
Вместе с тем показывается, что пробуждение
Обломова не состоялось и по вине Ольги: её любовь
носила рассудочный, просветительский характер
(“ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча
света, который она разольёт над стоячим озером и
отразится в нём”), её чувству не хватало
непосредственности, естественности. Всё это
особенно рельефно выступает при сравнении двух
женских образов.
Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна
— Какие качества того и другого образов
выявляет это сопоставление?
Поэтичность, одухотворенность Ольги —
“биологичность”, предельная изначальная
заземлённость, погружённость в быт, недалёкость
Агафьи Матвеевны.
Уникальность, рассудочность Ольги —
способность к нерассуждающей, самоотверженной
любви Агафьи Матвеевны. Отмечается высокий
драматизм повествования о ней в финале (куст
сирени, посаженный её руками на могиле, возможно
сопоставление ситуации с повестью Н.В. Гоголя
«Старосветские помещики»).
При этом книжная, “идеальная” любовь Ольги
заставляет на время проснуться, помолодеть.
Самоотверженная любовь Агафьи Матвеевны
успокаивает и усыпляет героя окончательно.
Вывод. Идеал автора не воплотился ни в одном
из героев произведения, вместе с тем почти каждый
из них несёт в себе какую-то грань этого идеала.
Этико-эстетический идеал автора: сохранение
целостности естественной личности во всей
полноте её эмоциональных деятельных и
рациональных начал, в её активном общественном
самоутверждении.
При переведении разговора об идеале автора в
более социальный план отмечается, что Гончарову,
без сомнения, дорог образ патриархальной России
(не случайно и центральное положение именно
Обломова, и особое место главы «Сон Обломова» в
структуре романа). Вместе с тем патриархальная
Россия не является абсолютным авторским идеалом.
И.А. Гончаров, без сомнения, видит жизненно
важную необходимость движения России вперёд.
Покой (застой) оборачивается сном и смертью.
Таким образом, главенствующим в авторской
концепции является принцип меры, гармонии,
“золотой середины”. Он проявляется как в этике,
эстетике, так и в поэтике произведения. В ходе
анализа отмечались черты, приёмы, которые могли
бы позволить отнести произведение к
бытоописательному (например, описание квартиры
Обломова, дома и быта Пшеницыной), к философскому
(насыщенность философской проблематикой), к
лирико-психологическому (введение исповедей,
писем, сна, пейзажных зарисовок) роману. В
произведении И.А. Гончарова все эти жанровые
принципы, особенности гармонично соединяются.
Бытие растворено в быту, бытовой уровень не
входит в противоречие с мировыми вопросами, над
которыми мучительно размышляют герои.
Домашнее задание. Сочинение на одну из
следующих тем:
1. Идеал человека-гражданина в романе
И.А. Гончарова «Обломов».
2. Этико-эстетический идеал автора
И.А. Гончарова (по роману «Обломов»).
3. Концепция России в романе И.А. Гончарова
«Обломов».
4. Обломов, его жизненная и философская
позиция (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
5. Проблема “лишнего человека” в романе
И.А. Гончарова «Обломов».
6. Проблема гармоничной целостной личности в
романе И.А. Гончарова «Обломов».
7. Женские образы в романе И.А. Гончарова
«Обломов».
Обновлено: 10.01.2023
В категорию ненавистного труда попадает и ученье, которое тоже требует умственных усилий и ограничений. Какому современному школьнику не понятны такие, например, строки: «Как только он (Илюша) проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:
– Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!
Сердце дрогнет у него. А не то как мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да скажет:
– Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты? – и покачает головой.
Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.
– Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она, – а там – что Бог даст.
Микропересказ : Взрослому мужчине снилось его детство: покойные родители, их непомерная опека, размеренная жизнь в родном поместье, обильные обеды, однообразные дни, нянины сказки и учёба в пансионе строгого немца.
Чудный край
Илья Ильич Обломов — в данном эпизоде ему от 7 до 14 лет, он шустрый и любознательный, хорошенький, румяный и пухленький.
…не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков, потому что нет лесов.
В местности располагалось несколько деревенек, дома в которых были разбросаны как попало. Один дом висел в воздухе над оврагом, и надо было обладать большой ловкостью, чтобы зайти в него, однако в нём счастливо прожило несколько поколений.
Летний день в Обломовке
Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка… напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.
Тем временем жизнь в Обломовке шла своим чередом. На кухне готовили обед, в людской кто-то прял, мать Ильи распоряжалась хозяйством, а отец сидел у окна и за всеми наблюдал. Главной заботой в Обломовке была кухня: что приготовить на обед решали на семейном совете, но последнее слово было за хозяйкой.
После не в меру сытного обеда и хозяева, и слуги уснули мёртвым сном. Няня тоже не выдержала, заснула. Илья наконец получил полную свободу и сделал всё, что ему запрещалось.
Вечером пробудившиеся Обломовцы долго пили чай из огромного самовара, грушевую воду, квас — всё, что могло утолить невыносимую жажду. Ребёнку было весело наблюдать за ними. За чаем последовал ужин. Когда совсем стемнело, Илюше захотелось погулять в лесу, но мать не пустила: там бродит леший и уносит маленьких детей.
Ребёнку захотелось знать, какой он, леший, и мать дала волю фантазии. Слушая её, Илья заснул, и его унесли в постель.
Нянины сказки
Обломову приснился долгий зимний вечер. Прижимаясь к няне, он слушал сказку о неведомой стране, где происходят чудеса, и текут молочные и медовые реки. Добрые молодцы там ничего не делают, только гуляют день-деньской. Иногда волшебная щука выбирает какого-нибудь безобидного лентяя, осыпает его дарами и женит на неслыханной красавице.
И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры.
Жизнь в Обломовке
Обломов увидел себя мальчиком лет четырнадцати. Он уже учился в соседнем селе, в пансионе Штольца.
Штольц — немец, управляющий соседнего поместья и владелец небольшой школы, сторонник строгой дисциплины.
Однажды старая галерея вокруг Илюшиного дома обвалилась. Несколько месяцев Обломов-старший решал, не построить ли новую, но потом велел подпереть досками остатки старой галереи, да так и оставил. Ворота в поместье годами оставались непочиненными, крыльцо шаталось, но старика Обломова это не волновало. Однако он мог перевернуть весь дом, чтобы найти носовой платок.
Зимний вечер
Затем Обломову приснился длинный зимний вечер. Вся семья и гости сидели в гостиной, обставленной старой мебелью, зевали и говорили ни о чём. В комнате горела одна тусклая свечка: обломовцы не любили тратить деньги и старались обходиться натуральным хозяйством.
…они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов… Они… приводили в исполнение единственное употребление капиталов — держать их в сундуке.
Учёба Илюши Обломова
Ничто не нарушало однообразной жизни Обломовки, и сами обломовцы не хотели перемен даже к лучшему, ведь они тоже требуют хлопот.
Однажды покой обломовцев нарушило письмо. Все всполошились и прочесть его решились только на четвёртый день. Письмо оказалось от дальнего родственника, который просил у Обломова-старшего рецепт кваса. Несколько месяцев старик Обломов собирался написать ответ, но так и не написал.
Писать Обломов-старший не любил, а книги, доставшиеся ему от брата, были для него нечастым развлечением. Ему не важно было, какая книга, любую из них он считал вещью для развлечения, а самого писателя — кем-то вроде скомороха.
Времена недорослей миновали, Обломовы понимали, что учиться необходимо для карьеры, но Илюша всё равно учился кое-как. Родители использовали любой предлог, чтобы оставить несчастного, отощавшего от учёбы ребёнка дома. Они мечтали увидеть Илью в шитом мундире, но хотели достичь этого без изнурительного учения.
Штольц боролся с этим, но не преуспел: Илюшу пожалел Андрей и начал помогать.
Андрей Штольц — сын немца Штольца, ровесник Ильи, умный, серьёзный, настойчивый, в будущем — лучший друг Обломова.
Обломову приснилась его жизнь в пансионе Штольца. Его камердинер ухаживал за четырнадцатилетним Ильёй, как нянька: одевал, натягивал чулки. Раньше резвому мальчику всё хотелось делать самому, но родители останавливали его — зачем, если есть слуги? Потом Илья и сам решил, что приказывать и удобней, и спокойней.
Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание романа из собрания сочинений Гончарова в 8 томах (М.: Гослитиздат, 1953). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.
Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.
И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.
Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.
Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.
В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.
Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.
Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.
Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.
Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.
Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.
И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.
Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.
К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.
Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.
Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.
В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.
Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.
Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.
Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.
Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.
Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!
Сочинение про Сон Обломова
Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.
Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…
И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Разбор главы Сон Обломова
Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.
Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.
Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.
Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.
Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.
Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.
Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.
Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.
Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.
3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.
Беседа по пройденному материалу:
Какова роль визитеров в начале романа?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Вспомните содержание 5 главы романа:
Кто такой Обломов?
Какова его жизнь в Петербурге?
Где учился, служил?
Каково его отношение к начальнику?
Почему оказался на диване?
Почему он такой?
В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?
Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?
В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?
Функция сна в произведениях:
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Композиция сна
Какова композиция этой главы?
Из скольких частей состоит (условно)?
Как вы это определили?
Композиция сна
2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
3. Чудесная страна. Сказки няни.
4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Сформулировать ответ письменно в тетради)
Вспомните описание утра;
Каков полдень? Каков вечер?
Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
С какой целью автор использует пейзаж?
Анализ 2 части сна:
Семилетний Обломов в родительском доме.
Восприятие окружающего мира.
Анализ 3 части сна:
Анализ 4 части сна:
Обломову 13-14 лет.
Взгляды обломовцев на жизнь.
Роль сна в романе:
Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.
Автор показывает читателям истоки характера героя:
как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.
Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?
Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Илья Муромец.
Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.
Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.
Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Образ матери
Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).
Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.
Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.
Социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия.
Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя.
Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.
(Вспомним семантику фамилии героя: Обломов — «обломок», часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии).
Реализация домашнего задания: (работа в тетради)
Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:
Положительные стороны жизни обломовцев:
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
5. Любовь матери.
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отрицательные стороны жизни обломовцев:
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.
И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?
Читайте также:
- Почему эритроциты красные кратко
- С помощью какого механизма ламарк объяснял происхождение длинной шеи у птиц кратко
- Дайте характеристику жизни и деятельности яна гуса почему этот человек прославился в истории кратко
- В связи с чем у человека появляются изгибы позвоночника кратко
- Гастев как надо работать краткое содержание
Анализ главы «Сон Обломова» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока «Сон Обломова»
Тема урока: «Сон Обломова»
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.
Учитель: О чём говорит название произведения?
Ответ учеников :
Комментарий учителя: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно? (В главе «Сон Обломова»)
Учитель : Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
Учитель : А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
Ответ учеников :
Учитель : Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Ответ учеников :
Учитель : Какими средствами создаётся идеальное представление образа Обломовки? (задание по группам)
Группа 1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки (далее следуют предполагаемые ответы учащихся):
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
Группа 2. Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура») – далее следуют предполагаемые ответы учащихся:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
Группа 3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: Обломовка (далее следуют предполагаемые ответы учащихся):
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
Учитель : Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
1. Жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Учитель : Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Рассуждение класса: …
IV . Домашнее задание.
Образ Штольца в романе по плану:
— семья;
— воспитание;
— образование;
— портретные особенности;
— образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)
Источник
Сон Обломова. Роман И.А. Гончаров «Обломов»
Содержимое разработки
Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»
1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;
2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;
3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.
Беседа по пройденному материалу:
Какова роль визитеров в начале романа?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Вспомните содержание 5 главы романа:
Какова его жизнь в Петербурге?
Каково его отношение к начальнику?
Почему оказался на диване?
Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».
В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?
В главе «Сон Обломова»
Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?
В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?
Функция сна в произведениях:
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Функция сна в романе «Обломов»:
Какова композиция этой главы?
Из скольких частей состоит (условно)?
Как вы это определили?
«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
3. Чудесная страна. Сказки няни.
4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Сформулировать ответ письменно в тетради)
Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)
«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»
Вспомните описание утра;
Каков полдень? Каков вечер?
Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
С какой целью автор использует пейзаж?
Анализ 2 части сна:
Семилетний Обломов в родительском доме.
Восприятие окружающего мира.
Анализ 3 части сна:
Анализ 4 части сна:
Взгляды обломовцев на жизнь.
Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.
Автор показывает читателям истоки характера героя:
как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.
Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?
Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.
Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.
Реализация домашнего задания: (работа в тетради)
Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:
Положительные стороны жизни обломовцев:
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отрицательные стороны жизни обломовцев:
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
6.Воспитание Обломова «по-обломовски».
Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.
И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Источник
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок в 10 классе по теме
— проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия).
— выявить роль сна в романе «Обломов»
— развивать у учащихся умение работать с текстом, анализировать художественные тексты, группировать, выделять главное и обобщать;
— воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, анализ текста, групповая работа, самостоятельная работа, применение имеющихся знаний в новой ситуации
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
1. Владеть смысловым чтением.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
7. Классифицировать по заданным основаниям.
8. Определять понятия.
1. Оценивать свои и чужие поступки.
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Тип урока Изучение нового материала
Знание текста романа; художественных приемов как средства создания образа Обломовки, мира и уклада жизни обломовцев; функции сна в художественном произведении и в романе «Обломов»»; жанровое своеобразие данной главы;
Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умение давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развивать навык выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Применение полученных знаний на практике. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Познавательный интерес к литературе, процессу научного познания. Понимание роли автора в произведении.
— Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Зовут меня Марина Николаевна Устинова. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Надеюсь, что наше общение будет приятным и полезным.
— В названии темы нашего урока отсутствуют два слова. После просмотра видеофрагмента нам нужно восстановить одно из них.
— Как вы думаете, события какой главы содержатся в видеофрагменте?
— Вот и восстановили первое слово: СОН.
(внести в название темы слово СОН)
— Какие бы цели вы перед собой поставили? Что хотели бы выяснить для себя?
-какова функция сна Обломова в романе?
-каково жанровое своеобразие главы?
-почему И.А. Гончаров опубликовал «Сон
Обломова» раньше, чем первую часть романа?)
— Каковы будут результаты работы на уроке?
— А какие ассоциации вызывает у вас слово СОН?
Запишите несколько из них в рабочие листы.
— О сновидениях нам расскажет________________________________
(заранее подготовленное сообщение ученика(цы)
Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния. Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную (взгляд в прошлое) и прогностическую функции. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы многозначны.
— Давайте вспомним, в каких ранее изученных произведениях вы встречались с эпизодами сна?
сон Татьяны играет в романе большую роль. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.
Все неспокойные события во сне, отражение страхов, счастье искать в реальном мире)
Сон Городничего. Страх создает ситуацию заблуждения, связывают сон с приездом ревизора, он ему на голову свалился.
— Какую же функцию выполняет сон в романе «Обломов» И.А. Гончарова? Ответить на этот вопрос поможет работа в группах.
— Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
( «Сон Обломова» состоит из 3-х частей:
«Благословенный уголок земли»
Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира. Сказки няни.
Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
— Каждая группа анализируют свою часть сна, выделяя ключевые слова. Вопросы и тезисы вам в этом помогут. Затем делаем обзор каждой части.
— Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей.
Природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование ЧЕГО. – (Характера главного героя.)
(появляется слайд «+» и «-» стороны обломовской жизни)
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, страх перед письмом).
2. В Обломовке нет места злу.
1. Из распорядка дня видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна, пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось» (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея).
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
— Какие черты характера сформировались у Обломова? Запишите в таблицу Рабочего листа. (дети записывают,)
Умение чувствовать красоту
Способность к самообвинению
Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)
Стремление к гармонии в душе
Неумение преодолевать трудности
— Итак, в таблице отражены противоположные стороны жизни Обломова. И чаще всего, самого героя оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Перед вами два высказывания критиков. Прочитайте их. Какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
— Кто их них, по-вашему, прав?
(ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова, и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.)
— Теперь вернитесь к своим ассоциациям к слову «сон».
— Есть ли в характере Обломова то, что вы отметили в ассоциациях.
— Значит роль сна в романе мы определили верно.
— С какими мыслями вы уйдете с урока?
— Сегодня мы совершили с Обломовым путешествие в его детство, под лингвистическим микроскопом рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нем много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. В итоге порядочный, неглупый человек превратился в апатичного, и имя его стало нарицательным.
— Сегодняшняя беседа полезна для вас и как для будущих родителей. «Обломов» – пример того, как не надо воспитывать. И.А.Гончаров писал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом»
— Попробуйте дома на каждую букву фамилии героя подобрать слово, относящееся к характеру героя.
Выбранный для просмотра документ Критики говорят.doc
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Выбранный для просмотра документ Рабочий лист группы.doc
Рабочий лист группы
Ассоциации со словом «сон»
Положительные черты характера
Отрицательные черты характера
Примечание: План главы
2. Описание времён года.
5.Представления о мире.
6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).
7. Утро маленького Илюши.
9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).
11. Послеобеденный сон – подобие смерти.
12.Мечты о будущем Илюши.
16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)
17. «Труд» (галерея, плетень).
19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).
20. История с письмом.
21. Учение, мечты об аттестате.
Выбранный для просмотра документ Сон Обломова.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Николай Александрович Добролюбов Александр Васильевич Дружинин «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…» «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Источник