Выделите цветом ключевые слова при написании изложения и сочинения

Что такое тема?

Выберите верное продолжение.

Тема текста – это…

авторский замысел

это предмет речи; то, о чём говорится в тексте

главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить

событие или ряд связанных между собой событий

Признаки текста

Выберите из списка основные признаки текста.

развёрнутость

тональность

связность

последовательность

членимость

завершённость

идейность

Разноцветная книга

Установите соответствия между строками и названиями частей стихотворения С. Маршака «Разноцветная книга».

Эта страница зелёного цвета, значит, на ней постоянное лето.

А эта страница – морская, на ней не увидишь земли.

Красное солнце. Красное лето.

Пустынная страна. Песок по ней кружится, несется, как волна.

Определение темы

Выберите заголовок к картинке, который отражает тему изображения.

Сбор урожая – общее дело.

Сбор урожая.

Повторяем определения

Какие слова пропущены в тексте? Подставьте их.

Текст – это несколько предложений, которые связаны между собой и расположены в определённой . Все предложения подчинены мысли.

У есть определённые .

второстепенной

текста

последовательности

признаки

по смыслу

свободно

основной

силы

теме

Повторяем определения

Значение заголовка

Распределите: какие заглавия отражают тему текста, а какие основную мысль?

Тема текста

Основная мысль


Приметы осени.


Зачем людям солнце?


Воля и труд дивные всходы дают.


Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Весёлая минутка

Восстановите текст стихотворения В. Орлова.

С утюгом не сладила.

Дырка есть, а платья нет.

Катя платье гладила –

От утюжки – чёрный след:

Связь предложений в тексте

Подчеркните слова, которые связывают предложения в начале рассказа А. Куприна «Слон».

Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою ещё двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят. При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке. (А. Куприн)

Анализ текста

Выделите цветом ключевые слова.

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

Самым внимательным!

Вставьте в текст пропущенные слова.

Тему текста необходимо отличать от . – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. То, что мы можем – это сюжет. Изложение текста – это и есть порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

пересказать

Сюжет

тема

пересказ

сюжета

Связь предложений в тексте

Восстановите текст так, чтобы он стал связным.

По берегам лесных малых рек,


Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?


Растёт ива и на огородах,


по ручьям и старым канавам растёт зелёная ива.


Ива.


Люди знают много видов дикой ивы.


в садах и у проезжих дорог.

Повторим определения

Впечатайте пропущенные слова.

Вспомните синоним к слову «основной», подумайте, кто является создателем текста.

Основная мысль текста (


) – это то


, что хотел сказать


этим текстом.

Подумайте!

Составьте текст из предложений.

На десятый день жизни у котят начинают открываться глаза.

Теперь они слышат и видят окружающий мир.

Котята рождаются слепыми и глухими.

Только на 5-8 день котята начинают слышать.

Характер малышей становится заметен уже с третьей недели жизни.

Что такое «ключевые слова»? Зачем нам учиться их находить в тексте? Эти вопросы совершенно справедливо родятся у вас при прочтении темы статьи. Мы отвечаем: без этого навыка быть успешным в учебе сложно. Ведь нам постоянно приходится сталкиваться с большим количеством информации (статьи учебников, объяснение учителя, интернет-ресурсы). И чрезвычайно важно уметь ее быстро и правильно интерпретировать, запоминать. А для этого необходимо находить самые важные фрагменты в тексте и исключать второстепенные. Именно по этой причине преподаватель TutorOnline Елена Леонидовна расскажет о КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ в тексте.

Наверное, в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку вам часто приходилось слышать совет: «При написании изложения отбросьте все лишние детали, подробности, оставьте только самое важное»… Только как определить, что является самым главным, а что можно исключить? Вот здесь и помогут  КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

Вспомните, что такое «ключ». В словаре Ожегова среди прочих приведено такое значение: «3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-н., овладения чем-н. К. к разгадке тайны. К. к шифру». Так и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА помогают  открыть доступ к пониманию текста, разгадать его смысл.

Чтобы  разобраться, что такое КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, проведем простой эксперимент: я называю несколько слов из сказки, а вы угадываете ее название.

1) солдат, жадная старуха, каша, топор;

2) мачеха, принц, фея, хрустальные туфельки;

3) невод, море, старуха, корыто.

Уверена, что вы справились. А ведь я ничего не пересказывала, напомнила только несколько слов, связанных с содержанием сказок. Эти слова и являлись КЛЮЧЕВЫМИ. Они несут в себе основную смысловую нагрузку, если их изъять, содержание текста становится непонятным.

А теперь самое главное – как же их быстро найти, на что обратить внимание. Сравним два текста.

1. День был замечательный — яркий и солнечный.

Дождь полил внезапно и сильно, будто кто-то сверху перевернул  корыто с водой. На дороге быстро об­разовались лужи, по которым  яростно  бараба­нили тяжелые капли. Земля не успевала впитывать воду, и грязные потоки стремительно бежали по дорогам. Стало темно, будто на­ступил вечер. Гром и молнии разрывали небо на лоскуты. Зонтики не защищали людей от дождя, а служили лишь парусом для разгулявшегося ветра — их хозяев уносило куда-то вдоль улицы. 

2. Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Что мы видим? Говорится в текстах об одном и том же – о дожде, а ключевыми будут слова, относящиеся к разным частям речи. Почему? Во-первых, у авторов разные цели: в первом случае рассказать о каком-то событии, о том, что случилось, а во втором – назвать основные признаки предмета или явления и дать ему общую оценку. В соответствии с этими задачами определяется своя композиция для каждого из текстов и отбираются необходимые языковые средства. В первом тексте мы можем отчетливо выделить такие структурные элементы:

  • завязка (событие, с которого все началось);
  • развитие действия (что происходило в дальнейшем);
  • чем все закончилось.

  А во втором фрагменте строение другое:

  • назван предмет речи;
  • перечислены его основные свойства;
  • дана общая оценка.

Теперь давайте посчитаем, каких частей речи, слов, помогающих понять основное содержание, больше в первом и втором отрывках: 1 – глаголы и наречия, 2 – прилагательные и причастия. Именно эти слова и будут КЛЮЧЕВЫМИ. Почему же они разные в этих текстах, хотя тема одна? Потому что первый фрагмент – ПОВЕСТВОВАНИЕ, а второй – ОПИСАНИЕ.

Вывод: чтобы найти КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ, на которые следует опираться при выявлении микротем, при запоминании текста, нужно определить ТИП РЕЧИ. В повествовании ведущими частями речи будут глаголы и наречия, в описании – существительные и прилагательные, в  рассуждениях активно используются все части речи, нельзя сказать, что какая-то из них преобладает, но много абстрактной лексики. При написании сжатого изложения также необходимо четко понимать, к какому типу речи относится текст, чтобы верно выявить элементы, которые можно изъять. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

Желаем вам удачи в понимании текстов!

Если вам нужна помощь в изучении предмета, выбирайте репетитора по русскому языку в Санкт-Петербурге и занимайтесь онлайн!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Для тех, кто работает с текстом, очень важно находить в нём ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разбираться.

опорные слова

Определение понятия

Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.

Если они найдены и расположены правильно, то смысл текста будет ясен и понятен.

Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»

Возьмём в качестве примера самый известный текст – сказку «Курочка Ряба». В каждом предложении присутствуют ключевые слова:

  1. дед и баба;
  2. курочка Ряба;
  3. яичко;
  4. золотое
  5. не разбили;
  6. мышка;
  7. разбилось;
  8. плачут;
  9. снесу простое.

что такое ключевое слово в тексте

По этим опорным фрагментам легко восстанавливается весь текст.

Как находить ключевые слова

Что такое ключевое слово в тексте? Обычно оно является главным членом предложения, ну хотя бы одно из них. Если выбирать ключевое слово из основы, то выбрать рекомендуется то, которое связано с последующим контекстом. Обычно и второстепенные члены избираются в роли опорных по этому принципу – по связи со следующим предложением.

Находим ключевые слова на примере текста

Обратимся к конкретному примеру и найдём в нём опорные слова:

1) Совесть вдруг пропала. 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла. 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередила и тревожила совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди, выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились: начались грабежи и разбои, обман и мошенничество. 6) В итоге воцарилось всеобщий хаос и разорение. (По М.Е.Салтыкову-Щедрину)

найти в тексте ключевые слова

Итак, нам предстоит поиск ключевых слов в тексте, и мы выпишем части основ предложений или целиком основы:

1) совесть;

2) исчезла;

3) улеглись смута и беспокойство;

4) стало свободнее;

5) люди поспешили воспользоваться;

6) остервенились;

7) хаос и разорение.

Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Попробуйте это сделать, если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.

Составление опорного конспекта

Когда нам известно, что такое ключевое слово в тексте, можно использовать это знание в процессе составления опорного конспекта. Возьмём для тренировки лёгкий текст-описание:

Ночь накинула своё покрывало над осенним лесом. В нём воцарились тишина и покой. Примолкли в тишине деревья. Они кажутся напуганными. Изредка с тихим шелестом падает одинокий листок. Молочно-белый туман оторвался от озера и поплыл на край леса.

плотность ключевых слов в тексте

И вдруг налетел ветерок. Он ободряюще потрепал верхушки деревьев и разогнал туман. А потом умчался озорник навстречу рассвету.

На небе блистают звёздочки, придавая картине ночи таинственность и великолепие.

Вот и рассвет! Пробудился мир от сна. Лес зашевелился, встрепенулся и потянулся навстречу солнцу с радостью и восторгом.

Составить опорный конспект – найти в тексте ключевые слова

Яркие выражения текста, которые необходимо сохранить при пересказе текста, но они не являются ключевыми.

Первый абзац

  1. Ночь.
  2. Тишина и покой.
  3. Деревья примолкли.
  4. Напуганными.
  5. Падает листок.
  6. Туман поплыл.

Второй абзац

  1. Ветерок.
  2. Потрепал, разогнал.
  3. Умчался.

Третий абзац

  1. Звёздочки – великолепие.

Четвёртый абзац

  1. Рассвет.
  2. Лес с радостью.

Покрывало

Воцарились

Одинокий

Молочно-белый.

Озорник

Блистают

Пробудился.

Потянулся.

Если перед нами стоит задача – написать изложение, то, записав при первом чтении левую часть листа (опорный конспект), а при повторном – правую часть (яркие выражения), легко с этой задачей можем справиться.

Ключевые слова – помощники поисковых систем

В наше время понятие «ключевые слова» имеют ещё одно значение – это то, что является содержанием сайта и что ищут поисковики. Например, я продавец сковородок, и у меня есть интернет-магазин. На своей странице размещаю текст, в котором несколько раз употребляю это слово. Человек, который хочет купить сковороду, введёт в строку поиска название этого предмета, и выйдет мой сайт.

При этом нужно учитывать плотность ключевых слов в тексте. Если она слишком большая, почти в каждом предложении, поисковая система сочтёт сайт заспамленным и не выведет его в числе первых результатов.

Давайте проведём практическое занятие и попробуем найти ключевые слова в статье из какого-нибудь сайта, например, в таком:

Это путешествие изменило мою жизнь! Алтай – это поистине сказочное место! Оно раскрывает в человеке скрытые возможности, о которых он сам даже не догадывался! Каждый день пребывания здесь насыщен событиями: что ни день, то новые впечатления. Приезжаешь на новое место и думаешь: вот оно, самое прекрасное место Алтая! А через полчаса ты в другой точке, которая ещё краше, ещё великолепнее!

поиск ключевых слов в тексте

Отдельно хочется поблагодарить Александра, нашего гида, проводника и просто специалиста с большой буквы. Он смог заразить нас любовью к Алтаю, и теперь мы словно все родственники, объединённые одной связью – привязанностью к этому волшебному месту. Хотя уже все далеко друг от друга, но переписываемся и общаемся, вспоминая эту прекрасную сказку, имя которой Алтай!

Ответ: Алтай

Вот мы и разобрались, что такое ключевое слово в тексте. Без него невозможно представить себе связное высказывание, как видите.

Урок в 9 классе на тему

Ключевые слова. Микротема текста

(подготовка к написанию сжатого изложения)

Цель: Обучение выделению в тексте ключевых
слов, определению  микротем  при написании сжатого изложения.

Задачи:

1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые
умения при подготовке к написанию сжатого изложения; отбирать в исходном тексте
ключевые слова;  выделять в абзаце микротемы, главную и второстепенную
информацию, совершенствовать практические навыки сжатия текста: учить  определять
тему, основную мысль текста, , составлять план; использовать способы и приемы
сжатия текста.

2. Развивающие: Развивать ключевые
образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную,
коммуникативную, аналитическое мышление учащихся, умение логически грамотно
выстраивать свой ответ, кратко и ясно формировать мысль, используя нужную
лексику и терминологию, умение анализировать, делать выводы, развивать
мышление, память, внимание.

3. Воспитательные: Способствовать
нравственному становлению личности; воспитывать бережное и внимательно
отношение к окружающим.

(воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом;
создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.)

Оборудование:  презентация к уроку; текст для
прослушивания на диске; дидактический материал; отпечатанный текст на каждого
обучающегося, в котором не выделены микротемы;  С.И.Ожегов « Толковый словарь
русского языка»;

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока:

1.Орг. момент. Мотивация.

 Слайд 1             Тема урока.

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Вы все знаете, как зовут ваших соседей
по парте? Назовите свои имена. Откройте тетради и запишите тему урока.

    (Обучающиеся записывают тему в тетради)

Уч-ль:  Назовите тему урока? (Подготовка к написанию сжатого изложения Ключевые слова. Микротема текста.)

   Итак, сегодня на уроке адаптации по
русскому языку мы продолжим Подготовку к написанию сжатого изложения
в формате ГИА. Будем учиться
определять основные микротемы, находить ключевые слова, передающие главную
информацию.

Слайд 2                       Эпиграф

Эпиграфом к уроку я взяла слова Жан-Луи
Бюффона, французского биолога, математика и писателя XVIII века: «Хорошо писать
– это не только хорошо передавать, но и в то же время хорошо мыслить и хорошо
чувствовать …». Мыслить и чувствовать …всё это пригодится нам в сегодняшней
работе.

       – А является ли данная работа для вас новой?

       – Разделите лист на две половинки и запишите, что вы знаете
по данной теме и чему хотите научиться.

– Озвучим записанное. (Постановка цели и задач урока)

      На материале услышанного учитель формулирует цель и задачи урока.

  Слайд 3                              Цели (знать
и уметь
)

                                Знать

l   
 Определение микротемы.

l   
Алгоритм написания сжатого изложения.

l   
 Способы и приемы сжатия текста.

                               Уметь

l   
Определять тему, основную мысль текста.

l   
Выделять в тексте ключевые слова, определять  микротемы.

l   
 Писать сжатое изложение.

                                                      
                                                                                                                                  2.
Актуализация знаний девятиклассников. Слово учителя (комментарий целей)

   На нашем уроке мы

1.Повторим способы сжатия текста.

2. Будем учиться выделять в тексте ключевые слова, определять  микротемы

2.Ознакомимся с алгоритмом, напишем сжатое  изложение

В-1 Давайте  вспомним, что такое сжатое изложение?

(см. в дидактическом материале)

Сжатое изложение — краткое изложение исходного текста, в котором передается
только основная информация, подробности исключаются..

      В-2     Каковы задачи сжатого изложения?

 Слайд 4                   Задачи
сжатого изложения

    Кратко передать содержимое текста, отобрать существенную
информацию, исключить подробности.

     Но основная мысль автора, логическая последовательность событий
должны быть переданы без искажения.    

   3.      На прошлом уроке адаптации вы
познакомились со способами сжатия

В-3. Какие способы сжатия текста вы знаете? Назовите

1.исключение второстепенной
информации, повторов, подробностей, деталей

2.обобщение
единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения 3.
упрощение
— сочетание исключения и обобщения

Учитель: Обратимся к слайдам, на которых показаны основные языковые способы
сжатия исходного текста.

Слайд 5-8                    Способы сжатия

  При исключении

 1. необходимо выделить главное с точки зрения основной мысли текста и
детали (подробности);

   2. убрать детали;

   3. объединить существенное;

  4. составить новый текст. / /

При обобщении

l   
вычленить единичные факты;

l   
 подобрать языковые средства их обобщенной передачи
;

l   
 составить новый текст.  ( )

При упрощении

l   
заменить сложное простым;

l   
заменить часть предложения указательным местоимением;

l   
разбить сложное предложение на сокращённые простые;

l   
объединить два или три предложения в одно.   <
>

3. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.

7.                 
Прежде, чем мы приступим к
прослушиванию текста для анализа, нам нужно ознакомиться  с алгоритмом  написания сжатого изложения, по
которому мы будем работать.
Алгоритм также есть в вашем дидактическом
материале

 Слайд 9         Алгоритм
написания сжатого изложения.

1.Прослушать
текст, определить тему текста (о чем текст).

2.Сформулировать
основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан).

3.Разбить текст
на части, составить план текста.

4.Определить
микротему каждой части.

5.Найти ключевые
слова в каждой части текста, передающие главную информацию.

6.Подумать, что
можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно
обобщить.

7.Обдумать
средства связи между частями.

8.Записать
сокращенный (сжатый) текст.

   Учитель:
А теперь каждый пункт нашего алгоритма мы отразим в этапах учебной деятельности
по написанию сжатого изложения.  Рассмотрим эти этапы.

Слайд 10           Этапы учебной деятельности.

1.   Этап  определения темы текста.

     Тема — то, о чём говорится в
тексте. О чём текст?

2.      Этап определения идеи
(основной мысли) текста.

— Что хотел сказать автор?.

-Чему он хочет нас научить?

3.Этап определения структуры текста.

    Композиция-построение текста.

        Разбейте текст на части

            (в ГИА 2014
г.-3 части)

Ребята! Перед прочтением текста  вы на
черновик  должны написать (запись на доске)

1.Тема (о чём?)

2.Основная мысль-позиция автора
(что хотел сказать автор?)

3.Написать 3 раза Абзац. При
прослушивании 1 раз впишите ключевые слова по абзацам

 4.   Усвоение новых знаний. ( Ключевые слова).        

Для написания сжатого изложения немаловажную роль играют ключевые
слова, если  они подобраны правильно, восстановить текст просто.

В качестве  примера приведём ключевые слова к сказке  «Курочка Ряба»:
Дед и баба, курочка Ряба, яичко, не разбили, мышка, разбилось, снесу новое.
Нет сомнения, что эти слова помогут написать текст.

Слайд 11           Ключевые слова.        

l   
Имеют наибольшее значение для воплощения авторской
мысли.

l   
Используются при составлении плана и определении
микротем.

l   
Определяют смысловой и эмоциональный контекст.

l   
Могут повторяться в тексте.

В-Что такое микротема?

Слайд 12.      Определение микротем 

4. Этап абзацного членения текста.

     1.  Найдите ключевые слова, передающие  главную информацию.

     2.  Определите микротему каждого абзаца.

       Микротема — содержание нескольких
самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью-  абзацем.

Микротема-это наименьшая составная
часть общей темы текста.

Если в тексте есть несколько частей,
то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац.
То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По
количеству абзацев можно определить количество микротем.

    Без основных предложений  микротемы  невозможно раскрыть
тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

      4. Подумайте, что можно исключить, от каких подробностей
отказаться, что обобщить.

      Для успешной работы над сжатым изложением важно знать критерии
оценивания  задания С1 .Демонстрация критериев

Слайд 13. Критерии оценивания сжатого изложения

ИК 1 Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.       (2
б=3 мкр)

ИК 1 Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему- (1 б=2мкр)

ИК 1Экзаменуемый передал основное содержание
прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы- (0 б=1мкр)

     2. Записать сокращённый (сжатый)

 Слайд 15  Обязательные условия:

1.Не объединять микротемы в один
абзац;

2.   Каждый абзац с красной строки!

3.   Объём изложения – не менее 70
слов;

4.   Аккуратный, разборчивый почерк;

5.   Необходимо передать содержание
как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Слайд 16  Подготовка к  сжатому
изложению.

l    Прослушивание текста по диску.

l    Анализ текста.

5. Прослушивание текста по
диску.

Текст  для
анализа

  К сожалению, наши
обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А
нравственность состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств,
понятий. Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший,
непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное
лишь прежним временам.  «Сестра милосердия», «брат милосердия»- даже словарь
даёт их как устаревшие понятия.

  Изъять
милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений
нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному и
птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось,
что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить,
приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного
милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль
милосердия в нашей жизни.

 Уверен, что
человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это
чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это
чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

  (по
Д.Гранину)

4.Анализ
текста.

1.Тема (о чём?) О милосердии

2.Основная мысль-позиция автора (что
хотел сказать автор?) Если  чувство
милосердия не употребляется, оно атрофируется.

3. Абзац. Какие ключевые слова вы
написали? Нравственность,
милосердие, заглохло, слабеет и атрофируется.

— Что такое
милосердие? (работа со словарём)

 Слайд 17                       
 Словарная работа.

Милосердие-1.способность человека
помогать нуждающимся в помощи.

2. готовность
помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Стр.354).

Нравственность-1. внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек.

2. правила
поведения, определяемые этими качествами. (Стр.420)

Атрофия-потеря чувствительности.
(Стр. 38)

Анализ. 
Ответьте  на вопросы

-Вы можете привести
примеры отзывчивости, милосердия, которые вы наблюдали, а может сами  проявляли?
(затрудняетесь)

Подавали ли
вы когда-нибудь милостыню
? Проявляли милосердие, отзывчивость по отношению к
своим родным,  друзьям, соседям. Задумайтесь об этом.

— Откуда, по-
вашему мнению, идут истоки милосердия? (
Из семьи, от воспитания).

Вспомним примеры
милосердия  из  истории- сёстры милосердия во время 1 мировой войны, из
литературы- у Платонова рассказ «Юшка», а А.С. Пушкин, обращаясь к потомкам, в
стих-нии «Памятник» произносит следующие слова:

И долго буду тем
любезен я народу,

Что чувства
добрые я лирой пробуждал,

Что в мой
жестокий век восславил я свободу

И милость к
падшим призывал.

Ребята, именно  
художественная  литература  учит нас гуманности, милосердию, отзывчивости. Читайте
больше.

Слайд 14. Моделирование текста

5. Этап моделирования сжатого
изложения.

    1.Обдумать средства связи между
частями

      1.   Слова-синонимы
(милосердие-милость)

      2.  Лексические повторы
(о нравственности- нравственность)

   3 Вводные слова, организующие
порядок высказывания (итак, уверен) и др.

5. Работа с
дидактическим материалом.

Найдите в
дидактическом материале текст для анализа

Слайд18.  Подготовка
к  сжатому изложению.
 Текст  для сжатия. 1 абзац.

 «Определение микротем»      

 — Работаем последовательно с каждой частью. Ищите ответ
на вопрос: О чём?

— Подчеркните  ключевые слова,
которые передают основную информацию.

—  Назовите микротему каждой части. Запишите ее кратко, опуская второстепенную
информацию. Микротема — содержание нескольких самостоятельных предложений
текста, связанных одной мыслью- абзац

— Подумайте, какие способы сжатия вы
будете использовать? Что можно исключить из каждой части, что можно обобщить.
Знаки исключения // , обобщения  ( ), упрощения  < >

Прочитайте сжатый текст после каждой
части, назовите способы сжатия.

Задание:    Запишите в тетрадь сжатый вариант
каждой части текста.

Слайд 18-29 «Моделирование текста. Написание сжатого изложения»

.

Ключевые слова.

Микротема.

1

 /К сожалению. Наши обильные разговоры о
нравственности часто носят слишком общий характер/. А нравственность
состоит
из конкретных вещей — из определённых чувств, |свойств,| понятий.
Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин несколько устаревший,
непопулярный сегодня и /даже как будто/ отвергнутый нашей жизнью.
<Нечто свойственное лишь прежним временам: сестра милосердия, брат
милосердия, даже словарь даёт их как устаревшие понятия.>

Нравственность состоит из
определённых чувств и понятий, одно из которых милосердие. Но в наше время
милосердие устарело, стало непопулярным.

Вариант сжатия 1 абзаца текста

Нравственность состоит из конкретных вещей — из
определённых чувств, понятий.  Одно из таких чувств — чувство милосердия.
Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый нашей жизнью.

2

Изъять
милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных
проявлений нравственности.

 Древнее это,
необходимое чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу
: милость
к поверженным и пострадавшим
.  Как же получилось, что чувство это
у нас
заросло, заглохло, / оказалось запущенным./ /Мне/ можно
возразить
, приведя/ немало /примеров трогательной отзывчивости,
/соболезнования, истинного милосердия./ Примеры есть, и тем не менее мы
ощущаем
, и давно уже, убыль милосердия  в нашей жизни.

Милосердие- милость к
поверженным и пострадавшим- свойственно всему живому, однако мы давно уже
ощущаем убыль милосердия в нашей жизни.

Вариант
сжатия 2 абзаца текста

Милосердие-
это чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милость к
поверженным и пострадавшим. Можно приводить  примеры трогательной
отзывчивости. И тем не менее мы ощущаем убыль милосердия  в нашей жизни

3

<Уверен,
что> человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. <Думаю,
что> это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с
душой/
. Но если это чувство не употребляется,/ не упражняется/, оно
слабеет и атрофируется.

Человек рождается со
способностью откликаться на чужую боль. Но если  чувство милосердия не
употребляется, оно атрофируется.

Вариант
сжатия 3 абзаца текста

Уверен,
что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.  Это
чувство, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не
употребляется,  оно слабеет и атрофируется.

Сжатое
изложение.

Нравственность состоит из конкретных вещей — из
определённых чувств, понятий.  Одно из таких чувств — чувство милосердия.
Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый нашей жизнью.

      Это чувство свойственно всему животному и
птичьему сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Можно
возразить, приведя  примеры трогательной отзывчивости. И тем не менее мы
ощущаем убыль милосердия  в нашей жизни

      Уверен, что человек рождается со способностью
откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется,  оно слабеет
и атрофируется.

Рациональное
способы приёмов сжатия данного текста:

1 абзац –
исключение + упрощение

2 абзац –
упрощение + исключение

3 абзац –
исключение

6. Самостоятельная работа-
запись текста.

— Перепишите сжатое изложение с
черновика .

— Пишите аккуратным разборчивым
почерком

Если успеем
Ещё раз прочитаем текст, проанализируем его.

Чтение текста
учениками.  Над чем заставляет задуматься данный текст?

                               ( о появлении милосердия)

 7. Итоги урока.Обобщить.

— Чему был
посвящен наш урок?  (Подготовке написанию сжатого изложения)

Чему научились?
(Искать ключевые слова и по ним определять микротемы)

IX. Оценочная
часть урока.  — Как вы думаете, можно ли таким образом хорошо подготовиться к
ГИА?

8.Рефлексия:

сегодня я узнал…

я научился…, я
понял, что.., теперь я могу

 — Что вы сегодня
на уроке узнали, научились,  поняли, что.., теперь я могу..

  понравилось (не
понравилось) в данном уроке? Что хотели бы изменить

9. Оценки Поставить оценки по текстам сжатия.

10 .Слайд-32    Домашнее задание

1. Запишите сжатое изложение.

2. По  тексту к вариантам(4-6) под редакцией
Н.А.Сениной или под редакцией И.П.Цыбулько (5-8) написать сжатое изложение,
объем которого не должен превышать 70 слов.

. – В народе
говорят: «КАПЛЯ КАМЕНЬ ТОЧИТ». Я думаю, сегодняшний урок, на котором вы
проявили упорство, старание, терпение поможет нам в достижении поставленной
цели хорошо написать сжатое изложение.

  Обобщить.

Содержание

  1. Тема, основная мысль и микротемы текста
  2. Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
  3. Типы восприятия
  4. Этапы работы над изложением
  5. Критерии оценивания
  6. 🧠 Микротемы
  7. 🗜 Сжатие текста
  8. ➗ Разделение абзацев
  9. Как готовиться
  10. Как выделить микротемы в тексте?

Тема, основная мысль и микротемы текста

Тема, основная мысль и микротемы текста:

Тема текста — о чем этот текст.
Тема текста раскрывается через несколько маленьких подтем- МИКРОТЕМ.
Микротема текста- это главная мысль одного абзаца.
Основная мысль текста — что нам сказал автор по данной теме, к чему привлек наше внимание.

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных «жизненных сценариев», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый «жизненный сценарий».
Изменить свой сценарий , чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто , но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа «жизненного сценария» написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть «родовые» проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) — Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) — Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) — Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от «родовых» проблем.

Источник

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

🧠 Микротемы

Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

🗜 Сжатие текста

Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Обобщение нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

  • тип и стиль речи;
  • последовательность изложения;
  • три микротемы в трёх абзацах;
  • ключевые слова.

Что можно исключить при сжатии текста:

  • вводные слова, риторические вопросы и восклицания;
  • примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • повторы;
  • прямую речь — её передаём косвенной;
  • пространное описание природы, чувств и настроений.

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

➗ Разделение абзацев

В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.

2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.

1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.

2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.

3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

  • переданы все три микротемы;
  • все три микротемы сжаты;
  • текст чётко разделён на три абзаца;
  • нет логических ошибок.

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.

Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Источник

  • Выделите формальные особенности косвенный психологизм в рассказе е пермяка смородинка
  • Выделите сказки не принадлежащие перу э т а гофмана
  • Выделите приемы словесной пластики тургенева в рассказах хорь и калиныч и певцы
  • Вы учитесь в англии ваш друг англичанин том сочинение
  • Вы прочитали сказку жуковского спящая царевна что в ней вам особенно понравилось запомнилось почему