Урок литературного чтения, 2 класс, 24.09.2020г.
ФИО учителя: Рушанова Н.Г.
УМК: «Начальная школа 21 века»
Тема: Е.Пермяк «Смородинка»,
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют самостоятельность и ответственность за свои поступки, умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: умение выразительно читать вслух и понимать прочитанное, умение полно и точно выражать свои мысли в устной речи. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предметные: обучающиеся знакомы с художественным произведением Е. Пермяк «Смородинка» , умеют давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев произведения;
Цель: развитие коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) в процессе ознакомления с произведением Е.Пермяк «Смородинка».
Задачи:
Воспитательная: развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки . Формировать умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Развивающая: развивать личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное, умение полно и точно выражать свои мысли в устной речи. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Образовательная: познакомить с произведением Е. Пермяк «Смородинка», научить давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев произведения;
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа По уровню включения в продуктивную деятельность: Проблемное изложение изучаемого. частично – поисковые. Технология проблемного диалога (Побуждающий диалог) |
-Прозвенел звонок, начинается урок! Ребята, вы любите отгадывать ребусы? (Да) -Посмотрите на доску. Перед вами дан ребус. Для того чтобы, нам узнать о чем мы сегодня с вами будем говорить, вам нужно отгадать ребус. Ответ запишите на листочке, который у вас лежит на парте.
Ответ. Смородина. -Молодцы. Правильный ответ. |
Личностные УУД: самоопределение; Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученный материал, необходимый для работы на уроке. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа, Наглядные: демонстрация По дидактическим целям: Методы формирования умений и навыков, применения знаний. Технология проблемного диалога |
—Ребята, с каким разделом мы с вами знакомимся? (Мы трудимся) -Верно. Чем вы занимались на уроках? (Работали с произведениями разных авторов) -С каким произведением работали на прошлом уроке? Кто напомнит? (Ю.Тувим «Все для всех») -Верно. Дома у вас было домашнее задание подготовить выразительное чтение. Итак, кто готов? (Дети выразительно читают) -Молодцы. -А сейчас нас ждёт встреча с новыми героями произведения на стр. 99 учебника. Что же это за произведение? ( «Смородинка», автор Е. Пермяк.) -Верно. Можете ли вы по заголовку определить, о чём будет произведение? Что такое смородинка? (Смородинка — кустарник со съедобными сладкими или кисловато-сладкими ягодами). -Кто назовет тему урока? (Е.Пермяк «Смородинка») -Какие цели поставим? (Познакомиться с произведением Е.Пермяк «Смородинка») -Верно. -Какие задачи мы должны решить? 1.Познакомиться с биографией Е.Пермяка 2.Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Смородинка». |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
3.Решение проблемы Задача: применить имеющиеся знания и умения при работе с заданиями. |
По источнику получения знаний: Словесные: беседа Практические: упражнения, повторение
Создание ситуации успеха Методы эмоционального стимулирования: поощрение. |
Групповая работа -Ребята, для того чтобы познакомиться с автором поближе, я вам предлагаю по работать в группе. Кто напомнит правила работы в группе? 1.В группе должен быть ответственный 2.Работать должен каждый на общий результат. 3.Один говорит, другие слушают. 4.Свое несогласие высказывай вежливо 5.Если не понял, переспроси. -Итак, у вас в каждой группе есть биография автора. Прочитайте ее и обсудите в группе, что вы будете рассказывать классу. Буквально по 2 предложения. Биография: Пермяк Евгений Андреевич — детский писатель и драматург. Родился 31 октября 1902 года в Перми. Евгений Пермяк написал большое количество рассказов и повестей для детей. Самые знаменитые произведения «Золотые сказки для детей», «Сказки заморского аиста», и «Книги — мои друзья», «Чижик-пыжик», «Бумажный змей», «Волшебные краски». -Итак, ребята, узнали мы с вами о жизни и творчестве писателя? (Да) -Платон, выходи к доске и ставь галочку над выполненной задачей. —Кто назовет мне вторую задачу? (Познакомиться с произведением Е. Пермяка «Смородинка») -Верно. Давайте прочитаем и проверим, подтвердятся наши предположения или нет. А сейчас возьмите в руки простые карандаши и при прослушивании отметьте все непонятные для вас слова. (Чтение текста учителем) -Итак, есть какие то непонятные слова? (Да) -Посмотрите, у вас на парте лежит словарная статья. В ней есть все не понятные вам слова. Но для того, чтобы их быстро найти, нужно вспомнить правила пользования ею? Кто напомнит? (Обратить внимание на первую букву в слове) -Верно. (дети работают со статьей) — Ребята, произведение какого жанра мы прочитали? (Это рассказ) -Почему вы так решили? (потому что рассказывается о каком – то событии) -Верно. |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
4.Физминутка. Задача: Снять мышечное напряжение. |
Демонстрация |
Ёжик топал по тропинке и грибочек нёс на спинке. |
Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов . |
5.Первичное закрепление. Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. |
Технология проблемного диалога |
Проблемный диалог -Скажите, как зовут героиню рассказа? (Таня) -Назовите фамилию девочки? Найдите в тексте. (Калиникова) -Почему же Таня Калиникова решила сама вырастить смородину? Прочитайте. (Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом) -Получается, что недоверие словам отца определило Танину проблему. (На доске карточка: Определение проблемы). -Как решила поступить Таня? (Она решила проверить, как маленькая почка может стать большим кустом) -Т. е., Таня поставила перед собой цель. (На доске – карточка: Определение цели). -Для достижения этой цели какую задачу должна была решить Таня? (Посадить смородину.) (На доске: Постановка задачи) -Легко ли было девочке? Прочитайте. (Нелёгкая это работа) -Т. е., Таня составила план работы и делала всё так, как отец велел. (На доске карточка: Составление плана работы) -Всё ли получалось у Тани так, как она задумала? (Нет. Она позвала на помощь бабушку.) -Т. е., Таня увидела, что ей одной не справиться с работой и решила изменить свои планы. (На доске: Анализ действий и изменение плана работы) -Раз ей было тяжело, почему девочка не бросила эту работу? (Потому что она была настойчивая, работящая.) -Какие чувства испытывала Таня, когда смородина выросла? (Таня осталась довольна, что вырастила сама.) -А как люди отнеслись к действиям Тани? Прочитайте. (И люди радуются, глядя на девочку.) -Почему же все довольны, все рады? Вывод: Когда человек преодолевает трудности и доводит начатое дело до конца, то результат всегда приносит чувство радости, уверенности в своих силах. -Хорошему результату рады и окружающие. (На доске карточка: Оценка результата) -Для чего Евгений Андреевич Пермяк написал этот рассказ? (Он хотел показать всем, как можно решить проблему, возникшую в жизни любого человека.) (На доске: Алгоритм принятия решения). -Давайте ещё раз повторим, что для этого нужно. Читаем алгоритм хором. —Скажите, а всегда ли результат работы бывает положительный? Что делать, если вдруг не получилась работа? (Надо найти свои ошибки и попробовать их исправить.) |
Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
6.Организация самостоятельной работы. Задача: Способствовать тому , чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет , создать мотивацию на успех каждого ребенка |
-Теперь, для того, чтобы понять, как вы поняли данный рассказ я вам предлагаю поработать в тетради. Ваша задача подобрать пословицу к нашему рассказу и записать ее в карточку. (Дети выполняют задание) — Итак, ребята, какую пословицу вы подобрали к рассказу? (Счастье и труд рядом живут.) -Молодцы. В конце урока я соберу карточки и проверю вашу работу. -А теперь давайте вспомним, как нужно правильно пересказывать текст. Что для начала нужно сделать в первую очередь? (Разделить текст на части) -Сколько частей в плане? (3) -Как называется 1 часть? 2 часть? 3 часть? 1. Смородиновые черенки 2. Вскопанная грядка. 3. Долгожданный день. -Верно. Кто готов пересказать ? (Если время остается, то дети пересказывают по плану текст на оценку) |
Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
|
7.Информация о д/зЗадача:дать инструктаж о домашнем задании |
-Ребята, давайте с вами запишем домашнее задание. Откройте свои дневники. Домашнее задание. С. 99-100 , подготовить пересказ. Выполнить в рабочей тетради на с.73 №2,3. |
||
8.Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности. |
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
|
-Ребята, вот и закончился наш урок. Скажите, со всеми ли мы справились задачами? (Да) -Чему вы научились на уроке? -Расскажите о своих впечатлениях. -А теперь у вас на партах лежат карточки. Ваша задача, закончить фразу: Сегодня я узнал …. Было трудно… Я научился…. Мне захотелось…. -Урок закончен, спасибо. До свидания! |
Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли |
Конспект урока по чтению
в 3 классе.
Подготовила учитель
начальных классов Стеценко Л.Н.
Тема: Е. Пермяк «Смородинка».
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель: Познакомить с содержанием рассказа «Смородинка».
Задачи:
1. Вырабатывать навыки правильного, слогового чтения, учить пересказывать с помощью картинок и наводящих вопросов учителя.
2. Развивать слуховое восприятие при прослушивании рассказа, корректировать устную речь на основе требования полных ответов на вопросы учителя.
3. Воспитывать интерес к чтению и доброе, заботливое, бережное отношение к природе.
Используемые современные образовательные технологии:
технологии адаптивного обучения;
технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
-Чтение 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы- составители З.Н.Смирнова,Г.М.Гусева.
-Презентация к уроку, ноутбук, картинки, разрезные картинки, слоги.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок,
Начинаем мы урок.
проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, психологически настраиваются на работу
Логопедическая работа
-Ребята, давайте сделаем зарядку для языка:
-Блинчик;
-Часики;
-Вкусное варенье;
-Чистим зубки;
-Качели;
-Лошадка;
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Повторение
Открылся столбик букв. Какие это звуки? (Слайд 2)
Почему они так называются?
Какие буквы открылись сейчас? Прочитайте эти буквы. Какие это звуки? Давайте соединим согласные и гласные и прочитаем слоги. Какие буквы открылись сейчас? Прочитайте слоги.
Гласные. Они поются.
Дети читают гласные буквы.
Согласные.
Дети читают слоги.
Согласные.
Дети читают слоги.
Вводная беседа
Отгадайте, ребята загадку:(Слайд 3)
Черный жемчуг на нитях висит,
Сквозь зеленые листья блестит,
Хорошо, когда часть лета пройдена,
И в садах поспевает…
СМОРОДИНА- правильно.
Смородина — прочитаем все вместе.
А какая бывает смородина по цвету?
Что готовят из ягод смородины?
А как эта ягодка звучит ласково? (Слайд 4)
А теперь это слово составим из букв. С М О Р О Д И Н К А
Сколько слогов в слове смородинка СМО-РО-ДИН-КА — 4 слога.
Почему? Потому, что в слове СМОРОДИНКА -4 гласных звука.
Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Дети отгадывают загадку.
(смородина)
Ответы детей
(СМОРОДИНА)
Дети читают слово.
Красная, черная, белая.
Компоты, варенье, джемы.
(Смородинка)
Составляют слово из букв каждый за партой, 1 ученик –у доски.
Дети делят слово на слоги, объясняют свой ответ.
Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы прочитаем рассказ Евгения Пермяка «Смородинка» и будем пересказывать с помощью картинок.
Изучение нового материала
Первичное
восприятие.
1.Чтение рассказа учителем.
2. Организация беседы по тексту, направленной на понимание общего смысла.
-Понравился вам рассказ?
-О ком этот рассказ?
-Как звали девочку?
3. Словарная работа.
В рассказе встречаются сложные слова давайте вместе их прочитаем. (сл. 7)
Дети слушают рассказ, читаемый учителем.
Ответы детей.
Дети читают и проговаривают слова по слогам.
— читает каждый ученик;
— по слогам быстрее все вместе;
4. Лексическое значение
— Давайте объясним значение новых слов. (Слайд 7)
Однажды— в какой-то один из дней. Черенки-веточки для посадки. Репейник— колючее растение. Палисадник— маленький садик перед домом. Повыдергивали— удалили из земли. Проклюнулись— дали первые листочки. Черноглазая— девочка с черными глазами. Калинниковых- почему слово написано с большой буквы?
Ответы детей, помощь учителя и показ картинок.
Это фамилия девочки.
Физкультурная пауза
Дети выполняют упражнения под музыку.
Вторичное восприятие.
I.Чтение рассказа
Открываем учебник по закладке и начинаем читать.
-Чтение по абзацу, и вопросы к каждому абзацу.
II.Беседа на проверку
уровня осмысленного чтения.
-
-Что принес однажды отец?
1а. Какие это были черенки?
1б. -Что предложил отец Танюше?
2.-Что решила вырас-тить Таня сама?
2а. — Почему?
2б.- Где Таня решила посадить смородинку?
3 –Что там, под окнами росло?
3а. –Кто помог Тане в работе?
3б.-Как помогала ей бабушка?
-
4. – Сколько пришлось работать Тане пока земля стала мягкой?
-
4а. –Как Таня посадила смородиновые черенки?
-
5.- Что проклюнулось из почек?
-
5а.-Что поднялось к осени из ростков?
-
5б. – Через какое время появились первые ягодки?
-
5в.-Сколько ягод собрала Таня с каждого кустика?
-
6.-Чему радовалась Таня?
6а.-Что говорили о девочке люди?
Дети открывают учебник чтения на стр. 32
Ответы детей, в это время учитель вешает на доску картинки к ответам (для последующего пересказа)
Мультимедийная физминутка для глаз
Слайд (8-13 )
Дети выполняют движения глазами следят за движущими картинками.
Закрепление изученного материала
-
Самостоятельное чтение.
В это время проводится индивидуальная работа с
детьми (совместное с учителем чтение текста)
После самостоятельного чтения:
-Кто и как помог Тане? Прочитайте слова из текста.
-Как люди говорили о девочке.
-Прочитайте слова.
-Работящими называют людей, которые много и охотно работают. Работящий человек – трудолюбивый. Таня –работящая и трудолюбивая девочка.
-Получилось ли у Тани вырастить смородину?
2. Пересказ рассказа по картинкам на доске.
Кто из вас захотел сам вырастить смородинку?
-Что для этого будем делать?
Прочитайте слова. Расставьте слова в той последовательности, в которой вы будете выполнять действия, чтоб вырастить смородину.
(слайд 14)
Дети читают самостоятельно рассказ.
Дети находят в тексте слова и читают.
С опорой на картинки учащиеся пересказывают прочитанный рассказ.
Дети читают слова и по последовательности производимых работ ставят их на цифры по порядку:
-копать;
-сажать;
-поливать;
-собирать.
Подведение итогов и комментирование оценок.
— С каким произведением мы познакомились?
-Можно ли сказать о том, что у Тани добрые, умелые, славные руки?
-То, что Таня делает своими руками, приносит пользу, добро всем людям. Этому и учит хорошая русская пословица.
(слайд 15)
Давайте прочитаем ее хором:
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-Как понимаете смысл этой пословицы?
Трудолюбивый человек, не теряет время на безделье.
Рефлексия.
◦сегодня я узнал…
◦было трудно…
◦я научился…
◦мне захотелось
Подведение итогов,оценки.
— Мы сегодня читали рассказ про девочку, который называется «Смородинка»
Ответы детей.
Дети читают хором пословицу.
Ответы детей.
9
Пермяка «Смородинка. Отзыв о рассказе Е.Пермяка «Смородинка Передать смысл рассказа пермяка смородинка краткость
Главная героиня рассказа Евгения Пермяка «Смородинка» — девочка Таня. Однажды Танин отец принес пучок прутиков, каждый размером с карандаш. Он сказал, что это черенки смородины и из них вырастут смородиновые кусты.
Таня с недоверием отнеслась к словам отца. Она видела, что у черенков нет корешков, и спросила об этом отца. Тот объяснил, что на черенках есть почки. Из нижних почек должны вырасти корешки, а из верхних – листочки.
Таня решила сама проверить, как из черенков вырастает смородина. В палисаднике, под окнами дома, была свободная земля, которая поросла сорняками. С помощью бабушки Таня убрала сорняки, сняла дерн и вскопала землю. По совету отца она разметила вскопанную землю шнурами, привязанными к колышками. Посадила Таня черенки смородины и стала ждать.
Через какое-то время из почек появились ростки, а потом и листочки выросли. К осени черенки превратились в маленькие кустики, которые на следующий год дали первый скромный урожай – по горсточке ягод с каждого кустика.
С тех пор люди стали звать Таню Смородинкой и хвалили ее за настойчивость и трудолюбие.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пермяка «Смородинка» заключается в том, что освоить можно любое дело, главное, чтобы у человека было желание учиться. Таня ничего не знала о выращивании смородины, но ей очень хотелось вырастить из маленьких черенков полноценную смородину. Таня сумела добиться успеха, благодаря настойчивости и трудолюбию.
Рассказ учит не бояться трудностей и осваивать новые знания и умения.
В рассказе мне понравился папа Тани, который сумел разбудить в дочери интерес к выращиванию полезных растений.
Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Смородинка»?
Глаза боятся, а руки делают.
Не боги горшки обжигают.
Что потрудился, то и поел.
Любишь смородину – люби и оскомину.
Тема урока: Е. Пермяк «Смородинка».
Дополнительное чтение С.Михалков «Прогулка».
Задачи урока:
Вырабатывать читательскую зоркость;
— обогащать словарь учащихся;
— обеспечивать правильную организацию восприятия;
— формировать нравственное понятие «труд»;
— учить работать с текстом; обучать пересказу;
— воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование урока:
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, учебная хрестоматия 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, выставка книг Евгения Пермяка, правила поведения в природе.
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
Перед вами схема пересказа рассказа «Как Алешке учиться надоело» С. Баруздина.
(обратить внимание на ошибку в последовательности событий)
-Восстановить последовательность и пересказать рассказ «Как Алешке учиться надоело».
3. Работа над новым материалом:
1) Организация класса:
Ребята, сегодня мы продолжим чтение произведений о детях и для детей и прочитаем рассказ Евгения Пермяка, с творчеством которого мы уже знакомились в 1 классе. Вот эти произведения: (на выставке) «Пичугин мост», «Торопливый ножик, «Про нос и язык», «Самое страшное».
-Послушайте рассказ этого автора, который называется «Смородинка».
2) Первичное знакомство с текстом:
(чтение рассказа учителем)
Понравился вам этот рассказ?
Хотелось бы вам быть похожими на героиню этого рассказа?
3) Аналитическое чтение произведения:
А) артикуляционная гимнастика; чтение длинных, трудночитаемых, неудобнопроизносимых слов (медленно, быстро, в темпе скороговорки)
Смородиновые в палисаднике
Вскопанная долгожданный
Проклюнулись у Калиниковых
Б) словарно- лексическая работа:
Дёрн — верхний слой почвы с травой;
В) Повторное чтение произведения хорошо читающими детьми:
Какую работу выполняла девочка? (выборочное чтение)
-повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;
Г) Деление текста на части и составление плана пересказа:
Смородиновые черенки.
Подготовка грядки.
Долгожданный день.
Дифференцированная работа.
1 группа хорошо читающие дети
2 группа слабо читающие дети
Пересказ по плану рассказа «Смородинка»
Работа в тетради стр.18 №3.
4. Физминутка.
5. Работа в учебной Хрестоматии:
А теперь пришло время работы в учебной Хрестоматии. Мы познакомимся с произведением Сергея Михалкова «Прогулка». Послушайте его, пожалуйста, и подумайте, о чем оно?
(чтение стихотворения учителем)
Итак, о чем рассказывает это произведение?
-В этом произведении говорится о том, как люди не берегут природу: разбрасывают мусор, жгут костры, а потом самим же негде отдохнуть.
Определите жанр и тему этого произведения.
-Мы прочитали стихотворение о детях, которое написал Сергей Михалков, называется оно «Прогулка».
Прочитайте, как начинается стихотворение?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Какими словами заканчивается стихотворение?
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти.
Ребята, сравните эти строки, что вы заметили?
Правильно ли вели себя отдыхающие у речки?
-Нет, отдыхающие вели себя неправильно.
А какие правила поведения в природе вы знаете, давайте вспомним.
Нельзя разводить костры
-нельзя бросать мусор
-нельзя рвать цветы
-нельзя разорять птичьи гнезда
(на доске вывешиваются правила поведения в природе)
Ребята, помните о том, как нужно вести себя в природе, берегите ее.
А теперь выполним задание в тетрадях. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 19.
Задание1. (Подчеркнуть слова, которые выражают огорчение рассказчика)
Задание 2. Расставить в отрывке знаки препинания и прочитать его выразительно. теперь давайте выполним задание в тетрадях. природе, берегите ее.
еста.
ния говорится о том, что в воскресенье возле речки не
Итог урока:
Вот и подошел к концу этот урок. Над какими произведениями мы сегодня работали?
-Мы работали над рассказом Е.Пермяка «Смородинка» и стихотворением С.Михалкова «Прогулка».
Домашнее задание:
Подготовить пересказ рассказа «Смородинка» от лица Тани- 1 группа
Подготовить пересказ рассказа «Смородинка»- 2 группа
Тетрадь- страница 19 №, страница 18-№2.
Опять в школу!
Надоело учиться!
Хочу быть
врачом!
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:
— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
— Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
|
1301
|
0
Аннотация
Читать произведение Евгения Андреевича Пермяка «Смородинка» можно как в детском саду или школе, так и дома. Произведение приучает маленьких читателей к труду. В рассказе в простой и доступной форме описана посадка черенков смородины. Евгений Пермяк «Смородинка», краткое содержание: Танюшин папа принёс домой черенки смородины. Бабушка помогла девочке их посадить. Пришлось немало потрудиться. Со временем, кусты смородины стали плодоносить. А о Танюше стали отзываться, как о трудолюбивой помощнице. Прочитав произведение Пермяка «Смородинка», можно занести его в читательский дневник.
:
Можно прочитать за 2
мин.
Спасибо! Ваш файл будет сформирован через 12
сек
Т
анюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
Похожие статьи
Пермяк Е., рассказ «Смородинка»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Смородинка» и их характеристика
- Танюша Калинникова, маленькая девочка. Любопытная, настойчивая, работящая.
- Папа. Умный, все знающий.
План пересказа рассказа «Смородинка»
- Что такое черенки?
- Черенки смородины
- Как из почек растет смородина
- Репейники и лопухи
- Копка земли
- Посадка черенков
- Первые кустики
- Первый урожай
- Довольная Танюша
Кратчайшее содержание рассказа «Смородинка» для читательского дневника в 6 предложений
- Однажды папа принес черенки смородины.
- Он объяснил, что из них можно вырастить целый куст смородины.
- Танюша решила сама посадить смородину.
- Вместе с бабушкой они корчевали лопухи, а потом девочка копала землю
- Танюша посадила черенки и стала ждать.
- К осени выросли кустики, а на следующий год был первый урожай ягод.
Главная мысль рассказа «Смородинка»
Выращенная своим трудом ягода всегда слаще кажется.
Чему учит рассказ «Смородинка»
Рассказ учит не лениться, трудиться, всего добиваться самостоятельно. Учит любить природу и ухаживать за растениями. Учит тому, что плоды своего труда всегда самые вкусные. Учит радоваться заслуженной похвале.
Отзыв на рассказ «Смородинка»
Мне очень понравился этот рассказ, а девочка Танюша так и вовсе молодец. Она всем интересовалась, до всего хотела дойти сама, все хотела попробовать. Она проявила характер и упорство, она хорошо потрудилась и получила заслуженную награду.
Пословицы к рассказу «Смородинка»
Умелые руки работы не боятся.
Не печь кормит, а руки.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Будешь трудиться, будет у тебя хлеб водиться.
За добрые дела всегда ждет похвала.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Смородинка»
Много слышала Танюша про черенки, но что это такое не знала. А однажды папа принес домой несколько веточек и сказал, что это черенки смородины.
Удивилась Танюша, как может из веточки, у которой нет корней, смородиновый куст вырасти. А папа объяснил ей,что если поставить веточки в воду, то от нижних почек пойдут корешки, а от верхних листочки.
Не поверила Танюша, что из простой почки может целый куст вырасти, решила сама смородину посадить. Выбрала место в палисаднике, где лопухи да репейники росли, стала их выдергивать.
Непростая то была работа, бабушка ей помогала. Но выдернули все репейники. Стала Танюша землю копать. Опять тяжело ей пришлось. Земля твердая, сперва нужно дерн снять, а потом еще комья земли разбить.
Но и тут справилась Танюша. Землю разровняла, колышками ряды наметила и посадила черенки.
И вот пришел долгожданный день, проклюнулись почки, появились листочки. А к осени уже и кустик небольшой появился. А на следующий год от каждого кустика по горсти смородины собрала Танюша и была очень довольна.
Да и люди ее хвалили, говорили, какая работящая, да настойчивая смородинка растет. Черноглазая, с белой ленточкой.