Выделяют следующие виды рассказа



Скачать материал

Консультация для воспитателей:

Типы и виды
 рассказов детей
 дошкол...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 184 человека из 55 регионов

  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

  • Сейчас обучается 106 человек из 38 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Консультация для воспитателей:

Типы и виды
 рассказов детей
 дошкол...

    1 слайд

    Консультация для воспитателей:

    Типы и виды
    рассказов детей
    дошкольного возраста

  • Что наша речь…Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. 
     У...

    2 слайд

    Что наша речь…
    Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура.
    Устная речь — это процесс публичного мышления, это всегда импровизация.
    В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других.
    Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды в дошкольном возрасте.

  • Развитие речи детейРазвитие  диалогической речиРазвитие монологической реч...

    3 слайд

    Развитие речи детей

    Развитие диалогической речи
    Развитие монологической речи
    Воспитание звуковой культуры речи
    Обогащение словаря
    Формирование грамматических навыков
    Развитие связной речи
    Обучение пересказыванию
    Обучение рассказыванию

  • Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной реч...

    4 слайд

    Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
    Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

  • Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом призн...

    5 слайд

    Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки:
    целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
    структурное оформление (начало, середина, конец);
    связность (логические связи между предложениями и частями монолога);
    объем высказывания;
    плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

  • Типы рассказов:Описательный — это изложение характерных признаков отдельного...

    6 слайд

    Типы рассказов:
    Описательный — это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления (используются эпитеты, метафоры, сравнения)
    Сюжетный (повествование)- это рассказ, сообщение о каком-либо событии (требует определенной последовательности во времени: начало события, его развитие и конец).
    Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли

  • Виды рассказов:

1.   Рассказывание по игрушкам,   
         предметам и явле...

    7 слайд

    Виды рассказов:

    1. Рассказывание по игрушкам,
    предметам и явлениям

    2. Рассказывание по картине

    3. Рассказывание из личного опыта

    4. Творческое  рассказывание

  • Виды и типы  рассказов:
1.   Рассказывание по игрушкам,...

    8 слайд

    Виды и типы рассказов:

    1. Рассказывание по игрушкам,
    предметам и явлениям

    2. Рассказывание по картине

    3. Рассказывание из личного опыта

    4. Творческое  рассказывание

    описательный
    сюжетный
    рассуждение

  • Рассказывание по игрушкам и предметам и явлениям     Игрушки, предметы, явлен...

    9 слайд

    Рассказывание по игрушкам и предметам и явлениям
    Игрушки, предметы, явления служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом (название, признаки, действия, назначение и др.)

  • Рассказывание по картине: Описание предметных картин -- это связное последо...

    10 слайд

    Рассказывание по картине:

    Описание предметных картин — это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
    Описание сюжетной картины — это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
    Рассказ по последовательной сюжетной серии картин
    Описание пейзажной картины и натюрморта

  • Рассказывание из опыта        
          Это более сложная деятельность, чем...

    11 слайд

    Рассказывание из опыта

    Это более сложная деятельность, чем рассказывание по восприятию. Она опирается на произвольную память.

    Основой для этого вида рассказывания служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.

  • Творческие рассказы
  Придумывание детьми сказок.  Сказки чаще всего представ...

    12 слайд

    Творческие рассказы

    Придумывание детьми сказок. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок;
    Придумывание детьми реалистических рассказов. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались (предшествует накопление определённых знаний);
    Дети могут сочинять также и небылицы, вымышленные рассказы;
    Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
    Придумывание начало рассказа, продолжения («Машина времени»).

  • В раннем возрасте:         создаются предпосылки для развития    монологическ...

    13 слайд

    В раннем возрасте:
    создаются предпосылки для развития монологической речи:
    — На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки;
    — повторять по подражанию отдельные реплики и фразы;
    — в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке (совместно с педагогом).

  • Во второй младшей группе:         прослеживается  целенаправленное обучение с...

    14 слайд

    Во второй младшей группе:
    прослеживается целенаправленное обучение связной монологической речи, детей учат:
    — пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы;
    — рассказывать по наглядному материалу: 3-4 предложения (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»);
    — воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали.»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
    — в индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

  • В средней группе:    дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых...

    15 слайд

    В средней группе:
    дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые.
    в рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа.
    дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз собрались звери на полянке. Стали они. Вдруг. Взяли звери. И тогда»).
    к концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).

  • В старшей группе:  -  К рассказам детей предъявляются большие требования: точ...

    16 слайд

    В старшей группе:
    — К рассказам детей предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).
    — Старшие дошкольники составляют более развернутые,
    чем ранее: описания игрушек, предметов и картин,
    рассказы по серии сюжетных картин,
    описания пейзажных картин и натюрмортов,
    рассказы из опыта,
    творческие рассказы.
    — Роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

  • Методы и приёмы:совместное рассказывание; 
      (ребенок и взрослый) 
 образ...

    17 слайд

    Методы и приёмы:
    совместное рассказывание;
    (ребенок и взрослый)
    образец рассказа;
    анализ образца рассказа;
    план рассказа;
    коллективное составление рассказа;
    составление рассказа по частям;
    оценка детских рассказов;
    мотивационная установка;
    моделирование;
    использование ТРИЗ технологии.

  • Обучение детей рассказыванию  тесно связано с решением отдельных задач рече...

    18 слайд

    Обучение детей рассказыванию
    тесно связано с решением отдельных задач речевого развития:

    обогащение и активация словаря;
    формирование грамматического строя речи;
    воспитание звуковой культуры речи;
    чтение и пересказ художественных произведений;
    ознакомление с окружающим миром и родной природой;

  • К.Д.Ушинский:
«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык,...

    19 слайд

    К.Д.Ушинский:
    «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Слово объясняет ребёнку природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, слово знакомит ребёнка с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, как не мог бы познакомить ни один историк; слово вводит ребёнка в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; слово, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 060 627 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 04.01.2016
  • 874
  • 0
  • 04.01.2016
  • 661
  • 1
  • 04.01.2016
  • 815
  • 0
  • 04.01.2016
  • 1140
  • 0
  • 04.01.2016
  • 939
  • 0
  • 04.01.2016
  • 1115
  • 1
  • 04.01.2016
  • 913
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды:

Рассказывание по игрушкам и предметам

Начиная  со  второй младшей группу при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы.

Занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней.

В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех предложений. На пятом году жизни ребенок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.

У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется,  следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.

Рассказывание по картине

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения — учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это —  подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Вывод: игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.

Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

 Творческое  рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предложила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направлен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает развитию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко (СНОСКА: Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10).

Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»).  В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Литература:  

Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. — М., 1978

Соловьева О. И.  Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966

Возможность
развития творческой речевой деятельнос­ти
возникает в старшем дошкольном возрасте,
когда у де­тей появляется достаточно
большой запас знаний об окру­жающем
мире, который может стать содержанием
словес­ного творчества. Дети овладевают
сложными формами связ­ной речи,
словарем. У них возникает возможность
действо­вать по замыслу. Воображение
из репродуктивного, меха­нически
воспроизводящего действительность
превращает­ся в творческое (Л. С.
Выготский).

Л.
С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн,
А. В. Запорожец рассматривают творческое
воображение как слож­ный психический
процесс, неразрывно связанный с жиз­ненным
опытом ребенка. Творческое воображение
в дош­кольном детстве обладает
наибольшей пластичностью и наи­более
легко поддается педагогическим
воздействиям.

.Вопросы
формирования детского словесного
творче­ства исследовались Е. И.
Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной,
Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С.
Ушако­вой, Л. М. Ворошниной, Э. П.
Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других
ученых, разработавших тематику и виды
творческого рассказывания, приемы и
последовательность обучения.» Творческое
рассказывание детей рассматривает­ся
как такой вид деятельности, который
захватывает лич­ность ребенка в целом:
требует активной работы воображе­ния,
мышления, речи, проявления наблюдательности,
во­левых усилий, участия положительных
эмоций.

Словесное
творчество — наиболее сложный вид
творчес­кой деятельности ребенка.
Элемент творчества есть в любом детском
рассказе. Поэтому термин «творческие
рассказы» — условное название рассказов,
которые дети придумывают сами. Особенности
творческого рассказывания заключаются
в том, что ребенок должен самостоятельно
придумывать содержание (сюжет, воображаемые
действующие лица), опираясь на тему и
свой прошлый опыт, и облекать его в форму
связного повествования. Требуется также
умение при­думывать завязку, ход
события, кульминацию и развязку. Не
менее сложная задача — точно, выразительно
и занима­тельно передавать свой
замысел. Творческое рассказывание в
какой-то степени родственно настоящему
литературному творчеству. От ребенка
требуется умение выбрать из имею­щихся
знаний отдельные факты, внести в них
элемент фан­тазии и составить творческий
рассказ.

В
основе словесного творчества, отмечает
О.С.Ушакова1,
лежит восприятие произведений
художественной литерату­ры, устного
народного творчества, в том числе и
малых фольклорных форм, (пословицы,
поговорки, загадки, фра­зеологизмы)
в единстве содержания и художественной
фор­мы. Словесное творчество она
рассматривает как деятель­ность,
возникающую под влиянием произведений
искусст­ва и впечатлений от окружающей
жизни и выражающуюся в создании устных
сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Отмечена
взаимосвязь между восприятием
художественной литературы и словесным
творчеством, которые взаимодей­ствуют
на основе развития поэтического слуха.

Словесное
творчество детей выражается в различных
формах: в сочинении рассказов, сказок,
описаний; в сочи­нении стихотворений,
загадок, небылиц; в словотворче­стве
(создании новых слов — новообразований).

Для
методики обучения творческому
рассказыванию особое значение имеет
понимание особенностей форми­рования
художественного, в частности словесного,
твор­чества и роли педагога в этом
процессе. Н. А. Ветлугина от­мечала
правомерность распространения понятия
«творче­ство» на деятельность ребенка,
отграничивая его. словом «детское». В
формировании детского художественного
твор­чества она выделяла три этапа1.

На
первом этапе происходит накопление
опыта. Роль пе­дагога заключается в
организации жизненных наблюдений,
влияющих на детское творчество. Ребенка
надо учить образ­ному видению
окружающего (восприятие приобретает
эсте­тическую окраску). В обогащении
восприятия особую роль играет искусство.
Произведения искусства помогают ребен­ку
острее чувствовать прекрасное в жизни,
способствуют зарождению художественных
образов в его творчестве.

Второй
этап — собственно процесс детского
творчества, когда возникает замысел,
идут поиски художественных средств*.
Процесс детского творчества не очень
развернут во, времени. Возникновение
замысла у ребенка проходит успешно,
если создана установка на новую
деятельность, (придумаем рассказ)]
Наличие замысла побуждает детей к
поискам средств его реализации: поиски
композиции, вы­деление поступков
героев, выбор слов, эпитетов. Большое
значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая
продукция. Ребенок интересуется ее
качеством, стремится завершить ее,
испы­тывая эстетическое
удовольствие..Поэтому необходимы ана­лиз
результатов творчества взрослым, его
заинтересованность. Анализ нужен и для
формирования художественного вкуса»
Знание особенностей формирования
детского словес­ного творчества дает
возможность определить педагогичес­кие
условия
,
необходимые для обучения детей
творческо­му рассказыванию.

Напомним,
что в основе творческого рассказывания
лежит процесс переработки и комбинирования
представлений, отражающих реальную
действительность, и создание на этой
основе новых образов, действий, ситуаций,
не имевших ранее места в непосредственном
восприятии. Един­ственным источником
комбинаторной деятельности воображения
явля­ется окружающий мир. Поэтому
творческая деятельность находится в
прямой зависимости от богатства и
разнообразия представлений, жиз­ненного
опыта, дающих материал для фантазии.

1.
Одним из условий успеха детей в творческой
деятель­ности является постоянное
обогащение опыта детей впечатлениями
из жизни* Эта работа может иметь разный
характер в зависимости от конкретного
задания: экс­курсии, наблюдения за
трудом взрослых, рассматривание картин,
альбомов, иллюстраций в книгах и журналах,
чте­ние книг. Так, перед описанием
природы используются сис­тематические
наблюдения за сезонными изменениями в
при­роде и чтение литературы с описанием
природных явлений. Чтение книг, особенно
познавательного характера, обо­гащает
детей новыми знаниями и представлениями
о труде людей, о поведении и поступках
детей и взрослых, углубля­ет нравственные
чувства, дает прекрасные образцы
литера­турного языка. Произведения
устного народного творчества содержат
много художественных приемов (аллегория,
диа­лог, повторы, олицетворения),
привлекают своеобразным строением,
художественной формой, стилем и языком.
Все это оказывает влияние на словесное
творчество детей.

2.Другим
важным условием успешного обучения
твор­ческому рассказыванию принято
считать обогащение и активизацию ел
оваря.’Дети нуждаются в пополнении и
активизации словаря за счет слов-определений;
слов, по­могающих описывать переживания,
черты характера действу­ющих лиц.
Поэтому процесс обогащения опыта детей
тесным образом связан с формированием
новых понятий, нового словаря и умением
пользоваться имеющимся запасом слов.
Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с
помощью воспитателя дают разнообразные
определения качеств и состояний снега:
белый,
как вата; чуть голубоватый под деревом;
искрится, пе­реливается, сверкает,
блестит; пушистый, падает хлопьями.
Затем
эти слова используются в рассказах
детей («Это было зимой, в последний месяц
зимы, в феврале. Когда последний раз
выпал снег — белый, пушистый — и все
падал на кры­ши, на деревья, на детей,
белыми большими хлопьями»).

3.
Творческий рассказ — продуктивный вид
деятельности, конечным результатом его
должен быть связный, логически
последовательный рассказ. Поэтому одно
из условий — умение детей связно
рассказывать, владеть струк­турой
связного высказывания, знать композицию
пове­ствования и описания.-

Этим
умениям дети обучаются на предыдущих
возраст­ных этапах, воспроизводя
литературные тексты, составляя описания
игрушек и картин, придумывая по ним
рассказы. Особенно близки к словесному
творчеству рассказы об од­ной игрушке,
придумывание конца и начала к изображен­ному
на картине эпизоду.

4.
Еще одно условие — правильное понимание
детьми задания «придумать», т. е. создать
нечто но­вое, рассказать о том, чего
На самом деле не было, или ребенок этого
сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте
других подобный факт мог быть).

Тематика
творческих рассказов

должна быть связана с об­щими задачами
воспитания у детей правильного отношения
к окружающей жизни, воспитания уважения
к старшим, любви к младшим, дружбы и
товарищества. Тема должна быть близка
опыту детей (чтобы на основе воображения
возник зримый образ), доступна их
пониманию и интересна. Тогда у них
появится желание придумать рассказ или
сказку.’

Темы
для рассказывания могут быть с конкретным
со­держанием: «Как мальчик нашел
щенка», «Как Таня уха­живала за
сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед
Мороз пришел на елку в детский сад»;
«Почему девочка плака­ла», «Как Катя
потерялась в зоопарке». Когда дети
научатся придумывать рассказ с конкретным
содержанием, можно усложнить задачу —
предложить рассказывание на отвле­ченную
тему: придумать рассказ «Про веселый
случай», «Про страшный случай» по типу
«У страха глаза велики», «Про интересный
случай».

В
методике развития речи не существует
строгой клас­сификации творческих
рассказов, но условно можно выде­лить
следующие виды: рассказы реалистического
характе­ра; сказки; описания природы.
В ряде работ выделяется со­чинение
рассказов по аналогии с литературным
образцом (два варианта: замена героев
с сохранением сюжета; изме­нение
сюжета с сохранением героев). Чаще всего
дети со­здают контаминированные
тексты, поскольку им трудно давать
описание, не включая в него действие, а
описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать
обучение творческому рассказыванию
лучше с придумывания рассказов
реалистического характера («Как Миша
варежку потерял», «Подарки маме к 8
Марта»). Не рекомендуется начинать
обучение с придумывания сказок, так как
особенности этого жанра заключаются в
необык­новенных, иногда фантастических
ситуациях, что может привести к ложному
фантазированию.

Наиболее
сложным заданием является создание
текстов описательного характера о
природе, поскольку выразить в связном
тексте свое отношение к природе ребенку
сложно. Для выражения своих переживаний,
связанных с приро­дой, ему надо владеть
большим количеством обобщенных понятий,
в большей степени уметь синтезировать.

Приемы
обучения
творческому
рассказыванию зависят от умений детей,
задач обучения и вида рассказа.

В
старшей
группе
в
качестве подготовительного этапа мож­но
использовать простейший прием
рассказывания
детей вме­сте с воспитателем по
вопросам.
Предлагается
тема, задаются вопросы, на которые дети
по мере их постановки придумы­вают
ответ. В конце из лучших ответов
составляется рассказ. По существу
воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например,
по теме «Что случилось с
девочкой»
детям были предложены такие вопросы:
«Где находилась девоч­ка? Что с ней
случилось? Почему она заплакала? Кто ее
утешил?» Было дано указание «придумать»
рассказ. Если дети затруднялись, педагог
подсказывал («Может быть, она была на
даче или заблудилась на шумной улице
города»).

С
целью развития творческих умений
рекомендуется такой прием, как придумывание
детьми продолжения авторского тек­ста.
Так,
после чтения и пересказывания рассказа
Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог
предлагает продолжить его. Пока­зывает,
как можно придумать конец, давая свой
образец.

В
подготовительной
к школе группе
задачи
обучения твор­ческому рассказыванию
усложняются (умение четко выст­раивать
сюжетную линию, использовать средства
связи, осознавать структурную организацию
текста). Используют­ся все виды
творческих рассказов, разные приемы
обуче­ния с постепенным усложнением.

Ниже
рассмотрим особенности использования
приемов обучения в зависимости от вида
рассказа.

Как
и в старшей группе, работу с детьми
начинают с
придумывания
реалистических сюжетов. Наиболее легким
принято считать придумывание
продолжения и завершения рассказа.
Воспитатель
дает образец, который содержит за­вязку
и определяет пути развития сюжета.
Начало рассказа должно заинтересовывать
детей, знакомить с главным ге­роем и
его характером, с обстановкой, в которой
происходит действие. Е.И.Тихеева
рекомендовала давать такое на­чало,
которое бы предоставляло простор для
воображения детей и давало возможность
для развития сюжетной линии в разных
направлениях. Приведем пример1.

Вася
очень любил гулять по лесу, собирать
землянику, слушать пе­ние птиц. Сегодня
он вышел рано и зашел особенно далеко.
Место было незнакомое. Даже березы и те
были какие-то другие — толстые, со
свиса­ющими ветвями. Вася сел отдохнуть
под большую березу, вытер потный лоб и
задумался, как найти дорогу домой.
Направо вела еле заметная тропинка, но
куда она идет, Вася не знал. Прямо
начинался какой-то спуск, а налево был
густой лес. Куда идти?

Дети
должны придумать, как Вася выбрался из
леса.

Вспомогательные
вопросы,
по
мнению Л.А.Пеньевской, являются одним
из приемов активного руководства
творчес­ким рассказыванием, облегчающим
ребенку решение твор­ческой задачи,
влияющим на связность и выразительность
речи.

План
в виде вопросов
помогает
сосредоточить внимание детей на
последовательности и полноте развития
сюжета. Для плана целесообразно
использовать 3 — 4 вопроса, большее их
количество ведет к излишней детализации
действий и описа­ния, что может
тормозить самостоятельность детского
замысла. В процессе рассказывания
вопросы задаются очень ос­торожно.
Можно спросить, что случилось с героем,
о ко­тором ребенок .забыл рассказать.
Можно подсказать описа­ние героя, его
характеристику или как закончить
рассказ.

Более
сложный прием — рассказывание по сюже1у,
предложенному педа­гогом. Например,
воспитатель напоминает, что скоро 8
Марта. Все дети бу­дут поздравлять
своих мам, дарить им подарки. Далее
сообщает: «Сегодня будем учиться
придумывать рассказ про то, как Таня и
Сережа готовили подарок маме к этому
дню. Рассказ назовем: «Подарок маме».
Лучшие рас­сказы мы запишем». Педагог
поставил перед детьми учебную задачу,
моти­вировал ее, предложил тему, сюжет,
назвал основных персонажей. Дети должны
придумать содержание, оформить его
словесно в форме повество­вания,
расположить события в определенной
последовательности. В конце такого
занятия можно нарисовать поздравительные
открытки для мам.

Систему
занятий по обучению рассказыванию по
гото­вым сюжетам разработала
Э.П.Короткова. Она предлагает серию
сюжетов по близкой и доступной детям
тематике, интересные приемы, активизирующие
воображение: опи­сание персонажа,
опора на образ главного героя при
со­ставлении рассказа (полнее обрисовать
его и ситуации, в которых он участвовал)
и др.

Придумывание
рассказа на самостоятельно выбранную
тему

самое трудное задание. Использование
этого при­ема возможно при наличии у
детей элементарных знаний о структуре
повествования и средствах внутритекстовой
свя­зи, а также умения озаглавить свой
рассказ. Педагог сове­тует, о чем можно
придумать рассказ (об интересном слу­чае,
который произошел с мальчиком или
девочкой, о дружбе зверей, о зайце и
волке). Предлагает ребенку приду­мать
название будущего рассказа и составить
план («Снача­ла скажи, как твой рассказ
будет называться, и коротко — о чем ты
будешь рассказывать сначала, о чем в
середине и о чем в конце. После этого
расскажешь все»).

Обучение
умению придумывать
сказки
начинается
с
вве­дения
элементов фантастики в реалистические
сюжеты.

Например,
воспитатель дает начало рассказа «Сон
Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил
велосипед «Ор­ленок». Малышу он так
понравился, что даже приснился ночью.
Приснилось Андрюше, что он поехал
путешество­вать на своем велосипеде».
Куда поехал Андрюша и что он там увидел,
должны придумать дети. Этот образец в
виде начала рассказа можно дополнить
пояснениями: «Во сне может произойти
что-то необыкновенное. Андрюша мог
поехать в разные города и даже страны,
увидеть что-нибудь интересное или
смешное».

Сказки
на первых порах лучше ограничивать
сюжетами о животных: «Что случилось в
лесу с ежиком», «Приклю­чения волка»,
«Волк и заяц». Ребенку легче придумать
сказку о животных, так как наблюдательность
и любовь к живот­ным дают ему возможность
мысленно представить их в раз­ных
условиях. Но необходим определенный
уровень зна­ний о повадках зверей, их
внешнем виде. Поэтому обуче­ние умению
придумывать сказки о животных
сопровожда­ется рассматриванием
игрушек, картин, просмотром диа­фильмов.

Чтение
и рассказывание детям небольших
рассказов, сказок помогает обратить их
внимание на форму и струк­туру
произведения, подчеркнуть интересный
факт, раскры­тый в нем. Это положительно
влияет на качество детских рассказов
и сказок.

Пример
сказки Тани (6 лет 7 мес): «Волшебная
палочка». Жил-был зайчик, у него была
волшебная палочка. Он всегда говорил
волшебные слова: «Волшебная палочка,
сделай то-то и то-то». Палочка все ему
дела­ла. Постучалась к зайцу лиса и
говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня
волк выгнал». Лиса обманула его и отняла
палочку. Сел заяц под дерево и плачет.
Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?»
Заяц ему все и рассказал.

Петух
отнял волшебную палочку у лисы, принес
ее зайке, и стали они имеете жить. Вот и
сказке конец, а кто слушал — молодец»1.

Развитие
словесного творчества детей под влиянием
рус­ской народной сказки происходит
поэтапно. На первом этапе в речевой
деятельности дошкольников активизируется
запас известных сказок с целью усвоения
их содержания, образов и сюжетов. На
втором этапе под руководством воспитателя
осуществляется анализ схемы построения
сказочного пове­ствования, развития
сюжета (повторность, цепная компози­ция,
традиционный зачин и концовка). Детей
побуждают ис­пользовать эти элементы
в их собственных сочинениях. Вос­питатель
обращается к приемам совместного
творчества: выби­рает тему, называет
персонажей — героев будущей сказки,
советует план, начинает сказку, помогает
вопросами, подска­зывает развитие
сюжета. На третьем этапе активизируется
са­мостоятельное развитие сказочного
повествования: детям пред­лагается
придумать сказку по готовым темам,
сюжету, персо­нажам; самостоятельно
выбрать тему, сюжет, персонажей2.

Как
уже было сказано выше, наиболее сложным
видом детских сочинений является
описание
природы.
Эффектив­ной
считается такая последовательность
обучения описа­нию природы:

1.
Обогащение детских представлений и
впечатлений
о природе в процессе наблюдений, обучение
умению видеть красоту окружающей
природы.

2.
Углубление детских впечатлений о природе
путем рас­сматривания художественных
картин и сравнения красоты изображенного
с живой действительностью.

3.
Обучение детей описанию объектов природы
по пред­ставлению.

4.
Обучение умению описывать природу,
обобщать свои знания, впечатления,
полученные во время наблюдений,
рас­сматривания картин, слушания
художественных произведений.

Помощь
детям оказывает образец воспитателя.
Приве­дем пример.

«Мне
очень нравится осень. Я люблю рассматривать
и собирать в бу­кеты желтые листья
клена и березы, красные — осокорей,
салатовые — ивы и тополя. А когда подует
ветер, мне нравится, как листики срывают­ся
с деревьев, кружат в воздухе, а потом
тихо-тихо падают на землю. И когда идешь
по земле, по такому ковру из осенних
листьев, можно услы­шать, как он нежно
шелестит». (Н. А. Орланова).

Интересны
описания-миниатюры (О. С. Ушакова).
Напри­мер, после небольшой беседы о
весне и лексических упраж­нений детям
предлагают рассказать о природе весной.

Примеры
упражнений: «Как можно сказать о весне,
ка­кая весна? (Весна-красна, жарка,
весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая
трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава,
травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка,
ро­систая, трава-шелкова, мягкая, как
одеяло.) Какая может быть яблонька
весной? (Белоснежная, душистая, цветущая,
бледно-розовая, как снег белая, нежная)».

Детское
словесное творчество не ограничивается
рас­сказами и сказками. Дети также
сочиняют стихи, загадки, небылицы,
считалки. Популярны и повсеместно в
детской среде бытуют считалки — короткие
рифмованные стихи, которые дети используют
для того, чтобы определить ве­дущих
или распределить роли.

Стремление
к рифме, повторение рифмованных слов —
не только считалок, но и дразнилок —
часто увлекает де­тей, становится
потребностью, у них появляется желание
рифмовать. Дети просят давать им слова
для рифмовки, а сами придумывают к ним
созвучные {нитка — в пруду есть улитка;
дом — в реке живет сом). На этой основе
появля­ются стихи, часто подражательные.

Словесное
творчество детей проявляется иногда
после дли­тельных размышлений, иногда
спонтанно в результате како­го-то
эмоционального всплеска. Так, девочка
на прогулке бежит к воспитательнице с
букетиком цветов и сообщает взволнованно,
что придумала стихотворение «Василек».

Особую
роль в умственном и речевом развитии
детей иг­рают загадки. Систематическое
знакомство детей с литера­турными и
народными загадками, анализ художественных
средств загадок, специальные словарные
упражнения созда­ют условия для
самостоятельного сочинения детьми
загадок.

Формирование
поэтического словесного творчества
воз­можно при заинтересованности
педагогов и создании не­обходимых
условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что
живое слово, образная сказка, рассказ,
выразительно прочитан­ное стихотворение,
народная песня должны царить в детс­ком
саду и готовить ребенка к дальнейшему
более глубоко­му художественному
восприятию.

Полезно
вести записи детских сочинений и
составлять из них книжки-самоделки,
чтение которых дети с удовольствием по
многу раз слушают. Такие книжки хорошо
до­полняют детские рисунки на темы
сочинений.

В
дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия
(Италия) родилась «Игра в рассказчика».
Дети по очереди поднимаются на возвышение
и рассказывают своим товарищам выдуман­ную
ими историю. Педагог записывает, ребенок
внимательно следит за тем, чтобы он
ничего не пропустил и не изменил. Затем
иллюстрирует свой рассказ большим
рисунком.

Этот
пример взят из книги Джанни Родари
«Граммати­ка фантазии. Введение в
искусство придумывания историй» (М.,
1978). В ней говорится о некоторых путях
придумыва­ния рассказов для детей и
о том, как помогать детям сочи­нять
самим. Рекомендации автора книги находят
примене­ние и в детских садах России.

Рассказ как художественная форма занимает в литературе особое место. Рассказ можно прочитать за один присест: на чтение одного рассказа редко уходит больше часа. Однако, хоть краткость и является сестрой таланта важнейшей характеристикой рассказа, жестоко ошибается тот, кто ничего не делает думает, будто рассказ – это роман в миниатюре. Создание рассказа (тем более, хорошего) требует особых техники и подхода, столь своеобразных, что некоторые мэтры крупной прозы были не в силах прозведсти на свет ни единого рассказа калибра Эдгара По или Конан Дойла. О секретных компонентах идеального рассказа читайте в нашей статье.

Когда появился рассказ

Несмотря на огромную популярность в наши дни, рассказ появился очень давно. С незапамятных времен люди всех возрастов любили развлечься интересной историей. Самыми ранними формами были рассказы о приключениях или рыцарских подвигах какого-нибудь популярного героя. В культуре многих народов есть свои легенды и мифы. Их пересказы в той или иной версии получили распространение и дошли до нас. Истории из «Рамаяны», «Махабхараты», «Басен» Эзопа, «Арабских ночей» и «Декамерона» говорят о повсеместной популярности рассказа как в западных, так и восточных культурах.

Современный рассказ

Рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию. Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов – внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.

Современный рассказ, каким мы его знаем, возник во второй четверти XIX века в США. Его литературным отцом был Эдгар Аллан По, прославившийся публикацией в 1833 году «Рукописи, найденной в бутылке».

Эдгар По

Эдгар Аллан По

Рассказ написан в форме послания. В нём главный герой описывает череду загадочных и пугающих событий, свидетелем которых стал во время морского путешествия. Сюжет рассказа вдохновлен многочисленными легендами о корабле-призраке. Морское путешествие символизирует процесс самопознания, а ведение записей дарует герою своего рода бессмертие.

Рассказ держит внимание читателя мастерским повествованием и особой атмосферой. Его влияние на современных авторов трудно переоценить.

Из США рассказ перешел в Европу, где признанными мастерами короткой прозы стали Мопассан, Бальзак, Голсуорси, Моэм, Конан Дойль. В России своими рассказами известны Чехов, Лев Толстой, Булгаков, Бунин, Куприн.

Ключевые элементы рассказа

Теперь разберем ключевые элементы рассказа, благодаря которым он и приобретает ту магию, за которую мы его так любим.

Сюжет

Рассказы пишутся, главным образом, для читателей. Поэтому рассказ должен вызывать интерес. Он может содержать какой-то нравственный урок, но при этом оставаться интересным, захватывающим, заставлять читателя на время забыть о повседневных заботах. Пренебрежение сюжетом, даже в пользу идеи, – серьезная литературная провинность, наказанием за которую обычно назначается полный провал рассказа даже среди целевой аудитории.

Объем

Краткость – другая важная характеристика рассказа. Использование художественных средств ограничено объемом произведения. От автора требуется избегать излишеств. Каждое написанное слово должно прямым или косвенным образом влиять на развитие сюжета. Чтобы овладеть сложным искусством короткой прозы и стать успешным автором, требуется длительная практика, и лишь очень немногим людям удается подняться с ее помощью к вершинам литературного творчества.

Тема (Лейтмотив)

Предмет рассказа должен быть четко определен, ведь на раскрытие темы отведено очень короткое время. Лейтмотив (главная мысль произведения, его краеугольная идея) должен был настолько кристально чист, что по завершению рассказа у читателя должно возникнуть впечатление, что больше ничего добавить нельзя. Отклоняться от темы, особенно в угоду отвлекающих маневров, не имеющих с лейтмотивом ничего общего, – дурной тон за которым тоже неизбежно следует расплата. Внимание следует сосредоточить на главном. Всё, с ним не связанное, исключается.

Психологизм

Еще одно требование к рассказу – его способность произвести сильный эффект. Все события, сюжетные коллизии и персонажи должны работать на создание этого эффекта. Внимание в рассказе фокусируется на одном пункте, чтобы максимально воздействовать на читателя.

Персонажи

Из-за ограниченного объема рассказа автор не всегда успевает раскрыть персонажа со всех сторон. Поэтому на первый план выводится единственно важный аспект характера, притягивающий всё внимание. Как правило, это какая-то одна черта, самое большее – две.

Диалоги

Диалоги в рассказе очень важны. Они добавляют интерес, делают рассказ легким для восприятия. Каждое слово в диалоге призвано раскрыть характер персонажа. Мы многое можем понять о герое по тому, что и как он говорит, или что о нем говорят другие. Но диалоги в рассказе должны быть краткими и по существу.

Атмосфера

Для рассказа требуется подходящая атмосфера. Рассказ может быть трагическим, романтическим, комическим или интригующим. Но при создании атмосферы необходимо придерживаться принципа последовательности. Если, например, это детективный рассказ, то атмосфера тайны должна ощущаться во всем.

Язык

Автор рассказов ограничен объемом текста, поэтому слова обычно используются крайне экономно. Каждое слово и предложение ведут действие рассказа вперед. Лишние слова или предложения считаются недостатком. Кроме того, язык должен быть легким и простым. Длинные и запутанные предложения в хорошем рассказе неуместны.

Связь рассказа и романа

Целеустремленность, прямота, краткость – вот черты сильного рассказа. Любые недочеты в композиции рассказа будут заметны сильнее, чем в романе. Поэтому рассказ во многих отношениях считается более высокой литературной формой, требующей большего мастерства.

Но рассказ не способен показать жизнь во всем разнообразии и сложности. Для этого нужно больше пространства, чем дает рассказ. Он не может продемонстрировать полноценное развитие характера героя. В рассказе мы встречаемся с персонажами лишь на несколько минут и видим только одну сторону их характера.

Здесь преимущество на стороне романиста. В его распоряжении достаточно места и времени, он может постепенно развивать характеры своих героев. Кроме того, автор рассказа не может ввести в повествование дюжину персонажей, так как это приведет к «перенаселению». Сюжет рассказа порой строится на поступках одного человека. Все внимание сосредоточено на нем, и это усиливает эффект.

Поэтому рассказ не должен рассматриваться как соперник или замена романа: они выполняют разные художественные функции. Это отдельная литературная форма, которая выросла бок о бок с романом, заняв важное место в мировой литературе.

Рассказ и драма

Связь рассказа и драматургии

Рассказ тесно связан с драмой. Как драматург, так и автор рассказа ограничены пространством и временем. Пьеса, как и рассказ, является строгой художественной формой. Но драматург дополнительно связан законами сцены, а у автора рассказа таких ограничений нет. Это дает рассказу большую свободу движения, широту и гибкость.

Другое различие заключается в подходе к персонажам. В пьесе характер героя раскрывается по мере развития действия и смены сцен. В рассказе такая эволюция характера невозможна.

В драме важную роль играет диалог. История развивается через диалог, каждое слово служит раскрытию сюжета. У автора короткой прозы нет подобных ограничений. Он волен использовать диалог или отказаться от него. Может, если захочет, стать голосом своих героев, препарировать и обнажать перед читателем их души.

В этом еще одно различие между рассказом и драмой. Драма объективна, безлична. Рассказ, следуя воле автора, может быть как субъективным, так и объективным. Драматург вынужден стоять в стороне. Он не может ввести себя в драму. Автор же рассказа волен рассказывать о событиях от своего лица, излагая собственную философию и взгляды.

Жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные рассказы

Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной,  но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье.

Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.

Приключенческие рассказы

В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.

Детективные рассказы

В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки. Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

Психологические рассказы

Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.

Научно-фантастические рассказы

В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.

В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества. Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

  • Более подробно узнать о разных литературных жанрах вы можете из наших статей.

Рассказ в литературе – это основной жанр малой повествовательной прозы, меньшая по объёму форма художественного произведения, нежели повесть или роман. При этом автора рассказов принято именовать новеллистом.

Рассказ в литературе

Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию. Что же еще отличает этот жанр малой повествовательной прозы от других видов и форм повествования?

Содержание

  1. Характерные черты жанра
  2. Деталь – основа рассказа
  3. Основные жанры рассказа
  4. Авторы зарубежных рассказов
  5. О. Генри Дары Волхвов анализ
  6. Рассказ и новелла
  7. Рассказ в русской литературе
  8. Шолохов Судьба человека анализ

Характерные черты жанра

Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.

Рассказ восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы.

К данному жанру близки другие формы эпоса: очерк, новелла, эссе. От них рассказ отличается нейтральным характером подачи материала. Правда, это не значит, что он скучнее и чопорнее «малых» собратьев.

Бывают фантастические, приключенческие, детективные рассказы, «рассказы в рассказе», рассказы-загадки, как у Эдгара По или Милорада Павича. Жанр настолько разнообразен, что назвать его общие черты непросто. И всё-таки попробуем это сделать.

Типичная структура классического рассказа: завязка, кульминация, развязка. Но это лишь классический вариант. Ещё романтики начала XIX века ценили в рассказе неожиданный «соколиный» поворот (т. н. «пуант»), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания или перипетии.

Вот ещё несколько признаков, намекающих, что перед нами рассказ:

  • привязка к конкретной теме, обычно озвученной в названии;
  • наличие одной чётко выделенной сюжетной линии;
  • ограниченное число персонажей (от 1 до 3 главных и до 10 второстепенных);
  • присутствие завязки, основной части, развязки;
  • разрешение заявленной проблемы в кульминационном моменте повествования.

Разграничение рассказа и “крупных форм” в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.

Деталь – основа рассказа

Деталь – это ключевое понятие для восприятия рассказа. Деталями называют существенные вещи, которые присутствуют в описании внешности героя, обстановки, в которой проживает герой, в описании его манеры двигаться и говорить.

Детали способны многое рассказать о том, кем является герой, как он живет, каким мировоззрением обладает. Деталь позволяет раскрыть сущность героя рассказа через ее внешние проявления. Поэтому при чтении рассказа следует особое внимание обращать на мелкие детали, привычки героя, его особенности, определяющие исключительность, уникальность персонажа.

Рассказ может иметь сюжет, т.е. повествовать о конкретных событиях, происходящих в жизни героя. Но бывают рассказы без сюжета. Ярким примером такого произведения является рассказ И. А. Бунина «Красавица».

Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании. Накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.

Основные жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные. Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи.

Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной, но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье. Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного.

Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

В рассказе Бунина «Кавказ» счастью влюбленных противопоставляется трагедия обманутого мужа. В глазах жены он предстает досадной помехой, жестким человеком. Но на деле герой оказывается ранимым и, не в силах пережить предательство супруги, в финале кончает жизнь самоубийством.

  • Приключенческие. В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.

  • Детективные. В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки.

Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

  • Психологические. Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

К мастерам психологического анализа можно отнести Куприна. В основе его рассказа «Штaбc-кaпитaн Pыбникoв» лежит психологическая борьба двух героев: иностранного шпиона Рыбникова и сотрудника газеты Щавинского.

  • Научно-фантастические. В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески.

Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Например, в известном рассказе Стругацких «Шесть спичек» главный герой в результате нейтринного облучения мозга обретает сверхспособности, например, телекинез. В результате герой с сильным нервным истощением оказывается в больнице. В рассказе отразилась обеспокоенность того времени экспериментами с радиацией.

  • Социальные. В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества.

Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

Авторы зарубежных рассказов

Перечислить всех, кто писал в интересующем нас жанре, невозможно: для этого придётся назвать имена абсолютного большинства литераторов, творивших в период от античности до наших дней.

Непревзойдёнными мастерами в этой области считаются Дж.Чосер, Дж.Боккаччо, О.де Бальзак, С.Моэм, Ги де Мопассан, О.Генри, Р.Бредбери, Р.Акутагава.

Проанализируем по плану рассказ О. Генри «Дары Волхвов».

О. Генри Дары Волхвов анализ

  • Центральная тема — дарение, дар. Что такое подарок? Каким он должен быть? В чём его смысл? Заголовок произведения намекает на библейский сюжет, связанный с поклонением волхвов Младенцу Христу. Мудрецы привезли Иисусу лучшее, что у них было. А как поступают герои нашего повествования?
  • Сюжет укладывается в одно предложение: небогатые молодые супруги Джим и Делла готовят друг для друга рождественские подарки и, чтоб достать на это денег, расстаются с самым дорогим, что у них было.
  • В произведении два главных героя и несколько дополнительных персонажей (зеленщик, мясник и другие).
  • Завязка – это сообщение о том, что супруги жили бедно, но им понадобилось купить подарки. Она представляет собой исходные условия задачи. Основная часть повествует о том, каким образом каждый из молодых людей справился с задачей. Развязка – эпизод обмена подарками.
  • С момента, когда Джим заходит в комнату и видит, что Делла подстригла свои великолепные волосы, начинается кульминация истории. Оправдываясь перед любимым, девушка сообщает, что сделала это ради того, чтобы подарить ему цепочку для часов.

Джим признаётся, что продал часы ради покупки гребней. А мы, читатели, любуемся красотой обоих поступков и понимаем, что любовь – это радостная жертва, делающая нас лучше.

Рассказ и новелла

К жанру рассказа близок жанр новеллы. «Новелла» переводится с итальянского как «повесть».

Новелла несколько отличается от рассказа тем, что в произведении такого рода обязательно можно наблюдать стремительно развивающийся и напряженный сюжет, который разрешается неожиданным финалом. Большим мастером новеллы был французский литератор Анри Рене-Гюи Альбер де Мопассан.

Соотношение терминов «рассказ» и «новелла» не получило однозначной трактовки в российском, а ранее советском литературоведении. Большинству языков различие между этими понятиями вообще неизвестно. Б. В. Томашевский называет рассказ специфически русским синонимом международного термина «новелла».

Другой представитель школы формализма, Б. М. Эйхенбаум, предлагал разводить эти понятия на том основании, что новелла сюжетна, а рассказ — более психологичен и рефлексивен, ближе к бессюжетному очерку.

На примере творчества О. Генри Эйхенбаум выделял следующие черты новеллы в наиболее чистом, «незамутнённом» виде: краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.

Рассказ, в понимании Эйхенбаума, не отличается от новеллы объёмом, но отличается структурой: персонажам или событиям даются развёрнутые психологические характеристики, на первый план выступает изобразительно-словесная фактура.

Разграничение новеллы и рассказа получило в советском литературоведении определённую, хотя и не всеобщую поддержку.

Рассказ в русской литературе

В России пик популярности жанра пришёлся на вторую половину 19 века. Его мастерами стали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.П.Платонов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицын.

Например, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна так насыщен переживаниями героев и размышлениями автора о проблеме истинной любви, что тяготеет к жанру повести, а многие «романы» начинающих авторов так бесхитростны, что их скорее можно сравнить с небольшими эссе.

Неудивительно, что И.А.Бунин советовал молодым писателям оттачивать мастерство именно в рассказе. Глубокое и ровное дыхание, необходимое, чтобы написать роман, вырабатывается на ежедневных интенсивных тренировках по рассказыванию всевозможных историй.

А.П.Чехов называл краткость сестрой таланта и на собственном примере показал, какие большие художественные и человеческие задачи может решить даже самое скромное по объёму литературное произведение.

Рассмотрим рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

Шолохов Судьба человека анализ

  • Он посвящено теме «Человек и война» и по масштабу приближается к роману, ведь судьба Андрея Соколова типична для миллионов жителей послевоенной страны.
  • Сюжет касается жизни главного героя в мирное, а затем – военное время, его отношений с женой, радости отцовства, затем – ухода на фронт, пленения, побега, возвращения на Родину, потери близких и обретения новой надежды в усыновлении маленького мальчика Вани, которого тоже осиротила война.
  • Главных героев двое: взрослый мужчина и ребёнок.
  • Завязка – встреча рассказчика с Соколовым и Ваней у разлива реки. Основная часть – история Андрея. Развязка – вывод о силе человеческого духа, о побеждающей силе сострадания и любви.
  • Кульминация – сцена, когда Соколов «признаётся» мальчику: «Я – твой отец», а тот, дрожа от волнения, кидается к нему на шею с криком: «Папка!». На войне нет своих и чужих. Смерть разлучает людей, а любовь – воскрешает к жизни.

Читайте также: Ранобэ – что это такое и примеры японских новелл.

Таким образом, рассказы о приключениях и нравственные истории из прошлого имеют мало общего с современным рассказом. Эта художественная форма претерпела постепенную эволюцию.

Теперь темой для рассказа может послужить любое явление окружающего мира. Современный автор рассказов – внимательный наблюдатель, изучающий общественную жизнь и человеческие характеры.

Источники:

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

  • Выделите цветом ключевые слова при написании изложения и сочинения
  • Выделите формальные особенности косвенный психологизм в рассказе е пермяка смородинка
  • Выделите сказки не принадлежащие перу э т а гофмана
  • Выделите приемы словесной пластики тургенева в рассказах хорь и калиныч и певцы
  • Вы учитесь в англии ваш друг англичанин том сочинение