Вымысел в сказке царевна лягушка

Она была не той, за кого себя выдавала: настоящая история Царевны-лягушки

Автор:

21 апреля 2022 14:33

Сказку о чудесном превращении малоприятного земноводного в девицу дивной красоты все знают с детских лет. Но тот факт, что история датирована XVIII веком, малоизвестен.

Она была не той, за кого себя выдавала: настоящая история Царевны-лягушки

И это только публикация. А первым рассказчиком волшебной истории считается сам Геродот. В числе записанных древнегреческим историком скифских мифов есть и сказание о богатыре, который в поисках пропавших лошадей набрёл на таинственную пещеру и обнаружил в ней чудесное создание – женщину небывалой красоты, тело которой ниже пояса было змеиным.

Она была не той, за кого себя выдавала: настоящая история Царевны-лягушки

Источник:

Пропавшие лошади тоже обнаружились. И дева-змея согласилась отдать их, если богатырь станет её супругом. Тот согласился, и в браке родились сыновья Агафис, Гелон, Скиф, которые повзрослев, должны были пройти испытание – натянуть отцовский лук. Тот, у кого это получится, и станет царём

Посланница небес или иных миров?

Посланница небес или иных миров?

Источник:

Многие поколения рассказчиков адаптировали миф, упрощая образы. Так змея превратилась в лягушку. Важный момент: приглашая богатыря в свой шалашик (в который человек априори не поместится), она кувыркается. И в итоге всё получается. А кувырок – это, по сути, магический ритуал – смена верха и низа, правой и левой сторон.

Отсылка к связи с внеземными цивилизациями имеется в эпизоде, когда волшебница шьёт для царя рубашку невиданной красоты, да ещё без швов. В видении фантастов и якобы контактировавших с НЛО инопланетяне одеты в комбинезоны из особого материала, без швов.

Она была не той, за кого себя выдавала: настоящая история Царевны-лягушки

Источник:

Когда Иван сжёг лягушачью шкурку, желая, чтобы любимая навсегда осталась с ним, та сбежала. Правда, назвала настоящее имя и место, где её искать – Подсолнечное государство. А в стандартной астрологии первая от нашей планеты небесная сфера – это Луна. Вторая – Солнце, далее идут Меркурий, Венера, Марс и так далее. То есть Подсолнечное царство – царство под Солнцем – это Луна. И именно туда сбежала Василиса Премудрая.

Кстати, об имени: Василиса с греческого переводится как «царственная», «царица». А эпитет «Премудрая» свидетельствует об огромном интеллектуальном потенциале героини.

Сказка со звёздного неба

Сказка со звёздного неба

Источник:

На древних картах звёздного неба есть такие созвездия как «Луг», «Стрела», «Змея» или «Змеиный дракон» (явная отсылка к превращению в финале сказки). Есть и группа звёзд «Лугаль», что в переводе означает «царь».

Она была не той, за кого себя выдавала: настоящая история Царевны-лягушки

Источник:

Впоследствии – во времена Средневековья их объединили в другие созвездия, дав другие названия. Но судя по этим и ряду других признаков, русская сказка действительно может быть вариацией скифского мифа, а тот, в свою очередь, таинственной и, вполне может быть, настоящей космически-божественной реальности.

Источник:

Еще крутые истории!

Новости партнёров

реклама

VII конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

 «Я познаю мир

(в рамках Российской программы «Я – исследователь»

Секция: филология

Тема:»Исторические корни сказки

«Царевна-лягушка»

Автор: Гаглоева Елена, ученица 3 класса  МБОУ СОШ №26

Научный руководитель:ДжиоеваЛ.В., Владикавказ,2013 год

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическая часть                                                                 3

           1.1. Как возникли волшебные сказки                                         4

           1.2. Как строится волшебная сказка                                           4

           1.3. Исторические корни сказки «Царевна — лягушка»             7

           1.4. Лягушка — инопланетянка                                                    9

            1.5. Лягушка — созвездие                                                            9

            1.6. Лягушка в мифах и легендах других народов                 10

Глава 2. Практическая часть

            2.1. Цель и задачи исследования                                             11

Заключение                                                                                            12

Библиографический список                                                                 13

Приложения

                                                     — 3 —

Введение

        Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в шорохе листвы, в падающих снежинках, в завывании ветра… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, будет жить и сказка.        Я очень люблю читать разные сказки, но больше всего мне нравятся волшебные сказки. Их герои пользуются коврами — самолетами и шапками — невидимками, добывают «живую и мертвую воду», побеждают Змея Горыныча. А сказочным героям помогают Серый волк, Сивка — Бурка, Щука и другие.

        С самого раннего детства я узнала о Царевне — лягушке, часто просила маму рассказать эту сказку. А когда научилась читать, сама часто перечитывала  ее. И каждый раз я почему -то думала об одном и том же: «Почему Кощей Бессмертный превратил царевну именно в лягушку?» Сейчас,  когда я немного повзрослела, я решила найти ответ на  давно волнующий меня вопрос.

Цель моей работы :1. Узнать, как и когда появилась сказка «Царевна-лягушка». 2. Почему Кощей Бессмертный выбрал для превращения царевны  именно лягушку?

Гипотеза: Предположим, что история о Царевне — лягушке возникла очень давно и в основу ее вошли реальные события.

Объект исследования: волшебная  сказка, принципы ее построения.

Предмет исследования: исторические корни сказки «Царевна-лягушка».

Методы исследования:  Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Актуальность:  работа имеет образовательное и воспитательное значение, так как направлена на формирование познавательной деятельности.

— 4 —

Глава  1. Теоретическая часть.

1.1. Как возникли  волшебные  сказки.

        Сказка зародилась    в древние времена, когда на Руси поклонялись языческим богам. Тогда существовал обряд инициации — обряд посвящения в мужчины. Юноша, достигший брачного возраста, должен был пройти суровое испытание, чтобы получить право жениться и стать полноправным членом племени. В обряде разыгрывалась временная смерть — путешествие в царство мертвых. Обряд был окружен тайной, проводился в лесу специальными людьми( обычно представителями того племени, из которого юноша брал жену), Отец юноши отводил его в лес и оставлял там. Испытания, которым подвергались юноши, были очень жестокими: например, им могли залепить глаза глиной и оставить наедине с дикими зверями.

         Со временем от этого обряда остались только воспоминания. Эти рассказы передавались из уст в уста, от поколения к поколению, обрастая новыми деталями и подробностями. Так возникли волшебные сказки.

1.2. Как строится волшебная сказка.

                Все волшебные сказки имеют общие черты. Во-первых, они схожи общностью построения. Во-вторых, ни одна волшебная сказка не обходится без чудес: в жизнь человека вмешивается то злая и губительная, то добрая и  спасительная  сверхъестественная сила. Чудесный вымысел лежит в основе  любой волшебной сказки.

— 5 —

        На примере сказки «Царевна-лягушка» проследим, по каким законам строится волшебная сказка .В сказке всегда действуют  два поколения героев — старшие и младшие, но все испытания выпадают на долю младших, ведь именно юноши должны пройти испытания.

        Первая часть сказки, в которой нас знакомят с героями, называется исходной ситуацией. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать; младшего звали Иван царевич.

        Начало во всех сказках похоже:»В некотором царстве в некотором государстве….».  или «Жили — были…»  Это зачин.  Царь повелевает своим сыновьям пустить стрелы в разные стороны, и на чей двор упадет стрела, там и посвататься. Ивану — царевичу пришлось жениться на лягушке. В те давние времена, когда  проходили  описанные  события, люди придавали большое значение этому своеобразному гаданию и твердо верили в судьбу, которой вверяли себя. Этот древний мотив отмечен  в сказочном повествовании.

        Следующая часть сказки — испытание героини. Царь подвергает своих невесток испытаниям. Царевна — лягушка трижды выдержала испытание, а другие невестки нет. Связь с могущественными силами природы делает сильным героя сказки. Ему и его жене  помогают «мамки-нянюшки», которых батюшка некогда приставил к лягушке.

        Царевна в сказке, конечно, красавица, но сказка никогда не описывает  точно, как она выглядела. Вместо описания мы узнаем, что красоту ее «ни в сказке сказать, ни пером описать».

        Идем дальше. Иван — царевич спалил лягушачью коже на огне — сделал то, чего делать было нельзя. Эта часть — запрет и нарушение запрета. Теперь Василиса Премудрая должна покинуть своего мужа.»Если бы немножко ты подождал, я бы вечно была твоей. А теперь прощай. Ищи меня

— 6 —

за тридевять земель, в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного», — сказала она. Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Эту часть назовем уход героя из дома.

        Иван — царевич отправляется на поиски своей любимой жены. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, попадается ему навстречу старичок .Он уже знает о беде Ивана-царевича и дает ему клубок, который укажет дорогу. Эта часть называется «Встреча с героем- помощником и получение волшебного средства».

        По пути Иван — царевич встречает медведя, селезня, зайца, но не убивает их, потому что они обещают помочь Эта часть сказки — договор. Обратим внимание, что герой встречает именно трех помощников, да и многие события в сказке повторяются три раза. Число три имеет особое значение. Долгое время число три для многих народов было пределом счета, совершенством, символом полноты. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трехглавым божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три в древности было магическим еще и потому. что складывалось из суммы предыдущих чисел(3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.

        Но вернемся к нашей сказке «Царевна — лягушка» Следующая часть сказки — встреча с Бабой  Ягой или испытание героя. После того, как Иван-царевич прошел через все испытания, он вошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После  этого они жили долго и счастливо. Эта часть — «Свадьба.» Сказки часто кончаются богатым сказочным пиром. При этом сказитель добавляет присловье :»Я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «Стали они жить — поживать и добра

-7-

наживать». Если мы попробуем составить план любой другой волшебной сказки, то  увидим, что хотя герои будут разными, хотя различны их цели и испытания, но основные части нашего плана будут совпадать. Законы построения сказки действуют в любой из них.        

        Волшебная сказка из поколения в поколение передавалась устно, и каждый, кто рассказывал ее, мог что — то изменить или добавить. Поэтому появилось множество волшебных сказок, которые отличались друг от друга. Например, в «Царевне — лягушке» в одном случае рассказывается, что лягушка сама выполняла все поручения, а в другом позвала на помощь слуг. Но законы, по которым строится сказка, всегда одинаковы. Герой сжигает лягушачью кожу и должен пройти испытания, чтобы вернуть  жену.

        Возвращаясь, герой уже не тот, каким он вышел в путь. В конце сказки герой преображается. И не важно, был ли герой в начале сказки силачом, богатырем  или «на печи сажу перебирал». После возвращения он становится молодцем, красавцем и может стать царем, королем.

                     1.3. Исторические корни сказки «Царевна — лягушка».

        Впервые сказка о царевне-лягушке была опубликована в 18 веке. Называлась она » О женщине — змее и богатыре». История эта началась очень давно и не на Руси. Древнегреческий историк Геродот записал ее в 5 веке до нашей эры, но она произошла гораздо раньше.

         Жил — был богатырь Геракл (Геркулес) — сильнейший человек на свете. В стране шумеров его звали Лугальванда ( шумеры — это древняя  культура

— 8 —

Земли). Пришел Геракл — Лугальванда  в одну страну( потом ее назвали Скифией). В поисках пропавших  лошадей  он попал  в пещеру, где  увидел удивительную женщину: верхняя часть ее туловища человеческая, а нижняя — змеиная. Гость приглянулся женщине. Она  соглашается  отдать ему коней, если он станет ее мужем. От этого брака родятся три сына: Агафирс,  Гелон  и  Скиф. Уходя на новые подвиги, богатырь наказывает жене подвергнуть сыновей, когда они подрастут, испытанию: тот из них, кто сможет опоясаться его поясом и натянуть его лук, должен стать царем. Царем и основателем нового народа становится Скиф.

         Теперь некоторые историки( например, В.Щербаков) говорят, что это начало русской сказки о царевне — лягушке. Змея же стала лягушкой совсем просто: слово «лугаль» у шумеров и вавилонян означает «царь ,царская». Значит, «Царевна — лягушка» переводится «Царевна  царская». А царевич  Лугальванда  из шумерских мифов — это лугаль Ванда, превратившийся в царевича Ваню. Возможно, что все это — только совпадения, а слово «лягушка» происходит не от слова «лугаль», которому около 5000 лет, а от глагола «лягаться», как это и записано в словаре.

         Может быть многие поколения рассказчиков скифского мифа изменили божественные образы, упростили, приземлили их. Женщина — змея превратилась в царевну — лягушку. Кощею просто ничего другого не оставалось, как воплотить в жизнь готовый скифский персонаж.

        В более старом варианте сказки Василиса Премудрая оборачивается то лягушкой, то жабой, то змеей. А ведь археологи нашли изображение женщины- полузмеи -полу-лягушки  скифского времени, это 2000 лет тому назад .Таким образом, всеми любимая героиня дошла до нас сквозь века, уже несколько веков назад ее изображали в камне и бронзе.

-9-

1.4. Лягушка — инопланетянка.

        Некоторые исследователи говорят, что некая «лягушка» на самом деле существовала и была она инопланетянкой. Эту версию подтверждает перечень чудес, которые она совершает. Лягушка обладает умениями и знаниями, которые неподвластны человеку. В пошиве рубашки ей помогают ветры, поэтому рубашка получается дивной, бесшовной. На такое способны только инопланетяне. Кроме того, лягушка умеет управлять пространством. Версия интересная, но слишком уж сказочная и неправдоподобная.

1.5. Лягушка — созвездие.

        По другой версии, сказка о лягушке — это отдаленная и очень искаженная  история погибшей Атлантиды. Точнее, о созвездиях Атлантов.А выяснилось это так. Однажды ученые, просматривая древние небесные карты, составленные около пяти тысяч лет назад, увидели что-то очень напоминающее сюжет классической сказки о царевне-лягушке. Они увидели созвездие, которое называлось «Поле», а рядом с ним «Лук» и «Стрела». А еще созвездие  «Змея»( а  ведь по версии скифов царевна была не лягушкой, а именно полузмеей). И группу звезд «Лугаль», что в переводе, мы знаем,  означает «царь, царственный». Были даже звезды Энлиля — владыки ветров, тех, что шили для царя сорочку без швов.

        Много позже все эти звезды были объединены в другие созвездия, получившие новые названия. Но в глубокой древности на протяжении

— 10 —

тысячелетий на небе ярко горели не только имена героев сказки, но и все волшебные диковинные предметы из сказки — лук и стрела, поле, где братья выпустили по стреле. Только теперь становится ясно, что в сказке имелось в виду поле  не  земной луг, а небесный. Его звезды на современных атласах неба очерчены известным нам созвездием Пегас, похожим на прямоугольник.

1.6. Лягушка в мифах и легендах других народов.

        В  мифах различных  народов  встречаются как положительные( связь с плодородием, возрождением), так и отрицательные ( связь с подземным миром, болезнью, смертью) функции лягушки. Но все они связывают ее с водой, в частности с дождем.

        У  алтайцев лягушка обнаруживает гору с березой и камнями, из которых добывается первый огонь .В  Бирме и  Индокитае с образом лягушки связывается дух, который проглатывает Луну ( поэтому лягушка считается причиной затмения). В Китае, где лягушек также связывают с Луной, их называют «небесными цыплятами», так как там существует поверье, что лягушки падают вместе с росой с неба. Мотив небесного происхождения лягушек позволяет рассматривать их как превращенных детей ( или жену )  бога- громовержца Зевса, изгнанных на землю, в воду. в нижний мир. В России лягушку тоже  связывают с водой. Вспомним народную примету:»До первой грозы лягушки не квакают» или представление о кваканье лягушки к дождю, об их появлении вместе с дождем. В мифах некоторых народов людей за обман превращают именно в лягушек.

                                                               -11-

 Глава 2. Практическая часть.

                                 Проделав данную исследовательскую работу, узнав много нового о волшебных сказках и, в частности. о сказке «Царевна — лягушка», я решила провести опрос среди учащихся вторых классов. Мне стало интересно, что думают другие ученики о волшебной сказке. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Когда появилась волшебная сказка? Сколько ей лет?

2.Чем отличается волшебная сказка от других сказок?

3.Кто главный герой волшебных сказок?

4. Какие волшебные предметы из сказок  ты знаешь?

5. Почему в сказке «Царевна — лягушка»  Кощей Бессмертный превращает Василису Премудрую именно в лягушку?

        Проанализировав все ответы, я пришла к выводу: Многие дети знакомы со сказкой «Царевна — лягушка», знают, чем отличается волшебная сказка от других сказок, даже называют некоторые волшебные предметы( клубочек, яблоко). Но никто не смог ответить на вопрос, почему героиню превращают именно в лягушку.

-12-

Заключение.

        В ходе исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много сказок, узнала многое о волшебных  сказках, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.

Но самое главное, я нашла подтверждение своей гипотезе,  что история о Царевне — лягушке возникла очень давно и в основу ее вошли реальные события. Я обязательно расскажу об этом своим  товарищам.

        Я думаю, что анализировать сказки разных видов  очень интересно, и мне бы хотелось привлечь к этой работе моих одноклассников. Тогда и они полюбят сказки, будут их читать, рассказывать. А самое главное , у них появится интерес к чтению. Мир литературы так  увлекателен, интересен и безграничен.

-13-

Библиографический список.

1.  Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева, М.,»Детская литература», 1987 г., с.239

2  .Мелетинский Е.М. Герой волшебной   сказки. Происхождение образа. М., 1958г

3. «Мифы народов мира. Энциклопедия.», М., «Советская энциклопедия», 1988г., с. 84 — 85

4. Пропп  В.Я. Исторические корни волшебной  сказки. Морфология сказки.-М.:1969

5. «Чудеса света. По странам и континентам». Энциклопедия тайн и загадок.-М., «Белый город», 2009г. с.275-276

6. «Я познаю мир: Дет. энциклопедия; Литература/Авт.-состав. В.А.Маркин-М: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 , с.446-448

7.  Сеть Интернет

         Пятая школьная научно — практическая конференция

«Познание и творчество»

                   Направление: математика

                   Название  работы:  «Старинные меры длины и

                                             устное народное   творчество»

                   Автор  работы:  Салбиев Георгий

                   Место  выполнения:  МБОУ СОШ №26,  2 класс

                                                        Владикавказ

                   Научный  руководитель: Джиоева Лариса Витальевна, учитель

                                                               начальных классов первой категории           

Владикавка, 2013.

 Пятая школьная научно — практическая конференция

«Познание и творчество»

  Направление: литературоведение

    Название  работы:»Исторические корни волшебной 

                              сказки «Царевна-лягушка»

    Автор  работы: Гаглоева Елена

    Место  выполнения:  МБОУ СОШ №26,  2 класс

                                                        Владикавказ

    Научный  руководитель: Джиоева Лариса Витальевна,

                                                   учитель  начальных классов              

                                                   первой категории         

Владикавка, 2013.

Пятая школьная научно — практическая конференция

«Познание и творчество»

  Направление: география

   Название  работы: «Семь чудес природы»

   Автор  работы: Чиаева Анна

    Место  выполнения:  МБОУ СОШ №26,  2 класс

                                                        Владикавказ

    Научный  руководитель: Джиоева Лариса Витальевна,

                                                   учитель  начальных классов              

                                                   первой категории         

Владикавка, 2013.

Добрый, день уважаемый читатель!

Сегодня, коль ранее коснулся русских народных сказок, хочу обсудить с вами сказку «Царевна-лягушка».

Картинка из сети

Сейчас стало модным искать скрытый смысл в старых сказках. Но обычно смысл такой, что сказку приходится заново сочинять — пересказывать в нужном «истинном варианте», а уже его расшифровывать. Например, колобок, дескать, искажен, каждый зверь откусывал по малому кусочку, а лиса проглотила остаток, и тогда эта сказка про убывающую луну.

Колаж автора

А потом лиса отрыгнула, звери вернули части –это уже растущая луна. Может так оно и есть –сказку, что до нас дошла, пришлось значительно переработать. Хотя, наверное, идея близка к истине.

Теперь к нашей сказке о царевне. К сожаленью в то время, когда эти сказки стали формироваться, народ, рассказывавший их, был неграмотным, а богатые люди чурались записывать сказки народа. Подумайте, даже библию — книгу книг – по-разному пересказывали, переводили и трактовали. Насколько же сыграет глухой телефон в поколениях при устной передаче!

Картинка из сети

«Царевна-лягушка» до нас дошла в сборнике А. Афанасьева. Не буду пересказывать саму сказку, надеюсь, многим из вас она известна и так. Попробую подвести под сказку реальную базу. У князя три сына, которых надо женить и поделить власть. Как это сделать, чтобы не было гражданской войны. Ну, например, отдать престол старшему сыну, выгодно женив его. Тогда старший, даже если и стрелял из лука, то в строго указанном отцом направлении — на боярский двор или на двор воеводы. Знатные роды породнились, они у власти. Среднего сына поженили на купеческой дочке, власти нет, но деньги через его дом рекой. Младшей стрелял в болото.

А было ли болото?

Давайте представим, что есть некое княжество, в котором проживали братья. Были хорошие земли, но всегда есть и тощие территории, которые хлеб не родят, леса на них нет, перспективы развития сих земель нет, одним словом, «трясина» или «болото», только из казны средства тянет, а сборов нет.

Колаж автора

И в таких землях живёт отец с дочерью из рода знатного, но разорившегося. Была для дочки выгодная партия, да захотелось ей любви, вот и взбрыкнула. Осерчал папаша и заточил дочь под домашний арест, чтобы не водилась с кем попало. Платье простое велел надеть, чтобы красоту скрыть, авось одумается, да пойдёт за старого князя из соседнего княжества. Год другой прошёл, а несостоявшаяся невеста мнения своего не меняет и папаша твёрд. А тут стрела Ивана и предложение. Может, стрелы не было, а только предложение. Боялся Иванов отец усиления разорившегося рода за счёт соседнего княжества, вот и решил обрезать концы — послав меньшого в сваты. Девица рада радёшенька такому браку. Пусть княжной ей не быть, но всё не со старым жить. Забрал её Иван к себе, но в рубище своём кажется жена ему безобразной. Вот и придумал народ, что лягушка она. А перед свадьбой сожгли они вместе с Иваном постыдное одеяние. Тут отец невесты давай подмётки рвать — разваливается его задумка о выгодной партии для дочери — и вместе со старым князем похищают они невесту у Ивана. Само собой увозят в соседнее княжество.

А как вы думаете, кто был бабой Ягой? Нет не супер Ведунья, а Яга — мать пропавшей княжны.

И у этого предположения есть почва под ногами. При поисках более ранней сказки для анализа, нашёл три варианта сказки «Царевна -лягушка». Так вот в одном из вариантов чёрным по белому было указано, что Яга — мать царевны.

Тогда получается, что это будущая тёща Ивана. Именно тёща поведала Ивану, где невеста, чем и разозлила мужа. А будущий тесть со злости, вспоминая этот случай, корил свою жену и называл каргой, так и стала она бабой Ягой. Кощей — это старый князь соседнего княжества, медведь, волк, сокол — помощники по сказке, могли оказаться реальными людьми — ведь у славян могли быть такие имена. Следовательно, собрал Иван помощь и поехал княжну с молодцами избавлять от неволи. Сундук, дуб, заяц, утка — это противовес дружине Ивана. Если такая история была основанием для сказки, Иван мог и пасть в бою, что вполне реально. Почему Кощей бессмертный, да сила Великого князя с большой дружиной не может сравниться с силой Ивана. Но в сказке должен быть хороший конец. Так вот закончилась наша история. Вызволил Иван невесту и сыграл свадьбу. Жил небогато, но люди его любили. Вот такая реальная история могла быть основой для сказки. Со временем в сказке княжна стала царевной, Великий князь — царём. В таком виде сказка дошла и до Афанасьева. А уж потом её не меняли. Что написано пером, не вырубишь топором. А вы как думаете?


На сегодня эта публикация уже заработала 36,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сказка – совсем не ложь, а четкая инструкция к жизни, которую передавали из поколения в поколение. Изначально сказка «Колобок» рассказывала о движении луны по звёздному небу и созвездиях. Колобок приходил к ворону, медведю, волку и другим сущностям небесных чертогов, которые откусывали по кусочку. Целый колобок означал полнолуние, а когда его полностью съедали, наступало новолуние.

Я давно хотела раскрыть для себя смыслы сказки о Царевне-лягушке и прояснить некоторые вопросы. Но смыслы открываться не решались, пока я не стала изучать, какие инициации были на Руси.

Инициация

Инициация – это переход человека на более высокую ступень развития.

У славян за всю жизнь было несколько возрастных инициаций.

В 3–5 лет ребенку давали имя и начинали считать его полноценным членом семьи, он обретал свою половую принадлежность. Ближе к 12 происходила инициация, которая показывала обществу, что человек готов к взрослой жизни, следующим этапом было создание семьи и т.д.

Мальчиков обычно группой вывозили в лес, и какое-то время они учились там охоте, военному делу и другим премудростям с помощью старших и на собственном опыте. Проходил обряд посвящения в волки, при котором участники принимали символическую смерть и перерождались. После этого они символично встречались с богинями судьбы (мокошами), которые могут как подарить, так и отнять жизнь.

В случае с девочками было по-разному в зависимости от местности. Кого-то в одиночку увозили от всех и обучали женским таинствам в лесной хижине, а кто-то обучался в группе других девочек.

Часто девушкой девочка становилась после особого обряда с прыжком во взрослую юбку (понёву). До этого момента девочку одевали в невзрачную одежду и не разрешали веселиться. Прыжок в понёву обозначал, что девушка готова вести самостоятельный образ жизни, заниматься хозяйством без чужой помощи, может водить хороводы всю ночь напролет и готова стать женой.

С этого момента она получала красивые наряды. А если девушка не прыгала в понёву, то так и оставалась девочкой. Следующий шанс стать взрослой был возможен только через год.

Начало сказки

Начинается сказка с того, что царь решил женить своих троих сыновей. Почему он решил женить сразу всех? Вероятно, на три отдельные свадьбы денег в казне не было. Кроме того, часто свадьбы в царских семьях проводились для укрепления позиций, т.е. по расчету. А значит, есть вероятность, что дела на границах были не лучшие.

Выстрелили старшие братья, и попали их стрелы в боярский и купеческий дворы. Никто не говорит, что в то же царство, могли и в соседнее улететь. Явно парни были взрослые и намеренно целились в нужную сторону.

А вот Иван был молод и к женитьбе внутренне не готов. Поэтому и отправил свою стрелу в болото. Может быть, он её в лес дремучий хотел отправить, но стрелять умел плохо, поэтому куда прилетело, туда прилетело.

И ведь была надежда, что и на болоте не будет никого, а значит не судьба в этом году жениться.

Но тут пришла лягушка

На болоте царевна, она же Василиса Премудрая, оказалась неслучайно. Пришло время её инициации, и, обучаясь различным наукам, пошла она на болото за травами или ягодами. А тут стрела. Хорошо хоть не поранилась. А раз не стала девочка еще полноценной девушкой, то и одежды у нее были невзрачные.

Невзрачная как лягушка. С мышью серой её еще нельзя сравнивать, т.к. мышь сама по себе самостоятельная и хозяйственная. А царевна пока не могла быть самостоятельной.

Это проявляется в том, как Василиса выполняет задания царя: ночью она зовет мамок и нянек, чтобы они всё сделали.

Но Василиса в это время балду не пинала, а училась у старших рукоделию и готовке.

Когда царь позвал всех на пир, Василиса уже практически закончила свою инициацию. Синее платье было усыпано звёздами.

Изображения звёзд у славян имели разные значения. Пятиконечная звезда была символом благополучия и счастья. Звезда Руси – сакральный символ созидания. Шестиконечная звезда – звезда Велеса – бога плодородия. Звезда Лады – женское начало, приносящее в мир гармонию и равновесие.

Какие именно звёзды были на платье, сложно сказать, скорее всего все.

Голову девушки украшал месяц.

Месяц в данном случае олицетворяет такое понятное всем явление, как нимб. Нимб у славян являлся знаком праведности, истинности, интеллекта. Это подчеркивает премудрость Василисы и её духовный переход во взрослое состояние. В некоторых древних культурах нимб изображался на голове царских особ. Т.е. царевна-лягушка могла быть будущей правительницей соседнего царства.

Оставался только обряд с одеждой. Но Иван по своей детской глупости всё испортил и сжег её. Отец девушки осерчал, что обряды все до конца не провели, и забрал её к себе, разорвав мирный договор с царством Ивана.

Взросление Ивана

Пока молодой царевич не проявлял в этой истории никакой взрослости. От царя приходил домой грустный, возможно, плакал в плечо жене, не зная как выполнить задания. А теперь жены не стало, и нужно принимать взрослые решения.

К тому же дела в царстве пошли не очень, ведь отцом Василисы оказался не кто иной, как сам Кощей Бессмертный. Об этом Иван после долгих скитаний от мимо проходившего старика узнал. А Кощей, как известно, правитель подземного царства.

Решение было одно – Василису свою вернуть и наладить отношения между государствами.

Тут и начался обряд инициации Ивана. Дал старичок свою мудрость ему в виде клубочка волшебного.

На пути Иван сперва встретил медведя — символ пробуждения силы и трансформации мужской энергии. Мог он отказаться от этого, но не стал уничтожать медведя.

Дальше попался ему селезень — образ молодца, храбреца. И это животное Иван пустил в свою жизнь, после чего заметил зайца – плодородие, новую жизнь, бдительность и скорость. А у синего моря ждала молодого человека щука, которая дала воинскую мудрость. Покровитель щуки у славян – богиня Рожана, отвечающая за зарождение новой жизни.

Переродившись в новом статусе, благодаря щуке, Иван был готов к общению с Мокошью, которую в сказке изображает Баба-Яга.

Жизнь или смерть?

По славянской мифологии наш мир был создан из яйца. Яйцо – символ жизни, мироздания, амулет защиты.

Не зря Кощей свою смерть прятал именно в яйце.

При этом игла тоже может служить оберегом, а в некоторых случаях она является способом наложить порчу. Кощей бережет смерть в игле. Для него это оберег. Иван должен иглу испортить, потому что по поверьям найденная игла несет несчастья и её нужно сломать.

Но Смерть Кощея оберегают не только яйцо и игла. Весь род охранял его жизнь, ведь ларец с яйцом висел на многовековом дубе, олицетворяющем семейное древо. И род этот был очень старый, судя по описанию дерева:

вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

Ивану предстояло влезть на самую вершину дуба, чтобы доказать всему кощееву роду, что он достоин быть мужем Василисы Премудрой и править подземным царством. А для этого пришлось проявлять недавно обретенные качества взрослого мужчины: силу, храбрость, бдительность, скорость действий, военную мудрость.

Зачем было убивать отца жены?

Я никак не могла понять, почему Иван не смог с Кощеем просто договориться и забрать Василису к себе. Девушка же могла огорчиться, что муж так жестоко поступил. А кровные обиды часто не прощаются.

Но если подумать, чтобы занять место царя, необходимо его свергнуть. Скорее всего смерть символизирует в сказке желание Кощея дольше оставаться на троне, но раз Иван все испытания прошел, то царю нужно передать престол. Т.е. убил Иван именно царя, злую сущность тестя, а Кощей в качестве отца Василисы остался жив. И, перейдя под охрану рода Ивана, Василиса перестала подчиняться своему отцу.

Мораль

В сказке явно перепутана местами очередность обрядов. Сперва должен был произойти переход обоих детей во взрослую жизнь, а потом уже играться свадьба и начинаться семейная жизнь. Из этого я делаю несколько выводов:

1. Вся история рассказывает не только про этапы инициаций, но и про то, что нельзя нарушать порядок действий, иначе появятся реальные проблемы.

2. Сказка рассказывает девочкам, что иногда их могут украсть и насильно взять в жены.

3. Воля царя может быть важнее обрядов.

Оставляйте свои комментарии и мысли на эту тему, мне будет интересно узнать чужое мнение о сказке и моей интерпретации «Царевны-лягушки».

  • Вымысел в сказке может напоминать действительность
  • Вымыл пол окна как пишется
  • Вымыв руки как правильно пишется
  • Вымощенные дороги как пишется н или нн
  • Вымощенная улица как пишется