Выписать ключевые тезисы содержащие советы мономаха из рассказа поучение владимира мономаха

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      cheyannechen716

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    11 минут назад

    Химия 8 класс помогите пожалуйста)))

  • literatura
    Литература

    11 минут назад

    Помогите пожалуйста, завтра контрольная по литературе. Это из произведения Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

  • algebra
    Алгебра

    12 минут назад

    Тест Алгебра 9класс

  • algebra
    Алгебра

    16 минут назад

    Тест Алгебра 9 класс

  • himiya
    Химия

    17 минут назад

    Химия 8 класс помогите пожалуйста))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • himiya
    Химия

    51 минут назад

    Закончите уравнения реакций, дайте названия продуктам реакций:

    1) Na2O + H2O → 

    2) SO2 + H2O →  

    3) SO3+ H2O →

    4) CaO + CO2 →

    5)  CaO + P2O5→  

    6) K2O + SO3 →

    7) Na2O + SO3 → 

    8) K2O + SO2→ 

    9) CaO + SO3→

    10) CuO + HCl →

    11) Na2O + H3PO4 →

    12) K2O + H2SO3 →

    13) ZnO + HCl→ 

    14) MgO + HCl →

    15) BaO + H2SO4 →

    16) Na2O + HNO3 →

    17) P2O5 + KOH →

    18) CO2 + KOH →

    19) KOH + SO3 →

    20) Ba(OH)2 + H2SO4 →

    Определите тип химической реакции.     

  • matematika
    Математика

    52 минут назад

    помогите пожалуйста!

    в метро 14% пассажиров читают газеты,из них 65% мужчины.сколько пассажиров метро составляют мужчины читающие газеты если всего в метро 20 000 пассажиров?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


0

Ключевые тезисы из «Поучения Владимира Мономаха», какие написать?

Как выполнить задание по литературе для 6 класса:

Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

1 ответ:



1



0

«Поучение Владимира Мономаха» -памятник древнерусской литературы 13 века. Это «Поучение» написано князем Владимиром Мономахом как для своих прямых потомков, так и для всех остальных людей.

Его можно назвать нравственной проповедью, ведь в своем поучении Мономах касается вопросов нравственности и веры, добра и зла, честности и справедливости.

Он говорит очень важные вещи, которые не потеряли своей актуальности в современном мире.

В самом начале «Поучения» мы находим слова, которые можно назвать самым основным тезисом этого документа. Вот они:

Zwk7QZSh4ILvHdeIRKIkNXekYN6IKraq.png

Этими словами великий князь старался убедить потомков в необходимости творить добрые дела,Ю направленные не на свою выгоду, а на прославление имени Господа и на помощь нуждающимся.

И далее в тексте поучения мы не раз сталкиваемся с фразами, которые можно охарактеризовать как тезисы, программу действия человека.

Составим список основных тезисов из «Поучения Мономаха»:

GwsRxIyRIjAk6e1ast4333ka8vvbj9b.png

Читайте также

Считается , как среднее арифметическое. То есть нужно сложить числа и разделить на их количество.

  1. Берётся среднемесячная температура каждого месяца . Суммируется и делится на 12.
  2. берется среднесуточная температура каждого дня Суммируется и делится на 365 или 366 дней , в зависимости от количества дней в искомом году .

а. Среднесуточная температура- измеряют температуру каждые 3 часа ( 24:3=8), то есть 8 измерений температуры . Суммируют и делят на 8 .

б. Среднемесячная температура- суммируют среднесуточную температуру и делят на 28 или 30 или 31 , в зависимости от количества дней в искомом месяце .

План рассказа «Бедные люди»:

  1. Бедность семьи рыбака.
  2. Жанна ждет мужа и чинит старый парус.
  3. Буря, беспокойство за мужа.
  4. Трагедия в соседней семье.
  5. Жанна забирает маленьких детей к себе.
  6. Женщина не знает, что скажет муж.
  7. Возвращение рыбака домой.
  8. Рассказ рыбака и рассказ Жанны.
  9. Желание мужчины спасти детей.
  10. Жанна показывает мужу спящих детей.

Попробуем отгадать, итак

по горизонтали:

2 Первый глава церкви из русских — это Илларион по прозвищу Русин, ведь именно он был первым митрополитом славянского происхождения в Древнерусском государстве и занимал этот пост с 1051 по 1055 годы в год смерти.

4 Глава христианской церкви в Древней Руси — это Митрополит, ведь именно этот титул первоначально присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.

5 Руководитель церковной власти в крупных городах — это Епископ

по вертикали:

1 Настоятель монастыря на Руси — это Игумен.

2 Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря — это Антоний, ведь основали этот монастырь в 1051 году и его основателем принято считать именно Антония Печерского

Главное отличие в организации православной и католической церквей заключено в том, что во главе католической церкви стоит Папа, а это

Hg5h8M0x0exwux5Mt8raDDq8SiouB.png

В православии главой церкви считается Иисус Христос и нет общего центра и состоит она из несколько независимых церквей: русская Православная церковь, грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами.

Духовные ценности наших предков.

Русская духовная культура во многом уникальна, ведь зарождалась она в условиях сурового климата и постоянной угрозы вторжения многочисленных врагов. Люди привыкли доверять только своему труду и жить всем миром, во всем помогать друг другу. С давних времен основными духовными принципа русского общества были принципы равенства и братства, то есть люди жили все вместе, каждый в общине владел одинаковым участком земли, и всю землю люди обрабатывали вместе. Вместе они и оборонялись.

Люди верили в добрых и злых духов, обожествляли природу и ее проявления. Это было простое и счастливое общество.

С появлением на Руси христианства изменилось не многое. Те же великие духовные ценности. которые были присущи языческой Руси проповедовались и новой религией, единственное важное отличие даже не единобожие, а святость власти князя, которую утверждало христианство. Люди перестали быть равными даже перед богом.

Но широта русской души, гостеприимство, преклонение перед красотой никуда не делись. Сохранился и знаменитый русский дух, который мы видим в народном фольклоре — преданиях о богатырях, заступниках обиженных и угнетенных.

В 9-11 веках крупнейшим и сильнейшим государством Европы оставалась Византийская империя, с которой у Руси в то время были самые тесные связи.

Другое крупное государство — империя Карла Великого, в 9 веке распалась на три более мелких государства, а чуть позже в 10 веке германский император Оттон создает так называю Священную римскую империю.

Из стран — ближайших соседей Руси, следует назвать Чешское и Польское королевства, Болгарское царство, Венгерское королевство. С этими странами Русь торговала и создавала союзы, в том числе династические.

На севере Европы существовали королевства Дания, Швеция, Норвегия, а на островах Атлантики существовало Английское королевство.

Поучение — это жанр церковного красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — представитель высшей власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.

В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство.

Поучение, составленное Владимиром Мономахом, обращено главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставлениями, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Христа, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом принимать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.

Совет: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.

Советы: «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте» — связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, проявляя сочувствие и сострадание.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 10.

Тема. «Поучение…» Владимира Мономаха.

Цель:

  • воссоздать атмосферу эпохи Владимира Мономаха; выявить художественную идею произведения, заключающуюся в призыве к милосердию и состраданию; качеств личности автора, художественных особенностей «Поучения…»;

  • формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом;

  • воспитывать гражданскую позицию учащихся в ходе выявления художественной идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофильм.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Сообщение «историка» о Владимире Мономахе.

Владимир Всеволодович Мономах — великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича, прозван Мономахом по имени матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Мономах получил в удел Чернигов. С 1093 г. он вел войну с половцами и их союзником князем Олегом Святославичем. Половцы потерпели от него ряд поражений и надолго оставили в покое русскую землю. После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, и на княжение был призван Владимир Мономах. Время его правления было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства. После смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси вновь усилилась.

По одной из легенд, во время похода Владимира Мономаха в Константинополь византийский император выслал князю знаки царской власти: крест, золотую цепь и бармы — драгоценные оплечья, отделанные жемчугом, а также царский венец — круглую шапку, украшенную собольим мехом и драгоценными камнями. Позже ее стали называть шапкой Мономаха. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы, увенчанная крестом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 г. шапку заменили императорской короной. В истории России шапка Мономаха осталась символом царской власти. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

В разговоре люди иногда употребляют выражение: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!». Это слова царя Бориса из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Они означают, что тяжело брать на себя большую ответственность, нести бремя власти.

— Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха?

3.Слайдовая презентация. Комментарии «искусствоведа».

— Назовите имена художников, обращавшихся в своём творчестве к личности Владимира Мономаха. (Б.А.Чориков, А.Д.Кившенко, В.М.Васнецов).

— Какие изображения, на ваш взгляд, наиболее достоверно передают колорит эпохи?

6. Анализ «Поучения…».

6.1. Понятие о поучении как жанре древнерусской литературы.

Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление.

6.2.Беседа.

— Поучение Владимира Мономаха состоит из трёх частей. Найдите в тексте части, соответствующие вступлению, центральной части, заключению.

Вступление от слов «Я, худой, дедом своим Ярославом…» до слов «…да на санех сидя, безлепицу молвил».

Центральная часть от слов «Всего же более убогих не забывайте…» до слов «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится».

Заключение от слов «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви…» до слов «Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди».

— Каково значение слова «худой» во вступлении?

Во вступлении, обращённом к детям, с характерным для древнерусского писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце своё и быть снисходительными.

6.3. Лексическая работа.

— Объясните лексическое значение слова «самоуничижение».

Самоуничижение — я; ср. Книжн. Уничижение себя, признание себя ничтожным.

6.4. Обращение к домашнему заданию.

— Найдите ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха.

«Ни правого, ни виновного не убивайте».

«Гордости не имейте в сердце и в уме».

«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».

«В дому своём не ленитесь».

«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело».

«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

«Страх Божий имейте превыше всего».

— Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога.

6.5. Лексическая работа.

Объясните значение слов «покаяние», «милосердие», «справедливость».

Покаяние — есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа.

Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу.

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.

6.6. Исследовательская работа с текстом.

Группа 1.

— Найдите предложения со словом «сердце». В каком значении употребляется это слово?

Группа 2.

— Найдите предложения со словом «страх». В каком значении употребляется это слово?

6.7. Слово учителя.

Красной нитью через текст всего «Поучения…» проходят два глубинных христианских символа.

Первый из них – символ сердца. В христианском понимании сердце – это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце своё». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверив, они не будут лишены Божией благодати.

Второй символ – символ страха Божиего, который неразрывно связан с символом сердца. По сути дела, здесь мы встречаемся почти с дословным прочтением библейской мудрости. «Начало мудрости – страх Господень», — говорится в Псалтыри и в Притчах Соломона. Более того, в тех же Притчах утверждается: «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся».

Следовательно, испытание страхом Господним – это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познания Божиих тайн.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли.

6.8. Беседа.

— Что Мономах считает основным пороком? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви: пусть не застанет вас восход солнца в постели».

— Что является завершающим аккордом «Поучения…»?

Завершающим аккордом «Поучения…» служит вновь произнесённый с большим воодушевлением призыв воздать хвалу Богу поутру при восходе солнца, при решении государственных дел, или выезжая на охоту, или отправляясь в походы, или ложась спать.

— Какие качества личности автора нашли отражение в «Поучении…»?

Мономах – первый известных нам мирской писатель Древней Руси. Это человек широкообразованный, хорошо знающий литературу своего времени, мудрый политик, заботящийся о единстве Руси, рачительный хозяин, отважный воин, добрый отец, истинный христианин.

6.9. Просмотр видеофильма о Владимире Мономахе.

IV. Подведение итогов урока.

Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI века, когда возник вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха».

V. Домашнее задание.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о скульптурном портрете М.В. Ломоносова (автор Ф.И.Шубин).

4

  1. Основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха. Особен­ности жанра и стиля.

  2. Историческое и литературное значение «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Личность путешественника и ее отражение в тексте.

(Ангелла
прислала 2 варианта, кому какой больше
понравится)

1.
1 вариант.

Обращаясь
к своим детям и ко всем, кто когда-либо
прочтет его послание, князь Владимир
Мономах
 (1053—1125)
призывает своих детей не лениться и
всегда помнить о том, что милость Божию
можно обрести не только строгим
затворничеством, монашеством и постом:
достаточно совершить небольшое дело,
но если оно сделано со страхом Божьим
и с искренним желанием помочь ближнему,
оно зачтется человеку. Князь убеждает
своих детей не забывать о молитве, чем
бы они ни занимались. Но при этом он
призывает их не пренебрегать учением
и приобретением знаний: он ставит им в
пример своего отца, который «дома сидя,
знал пять языков, оттого и честь от
других стран». Князь старается внушить
своим детям правила нравственности,
укорененной в христианской вере, а также
дает им чисто практические советы:
всегда почитать старших; на войне не
полагаться на воевод, а самим установить
строгий порядок и требовать его
соблюдения; в неспокойные времена
никогда не расставаться с оружием; не
позволять своим слугам причинять вред
крестьянам; любить жену, но не давать
ей власти над собой.

РАССКАЗ
МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ

Князь
говорит, что он начал самостоятельную
жизнь в тринадцать лет, когда отец послал
его к Ростову через землю вятичей. Это
был первый поход, а всего он насчитывает
восемьдесят три больших похода. Не менее
ста раз ездил Мономах из Чернигова в
Киев к отцу, девятнадцать раз заключал
мир с половецкими князьями — и при отце
и без отца, а во время войн он убил в бою
около двухсот половецких воинов. Кроме
того, князь — страстный охотник. Он
рассказывает о том, как в Чернигове
«ловил своими руками диких коней», в
одиночку охотился на вепря, на медведя,
на лося, на тура. При этом Мономах не
взваливал все обязанности по содержанию
охотничьего хозяйства на одних только
слуг: «что надлежало делать отроку
моему, то сам делал — на войне и на
охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не
давая себе покоя».

Заканчивая
повествование, князь выражает надежду
на то, что его дети не судят его, ибо он
меньше всего помышлял о том, чтобы
похваляться перед ними своей смелостью
и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и
прославлять милость Его за то, что Он
оберегал его, грешного, от всех напастей.
Князь призывает детей не бояться смерти,
ибо только тогда человек умрет, когда
будет на то Божье соизволение.

ПИСЬМО
МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

Прислушавшись
к совету своего старшего сына, который
крещен его двоюродным братом, Олегом
Святославичем, князь пишет ему письмо
в надежде на примирение. Страдая из-за
смерти сына, который был убит в битве с
Олегом, князь увещевает брата и сожалеет,
что тот сразу же не покаялся, когда перед
ним убили сына Мономаха, как покаялся
царь Давид, сказав: «Грех мой всегда
передо мною». Князь советует Олегу
прислать к нему сноху, вдову убитого,
ибо именно так поступали их отцы и деды,
когда хотели примирения. Поскольку
мертвых уже не воротишь и суд приходит
от Бога, а не от того, кто убил, то и
обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил
и направил стопы грешного человека.
Завершая послание, Мономах говорит
брату, что ищет добра всей братии и
Русской земле, и заклинает его не
стараться добыть насилием то, что можно
получить как знак искренней заботы и
кровного родства.

2
вариант.

Владимир
Всеволодович Мономах (1053— 1125)— внук
Ярослава Мудрого, князь черниговский,
переяславский, а с 1113 г. — великий
киевский князь; автор и герой «Поучения».

Владимир
Мономах
 начал
«Поучение» с обращения к своим детям:
если кому-то из них не понравится то,
что он написал, то пусть скажут, что
перед смертью «безлепицу молвил». В. М.
рассказывает, как однажды к нему приходили
послы от братьев и предлагали вступить
с ними в союз против другого князя. В.
М. отказался, а затем взял Псалтырь и
начал читать в том месте, где она
открылась. Вот и сейчас, приведя много
цитат из Псалтыри, В. М. комментирует
это, обращаясь к детям. Он призывает их
не лениться, верить в Господа Иисуса
Христа, говорит, что и малым делом можно
получить милость Божию. В числе поучений
князя — не забывать об убогих и нищих,
не давать сильным погубить человека,
не убивать ни правого, ни виноватого,
чтить епископов и игуменов, уважать
старых и заботиться о молодых. В. М.
советует детям не надеяться на воевод,
не злоупотреблять в питье и еде, любить
жену, но не давать ей волю над собой,
постоянно учиться. Превыше всего, по
мнению В. М., страх Божий, и о нем надо
всегда помнить.

Рассказ Мономаха о
своей жизни начинается с того, что он
вспоминает: в разъездах и на охотах был
с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает
о военных походах, в которых участвовал,
об отношениях с другими князьями: «А
всего походов было восемьдесят и три
великих, а остальных и не упомню меньших».
Уделяет В. М. место в своем рассказе и
охоте. Он ловил своими руками диких
коней, его бодал олень, топтал лось,
вепрь оторвал меч с бедра, а медведь
однажды укусил потник его лошади. В. М.
заключает свой рассказ тем, что Бог
сохранил его невредимым. Опять возвращаясь
к советам, В. М. приводит собственный
опыт: он никогда не полагался на
посадников, делал все вместе со своими
дружинниками, сам устанавливал распорядок
для слуг. В этом он видит залог счастливого
и разумного правления.

Основой
третьей части — письма к Олегу Святославичу
— является мысль о любви к ближнему, к
«брату» своему. Укоряя Олега за то, что
он убил его сына, но не на войне, а
предательски, Мономах замечает,
что все можно было бы решить миром. В
конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном
суде: «На Страшном суде без обвинителей
сам себя обличаю». Таким образом, можно
и рассматривать этот памятник как
собственно поучение и видеть в нем
«отчет» князя о своей земной жизни перед
Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение
покаянной темы с поучением, В. М. — автор
создает образ В. М. — главного героя как
воплощение идеального князя — идеального
христианского правителя.

2.

«Хождение»
рассказывает простой человек, тверской
купец Афанасий Никитин. Он делиться с
нами своими впечатлениями, случаями,
произошедшими с ним за это время. Своими
внешними чертами этот памятник отчасти
напоминает «хождения» (описание
путешествий паломников) по святым
землям. Но тут – это поездка по торговым
делам в далекую Индию по личной инициативе
Никитина, поэтому оно не могло
рассматриваться как акт благочестия.
Пройдя через многие испытания, вернувшись
домой, единственно, что осталось у него
– его записки.

Это
неофициальный памятник: он лишен
традиционных черт, хар-х для церковной
или светской лит-ры. С «хождениями» или
«паломниками» предыдущих веков его
связывает только перечисление
географических пунктов с указанием
расстояний между ними и богатством той
или иной страны. В целом же, это путевой
дневник Н. с его приключениями, рассказывая
о которых автор понятия не имел, как они
кончатся. Опасаясь недружественных
глаз своих соотечественников, рискованные
мыли он записывал на по-русски.

Автобиографичность
и лиричность «Хождения», передающего
душевные переживания и настроения
автора, были новыми чертами для 15 века
в др. рус. лит-ре. Много зарубежного для
него было в новинку, поэтому все ему
казалось проявлением местных обычаев.
Но там, где он опирался на собственные
наблюдения. А не на мнение собеседника,
взгляд его оказывается более трезвым
и верным. Он много думает об обычаях
Индии, разбирается в различиях между
«бесерменами» — завоевателями и
«гундустанцами» — основным населением.
Но несмотря, ни на что, Н. на чужбине было
тоскливо и одиноко. Главная беда,
угнетавшая Никитина – это отдаление
от родного языка, от родной земли, от
веры, кот. была для него не только
привычным бытом. При возвращении на
родину, он умирает.

Это
произведение перекликается с величайшим
памятником древнерусской лит-ры,
написанным 2 века спустя — «Житием
протопопа Аввакума».

Билет
4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Поучения Владимира Мономаха

История создания

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

Почему ничего нельзя хранить в земле, к чему ведет лень, как избежать чужих насмешек и другие рассуждения великого князя Владимира Всеволодовича, записанные им для воспитания детей и племянников:

Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину.

  • Я c коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.
  • На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал.
  • Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его.
  • Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
  • Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь.
  • Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.
  • Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
  • Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей.
  • А мы что такое, люди грешные и худые? — сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты, — другие собранное нами разделят.
  • Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших.
  • Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, — в тот час отпустил ему согрешенья его Бог.
  • Не давайте сильным губить человека.
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
  • Не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
  • И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех.
  • Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
  • Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил. 

Источники: Поучение Владимира Мономаха / Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

Автор:

EditorPS Правжизнь
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Теги

  • Владимир Мономах
  • поучения Владимира Мономаха

В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?

План ответа

  1. Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
  2. Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
  3. Что такое поучение?
  4. Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
  5. Основные наставления «Поучения».
  6. В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
  7. Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?

Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.

Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол. Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.

Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, — «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических со­бытиях.

Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хож­дения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.

В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.

Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.

Из произведений древнерусской литературы мне особенно понравилось «Поучение» Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями-русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его за желание сделать Русь единой.

Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.

К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:

  • Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
  • Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
  • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
  • Напоите и накормите просящего.
  • Убогих не забывайте и подавайте сироте.
  • Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
  • Соблюдайте свое слово…
  • Гордости не имейте в сердце и в уме.
  • Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • Не пропустите человека, не приветив его.
  • Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений. Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.

«Поучение Владимира Мономаха»: анализ произведения

Это произведение древнерусской литературы занимает в ней особое место, исследователи признают, что «несколько особняком, как бы вне традиционной системы жанров, стоит один из интереснейших памятников литературы Киевской Руси — так называемое «Поучение Владимира Мономаха». Анализ произведения вы найдете в данной статье.

Интересно, что (это присуще древнерусской литературе) еще не так давно Владимиру Мономаху приписывалось авторство одного из фрагментов памятника, который был переписан вместе с собственно авторским текстом, но сейчас установлено, что князь создал собственно «Поучение», свою автобиографию и письмо к Олегу Черниговскому, которые оказались вписаны в «Повесть временных лет», в текст так называемой Лаврентьевской летописи. Отличие «Поучения» от литературы своего времени заключается в первую очередь в том, что оно создано не духовным лицом, который имел на это право, а государственным деятелем, человеком, обладавшем светской властью и сумевшим использовать эту власть во благо Руси.

Владимир Мономах (1053 — 1125) был в 1113 — 1125-м годах великим князем киевским, он был внуком Ярослава Мудрого по отцовской линии и византийского императора Константина Мономаха по материнской (за что и получил свое прозвище). Это был исключительно деятельный и умный политик, который оставил заметный след в истории Киевской Руси, он был сторонником единения её для организации совместной защиты русской земли от половцев. Долгая и трудная жизнь, посвященная служению интересам родины, убедила князя в том, что его жизненный опыт может оказаться полезным потомкам, поэтому он и создает своё «Поучение», которое называют его «политическим и нравственным завещанием», в котором изложена особого рода «программа» княжеского поведения, целью которого должно стать всемерное служение делу объединения и процветания Киевской Руси.

Уже в самом начале «Поучения» Владимира Мономаха мы видим поэтический образ, с помощью которого князь указывает на завещательный характер своего обращения: «Сидя на санях…» Здесь указывается на ожидание близкой смерти (ведь по древнерусскому обычаю тело усопшего доставляли к месту погребения обязательно на санях — независимо от времени года). Такое начало должно было придать особое значение всему тому, что говорит старый князь, за словами которого стоит честно прожитая жизнь, дающая ему право на «поучение».

Может показаться, что «Поучение» Владимира Мономаха обращено только к «детям» князя, но нельзя забывать, что киевский князь был в то время великим князем, по отношению к которому все остальные князья были «детьми» (позже Святослав так же обратится к Игорю и Всеволоду в «Слове о полку Игореве»), поэтому обращение князя адресовано князьям Киевской Руси, которых он призывает в первую очередь помнить о своём княжеском предназначении, быть скромными и верными служителями интересам родной земли: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам лишь на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет». Здесь отчётливо видно обращение князя к Библии, на основе которой он строит своё понимание княжеского поведения, оценивает сделанное собой и предлагает другим следовать этим же путём. Кроме того, Владимир Мономах предстает в «Поучении» как образованный, знакомый с книжной традицией и владеющий «даром слова» человек, его речь образна и поэтична, он использует ассоциации с миром природы и общекультурные ассоциации, что создаёт особый язык его произведения, являющийся примером владения художественной речью.

Для того, чтобы его речь была более убедительной, автор обращается к примерам из собственной долгой и славной жизни, он приводит «длинный перечень «путей и ловов» (т е. походов и охот), в которых принимал участие с тринадцати лет». Это служит доказательством того, что он сам придерживался в жизни тех же правил, которые рекомендует другим: не злоупотреблял княжьей властью, старался быть справедливым, не давал в обиду слабых, избегал бессмысленного кровопролития, не предавался лени и во всё, что происходило с ним и государством, вникал сам — чтобы понимать причины происходящего и уметь правильно вести себя. Такое завершение «Поучения» Владимира Мономаха показывает нам действительное желание князя оставить после себя след, передать свой жизненный опыт тем, кто после него будет ответственен за судьбу Руси.

Именно потому, что он сам в своей жизни следовал таким принципам, он мог со спокойной совестью закончить «Поучение» следующим наставлением: «Прочитав эту грамотку, постарайтесь, дети, совершать всякие добрые дела. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог даст». Не случайно здесь обращение к Богу — ведь княжья власть, как считалось, дается свыше, поэтому и ответственность за то, как ты будешь править, необходимо нести перед Богом.

Исследователи древнерусской литературы находят определенную связь между «Поучением» Владимира Мономаха, анализ которого мы провели, и произведениями подобного рода, созданными в других средневековых литературах. Однако нужно помнить, что русский князь не писал литературное произведение, он пытался сохранить для потомков свой духовно-политический опыт, который дался ему слишком дорогой ценой, он хотел предостеречь от повторения своих ошибок тех, на ком лежала ответственность за укрепление на Руси «братолюбия», от которого зависела судьба Руси; «Поучение», таким образом, «не столько опиралось на традиции разных литературных жанров, сколько отвечало политическим потребностям своего времени». И, как оказалось, не только своего, потому что проблема единства народа и страны — проблема вечная, ведь именно от единства зависит, какой будет их, народа и страны, жизнь.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

  • Выписать изобразительно выразительные средства из рассказа утенок
  • Выписать из стихотворения у лукоморья дуб зеленый строки которые встречаются в народных сказках
  • Выписать из сказки царевна лягушка присказка зачин концовка повторы постоянные эпитеты
  • Выписать из сказки царевна лягушка примеры присказки зачина концовки повторов постоянных эпитетов
  • Выписать емкие цитатные характеристики следующих героев рассказа певцы николай иванович