Выписать композицию сказки жуковского спящая царевна

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

Читательский дневник по сказке «Спящая царевна» Василия Жуковского

Автор: Василий Андреевич Жуковский.

Название: «Спящая царевна».

Число страниц: 12

Жанр: сказка в стихах.

Главные герои: Царь Матвей, царевна, царский сын.

Второстепенные герои: чародейки.

Характеристика главных героев:

Царь Матвей — добрый, весёлый, заботливый.

Царевна — молодая, красивая, неосторожная.

Царский сын — смелый, решительный, красивый.

Характеристика второстепенных героев:

Чародейки — одиннадцать добрых, двенадцатая злая.

Краткое содержание сказки «Спящая царевна»

У Матвея с женой не было детей, но рак предсказал им рождение ребёнка.

Царица родила дочь, и Матвей устроил грандиозный пир. Но он не пригласил одну чародейку из-за украденного блюда.

Чародейка обиделась и предсказала смерть девочки. Но другая волшебница сказала, что это будет сон.

Так и случилось. Когда принцесса подросла, она уколола палец веретеном и уснула. С ней вместе уснул весь замок, и даже огонь.

Прошло сто лет. На замок наткнулся царский сын. Он прошёл мимо спящих людей и поцеловал царевну.

Все проснулись, обрадовались, и сыграли свадьбу.

План сказки:

  1. Предсказание рака.
  2. Рождение дочери.
  3. Пир.
  4. Две чародейки.
  5. Укол пальца.
  6. Столетний сон.
  7. Явление царского сына.
  8. Свадьба.

Основная мысль произведения «Спящая царевна»

Главная мысль сказки в том, что от судьбы не уйдёшь.

Основная идея произведения в том, что с желаниями не нужно торопиться.

Чему учит сказка

Учит не забывать людей, никого не выделять, ко всем относиться одинаково.

Учит осторожности и предусмотрительности.

Учит верить в чудо.

Краткий отзыв по сказке «Спящая царевна» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что напрасно родители скрывали от принцессы предсказание колдуньи.

Может быть, тогда она была бы осторожнее и не укололась.

Это удивительно смешная и забавная сказка.

Автору удалось написать подражание на известный сюжет, сопроводив его искромётным юмором.

Мне очень нравятся герои произведения: Матвей за его стремление изменить судьбу дочери; царевна за её наивность и красоту; царский сын за его мужество и самоуверенность.

Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что судьбу можно изменить, если очень сильно постараться.

Пословицы к произведению:

  • Чему быть, того не миновать.
  • Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.
  • Против судьбы не попрёшь.
  • Всякому свой крест.
  • Суженый и на печи найдёт.

Словарь неизвестных слов

  • Пророк — предсказатель.
  • Хлебосольный — гостеприимный.
  • Молвить — сказать.
  • Дотоле — прежде, раньше.
  • Горница — комната.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

На ступенях царь лежит
И с царицей вместе спит.
Путь наверх загорожён.
«Как же быть? — подумал он. —
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.

Ещё читательские дневники по произведениям Василия Жуковского:

  • «Сказка о царе Берендее»

Библиотека произведений автора пополняется.

Конспект урока

Тема: Анализ сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Класс: 5

УМК: под редакцией В.Я.Коровиной

Цель: 

Знакомство с понятиями «сюжет» и «композиция» литературного произведения.

Задачи:

1. Дать представление о сюжете и композиции литературного произведения; способствовать усвоению этих понятия, научить определять сюжет и композицию литературного произведения на примере сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского

2. Развивать умение характеризовать героев литературного произведения на основании их поступков и поведения, а также взаимоотношений с другими героями; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников.

3. Воспитывать интерес к творчеству В.А.Жуковского; осуществлять нравственное и эстетическое воспитание; способствовать духовному развитию школьников.

Тип урока: изучение нового материала; реализация ранее полученных знаний.

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна», рисунки учащихся.

Оборудование: Компьютер, проектор

Презентация Power Point

Раздаточный материал

Домашнее задание к уроку:

Прочитать сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна».

Ход урока:

Актуализация темы урока; постановка задач урока.

Сюжет и композиция сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»

Запись темы урока в тетради.

Ребята, вы прочли сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна».

Сегодня мы займемся анализом этой сказки, отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

(Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки).

Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями.
Давайте вспомним, что такое литературная сказка.

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

(определение записывают в тетрадь)

Так чем же отличается литературная сказка от народной? (есть автор)

Назовите виды сказок (сказки о животных, волшебные, бытовые)

Назовите общие особенности волшебных сказок

1. Есть волшебство, волшебные предметы

2. Волшебные персонажи

  1. Кто-то мешает или помогает

  2. Эпизоды повторяются по 3раза

  3. Добро побеждает зло

  4. Символы

А теперь назовите жанровые особенности волшебной сказки

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками.

Ребята, теперь обратимся непосредственно к сказке «Спящая царевна».

К какому виду сказок вы отнести сказку В.А. Жуковского?

Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)

Изучение нового материала: 

Введение понятий «сюжет» и «композиция» литературного произведения.

1.В конце учебника (стр.292) откройте словарь литературоведческих терминов. Найдите значение слова «Жанр».

Жанр – это вид художественного произведения.

«Спящая царевна» — литературная сказка, т.к. есть автор В.А.Жуковский.

2. Что такое сюжет? Что такое композиция?

Обращаемся к словарю литературоведческих терминов (стр.297).

Сюжет — это ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Найдем значение термина «Композиция» (стр.294)

Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Композиция волшебной сказки: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.

Запись определений в тетрадь.

Закрепление понятий:

Работа в группах:

1 группа

  1. Выявить, на какие композиционные части можно разделить сказку «Спящая царевна».

( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)

  1. Какие эпизоды сказки являются экспозицией, завязкой, кульминацией и развязкой?

2группа

Охарактеризовать героев сказки на основании их поступков, поведения и взаимоотношений.

Фронтальная беседа.

Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему? 
— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны? 
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? Найдите строки пробуждения царевны?
— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.

Этап рефлексии

Давайте подведем итоги:

Жанр – сюжет – композиция – эти три литературных термина, которые крепко между собой связаны.

Домашнее задание с инструктажём.

Один из великих поэтов XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Сказка «Спящая царевна», баллада «Людмила» и многие другие произведения принадлежат его перу.

краткое содержание «Спящая царевна», Жуковский

Краткая биография поэта

Родился В. А. Жуковский в 1783 году, 29 января. Он приходится незаконнорожденным сыном помещику А. И. Бунину от Е. Д. Турчаниновой – бывшей пленной турчанки. Фамилию свою Василий получил от крестного отца, который впоследствии усыновил мальчика по просьбе Бунина.

Василий получил хорошее образование, в 18 лет закончил Московский университетский благородный пансион. Печататься как автор он начал рано — еще в 14 лет дебютировал со своим произведением «Мысли о гробнице». В 1808 году Василий Андреевич написал свою знаменитую балладу «Людмила», затем создал еще много замечательных произведений в стихах, а в 1809 году написал прозаическую повесть «Марьина роща».

В конце лета и начале осени 1831 года Жуковский пишет свою интерпретацию сюжета о спящей царевне, а через 2 года на эту же тему создает стихотворное произведение А. С. Пушкин. Чтобы не перепутать эти два разных произведения, в статье будет иногда даваться пояснение – имя автора в скобочках. Узнать, о чем стихотворение сына Бунина, поможет краткое содержание.

жуковский спящая царевна отзывы

«Спящая царевна», Жуковский, завязка произведения

Начинается поэтический рассказ со знакомства читателя с царем Матвеем и его женой, царицей. Прожили они вместе много лет, все было прекрасно, но одно омрачало их союз — не было в семье детей.

И вот однажды пошла грустная царица к ручью, села на его зеленые берега и принялась горько плакать. Но слезы ее не остались безответными, молодую женщину пожалел рак и приполз к ней. Он сказал, чтобы та не печалилась, в эту ночь она забеременеет, а через положенное время родит дочь.

На такую прекрасную весть ответила царица благодарностью, но тот уже исчез. Оказывается, рак был пророком, и его предсказания сбылись. Вот на такой позитивной ноте начинается сказка, а соответственно и ее краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В. А.) продолжается радостным событием – у знатных особ родилась прекрасная малютка. Дальнейшее повествование у двух великих поэтов — Пушкина и Жуковского — разнится. В первом случае мать умерла при родах, во втором – нет. Василий Андреевич рассказывает, что счастливые родители решили позвать на пир волшебниц. Об этом прямо сейчас поведает краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В. А.) — прекрасное произведение, которое будет интересно не только детям, но и взрослым. Итак, малютка была так прекрасна, что даже сложно описать, насколько. И вот в честь рождения красавицы к ней прибыли чародейки.

Предсказания волшебниц

Жуковский спящая царевна главные герои

Сначала царь Матвей хотел пригласить 12 волшебниц, было приготовлено столько же блюд – по числу гостей. Но потом выяснилось, что одно пропало. Поэтому царь решил двенадцатую, старую и злую, не звать.

После того как гостьи хорошо посидели, попили-поели, стали одаривать царевну всевозможными радостными предсказаниями. Так как чародейки были волшебницами, все эти прекрасные моменты должны были со временем сбыться. Но, как выяснилось, имелись не только радостные предсказания. После того как 10 волшебниц сказали свое слово, на пир явилась незваная гостья. Что она произнесла, прямо сейчас расскажет краткое содержание. «Спящая царевна» (Жуковский В.) — сказка, полная чудес и волшебства. Итак, согласно словам злой предсказательницы, девочка должна будет дожить только до пятнадцатилетнего возраста, а на шестнадцатом году – скончаться из-за того, что уколется веретеном. Если проводить анализ этого события и сравнивать произведение Жуковского с поэмой Пушкина, становится понятно, что обеих девушек ждало печальное событие, но первая должна была уколоться веретеном, а вторая – отравиться яблоком.

Оптимистическое пророчество доброй волшебницы

Вот такое пожелание сделала малютке злая колдунья. Но девочке повезло, ведь до этого только 10 чародеек успели предречь ей все самое доброе, а одиннадцатая еще не произнесла волшебных слов. Чтобы сгладить заклятье ведьмы, последняя из приглашенных сказала, что девочка не умрет, а заснет на 300 лет. По истечении этого срока злые чары развеются, и царевна будет жить счастливо до глубокой старости. Все это написал в стихах в своем произведении Жуковский («Спящая царевна»). Главные герои повествования — это не только царь, царица, царевна и две волшебницы, о других читатель узнает чуть позже.

Предсказанье колдуньи сбывается

Услышав, что пожелала его любимой дочке злая колдунья, царь очень расстроился. Он стал плохо есть, спать, а потом издал указ запретить сеять лен, делать из него пряжу, сучить ее при помощи веретена. Этот инструмент старинного рукоделия было запрещено иметь в любом доме. После этого указа Матвей успокоился, и жизнь потекла своим чередом.

Прошло время, царевне исполнилось 15 лет, она стала еще красивее, распустилась, как цветок в мае. Однажды ее родители пошли прогуляться, а юная девушка осталась дома. Ей стало скучно, и она решила осмотреть дворец. Ведь в каких-то помещениях девушка еще никогда не была.

Стала она гулять по хоромам и увидела крутую лестницу, поднялась по ней, а там маленькая коморка. Девушке стало любопытно, она открыла дверь и видит — сидит старая женщина и прядет пряжу. Старушка взяла и протянула девушке веретено, ведь это была та самая колдунья. Тотчас же юная дева уколола руку и уснула. Вот так во дворце появилась спящая царевна. Жуковский, герои которого в этой сказке как положительные, так и отрицательные, далее описывает картину всеобщего сна.

Сонное царство

Жуковский сказка спящая царевна

В ту же секунду весь дворец и его обитатели были охвачены всеобщей дремотой. Царь и его жена как стояли на крыльце, прямо там и уснули. Их свита замерла прямо стоя, не выпуская из рук ружей. Хорунжий уснул на коне, животное тоже погрузилось в многолетнюю дремоту. Даже собаки, мухи замерли, да так и остались недвижимыми. Повар как готовил еду, так и остался на кухне. Даже огонь впал в дремоту.

С тех пор в это сонное царство не могла залететь птица, зверь тоже не прошел бы туда. Колючий терн вырос, как высокий забор, дикий бор тоже загородил путь-дорогу.

Прошло 100 лет. За это время некоторые смельчаки, внемля рассказам дедов, пытались найти дворец и царевну, но никто из них назад так и не вернулся, поэтому все бросили отчаянные попытки попасть туда.

Царский сын

Жуковский спящая царевна чему учит

Так прошло 300 лет. Как-то молодой царевич разъезжал по лесу со своей свитой и отстал от нее. Оказался он около того заветного бора, встретил старика. Тот рассказал юноше, что слышал еще от своих дедов, что в этих местах стоит царский дворец, в нем спит прекрасная царевна и вот уже 3 века ждет своего спасителя.

Витязь поскакал туда, куда указал старик. Перед юношей дремучий лес распустился, природа была явно рада его появлению – птицы защебетали, ручьи заструились, цветы начали прямо на глазах распускаться. Обо всем этом красиво рассказал в стихах Жуковский.

«Спящая царевна»: главные герои

Помимо самой девушки, есть персонажи, сыгравшие в ее судьбе немалую роль. Это как положительные, так и отрицательные герои. К последней категории можно отнести только одного человека – старую чародейку. Она сотворила злодейство. Отвел ей немалую роль в своем произведении автор, из-за старухи девушка чуть не умерла в расцвете лет, поэтому и дал наименование своему опусу Жуковский — «Спящая царевна». Чему учит этот момент? Что если приглашать гостей, то необходимо подумать, кого именно. Ведь можно обидеть человека, пригласив 11 близких друзей, а двенадцатого – нет. Тогда он может затаить злобу, как это сделала волшебница из сказки.

Но ее чары было суждено развеять царевичу, который является одним из главных положительных героев наряду с девушкой и ее родителями.

Так как основных действующих лиц в данном произведении немного, их легко запомнить. Теперь, если кто-то произнесет: «Жуковский, «Спящая царевна»», главные герои этого стихотворения сразу всплывут у вас в памяти.

жуковский спящая царевна анализ

И пали чары

Расколдовать царевну было суждено одному из главных положительных героев – царевичу. Услышав рассказ старика, он не побоялся и отправился искать дворец. Нашел его быстро и удивился, что все, начиная от людей и заканчивая животными и насекомыми, спят.

На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.

Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Василий Жуковский. Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.

Василий Жуковский спящая царевна

Анализ опуса

О чем он нам говорит? Если в школе ученикам предстоит написать сочинение на тему «Жуковский, «Спящая царевна»», анализ произведения поможет получить отличную отметку. Сначала можно сравнить сюжет со сказкой братьев Гримм, упомянуть, что их история под названием «Спящая красавица» схожа с опусом Жуковского, как и труд Шарля Перро, именующийся «Красавица в спящем лесу». Свое же произведение назвал Жуковский «Спящая царевна». Отзывы тоже помогут глубже понять поэтический труд.

Читателям нравится, что в данном произведении торжествуют отважные герои, побеждают любовь и добро. Принято сравнивать поэтический опус А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, которое создал Жуковский. «Спящая царевна» (отзывы помогут лучше понять структуру произведения) является обязательным стихотворением для внеклассного чтения. Отзывы касаются строения стихотворений, героев, основной сюжетной линии.

У Василия Ивановича сюжет основан на похожих западноевропейских историях, рассказанных ранее братьями Гримм и Шарлем Перро. Но Жуковский русифицировал сказку, он ввел некоторые русские народные черты. Композиция выстроена на последовательно проходящих событиях, описывается каждый период жизни героев, Так, сначала рассказывается, что царь и царевна жили вместе много лет, потом родилась дочь, прошло 15, а после этого еще 300 лет.

Сказка написана в технике четырехстопного хорея с одними мужскими парными рифмами. В этом можно провести аналогию с некоторыми произведениями Пушкина, но у последнего мужские парные чередуются с женскими рифмами.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу  оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся  наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями  и образами, свойственными типичному национальному народу.

4 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Понедельник начинается в субботу Стругацких

    Известные советские писатели, работавшие в жанре фантастики, Аркадий и Борис Стругацкие написали прекрасное произведение, которое носит название «Понедельник начинается в субботу».

  • Образ и характеристика Алехина в рассказе О любви Чехова сочинение

    Одним из ключевых персонажей произведения является Павел Константинович Алехин, представленный писателем в образе помещика, имеющего дворянского происхождение.

  • Характеристика и образ Господина Н.Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Одним из главных и значимых героев повести Тургенева «Ася» является господин Н.Н. Именно от его лица идет повествование о знакомстве и любовных отношениях с девушкой по имени Ася.

  • Сочинение по картине Дмитрий Донской Маторина 4, 6 класс

    Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы

  • Сравнительная характеристика Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Главные герои повести Карамзина «Бедная Лиза» олицетворяют собой противостояние городского и деревенского укладов жизни. Лиза — обычная крестьянская девушка, которая находясь в бедности из-за смерти отца

На чтение 7 мин Просмотров 8к. Опубликовано 17.02.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Спящая царевна» за 2 минуты и подробно за 4 минуты

Очень краткий пересказ сказки «Спящая царевна»

У царя Матвея все в государстве было хорошо. С царицей проживали душа в душу, только наследников у них не было. Однажды на берегу ручья царица заливалась горькими слезами, а рак ее утешил и пообещал, что скоро у нее родится красавица-дочь.

Так и вышло. По случаю рождения наследницы Матвей устроил царский пир. Позвал одиннадцать добрых чародеек, а двенадцатую – хромую и старую – не пригласил. За нанесенную обиду ведьма напророчила царевне в 16 лет смерть от укола веретеном. Но одиннадцатая чародейка смягчила заклятие и сказала, что от царапинки веретеном девочка не умрет, а уснет на 300 лет, а вместе с ней и весь царский двор.

Пророчество сбылось. Как отец не старался уберечь доченьку, она нашла во дворце тайную комнату и взяла у старой пряхи острое веретено. От укола царевна заснула мертвым сном, а с ней и родители, и слуги, и даже лошади в конюшни впали в оцепенение.

Так прошло 300 лет. Дорога ко дворцу заросла терновником, и никто не мог найти тропинку к Спящей Царевне. Однажды добрый молодец царский сын охотился в тех краях. Встретил старичка у окраины леса и узнал, что где-то в глубине заколдованного леса спит прекрасная царевна.

Не откладывая дело на потом, бросился царевич в гущу леса. А он будто бы сам перед ним расступался, птички приветственно пели и ручьи журчали. Нашел царевич спящий дворец, поцелуем разбудил прекрасную деву. Весь двор очнулся от долгого сна, а царь Матвей на радостях начал готовиться к пышной свадьбе.

Главные герои и их характеристика:

  •  Спящая царевна  – красивая девушка, единственная дочь царя Матвея, по пророчеству злой колдуньи в 16 лет уколется веретеном и умрет, но благодаря доброй чародейке она лишь уснула на 300 лет и была разбужена поцелуем смелого царевича.
  •  Царь Матвей  – добрый государь, ждал наследников и дождался единственную дочь, хотел уберечь ее от страшного пророчества, но и сам уснул на 3 века.
  •  Царица  – верная супруга Матвея, мать Спящей Царевны, долго ждала детей, услышала от рака добрую весть и подарила царю единственную дочь, вместе со всем двором заснула на 300 лет.
  •  Царевич  – добрый и смелый молодец, повстречал старика в лесу, узнал о заколдованном замке и разбудил царевну поцелуем любви.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Старая чародейка  – злая старая 12-я ведьма, которую не пригласили на торжество по поводу рождения царевны, напророчила девочки смерть в 16 лет от укола веретеном.
  •  Одиннадцать чародеек  – добрые феи, прибыли на пир по случаю рождения единственной дочери царя Матвея; обещали ей все земные блага, и только одиннадцатая из чародеек смогла смягчить проклятие ведьмы, заменив смерть на долгий сон.
  •  Старая пряха  – пряталась в тайной комнате дворца, куда вела винтовая лестница, пряла пряжу, пела песенку и протянула царевне роковое веретено.
  •  Старичок  – вестник, бродил у окраины заколдованного леса; рассказал царевичу о спящей красавице и указал путь к замку.

Краткое содержание сказки «Спящая царевна» подробно

Жил да был добрый царь Матвей. Правил справедливо, с царицей проживал в мире и согласии. Одна только была беда у Матвея – не дам им Бог наследников.

Царица грустила и однажды на берегу ручейка горько расплакалась. Неожиданно вылез из воды рак и заговорил человеческим голосом. Обещал он царице, что понесет она в ту же ночь и родится у нее красавица царевна.

Пророчество рака сбылось. Царь Матвей на радостях закатил пир на весь мир. Пригласил он на праздник одиннадцать чародеек, а двенадцатую – злую и хромую – не позвал. Тем временем во дворце готовили царские блюда на золоченых тарелках, одиннадцать вынести гостям, а двенадцатая – пропала.

Поели-попили гости дорогие, и начали чародейки по очереди одаривать младенца подарками. Одна обещала красоту и богатство, другая – жениха и семейное счастье.

Не успела одиннадцатая чародейка добра напророчить, а над колыбелью уже двенадцатая ведьма стоит и свое заклятие нашептывает. А пообещала старуха маленькой царевне, что на 16 день рождения уколет она пальчик веретеном и умрет во расцвете лет.

Родители испугались, а старуха исчезла будто и не бывало. Одиннадцатая чародейка поклялась, что не даст пропасть царевне. И от царапинки не умрет, а заснет она крепким сном на 300 лет, а вместе с ней и весь двор.

Царь отец переживает, места себе не находит. Царским указом запретил он сеять лен и прясть пряжу, а всех женщин прях в миг из страны выселил.

Спящая царевна

Но время шло, пророчество забылось. И вот однажды царь с царицей отбыли на прогулку, а доченька пошла по дворцовым комнатам гулять. Зашла в богатые палаты, поднялась по винтовой лестнице, а там старушонка сидит, пряжу прядет и песенку поет.

Заслушалась царевна и взяла в руки острое веретено. В миг очи ее заволокло туманом, и девица-красавица заснула, а вместе с ней и родители, и слуги, и весь царский двор.

Зарастала дорога ко дворцу густым терновником. Ни один смельчак не мог найти тропинку к спящей царевне, только слухи ходили, что где-то в неведомом дворце спит глубоким сном девица-красавица.

Минуло с тех пор ровно 3 века. У темного бора, куда ни один человечек не хаживал, устроил охоту сын одного знатного царя. Молодой удалой детина встретил у леса старичка.

Тот и поведал ему легенду, что еще деды его рассказывали о спящей царевне в заколдованном замке. Только никто туда давно не хаживал, и красавицы той в глаза не видел.

Взыграло в молодце ретивое. Пришпорил он коня и поехал тот самый неведомый замок искать. Лес перед ним будто сам расступался, цветы распускались и ручейки звенели чистой ключевой водой. Нашел царевич тот самый дом, а он так сном объят, что даже мухи дремлют на оконных подоконниках.

Осмотрелся царевич кругом. Смело вошел в замок и нашел ту самую винтовую лестницу, а там и спящую красавицу, от которой невозможно было отвести взгляда. Ее неземная красота так заворожила молодца, что он не удержался и поцеловал ее. От того жаркого поцелуя царевна проснулась и улыбнулась своему избавителю.

Вместе с царевной и двор ожил. Отец так обрадовался молодому царевичу, что приказал тут же свадьбу играть. И закипела жизнь во дворце будто и не бывал этих долгих сонных лет.

Кратко об истории создания произведения

Поэт Василий Жуковский был соседом Александра Пушкина в Царском селе. Авторы много времени проводили вместе, часто и жарко спорили по литературным вопросам. К друзьям присоединился драматург Николай Гоголь и наблюдал, как два великих поэта наперегонки писали сказки в русском народном стиле.

В тот год (1831) из-под пера Жуковского вышли «Сказка о царе Берендее» и «Спящая царевна», а у Пушкина — «Сказка о царе Салтане». Русские поэты вдохновлялись творчеством Братьев Гримм, Шарля Перро и многих других известных европейских писателей.

Урок 19

В.А. Жуковский.
«Спящая царевна»

Цели: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика; познакомить
с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличиях народной и
литературной сказок; развивать навыки беглого выразительного чтения.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Чтение статьи «Из истории
создания сказки «Спящая царевна».

Создавая литературные сказки,
писатели использовали народные произведения. В свои сказки они вносили
пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение народной
лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав, который
использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.

1. Кто участвовал в литературном
состязании? (Жуковский и Пушкин)

2. Какие сказки написал тогда Жуковский?
(«Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»

3. На сказки каких зарубежных
авторов похож сюжет сказки Жуковского «Спящая царевна»? (Братья Гримм, Шарль
Перро)

III. Знакомство со сказкой.

Словарная работа ведется
параллельно с чтением текста произведения.

— Какие слова и выражения вам показались
старинными, непонятными?

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг
главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые
заросли.

Ланиты — щеки.

IV. Беседа по вопросам

Выразительное чтение и беседа по вопросам

Прочитайте сказку до слов «Скрылась гостья …»
и ответьте на вопросы:

1. Как звали царя? (Матвей)

2. Кто предсказал царице рождение дочери?
(Рак)

3. Сколько царь позвал чародеек? (11)

4. Почему на пир не позвали двенадцатую
чародейку? (пропало двенадцатое блюдо)

5. Какое проклятие наслала двенадцатая
чародейка на дочь царя? (она должна уколоть руку веретеном и умереть)

6. Сколько должна была спать царевна? (300
лет)

Прочитайте сказку со слов «Скрылась гостья …»
до слов «Много было смельчаков …» и ответьте на вопросы:

1. Какой указ издал царь? (потребовал спрятать
все веретена)

2. Чем укололась царевна? (веретеном)

3. Почему все забыли про царя Матвея? (прошло
100 лет)

Прочитайте сказку со слов «Много было
смельчаков …» до конца и ответьте на вопросы:

1. Что делал царский сын в этих лесах?
(охотился)

2. Кто рассказал царевичу про проклятие?
(старик)

3. Почему царевич не решался перешагнуть через
спящего царя? (это была дурная примета)

4. Как царевичу удалось снять проклятие? (он
поцеловал царевну)

5. Чем закончилась сказка? (свадьбой)

— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
(авторская (литературная) сказка)

— Если бы сказка В.А. Жуковского была
народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли? (волшебная)

Русскую народную волшебную сказку напоминает
сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка:
«Свадьба, пир, и я там был…»

В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей царевне.

— Чему учит эта сказка?

— В чем схожесть этой сказки с
народной и в чем отличие?

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

2. Типичные герои

3. Композиция: зачин, развитие действия, концовка

4. Употребление устойчивых выражений

5. Волшебные предметы и помощники

1. Автор

2. Более разнообразные приключения

3. Стихотворная речь (авторские эпитеты, стихотворная форма)

«Спящая царевна» – одна из
красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес
к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество Жуковского
современно и ныне.

Домашнее задание: подготовить пересказ сказки «Спящая царевна»,
выписать из сказки пословицы и поговорки.

  • Выписать ключевые тезисы содержащие советы мономаха из рассказа поучение владимира мономаха
  • Выписать изобразительно выразительные средства из рассказа утенок
  • Выписать из стихотворения у лукоморья дуб зеленый строки которые встречаются в народных сказках
  • Выписать из сказки царевна лягушка присказка зачин концовка повторы постоянные эпитеты
  • Выписать из сказки царевна лягушка примеры присказки зачина концовки повторов постоянных эпитетов