Крылатые выражения и фразы
Крылатые выражения и фразы
Крылатые выражения, слова и фразы, принадлежащие перу известных писателей и поэтов. Больше всего крылатых фраз и слов вошло в обиход из басен Крылова, поэм Пушкина, произведений Грибоедова, Чехова, Гоголя, Ильфа и Петрова и других.
Крылатые выражения из басен Крылова
А Васька слушает да ест
из басни И. А. Крылова (1769–1844) «Кот и повар» (1813)
А ларчик просто открывался
из басни И. А. Крылова «Ларчик» (1808)
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона
из басни И. А. Крылова «Слон и Моська» (1808)
Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он кукушку
из басни И. А. Крылова „Кукушка и петух“ (1841)
У сильного всегда бессильный виноват
из басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок»
* * *
Крылатые выражения из комедии Грибоедова «Горе от ума»
А судьи кто?
из комедии А. С. Грибоедова (1795–1829) «Горе от ума» (1824)
Ах, злые языки страшнее пистолета
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Герой не моего романа
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Есть от чего в отчаянье прийти
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
И дым отечества нам сладок и приятен
из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“ (1824)
Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали
из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь
из комедии А. С. Грибоедова „Горе от ума“
Свежо предание, а верится с трудом
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Служить бы рад, прислуживаться тошно
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
Счастливые часов не наблюдают
из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824)
* * *
Крылатые выражения из произведений Пушкина
А счастье было так возможно,
Так близко!
из романа в стихах «Евгений Онегин» А С. Пушкина (1799–1837), гл. 8 (1832)
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина
В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань
из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829)
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1820)
И жить торопится и чувствовать спешит
из стихотворения П. А. Вяземского (1792–1878) „Первый снег“ (1822)
Взята А. С. Пушкиным в качестве эпиграфа к 1-й главе „Евгения Онегина“
Любви все возрасты покорны
из поэмы „Евгений Онегин“ (1831) А. С. Пушкина
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь
из романа в стихах „Евгений Онегин“ (1831) А. С. Пушкина
Не мудрствуя лукаво
Выражение из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831)
Откуда ты, прекрасное дитя?
из драмы А. С. Пушкина «Русалка» (1837)
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1831)
Пора, мой друг, пора!
из стихотворения А.С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.» (1834)
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина
С корабля на бал
из романа в стихах «Евгений Онегин» (1831) А. С. Пушкина
Ужасный век, ужасные сердца
из драмы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» (1836)
Что пройдет, то будет мило
из стихотворения А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» (1825)
* * *
Крылатые выражения из произведений Гоголя
Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
из комедии Н. В. Гоголя (1809–1852) «Ревизор» (1836)
Дама приятная во всех отношениях
из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842)
Есть еще порох в пороховницах
из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1842)
Из прекрасного далека
Выражение из поэмы Н. В. Гоголя „Мертвые души“ (1842)
Срывать цветы удовольствия
Выражение из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836)
* * *
Крылатые выражения из произведений Лермонтова
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
из стихотворения М. Ю. Лермонтова (1814–1841) «Парус» (1841)
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно
из стихотворения М. Ю. Лермонтова «А. О. Смирновой» (1840)
И скучно, и грустно, и некому руку подать
из стихотворения М. Ю. Лермонтова „И скучно и грустно“ (1840)
* * *
Крылатые выражения из произведений Чехова
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)
Как бы чего не вышло
из рассказа А. П. Чехова „Человек в футляре“
Сюжет, достойный кисти Айвазовского
из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897)
* * *
Крылатые выражения из произведений Горького
Да был ли мальчик-то?
из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1927)
В карете прошлого никуда не уедешь.
из пьесы М. Горького «На дне» (1902)
* * *
Крылатые фразы и выражения из произведений Ильфа
и Петрова «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев»
Сбылась мечта идиота
из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»
Когда я вижу эту новую жизнь, эти сдвиги, мне не хочется улыбаться, мне хочется молиться!!!
Не надо бороться за чистоту. Надо подметать!
Ещё ни один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты.
На каждую хорошую мысль неизбежно находится свой дурак, аккуратно доводящий её до абсурда.
Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Мы чужие на этом празднике жизни.
Почём опиум для народа?
Вы ни пьете, ни курите, девушками не увлекаетесь… Зачем Вам деньги? Вы же не умеете их тратить.
«И тут Остапа понесло…»
Не делайте из еды культа.
С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
Дуся? Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.
Крылатые слова
Басни Крылова
Крылатые слова и выражения из русских народных сказок
Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись некоторые из самых популярных поговорок в русском языке? Мы рассмотрим некоторые из самых распространенных крылатых выражений и слов, которые заимствованы из русских народных сказок.
Количество выражений: 15
Богатырский сон
В некотором царстве, в нашем государстве
Выше леса стоячего
Жар-птица
Живая вода (ироническое)
За тридевять земель; тридевятое (тридесятое) царство
Иванушка-дурачок
Избушка на курьих ножках
Личарда
Милитриса кирбитьевна
Молочные реки и кисельные берега
На ходу подметки режет (гнет)
По щучьему велению, по моему хотению (прошению)
При царе горохе
Царевна несмеяна
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. Русские пословицы и поговорки.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ
г. Горловки «Школа № 48»
Сидоренко Елена Олеговна -
2 слайд
ЦЕЛЬ УРОКА:
обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, народных пословицах и поговорках;
работать над пополнением активного словарного запаса школьников;
развивать творческие способности учащихся, связную монологическую и диалогическую речь;
воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, чувство любви к родному языку, прививать интерес к его познанию -
3 слайд
Что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном значении.
Фразеологизмы — это плод народной мудрости. -
4 слайд
Замените данные выражения одним словом:
Во весь дух — …
Морочить голову — …
В час по чайной ложке — …
Рукой подать — …
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: медленно, быстро, близко, обманывать. -
5 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.
На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом. -
6 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.
Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку. -
7 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.
Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа. -
8 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.
Соль земли, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий. -
9 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмы библейского происхождения.
Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень. -
10 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).
Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон. -
11 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.
Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа,. -
12 слайд
ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.
Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес. -
13 слайд
Из каких сказок эти выражения?
Встань передо мной, как лист перед травой.
Рожки да ножки.
Битый небитого везет.
По щучьему велению.
Кому корешки, а кому вершки
Знать, одного пятака для доброго дела мало! -
14 слайд
Каких домашних и диких животных включают эти обороты?
Голоден как … .
Хитер как… .
Труслив как … .
Неповоротлив как… .
Надут как … .
Нем как … . -
15 слайд
Допиши фразу
Толочь воду …
Тянут-потянут …
Упитанный, а …
В некотором царстве …
Скоро сказка сказывается …
За тридевять …
Кашу маслом …
Пойди туда …, принеси то …
Колобок-колобок …
Носить воду …
Уговор … -
16 слайд
Перечитывая сказки, человек не только извлекает из них важные уроки, но и делает свой язык богатым и разнообразным. Особенно это относится к сказкам Пушкина. Эти произведения по-своему особенные, ведь оставили нам в наследство образные выражения, запоминающихся героев и вечную мудрость. Цитировать Александра Пушкина стали уже тогда, когда в печати появились его первые работы.
-
17 слайд
Продолжите крылатое выражение из сказок А.С.Пушкина
А во лбу … .
Белка песенки поёт … .
Ель растет перед дворцом, … .
За морем житьё … .
Здравствуй, князь … !
Кабы я была … .
Дурачина ты, … !
Аль откажешь … ?
Ветер! Ветер! … .
Ты прекрасна, … .
Я ль на свете … ?
Но с иным накладно … .
Сказка ложь, … .
Царствуй, … ! -
18 слайд
Роль крылатых выражений в русском языке велика. Каждое из них — это краткое выражение длинной человеческой мысли. Крылатые выражения — это частица жизни наших предков, часть нашей истории, наше бесценное культурное и национальное достоинство.
-
19 слайд
ПОСЛОВИЦЫ
Их задача – донести мудрые народные знания и коллективный опыт до каждого человека в доступной, легкой форме. Пословицы являются достоянием всего русского народа, его историческим сокровищем, которое не имеет цены и всегда будет актуальным. -
20 слайд
Сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок: Крылов («Сильнее кошки зверя нет», «А воз и ныне там»), Пушкин («А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны»), Грибоедов («Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом») и другие. Крупнейшим их собирателем был В. И. Даль, издавший в 1862 году сборник «Пословицы русского народа». Кроме сборника, В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
-
21 слайд
Тематические группы пословиц
Пословицы о Родине
Пословицы о семье
Пословицы о труде
Пословицы об учёбе
Пословицы о человеке и его недостатках -
22 слайд
Продолжи поговорку
Голод не тетка,
Гол как сокол,
Два сапога пара,
Кто старое помянет – тому глаз вон,
Бабушка гадала, надвое сказала:
Бедность – не порок,
В здоровом теле здоровый дух —
Дорога ложка к обеду,
На чужой каравай рот не разевай, .
Не все коту масленица,
Один в поле не воин, .
Работа — не волк, в лес не убежит,
Тише едешь – дальше будешь от
У страха глаза велики, да
Ума палата, да
Чудеса в решете — -
23 слайд
Надеюсь, сегодня на уроке все мы обогатились мудростью народной. Думаю, что нашу с вами работу можно было бы охарактеризовать такими пословицами:
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Одна голова хорошо, а две – лучше.
Повторенье – мать ученья.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 275 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 17.02.2022
- 1026
- 92
- 16.02.2022
- 83
- 0
- 16.02.2022
- 49
- 1
- 16.02.2022
- 73
- 0
- 16.02.2022
- 600
- 108
- 16.02.2022
- 93
- 0
- 16.02.2022
- 112
- 0
- 16.02.2022
- 74
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
Крылатые слова для младших школьников
Что такое крылатые слова (или выражения), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.
Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.
Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.
Крылатые слова, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.
А Васька слушает, да ест.
Из басни И. Крылова «Кот и Повар».
Так говорят о человеке, который на все замечания и уговоры кивает головой и продолжает втихомолку делать всё по-своему.
А воз и ныне там!
Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.
А ларчик просто открывался.
Из басни И. Крылова «Ларчик».
Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Из басни И. Крылова «Квартет».
О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.
Ахиллесова пята.
Значит то же, что и слабое, уязвимое место. Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.
Белая ворона.
Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.
Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].
Внести свою лепту.
Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.
В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!
Из басни И. Крылова «Чиж и Голубь».
Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.
Гадкий утёнок.
О человеке, чьи истинные достоинства открываются неожиданно для окружающих. Название сказки датского писателя Х.К. Андерсена. В ней говорится, что однажды среди вылупившихся утят оказался один уродливый — «гадкий утёнок», непохожий на собратьев. Над ним смеялись, издевались, но пришло время, утёнок вырос и оказался. прекрасным лебедем.
Заблудшая овца.
Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.
В Библии сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся».
Иван, родства не помнящий.
Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.
Выражение пришло к нам из истории. В царской России крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали своё имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.
Как белка в колесе.
Из басни И. Крылова «Белка».
Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.
Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. «Как пить дать» — значит «точно», «обязательно», «непременно».
Когда рак на горе свистнет.
Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.
Крокодиловы слёзы.
Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Из басни И. Крылова «Кукушка и Петух».
Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.
Лебединая песня.
Так говорят о последнем проявлении таланта человека.
По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.
Мальчик для битья.
Человек, страдающий за чужие провинности.
Из повести «Принц и нищий» американского писателя Марка Твена. В ней рассказывается о том, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учёбу принцу: нельзя же было поднимать руку на «священную персону принца Уэльского», будущего короля Англии!
Маменькин сынок.
Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.
Первоисточник — комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Помещик Скотинин говорит сыну своих знакомых: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
На лбу (лице) написано.
«У него на лбу написано (или на лице написано)», — говорим мы о человеке, когда видим, о чём он думает, или знаем, как он поступил.
Это простое выражение связано со страшными обычаями нашего прошлого. В VII веке людям, замешанным в бунте или преступлениях, раскалённым железом ставили печать на правой щеке или на лбу. Ожог через некоторое время заживал, а вот шрам в виде буквы Б (это значило «бунтовщик») оставался на всю жизнь. От того же обычая пошло выражение: «заклеймить позором (презрением)» и слово «прожжённый» — прожжённый плут, мошенник и т. п.
Око видит, зуб неймёт.
Из басни И. Крылова «Лисица и Виноград».
Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
Сказки Пушкина
Самое сказочное место – Лукоморье, описанное А. С. Пушкиным. Пожалуй, до него никто так подробно и поэтично его не описывал. На некоторых иллюстрациях изображено, как берег будто бы делает лук своим изгибом и в образовавшейся лагуне происходят чудеса.
«Там русский дух, там Русью пахнет», — писал Пушкин. У него есть и другие фразеологизмы из народных сказок, видимо, поведанных ему няней Ариной Родионовной, большой любительницей фольклора.
«И я там был, мед-пиво пил», — заключает описание этого сказочного места Александр Сергеевич. Только, в отличие от народной традиции, он не стал подчеркивать, что «по усам текло, да в рот не попало». Он сообщает, что сидел под дубом и кот ему рассказывал сказки. Те, что он передал нам.
А мы с детства повторяем слова из них, порой забывая первоисточник:
- Во лбу звезда горит — так могут сказать про синяк, прыщик на лбу.
- У разбитого корыта — говорят о том, кто много хлопотал, да без толку.
- Ну, теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного человека.
- Сказка ложь, да в ней намек — указание на рациональное зерно рассказа.
- Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, — так отзываются о ком-то чрезвычайно нелепого вида.
- Кабы я была царица — посмеиваясь, напоминают собеседнику, что он не всемогущ.
- Ты прекрасна, спору нет — заслуженный комплимент.
Почему басни Крылова актуальны сегодня?
Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности. В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.
Источник
О баснях И.А. Крылова
Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей. Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.
Мой меч продолжение фразы из сказки
Три дороги- три пути- по какому идти? И ответ в старых русских былинах и сказках отличается кстати. И не всегда казался правильным вариант, наверное тоже такую версию в сказке в детстве читала и на подсознательном уровне запомнила, что налево пойдешь- смерть найдешь, прямо- не помню, а на право — все хорошо будет, а может это я сама придумала такой вариант еще в детстве, не знаю. Но вот что говорят сказки и былины русские- везде варианты разные:
— На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: Направо пойдёшь- коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь. — Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — жизнь потеряешь, прямо пойдешь- жив будешь, но себя позабудешь. ( что ложь как показала былина о 3х походах Илья Муромца). — Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь- голову сложишь, прямо пойдешь- друга найдешь. — Прямо поедешь голову сложишь, направо поедешь — коня потеряешь, налево поедешь- меча лишишься. — Прямо ехать — живым не быть, направо ехать — женатым быть, налево ехать — богатым быть. — Налево пойдешь — коня сохранишь, себя потеряешь. Направо пойдешь — себя сохранишь, коня потеряешь. Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь.
Вариантов много, как и сказок,но если порассуждать что в древности был конь — средство передвижения и верный друг одновременно. Что жизнь самое ценное и так понятно, а третий путь где теряешь и себя и всю свою собственность то бишь получается. тут вариантов вообще мало на самом деле- назад не пойдешь, так как в прошлое вернуться нельзя, — туда закрыты двери. А если допустим: лево- прошлое, прямо — настоящее, а право будущее, — то вывод очевиден- идти направо надо.
Если рассуждать что право от слова правда и от слова право на жизнь то направо получается а иногда это с надписью и не совпадает, да и какая разница — у меня такое мнение и оно мое, у кого то было другое- сколько людей столько и мнений. Тем более мое мнение все же с былиной совпадает — там направо — везде жив будешь написано.
А вот как трактуют эту былину наши современники, цитирую:
На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись:
Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.
О чём это? Какую мудрость хотели передать нам этим заветом предки? Конь – это животная природа путника, Всадник – природа человеческая.
Пойти Направо– это значит пойти Стезёй Правды: победить в себе животное начало началом человеческим, следовать общественной праведности, правде. Поэтому, коня (материальные блага в перевес духовным, животное начало) на этом пути ты потеряешь. но себя спасёшь (или найдёшь
Пойти Налево – значит пойти Стезёй Кривды: высвободить своё животное начало в ущерб человеческому, и отринуть все общественные устои. Да, ты приобретёшь на этом пути материальные блага, увеличишь свои страсти и похоти, своё животное начало. Но совершенно точно окончательно потеряешь(ся) себя.
Пойти Прямо – это значит пойти наикратчайшим путём, Стезёй Мудрых, отринув и животное и человеческое ради «Божского», Божественного. Этот Путь – Путь Мудрых. Прямая стезя – ни для зверей, ни для людей, но лишь для тех, кто дерзнёт идти за пределы всего известного. Это путь прозорливых волхвов, умирающих для маяты мирской и возрождающихся для Жизни Вечной и познания Вечной Изначальной Мудрости.
А вот в сказках русских тоже кстати есть камень 3х дорог, немного по-другому сказано, но все верно- направо живым быть как ни крути, вот цитата из сказки:
В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится: Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть».
А вот в былине о 3х походах Ильи — Муромца, сказано: что он сначала направо пошел — а там смерть была написана, потом он надпись стер и написал что убит не был и пошел налево где женатым должен был стать а потом прямо где богатым но ни женатым ни богатым так и не стал а под камнем нашел сокровища.
Отсюда вывод, что возможно не нужно верить страхам своим и сомнениям ( что надписи в сказке навевают ) , а подумать и копнуть глубже, приняв верное для себя самого решение? Ведь недаром издревена говорят- зри в корень ( в данном случае под камень ), то есть глубже проблему изучай и не верь всему что говорят и пишут. Вот основные заповеди русских былин для последующих поколений, кто умом пытлив и догадлив.
Что главное в истории?
Также пословицы о сказках всегда несли в себе одно очень важное напоминание. Они не давали забыть о том, что в любой истории на первом месте должен стоять смысл, а не красота повествования. Ведь именно он помогает детям учиться и делать правильные выводы.
К сожалению, сегодня этот посыл часто игнорируют, и современные книги для детей не всегда отображают давние идеи о добре и зле. Именно поэтому так важно вспоминать советы наших предков и воплощать их в жизнь. Итак, вот несколько удачных примеров пословиц о значении морали в детских произведениях:
Источник
В статью вошли известные цитаты и фразы из сказок русского народа:
Гусь свинье не товарищ.
Бабушка надвое сказала.
Волос долог, да ум короток.
Стали они жить — поживать… и добра наживать.
Явился Иван, не ждан, не зван, повернул избушку — разбудил старушку!
Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя и подавно уйду!
Цитаты из сказок разлетаются по всему миру в виде крылатых выражений, например — Сказка ложь да в ней намек… или Толочь воду в ступе.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Чего тебе надобно, старче?
Со свиным рылом да в калашный ряд.
Упитанный, а не воспитанный.
В некотором царстве, не в нашем государстве.
Дуракам закон не писан.
Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается…
За тридевять земель.
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.
Работа дураков любит.
Кашу маслом не испортишь.
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
Колобок-колобок, я тебя съем!
По щучьему велению… по моему хотению.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
Носить воду в решете.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
И я там был, мёд — пиво пил… по усам текло, а в рот не попало.
Марфушенька, душенька!
Не стреляй в меня, Иванушка, я тебе еще пригожусь!
Не хочу быть дворовою девицею, а хочу быть царицею!
Негде в тридевятом государстве…
На чистом сливочном масле воспитанный.
Несёт меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.
Сивка — бурка, вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой.
Но помни, как только часы пробьют двенадцать…
Мал золотник да дорог!
По щучьему велению, по моему хотенью…
Любишь кататься — люби и саночки возить!
Повернись к лесу задом ко мне передом…
Когда одна палочка и восемь дырочек истребят целое войско…
Поп толоконный лоб…
Катись, катись яблочко по золотому блюдечку.
Свежо предание, да вериться с трудом.
Избушка на курьих ножках.
И хочется, и колется.
Сколько веревочка не вейся — а конец то будет!
За одного битого двух небитых дают.
Скоро сказка сказывается… да не скоро дело делается. (цитаты про сказки)
Долго ли коротко ли…
Соколу лес не диво, волку зима за обычай.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, милая?
Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
В некотором царстве… в некотором государстве.
Уговор дороже денег.
Битый небитого везет…
Цыплят по осени считают.
Баста карапузики — кончился танцы.
Я не я, и лошадь не моя.
Баба с возу — кобыле легче.
Темы выпуска: высказывания, изречения, афоризмы, статусы, фразы и цитаты из сказок, русских народных…
В нашу повседневную речь прочно вошли крылатые фразы. Употребляя их к месту, мы часто даже не знаем источника их происхождения. Крылатые выражения придают речи особую выразительность. За счет скрытого в них глубокого смысла мы можем кратко донести свою мысль до собеседника, не прибегая к долгим и пространным рассуждениям. Крылатые фразы могут появиться в нашей речи из художественной и публицистической литературы, философских трудов, фольклора, из фильмов и мультфильмов. Кроме того, мы используем в русской речи крылатые выражения на разных языках.
Огромное количество крылатых фраз пришло к нам из далекого прошлого, они отражают исторические факты и рассказывают о культуре наших предков.
Крылатые фразы из фольклора
- «Драть как Сидорову козу» — сильно бить или пороть кого-нибудь. В народе коза считалась вредным и упрямым животным, а имя Сидор ассоциировалось со злым человеком.
- «Дышать на ладан» — ладон кадят, в частности, перед умершими или умирающими. «Дышащий на ладан» — это болезненный на вид человек.
- «За тридевять земель» — эта крылатая фраза пришла к нам из русских народных сказок. Употребляется в значении «очень далеко».
- «Затрапезный вид» — выражение появилось в эпоху Петра I и произошло от фамилии купца Затрапезникова, который на своей фабрике производил грубую ткань низкого качества. Затрапезный вид у человека означает неряшливость в одежде.
- «Как с гуся вода» — известно, что вода легко скатывается с гусиного оперения. Выражение «как с гуся вода» применяется по отношению к человеку, которому все безразлично, и он переносит любые трудности так, как-будто их нет.
- «Конь не валялся» — лошади имеют привычку валяться перед тем, как на них наденут хомут или седло. Выражение употребляется в значении «работа еще не началась», «ничего еще не сделано».
- «Кровь с молоком» — на Руси признаком здоровья и красоты считались белое лицо (белый цвет — молоко) с румянцем (красный — кровь). Так говорят о пышущим здоровьем человеке.
- «Несолоно хлебавши» — соль на Руси была очень дорогой. Хозяин добавлял соль в пищу гостю в зависимости от степени уважения к нему. Некоторым гостям пища доставалась несоленой. Сейчас это выражение употребляется в том случае, если человек не достигает желаемого результата.
- «Ни пуха, ни пера» — такими словами раньше провожали человека на охоту. Считалось, что желать хорошей охоты напрямую нельзя, иначе можно спугнуть удачу. Это простое суеверие, направленное на «обман» нечистой силы.
- «Типун на язык» — типун — это маленький бугорок на кончике языка у птиц, который облегчает склевывание пищи. Увеличение этого бугорка — признак болезни у птиц. У человека также могут появляться твердые болезненные бугорки на языке. На Руси это считалось признаком лживости. Со временем значение выражения изменилось. Теперь крылатая фраза употребляется по отношению к человеку, который высказал нежелательную мысль, предсказал что-то неприятное.
Крылатые фразы из кино
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Множество крылатых фраз подарили нам любимые фильмы, они будут понятны только тем, кто видел кино (обойдемся без спойлеров).
Фильм «Бриллиантовая рука»:
- «Не виноватая я! Он сам пришел»;
- «Только без рук!»;
- «Наши люди в булочную на такси не ездят»;
Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»:
- «Это я удачно зашел»;
- «Лепота!»;
- «Танцуют все!».
Фильм «Кавказская пленница»:
- «Короче, Склифасовский!»;
- «Свадьбы не будет!»;
- «Я ее украл, я ее и верну!»;
- «Чей туфля? О! Мое. Спасибо».
Фильм «Операция ‘Ы’ и другие приключения Шурика»:
- «Экзамен для меня всегда праздник, профессор!».
Фильм «Девчата»:
- «Головной убор, между прочим, так не носят»;
- «Отойдите от кухни, а то у меня ложки пропадают!»;
- «Я вообще решила замуж не выходить: одной спокойнее, правда? Хочу — халву ем, хочу — пряники».
Фильм «Москва слезам не верит»:
- «Хэллоу! Общежитие слушает»;
- «А мы не хуже ихних!»;
- Всё, засосало мещанское болото».
Фильм «Служебный роман»:
- «Значит, хорошие сапоги, надо брать!»;
- «В женщине должна быть загадка».
Крылатые фразы из литературы
А.С. Грибоедов «Горе от ума»:
- «Счастливые часов не наблюдают!»;
- «Свежо предание, а верится с трудом»;
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
- «А судьи кто?»;
- «Герой не моего романа»;
- «Ба! Знакомые все лица».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»:
- «Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей»; - » Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей».
Ф.М. Достоевский «Идиот»:
- «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье»;
- «Красота спасет мир»;
- «Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой»;
- «Подлецы любят честных людей…».
Л.Н. Толстой «Война и мир»:
- «Мы не столько любим людей за то добро, которое они сделали нам, сколько за то добро, которое сделали им мы»;
- «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»;
- «Надо жить, надо любить, надо верить!».
А.П. Чехов «Вишневый сад»:
- «Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй»;
- «Голодная собака верует только в мясо…».
Читайте также:
- Так говорил Суворов
- 15 цитат из Астрид Линдгрен
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Тема: «Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок»
Це л и:
— познакомить учащихся с крылатыми выражениями;
— указать на безграничные возможности великого, могучего русского языка;
— развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи;
— воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.
Ход урока
Организационный момент
Приветственное слово, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания
Обсуждение предыдущей темы. Оценка сообщений учащихся
Целеполагание
Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.
Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.
Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.
Наш урок посвящен жемчужинам русского языка: пословицам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.
Открытие нового знания
— Вы, конечно, замечали, что, кроме слов, для выражения наших мыслей мы используем и более сложные единицы языка – устойчивые сочетания слов. Можно, например, сказать так: у него денег много, а можно и так: денег у него куры не клюют. Или: снарядили его очень далеко, а можно сказать: послали его к черту на кулички.
Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.
В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.
А задумывались ли вы над тем, как возникли крылатые выражения? Можно, например, сказать: « Коля работает спустя рукава, а Петя засучив рукава…» Интересно, почему так говорят? Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело, работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие. Подобно этому выражению, все крылатые слова имеют свою историю возникновения.
— А как вы думаете, где чаще всего мы можем встретить крылатые выражения? (сказки)
V. Закрепления новых знаний и способов действий
— Крылатые выражения встречаются как в народных сказках, так и в литературных. А чем отличается народная сказка от литературной? (У народной сказки автором является народ, а у литературной – один писатель).
— Давайте выполним задание «Откуда эти строчки?»
1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский)
2. Петушок — Петушок
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шелкова бородушка
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок»)
3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)
4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди»)
5. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)
6. Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море.
Тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит
О жадной старушке
Рассказ тот пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не ведет.
А кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)
—Устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?
Встань передо мной, как лист перед травой. («Сивка-бурка»).
Рожки да ножки. («Серенький козлик»).
И растет ребенок там не по дням, а по часам. (Сказка о царе Салтане»).
Битый небитого везет. («Лиса и волк»).
По щучьему велению.
Рефлексия
Теперь, я думаю, ребята, вы имеете представление о том, что такое крылатые выражения, что за каждым из них скрывается интересная информация, сведения из истории нашего народа, о его жизни, культуре, обычаях.
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение на школьную тему, включив несколько крылатых слов и устойчивых выражений
Издавна пословицы о сказках украшали жизнь русского народа. Они служили неким напоминанием о том, что мир грез необходим как детям, так и взрослым. Ведь помимо красивого содержания, выдуманные истории зачастую несли в себе и глубокую истину, способную открыть глаза на многие вещи. Ведь не зря же наши предки не уставали повторять одно и то же: «Сказка ложь, да вней намек, добрым молодцам в урок!»
Пословицы и присказки из сборника Даля
В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:
«Присказки» и «Сказка-песня»
С них и начнем.
Жил-был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается. Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается… Не лебедь белая (серая) выплывала… Не белы снега в чистом поле забелелись… Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается… Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает. Свинка – золотая щетинка. Конек-горбунок. Сивка-бурка, вещий каурка. Змей-горыныч. Мальчик с пальчик. Девочка-снегурочка. Девчурка-снегурка. Меч-кладенец. Калена стрела. Тугой лук. Копье булатное, мурзамецкое. Семи пяденей во лбу. Промеж глаз калена стрела укладывается. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Шапка-невидимка. Сапоги-самоходы. Скатерть-хлебосолка. Сума, дай пить и есть. Коврик-самолет и пр. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). Из милости копытом траву-мураву досягает. По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!
Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Сказка – складка, а песня – быль. Сказка – ложь, а песня – правда. Сказка складом, песня ладом красна. Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.
Небольшая инструкция для сказочника
Читая некоторые пословицы о сказках, невольно понимаешь, что они адресованы не тем, кто слушает эти удивительные истории, а тем, кто их слагает. Проще говоря, они являются неким подобием инструкции, способной помочь сказочникам. Ведь это дело только на первый взгляд простое, но стоит приступить к практике, как слова и предложения начинают ускользать…
К тому же, как упоминалось выше, эти мудрые изречения неустанно напоминают о том, что в таких историях важней всего то, что они смогут донести до слушателей. И вот несколько пословиц тому в подтверждение:
- Если сказка сладка, то и послушать ее всякий тянется.
- Мал был – сказки слушал, вырос – сам слагать начал, вот только не слушают.
- Всякая небылица в детской сказке хороша.
- Сказка – это золото, что блестит в глазах ребят.
- Без понукалки даже хороший сказочник заснуть может.
- Сказка сначала начинается, до конца читается, а в средине не перерывается.
Пословицы со словом сказка
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказка — складка, песня — быль. Сказка — складка, послушать сладко. Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказку слушай, а к присказке прислушивайся. Сказывали и мы сказки. Быль за сказкой не угонится. В сказках все есть, да в руках ничего нет. Красна сказка складом, а песня — ладом. Сказка — ложь, да в ней намек. Не жизнь – сказка! Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Не красны сказки письмом, а красны смыслом. Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не складна сказка письмом, складна вымыслом. Рассказывай сказки! Если не вры, так сказки добры. Жил был царь Тофута — и сказка вся тута. Сказал бы и еще сказку, да дома забыл. Сказка вся, больше сказывать нельзя. Всякая прибаутка в сказке хороша. Всякой сказке бывает конец. Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай. Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь. Сказка не сказка, а присказка. Хороша сказка, да последняя. Это присказка, а сказка будет впереди.
Мир, созданный для детей
Сказка – это прежде всего красивая история, выдуманная для того, чтобы порадовать ребенка. Ведь детское сознание требует волшебства, а иначе ему становится слишком скучно. Это вполне нормально, и пословицы о сказках постоянно нам об этом напоминают.
Вот несколько ярких примеров устного народного творчества, доказывающих вышесказанное:
- Для детей сказки слаще сахарной баранки.
- Хороша сказка, особенно для ребенка.
- Только в сказке увидишь свинку с золотой бочинкой.
- За красивой былью и дети спать ложатся рано.
- Ребятишкам только и надо, что печь толочь да прибаутки слушать
Сказки, в которых встречаются пословицы
Во многих народных и авторских сказках встречаются изречения, которые так полюбились людям, что прочно вошли в разговорную речь и стали пословицами. Перечислим некоторые из них:
Сказка о рыбаке и рыбке:
Дурачина ты, простофиля! Поделом тебе, старый невежа. Чего тебе надобно, старче? Что ты баба, белены объелась?
Сказка о Царе Салтане:
Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь. Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.
Сказка о попе и работнике его Балде:
Ест за четверых, работает за семерых. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Лисичка-сестричка и серый волк:
Битый небитого везет. Мерзни, мерзни волчий хвост.
Сказка «Царевна Лягушка:
Утро вечера мудренее.
Сказка «Лиса и Журавль»:
Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Как аукнулось, так и откликнулось. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы.
Что главное в истории?
Также пословицы о сказках всегда несли в себе одно очень важное напоминание. Они не давали забыть о том, что в любой истории на первом месте должен стоять смысл, а не красота повествования. Ведь именно он помогает детям учиться и делать правильные выводы.
К сожалению, сегодня этот посыл часто игнорируют, и современные книги для детей не всегда отображают давние идеи о добре и зле. Именно поэтому так важно вспоминать советы наших предков и воплощать их в жизнь. Итак, вот несколько удачных примеров пословиц о значении морали в детских произведениях:
- Сказки красны не буквами, а тем, что они обозначают.
- Не складна история письмом, а складна выдумкой.
- Не всякая вода для питья годится, не всякую сказку слушать стоит.
- Кушай кашку, но и слушай сказку, да на ус мотай то, что ум поймал.
- Не дочитав сказку, не бросай указку.
- Мудрость — не правда, в сказке прижиться сможет.
Присказка.
Присказка это часть к сказки в виде пословицы или прибаутки. Может стоять в начале или в конце сказки.
В середине сказки П. Ершова “Конёк-Горбунок” есть вот такая вот длинная присказка:
Вот пример еще одной присказки в русской народной сказке “Шабарша”:
Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная; есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Другие:
Без присказки сказки – что без полозьев салазки.
Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся.
Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков было слыхать.
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное, На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Концовка.
Концовка – это конец сказки.
“Стали они жить-поживать да горя не знать”.
“Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”.
“И стали они жить дружно, в любви и согласии”.
“И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить”.
Сказка “Царевна Несмеяна”
имеет присказку, зачин и концовку:
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные – и празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя доля!
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна.
Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была,- так надо верить.
Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец! )
Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5ccdf8f49680af00b2c7d510/priskazka-zachin-i-koncovka-v-skazke-5f59351255f5fd69c05e7cc7
Зачин в литературе
«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» – это уже литературная игра.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова.
М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин.
Зачин это начало сказки. Зачин знакомит слушателя с главным героем и с местом действия.
Например: “Жили-были. “, “В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. “, “Давным давно”, “В некотором царстве, в некотором государстве”.
Вот как начинается сказка “Иван-царевич и серый волк”:
Жил-был царь Берендей, у него было три сына.
А вот так начинается “Сивка-Бурка”:
Жил-был стрик, и было у него три сына.
Эти сказки очень похожи не только началом, но и сюжетом. Там и там младший брат – Иван. Кто то ворует золотые яблоки в саду, а кто-то топчет пшеницу. В обеих сказка братья по очереди ведут караул. Царевну зовут одинаково: Елена Прекрасная.