Выправь текст как правильно пишется

  • Задание 1

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • любимые ПРОФЕССОРА
    • НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
    • в ДВУХСТАХ метрах
    • на ИХ территории
    • ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

    Разбор задания
    Свернуть

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    Лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА – существительное (профессор) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно быть ударное окончание . Ошибки нет.

    НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил – наречие в превосходной степени сравнения, составная форма: (как?) решительно + наиболее. Ошибки нет.

    В ДВУХ­СТАХ мет­рах – сложное числительное (двести) в предложном падеже, при склонении должны изменяться обе части. Ошибки нет.

    На ИХ тер­ри­то­рии – притяжательное местоимение в предложном падеже. Формы ихней  в русском языке не существует. Ошибки нет.

    ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко – страдательное причастие прошедшего времени. Это причастие совершенного вида (яблоко уже обгрызли), значит, оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать?) обгрызть, а не (что делать?) обгрызать (несовершенный вид). В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени перед -НН- сохраняется гласная А(Я), если она стоит перед —ТЬ в неопределённой форме глагола, и гласная Е – в других случаях. Так как в глаголе обгрызть перед -ТЬ нет гласной А(Я), значит, в причастии надо писать букву Еобгрызенный. В образовании этого слова допущена ошибка. Кор­рект­но: об­гры­зен­ное яб­ло­ко.

     Правильный ответ: ОБ­ГРЫ­ЗЕН­НОЕ

  • Задание 2

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • больше ШЕСТИСТА рублей
    • нет МЕСТ
    • ПРОИГРАВ вступление
    • скучает по НАС
    • вкусные ТОРТЫ

    Разбор задания
    Свернуть

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    Боль­ше ШЕ­СТИ­СТА руб­лей – сложное числительное (шестьсот) в родительном падеже, при склонении должны изменяться обе части. При образовании формы слова допущена ошибка. Кор­рект­но: более ше­сти­сот руб­лей.

    Нет МЕСТ – существительное среднего рода (место) во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    ПРО­ИГ­РАВ вступ­ле­ние – деепричастие, образованное от глагола совершенного вида (проиграть) при помощи суффикса. Ошибки нет.

    Скучает по НАС – местоимение (мы) в дательном падеже. По нормам русского языка должно оканчиваться на . Ошибки нет.

    Вкус­ные ТОРТЫ – существительное (торт) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

    Правильный ответ: ШЕ­СТИ­СОТ

  • Задание 3

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • несколько НОЖНИЦ
    • умелые ПОВАРА
    • ДВОЕ подружек
    • в ПОЛУТОРА часах
    • пять БАРЫШЕНЬ

    Разбор задания
    Свернуть

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    Не­сколь­ко НОЖ­НИЦ – существительное (ножницы), имеющее только форму множественного числа, в родительном падеже. Должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    Уме­лые ПО­ВА­РА – существительное (повар) во множественном числе в именительном падеже. По нормам русского языка должно иметь ударное окончание . Ошибки нет.

    ДВОЕ по­дру­жек – собирательное числительное в именительном падеже + существительное во множественном числе. Это ошибка, так как такие числительные не употребляются с существительными женского рода (подружка). Корректно говорить: две подружки.

    В ПО­ЛУ­ТО­РА часах – дробное числительное (полтора) в предложном падеже. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, должно иметь форму полутора. Ошибки нет.

    Пять БАРЫШЕНЬ – существительное (барышня) во множественном числе в родительном падеже. Существительное на -НЯ. Должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    Правильный ответ: ДВЕ

  • Задание 4

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • ВЫПРАВЬ текст
    • несколько ПОЛОТЕНЕЦ
    • пара ТУФЛЕЙ
    • старые ПРОПУСКА (документы)
    • новые ВЫБОРЫ

    Разбор задания
    Свернуть

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    ВЫ­ПРАВЬ текст – повелительная форма глагола выправить. Образован с помощью приставки от глагола править, который в повелительном наклонении имеет форму ПРАВЬ, а не прави. Значит, и в слове выправь сохраняется мягкий знак. Ошибки нет.

    Не­сколь­ко ПО­ЛО­ТЕ­НЕЦ – существительное среднего рода (полотенце), оканчивающееся на -ЦЕ, во множественном числе в родительном падеже. Должно оканчиваться на -ЕЦ. Ошибки нет.

    Пара ТУФ­ЛЕЙ – существительное женского рода (ту̀фля) во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. В образовании формы слова допущена ошибка, корректно говорить: пара туфель.

    Ста­рые ПРО­ПУСКА (документы) – существительное мужского рода (пропуск) во множественном числе в именительном падеже. В значении «документы» должно иметь ударное окончание , в отличие от значения «прогулы, пробелы», в котором будет безударное окончание (пропуски уроков). Ошибки нет. 

    Новые ВЫ­БО­РЫ – существительное мужского рода (выбор) во множественном числе в именительном падеже. Должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

    Правильный ответ: ТУ­ФЕЛЬ

  • Задание 5

    В одном из выделенных ниже слов ДОПУЩЕНА ОШИБКА в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ошибку.

    • ЛЯГТЕ на пол
    • опытные ШОФЁРЫ
    • к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году
    • конфликт БОЛЕЕ ГЛУБОЧАЙШИЙ
    • пара БОТИНОК

    Разбор задания
    Свернуть

    Определите, к какой части речи относится слово. У существительных определите число и падеж и найдите ошибку, если она есть. У прилагательных определите форму степени сравнения и найдите ошибку, если она есть. У числительных определите разряд (количественное или порядковое), вспомните, как они склоняются, и найдите ошибку, если она есть. У местоимений определите падеж и найдите ошибку, если она есть. У глаголов определите форму, в которой они стоят, и вспомните, есть ли такая форма слова в языке. У причастий и деепричастий определите вид, от каких глаголов они образуются, и  найдите ошибку, если она есть.

    ЛЯГТЕ на пол – повелительная форма глагола совершенного вида лечь, у которого происходит чередование корня. По нормам русского языка в единственном числе глагол должен иметь форму ты ляг, во множественном числе – вы лягте. (Несовершенный вид: ложитьсяложисьложитесь.) Ошибки нет.

    Опыт­ные ШОФЁРЫ – существительное мужского рода (шофёр) во множественном числе в именительном падеже. Должно иметь безударное окончание . Ошибки нет.

    К ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году – составное числительное, порядковое, в дательном падеже. При склонении подобных числительных изменяется только последнее слово, а часть две тысячи не изменяется, в отличие от количественных числительных, в которых по падежам изменяется каждое слово (к двум тысячам семнадцати книгам). Ошибки нет.

    Кон­фликт БОЛЕЕ  ГЛУ­БО­ЧАЙ­ШИЙ – составная форма сравнительной степени имени прилагательного. Образуется  из двух слов: более + начальная форма прилагательного. Допущена ошибка, так как начальная форма прилагательного – глубокий. А слово глубочайший – это простая форма превосходной степени сравнения, которую нельзя смешивать со словом из составной формы. Кор­рект­но говорить: более глу­бо­кий.

    Пара БО­ТИ­НОК – существительное, обозначающее парный предмет (ботинки), во множественном числе в родительном падеже. По нормам русского языка должно иметь нулевое окончание. Ошибки нет.

    Правильный ответ: БОЛЕЕ ГЛУБОКИЙ

ЕГЭ. Русский язык.

Задание 7.  Вариант 4.

Версия для копирования.

1

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА

НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил

в ДВУХ­СТАХ мет­рах

на ИХ тер­ри­то­рии

ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко

Ответ:

2

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

не­сколь­ко НОЖ­НИЦ

уме­лые ПО­ВА­РА

быст­ро ВЫ­ЗДО­РО­ВИТ

в ПО­ЛУ­ТО­РА часах

ПЯТЬ ба­ры­шень

Ответ:

3

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

не­сколь­ко ЯБЛОК

лежит на ШКАФЕ

до ты­ся­ча во­семь­сот ДВЕ­НА­ДЦА­ТО­ГО года

бо­га­тей­ший ВЫБОР

пять КОЧЕРЁГ

Ответ:

4

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но. 

пара ТУФ­ЕЛЬ

ВЫ­ПРАВЬ текст

не­сколь­ко ПО­ЛО­ТЕ­НЦЕВ

ста­рые ПРО­ФЕС­СО­РА

новые ВЫ­БО­РЫ

Ответ:

5

 В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

МОКЛА под дождём

кос­вен­ных ПА­ДЕ­ЖЕЙ

ЧУ­ДЕС­НЕЙ­ШИМ об­ра­зом

здо­ро­вые ДЁСНЫ

­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ в ма­га­зин

Ответ:

6

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ИХ пись­ма

в ОБОИХ руках

ДО ТЫ­СЯ­ЧА ДЕ­ВЯТЬ­СОТ ПЯ­ТО­ГО года

ува­жа­е­мые ДИ­РЕК­ТО­РА

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.

 Ответ:

7

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но. 

то­ва­ры ДЕ­ШЕВ­ЛЕ

об АЭРО­ПОР­ТЕ

по ИХ ука­за­нию

о ДВУХСТА рублях.

ува­жа­е­мые ДИ­РЕК­ТО­РА

Ответ:

8

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ШЕ­СТЬЮ­СТА­МИ учеб­ни­ка­ми

ДВОЕ волков

спе­лых АБ­РИ­КО­СОВ

ЖЁСТЧЕ де­ре­ва

новых ЯСЛЕЙ

Ответ:

9

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

много ОБ­ЛА­КОВ

пара БО­ТИ­НОК

хо­ро­шо ПРО­ПО­ВЕ­ДО­ВА­ЕТ

ПО­ЕЗ­ЖАЙ к ба­буш­ке

с ДВУ­МЯ­СТА­МИ бой­ца­ми

Ответ:

10

В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ЛОЖИТ на стол

свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ мет­ров

не­сколь­ко АБРИКОСОВ

ТРИ подруги

новых ДЖИН­СОВ

Ответ:

Авторский вариант Мельниковой Веры Александровны.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

7 задание ЕГЭ. Русский язык 2023 г.

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. 

любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

2. 

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

3. 

 несколько ЯБЛОК

лежит на ШКАФЕ

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

БОГАТЕЙШИЙ выбор

пять КОЧЕРЁГ

4. 

 пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

5. 

МОКЛА под дождём

косвенных ПАДЕЖОВ

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНЫ

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

6. 

 ИХНИЕ письма

в ОБЕИХ руках

ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года

уважаемые ДИРЕКТОРА

ОБГРЫЗЕННАЯ груша

7. 

 товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

8. 

МОКЛА под дождём

все ВОЗРАСТА

косвенных ПАДЕЖЕЙ

здоровые ДЁСНЫ

милых БАРЫШЕНЬ

9. 

 много ОБЛАКОВ

пара БОТИНОК

хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ к бабушке

с ДВУМЯСТАМИ бойцами

10. 

 ПОЕЗЖАЙ к маме

свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров

несколько ЯБЛОК

ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб

новых ДЖИНСОВ

11. 

 к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

ЖГЁТ костер

пачка МАКАРОН

фильм ИНТЕРЕСНЕЕ

сладких ПОМИДОРОВ

12. 

ЛЯГТЕ на коврик

пара ВАРЕЖКОВ

в ШКАФУ

к ТРЁМСТАМ сорока четырём избирателям

все ВОЗРАСТЫ

13. 

ПРОЧИТАЯ рассказ

менее ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году

ПОЕЗЖАЙ домой

ИХ успехи

14. 

пара ЯБЛОК

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ПОЕЗЖАЙ быстрее

около ПЯТИСТА километров

несколько СОТЕН

15. 

 не ПРОРОНЯЯ (слов)

в БОКУ

знаменитые ПРОФЕССОРА

благодаря РЕШЕНИЮ

ИХ успех

16. 

 с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

ОДЕНЬТЕСЬ теплее

ВЫСОХЛА шапка

спелых АБРИКОСОВ

две пары ЧУЛОК

17. 

конфликт более ГЛУБОЧАЙШИЙ

ЛЯГТЕ на пол

опытные ШОФЁРЫ

в ТРЕХСТАХ метрах

пара БОТИНОК

18. 

 ЛАЖУ по крышам

часовые ПОЯСА

с СЕМЬЮСТАМИ метрами

РАЗОЖГЁТ костёр

несколько ГРАММОВ

19. 

 среди известных ГРУЗИН

ЛЯГТЕ на диван

ИХ дети

пять БЛЮДЦЕВ

больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей

20. 

 несколько ПОЛОТЕНЕЦ

ИХ тетради

из ПОЛТОРА метров материи

самый МОЛОДОЙ

двух пар БОТИНОК

21. 

 ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

много ВИШЕН

БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть

опытные ТРЕНЕРЫ

22. 

ДВУХСТАМИ предметами

килограмм ПОМИДОРОВ

СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание

ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ успехи

23. 

 СМОТРЕВ вперёд

лучшие ПАРИКМАХЕРЫ

о ТРЁХСТАХ участниках

около двух КИЛОГРАММОВ

все ВОЗРАСТ

24. 

 по ИХ желанию

в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году

КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

ПРОПОЛОЩИ бельё

пара БОТИНОК

25. 

 на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице

эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

несколько МАНДАРИНОВ

хорошие ДОКТОРА

СМОТРЯ вперёд

ОТВЕТЫ:

  1. обгрызенное.

  2. выздоровеет.

  3. шкафу.

  4. туфель.

  5. ПАДЕЖЕЙ.

  6.  их.

  7.  поезжай.

  8. Возрасты.

  9. Проповедует

  10. обгрызенный.

  11. Жжёт.

  12. Варежек.

  13. прочитав|прочтя.

  14. Пятисот.

  15. проронив.

  16. Пятьюдесятью.

  17. глубокий.

  18. разожжёт|разожжет.

  19. блюдец.

  20. Полутора

  21. более высоко; выше.

  22. двумястами.

  23. смотря|посмотрев.

  24.  две тысячи.

  25.  более хорошая.

 Задание № 7. Типы морфологических ошибок.

  • Склонение числительных
  • Образование степеней сравнения прилагательных и наречий
  • Имя существительное:

— именительный падеж множественного числа

— родительный падеж множественного числа

  • трудные формы имён прилагательных
  • трудные формы местоимений
  • трудные формы глаголов

Алгоритм выполнения задания № 7:

  • внимательно прочитайте предложенные слова
  • почувствуйте, какое слово «не звучит», то есть так не говорят
  • если вы не смогли при прочтении понять, в каком слове ошибка, то тогда внимательно вдумайтесь в каждое слово: посмотрите, какая это часть речи, в какой форме стоит слово, верно ли эта форма образована
  • запишите в бланк ответов верную форму слова.

Имя существительное.

Множественное число существительных.

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают  затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 7.

-а, -я -ы, -и
борт-бОрты бухгАлтер-бухгАлтеры
порт-пОрты возраст-вОзрасты
торт-тОрты грифель- грИфели
вексель- векселЯ грунт- грУнты
вензель- вензелЯ диспетчер-диспЕтчеры
директор-директорА договОр-договОры
инспектор- инспекторА дрАйвер- дрАйверы
катер- катерА инженЕр- инженЕры
китель-кителЯ констрУктор- констрУкторы
кузов-кузовА лектор-лЕкторы
купол-куполА лифт-лИфты
округ-округА плЕйер-плЕйеры
ордер-ордерА пиговОр- приговОры
паспорт-паспортА прИнтер- прИнтеры
погреб-погребА прожЕктор-прожЕкторы
профессор-профессорА редАктор-редАкторы
сторож-сторожА рЕктор-рЕкторы
тенор-тенорА свИтер-свИтеры
флюгер-флюгерА сЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерА склад-склАды
хутор-хуторА слЕсарь-слЕсари
штАбель- штабелЯ снАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯ трЕнер-трЕнеры
шУлер-шулерА флот- флОты
  фронт- фронтЫ
  шофёр-шофЁры
  штаб-штабЫ
  штурман- штУрманы

 Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей

казАхи-казахов армяне-армЯн
калмЫки-калмЫков башкИры-башкИр
киргИзы-киргИзов болгАры-болгАр
монгОлы-монгОлов бурЯты-бурЯт
таджИки- таджИков грузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсов лезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕков осетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтв румЫны-румЫн
якУты-якУтов татары-татАр
  тУрки- тУрок
  туркмЕны-туркмЕн
  цыгАне-цыгАн

Родительный падеж множественного числа существительных

Нулевое окончание Нулевое окончание Нулевое окончание Окончание –ев (-ов) Окончание   -ей
НЕТ партизан колен барышень платьев ружей
солдат плеч боярышень устьев свечей
гусар чисел деревень подмастерьев кеглей
драгун кресел одеялец носков саклей
кирасир брёвен яблок метров распрей
валенок полотенец блюдец граммов пашей
сапог волокон вафель килограммов юношей
чулок рёбер туфель гектаров будней
ботинок ядер кровель рельсов яслей
погон розог оглобель апельсинов дрожжей
эполет кухонь свадеб мандаринов дровней
ампер кочерёг усадеб помидоров людей
ватт ставен нянь томатов отрубей
вольт басен дел баклажанов саней
ом песен брызг лимонов  углей
аршин сплетен брюк болотцев  
микрон домен бус копытцев  
герц черешен каникул кружевцев  
рентген носилок макарон оконцев  
денег потёмок салазок заморозков  
сумерек     брелоков  

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда —  к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому: атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

 Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому ( общему ) понятию: широкая авеню( улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси ( город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

  • Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее — вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

Запомните трудные случаи образования форм имён существительных.

Разговор с Пушкиным — под городом Пушкином.

Встретился с  Ростовым — живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

  • Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе-столовая отремонтирована.
  • Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.
  • Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

  • Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.
  • Различайте слова по лексическому значению:

Листья( на деревьях)- листы ( железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты( остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи( кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА( устройство)- тОрмозы( препятствия)

сыновья( дети)- сыны( отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели( идейные руководители)

  • У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

Имя числительное.

Склонение числительных.

Количественные числительные, обозначающие целые числа

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов.

Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове.

Образец:

И.п. тысяча восемьсот двадцать пять
Р.п. тысячи восьмисот двадцати пяти
Д.п. тысяче восьмистам двадцати пяти
В.п тысяча восемьсот двадцать пять
Т.п. тысячей восьмьюстами двадцатью пятью( восемьюстами)
П.п. о тысяче восьмистах двадцати пяти
  • Количественные дробные числительные

Изменяются следующим образом: числитель — как целое число, знаменатель — как порядковое числительное во множественном числе.

Образец:

И.п. три седьмых
Р.п. трёх седьмых
Д.п. трём седьмым
В.п три седьмых
Т.п. тремя седьмыми
П.п. о трёх седьмых
  • Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста

Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста

  • Собирательные числительные

Они имеют окончания прилагательных.

Образец:

И.п. шестеро
Р.п. шестерых
Д.п. шестерым
В.п шестерых
Т.п. шестерыми
П.п. о шестерых
  • Числительное оба

Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение.

Образец:

И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п оба, обоих обе, обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих
  • Порядковые числительные

Это числительные, отвечающие на вопрос  какой и обозначающие порядок предметов при счёте.  При склонении изменяется только последнее слово.

Образец:

И.п. тысяча пятьсот тридцать второй
Р.п. тысяча пятьсот тридцать второго
Д.п. тысяча пятьсот тридцать второму
В.п тысяча т тридцать второй
Т.п. тысяча пятьсот тридцать вторым
П.п.  о тысяча пятьсот тридцать втором

Трудные случаи образования форм имён числительных

  • Запомните, правильно задавайте вопрос :до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то ( до десяти часов).

(НЕВЕРНО: До скольки работает?  До стольки-то)

  • ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов

НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

  • Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный.

Образец:

И.п. тысяча миллион миллиард
Р.п. тысячи миллиона миллиарда
Д.п. тысяче миллиону миллиарду
В.п. тысячу миллион миллиард
Т.п. тысячей миллионом миллиардом
П.п. о тысяче о миллионе о миллиарде
  • Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.
И.п. первое сентября
Р.п. первого сентября
Д.п. первому сентября
В.п. первое сентября
Т.п. первым сентября
П.п. о первом сентября
  • Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы.

Например: Поздравляю с праздником  Восьмое марта.

Собирательные числительные

Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей( можно и два друга, три товарища).
  • С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат.
  • С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков.
  • С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо.
  • С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных.
  • Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово — существительное. От него задаётся вопрос к числительному.

Сравните:

Отдать тридцать пять (чего?) рублей.

О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?)

  • Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному:

Например: миллион рублей, о миллионе рублей.

  • При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного.

Например: три дня, четыре яблока ,НО пять дней, семь яблок.

  • Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются.
  • НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток).

Что же делать? Необходимо заменить  данное существительное на синоним: двадцать два дня.

При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штукадвадцать три штуки ножниц.

Ошибки в употреблении собирательных числительных

  • С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц  (верно: две подруги, три работницы).
  • С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре  слона).

Образование форм глаголов.

  • Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени  у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

  • Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

закатиться ( о круглом предмете)

наступить (о времени)

обступить, осуществиться,

произойти, получиться,

родиться, раздаваться,

течь, состояться, удаваться и др.

  • Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

  • Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)
  • Глаголы с корнем « -лож» употребляются только с приставкой

( положить, выложить ).

  • Запомните трудные формы:

выздоровеют, опостылеют, опротивеют

чтить- чтут ( допускается – чтят)

стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)

ездить – ездит, ездят

мучить, мерить.

лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут

(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

  • Запомните формы настоящего и будущего времени:

внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

глодать – гложет

дремать – дремлет

кликать –кличет

клокотать- клокочет

колыхать – колышет

кудахтать- кудахчет

махать – машет,

мурлыкать – мурлычет,

плескать- плещет,

полоскать- полощет

рыскать – рыщет

сыпать- сыплет

трепать – треплет

хлестать- хлещет

щипать — щиплет

  • Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)

накапать лекарства («несколько капель»)

  • Запомните: прийти.
  • При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

лечь- лягу, ляжет, лягут

течь – теку, течёт, текут

беречь- берегу, бережёт, берегут

Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:

возникнуть – возник

высохнуть – высох

исчезнуть – исчез

погибнуть- погиб

привыкнуть – привык

промокнуть – промок

проникнуть – проник

( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

Запомните:

глохнуть – глох

достигнуть – достиг,

киснуть – кис,

пахнуть – пах,

подвергнуться- подвергся,

вянуть – вял,

В следующих словах более приемлем первый вариант:

гаснуть – гас, гаснул

мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

сохнуть – сох, сохнул

тухнуть – тух, тухнул

  • Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

лечь – ляг, лягте

сесть – сядь, сядьте

резать – режь, режьте

мазать – мажь, мажьте

ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

Но при отрицании : не езди, не ездите.

В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

выглади – выгладь

чисти- чисть

вычисти- вычисть

не корчи – не корчь

очисти- очисть

порти- порть

испорти- испорть

попорти- попорть

почисти – почисть

уведомь – уведоми

откупори — откупорь

полакомься- полакомись

Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

Запомните!

1 лицо множественного числа повелительного наклонения :

пойти – пойдёмте, пойдём

В разговорной речи неверно употребляют  « пошли, пошлите»

( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

  • Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
  • Запомните:

умертвить – умерщвлю

роптать –ропщу

Запомните  наиболее часто встречающиеся примеры в задании № 7.

Существительные Числительные
любимые профессора в двухстах метрах
греческих богинь в полутора часах
несколько ножниц из полутора метров ткани
хорошие доктора пять барышень
умелые повара до тысяча восемьсот двенадцатого года
несколько яблок в обеих руках
лежат на шкафу обоих студентов
пять кочерёг до тысяча девятьсот пятого года
пара туфель шестьюстами учебниками
несколько пар туфель с тремястами бойцами
домашняя туфля о трёхстах участниках
несколько полотенец в трёхстах метрах
новые выборы на триста пятьдесят седьмой странице
косвенных падежей четырьмястами студентами
здоровые дёсны свыше четырёх тысяч метров
об аэропорте в течение тридцати пяти минут
уважаемые директора с пятьюдесятью рублями
спелых абрикосов семьюдесятью процентами
несколько мандаринов почти в ста странах
новых полотенец с семьюстами метрами
много облаков четырьмястами рублями
пара ботинок четырьмястами рублями
ряд критериев пятьюстами тридцатью тремя метрами
несколько яблок в тысяча девятисотом году
новых джинсов две седьмых
пачка макарон более полутораста зрителей
сладких помидоров о полутора часах
молодые бухгалтеры Глаголы
пять граммов быстро выздоровеет
пропуска на предприятия выправь текст
согласно графику мокла под дождём
в боку поезжай побыстрее
благодаря решению поезжай вперёд
две пары чулок поезжайте в город
три пары носков заезжай завтра
опытные шофёры хорошо проповедует
пара ботинок жжёт костёр
двух пар ботинок зажжёт фейерверк
согласно тарифу совсем озяб
часовые пояса оденьтесь теплее
среди грузин одень ребёнка
пять блюдец высохла шапка
все возрасты лягте на пол
ряд критериев лажу по крышам
килограмм вафель разожжёт костёр
почерк прополощи бельё
много вишен попробуем
опытные тренеры пусть попробует
килограмм помидоров попробует торт
около двух килограммов мокла под дождём
лучшие парикмахеры лягте на коврик
все возрасты насмехаться
милых барышень разъезжайтесь
современных кухонь поскользнуться
пара варежек посади дерево
модных серёг надень перчатки
несколько сотен зажжётся огонь
почётные титулы поймать кошку
банка сардин полощет рот
нет заморозков полощет бельё
старых басен клади на место
полки для кухонь жаждет славы
новые компьютеры насквозь промок
новый шампунь помашите отъезжающим
дальние деревни Степени сравнения
вместе с детьми наиболее решительно поступил
тонкий тюль наиболее уместно
летних каникул богатейший выбор
без погон пришёл более поздно
варка макарон чудеснейшим образом
песни цыган товары дешевле
взвод солдат жёстче дерева
жареные тетерева фильм интереснее
около трёх аршин менее значительный
по приезде в город более глубокий конфликт
горячие супы петь ещё звонче
иностранные паспорта самый молодой
все инженеры более высоко прыгнуть
уборка яслей серьёзнейшее замечание
несколько яблонь эта работа более хорошая
Причастия повеселее
обгрызенное яблоко наисложнейший
обгрызенная груша длиннее
полощущий бельё более резкое движение
запрещающий игры наиболее интересный
Деепричастия торт менее сладкий
смотря вперёд наилучших снимков
почитав рассказ повеселее
не проронив ни слова Местоимения
Наречие на их территории
поделить напополам их письма
  по их указанию

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, — сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый — красивее (красивей)

мудрый — мудрее (мудрей)

сладкий — слащ-е

низкий — ниж-е

тонкий — тонь-ше

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий — более (менее) сладкий

низкий — более (менее) низкий

Запомните!

Сравнительная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа более слаще, менее ниже: надо или более сладко, менее низко, или слаще, ниже.

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый — мудр-ейш-ий

тихий — тиш-айш-ий

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

  1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый — самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.
  2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Запомните!

Превосходная степень прилагательных не может быть образована сразу простым и составным способом. Ошибочными являются формы типа самый высочайший, наиболее глубочайший: надо или самый высокий, наиболее глубокий, или высочайший, глубочайший.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное. Наречие. Категория состояния.
В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже — в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

  • Выпишите словосочетания из отрывка рассказа лошадь в городе выполните разбор 3 4 словосочетаний
  • Выпишите пословицы и поговорки которые использует сатирик в сказке премудрый пескарь
  • Выпишите из рассказа олицетворения и эпитеты вместе с существительными осень
  • Выпишите из предложения грамматическую основу сказки пушкина читают все
  • Выпишите в творческую тетрадь начало сказки концовку и троекратные повторы иван царевич и серый волк