Выразительные средства в сказках 3 класс литературное чтение

Тема виды и функции изобразительно-выразительных средств в русских народных сказках

Слайд №2

Сказки входят в раздел изучения устного народного творчества — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического развития. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. «.

Слайд №2

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди,стряпать вместо готовить.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: батюшка, деточки, лягушонок.Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

Важную роль в создании сказки играют выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.

Проанализируем русскую народную сказку « Царевна – лягушка» и дадим ей краткую характеристику

1.Вид сказки – волшебная сказка.В сказке прослеживается обряд « инициации» или « конфирмации» — посвящения. Главный герой Иван-царевич проходит испытания после этого имеет право жениться на Василисе Премудрой.

2.Сюжет сказки- волшебный, необычные превращения.

3.Герои сказки- волшебные мифические персонажи Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич , Василиса Премудрая

4 Сказка учит различать добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство мира.

5.Особенности сказки – волшебные герои, события ,предметы

6.Ритм сказки неторопливый, напевный

Например,«Испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила узорами мудрёными»

«Подумал – подумал, шёл – шёл», « поплакал-поплакал, знаю-знаю»

7.Постоянные эпитеты «Красная девица, добрый молодец, чистое поле, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные,»

  • Сказочное число три « три года быть лягушкой», « три дня подождал»

  • Сказочные формулы «Ни вздумать, ни взгадать, только ,в сказке сказать и пером описать; утро вечера мудренее.. ., «жили долго и счастливо до глубокой старости»

Слайд №3

Сказке « Царевна –лягушка насыщенна постоянными изобразительно-выразительными средствами- тропами и стилистическими фигурами.

Тропы – слова и выражения ,используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Анализ показал

Характерны: эпитеты ( постоянные),сравнения , метафоры и как вид метафоры –олицетворения.

Слайд№ 4

Эпитеты – художественное определение образное , подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Например,

Постоянный эпитет :«обернулась Василисой Премудрой», « чистое поле», « буйна голова», « столы дубовые», « скатерти браные»,«у Кощея Бессмертного…»«поцеловала его в сахарные уста…» «бабушка-задворенка».«Красная девица, добрый молодец, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные»

Основная функция эпитетов – дают образную характеристику и выступают как средство детализации, типизации и оценки образа. Представлены прилагательным, причастием, наречием или существительными в роли приложения .

Слайд №5

Троп сравнение это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Оно может быть выражено:

  • Творительным падежом

  • Оборотами со сравнительными союзами

  • Лексические ( использование слов похожий, подобный)

  • Отрицательные «ни бился, ни метался»

Например,

«…дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт…», « дуб …как свой глаз бережёт»

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия « зримыми» и конкретными, являются средством характеристики сказочного персонажа.

Слайд №6?? пропустить

Метафора – основной троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим. Одно из самых ярких средств выразительности. Это переименование, в основе которого лежит сходство, общность признаков двух объектов, при отсутствии реальной связи между самими объектами . Для характеристики вещей неодушевленных употребляют выражения, присущие одушевленным существам( приём олицетворение) .

Олицетворение- это вид метафоры: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ , уподобляются живому существу. Функция олицетворения раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Например,

???пропустить

Слайд №7

Кроме троп, в русских народных сказках присутствуют стилистические фигуры,

обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.

В сказке « Царевна –лягушка»встречаются:

1.Различные повторы : «Вот он шёл, шёл, дошёл до болота»,«Иван-царевич поплакал, поплакал…».,«Попадается ему навстречу старый старичок.— однокорневой повтор с целью подчеркнуть глубокую старость..»Повторы являются наиболее действенных средств языкового манипулирования ,которое заключается в использовании средств « с целью скрытого воздействия на слушателя в нужном для автора направлении».ФУНКЦИЯ повторов подчёркивают интенсивность продолжения действий, настраивает восприятие слушателя , акцентирует внимание на более значимых словах для автора( концентрация внимания).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезка речи. Помогает увидеть авторскую позицию ,усиливает энергию, силу утверждения мысли, придаёт ритмичность речи.

« смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу»

  • Антитеза противопоставление.Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Это композиционный приём.

«Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли…»

Риторическое восклицание

«Ах, Иван-царевич,что же ты наделал!» Функция усиление эмоционального характера высказывания

Слайд №8

Основной стилистической фигурой в русских народных сказках является гипербола- художественное преувеличение, служит средством создания художественного образа.

Например,

« залился горькими слезами»

Изобразительно-выразительные средства языка русской народной сказки богат и разнообразен. Тропы дают образную характеристику сказочным героям и предметам. ,придают выразительность ,служат средством для создания художественного образа, помогают раскрыть характерный признак сказочного предмета, событий. Фигуры являются средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому, усиливают эмоциональный характер сказки, вызывает интерес к фольклору.Тем самым Изобразительно-выразительные средства языка речи оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

4

Средства
художественной выразительности

1.           
Эпитет – красочное образное
определение придаёт предметам особую образность, эмоциональность.

Отвечает на вопросы какой?
какая? какое? какие?

Например: волнистый туман; тяжёлые тучи; ласковые лучи.

Подбери к словам 1-го столбика подходящие по смыслу слова 2-го
столбика.

                     Пчёлы                                         шустрые

                     Ковёр                                          прозрачный

                     Белки                                          быстрые

                     Кораблики                                 
жалящие

                     Ключ                                           голубой

2.           
Сравнение – сопоставление двух предметов
или явлений.

Помогают слова: как,
точно, словно, будто.

Например: снегири, будто
красные яблоки
 на ветке; облако, как огромный воздушный змей;
лес, словно терем расписной.

https://itexts.net/files/online_html/184455/_96.png

Найди и подчеркни красным карандашом сравнения

Мой спутник
— дождик! Ты в речной
воде
Шипишь, как масло на сковороде,
И в луговой траве шуршишь, как мышь,
И в листьях, словно ветер, шелестишь.

3.           
Олицетворение – перенесение
признаков и свойств человека на неодушевленный предмет.

Например: солнце улыбается; осень загрустилапоющие деревья; голос ветра.

Впиши зелёным карандашом слова, с помощью которых
автор «оживил» лес
.

Заколдован невидимкой,

              ___________ лес под сказку сна.

 Словно белою косынкой

  ________________ сосна.

Средства
художественной выразительности

1.           
Эпитет – красочное образное
определение придаёт предметам особую образность, эмоциональность.

Отвечает на вопросы какой?
какая? какое? какие?

Например: волнистый туман; тяжёлые тучи; ласковые лучи.

Подбери к словам 1-го столбика подходящие по смыслу слова 2-го
столбика.

                     Пчёлы                                        
шустрые

                     Ковёр                                          прозрачный

                     Белки                                          быстрые

                     Кораблики                                 
жалящие

                     Ключ                                          
голубой

2.           
Сравнение – сопоставление двух предметов
или явлений.

Помогают слова: как,
точно, словно, будто.

Например: снегири, будто
красные яблоки
 на ветке; облако, как огромный воздушный змей;
лес, словно терем расписной.

https://itexts.net/files/online_html/184455/_96.pnghttps://itexts.net/files/online_html/184455/_96.png

Найди и подчеркни красным карандашом сравнения

Мой спутник
— дождик! Ты в речной
воде
Шипишь, как масло на сковороде,
И в луговой траве шуршишь, как мышь,
И в листьях, словно ветер, шелестишь.

3.           
Олицетворение – перенесение
признаков и свойств человека на неодушевленный предмет.

Например: солнце улыбается; осень загрустилапоющие деревья; голос ветра.

Впиши зелёным карандашом слова, с помощью которых
автор «оживил» лес
.

Заколдован невидимкой,

              ___________ лес под сказку сна.

 Словно белою косынкой

  ________________ сосна.

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 32-36.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Поэтическая тетрадь 1»

1. Как ты учишь стихотворение? Опиши используя словосочетания.

Сначала я медленно читаю стихотворение, потом нахожу незнакомые слова и ищу их значение.

 Размышляю над тем, что хотел сказать автор, какое настроение передать, нахожу главную мысль.

Представляю картину, которую описывает автор.

Обращаю внимание на знаки препинания. Читаю стихотворение несколько раз до запоминания.

2. Прочитай ещё раз текст Я. Смоленского. Запиши советы, которые могут тебе пригодиться. Дополни своими советами.

Смоленский советует заучивать стихи, представляя картинку, образ.

Советует читать неторопливо, обычным голосом, внятно проговаривая все звуки.

Мой совет: если какое-то слово в стихотворении непонятно, обязательно нужно посмотреть его значение. Иначе картинка может получиться неполной или даже ошибочной.

3. Придумай свой рассказ об осенних листьях, используя словосочетания: путешественники, лёгкие, послушные ветру, как птицы, воздушные, сказочный полёт.

Пример рассказа об осенних листьях в виде сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Совсем маленький рассказ об осенних листьях для 3 класса по опорным словам

Осенние листья — известные путешественники. Они не сидят спокойно на ветках, они легки на подъём.

Стоит лишь подуть сильнее ветру и они послушно срываются с веток, как птицы. 

Невесомые, воздушные, лёгкие листья отправляются в свой первый и последний сказочный полёт.

4. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина «Полно, степь моя»

Начинается стихотворение с описания окончания зимы: снег исчезает, сохнут дорожки, становится тепло.

Наступила весна. Степь укрывается муравой и цветами, над ней летят журавли. В оврагах бегут ручьи, по небу — облака. Птицы вьют гнёзда в степи.

Но в свой черед приходит лето. Косцы косят выросший ковыль, складывают стога. 

И так продолжается до осени, когда степь вновь засыпает под туманами.

5. Творческая работа «Пишем сценарий праздника «Первый снег».

Сценарий готового праздника «Первый снег» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

В этом сценарии будут использованы:

Стихотворения: Ю. Каспарова «Осенние листочки», А. Фет «Мама, глянь-ка на дорогу», Н. Некрасов «Снежок».

Музыка: П. Чайковский «Осенняя песня», «На тройке», «Святки». 

Песни: «Танец с листочками», «Снежный вальс».

6. Соедини стрелками названия средств художественной выразительности и их определение.

Сравнение: Сравнение по сходству

Олицетворение: Действия живого приписываются неживому.

Эпитет: Яркое образное определение.

Метафора: Образное выражение превращается в реальную картину.

7. Приведи примеры использования средств художественной выразительности. Придумай сам или воспользуйся словами стихотворений.

Эпитет: 

О, буйные ветры. (Тютчев «Листья»)

Раскаты молодые (Тютчев «Весенняя гроза»)

Огнедышащее око (Фет «Зреет рожь»)

Сравнение:

Журавли караваном летят. (Никитин «Полно степь моя»)

И, что белый пушок. (Никитин «Встреча зимы»)

Точно пеленою всё его одело. (Суриков И. «Зима»)

Метафора:

В саду горит костёр рябины красной. (Есенин «Отговорила роща золотая»)

И солнце нити золотит. (Тютчев «Весенняя гроза»)

По ветвям развешан иней. (Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»)

Олицетворение:

Смотрит весело лес. (Никитин «Встреча зимы»)

Словно резвяся и играя. (Тютчев «Весенняя гроза»)

Робко месяц смотрит в очи (Фет «Зреет рожь»)

  • Выразительные средства в литературе 3 класс в сказке
  • Вяленная или вяленая рыба как пишется
  • Вьюн как пишется с твердым или мягким знаком
  • Выписать из рассказов бунина предложения с причастными и деепричастными оборотами
  • Выедешь на машине как пишется правильно