Выразительные средства в сказке о царе салтане

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Тема:« Сказки А.С.Пушкина.Рифма в стихотворении .»

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина: Песнь о Вещем Олеге Сказка о золотом петушке Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди У лукоморья дуб зелёный

Наиболее известные сказки А.С,Пушкина:

Песнь о Вещем Олеге

Сказка о золотом петушке

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

У лукоморья дуб зелёный

 Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.  «Кабы я была царица, —  Говорит одна девица, —  То на весь крещеный мир  Приготовила б я пир».  «Кабы я была царица, —  Говорит ее сестрица, —  То на весь бы мир одна  Наткала я полотна».  «Кабы я была царица, —  Третья молвила сестрица, —  Я б для батюшки-царя  Родила богатыря».

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Добро- оно кроткое, терпеливое, довольствуется отведенной долей. Зло завистливо, неуемно, нетерпеливо, до всего проявляет интерес.

Средства выразительности в сказке: Свет о белке правду бает ;  Это чудо знаю я;  Полно, князь, душа моя ,  Не печалься; рада службу  Оказать тебе я в дружбу».  С ободренною душой  Князь пошел себе домой;  Лишь ступил на двор широкий —  Что ж? под елкою высокой ,  Видит, белочка при всех  Золотой грызет орех,  Изумрудец вынимает,  А скорлупку собирает,  Кучки равные кладет  И с присвисточкой  поет  При честном при всем народе :  Во саду ли, в огороде.  Изумился князь Гвидон.  «Ну, спасибо, — молвил он, —  Ай да лебедь — дай ей боже,  Что и мне, веселье то же ».    Олицетворение : Плещешь ты, куда захочешь,  Ты морские камни точишь,  Топишь берег ты земли,  Подымаешь корабли —  Не губи ты нашу душу:  Выплесни ты нас на сушу!»  И послушалась волна:  Тут же на берег она  Бочку вынесла легонько  И отхлынула тихонько. пушки … кораблю пристать велят, … он бежит себе в волнах На раздутых парусах

Средства выразительности в сказке:

Свет о белке правду бает ; Это чудо знаю я; Полно, князь, душа моя , Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу». С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под елкою высокой , Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе : Во саду ли, в огороде. Изумился князь Гвидон. «Ну, спасибо, — молвил он, — Ай да лебедь — дай ей боже, Что и мне, веселье то же ».

Олицетворение :

Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько.

пушкикораблю пристать велят,

он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.  Рассмотрим всю лексико - синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания , идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.

Рассмотрим всю лексико — синтаксическую систему авторской образной речи сказки.

Средства выразительности русского языка Эпитеты Олицетворения Сравнения Гипербола Метафоры

Средства выразительности русского языка

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Гипербола

Метафоры

Эпитеты:

  • крещеный  мир
  • тихонько  заскрыпела
  • красная  девица
  • пир  честной
  • царицей  молодой
  • честные  гости
  • кровать  слоновой кости
  • Государевой  жене
  • добра  коня
  • неведому  зверюшку
  • царева  возвращенья
  • законного  решенья
  • Допьяна  поят
  • суму  пустую
  • гонец  хмельной
  • Тайно  бросить
  • царску  волю
  • злую  долю
  • синем  небе
  • синем  море
  • горькая  вдовица
  • волна  гульлива  и  вольна
  • морские  камни
  • широком  поле
  • Дуб  зеленый
  • добрый  ужин
  • тугой  лук
  • снурок  шелковый
  • лук  дубовый
  • Тонку  тросточку
  • Стрелкой  легкой
  • дело  лихо
  • Клёв  кровавый
  • Гибель  близкую
  • могучий  избавитель
  • частыми  зубцами
  • белыми  стенами
  • святых  монастырей
  • Оглушительный  трезвон
  • Хор  церковный
  • колымагах  золотых
  • Пышный  двор
  • Княжей  шапкой
  • раздутых  парусах
  • знакомом  острову
  • Город  новый златоглавый
  • крепкою  заставой
  • Чорнобурыми  лисами
  • славного  Салтана
  • душой  печальной
  • бег  дальный
  • текучих  вод
  • Лебедь  белая
  • князь  прекрасный
  • день  ненастный
  • желанная  страна
  • грустной  думой
  • остров крутой, не  привальный , не  жилой
  • пустой  равниной
  • дубок  единый
  • Чудный  остров
  • Подмигнув  лукаво
  • орешки  не простые
  • скорлупки  золотые
  • чистый  изумруд
  • Распроклятая  мошка
  • Чудо  чудное
  • двор  широкий
  • елкою  высокой
  • честном  народе
  • хрустальный  дом
  • донскими  жеребцами
  • путь  далек
  • Усмехнувшись  исподтиха
  • Море вздуется  бурливо
  • шумном  беге
  • красавцы  удалые
  • Великаны  молодые
  • молвить  справедливо
  • Гости  умные
  • витязи  морские
  • братья  родные
  • Славный  город
  • вод  морских
  • Тяжек  воздух
  • сама-то  величава
  • Старой  бабушки
  • Пораздумай  путем
  • душою  страстной
  • царевною  прекрасной
  • вздохнув  глубоко
  • белой  груди
  • милой  матушке
  • Дочь  послушную
  • иконой  чудотворной
  • главою  покорной
  • лазоревой  дали
  • Матушка  родная
  • княгиня  молодая
  • Незнакомой  стороне
  • веселый  пир

Сравнения: ,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.

Сравнения:

,,И царица над ребёнком, как орлица над орлёнком.» ,,А сама-то величава, выступает будто пава» ,, Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих как день ненастный“.

Метафоры:

бездну вод — в глубокую воду

край долины — далеко в долину

грезы ночи — ночные мечты, видения или сны

маковки церквей — купол у церкви

по равнинам Окияна — по морю

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне» 1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? 2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? 3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Олицетворения из «Сказки о мертвой царевне»

1 Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой?

2 Месяц, месяц, мой дружок , Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?

3 Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала 4 Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море , Всюду веешь на просторе, Не боишься никого , Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее 5 Постой, — Отвечает ветер буйный.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве. Гипербола - художественное преувеличение.

Эпитеты- образное определение, характеризующее свойство. Качество. Понятие. явление

Сравнение- сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Метафора- переносное значение слова, основанное на сходстве.

Гипербола — художественное преувеличение.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными: “… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др. Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов: Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Для поэтических произведений Пушкина важна не просто насыщенность произведений эпитетами, метафорами и олицетворениями, но и особенное фольклорное наполнения каждого средства выразительности. Так, эпитеты становятся фольклорно-метафоричными:

“… Cловно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица:…Здравствуй, красная девица,-Говорит он,- будь царица И роди богатыря мне к исходу сентября…; И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой..;…Сын продумал: добрый ужин Был бы нам , однако, нужен… и др.

Фольклорный эпитет имеет особенность находиться в составе эпических формул-фразеологизмов:

Батюшка-царь,голубушки-сестрицы, гости-господа, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др.,

которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению , соединению функций, эпических формул, которые являются ритмомелодической единицей.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города: Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…  Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия: Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),...дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости. Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Большое значение в произведениях занимают эпический формулы со значением древних предметов , которые образно показывают устройство древнего города:

Кровать слоновой кости, пышный двор встречает их; Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой…

Колоративная лексика- специальное средство усиления эффекта восприятия:

Красная девица, в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, море синее кругом (постоянные эпитеты в значении цвета),…дуб зеленый, лебедь белая, алы губки, белы ручки, честные гости.

Яркая образность усиливается многообразием таких живописных красок.

Также огромно разнообразие литературных эпитетов: C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.  Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями: «Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.» Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Также огромно разнообразие литературных эпитетов:

C ободренною душою, во мгле печальной, душою страстной.

Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и др. Изречениями:

«Жена не рукавица: c белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду бают или лгут; объехали весь свет, это горе – все не горе.»

Таким образом , в “Cказке о царе Салтане” использованы разные типы эпитетов: метафорические( златоглавый, пышный), колоративный( синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные ( фигуры речи-анафоры).

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев: “ Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.  Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Проведи сравнительный анализ двух сказок А.С.Пушкина в поведении героев:

Cказка о царе Салтане” и “Cказка о рыбаке и рыбке”.

Сравнивается неуемность озлобленности героев « ткачихи, поварихи и сватьей бабой Бобарихи” и «старухи у разбитого корыта».

Оценим наши знания За каждый правильный ответ 2 балла Вопрос -ответ 1. Сказка – это фольклорное произведение? 2. Какие признаки фольклора тебе известны?  3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?  4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие? р 6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

Оценим наши знания

За каждый правильный ответ 2 балла

Вопрос -ответ

1. Сказка – это фольклорное произведение?

2. Какие признаки фольклора тебе известны?

3. Устаревшие, старорусские слова, малоупотребительные встречаются чаще всего в каких жанрах?

4. Слова “ушат, корыто, лукошко, гусельцы”- можно определить как малоупотребимые, редкие?

р

6. Объясни значение слов: бить-колотить, натренькивать, кот-колоброд.

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!

А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА !!!

Библиографическое описание:


Жесткова, Е. А. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 765-767. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14385/ (дата обращения: 09.01.2023).

В статье рассматриваются особенности функционирования эпитетов в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Ключевые слова: эпитет, типы эпитета, текст, метафоризация, художественная речь, художественное произведение.

The article deals with the peculiarities of the epithets of «The Tale of Tsar Saltan» A. S. Pushkin.

Keywords:epithet,t epithet types, text, metaphorization, art speech artwork.

Среди изобразительно-выразительных и образных средств русского языка эпитет занимает важное место. По употребительности данный троп наряду с метафорой и метонимией является наиболее употребительным.

Проблематике эпитета посвящено много исследований, в ней остается немало сложных вопросов. В основном это недостаточность изучения эмоционально — оценочного значения имен прилагательных, которые образуют эпитет. Соотношение эмоций и понятий остаётся непонятным на сегодняшний день. Важной проблемой является метафоризация прилагательных и соотношение метафорического и оценочного смыслов [8, с. 127].

Тема работы находится в русле современных филологических исследований. Вопросам функционирования эпитета в языке и художественной речи уделяли внимание такие известные лингвисты и литературоведы, как Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев, Э. В. Кузнецова, М. И. Фомина, Ф. И. Буслаев, А. П. Квятковский, Б. В. Томашевский, В. С. Непомнящий и другие.

Согласно грамматическому определению эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее так или иначе какое-либо понятие. Эпитет при существительном выражается в основном именем прилагательным (пустынные леса, прохладный мрак), при глаголе и прилагательном (горячо любить — горячая любовь) [5, с.55].

Эпитет индивидуализирует явление, выделяет в нем признаки, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении.

Эпитеты могут быть постоянными, то есть закрепленными за некоторыми словами или именами, например: Аполлон сребролукий — и тому подобное.

Поэты часто в своих произведениях употребляют метафорические эпитеты. Они отличаются от обыкновенных метафор тем, что в них присутствует элемент сопоставления [3, с.246].

А. Н. Веселовский называет первый род эпитета — тавтологический, напиример: солнце красное, белый свет и другие. Второй тип, по А. Н. Веселовскому, составляют пояснительные эпитеты, в основе которых лежит один из признаков:

1)      считающийся существительным в предмете;

2)      характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству.

Наиболее значимыми являются эпитеты-метафоры и синкретические эпитеты [1, с.365].

Эпитет-метафора указывает на параллелизм впечатлений, их сравнение. Черная тоска, например, указывает на:

а) противопоставление света и тьмы — веселого и грустного настроения;

б) на установление параллели: света и веселья и т. д.;

в) на обобщение эпитета световой категории в психологическом значении: черный как признак печали.

Развитие эпитета-метафоры объясняются те случаи, когда:

а) в пределах одного представления действие совершается при известном объекте, либо сопровождает его, либо может перенестись на него как действие. Такому случаю свойственно развитие олицетворения. Например: глухое окно, лес глухой;

б) эпитеты, которые характеризуют предмет, прилагаются к его частям Например: зеленая тишина [3, с.247].

Словесно-художественный образ является незаменимым средством, при помощи которого поэты создают в нашем сознании сложные переживания, идеалы и мысли. На основе единого идейно-художественного представления можно осмыслить особенности поэтического произведения.

В статье рассматриваются когнитивные механизмы образования переносного эпитета в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Эпитет анализируется, исходя из его моделирующих возможностей, — участия в вербализации базовых художественных концептов.

Исследование языкового материала «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина указывает на то, что фольклорный эпитет часто содержит метафору: …Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; …Здравствуй, красная девица, –Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября…; …И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой…;…Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен… и др.

Фольклорный эпитет отличается тем, что находится в составе эпических формул-фразеологизмов типа: батюшки-царя, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению, соединению функций, эпических формул, которые являются синтаксической и ритмомелодической единицей [2, с.137].

Среди эпических формул большое место занимают формулы со значением древних предметов, которые образно показывают устройство древнего города: кровать слоновой кости; пышный двор встречает их;…Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой

В фольклорных эпитетах сохраняется лингвистическая архаика, то есть историческая семантика. А именно лексико-семантическая структура эпитета отличается от структуры соответствующего ему прилагательного в современном русском литературном языке.

В «Сказке о царе Сатане» А. С. Пушкина также употребляются парадигматические эпитеты, а именно колоративная лексика. К ним относятся: красная девица (молодая, красивая девушка); в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут (постоянные эпитеты, в значении цвета); море синее кругом (постоянный эпитет, в значении цвета).

В тексте «Сказки о царе Салтане» широко используются характерные для фольклора постоянные эпитеты. Например, существительные-эпитеты: для батюшки-царя, голубушки-сестрицы, гости-господа; фольклорно — песенные эпитеты: грусть-тоска, в лазоревой дали с их яркой образностью и многообразием живописных красок «море синее», «дуб зеленый», «лебедь белая», «алы губки», «белы ручки», «честные гости». Наряду с этими эпитетами функционируют литературные эпитеты: с ободренною душой, во мгле печальной, душою страстной.

Поэт наполняет речь народными суждениями, а именно пословицами, поговорками и другими изречениями: «Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь; красная девица, дело лихо, пир честной, правду ль бают или лгут; объехали весь свет, это горе — все не горе».

В тексте сказки эпитетами часто служат слова, которые связаны с чувствами человека, особенно цветообозначения. Их выразительность может быть подчеркнута с помощью фигур речи: «В синем небе звезды блещут, /В синем море волны хлещут» — такие эпитеты включены в состав анафоры, то есть единоначатия.

Таким образом, в тексте «Сказки о царе Салтане» широко употребляются эпитеты разных типов: метафорические (златоглавый, пышный), колоративные (синий, белый, зеленый, золотой, изумруд), литературные и фольклорные, то есть постоянные. Эпитеты функционируют как в словосочетаниях, так и в составе фигур речи (анафор), образуя вместе с другими видами тропов лексико-синтаксическую систему авторской образной речи сказки [9, с.233].

Изучение литературоведами и лингвистами взглядов на эпитет привело к выводу о существовании в литературе многочисленных типов эпитета, которые функционируют в текстах художественных произведений. Также исследуя многофункциональность эпитета в современных художественных произведениях, можно говорить о многообразных приемах их создания и отражающие эти параметры эпитета как средства создания художественного эффекта.

Эпитет — это экспрессивно-образное и оценочное определение объекта действительности, которое функционирует в рамках художественной системы речи. В функции эпитета может выступать любое слово знаменательных частей речи, которое в конкретном поэтическом тексте выполняет основную функцию художественной характеристики эпитета [8, с. 97]. Таким образом, любое слово — признак, становясь коммуникативным центром высказывания, может быть использованным в качестве слова в роли эпитета.

Данное исследования эпитетов в «Сказке о царе Салтане…» подтверждает предположение о том, что эпитет является основным средством создания экспрессивности, образности и оценочности. Этим также можно определить и его высокую информативную значимость в художественном произведении.

Литература:

1.                  Бескоровайная, Л. С. Современные открытые уроки русского языка / Л. С. Бескоровайная. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2002. — 384 с.

2.                  Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа. — 2003. — № 4. — С.47–52.

3.                  Гусев, Д.А. «От народных ремесел — к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев, М. И. Зайкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 1. — С. 80–83.

4.                     Жесткова, Е. А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С.24–28.

5.                  Жесткова, Е. А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе / Е. А. Жесткова // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2014. — № 2. — С.77–81.

6.                  Жесткова, Е. А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями / Е. А. Жесткова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов Всерос. науч. конф. 7 февраля 2014 г. Нижневартовск: изд-во НГУ, 2014. С.43–46.

7.                  Жирмунский, В. М. К вопросу об эпитете / В. М. Жирмунский // Памяти В. Н. Сакурина: сб. статей. — М.: Наука, 1992. — С. 52–60.

8.                  Лободанов, А. П. К исторической теории эпитета (античность и средневековье) / А. П. Лободанов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1984. — Т. 43. — № 3. — С. 215–227.

9.                  Непомнящий В. С. Пушкин. Русская картина мира. Добрым молодцам урок //Непомнящий В. С. Пушкин. Избранные работы 1960-х — 1990-х г. г. Т.1. Поэзия и судьба. — М.: «Жизнь и мысль», 2001. — 657 с.

10.              Померанец, И. Б. Развитие эпитета как отражение изменений картины мира: дисс… канд. филол. наук /Померанец Инна Борисовна. — СПб, 2004. — 175 с.

11.              Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. — М.: Высшая школа, 1990. — 342 с.

12.              Филиппова Л. В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. — 2012. — № 5.1. — С.60–69.

Основные термины (генерируются автоматически): эпитет, Пушкин, красная девица, значение цвета, синее небо звезды, синий мор волны, Сказка, фольклорный эпитет, художественная речь, художественное произведение.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Эпитеты и поэтические повторы в «Сказке о царе Салтане» Пушкина?

3 ответа:



1



0

Сказочные эпитеты, одна из особенностей сказки как жанра. Есть в сказке про царя Салтана и его сына Гвидона еще и повторы, причем не мало.

Начинается сказка уже с повторов, когда три девушки говорят, что бы они сделали, если вдруг стали царицами:

DV37jBtRemDbRVSz8H65AbGA7uDSH.png

Кстати, три — это «любимое» сказочное число: три девицы, три превращения и т.п.

Далее повторы начинаются, когда к острову Гвидона подплывают гости, Гвидон трижды превращается в насекомое (муху, комара, шмеля), чтобы долететь до царя Салтана, своего отца, гости дают ответ царю и т.д.

Приведем цитаты, иллюстрирующие повторы:

YWtBSVKsqNtHefg6oudy0YMNq9DeXXG.png

и еще:

AljTqpMatf3mNQ2utQ0Ncv4BXiSizz.png

и

5K2WpmOtWTeXEZeYQ6Lj0XChMO4p67r5.png

-и это еще не все.

Примеры эпитетов в сказке о царе Салтане:

красная девица,море синее, дуб зеленый, широкое поле, лебедь белая.



1



0

Сказки без эпитетов и поэтические повторов не бывает.

А если это сказка в стихах, да автор Александр Сергеевич Пушкин, то мы читаем массу определений, влияющих на выразительность слов.

dW1M1j3XWkADDFAnI6qXgIZSbCV0eRcD.png

AIapoHGCgluRALhWyd1VEa7tnjqCCWFd.png

CwY15w87Yu4hDk1g828JgAlC5kFlIsB.png

поэтический повтор и эпитет

54HQs76ckjTYc4vCkWBwPz5AHGyqHxOH.png

GZo4lJ1UEi3X2YPEIUyw2Vmd0RWhElc.png



0



0

Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: «Кабы я была царица..»; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:»Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят… Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?» — Корабельщики в ответ…»;»Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости…Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?»..Корабельщики в ответ:»Мы объехали весь свет». В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:»Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах». Повторы обычно достигают магического числа «три»: три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д.

В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:» дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: «могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д.

Читайте также

Всегда нравилось выражение- хочу жить, как в сказке, сам не против. Разве плохо иметь скатерть- самобранку, печь, которая сама едет, ковёр- самолёт, которому не нужно топливо, шапку- невидимку, чтобы пошалить не будучи пойманным. Сказки- это мысли людей о какой-нибудь халяве, чтобы раз и у тебя всё есть. Так и здесь Пушкин не отошёл от народных канонов, только ввёл своего персонажа «Чудо- лебедя», обладающего возможностью эту халяву предоставить. Пришёл в город- сразу царь, просто царь, захотел полицейских, гвардию, погранслужбу- вот и тридцать три богатыря в сбруе, как у космонавтов сейчас, захотел модель в жёны- вот тебе, пожалуйста, да ещё и умная. Правда в довесок куча родственников нарисовалась, но жилплощадь вроде позволяет. Так вот массовка взята чисто из светлой головы Пушкина, потому-что до него такие персонажи не фигурировали. Умел мечтать поэт.

А.С.Пушкин достаточно широко в своих произведениях использует эпитеты, для «объемного» и доступного понимания своих персонажей.

Эту литературную возможность он применил и в своем произведении о Спящей царице, где с помощью эпитетов он раскрывает саму сущность, а в первую очередь -духовную, главных героев.

Касаясь эпитетов, данных царице, то она:

Молода, гордая, своенравная, ревнивая,злая, жестокая, завистливая, считающая что она самая лучшая и красивая.

i65qgC1a1p6AKrqWmCIxI22JYPJk0c.png

Касаясь царевны, то Пушкин использовал другие эпитеты, описывающие духовность этого персонажа:

Она трудолюбивая, добрая, красивая, скромная.

0X43cOc9TDDGn0Kf6L972ytpC4Wkl0.png

Думаю, что эти, приведенные мной эпитеты, помогут дать правильный ответ на вопрос.

Стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» наверное с совсем маленького возраста известен практически всем жителям нашей страны,он любим и кроме этого он учится в обязательном порядке в школе и к тому же учится легко и с удовольствием.

Этот отрывок вступление к большой поэме «Руслан и Людмила»

Но многие это не соотносят с поэмой и считают отдельным стихотворением, многие так же думают, что оно было написано под влиянием его нянюшке еще в детские годы.

Это стихотворение относится к волшебным сказкам и именно поэтому в ней множество различных украшений текста, таких как :

Эпитеты -«златая цепь», «неведанные дорожки», «невиданные звери», «брег песчаный и пустой, витязей прекрасных, из вод ясных, грозного царя.

Метафоры-там Русью пахнет, лес и дол видений полны.

Потрясающие и замечательные иллюстрации (в традициях палехской школы) Виктора Лагуны к сказкам Пушкина (в том числе и к Сказке о царе Салтане) можно найти в разделе «Картинки» любого поисковика или, например, вот здесь Вот несколько примеров его иллюстраций к Сказке о царе Салтане

Если смотреть очень глубоко то на мой взгляд тут Пушкин за основу взял образ царевны Лебедь из сказаний народа про Кия,Щека и сестры их Лебедь.Где царевной- Лебедь называли реку .Имя Кий исследователями возводится к славянским словам *kyjь, *kou-, *kov- в значении «посох, жезл, деревянный молот».Кий- реальная личность основавший город .Были у него братья или нет не известно .Щек и Хорив -это название одной горы Щекавицы или Хоривицы. Кий был принят императором Константинополя и видно автор хотел сказать этим что-то людям. Сказка закручена и переплела в себе много разного в качестве художественного каркаса автор взял народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» плюс рассказы няни.Сложно понимать без знания правды-мой вывод.


Предмет: Литература,


автор: golddd2020

Средства художественной выразительности которые использует поэт в сказке о царе салтане

Ответы

Автор ответа: nataliys1976





87

Ответ:

В «Сказке о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина присутствуют следующие эпитеты: крещеный мир. тихонько заскрыпела. 

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Другие предметы,
автор: tabys1807

как называется соединение сахара с азотистым основанием​

4 года назад

Предмет: Русский язык,
автор: lizafigurazh

как правильно пишится слово к___дор? ​

4 года назад

Предмет: Қазақ тiлi,
автор: aigerimseybinkyzy

«Шағым тірі болсам , адам болып» өлеңінде ақын қандай мақсат қояды ? ​

4 года назад

Предмет: Литература,
автор: Аноним

что явилось причиной ссоры Дубровского и Траекурова?

6 лет назад

Предмет: Физика,
автор: Noname4777

С какой силой будут притягиваться друг к другу два искусственных спутника массой 4 т каждый, если они сблизятся до расстояния 100 м?

6 лет назад

  • Выражения из сказок ставшие крылатыми
  • Выражения из русских народных сказок которые стали крылатыми выражениями
  • Выполненных работ как пишется правильно
  • Выполненные работы как пишется правильно
  • Выполнение или выполнения работ как пишется