Выросла рябинка при дороге сочинение рассуждение

Образцы экзаменационных сочинений с
комментариями и оценкой

Познакомьтесь с несколькими сочинениями,
написанными на Едином государственном
экзамене по русскому языку, а также с
комментариями к ним и оценкой. (Тексты
даются без редактирования, с сохранением
орфографии и пунктуации автора сочинения.)

Текст 8

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно,
пристроилась на обочине, у высокого
дощатого забора. (3) Всё тянулась к свету
и вот поднялась, долговязая, как подросток,
угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой
головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины
согнулись под тяжестью пышных богатых
гроздьев, ярко и празднично окрашенных.
(6)Деревце запылало, как костёр на юру.
(7)Хороша была рябинка и в погожий день,
когда гроздья смеялись навстречу солнцу,
и после дождя, когда каждая ягода дрожала
в капле воды и ветки застенчиво протягивали
свои добрые длинные листья, склеенные,
как пальцы после долгого рукопожатья.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) — Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна
веточка это ведь так мало, ничего с
деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) — Ух ты… (15) Прямо картинка… (16)
Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля.
(18)Ветки рябины так и затрещали под его
сильной рукой.

(19) — Вот какая стоит богатая, небось не
обеднеет, если я прихвачу для жинки
две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) — Хорошая рябинка, правда, ломаная.
(23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря
не брать, слышишь, Витька, только по
одной! (25) Мы народ организованный, должны
подавать пример…

(26) Шёл в сумерках влюблённый.

(27) — Эх, какое дерево искорёжили, смотреть
больно. (28) Бездушные люди, не умеют
беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная
яркая кисть, которую никто, видимо, не
смог достать. (30) Влюблённый был высокого
роста, он встал на цыпочки и сумел-таки
дотянуться. (31) Всё равно последняя
кисть, она уже дереву не поможет… (32) А
Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) — Что это ещё за уродец? — строго
спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) — Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид
портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых
нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)

Пример 1.

Сочинение по тексту Н. Соколовой
“Рябинка”

На первый взгляд, история, написанная
Н. Соколовой, о рябинке: её расцвете,
жизни, очень недолгой, и смерти. Да, это
верное утверждение. Рассказ о рябинке,
но он наполнен идеями, главная из которых
касается нравственной жизни человека
в частности и общества в целом. Эта идея
— идея прекрасного, которая незаметно
для самих себя разрушается обществом.

Тема, заявленная в тексте и раскрывающаяся
на простом примере, действительно
важная. Быть человеком, а, следовательно,
нравственной личностью, включающей в
себя и моральные устои предыдущих
поколений, и чувство долга, и чувство
прекрасного, удаётся не каждому. К идеалу
все идут (стараются идти), но никто его
не может достичь: кто-то приблизился к
нему “на вытянутую руку”, “на шаг”, а
кто-то зорко глядит издалека и считает,
что не его цёль в жизни — достичь идеала.
А эта цель должна быть у каждого!

Автор включает в текст целую социальную
группу людей: от маленькой девочки,
которая по-детски наивна, до усатого
дядьки, сознательно “прихватившего
для жинки” две-три ветки.

Соколова использует рефрен: “Он (она,
они) по-своему прав”. А что в результате:
“виновных нет, но и рябинки тоже нет.
Да, эта история и показательная, и
поучительная. А чему она учит? На этот
вопрос каждый ответит сам для себя.

В композицию текста включена прямая
речь, а не косвенная, не переданная
автором, что даёт нам более точную
картину взаимоотношений.

Рябинка — это образ. Тонкие ветки, пышные
и богатые грозди, ярко и празднично
окрашенные. Несколько сравнений (в
третьем, пятом и седьмом предложениях)
доказывают нам, что рябинка — образ
человека, подростка, который вначале
жизни тянет СВОИ пальцы к свету, теплу,
добру. Он, как образ прекрасного, был
загублен, правда, несознательно.

Позиция автора заключается в лексике
текстов. Это и рябинка, а не рябина,
это и многочисленные прилагательные,
деепричастия и причастия (милая
кудрявая голова, добрые длинные листья,
погожий день, пышные богатые гроздья
и
многое другое). Трагический финал — это
в целом победа зла над добром? Нет,
безусловно! Это вызов будущему поколению,
которое должно будет осознать эту истину
и встать на правильный путь — путь
нравственности.

Таким образом, автор обращается к
проблеме, относящейся к категории вечных
вопросов. Следовательно, этот текст
можно отнести к разряду философских.

Я солидарен с позицией автора. Как
сторонник идей прекрасного, нравственного,
разумного (по крайней мере, стараюсь
ним быть), я сознаю, что жить надо ради
самой жизни и не терять её цель!

Комментарий и оценка сочинения по тексту н. Соколовой “Рябинка”

Критерий

Баллы

Обоснование

К1

К3

2

Иносказательный смысл текста понят
учащимся, позиция автора прокомментирована
в целом правильно: человек не ведает,
что творит, разрушая прекрасное в
жизни.

Сочинение
свидетельствует о зрелости автора,
поэтому хотелось бы видеть в работе
более глубокое проникновение в смысл
притчи и более точную формулировку
ее основной мысли: каждый из нас
ответственен за свои поступки, он
должен осознавать их последствия.

К2

2

Характерные для текста языковые
средства отмечены, хотя и не всегда
точно названы; в отдельных случаях
правильно объяснена их роль и приведены
примеры. В целом же анализ языковых
средств выполнен слабее, чем интерпретация
смысла текста. Имеется одна фактическая
ошибка

К4

3

Учащийся излагает свою позицию
достаточно убедительно, свободно и
правильно используя отвлеченную
общенаучную, общекультурную лексику
и фразеологию

К5

3

Работа характеризуется смысловой
цельностью и композиционной стройностью;
нарушений последовательности и
связности изложения нет

К6

1

В целом речь свободная, местами
образная, выразительная, но не очень
точная; лексика и синтаксис достаточно
разнообразны: уместно используются
как простые, так и сложные предложения
различного вида, с обособленными и
однородными членами предложения,
вводными словами и вставными
конструкциями, вопросно-ответная
форма изложения

К7

1

Имеется одна бесспорная орфографическая
ошибка (вначале жизни), есть описки
и неразборчиво написанные слова
(ветки… окрашенны или окрашенные),
что не удивительно, если учесть большой
объем работы и незначительное время,
отпущенное на ее выполнение

К8

1

3 пунктуационные ошибки, из них 2
негрубые (а, следовательно; А что в
результате: “виновных нет, но и рябинки
тоже нет»; Он, как образ прекрасного,
был загублен
)

К9

2

1 грамматическая ошибка: незаметно
для самих себя разрушается обществом

К10

0

8 речевых недочетов:

личность, включающая
в себя…; включает в текст целую
социальную (?) группу, в композицию
теста включена прямая речь; картина
взаимоотношений; сравнения доказывают
нам…; он как образ прекрасного был
загублен; позиция… заключается в
лексике текста; осознать эту (?) истину

К1-10

15

Текст 9

(1) Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют
вдумчивого распутывания хода ее мысли.
(2) Но ничто не было ей более чуждо, чем
орнаментальная игра со словами, поэзия
смутных намеков, любой вид импрессионистической
невнятности.

(3) То же и с ритмом. (4) Мощь и богатство
цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы.
(5) Но как далеки они от зачаровывающей
музыкальной ворожбы!

(6) Ее нагромождения ударных слогов, ее
тире, ее бесконечные переносы как бы
призваны вбить кол в слово, пригвоздить
читателя к смыслу, к содержанию.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все равно, и все едино.

Но если на дороге — куст

Встает, особенно — рябина

(7) О чем все это говорит?

(8) Начала, казалось бы, противоречащие
друг другу, взаимоисключающие, — с одной
стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся
эмоциональность, а с другой — пронзительная
мысль — все сплелось в Цветаевой в
неразрывное целое.

(9) И это не только черта ее творчества,
по и всего се духовного строя и даже
внешнего облика.

(10) Я познакомился с Мариной Ивановной
в декабре 1939 года в Голицынском «Доме
творчества». (11) Никогда раньше не видел
я ни самой Цветаевой, ни ее портретов,
фотографий. (12) И воображению, довольно
наивному, как я сейчас понимаю, рисовался
образ утонченно-изысканной, быть может,
по ассоциации с альтмановским портретом
Ахматовой.

(13) Оказалось — ничего подобного.

(14) Никаких парижских туалетов — суровый
свитер и перетянутая широким поясом
длинная серая шерстяная юбка.

(15) Не изящная хрупкость, а — строгость,
очерченность, сила. (16) И удивительная
прямизна стана, слегка наклоненного
вперед, точно таящего в себе всю
стремительность ее натуры.

(17) Должен сказать, что ни на одной
фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву.
(18) Это не она. (19) В них нет главного —
того очарования отточенности, которая
характеризовала всю ее, начиная с речи,
поразительно чеканной, зернистой русской
речи, афористической, покоряющей и
неожиданными парадоксами, и неумолимой
логикой, и кончая удивительно тонко
обрисованными, точно “вырезанными”,
чертами ее лица.

Е. Б. Тагер

Пример 2.

Сочинение по тексту Е.Б. Тагера “Марина
Цветаева”

Я познакомилась со стихами Цветаевой
в 11 классе, когда мы изучали поэзию
Серебряного века, учили её стихи, много
говорили о судьбе поэта. Не всё в её
стихах мне было понятно, но когда я
добиралась до сути и постигала смысл
написанного, то всегда поражалась
необыкновенной искренности, силе и мощи
её стихов, заставляющих читателя
переживать вместе с ней.

Я поняла, что это мой поэт, а в таких
случаях всегда хочется больше узнать
о человеке написавшем полюбившиеся
строки. И я счастлива, что сегодня на
экзамене, мне достался текст известного
литературоведа Евгения Борисовича
Тагера, который был знаком с Мариной
Ивановной, слышал её собственные стихи
из ее же уст, восхищался её речью
“поразительно чеканной, зернистой”.
Он помог мне сегодня еще лучше увидеть
и понять, какой была Марина Ивановна на
самом деле.

Я думаю, что Тагер хорошо знал и любил
стихи Цветаевой, и восхищался её
личностью. Этим чувством проникнут весь
текст. Он написан сильно и ярко. Мне
кажется, что и сам автор в чём-то главном
похож на Цветаеву: на одной страничке
текста он с большим мастерством
охарактеризовал и стихи и их автора.
Лучше Тагера мне не сказать, поэтому я
процитирую фрагмент текста, в котором
выражена суть творчества Цветаевой,
неординарность её личности.

«Начала, казалось бы, противоречащие
друг другу, взаимоисключающие, — с одной
стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся
эмоциональность, а с другой — столь же
невероятно острая, всепроникающая,
пронзительная мысль — всё сплелось в
Цветаевой в неразрывное целое. И это
черта не только её творчества, но и всего
её духовного строя и даже внешнего
облика».

Прием противопоставления пронизывает
весь текст, что позволяет автору
подчеркнуть главное в творчестве и
личности поэта исключительность,
неординарность натуры. Примеры: «мощь
и богатство цветаевских ритмов»

противопоставляется «зачаровывающей
музыкальной ворожбе» некоторых поэтов
того времени; “строгость, очерченность
и сила, прямизна стана
” Цветаевой
изящной хрупкости” портрета
Ахматовой. В тексте широко используются
предложения со значением противопоставления,
различные по структуре: простые с
однородными членами и сложные — союзные
и бессоюзные. Часто встречаются союзы
а, но, не только — но и, как — так и,
вводные слова типа с одной стороны, с
другой стороны
.

Удивительную силу и выразительность
придают тексту лаконичные односоставные
предложения: “Оказалось ничего
подобного”, «Никаких парижских туалетов
— суровый свитер и перетянутая широким
поясом шерстяная юбка». Как средства
выразительности используются также
синонимические ряды, блестящие эпитеты,
метафоры (см. цитируемый выше фрагмент
и первые абзацы текста).

Все это помогает увидеть поэта и лучше
понять его стихи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Прочитав притчу Н.Соколовой «Рябинка», начинаешь всерьёз задумываться об отношении к окружающему миру, о последствиях своих поступков. Ведь порой человек не ведает, что творит, разрушая прекрасное в жизни.

 Я вспоминаю одну поляну на берегу реки Вилюй. Она была прекрасной, потому что каждый год к 20 июня распускались самые роскошные и богатые цветы моего сурового края – сардааны. Сардаана – это дальневосточные лилии, по размеру самые крупные цветы Якутии. Представляете, целая поляна в ярко – красных огоньках. Все приходили посмотреть на эту красоту. И каждый также принимал участие в судьбе полянки: кто-то собирал роскошный букет для своей любимой; по традиции рвали цветы, чтобы украсить выпускной бал в школе; выкапывали луковицы для того, чтобы пересадить у себя на участке (саарданы, как правило, не приживались). Каждый уносил кусочек красоты, чтобы порадовать своих близких и родных, порадовать себя. И так продолжалось из года в год, пока не опустела полянка, остались одни воспоминания о красоте и щедрости этих мест. А кто виноват? Также как и в истории с рябинкой виноватых нет. И вслед за автором притчи я повторяю: «Но и полянки, похожей на праздник, тоже нет».

 И ещё я хочу вспомнить величественную ель, ель – королеву, она росла на улице Губина,13. Росла и хорошела. Росла и радовала всех нас, вселяя веру, что может, может наш город быть зелёным. Об этой ели даже писали в газете, назвав её «местной достопримечательностью, никто не верил, что на северных широтах может вырасти такая высокая ель». Оказывается, ей было всего пятьдесят лет, «возраст для ели – детский». Но надо было расширять дорогу, а она стояла не там, где надо. И её просто убили. Убили вроде бы для нужного всем расширения трассы, чтобы дорога была «с высокой пропускной способностью».Это было, конечно, необходимо для жителей. А ель мешала, и её просто предпочли убить.

 

Можно долго рассуждать на эту тему. Но ясно одно: каждый из нас должен отвечать за свои поступки, осознавая их последствия. Нельзя думать, что творишь добро, причиняя кому-то боль. Нам всем надо быть милосердными к окружающему миру, который, как выясняется позже, очень раним и хрупок.

Предложенный нам текст больше всего напоминаетт притчу, так как в нём метафорично изложен глубокий поучительный смысл. Постичь мораль этого текста достаточно трудно, так как автор проводит параллель с природой, с рябиной, выросшей при дороге. Она молода и полна сил, люди видят её красоту, но вместо того, чтобы ей просто любоваться, они хотят унести частичку это красоты и юной прелести с собой на радость себе и тем, кто им дорогог. Автор говорит, что в этом нельзя винить людей: «Виноватых нет. Но и рябинки нет». это, как мне кажется, ключевая фраза данного текста, его горькая мораль. В самом деле сложно винить этих людей: маленькую девочку, которая ещё так слаба к прекрасному, мужчину, который хочет сделать жене подарок, туристам, которые хотят оставить себе что-то на память о своём путешествии, влюблённого, который хочет порадовать свою Люсеньку. Причём первые думают, что дерево не обеднеет, а последний считает, что рябинке уже нечего терять, так пусть послужит добру: принесёт радость его ненаглядной. Но за всеми этими с виду добрыми помыслами скрываются угроза дереву, гибель рябинки. Хозяйственнику же ничего не оставалось делать, кроме как срубить убогие остатки былой красоты.Так бывает очень часто, и не только с деревьями, кустами, клумбами. . Мы очень часто, сами того не желая, губим прекрасное. Мы думаем, что наш поступок не повлечёт за собой ничего дурного, но это часто оказывается не так. Можно привести уймы примеров: (приводишь примеры. например, кто-то бросил мусор первым — остальные продолжили его дело — улица загрязнена. ну ты мальчик умный можешь что-нибудь поумнее)Чтобы повлиять на читателей, доказать неправильность таких действий, автор пытается вызвать сочувствие у читателей к рябинке, для этого он использует ряд средств выразительности. Для начала следует отметить обилие эпитетов, например (не знаю что:) . Создаётся впечатление, что автор хочет одушевить деревцо, он представляет рябинку в виде молодой красивой девушки. Для этого он использует сравнения («долговязлая, как подросток», «листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия) , а также олицетворения «пристроилась на обочине», «ветки застенчиво протягивали.. листья») С помощью этого затея автора полностью удаётся. Мы видим молодую рябинку во всей её красе и искренне сожалеем о её участи, я считаю, что такое отношение у читателей к деревцу не сложилось бы, если бы автор рассказывал историю о рябине как о простом дереве.В заключении я хотел бы сказать, что полностью согласен с автором. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя губить красоту, прежде всего необходимо задумываться о том, какое влияние твой поступок может оказать на окружающих тебя людей, на природу (как в данном случае на бедное деревце) . Надо помнить, что за благими намерениями могут последовать неприятные последствия, и взвесить что важнее: мимолётная радость или судьба другого существа (в данном случае рябинки) .

Оцени ответ

  • Выровнять шов как правильно пишется
  • Выровнять строчки как пишется
  • Выровнять складки как пишется
  • Выровнять ряды как пишется
  • Выровнять показатели как пишется