Подборка по базе: Александр Невский в русской истории 2022 ГТТОВО.docx, РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.pdf, План урока по истории Беларуси для 7 класса СОЗДАНИЕ РЕЧИ ПОСПОЛ, Билеты по новой истории.docx, Судьба философии в истории русской культуры.doc, _Знатоки истории_ Внеклассное мероприятие.docx, реферат по истории экономики.docx, Презентация по истории Казахстана на тему _Национальные автономи, Анализ стартового (диагностического) контрольного среза по истор, Развитие представлений о бытии в истории философии.rtf
§ 5. Народные движения в начале XVIII в
Стр. 39, Ключевые вопросы перед параграфом
Как сказывались на положении населения страны войны и петровские преобразования? Где возникали, какой характер носили народные восстания?
На положении населения страны войны и петровские преобразования сказывались негативно. Введение новых податей и повинностей, рекрутская повинность, например. На строительство и промышленные предприятия сотнями сгоняли мастеровых, посадских и крестьян. Все это вызывало недовольство и крестьян, и посадских людей. Кроме того, переход к новому укладу жизни, существенные перемены проходили очень болезненно для всего общества.
Народные восстания возникали главным образом на юге страны (Астрахань, Дон, Южный Урал). Эти восстания носили антиправительственный характер. Восставшие протестовали против непомерного бремени налогов и податей, но были неорганизованными, стихийными. Поэтому были быстро подавлены правительственными войсками.
Стр. 42 Вопросы после параграфа
1. Вспомните, какие группы населения поднимали восстания в предшествовавшем правлению Петра I «бунташном» XVII веке. Что можно сказать об их положении в начале нового века?
В предшествовавшем правлению Петра I «бунташном» XVII веке поднимали восстания следующие группы населения: стрельцы, посадские люди, казаки, крестьяне. Их положение в начале нового века не улучшилось, напротив, увеличивались подати, повинности. Массово их прикрепляли к строящимся заводам и мануфактурам.
2. Чем было вызвано восстание в Астрахани в 1705-1706 гг? Какой характер носили действия восставших?
Восстание в Астрахани было вызвано увеличением пошлин на товары, резким уменьшением жалованья стрельцам, введением новых налогов.
Действия восставших были стихийными, но в них была определенная логика: казнили воеводу Т.И. Ржевского, организовали собрание горожан (круг), на которм выбрали атамана – купца Якова Носова. Было выплачено жалованье стрельцам, отменены тяжелые поборы и пошлины. Восстание поддержали соседние города, но Дон поднять восставшим не удалось.
3.Дайте характеристику восстания под предводительством К.Булавина (причины, участники, основные события, исход). Оцените роль руководителя в этом выступлении.
Роль руководителя К. Булавина в этом восстании была велика. Он пользовался уважением, как беднейших слоев казачества, так и домовитых казаков. Благодаря прелестным грамотам ему удалось привлечь на сторону восставших большие массы людей.
4. Расскажите о башкирском восстании 1704 – 1711 гг. Какие его причины были общими для большинства народных выступлений того времени, а какие — особенными? Чем вы объясните затяжной характер этого восстания?
Восстание было вызвано увеличением налогов. В 1704 году начались военные действия башкирских отрядов против русских крепостей Закамской укрепленной линии. В 1706 году восставшие направили челобитную царю об отмене налогов, но она не была рассмотрена. Восстание после этого усилилось и охватило еще большие территории. Башкиры обратились за помощью в Османскую империю, желая создать собственное государственное образование – Башкирское ханство. В 1708 году царские войска одержали ряд побед над восставшими. Но окончательно восстание прекратилось только в 1711г., после того как отменены были все новые налоги, гарантированы были башкирской знати права на земли, проведено расследование злоупотреблений.
Общими причинами восстания в Башкирии с другими народными волнениями в России были увеличение податей. Особенные причины, присущие только восстанию в Башкирии – увеличение обязательной нормы поставки лошадей для армии, введение налогов на мечети и их посещение.
Затяжной характер этого восстания можно объяснить упорством и целеустремленностью предводителей восстания и восставших. Кроме того, игнорирование просьб восставших царской властью вызвало еще больший подъем восстания. После нескольких лет борьбы восставшие доказали необходимость учитывать их интересы.
§ 6. Преобразования в области культуры и быта
Стр. 43, Ключевые вопросы перед параграфом
Что изменилось в культурной жизни России в Петровскую эпоху? Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?
В культурной жизни России в Петровскую эпоху изменилось многое: одежда, быт, жилище высших слоев общества, развивалось образование, наука, искусство, медицина. Современники воспринимали новшества царя-реформатора по разному: одни поддерживали, другие противились.
Стр. 46 Вопросы внутри параграфа
Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII веке.
В европейской архитектуре в XVIII веке господствовали стили: барокко, рококо и классицизм.
Стр. 50, вопросы к документу
1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?
Круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в этом сочинении:
Отношения с родителями, поведение за столом, поведение при разговоре, поведение за столом, поведение в гостях, поведение в компании. Эти заголовки можно включить в этот текст.
2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?
Благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи должен был обладать такими качествами: вежливость, учтивость, уважение старших, сдержанность, честность.
3.* Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?
Элементы сословного подхода заметить в тексте можно. Например, это проявляется в сравнении поучаемого с деревенским мужиком. Приводимые правила ориентированы на группу юношества дворянского происхождения.
4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.
Содержащиеся в данном сочинении советы полезны и актуальны для современных молодых людей. В XXI веке, так же как и в XVIII веке востребованы такие качества, как вежливость, уважение старших, сдержанность, честность. Наблюдая современных молодых людей, можно сделать вывод, что многие из них испытывают дефицит этих качеств.
Стр. 50 Вопросы после параграфа
1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I.
Таблица заполнена, см. выше
2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.
Петр I обучение дворянских детей за границей, открытие образовательных учреждений: Морская академия, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище, цифирные школы, гарнизонные школы, создание гражданской азбуки, развитие издательского дела, газетного дела, открытие библиотек, музеев, Академии наук.
3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.
Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Отличие музея от коллекции
4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?
Европейскую культуру царь-реформатор внедрял почти насильственными способами; надевать европейское платье, брить бороды всем жителям городов, кроме духовных лиц, проводить ассамблеи. Историческое свидетельство – указ о штрафе за ношение бороды. Объяснялась такая культурная политика стремлением Петра превратить Россию в европейскую державу. Оценивать эту политику можно по разному, с одной стороны, любое насилие неприемлемо в любых целях, с другой стороны, для развития страны были необходимы перемены и, прежде всего, в умах людей. Изменить мышление можно, в том числе, изменяя условия жизни, быт, в ходе общения с иностранцами.
5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи».
«Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи»
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.
Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Национальная специфика русской портретной живописи проявилась в следующем: русские мастера выработали 1) свои композиционные схемы, 2) тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:
— на портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир
— особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица
— цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной
— отсутствие группового (семейного) портрета.
6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времен Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?
Первым архитектором города был итальянец Доменико Трезини. По его проекту возвели Петропавловский собор — символ петровской России и самого Петербурга. По проекту Трезини построено здание Двенадцати коллегий, в котором сейчас находится Петербургский университет. Внушительным и роскошным выглядел дворец Меньшикова на Васильевском острове. По инициативе Петра устроен Летний сад – место прогулок и отдыха горожан. Все эти памятники сохранились до наших дней. Для нас они интересны как памятники истории, как произведения искусства.
7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения – письмо, отчет, зарисовки для альбома и др.
Сообщение (письмо) о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого
Герой путешествия – купец
Цель поездки – получить в Берг-привилегии разрешение на строительство завода
Матушка Ефросинья Федоровна!
Письмом этим спешу сообщить о поездке нашей в Санкт-Петербург. Добрались благополучно, хотя дорога была нелегкой. Погода нас встретила неласковая: дождь, ветер, улицы заливает. Город этот сильно удивил нас, по настоящему-то города еще нет, везде стройка. Строят дома, дороги, роют каналы и закрывают их дощатыми помостами. Проезжали мимо Адмиралтейской верфи, слыхали, что сам царь-батюшка руководит там строительством корабля. Но правду сказать своими глазами его не видали. Подсказали добрые люди, где искать Берг-коллегию. С Божьей помощью нашли. По решению нашему просить денег взаймы на обустройство завода по плавлению меди, которая отыскалась в землях наших, подали прошение офицеру Берг-коллегии. Нам ответ был, что прошение рассмотрят и нам сообщат через три дня.
Устроились на ночлег в гостином дворе, стол там хороший, не дорогой. Теперь будем ждать ответа и молиться, чтобы все задуманное нами сбылось.
А пока прощаюсь и желаю здравствовать. Твой супруг Петр Абросимович.
8*. Объясните, в чем заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.
«Обмирщение» культуры заключалось в следующем: развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Как видно из текста, особенно «обмирщение» проявилось в живописи, а также в архитектуре.
Обновлено: 08.01.2023
Охарактеризуйте заслуги в образовании и публичном просвещении в Петровскую эпоху.
- Михаил Дерва
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
- 2019-11-06 07:31:45
- 1
- 1
Петр I обучение дворянских деток за границей, открытие образовательных учреждений: Морская академия, Артиллерийская, Инженерная школы, Мед училище, цифирные школы, гарнизонные школы, творение штатской азбуки, развитие издательского дела, газетного дела, открытие библиотек, музеев, Академии наук.
По инициативе Петра І было основано много учебных заведений, в основном военного профиля: Артиллерийская и Инженерная школа, а также Медицинское училище. Ранее созданную в Москве, Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург и переименовали в Морскую академию. Они готовили офицеров для российской армии и флота, которых так не хватало. Кроме того, для получения начального образования создавались цифирные школы (для детей провинциальных чиновников и дворян), гарнизонные школы (для детей солдат), а также школы для детей матросов, которые подчинялись Адмиралтейству. Также Петр І часто отправлял молодых дворян на учёбу за границу. Более того, был даже введен запрет на женитьбу дворянским юношам, если они не получат хотя бы начальное образование. Все эти меры привели к повышению уровня грамотности среди российской элиты.
Развитию просвещения способствовало издательское дело. В первую очередь на него повлияло введение Петром І гражданской азбуки в 1708 – 1710 гг. Именно этот шрифт стал использоваться для печати нецерковных книг. Поэтому очень быстро начали издаваться различные справочники, учебники, пособия на русском языке. Также на уровень грамотности положительно влияло открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) и начало печати первой газеты в России (1703 г.).
В культурной жизни России в Петровскую эпоху изменилось многое: одежда, быт, жилище высших слоев общества, развивалось образование, наука, искусство, медицина. Современники воспринимали новшества царя-реформатора по разному: одни поддерживали, другие противились.
Стр. 46 Вопросы внутри параграфа
Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII веке.
В европейской архитектуре в XVIII веке господствовали стили: барокко, рококо и классицизм.
Стр. 50, вопросы к документу
1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?
Круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в этом сочинении:
Отношения с родителями, поведение за столом, поведение при разговоре, поведение за столом, поведение в гостях, поведение в компании. Эти заголовки можно включить в этот текст.
2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?
Благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи должен был обладать такими качествами: вежливость, учтивость, уважение старших, сдержанность, честность.
3.* Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?
Элементы сословного подхода заметить в тексте можно. Например, это проявляется в сравнении поучаемого с деревенским мужиком. Приводимые правила ориентированы на группу юношества дворянского происхождения.
4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.
Содержащиеся в данном сочинении советы полезны и актуальны для современных молодых людей. В XXI веке, так же как и в XVIII веке востребованы такие качества, как вежливость, уважение старших, сдержанность, честность. Наблюдая современных молодых людей, можно сделать вывод, что многие из них испытывают дефицит этих качеств.
Стр. 50 Вопросы после параграфа
1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I.
Таблица заполнена, см. выше
2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.
Петр I обучение дворянских детей за границей, открытие образовательных учреждений: Морская академия, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище, цифирные школы, гарнизонные школы, создание гражданской азбуки, развитие издательского дела, газетного дела, открытие библиотек, музеев, Академии наук.
3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.
Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук
Отличие музея от коллекции
4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?
Европейскую культуру царь-реформатор внедрял почти насильственными способами; надевать европейское платье, брить бороды всем жителям городов, кроме духовных лиц, проводить ассамблеи. Историческое свидетельство – указ о штрафе за ношение бороды. Объяснялась такая культурная политика стремлением Петра превратить Россию в европейскую державу. Оценивать эту политику можно по разному, с одной стороны, любое насилие неприемлемо в любых целях, с другой стороны, для развития страны были необходимы перемены и, прежде всего, в умах людей. Изменить мышление можно, в том числе, изменяя условия жизни, быт, в ходе общения с иностранцами.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Национальная специфика русской портретной живописи проявилась в следующем: русские мастера выработали 1) свои композиционные схемы, 2) тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:
— на портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир
— особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица
— цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной
— отсутствие группового (семейного) портрета.
6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времен Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?
Первым архитектором города был итальянец Доменико Трезини. По его проекту возвели Петропавловский собор — символ петровской России и самого Петербурга. По проекту Трезини построено здание Двенадцати коллегий, в котором сейчас находится Петербургский университет. Внушительным и роскошным выглядел дворец Меньшикова на Васильевском острове. По инициативе Петра устроен Летний сад – место прогулок и отдыха горожан. Все эти памятники сохранились до наших дней. Для нас они интересны как памятники истории, как произведения искусства.
Герой путешествия – купец
Цель поездки – получить в Берг-привилегии разрешение на строительство завода
Матушка Ефросинья Федоровна!
Письмом этим спешу сообщить о поездке нашей в Санкт-Петербург. Добрались благополучно, хотя дорога была нелегкой. Погода нас встретила неласковая: дождь, ветер, улицы заливает. Город этот сильно удивил нас, по настоящему-то города еще нет, везде стройка. Строят дома, дороги, роют каналы и закрывают их дощатыми помостами. Проезжали мимо Адмиралтейской верфи, слыхали, что сам царь-батюшка руководит там строительством корабля. Но правду сказать своими глазами его не видали. Подсказали добрые люди, где искать Берг-коллегию. С Божьей помощью нашли. По решению нашему просить денег взаймы на обустройство завода по плавлению меди, которая отыскалась в землях наших, подали прошение офицеру Берг-коллегии. Нам ответ был, что прошение рассмотрят и нам сообщат через три дня.
Устроились на ночлег в гостином дворе, стол там хороший, не дорогой. Теперь будем ждать ответа и молиться, чтобы все задуманное нами сбылось.
А пока прощаюсь и желаю здравствовать. Твой супруг Петр Абросимович.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Уровень образования при Петре 1 в России в целом был невысоким. К моменту смерти императора в 1725 году в стране не было университетов, в этом смысле она смотрелась неудачно на фоне Европы того времени.
Образование в конце XVII века
Россия к 1680-ым отставала от европейских стран, включая даже соседнюю Речь Посполитую, где существовала Киево-Могилянская академия, которая была основана в 1659 году.
Рис. 1. Славяно-греко-латинская академия.
В 1680-ые годы в Москве имелись типографская и пушкарская школы. Усилиями просветителя Симеона Полоцкого была проведена работа по созданию славяно-греко-латинской академии, однако, сам он умер в 1680 году, во время царствования старшего брата Петра I – Федора Алексеевича.
В результате, академия была открыта в 1687 году. Это событие можно отнести к царствованию Петра I, хотя с 1682 по 1689 год продолжался период регентства царевны Софьи.
Славяно-греко-латинская академия существовала с 1687 по 1814. Она находилась недалеко от московского Кремля – в Никольском переулке. Изначально в ней обучалось 100 студентов, потом их количество выросло, а самым известным выпускником стал Михаил Ломоносов. Из других известных можно отметить Федора Поликарпова – переводчика и составителя одного из первых русских словарей. Статус академии соответствовал европейскому университету.
Первыми преподавателями славяно-греко-латинской академии стал греки – братья Лихуды, Софроний и Иоаким. Они учились в одной из академий Падуи.
Рис. 2. Школа математических и навигационных наук.
Петровские новшества
В 1701 царь дал заведению статус государственной академии. В ней преподавали такие предметы: грамматику, пиитику, риторику, логику, физику, философию, арифметику, географию, историю, поэзию, богословие, латынь и греческий.
С 1721 года в славяно-греко-латинскую стали пускать иностранных учащихся, например, грузин и македонцев. В 1705 году в ее театре петровский сподвижник Феофан Прокопович поставил трагикомедию “Владимир”, а в 1703 – “триумфальное действо”, то есть постановку на тему взятия шведской крепости Нотебург (Орешек) Петром I.
Среди основных действий, которые предпринял Петр I для развития науки и образования стоит отметить:
- Открытие школы математических и навигационных наук в 1701 году в Москве.
- Открытие инженерной школы и морской академии в новой столице – Петербурге.
- Создание горных школ при заводах в Олонце и на Урале.
- Отправка нескольких тысяч студентов на учебу в европейские страны
- Подписание указа о создании Академии Наук.
В 1705 года открылась первая в России гимназия, а с 1714 года стали появляться цифирные школы, а с 1721 – гарнизонные, где предназначались не для образования дворян, а для солдатских детей.
Рис. 3. Царь Петр I.
Что мы узнали?
Кратко о образовании и науке при Петре 1 следует знать для понимания его реформ в России первой половины XVIII века. В стране был недостаток собственных кадров, царь как мог, так и решал проблему.
Читайте также:
- Образование испании и португалии кратко
- Кпп в школе требования
- Формирование и развитие личности кратко
- С целью определения сложностей обучения в средних школах рекомендуется использовать
- Гуманистические теории мотивации в психологии кратко
Можно ли заменить в тексте элементы сословного подхода если да то какие на какую группу
Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 8 класса, авторов В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов 2016
Стр. 43, Ключевые вопросы перед параграфом
Что изменилось в культурной жизни России в Петровскую эпоху? Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?
В культурной жизни России в Петровскую эпоху изменилось многое: одежда, быт, жилище высших слоев общества, развивалось образование, наука, искусство, медицина. Современники воспринимали новшества царя-реформатора по разному: одни поддерживали, другие противились.
Стр. 46 Вопросы внутри параграфа
Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII веке.
В европейской архитектуре в XVIII веке господствовали стили: барокко, рококо и классицизм.
Стр. 50, вопросы к документу
1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?
Круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в этом сочинении:
Отношения с родителями, поведение за столом, поведение при разговоре, поведение за столом, поведение в гостях, поведение в компании. Эти заголовки можно включить в этот текст.
2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?
Благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи должен был обладать такими качествами: вежливость, учтивость, уважение старших, сдержанность, честность.
3.* Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?
Элементы сословного подхода заметить в тексте можно. Например, это проявляется в сравнении поучаемого с деревенским мужиком. Приводимые правила ориентированы на группу юношества дворянского происхождения.
4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.
Содержащиеся в данном сочинении советы полезны и актуальны для современных молодых людей. В XXI веке, так же как и в XVIII веке востребованы такие качества, как вежливость, уважение старших, сдержанность, честность. Наблюдая современных молодых людей, можно сделать вывод, что многие из них испытывают дефицит этих качеств.
Стр. 50 Вопросы после параграфа
1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I.
Таблица заполнена, см. выше
2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.
Петр I обучение дворянских детей за границей, открытие образовательных учреждений: Морская академия, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище, цифирные школы, гарнизонные школы, создание гражданской азбуки, развитие издательского дела, газетного дела, открытие библиотек, музеев, Академии наук.
3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.
Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Отличие музея от коллекции
4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?
5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи».
«Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи»
История русского искусства в начале XVIII века претерпела перелом. Древнерусское искусство сменилось новым «европейским» искусством. Иконопись уступила место живописи. Петр I посылает за границу учеников постигать европейское искусство и наиболее известные из них – гравер Алексей Зубов и портретист Иван Никитин – положили начало в русском реалистическом искусстве. Начало XVIII века явилось решающим для русской живописи. Именно этот период утвердил замену древних художественных традиций. Прибытие из-за границы крупнейших мастеров является ключевым в развитии всех видов искусств в России.
Развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Национальная специфика русской портретной живописи проявилась в следующем: русские мастера выработали 1) свои композиционные схемы, 2) тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим специфические русские черты:
— на портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир
— особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица
— цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной
— отсутствие группового (семейного) портрета.
6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времен Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?
7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения – письмо, отчет, зарисовки для альбома и др.
Сообщение (письмо) о поездке в Санкт-Петербург времен Петра Великого
Герой путешествия – купец
Цель поездки – получить в Берг-привилегии разрешение на строительство завода
Матушка Ефросинья Федоровна!
Письмом этим спешу сообщить о поездке нашей в Санкт-Петербург. Добрались благополучно, хотя дорога была нелегкой. Погода нас встретила неласковая: дождь, ветер, улицы заливает. Город этот сильно удивил нас, по настоящему-то города еще нет, везде стройка. Строят дома, дороги, роют каналы и закрывают их дощатыми помостами. Проезжали мимо Адмиралтейской верфи, слыхали, что сам царь-батюшка руководит там строительством корабля. Но правду сказать своими глазами его не видали. Подсказали добрые люди, где искать Берг-коллегию. С Божьей помощью нашли. По решению нашему просить денег взаймы на обустройство завода по плавлению меди, которая отыскалась в землях наших, подали прошение офицеру Берг-коллегии. Нам ответ был, что прошение рассмотрят и нам сообщат через три дня.
Устроились на ночлег в гостином дворе, стол там хороший, не дорогой. Теперь будем ждать ответа и молиться, чтобы все задуманное нами сбылось.
А пока прощаюсь и желаю здравствовать. Твой супруг Петр Абросимович.
8*. Объясните, в чем заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.
«Обмирщение» культуры заключалось в следующем: развитие иконописи в древнерусском стиле остановилось, новая церковная живопись была подчинена новой церковной архитектуре. Иконы утратили свой стиль: они стали просто картинами на религиозные темы. В это время многие петровские «пенсионеры» после обучения за границей возвращаются в Россию. За рубежом они обучались «портретной» и «исторической» живописи.
Менялся не только изобразительный язык, но и вся образная система. Иными становились цели и место художника в общественной жизни страны. Развивались новые жанры, особенно благоприятные условия возникли для портрета. Интерес к изображению «парсуна» (персона) возник на Руси уже во второй половине XVII века. Изобразительный язык парсуны во многом условен: фигура, почти сливающаяся с фоном, трактовалась плоскостно, гамма красок темна. Художник еще учится всматриваться в черты лица, улавливать и передавать на холсте портретное сходство, пытается через внешний облик понимать человека. Традиции парсуны еще довольно долго будут жить в портрете XVIII века, вплоть до середины столетия.
Вместе с тем, с начала XVIII века происходит становление новых форм портрета. Образ человека требовал смелых, живописных решений. В отличие от иностранцев, русские художники стремились преодолеть поверхностное восприятие натуры и создавали произведения, полные энергии, выразительности и яркой красочности.
Как видно из текста, особенно «обмирщение» проявилось в живописи, а также в архитектуре.
Источник
ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §6 Преобразования в области культуры и быта
Стр. 43. Вспомните
Что изменилось в культурной жизни России в Петровскую эпоху?
В этот период культурная жизнь России кардинально изменилась. Пётр І активно внедрял на родине многие достижения и особенности европейской культуры. Прежде всего это коснулось просвещения и науки (открытие большого количества учебных заведений, Академии наук, музеев, библиотек), искусства (светская живопись, архитектура в стиле барокко), а также быта дворян (отказ от традиционной одежды, бритье бород).
Как воспринимали современники новшества царя-реформатора?
Большинство современников Петра I поддержало нововведения в области культуры и быта. Тем более немало дворян и так тянулись к европейской культуре. Тем не менее, далеко не всем был по душе отказ от русских обычаев и традиций. Многим не нравилось обязательное бритье бород (ношение бороды на Руси раньше было обязательно для взрослых мужчин) и ношения одежды иностранного образца. Но все же они были вынуждены подчиниться непреклонной воле государя.
Стр. 46. Вопросы в середине параграфа
Вспомните по материалу всеобщей истории, какие стили господствовали в европейской архитектуре в XVIII в.
В европейской архитектуре XVIII в. господствовали два стиля: барокко и классицизм. Но уже к концу столетия появились стили, которые были своеобразными продолжениями уже существующих – рококо и неоклассицизм
Каковы основные черты стиля барокко?
Сооружения выполненные в стиле барокко характеризовались излишней пышностью, богатством убранства, торжественностью и сложностью форм. Этот архитектурный стиль отображал такие идеи и ценности как изящество, этикет, вежливость и аристократичность.
Стр. 48. Вопросы к иллюстрации
Объясните, кто окружает Петра I на картине.
Пётр І изображен на картине в окружение придворных (мужчин и женщин). Одна из женщин, по всей видимости, вторая супруга государя, будущая императрица Екатерина І.
Какую атмосферу стремился передать художник?
Скорее всего, художник стремился передать атмосферу придворной жизни первой четверти XVIII в. Сделан акцент на том, что верхушка российского дворянства полностью приняла петровские реформы в области культуры и быта. Одежда практически у всех присутствующих европейского покроя, а обстановка очень напоминает светские балы, которые проводились в странах Западной Европы.
Стр. 50. Документ №1
1. Определите круг вопросов, по которым даются наставления юношеству в цитируемом сочинении. Какие заголовки вы бы включили в этот текст?
В данном документе рассмотрены вопросы, которые касаются взаимоотношений между детьми и их родителями, нормы этикета во время приема пищи, а также нормы этикета во время разговора. Эти группы можно назвать такими заголовками «Родители и дети», «Правила поведения за столом», «Основные правила общения».
2. Какими качествами должен был обладать благовоспитанный молодой человек Петровской эпохи?
Благовоспитанный молодой человек в указанное время должен был почитать своих родителей, прилично вести себя за столом, учтиво говорить с людьми, не хвалить себя, и наряду с этим не позорить себя и свою семью.
3*. Можно ли заметить в тексте элементы сословного подхода? Если да, то какие? На какую группу юношества ориентированы приводимые правила?
В тексте четко видно, что все указанные требования могут относиться только к детям из зажиточных семей. Соответственно, приводимые правила ориентированы только на юношей из числа дворян, и возможно – из богатых купцов. К посадским людям и крестьянам «Юности честное зерцало» применяться просто не могло.
4. Выскажите суждение, в какой мере содержащиеся в данном сочинении советы полезны для современных молодых людей. Объясните, почему вы так считаете.
В целом, практически все указанные в данном сочинении советы могут использоваться и в наши дни. С небольшими оговорками, конечно. Это объясняется тем, что советы молодежи являются универсальными, независимо от исторической эпохи. И сегодня молодым людям нужно уважать своих отца и мать, учтиво вести себя за столом, культурно общаться с другими людьми, не позорить себя и своих близких.
Стр. 50. Вопросы в конце параграфа
1. Продолжите заполнение таблицы о преобразованиях Петра I (см. задание 1, параграф 4).
Введение летоисчисления от Рождества Христова.
Основание учебных заведений и Академии наук.
Начало выпуска в России газет.
Разработка гражданского шрифта.
Внедрение светской живописи и архитектуры в стиле барокко.
Запрет для российской элиты на ношение бород и традиционной русской одежды.
2. Охарактеризуйте достижения в образовании и общественном просвещении в Петровскую эпоху.
По инициативе Петра І было основано много учебных заведений, в основном военного профиля: Артиллерийская и Инженерная школа, а также Медицинское училище. Ранее созданную в Москве, Навигацкую школу перевели в Санкт-Петербург и переименовали в Морскую академию. Они готовили офицеров для российской армии и флота, которых так не хватало. Кроме того, для получения начального образования создавались цифирные школы (для детей провинциальных чиновников и дворян), гарнизонные школы (для детей солдат), а также школы для детей матросов, которые подчинялись Адмиралтейству. Также Петр І часто отправлял молодых дворян на учёбу за границу. Более того, был даже введен запрет на женитьбу дворянским юношам, если они не получат хотя бы начальное образование. Все эти меры привели к повышению уровня грамотности среди российской элиты.
Развитию просвещения способствовало издательское дело. В первую очередь на него повлияло введение Петром І гражданской азбуки в 1708 – 1710 гг. Именно этот шрифт стал использоваться для печати нецерковных книг. Поэтому очень быстро начали издаваться различные справочники, учебники, пособия на русском языке. Также на уровень грамотности положительно влияло открытие первой публичной библиотеки (1714 г.) и начало печати первой газеты в России (1703 г.).
3. Как создавался первый российский музей? Разъясните, чем отличается музей от коллекции.
Создание в России музеев было частью политики Петра I касательно заимствования достижений европейской культуры (во многих странах Европы того времени уже существовали музеи). Также целью основания музея стало повышение уровня просвещенности населения. Начало этой работы положил сам Петр І, собрав коллекцию различных диковинок. Однако первым полноценным российским музеем является основанная в 1714 г. в Санкт-Петербурге Кунсткамера. Своим специальным указом царь предписал все найденные на территории России интересные и необычные находки отправлять в этот музей.
Коллекция отличается от музея тем, что является инициативой конкретного человека и принадлежит только ему. Владелец коллекции может показывать её другим людям по собственному желанию. Музей – это исключительно государственное учреждение, которое существует именно для того, чтобы демонстрировать людям различные предметы и экспонаты.
4. Приведите исторические свидетельства о способах, которыми царь-реформатор внедрял европейскую культуру в России. Чем вы объясните такую культурную политику? Какую оценку ей дадите?
Пётр І, проводя свои преобразования, использовал крайне жесткие способы. Даже насильственные. Способы, которые ломали традиционные устои русского общества, существовавшие не одну сотню лет. Взять хотя бы запрет на ношение бороды. Дело в том, что испокон веков ношение бороды взрослыми мужчинами практически обязательной нормой, даже независимо от их сословия (например, все цари до Петра І носили бороды). Теперь, боярам, дворянам и горожанам нужно было или платить крупный штраф или подчиниться воли государя. Естественно, что у многих людей того времени этот подход вызывал шок или даже психологическую ломку.
Такая жесткая культурная политика объясняется как личными качествами Петра І (решительностью, настойчивостью, нежеланием идти на любые уступки и компромиссы), так и стремлением достичь своих целей в кратчайшие сроки. Царь хотел, чтобы европейская культура укоренилась в России ещё при его жизни. С моей точки зрения, такой подход был не совсем правильным. Проводя такие реформы, нужно было хотя бы немного учитывать интересы населения страны. Если не крестьян и горожан, то хотя бы высших сословий (бояр, дворян, духовенства). Наилучшим был бы вариант постепенного внедрения подобных новшеств, чтобы люди могли понемногу к ним адаптироваться.
5. Проведите обсуждение на тему «Европейское влияние и национальное своеобразие в российской живописи Петровской эпохи». Используйте иллюстрации учебника, материалы художественных изданий, интернет-ресурсы.
Во время петровских преобразований произошли важнейшие изменения и в российской живописи. Во-первых, она стала более светской (нецерковной). Вместо рисования икон и изображения святых, на первое место выходят портреты исторических деятелей (царя, членов его семьи, представителей российской элиты). Во-вторых, усилилось влияние европейской культуры и её приоритетов. Этому способствовала учёба многих русских художников за рубежом (например, И. Никитин, А. Матвеев), а также приглашение многих иностранных мастеров на работу в Россию (Л. Каравак, И. Г. Таннауэр). Постепенно из Западной Европы в Россию проникли такие стили как барокко, рококо, классицизм, сентиментализм.
Основоположником русской живописи европейского типа считается Иван Никитин. Круг его интересов – портреты членов императорской семьи и придворных петровского времени. Некоторое время художник обучался в Италии. Самыми известными его работами были: «Портрет Петра Великого (круглый)», «Цесаревна Анна Петровна», «Портрет канцлера Г. Головкина», «Портрет напольного гетмана». Также следует отметить, что не смотря, на использование европейского опыта, И. Никитин в своих работах использовал традиции русских живописцев предыдущих поколений.
Вторым по значимости мастером живописи этого периода был Андрей Матвеев. Помимо портретов, занимался созданием настенных росписей. Образование получил в Голландии. Наиболее известные работы: «Автопортрет с женой» и «Портреты супругов Голицыных». Также, Матвеев расписывал стены многих зданий в Санкт-Петербурге (например, Петропавловского собора и здания Двенадцати коллегий). Для создания стенных росписей в церквях и соборах, он использовал традиционные православные сюжеты.
Позже, в середине XVIII в. художественные подходы И. Никитина и А. Матвеева были продолжены такими мастерами, как Иваном Вишняковым, Алексеем Антроповым, Иваном Аргуновым.
Большое значение имели работы иностранных художников, которые длительное время жили и работали в России. Среди них наиболее ярким представителем является уроженец Франции Луи Каравак. Он даже имел неофициальное прозвище «первого придворного маляра». Работал исключительно в стиле европейского барокко. Написал несколько портретов Петра І, его второй жены Екатерины, а также их дочерей – цесаревен Анны и Елизаветы.
6. Привлекая иллюстрации учебника, расскажите об архитектуре Петербурга времён Петра I. Какие памятники той эпохи сохранились до настоящего времени? Чем они интересны для нас?
Поскольку новая столица России специально создавалась Петром І по европейскому образцу, то и его здания должны были быть построены, с учетом архитектурных стилей, популярных на тот момент в Европе. Доминирующим в Санкт-Петербурге стал стиль барокко. Из сохранившихся памятников той эпохи можно назвать: Петропавловская крепость и Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитектор Д. Трезини), Летний дворец Петра І (архитектор Д. Трезини), а также дворец князя Меншикова (архитекторы Д. Фонтана и Г. Шедель). Эти сооружения интересны нам потому, что являются особенно ярким примером раннего (петровского) барокко, а также дают возможность понять нам как выглядела Северная столица России в первые десятилетия своего существования.
7*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Санкт-Петербург времён Петра Великого. Выберите своего героя, определите цель поездки, изложите впечатления от увиденного. Рекомендуемые формы сообщения — письмо, отчёт, зарисовки для альбома и др.
Дорогой отец! Прошло не так много времени, с тех пор как мы с вами виделись. Сколько всего произошло. Если говорить о главном, то я наконец-то побывал в Санкт-Петербурге, о котором столько всего слышал от однополчан. Целых две недели жил в нашей новой столице. А все началось так. Меня, простого поручика кавалерийского полка, отправили с секретными документами в Военную коллегию. Полковник сказал, что эта честь и великая миссия выпала именно мне. В сопровождение мне дали четырех драгунов. И так, из тёмных смоленских лесов я попал на побережье Балтики.
По приезду в столицу, первое что бросилось в глаза – это огромное количество воды. Вот она, истинная стихия Санкт-Петербурга. Земли здесь почти нет. Вода здесь везде: в каналах, речках, речушках и ручейках. И главное – в море. Я никогда ранее не видел моря. Да и вы, человек редко покидающий пределы своего поместья, потеряли бы от него голову. Я прекрасно понимаю нашего государя Петра, который здесь построил этот город. Недаром, у нас в полку все говорили, что он больше всего на свете любит море. Эти бархатистые волны и солёный воздух невозможно с чем-либо сравнить. А корабли… В жизни никогда не видел такого величественного зрелища, как флотилия из десятка военных суден.
Также меня удивило огромное количество иностранцев. Кого только не встретишь здесь. Англичан, голландцев, датчан, немцев, французов и даже испанцев. Они прибыли на больших кораблях с далеких стран. Какую только не услышишь речь. Прям как в библейском рассказе о Вавилонской башне. Такое впечатление, что полмира съехалось специально для того, чтобы построить этот необычный город. А стройка идет везде. Строятся новые дома, церкви, улицы. И самое главное – всё делается из камня. Деревянных построек почти нет. Такого я не видел нигде. Помнится, в годы моего отрочества, мы с вами и страшим братом ездили в Москву. Так там всё, кроме Кремля, построено по-старинке, из дерева. А здесь – всё наоборот. Вместо кривых и узких улочек – прямые и широкие проспекты. Храмы – тоже на иноземный манер, не так, как обычно. Куполов на них не увидишь. Вместо куполов – высокие и острые шпили. Третьего дня после прибытия меня отправили в крепость Петра и Павла, и там я даже поднимался на самый верх собора. Его все называют Петропавловским. Он ещё строится, но подниматься уже можно. Ну и высота! Такое ощущение, что земля прямо уходит из-под ног.
Видел я также жилице нашего государя, Петра Великого. В Летнем саду. Маленькое и неказистое жилище. Какое-то не по-царски простое. Не ожидал видеть такую простоту и суровость. У его любимца, князя Меншикова, уже настоящий большой дворец, а государь до сих пор ютится в таких скромных условиях. Странно как-то…
В общем-то две недели пронеслись как один день. Я не успел даже оглянуться, как пришло время возвращаться в полк. Меня снабдили различными письмами и инструкциями. Именно их я ждал всё это время. Но ни капельки об этом не жалею. Если бы мог – остался бы в Петербурге навсегда…
8*. Объясните, в чём заключалось «обмирщение» культуры в Петровскую эпоху. В каких областях культуры оно проявилось особенно заметно? Приведите примеры.
«Обмирщение» культуры заключалось в том, что теперь приоритетом в культуре становится не церковь и библейские сюжеты, а отражение повседневной жизни (прежде всего, дворянства). Жизни, какой она есть. Этот подход уже активно практиковался в Европе, но для России был абсолютно новым. До петровских преобразований культура практически полностью была подчинена интересам и потребностям православной церкви. Теперь всё стало наоборот. Культура, в первую очередь, стала подчиняться запросам российской элиты (императора, членов его семьи, придворных и т.д.).
«Обмирщение» культуры, в основном, коснулось русской живописи и архитектуры. Именно эти две области наиболее развивались под влиянием европейской культуры, которую так стремился насаждать в России Пётр І. В живописи приоритетом становится рисование портретов. Подтверждением этого является то, что практически все художники петровской эпохи (как отечественные, так и иностранцы) занимались написанием портретов исторических лиц. Церковные росписи хоть и практиковались (например, А. Матвеевым), но все же имели второстепенное значение.
Что касается светской архитектуры, то тут достаточно взглянуть на Санкт-Петербург, а точнее на его исторический центр. Ведь этот город создавался по замыслу Петра І. И здесь приоритетом было строительство именно светских (Дворец Меншикова, Летний дворец, Здание Двенадцати коллегий) или военных (Петропавловская крепость) сооружений. Из крупных религиозных сооружений того времени можно назвать разве что Петропавловский собор. Это свидетельствовало о том, что теперь строительство церквей и соборов отошло на второй план. Да и их внешний вид мало чем напоминал традиционные русские храмы. Таким образом, «обмирщение» архитектуры, начавшееся с Северной столицы, постепенно начало проникать и в другие уголки огромной Российской империи.
Источник
Государственное управление | Армия, военное дело | Сословная политика | Экономика | Духовная жизнь, культура |
---|---|---|---|---|