Высшее образование в беларуси сочинение

Обновлено: 08.01.2023

Зададимся вопросом: насколько важно иметь высшее образование сегодня?

20 лет назад люди, имеющие высшее образование высоко ценились обществом и были востребованы работодателями. В то время только богатые и умные могли быть высоко образованы.

В наше время всё изменилось, лишь самый ленивый не имеет высшего образования. Поступить в ВУЗ на платную основу может абсолютно любой человек.

Почти каждый считает, что заветный диплом об окончании поможет устроиться на хорошую работу. На самом деле всё обстоит по-другому.

На данный момент на рынке труда нехватка рабочей силы, в тот момент, как почти все имеют дипломы юристов, экономистов и педагогов. И, к сожалению, большинство работает не по своей специальности.

Так для чего нам сегодня стоит получить высшее образование?

Чтобы работать не на той должности, которая Вам по душе, а на той, что востребована?

Мы опросили двух девушек. Одна получает высшее образование в БГУ, а вторая, проучившись 1 год в ГрГУ решила пуститься в свободное плавание, без диплома о заветном образовании. Обе девушки попросили о конфиденциальности.

Каждой из девушек мы задали 2 вопроса: Важно ли высшее образование? И почему его не стоит получать?

Екатерина,20 лет, студентка БГУ: Каждый получает то, что хочет. Если студент имеет желание лишь заплатить вместо добросовестной учёбы , а затем говорит, что университет ему ничего не дал — это его право. Мне процесс обучения даёт то, за чем я и пришла: способность глубоко мыслить и учиться любознательности. Я не вижу причин его не получать, учитывая, что в наше время существует огромное количество возможностей. Учеба в университете не сложна, освоить программы обучения под силу почти каждому. В нашем мире время учебы в ВУЗе пролетит незаметно, и останется в памяти, как нечто беззаботное и веселое, несмотря на мелкие провалы и неприятности в виде сессии.

Вывод однозначен, продолжать можно бесконечно. Это наверняка проблемы белорусского высшего образования, которые необходимо срочно решать. В противном случае произойдёт деградация отечественной системы образования.

Рисунок1-3.jpg

51 учреждение высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности.

15 профилей образования – от технических и естественных наук до актерского искусства.

382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.

Фундаментальный характер университетского образования

267976-P55YEV-465.jpg

В Республике Беларусь можно получить глубокие, фундаментальные знания по всем направлениям, но больше всего страна известна своими сильными научными школами в области физико-математических и естественных наук.

Оптимальное соотношение цены и качества образования

O6PHHI0-1.jpg

Обучение на контрактной основе в белорусских учреждениях высшего образования гораздо дешевле, чем в университетах США, Канады и Великобритании, а по уровню подготовки белорусские университеты составляют достойную конкуренцию западным образовательным организациям.

Возможность обучения на английском языке

253706-P47570-813-1.jpg

В настоящее время 29 учреждений высшего образования осуществляют реализацию образовательных программ высшего образования на английском языке по 73 специальностям.

Легкая адаптация для иностранцев

IMG_0036.jpg

Беларусь – многонациональная страна, здесь легко смогут адаптироваться представители самых разных стран и культур. Учреждения высшего образования гордятся многолетним опытом обучения и условиями для адаптации иностранцев: действуют программы кураторства первокурсников, развит институт студенческих землячеств.

Возможность получить двойные дипломы

111111.jpg

Дипломы белорусских учреждений высшего образования признают в ряде государств мира. Также белорусские учреждения высшего образования реализуют совместные программы с зарубежными университетами, выдавая выпускникам двойные дипломы.

Возможность заниматься спортом

44444444.jpg

Белорусские университеты имеют собственную спортивную инфраструктуру и готовы предложить своим студентам отличные возможности для занятий спортом.

При учреждениях высшего образования создаются спортивные команды, побеждающие на престижных соревнованиях, в том числе на международных универсиадах.

Увлекательная студенческая жизнь

6.jpg

Студентам всегда есть чем заняться после учебы. Они участвуют в спортивных соревнованиях, конкурсах, студенческих праздниках, фестивалях.

Возможность изучения русского и белорусского языков

627-1.jpg

Белорусские учреждения высшего образования предлагают разные программы по изучению русского и белорусского языков – курсы, летние школы, обучение в дистанционном режиме.

Богатая культура Беларуси

maxresdefault.jpg

Самобытная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Современная культурная жизнь страны динамична и разнообразна. В Беларуси проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Белорусские учреждения высшего образования в мировых рейтингах

7.jpg

Белорусские учреждения высшего образования – постоянные участники мировых образовательных рейтингов.

Возможность обучения на бюджетной основе

5.jpg

Иностранные граждане могут поступать в учреждения высшего образования для обучения за счет средств бюджета или на платной основе – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь:

1. Поступление граждан Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана:

Гражданам Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан предоставлена возможность поступать в белорусские учреждения образования на конкурсной основе как гражданам Республики Беларусь по результатам вступительных испытаний в форме централизованного тестирования (данные граждане могут поступать в университеты и на условиях, предусмотренных для иностранных граждан и лиц без гражданства).

2. Поступление граждан Украины

Также учреждения высшего образования имеют право допускать граждан Донецкой и Луганской областей к участию в конкурсе на вакантные места для получения образования за счет средств бюджета в рамках дополнительного набора, а также на вакантные места на условиях оплаты, предоставляемых гражданам Республики Беларусь, без предоставления всего пакета документов, требуемых от абитуриентов.

Условия проведения собеседования с гражданами Луганской и Донецкой областей устанавливаются приемной комиссией учреждения высшего образования.

Прекрасная природа и безопасная среда

1393921948_StrustaLakePanorama_edited-1.jpg

Природа Беларуси уникальна. Здесь можно встретить много редких видов растений и животных. В республике реализуются крупные природоохранные проекты, созданы государственные заповедники и заказники.

Беларусь является страной с очень высоким уровнем безопасности. По состоянию на начало 2018 г. по величине индекса безопасности республика занимает 15 место в мире и 8 место в Европе.

Система образования в республике Беларусь — предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Дети в дошкольном учреждении Беларуси

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительного обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Занятия в Белорусской школе

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Студенты белорусского вуза на лекции

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:

  • Классический университет — готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет — выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт — проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж — здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

Система образования Республики Беларусь обеспечивает получение образования на уровнях основного , дополнительного и специального образования .

Основное образование включает уровни дошкольного , общего среднего , профессионально-технического , среднего специального , высшего и послевузовского образования .

Дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых .

В системе образования Республики Беларусь функционируют примерно 8,5 тысяч учреждений образования , в которых обучается около 3 млн. белорусских граждан . Ежегодно растет количество приезжающих на обучение иностранных граждан.

Высшее образование в Республике Беларусь

Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют государственные ( 42 ) и частные ( 9 ) учреждения высшегообразования различных типов: классические университеты , профильные университеты и академии , институты .

Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования , включающим 382 специальности высшего образования первой ступени (бакалавриат) и 331 специальность высшего образования второй ступени (магистратура).

  • Педагогика.
  • Педагогика. Профессиональное образование.
  • Искусство и дизайн.
  • Гуманитарные науки.
  • Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства.
  • Естественные науки.
  • Экологические науки.
  • Техника и технологии.
  • Архитектура и строительство.
  • Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство.
  • Здравоохранение.
  • Социальная защита.
  • Физическая культура. Туризм и гостеприимство.
  • Общественное питание. Бытовое обслуживание.
  • Службы безопасности.

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) и заочной , в том числе дистанционной , формах. Наиболее распространенная и востребованная – дневная форма обучения, по которой обучается около 2/3 студентов.

Основным языком обучения в белорусских учреждениях образования является русский язык , который иностранные граждане могут освоить на подготовительных отделениях университетов или языковых курсах. Ряд университетов предлагает обучение на английском языке как на первой (бакалавриат), так и на второй (магистратура) ступенях высшего образования.

Учебный год в учреждениях высшего образования делится на два семестра. Первый семестр длится с 1 сентября по 31 января , второй – с 10 февраля по 30 июня . В конце каждого семестра студенты проходят текущую аттестацию (зачеты и экзамены).

Система образования Республики Беларусь находится в постоянном совершенствовании. С распада СССР школьное образование перешло сначала на 11-ти, затем 12-ти летнее. В 2009 году Министерство образования решило вновь вернуться к одиннадцатилетнему образованию в школе. С 2002 года в Беларуси введена 10-ти бальная система оценки знаний на всех уровнях образовательной системы. Правительство уделяет особое внимание социальному, идеологическому воспитанию подрастающего поколения, развитию его интеллектуального уровня.

Школьное образование в Беларуси

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 – 4 классы);
  • общее базовое образование (5 – 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 – 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту. На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования: кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусь основана на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями. Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно обследуют жилищные условия учеников, ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

Дежурство по столовой

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ). Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

Читайте также:

      

  • Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл предложения 36 текста лебеди
  •   

  • Сочинение на тему экология моего района
  •   

  • Сочинение на тему моя будущая профессия машинист бульдозера
  •   

  • Сочинение рассуждение на тему псевдоним тэффи по номеру 9 класс
  •   

  • Русский общественный деятель и писатель чернышевский утверждал что отдельные люди сочинение

Belarus has many
institutions of higher education. They are equivalent to colleges and
universities in other countries. Belarusian State University is the
largest university in Belarus. Universities provide higher education
in all fields, although admission to universities is based on the
results of rigorous examinations. Students must pass the entrance
exams to be admitted to a university or institute of higher
education. An extremely rigorous system of competitive examinations
governs admissions to higher educational institutions. Fewer than one
in five students are accepted. Once admitted, however, students are
given stipends and are guaranteed jobs upon graduation. Tuition is
mostly free.

Higher education
reforms in 1987–1988 were intended to
link higher education more directly to the economy, improve the
quality of scientific research, restrict student admissions while
improving student support, and provide higher educational
institutions with more modern technology and new laboratory
facilities. The major significance of the reforms was to move toward
the democratization of school administration and the
“humanitarization” of the educational process in terms of
students’ individual aptitudes and needs.

A wide range of
private schools, colleges and institutes have been introduced in
Belarus of late. There also were curriculum change and in 1992 some
higher educational establishments began changing tuition.

Now Belarus is a
country with a high educational level. There are 38 state
higher educational institutions and the Academy of Sciences which was
founded in 1929 to carry out research in different fields of science.
The total number of students in our Republic is about 2,5 million (25
percent of the population).

Specialized secondary
and higher education is available for everyone according to his
abilities. People can get a higher education through the full-time,
evening and correspondence courses.

Along with state
higher schools existing in the Republic many non-state institutes of
higher learning have been opened in different towns. Thousands of
young people who for some reason couldn’t enter any state
educational establishments have got an opportunity to continue their
studies and get a higher education. Tuition in non-state institutes
is not free of charge, it is rather expensive. But everybody knows
that money spent on the brain is never spent in vain.

The academic year is
divided into two terms, each ending in examinations. The students
attend lectures and practical classes and have every opportunity to
develop their talents and gifts. Seminars, or discussions, often
based on selected readings, provide opportunities for students to
exchange views with instructors and with one another. Some courses,
especially science courses, require work in a laboratory, where
theory learnt in the classroom is applied to practical problems.

Many courses require a
“term paper”, often simply called “a paper”. A term paper is
based on research students have done in the library or the
laboratory.

At the end of the term
students have their examination period. There also can be “mid-term”
examinations as well as regular tests or “quizzes” (short tests).
These examinations and tests demonstrate whether students are doing
their assignments; they also measure, for both student and professor,
how much and how well the student is learning. Almost all
examinations are “closed book” exams.

Each term is crowded
with activity and the vacations between the terms –
from seven to ten days in February and two months in summer –
are mainly periods for intellectual “digestion” and private
study.

Sport has become an
essential part of students’ life and they can do any sports they
like. The conditions of students’ studies and life are constantly
being improved, many of them live in the hostels.

The higher school
today does not only check the students’ knowledge but develops
their abilities to think creatively and to work productively. Today’s
scientific and technological progress demands of the higher school
graduates to be prepared to deepen their knowledge individually and
adapt themselves quickly to the changes in the branches of science or
industry they have chosen as their specialty. This means that the
future specialists must be given a good grounding in basic subjects.
In order to obtain practical experience all the students of higher
schools have practical training at different enterprises, schools and
offices.

Universities are also
educational centers offering refresher courses for teachers at
tertiary and specialized secondary institutions as well as for
specialists working in non-academic institutions and research
organizations.

The teaching staff of
a university is divided into departments. Each department is headed
by a dean, or chairman, who is usually a professor. Under the dean
are other professors, associate professors, or readers and lecturers.

The student body of a
higher institution is divided into junior and senior students or the
first and second year(s)/third, fourth, and fifth year(s).

Most students receive
grants from the government. They may also help support themselves by
taking part-time jobs while attending classes. In senior courses,
students work under the supervision of a senior lecturer and are
supposed to defend the project before they get a diploma (degree).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что собой представляет высшее в Беларуси, что дает, стоит ли поступать. Список вузов.

Высшее образование в Беларуси: устройство, ценность, вузы

Содержание:

  1. Как устроено высшее образование в Беларуси
    • Уровни высшего образования и как проходит обучение
    • Виды высшего образования
  2. Какое высшее вы получите в Беларуси: рейтинги, популярные и сильные вузы
  3. Перечень вузов Беларуси
  4. Какие есть трудности
  5. Как воспринимается диплом о высшем образовании Республики Беларусь за границей
  6. Что дает высшее образование

Высшее образование – уровень профессионального образования, который дает теоретическую и практическую подготовку, развитие профессиональных навыков и квалификацию, нужную для работы на позициях выше рабочих и служебных. Получают в университетах, академиях, институтах после школы или колледжа, техникума. Суть высшего образования не в том, чтобы научиться делать по алгоритмам, пусть и что-либо сложное, а в творческой работе – выпускники вуза способны создавать новое и улучшать то, что было придумано до них.

Как устроено высшее в Беларуси

У нас получать высшее можно в университетах, институтах, академиях. Всего работают 50 вузов, большинство – государственные, 8 частных.

вузы Беларуси и процент учащихся

Первая диаграмма: % и количество вузов по городам: Минск – 27, Гомель – 6, Могилев – 5, Витебск – 5, Брест – 4, Гродно – 3. Вторая: % и количество учащихся: Минск – 148 000, Гомель – 27 000, Могилев – 22 900, Витебск – 25 800, Брест – 18 600, Гродно – 20 400. Данные за 2020 год, Белстат.

Высшие учебные заведения готовят по 380 специальностям на первой ступени и 331 на второй.

что изучают студенты

Профили обучения студентов, данные за 2019 год, Белстат.
что изучают магистранты
Профили обучения магистрантов, данные за 2019 год, Белстат.

Белорусы могут учиться в государственных вузах бесплатно. Почти по каждой специальности выделяются бюджетные места. По статистике Белстата за 2019 год, бесплатно учились 43,8% студентов, платно в госвузах 49,7%, платно в частных 6,5%.

Зачисление проходит по конкурсу: результаты централизованного тестирования (ЦТ) + средний балл аттестата. Абитуриенты с высшими баллами получают бесплатные места, после зачисления получают стипендию.

Структура высшего образования и как проходит обучение

Беларусь участвует в Болонском процессе, поэтому высшее образование по стандарту состоит из двух ступеней – первая выпускает специалистов (фактически, бакалавриат, но в белорусском кодексе об образовании термин не используется) и магистратуры.

Высшее первой ступени

Первая ступень высшего образования в Республике Беларусь соответствует 6 уровню по Международной стандартной классификации образования (МСКО) – бакалавриату. Дает фундаментальную подготовку по специальности. Длится 4-6 лет, в зависимости от имеющегося образования (школа или колледж), программы обучения и формы получения высшего образования.

На этом уровне можно получать второе высшее образование и последующие на базе высшего. Бесплатно можно учиться только один раз.

Процесс обучения основан на учебном плане. Документ описывает этапы, дисциплины и аттестации по курсам и часам – все, что должен освоить и чего достигнуть студент для получения квалификации.

Организация обучения:

  • Семестры. Длятся 4-5 месяцев, в это время студенты слушают лекции, участвуют в практических или семинарских занятиях. Цель – получить и освоить теорию, натренировать навыки для ее применения на практике. В семестрах студенты сдают отчетные работы для периодического контроля знаний. Работа на семинарских и сданные промежуточные работы обеспечивают допуск к сессии.
  • Сессии. Итог каждого семестра для контроля знаний. Проходят зимой и летом. Состоят из зачетов и экзаменов по дисциплинам семестра.
  • Практики. Есть ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная практики. Организовываются вузом на профильных предприятиях по специальности, чтобы студенты могли понять и вникнуть в будущую профессию. На практике нужно регистрировать опыт в дневнике, в конце составлять отчет о результатах.
  • Исследования. Каждый год с первого курса студенты тренируют научно-исследовательский опыт в разработке курсовых и в конце учебы – дипломной работы. Проекты пишут под контролем научного руководителя.

С высшим образованием молодой специалист без опыта имеет нужные базовые знания по специальности, готов решать профессиональные задачи. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании I ступени. С документом можно работать на позициях с квалификационными требованиями о ВО или продолжать учебу в магистратуре.

Магистратура

Вторая ступень высшего образования, дает углубленные знания в выбранной области. В магистратуру можно поступать с дипломом I ступени или магистра, можно выбрать любой профиль, без привязки к специальности имеющегося образования. Можно учиться бесплатно: пройти на бюджет больше шансов у целевиков, претендентов, настроенных на научное развитие, и отличников с красным дипломом I ступени. Для поступления нужно иметь стаж работы по специальности не меньше 10 месяцев. В магистратуру принимают по вступительным экзаменам вуза, иногда дополнительно проводится собеседование. Учеба длится 1-2,5 года.

Первый этап. Время прохождения спецкурсов профильных дисциплин, обязательных философии и английского, общеобразовательных курсов смежных специальностей. Нужно определиться с темой  магистерской диссертации. Те, кто собирается развивать карьеру в науке, участвуют в научных и профессиональных проектах, делают публикации.

Второй этап. Основная работа – над магистерской. Занятий становится меньше, до раза в неделю. 

Как в на первой ступени, порядок обучения по второй категории высшего образования предполагает учебу в семестрах и сдачу сессий.

После защиты диссертации присваивается квалификация магистра. С дипломом этого уровня можно получать образование после высшего и поступать в аспирантуру, если профиль связан с менеджментом или управлением, можно претендовать на позиции в руководстве.

Формы высшего

В белорусских вузах можно получать высшее образование очно и заочно.

Очно

Очная форма получения образования – это обучение с регулярным посещением занятий и аттестаций по правилам учреждения. Классическая форма учебы в вузах.

У очного есть варианты:

Дневное – основное занятие студента – это учеба, он посвящает ей большую часть времени, посещает занятия по расписанию в дневное время по будням.

Вечернее – учеба в вузе по вечерам и выходным. Чаще всего студент совмещает получение образования и работу или другую занятость. Почти всегда обучение на вечернем платное, но дешевле очного. Таким способом можно учиться только в четырех Белорусских вузах: БГУИР, ГрГУ имени Янки Купалы, БрГТУ и ЧИУП и по небольшому количеству специальностей. Чаще всего программы для вечерников ориентированы на выпускников ссузов, поэтому сокращены по срокам.

очная vs заочная

Очная форма обучения забирает все время, зато позволяет сконцентрироваться на учебе. Заочная дает возможность совмещать получение образования с работой.

Заочно

Заочное – обучение, ориентированное на самостоятельное изучение большей части материала учебного плана. Аудиторно проходит ограниченное число занятий. При классическом заочном аттестации требуют присутствия в вузе.

Дистанционное обучение – разновидность заочной формы обучения, которая предполагает освоение материала студентом с помощью онлайн и дистанционных информационных и коммуникационных технологий. В 2020-2021 году высшее образование дистанционно предлагают получать четыре белорусских университета: БНТУ, БГУИР, ПГУ, ГГУ имени Ф. Скорины. Почти всегда обучение платное.

Мы помогаем поступать на дистанционное в девять российских университетов, которые десятки лет отрабатывают технологии, создали полноценные платформы электронных вузов и адаптированный образовательный контент. Если рассматриваете ДО для поступления, читайте подробнее о партнерских вузах Поступи.бел.

Все формы получения образования равнозначные. Выпускники любой из них получают одинаковые дипломы о высшем образовании государственного образца, могут работать по специальности или продолжать обучение.

Какое высшее образование в РБ получите: рейтинги, популярные и сильные вузы, проблемы

Есть ранжирование по программе ООН «Индекс человеческого развития», он измеряет состояние здоровья, дохода и образования. Рейтинг охватывает почти все страны мира. Беларусь занимает 34 место. Первые – скандинавские страны, Исландия, Ирландия, Финляндия, Швейцария; их ИЧР от 0,96 до 0,94. Последние – Судан, Чад, Центральноафриканская республика с ИЧР 0,43-0,40. Беларусь на 38 месте, Россия на 42, Украина на 45.

Есть еще индекс ООН только уровня образования. В нем Беларусь сразу после Сингапура, на 32 месте. Россия – 39, Украина – 47.

По данным Белстата в Беларуси 33,1% населения занятого в экономике, имеет минимум оконченное первое высшее образование, общий процент среди всех граждан – 18.

Из вузов в мировых рейтингах высшего образования регулярно участвует только БГУ: QS World University Rankings (317), U.S. News (Best Global Universities rankings) (367), THE World University Rankings (1000+), Center for World University Rankings (781), Рейтинг университетов RUR (551).

В рейтинге Webometrics Ranking of World Universities (WRWU) в этом году пятерка белорусских лучших вузов выглядит так:

  • 710 строчка – БГУ
  • 2 877 – БНТУ
  • 3 586 – БГУИР (входит в рейтинг QS EECA, развивающихся стран Европы и Центральной Азии)
  • 3 622 – ГГУ имени Ф. Скорины (Гомель)
  • 3 678 – ГГУ имени Я. Купалы (Гродно)

Беларусь в Webometrics Ranking of World Universities

Беларусь в Webometrics Ranking of World Universities (всего в рейтинге около 12 000 университетов)

По внутренним позициям, самые популярные и сильные университеты – в Минске.

Топ университетов с самыми высокими проходными баллами в 2020 году:

  1. БГУ: 386-362. Высокий конкурс на специальности международных отношений, информатики, менеджмента, права и на журфак.
  2. БГМУ: 383-367. Самый большой конкурс на стоматологию, фармацию и лечебное дело.
  3. БГПУ имени М. Танка: 400 баллов. Специальности с максимальным баллом связаны с высшим педагогическим образованием: оздоровительная и адаптивная физическая культура, белорусский и иностранный, русский и литература.
  4. БГУИР: 351-363. Самые востребованные специальности ИТ+менеджмент или маркетинг, еще игровая индустрия.
  5. БГЭУ: 360. Самый высокий конкурс на коммуникационные технологии в бизнесе.
  6. МГЛУ: 382-355. В Минском лингвистическом популярен переводческий факультет, языки: английский, немецкий, китайский, турецкий, испанский, и профиль лингвообеспечения международных коммуникаций.
  7. ГГУ имени Я. Купалы: 387. Самой сложной для поступления здесь оказалась журналистика.
  8. ВГМУ: 360. В витебский медицинский больше всего хотели поступать на стоматологию.

Высшее образование в Минске сильнее, в топовых вузах планки проходных баллов редко опускаются ниже 200. Но есть и обратная сторона. В некоторые региональные вузы настолько большой недобор, что прием на бесплатное возможен с совсем низкими баллами. Например, в прошлую вступительную кампанию на агротехнический профиль в гродненскую аграрную академию можно было пройти на бесплатное с 107 баллами, на востребованнейшее ИТ с суммой баллов около 230 (университет Скорины в Гомеле), а чтобы стать ветеринаром в витебской академии достаточно было набрать 78-190 баллов.

Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей

Хоть Беларусь вступила в Болонский процесс, дипломы вузов РБ признаются не всегда и далеко не везде. Чтобы диплом о высшем образовании без проблем приняли в Европе, нужно приложение европейского образца Diploma Supplement. Это документ, который подробно рассказывает, какие дисциплины проходил выпускник, насколько успешно, какими навыками владеет. Сейчас его выдают редко, например, в БГУ. Но после изготовления и утверждения защищенных стандартизированных бланков, приложение введут в общее употребление, его можно будет получить вместе с дипломом после любого университета.

Но даже с приложением могут попросить подтвердить квалификацию, в основном, внимательно проверяют навыки. Легче всего принимают дипломы по ИТ специальностям БГУИРа, БНТУ, БГУ. Сложнее подтвердить медицинское образование, потому что система обучения отличается от той, что практикуется в Европе. Пока нет алгоритма действий и для каждого соискателя с белорусским дипломом решение принимается индивидуально.

диплом РБ

С дипломом и приложением Diploma Supplement шансы устроиться на работу в Европе выше

Есть страны, где высшее образование белорусского вуза действительно без процедуры подтверждения. Все ступени и научные звания признаются эквивалентными: в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Документы взаимопризнаются еще: в Азербайджане, Китае, Туркменистане, Вьетнаме. 

В большинстве остальных стран мира, как и в ЕС, вероятнее всего нужно будет каким-то способом подтвердить, что диплом не просто корочка, что за ним реальная квалификация. Тесты или экзамены на подтверждение диплома бывают платными. 

Вузы Беларуси

Перечень действующих государственных и коммерческих учреждений высшего образования Республики Беларусь с факультетами.

Логотип Название Факультеты Город
Академия министерства внутренних дел Академия министерства внутренних дел Милиции
Следственно-экспертный 
Уголовно-исполнительный 
Научно-педагогический 
Права
Минск
Академия управления при Президенте Республики Беларусь Академия управления при Президенте Республики Беларусь Специальности:
Государственное управление и право
Государственное управление и экономика
Управление информационными ресурсами
Минск
Барановичский государственный университет Барановичский государственный университет Инженерный
Педагогики и психологии
Славянских и германских языков
Экономики и права
Барановичи
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия Белорусская государственная сельскохозяйственная академия Агрономический
Агроэкологический
Бизнеса и права
Бухгалтерского учета
Землеустроительный
Биотехнологии и аквакультуры
Мелиоративно-строительный
Механизации сельского хозяйства
Экономический
Горки
Белорусский государственный аграрный технический университет Белорусский государственный аграрный технический университет Агромеханический
Агроэнергетический
Технический сервис в АПК
Инженерно-технологический
Предпринимательства и управления
Минск
Белорусская государственная академия авиации Белорусская государственная академия авиации Гражданской авиации
Военный
Минск
Белорусская государственная академия искусств Белорусская государственная академия искусств Театральный
Художественный
Дизайна и декоративно-прикладного искусства
Экранных искусств
Минск
Белорусская государственная академия музыки Белорусская государственная академия музыки Оркестровый
Вокально хоровой
Народных инструментов
Минск
белорусская государственная академия связи Белорусская государственная академия связи Специальности:
Инфокоммуникационные технологии
Инфокоммуникационные системы (по направлениям):
Инфокоммуникационные системы (техническая эксплуатация)
Инфокоммуникационные системы (сопровождение программного обеспечения)
Почтовая связь
Экономика и управление на предприятии
Маркетинг
Минск
Белорусский государственный медицинский университет Белорусский государственный медицинский университет Военно-медицинский
Лечебный
Медико-профилактический
Педиатрический
Стоматологический 
Фармацевтический
Минск
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Филологический
Дошкольного образования
Исторический
Социально-педагогических технологий
Эстетического образования
Физического воспитания
Начального образования
Физико-математический
Естествознания
Минск
Белорусский государственный технологический университет Белорусский государственный технологический университет Лесохозяйственный
Лесной инженерии, материаловедения и дизайна
Технологии органических веществ
Химической технологии и техники
Принттехнологий и медиакоммуникаций (издательского дела и полиграфии)
Инженерно-экономический
Информационных технологий
Минск
Белорусский государственный университет Белорусский государственный университет Биологический
Военный
Географии и геоинформатики
Журналистики
Исторический
Механико-математический
Прикладной математики и информатики
Радиофизики и компьютерных технологий
Социокультурных коммуникаций
Философии и социальных наук
Физический
Филологический
Химический
Экономический
Юридический
Минск
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники Компьютерного проектирования
Информационных технологий и управления
Радиотехники и электроники
Компьютерных систем и сетей
Инфокоммуникаций
Инженерно-экономический
Доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации
Военный
Минск
Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусский государственный университет культуры и искусств Культурологии и социокультурной деятельности
Традиционной белорусской культуры и современного искусства
Музыкального искусства
Информационно-документных коммуникаций
Минск
Белорусский государственный университет транспорта Белорусский государственный университет транспорта Военно-транспортный
Механический
Строительный
Обучения иностранных граждан
Промышленного и гражданского строительства
Управления процессами перевозок
Экономики и бизнес-технологий
Электротехнический
Гомель
Белорусский государственный университет физической культуры Белорусский государственный университет физической культуры Спортивно-педагогический факультет спортивных игр и единоборств
Спортивно-педагогический факультет массовых видов спорта
Оздоровительной физической культуры
Институт менеджмента спорта и туризма
Факультет менеджмента спорта, туризма и гостеприимства
Минск
Белорусский государственный экономический университет Белорусский государственный экономический университет Маркетинга и логистики
Экономики и менеджмента
Международных экономических отношений
Права
Учетно-экономический
Финансов и банковского дела
Коммерции и туристической индустрии
Международных бизнес-коммуникаций
Высшая школа управления и бизнеса
Довузовской подготовки
Институт социально-гуманитарного образования
Минск
Белорусский национальный технический университет Белорусский национальный технический университет Автотракторный
Архитектурный
Военно-технический
Инженерно-педагогический
Машиностроительный
Механико-технологический
Приборостроительный
Спортивно-технический
Строительный
Горного дела и инженерной экологии
Информационных технологий и робототехники
Маркетинга, менеджмента, предпринимательства
Технологий управления и гуманитаризации
Транспортных коммуникаций
Энергетического строительства
Энергетический
Минск
Белорусско-Российский университет Белорусско-Российский университет Экономический
Строительный
Электротехнический
Машиностроительный
Автомеханический
Минск
Брестский государственный технический университет Брестский государственный технический университет Строительный
Инженерных систем и экологии
Машиностроительный
Экономический
Электронно-информационных систем
Инженерно-экономический факультет заочного образования
Брест
Брестский государственный технический университет Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина Физико-математический
Биологический
Юридический
Географический
Исторический
Социально-педагогический
Филологический
Физического воспитания
Иностранных языков
Психолого-педагогический
Брест
Витебская государственная академия ветеринарной медицины Витебская государственная академия ветеринарной медицины Ветеринарной медицины
Биотехнологический
Витебск
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Лечебный
Фармацевтический
Стоматологический
Народный факультет «Здоровьесбережение»
Витебск
Витебский государственный технологический университет Витебский государственный технологический университет Дизайна
Информационных технологий и робототехники
Производственных технологий
Экономики и бизнес-управления
Витебск
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова Витебский государственный университет имени П. М. Машерова Химико-биологических и географических наук
Математики и информационных технологий
Педагогический
Социальной педагогики и психологии
Гуманитаристики и языковых коммуникаций
Физической культуры и спорта
Художественно-графический
Юридический
Витебск
Военная академия Республики Беларусь Военная академия Республики Беларусь Общевойсковой
Связи и автоматизированных систем
Противовоздушной обороны
Военной разведки
Авиационный
Минск
Гомельский государственный медицинский университет Гомельский государственный медицинский университет Лечебный
Медико-диагностический
Гомель
Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого Гуманитарно-экономический
Автоматизированных и информационных систем Машиностроительный
Механико-технологический
Энергетический 
Гомель
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины Биологический
Геолого-географический
Исторический
Иностранных языков
Математики и технологий программирования
Психологии и педагогики
Физики и информационных технологий
Физической культуры
Филологический
Экономический
Юридический
Гомель
Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный аграрный университет Агрономический
Инженерно-технологический
Защиты растений
Биотехнологический
Ветеринарной медицины
Экономический факультет
Гродно
Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный медицинский университет Лечебный
Педиатрический
Медико-диагностический
Медико-психологический
Гродно
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Гродненский государственный университет имени Янки Купалы Математики и информатики
Инженерно-строительный
Истории, коммуникации и туризма
Психологии
Юридический
Физико-технический
Инновационных технологий машиностроения
Физической культуры
Экономики и управления
Филологический
Военный
Биологии и экологии
Искусств и дизайна
Педагогический
Гродно
Институт пограничной службы Республики Беларусь Институт пограничной службы Республики Беларусь Специальности:
Пограничная безопасность (пограничная служба)
Пограничная безопасность (пограничный контроль)
Пограничная безопасность (оперативная деятельность)
Пограничная безопасность (идеологическая работа)
Минск
Минский государственный лингвистический университет Минский государственный лингвистический университет Институт Конфуция
Факультет английского языка
Факультет немецкого языка
Переводческий факультет
Факультет романских языков
Факультет китайского языка и культуры
Факультет межкультурных коммуникаций
Минск
Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова Иностранных языков
Историко-филологический
Математики и естественная
Начального и музыкального образования
Педагогики и психологии детства
Физического воспитания
Экономики и права
Могилев
Могилевский государственный университет продовольствия Могилевский государственный университет продовольствия Механический
Экономический
Химико-технологический
Технологический
Инженерно-технологический
Могилев
Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь Повышения квалификации и переподготовки
Милиции
Могилев
Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина Технолого-биологический 
Физико-инженерный 
Дошкольного и начального образования
Филологический 
Физической культуры
Мозырь
Полесский государственный университет Полесский государственный университет Экономики и финансов
Биотехнологический 
Организации здорового образа жизни
Инженерный 
Пинск
Полоцкий государственный университет Полоцкий государственный университет Инженерно-строительный 
Гуманитарный 
Механико-технологический 
Компьютерных наук и электроники
Информационных технологий
Финансово-экономический 
Юридический 
Новополоцк
Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь Техносферной безопасности
Предупреждения и ликвидации ЧС
Подготовки руководящих кадров
Безопасности жизнедеятельности
Подготовки научных кадров
Минск
Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (частный) Экономики и управления
Коммерции и финансов
Гомель
БИП БИП — Институт правоведения (частный) Юридический
Международного права
Экономико-правовой
Минск
Институт парламентаризма и предпринимательства Институт парламентаризма и предпринимательства (частный) Специальности:
Политология
Экономика и управление на предприятии
Финансы и кредит
Бизнес-администрирование
Документоведение
Минск
Институт управления и предпринимательства Институт управления и предпринимательства (частный) Экономический
Юридический
Минск
Институт современных знаний им. Широкова Институт современных знаний(частный) Искусств
Гуманитарный
Минск
Международный университет «МИТСО» Международный университет «МИТСО» (частный) Экономический
Юридический
Минск
Минский инновационный университет Минский инновационный университет (частный) Коммуникаций, экономики и права Минск

У всех высших учебных заведений есть лицензии Министерства РБ на деятельность в области высшего образования и аккредитации по направлениям обучения.

Какие у белорусского высшего есть трудности

Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.

Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:

  • Теоретичность

    Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».

    Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.

  • Скорость обновления информации

    То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.

  • Уравнивание

    Вузы Беларуси лишены академической свободы. При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.

  • Осторожность к Болонскому процессу

    Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.

  • Уровень, статус преподавателя

    Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.

    Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям. Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.

  • Высокая стоимость

    Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.

  • Ненастоящие знания

    Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.

  • Игнорирование английского или другого иностранного

    Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).

Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.

Что дает высшее образование?

Высшее образование всегда дает больше, чем на него тратится времени и денег, если есть заинтересованность брать – учиться, вникать, практиковаться. Есть железные универсальные факты, которые всегда говорят в пользу вуза.

  • Профессия=работа

    После выпуска у вас будет диплом с квалификацией, с ним пойдете на работу и будете получать деньги. Какая профессия, ее востребованность, характер работы c высшим образованием и возможность роста – это то, что вы будете пожинать за выбор специальности и усердие в учебе.

  • IQ

    Специалисты с образованием высших учебных заведений имеют более высокий показатель по тестам на IQ. Учеба стимулирует мозговую деятельность, вы учитесь решать задачи, адаптироваться к изменениям, применять знания на практике. Это все позволяет лучше приспосабливаться к жизни и повышает ее качество.

  • Надпрофессиональные навыки

    Университет, независимо от формы обучения, за 4-5 лет обеспечивает список soft skills, которые вы получаете автоматически, то есть специально делать ничего не нужно, но опыт будет. Например, научитесь:

    • Трудиться: учеба приучает к дисциплине, ответственности, пунктуальности, самоорганизованности и просто регулярной работе, что ждет вас после выпуска десятки лет.
    • Общаться: сталкиваетесь с разными людьми, учитесь с ними взаимодействовать, договариваться, находить подходы. (Дистанционное обучение на уровне высшего образования дает опыт удаленного общения, не менее актуальный и применимый, чем в случае с личным).
    • Учиться: получать и применять новые знания – это один из главных критериев приема на работу. Вузовская практика научит это делать эффективно, быстро и без страха.
    • Работать с технологиями: чем больше профильных программ и технологий освоите, тем быстрее и эффективнее сможете выполнять обязанности.
  • Связи

    Вы учитесь с теми, с кем вам предстоит работать – люди вашего возраста и сферы интересов. Возможно, вы найдете друзей на всю жизнь, но то, что у вас будет 100% – это сеть из коллег, которые помогут, подскажут, возьмут в проект, напишут рекомендацию.

Если вы сознательно и целенаправленно намереваетесь получить высшее профессиональное образование, у вас будет инструмент, который может раскрыть потенциал, дать возможности для самореализации.

преподаватель: ожидание, реальность

Когда высшее нужно

Высшее образование необязательное и без него можно прекрасно жить, построить успешную карьеру, открыть доходное дело. Но бывает, без него не обойтись.

Вышка необходима:

  1. Чтобы освоить профессию, которой невозможно научиться другим способом

    Вот пример: когда работала в издательстве, познакомилась с тремя дизайнерами. Все трое окончили разные курсы по верстке или дизайну и отлично справлялись со своей работой, каждый день оформляли газеты, журналы и книги. Стоило ли им получать высшее образование? Скорее всего, нет.

    Но большинство профессий невозможно, опасно или неэтично изучать вне вуза + квалификационные требования для большинства позиций содержат высшее. Вы не научитесь самостоятельно лечить людей, проектировать машины, исследовать планеты или преподавать в университете сопромат.

  2. Попасть «в среду»

    Если говорить об очном (и дистанционном, если вуз позаботился), высшая школа погружает в особую академическую среду, где студенты учатся мыслить творчески, критически, исследовательски.

    Есть мнение, когда мы взаимодействуем с человеком с высоким уровнем интеллекта, мы считываем и усваиваем его модели и механизмы мышления и поведения. На парах (видеолекциях), семинарах (вебинарах), конференциях и просто в коридорах (чатах, форумах веб-университетов) студент находится в круговороте умных, интересных и заинтересованных людей. Косвенно это взаимодействие дает большой интеллектуальный толчок. Как когда вы едете в другую страну на несколько месяцев и сами не замечаете, как начинаете свободно говорить на иностранном языке.

  3. Повысить общую эрудицию

    Специализация начинается только со второй трети обучения, первые 1,5-2 года – общее высшее образование в сфере, которое не имеет прямого отношения к профессии. Обычно из-за этого все возмущаются, а студенты считают, что непрофильные предметы святое дело прогулять. Но программа обучения составлена так, чтобы у специалиста было полное представление о том, как его сфера знаний вписывается в мироустройство.

    Это хорошо видно на медиках – сначала все получают общее медицинское образование, только на последних курсах выбирают узкую область. Например, чтобы работать со зрением, врач должен знать о нервах, мозге, кровеносной системе. Так же экономист, чтобы оптимизировать процессы в одной организации, должен понимать, как работают деньги, ресурсы, рынки в целом.все знания важны

  4. Повзрослеть

    Для выпускников школ это плавный способ перейти к взрослой жизни из детства. Преподаватели отмечают, что первокурсники, иногда и второкурсники – это еще не те студенты, с которыми можно работать как со взрослыми, а наполовину детишки, которых все еще нужно вести за ручку, бранить и воспитывать. К медиуму они постепенно меняют поведение, отношение к учебе и себе. Переход ко взрослой жизни может быть травматичным, но вуз делает процесс более естественным и мягким.

    Для многих студенчество – запоминающееся время как продление беззаботной юности, не столько как академическая ступень. Сложно использовать это в качестве причины для поступления, но момент важный и совершенно нормально его учитывать при планировании будущего.

В первую очередь высшее дает квалификацию, надежный способ обеспечить себя работой и заработком. Затем – опыт развития и взросления, контролируемый с разных сторон и отлаженный. Можно выбрать другие пути становления, и не менее эффективные, но для этого нужно больше воли, целеустремленности и осознанности. Эти качества редко сформированы у выпускников школ и даже колледжей.

Ненастоящие причины получать высшее образование

Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.

Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:

  • «Чтобы не быть дворником»

    Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.

  • Потому что родители настояли (и оплатили)

    С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.

  • Все сверстники поступают

    Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.

Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.


Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.

белорусское высшее

Белорусское высшее  это выбор из вузов и профилей и прочная основа для любого развития

Мы в Поступи.бел работаем с дистанционным высшим образованием: консультируем, профориентируем, помогаем поступать удаленно в университеты и колледжи. Когда нужно высшее дистанционное, оставьте заявку на нашем сайте – свяжемся удобным способом за 10 минут.

Зададимся вопросом: насколько важно иметь высшее образование сегодня?

20 лет назад люди, имеющие высшее образование высоко ценились обществом и были востребованы работодателями. В то время только богатые и умные могли быть высоко образованы.

Рабби Нахман: «Знания, за которые платят, запоминаются лучше»

В наше время всё изменилось, лишь самый ленивый не имеет высшего образования. Поступить в ВУЗ на платную основу может абсолютно любой человек.

Почти каждый считает, что заветный диплом об окончании поможет устроиться на хорошую работу. На самом деле всё обстоит по-другому.

На данный момент на рынке труда нехватка рабочей силы, в тот момент, как почти все имеют дипломы юристов, экономистов и педагогов. И, к сожалению, большинство работает не по своей специальности.

Так для чего нам сегодня стоит получить высшее образование?

Чтобы работать не на той должности, которая Вам по душе, а на той, что востребована?

Мы опросили двух девушек. Одна получает высшее образование в БГУ, а вторая, проучившись 1 год в ГрГУ решила пуститься в свободное плавание, без диплома о заветном образовании. Обе девушки попросили о конфиденциальности.

Конфуций: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению»

Каждой из девушек мы задали 2 вопроса: Важно ли высшее образование? И почему его не стоит получать?

Екатерина,20 лет, студентка БГУ: Каждый получает то, что хочет. Если студент имеет желание лишь заплатить вместо добросовестной учёбы , а затем говорит, что университет ему ничего не дал — это его право. Мне процесс обучения даёт то, за чем я и пришла: способность глубоко мыслить и учиться любознательности. Я не вижу причин его не получать, учитывая, что в наше время существует огромное количество  возможностей. Учеба в университете не сложна, освоить программы обучения под силу почти каждому. В нашем мире время учебы в ВУЗе пролетит незаметно, и останется в памяти, как нечто беззаботное и веселое, несмотря на мелкие провалы и неприятности в виде сессии.

Ангелина,19 лет, хозяйка своей судьбы:  Высшее образование перестало быть конкурентным на рынке труда. Думаю, что опыт и умение общаться гораздо важнее. Диплом дает ощущение гарантии, без сомнений, но в реальности никакой гарантии не существует. При устройстве на работу многие фирмы в курсе качества современного образования. Большинство отдаст предпочтение специалистам с опытом работы, нежели бывшим студентам с корочкой и «пустой головой». Мне понадобился год, чтобы окончательно всё для себя решить. Возможно, я ещё захочу получить высшее образование, но уже не у нас в стране.

Вывод однозначен, продолжать можно бесконечно. Это наверняка проблемы белорусского высшего образования, которые необходимо срочно решать. В противном случае произойдёт деградация отечественной системы образования.

Содержание

  • Дошкольное
  • Школьное
  • Высшее

Система образования в республике Беларусь — предмет небезосновательной национальной гордости. Правительство страны выбрало эффективную стратегию развития системы обучения. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • почти 100-процентный уровень грамотности взрослого населения.
  • 98% работающего населения имеет базовое, среднее или профессиональное образование.

По числу студентов с высшим образованием Беларусь на равных с самыми развитыми странами мира.

Система образования в РБ финансируется из госбюджета. За последние десять лет в Республике Беларусь построено свыше 300 зданий для университетов, школ, детских садов. Огромный вклад внесен в выпуск современных учебников и методических пособий, а технологические новинки в образовательных заведениях стали привычным явлением, а не диковинкой.

При этом система образования в Беларуси до сих пор находится в процессе реформирования. Цели реорганизации:

  • обеспечение всем гражданам равного доступа к образованию;
  • улучшение качества обучения;
  • повышение квалификации преподавателей;
  • интеграция национальной системы образования в мировую;
  • увеличение финансирования отрасли образования.

Дошкольное

Благодаря политике государства система дошкольного образования в Беларуси успешно функционирует и постоянно совершенствуется. Уровень подготовительногоДети в дошкольном учреждении Беларуси обучения самый высокий в СНГ. В стране существуют государственные и частные дошкольные учреждения. В образовании активно внедряются новые технологии, учитывающие индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В детских садах развивают наблюдательность и любознательность малышей, учат правильно говорить и выражать свои мысли, знакомят с культурой общения, формируют умение налаживать контакт с ровесниками и взрослыми. Воспитатели помогают освоить ориентацию во времени и пространстве, закладывают основы позитивного отношения к окружающему миру, порядку, труду и прививают любовь к родине.

В детских садах Республики Беларусь работают грамотные психологи и квалифицированные доктора, которые внимательно следят за психическим и физическим здоровьем каждого ребенка.

Частные детские садики предлагают дополнительные уроки музыки и иностранного языка.

Школьное

Система школьного образования в Беларуси делится на три этапа:Занятия в Белорусской школе

  • начальный: 1-4 классы;
  • базовый: 5-9 классы;
  • средний: 9-11 классы.

Первые две ступени обязательны. Основная цель начального образования – привитие неугасающего интереса к получению новых знаний. Обучение проходит на двух языках – русском и белорусском, но есть и школы, где преподавание ведется исключительно на родном языке. С третьего класса в школьную программу вводится иностранный язык – английский, французский или немецкий.

Основная нагрузка начинается в пятом классе. Добавляются новые дисциплины – физика, геометрия, химия, алгебра. Изучение иностранных языков проходит на продвинутом уровне. Педагоги помогают ученикам раскрыть свои способности и показывают сферы их возможного применения.

Большое внимание в белорусской системе образования уделяется физической подготовке детей. Школьные стадионы соответствуют международным нормам безопасности и санитарии.

В старших классах учеников готовят к поступлению в вузы, программы строятся в зависимости от выбранного направления обучения.

В некоторых городах Беларуси старшеклассники в учебно-производственных комбинатах могут получить рабочую специальность (повар, парикмахер, озеленитель и др.) без отрыва от школьного обучения.

Высшее

Система высшего образования в Беларуси представлена следующими типами учреждений:Студенты белорусского вуза на лекции

  • Классический университет — готовит научных работников высшей квалификации. В программу включены фундаментальные теоретические исследования различных направлений.
  • Профильный университет — выпускает специалистов по одному или двум направлениям. В таких учреждениях можно получить диплом архитектора, дизайнера, агронома, маркетолога или финансиста.
  • Институт — проводит узкопрофильное обучение и готовит переводчиков, политологов, психологов, программистов.
  • Высший колледж — здесь можно получить лишь степень бакалавра.

В некоторых университетах, например Брестском, можно освоить две специальности одновременно.

Форма обучения в вузах очная и заочная, развивается также практика удаленного образования. Срок учебы составляет пять лет. Лекции читаются на русском и белорусском языках. Помимо государственных высших учебных заведений существуют и частные, качество образования в которых строго контролируется правительством.

На данный момент учреждения высшего образования выдают дипломы со степенью бакалавра и магистра. Дипломы докторов наук не предусмотрены.

Система образования в Республике Беларусь

Автор:   •  Апрель 18, 2022  •  Эссе  •  656 Слов (3 Страниц)  •  362 Просмотры

Страница 1 из 3

Эссе на тему «Система образования в Республике Беларусь»

ДМВ, Янушкевич Влады

Хочу начать с того, что же обозначает понятие «образование». Многие трактуют его по-разному, но принято считать, что образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, навыков, формирование развитой личности обучающегося. Для меня важную роль играет последняя часть этого предложения, где говорится, что образование помогает сформировать развитую личность. Именно такие личности, воспитанные и образованные, являются двигателями будущего. Они нужны обществу? Безусловно, и не только ему. Каждой стране нужны умные, эрудированные люди, и Республика Беларусь не является исключением.

Система образования в Беларуси — предмет небезосновательной национальной гордости. Считается, что в нашей стране разработана эффективная система получения знаний, но она до сих пор формируется. Ее главные цели – обеспечить гражданам доступ к образованию, повысить уровень образованности населения и, конечно же, постоянно улучшать качество обучения.

В Беларуси три ступени образования: дошкольное, школьное и высшее. Первая ступень не является обязательной, однако большинство детей, прежде чем пойти в школу, ходит в детские дошкольные учреждения. Вторая ступень – школьная – уже является обязательной. В Беларуси она начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет.  

Само школьное образование делится на три этапа: начальные классы (1-4 кл.), средние классы (5-9 кл.) и старшие классы (10-11 кл.). Отличия между этими этапами существенные. В начальной школе учащиеся имеют минимум предметов и нагрузки, с третьего класса вводится иностранный язык. Все это сделано для того, чтобы дети постепенно привыкали к обучению и заинтересовывались в нем. Начиная с пятого класса добавляются новые дисциплины – химия, физика, биология и т.д. Как я уже говорила выше, при желании учащегося он может прекратить обучение после девятого класса и забрать свой аттестат об общем базовом образовании. Если же учащийся переходит в 10 класс, то он уже получит аттестат об общем среднем образовании после окончания 11 класса. В старших классах учеников готовят к поступлению в высшие учебные заведения, программы строятся в зависимости от выбранного учеником направления.

Доступно только на Essays.club

  • Высчитывать как пишется правильно
  • Высчитала как пишется правильно
  • Высушу волосы как пишется
  • Высушишь как пишется правильно
  • Высушенные листья дуба как пишется