Выставка русские народные сказки

             

       Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

                                                   Савинский детский сад №2

                           Книжная выставка

                   «Русские народные сказки.»

                                Старшая группа

    Подготовила воспитатель

     Первой квал. Категории

     Первойкина В.А.

                                                 2016 год

.C:UsersНаташаAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.WordaB7U1coeGng.jpg

     Программное содержание: Приобщать детей дошкольного возраста к художественной литературе. Уточнять и обогащать знания детей о сказках; народные, волшебные, о животных. Развивать интерес к устному  народному творчеству. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Пополнить словарный запас словосочетанием   книжная выставка. Учить узнавать сказки по иллюстрациям.

Актуальность:

 — Сказка — прекрасное творение искусства. Несомненна и общепризнанна социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок .

— Русская народная сказка —  имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Ход проведения выставки:

Воспитатель: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество. .Ребята а вам нравится  когда вам читают стихи, рассказы,  потешки , небылицы. Авы любите слушать сказки. Перед сном вам мамы или папы читают сказки. Правда ведь.

  Дети: да .

Воспитатель: Ребята а вы были когда – нибудь на    книжной выставке.

Дети: нет.

Воспитатель: А вы хотели бы пойти туда.

Дети:Да.

C:UsersНаташаAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.WordaB7U1coeGng.jpg

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на книжную выставку  Русских народных сказок.

Подвести детей к выставке.

Воспитатель : Ребята а вы любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель: А кто вам читает сказки?

Дети: мама ,бабушка.

Воспитатель: Посмотрите, на выставке размещены книги с    русскими народными сказками. На обложках яркие

иллюстрации. Давайте внимательно посмотрим на эти обложки и попробуем угадать , как называются сказки

Дети подходят к стендам на котрых выставлены книги с русскими народными сказками рассматривают книжки и называют сказки «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Три медведя» «Гуси-лебеди»

 Воспитатель: А теперь что вы лучше запомнили названия, я загадаю вам загадки.

  • На сметане мешён

В русской  печке испечён

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей

(колобок)

  • Посадил ее дед в поле

Лето целое росла

Всей семьей ее тянули

C:UsersНаташаAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.WordaB7U1coeGng.jpg

Очень крупная была

(репка)

  • Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме, том в конце концов

Было множество жильцов

(теремок)

  • Девочка из снега , тут же ожила

Ножкой  шевельнула , ручкой повела

Не любила солнце, не ждала тепла

И зачем с подружкой по ягоды пошла

(снегурочка)

Воспитатель:  Ребята, а  как вы думаете почему эти сказки назвали русские  народные?

Дети : Потому что их придумал русский народ.

Воспитатель: Правильно это русские народные сказки. А ещё есть сказки в которых главными героями являются  животные .Назовите такие сказки.

Дети: «Теремок» , «Заюшкина избушка»

(Из шкатулки вынуть волшебную палочку.)

Ребята а вы знаете, что есть сказки в которых предметы которые совершают чудеса. Как называются такие сказки?

Дети : Волшебные.

Воспитатель : Назовите волшебные сказки?

C:UsersНаташаAppDataLocalMicrosoftWindowsINetCacheContent.WordaB7U1coeGng.jpg

(дети с помощью воспитателя называют сказки)

(Воспитатель берет порванную книгу)

Воспитатель : Ой , Ребята посмотрите а эту книгу кто то порвал.

Ребята, А вы знаете как нужно обращаться с книгами?

Дети : да.

Воспитатель:Куда нужно положить книгу ,когда хочешь ее прочитать?

Дети: на стол

В: Можно сгибать , рвать, дергать страницы в книгах?

Дети: Нет, потому что они помнутся.

В: А рисовать в книгах можно?

Дети : Нет

В: Что может случиться если дергать книгу друг у друга ?

Д: Она может порваться.

В: Правильно . Книгу нужно положить  на стол. Страницы  загибать , дергать не нужно, книга очень быстро состарится ,будет мятая, некрасивая. Рисовать в книгах не нужно, красивые рисунки в них уже нарисовали художники. Чтобы книги долго служили вам ,берите  их чистыми руками и соблюдайте перечисленные правила.

Берегите книги. Читайте книги! Любите книги! Ведь кто много читает – тот много знает.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на свете

Побеждает зло

Воспитатель: Ребята вам понравилась выстака. Подойдите и  выберете сказку которая понравилась вам больше всего , а я вам её прочитаю.

Экскурсия на книжную
выставку «Русские народные сказки»

(средняя группа)

Задачи:

— пополнить словарный запас детей словосочетанием «книжная
выставка»;

— уточнять и обогащать знания детей о литературном жанре –
народных сказок;

— учить узнавать сказку по иллюстрациям;

— дать представление о многообразии оформления книг;

— развивать устную речь, приобщать к совместному участию детей
в мероприятиях, проводимых в детском саду, группе;    

— расширять кругозор;

— формировать интерес и потребность в чтении книг,
рассматривании иллюстраций;

— воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру обращения с
книгой.

Предварительная работа: чтение
русских народных сказок, беседы по прочитанным произведениям, рассматривание
иллюстраций, беседа о правилах обращения с книгой, чтение русской народной
сказки «Теремок», распределение ролей и разучивание слов для игры-драматизации,
подготовка масок и декораций, создание «Книги веселого и грустного настроения»,
веселых и грустных смайликов.

Оборудование:
иллюстрированные книги с русскими народными сказками, маски для драматизации
сказки «Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь), плоскостное
изображение теремка,

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Легенда, преданье народное,

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают.

(Книга.)

Правильно, ребята, это книга. А вы любите, когда вам читают
книги?

Дети: да.

Воспитатель: А кто вам читает книги?

Дети: мама, бабушка, папа.

Воспитатель: Какие книги вы любите, чтобы вам читали?

Дети:. стихи, сказки, рассказы.

Воспитатель: Многим ребятам нравится, когда им читают стихи,
рассказы, потешки и небылицы, поют песенки. Но больше всего дети любят, когда
им читают сказки! Вы согласны со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, вы были когда-нибудь на книжной выставке?

Дети. Нет.

Воспитатель. А хотели бы пойти туда?

Дети. Да, хотели.

Воспитатель. Тогда я приглашаю вас на книжную выставку русских
народных сказок.

Дети проходят к выставке, на которой представлены книги с
русскими народными сказками, знакомые детям. Каждая сказка в 2-3 экземплярах,
книги разной величины, на обложках картинки разных художников: «Репка»,
«Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка», «Три медведя», «Гуси – лебеди»,
«Три медведя».

Воспитатель: Посмотрите, на выставке размещены книги с
русскими народными сказками. На обложках книг яркие иллюстрации.

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на эти обложки и
попробуем угадать, как называются сказки.

Дети поочередно подходят к книгам и
называют ту сказку, которую они узнали по иллюстрации. Воспитатель обращает
внимание детей на то, что сказка «Колобок» находится в двух книгах. Привлекает
внимание детей, что они различные. Просит детей найти эти отличия?

Дети: одна и та же сказка может находится и в большой, и в
маленькой книге, у них могут быть разные картинки, потому что их нарисовали
разные художники. Но все равно по картинкам можно узнать, что сказки
одинаковые.

Воспитатель: правильно. Дети, как вы думаете, почему эти
сказки называются «русские народные»?

Дети. Потому, что их придумал русский народ.

Воспитатель берет заранее
приготовленную книгу с порванной страницей.

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, у этой книги порвана
страница. Кто-то порвал ее. Видимо, этот ребенок не знает, как нужно обращаться
с книгами. А вы знаете? Расскажите, куда нужно положить книгу, когда хочешь ее
почитать?

Дети. Когда хочешь почитать книгу, ее нужно положить на стол.

Воспитатель. Можно сгибать страницы в книгах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Если будешь сгибать страницы, они помнутся.

Воспитатель. Что может случиться, если вырывать книгу из рук
товарища или дергать за страницу?

Дети. Она может порваться.

Воспитатель. А рисовать в книгах можно? Почему?

Дети: . Рисовать в книгах не нужно потому, что красивые
рисунки в них уже нарисовали художники.

Воспитатель: Правильно, ребята, когда хочешь почитать книгу,
ее нужно положить на стол. Если загибать в книге страницы, дергать за них,
книга очень быстро порвется, состарится, будет мятая, некрасивая. Рисовать в
книгах не нужно потому, что красивые рисунки в них уже нарисовали художники. А
если вы хотите, чтобы ваши книги подольше оставались новыми, берите их только
чистыми руками и соблюдайте перечисленные правила. Берегите книги! Ведь кто
много читает – тот много знает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что же нам делать с книгой, у
которой порвана страница?

Дети. Нужно ее полечить, отремонтировать.

Воспитатель. Правильно, ее нужно отремонтировать.

Воспитатель показывает детям как
это нужно сделать: подклеивает книгу кусочком скотча, приготовленным заранее.

Воспитатель: Теперь все в порядке.

Ставит книгу обратно на выставку.

Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку – про сказочного
героя.

Он испекся в русской печке,

У него румяный бок.

Покатился за крылечко

Вкусный, сладкий… (колобок).

Воспитатель: Приглашаю вас в круг, попрыгаем, как колобки.

Дети становятся в круг. Звучит
аудиозапись, дети танцуют. После танца остаются в кругу.

Воспитатель: А хотели бы вы очутиться в настоящей книге
сказок?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда закрывайте глаза, а я произнесу «волшебные
слова».

Эники-беники, скорики-порики, крекс, фекс, пекс.

Сказка, детям покажись! Книга сказок, появись!

Воспитатель: Ребята,  присаживайтесь на стульчики. Вот мы и
очутились в настоящей книге сказок. Садитесь поудобнее.

Воспитатель произносит присказку. Ставит
плоскостное изображение теремка. Дети надевают маски персонажей сказки.  
 

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!

Книга открывается,

Сказка начинается…

На первой странице книги сказок…
Русская народная сказка «Теремок». Дети показывают драматизацию, после проходят
на свои места.

Воспитатель: Как называется сказка, которую вы посмотрели?

Дети. Это русская народная сказка «Теремок».

Воспитатель. Понравилась вам сказка?

Дети: Да.

Воспитатель. А на другой странице книги – игра. Поиграем,
детвора.

Проводится пальчиковая гимнастика
«Любимые сказки».

Будем пальчики считать,

(Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Будем сказки называть:

«Теремок» — просторный домик,

«Колобок» — румяный бок,

«Гуси – лебеди» в лесах,

«Три медведя», Волк, Лиса.

«Маша и медведь»

сказку знаем,

«Репку» мы не забываем,

Знаем Волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад.

(Хлопают в ладоши.)

Воспитатель: Вот сколько русских народных сказок мы с вами
вспомнили. А теперь нам пора возвращаться обратно в группу, чтобы сделать свою
книгу настроения. Повернитесь друг за другом и выходите из книги.

( дети закрывают глаза и оказываются опять перед книжной
выставкой.)

Воспитатель. Расскажите, ребята, где вы были?

Дети. Мы были в книге сказок.

Воспитатель. А куда вы вернулись?

Дети. Мы вернулись в группу, на книжную выставку.

Воспитатель. Я вижу, что всем ребятам понравились и наша
выставка, и путешествие в книгу сказок.

Воспитатель: Что тебе, Мария, сегодня понравилось и
запомнилось?

Ребенок отвечает.

Что понравилось тебе, Даниил?

Ребенок отвечает.

А теперь можно взять с выставки книгу, которая вас
заинтересовала, и внимательно ее рассмотреть. Только не забывайте о том, как
нужно обращаться с книгами.

(Дети подходят к выставке, берут интересующие их книги.)

Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

(средняя группа)

Задачи:

— пополнить словарный запас детей словосочетанием «книжная выставка»;

— уточнять и обогащать знания детей о литературном жанре – народных сказок;

— учить узнавать сказку по иллюстрациям;

— дать представление о многообразии оформления книг;

— развивать устную речь, приобщать к совместному участию детей в мероприятиях, проводимых в детском саду, группе;    

— расширять кругозор;

— формировать интерес и потребность в чтении книг, рассматривании иллюстраций;

— воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру обращения с книгой.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по прочитанным произведениям, рассматривание иллюстраций, беседа о правилах обращения с книгой, чтение русской народной сказки «Теремок», распределение ролей и разучивание слов для игры-драматизации, подготовка масок и декораций, создание «Книги веселого и грустного настроения», веселых и грустных смайликов.

Оборудование: мольберты для книжной выставки, иллюстрированные книги с русскими народными сказками, маски для драматизации сказки «Теремок» (мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь), большая книга сказок (в рост детей) для сюрпризного момента, плоскостное изображение теремка, «Книга веселого и грустного настроения», веселые и грустные смайлики, аудиозапись.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Легенда, преданье народное,

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают.

(Книга.)

Правильно, ребята, это книга. А вы любите, когда вам читают книги?

Ответы детей.

А кто вам читает книги?

Ответы детей.

Какие книги вы любите, чтобы вам читали?

Ответы детей.

Многим ребятам нравится, когда им читают стихи, рассказы, потешки и небылицы, поют песенки. Но больше всего дети любят, когда им читают сказки! Вы согласны со мной?

Ответы детей.

Ребята, вы были когда-нибудь на книжной выставке?

Дети. Нет.

Воспитатель. А хотели бы пойти туда?

Дети. Да, хотели.

Воспитатель. Тогда я приглашаю вас на книжную выставку русских народных сказок.

Дети проходят к мольберту, на котором выставлены книги с русскими народными сказками, знакомые детям. Каждая сказка в 2-3 экземплярах, книги разной величины, на обложках картинки разных художников: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка», «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Три медведя».

Посмотрите, на выставке размещены книги с русскими народными сказками. На обложках книг яркие иллюстрации.

Давайте внимательно посмотрим на эти обложки и попробуем угадать, как называются сказки.

Дети поочередно подходят к мольберту и называют ту сказку, которую они узнали по иллюстрации.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что сказка «Колобок» находится в двух книгах. Чем они отличаются?

Ответы детей.

Правильно, ребята, одна и та же сказка может находится и в большой, и в маленькой книге, у них могут быть разные картинки, потому что их нарисовали разные художники. Но все равно по картинкам можно узнать, что сказки одинаковые.

Дети, как вы думаете, почему эти сказки называются «русские народные»?

Дети. Потому, что их придумал русский народ.

Воспитатель берет заранее приготовленную книгу с порванной страницей.

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, у этой книги порвана страница. Кто-то порвал ее. Видимо, этот ребенок не знает, как нужно обращаться с книгами.

А вы знаете? Расскажите, куда нужно положить книгу, когда хочешь ее почитать?

Дети. Когда хочешь почитать книгу, ее нужно положить на стол.

Воспитатель. Можно сгибать страницы в книгах?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Если будешь сгибать страницы, они помнутся.

Воспитатель. Что может случиться, если вырывать книгу из рук товарища или дергать за страницу?

Дети. Она может порваться.

Воспитатель. А рисовать в книгах можно? Почему?

Ответы детей.

Правильно, ребята, когда хочешь почитать книгу, ее нужно положить на стол. Если загибать в книге страницы, дергать за них, книга очень быстро порвется, состарится, будет мятая, некрасивая. Рисовать в книгах не нужно потому, что красивые рисунки в них уже нарисовали художники. А если вы хотите, чтобы ваши книги подольше оставались новыми, берите их только чистыми руками и соблюдайте перечисленные правила. Берегите книги! Ведь кто много читает – тот много знает.

Ребята, скажите, что же нам делать с книгой, у которой порвана страница?

Дети. Нужно ее полечить, отремонтировать.

Воспитатель. Правильно, ее нужно отремонтировать.

(Воспитатель показывает детям как это нужно сделать: подклеивает книгу кусочком скотча, приготовленным заранее.)

Теперь все в порядке. (Ставит книгу обратно на выставку.)

Отгадайте еще одну загадку – про сказочного героя.

Он испекся в русской печке,

У него румяный бок.

Покатился за крылечко

Вкусный, сладкий… (колобок).

Приглашаю вас в круг, попрыгаем, как колобки.

(Дети становятся в круг. Звучит аудиозапись, дети танцуют. После танца остаются в кругу.)

А хотели бы вы очутиться в настоящей книге сказок?

Ответ детей.

Тогда закрывайте глаза, а я произнесу «волшебные слова».

(Воспитатель произносит «волшебные слова».)

Эники-беники, скорики-порики, крекс, фекс, пекс.

Сказка, детям покажись! Книга сказок, появись!

(Пока дети стоят с закрытыми глазами, выставляется большая книга, в которую они могут пройти. Звучит аудиозапись песни «Приходи, сказка».)

Ребята, проходите в книгу сказок и присаживайтесь на стульчики.

(Дети «проходят» через книгу сказок, попадают на вторую половину группы, садятся на стулья.)

Вот мы и очутились в настоящей книге сказок. Садитесь поудобнее.

(Воспитатель произносит присказку. Ставит плоскостное изображение теремка. Дети надевают маски персонажей сказки.)     

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!

Книга открывается,

Сказка начинается…

(На первой странице книги сказок… Русская народная сказка «Теремок». Дети показывают драматизацию, после проходят на свои места.)

Как называется сказка, которую вы посмотрели?

Дети. Это русская народная сказка «Теремок».

Воспитатель. Понравилась вам сказка?

Ответы детей.

Воспитатель. А на другой странице книги – игра. Поиграем, детвора.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».)

Будем пальчики считать,

(Дети сжимают и разжимают пальцы.)

Будем сказки называть:

«Теремок» — просторный домик,

«Колобок» — румяный бок,

«Гуси – лебеди» в лесах,

«Три медведя», Волк, Лиса.

«Маша и медведь»

сказку знаем,

«Репку» мы не забываем,

Знаем Волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад.

(Хлопают в ладоши.)

Вот сколько русских народных сказок мы с вами вспомнили. А теперь нам пора возвращаться обратно в группу, чтобы сделать свою книгу настроения. Повернитесь друг за другом и выходите из книги.

(Звучит аудиозапись, дети «проходят через книгу» и оказываются опять перед книжной выставкой.)

Воспитатель. Расскажите, ребята, где вы были?

Дети. Мы были в книге сказок.

Воспитатель. А куда вы вернулись?

Дети. Мы вернулись в группу, на книжную выставку.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, на нашей книжной выставке есть еще одна книга, — «Книга веселого и грустного настроения».

(Воспитатель показывает детям книгу, состоящую из двух страниц. На одной странице вверху изображен веселый смайлик, а на другой – грустный.)

Если вам понравилась наша книжная выставка и путешествие в «Книгу сказок», подойдите к столу, возьмите веселый смайлик, снимите с него клейкий скотч и наклейте на страницу веселого настроения. Если вам что-то не понравилось, или грустно, — наклейте грустный смайлик на страницу грустного настроения.

Сначала подойдут девочки.

(Девочки подходят, обозначают свое настроение на страницах «Книги настроения».)

Теперь подойдут мальчики.

(Мальчики подходят, обозначают свое настроение на страницах «Книги настроения».)

Я вижу, что всем ребятам понравились и наша выставка, и путешествие в книгу сказок.

(В случае, если ребенок наклеил грустный смайлик, воспитатель спрашивает, почему ему грустно.)

Что тебе, Марьяна, сегодня понравилось и запомнилось?

Ребенок отвечает.

Что понравилось тебе, Матвей?

Ребенок отвечает.

А теперь можно взять с выставки книгу, которая вас заинтересовала, и внимательно ее рассмотреть. Только не забывайте о том, как нужно обращаться с книгами.

(Дети подходят к выставке, берут интересующие их книги.)

Выставка на тему: «В гостях у сказки»

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Актуальность темы.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают! А. Лесных

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

В читальных залах Российской государственной детской библиотеки представлены необычные книжно-предметные выставки, посвященные русским народным традициям и культуре. Приглашаем  юных читателей и гостей библиотеки окунуться в мир русского фольклора  и народных промыслов России.

Выставка «Дивный сад» Книжно-предметная выставка «Дивный сад» из цикла «Русь сказочная»

В зале художественной литературы и литературоведения представлена книжно-предметная выставка «Русь сказочная» (6+). Сказка – это одно из самых прекрасных творений русского народа. Она знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. 

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

А.C. Пушкин

Выставка «Русь сказочная»Книжно-предметная выставка «Русь сказочная»

Выставка «Русь сказочная» – это удивительное путешествие по сказке, где живут Баба-Яга и прекрасная царевна, змей Горыныч и Илья Муромец, умный Иван-дурак и Царевна-лягушка. На выставке представлены одни из лучших изданий русских народных сказок, проиллюстрированных знаменитыми русскими художниками  И.Я. Билибиным. Н.М. Кочергиным,  А.М. Куркиным.

Также в экспозиции размещены «магические» предметы, которые делают сказку по-настоящему волшебной: ступа Бабы-Яги, молодильные яблоки, чудесное кольцо, волшебное зеркальце, волшебная игла.

   

Сказка – великая духовная культура народа, 
которую мы собираем по крохам, 
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.

А.Н. Толстой

А самые маленькие читатели смогут прийти в гости к Колобку! В зале для дошкольников и младших школьников (зал № 221) организована мини-выставка «Колобок, я тебя съем» (0+), на которой можно увидеть  разные издания любимой всеми с детства русской народной сказки и ее  героев. 

Мини-выставка «Колобок, я тебя сьем»Мини-выставка «Колобок, я тебя съем»

 

В зале научно-познавательной литературы (зал № 227) проходит книжно-предметная выставка «Дивный сад» (10+), посвященная истории народных промыслов России. Рядом с рекомендуемыми изданиями экспонируются предметы, отображающие все многообразие исторических, духовных и культурных традиций русского народа. Русская матрешка, дымковская игрушка, гжель, хохлома, деревянные ложки, самовары, шкатулки, жостовские подносы и павловопосадские  платки. Каждый промысел уникален и неповторим. В нем проявляются вкус, фантазия и талант русского народа.

 

  • Книги, представленные на выставке «Русские сказки»

1. Русские народные сказки / иллюстрации И. Я. Билибин. — Москва : ИД Мещерякова, 2021. – 135 с. : цв. ил. ; 20 см. — (Малая книга с историей).

2. Русские народные сказки [изоматериал] : [комплект открыток] / рис. И. Я. Бибилина. — [Москва] : Издательский Дом Мещерякова, [2011]. — 1 комплект (36 открыток) : фотомех. печ. ; 15×11 см, в обл. (15×32 см, слож. 15×11) см.

3. Русь сказочная : русские волшебные сказки / ил. Николая Кочергина. — Москва : Нигма, 2013. — 215 с. : ил., цв. ил. ; 27 см. — (Наследие Н. Кочергина).

4. Русские народные сказки / собраны А. Н. Афанасьевым. — Москва : Книжный клуб Книговек, 2021-. — 22 см. — ISBN 978-5-4224-1734-6. Русские народные сказки / собраны А. Н. Афанасьевым. — Москва : Книжный клуб Книговек, 2021-. — 22 см. — ISBN 978-5-4224-1734-6. 1. Сказки русские народные Т. 1. — 2021. — 295 с. : ил. – ISBN 978-5-4224-1735-3. (16+)

5. Русские народные сказки / собраны А. Н. Афанасьевым. — Москва : Книжный клуб Книговек, 2021-. — 22 см. — ISBN 978-5-4224-1734-6. — 1. Сказки русские народные Т. 2. — 2021. — 307 с. : ил. – ISBN 978-5-4224-1736-0. (16+)

6. Русские народные сказки / обраб. А. Н. Афанасьева ; худож. В. А. Немов [Текст]. — М. : Белый город, 2009. — 191 с.: ил. – ISBN 978-5-7793-1574-6.

7. Русские волшебные сказки / [в обработке А. Афанасьева, А. Акуловой] ; иллюстрации Александра Лебедева. — Москва : Лабиринт Пресс, 2013. — 144 с. : ил. ; 28 см. — (Сказки, сказки, сказки…). (0+)

8. ДОБРОЕ СЛОВО : НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ / ОБРАБ. А.Н. АФАНАСЬЕВ ; ХУДОЖ. А. КУРКИН. — М. : Радуга, 1998. — 175 С.: ИЛ. — ISBN 5-05-004636-Х.

9. ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО : НАРОДНЫЕ РУССКИЕ СКАЗКИ / ОБРАБ. А.Н. АФАНАСЬЕВА ; ХУДОЖ. А. КУРКИН [Текст]. — М. : Радуга, 1999. — 159 С.: ЦВ. ИЛ. — ISBN 5-05-004688-2.

Библионочь – 2022

  • Книги, представленные на выставке «Дивный сад» 

1. Клиентов, Алексей Евгеньевич (детский писатель,популяризатор знаний).Народные промыслы / А.Е. Клиентов [Текст]. — М. : Белый город, 2002

2. Ожич, Елена Михайловна (псевдоним; детская писательница; 1975 -). Ремёсла русского народа / Елена Ожич ;[худож. Юлия Марголина]. — Санкт-Петербург :Качели, 2017

3. Лаврова, Светлана Аркадьевна (детский писатель,врач; 1964 -). Русские игрушки, игры, забавы / С. А. Лаврова [Текст]. — М. : Белый город, 2007

4. Русские художественные промыслы / [ред.группа М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова, А.Голосовская и др.]. — Москва : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, 2010 (макет 2011). 

5. Дружаева, Ирина Валентиновна (детский поэт,писатель, художник).Дивный сад / И. В. Дружаева ; [ил. авт] [Текст]. — Нижний Новгород : Кварц, 2005

6. Величко, Наина Кареновна (искусствовед,специалист по русской художественной росписи).Русская роспись : техника, приемы, изделия :[энциклопедия] / Наина Величко. — Москва : АСТ-пресс, 2012 (макет 2013)

7. Хохломская роспись : рабочая тетрадь :рекомендуется для занятий с детьми 5-9 лет на уроках труда и изобразительного искусства /[худож. Л. В. Орлова]. — Москва : Мозаика-синтез, 2011

8. Бедник, Наталья Ивановна (историк, искусствовед,член Союза художников России). Хохлома / Н.И. Бедник ; Худож. Л.Солодовникова [Текст]. — Л. : Художник РСФСР,1980

Фото: пресс-служба РГДБ

Больше фотографий в Фотогалерее РГДБ

РГДБ Телеграм

13.03.2018

Книжная выставка «В мире сказок»

Гильфиева Алсу Раифовна

Книжная выставка направлена к пропаганде книжного фонда сказок в библиотеке, продвижению чтения и посвящается к Неделе детской книги.

Оценить★★★★★

6189

Содержимое разработки

«В мире сказок»

Книжнаявыставка-викторина и выставка-кроссворд

«Что за прелесть эти сказки.

Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин

Сказка – любимый детьми жанр, к ней они обращаются в раннем возрасте, когда идёт активное развитие речи, выстраивается поведение, формируются ценностные ориентации.

Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

Сказка даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка побуждает читателя идентифицировать себя с положительными героями, разделять их судьбу, перевоплощаться в них.

Герои сказок становятся носителями определённого отношения к себе со стороны читателей, формирует позиции «люблю, не люблю», «хочу, не хочу быть таким»

«Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. И становится неким духовным оберегом детства» (А. Михайлова)

Встретив на страницах книг «свою эпоху», ребёнок необъяснимо, но, несомненно, начинает ощущать свою связь с минувшими временами, с древними культурами. Дарите детям счастливую возможность побеседовать с хоббитами, полетать с Карлсоном по крышам, погоревать о бедной Русалочке, побыть принцессой или великим волшебником. Тогда книги и чтение станут для наших детей любимым занятием!

Цель выставки: — пропаганда книжных фондов библиотек, раскрытие определенной части информационных ресурсов;

обеспечение осознания мотивов обращения к информационным источникам;

стимулирование способностей к информационному общению;

пропаганда книг к Неделе детской книги.

Оформление выставки:

Название выставки «В мире сказок» написано яркими красками, чтобы привлечь внимание маленьких читателей. Так как разделов выставки будет три, то используем три цвета при написании названия выставки.

Разделы выставки оформляем цветами, которые мы использовали при написании названия выставки.

Выставка состоит из трёх разделов

Первый раздел «Русские народные сказки» — на полках, где выставлены книги, посредине необходимо поставить цитату и выставить картинки известных книжных героев (Колобка, лисичку-сестричку, царевну, Ивана-царевича и др.), вокруг же поставить книги. В этом разделе выставляются не только народные сказки, но и авторские.

Второй и третий разделы выставки – оформляются аналогично первому, только цитату можно ставить не посредине, а сбоку (как позволяет место).

После того как расскажем о нашей выставке, проведем небольшую викторину (приложение №1).На выставке обязательно должны быть книги, вопросы по которым вы задаёте детям. Если у детей какой-то вопрос вызовет

затруднения, он сможет найти на выставке нужную книгу и посмотреть (заранее необходимо сделаем закладки в этих книгах).

Выставка – викторина – это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. Ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельных листах, плакате, читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке).

Выставка – кроссворд – обязательно наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно размножить (ксерокопировать) и раздать эти листочки детям..

Название книжной выставки «В мире сказок»

РазделI: Русские народные сказки

Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Цитата:

« В сказочный мир мы сегодня идём

и за собой всех ребят позовём.

Мы дружная команда, весёлые друзья,

Со сказкою рядом шагаем всегда»

Список литературы:

Аникин, В.П. Русская народная сказка. — М.: Худ.лит., 1984.- 176с., ил.

Волков, А.М. Волшебник Изумрудного города: сказка: для млад. школ. возраста/ А.М. Волков. – М.: Дет.лит, 1984. – 159с.

Губарев, В.Г. Королевство кривых зеркал: сказка: для мл.школ. возраста/ В.Г. Губарев. – М.: Дет.лит, 1992 . – 110с.

Королькова, А.Н. Русские народные сказки:/ рассказаны А.Н. Корольковой.-М.: Наука, 1969.- 406с.

Пушкин, А.С. Сказки: для млад. шк. возраста/ А.С. Пушкин. – М.: Дет.лит, 1984. – 176с.

Русские народные сказки/ сост., вступ. Ст. и примеч. В.П. Аникина; рис. Е.К. Коротковой и др. – М.: Правда, 1985. – 574с.

Толстой, А.Н. Прожорливый башмак: сказки: для дошк. возраста/ А.Н.Толстой. – М.: Малыш, 1991. – 20с.

РазделII: Зарубежные сказки

Эпиграф: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Цитата:

«Желаю тебе со сказкой дружить,

Чтоб в той, где захочешь, ты смог бы пожить».

Список литературы:

Андерсен Х.К. Дикие лебеди: сказки: для мл.шк. возраста/ Ханс Кристиан Андерсен. – Мн.: Юнацтва, 1990. – 379с.

Гауф, Вильгельм. Волшебные сказки / Вильгельм Гауф. – Запорожье: Интербук, 1992. – 410с.

Киплинг, Д.Р. Рикки-Тикки-Тави: сказка:для дошкольного возраста/ Д.Р. Киплинг, пер. с англ. К.Чуковского. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 32с.

Кэролл, Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье: сказки: для младш. шк. возраста / Л.Кэролл; пер. с англ. Н.Демурова. – Мн.: Юнацтва, 1990.- 205с.

Перро, Шарль. Сказки матушки Гусыни, или Истории и Сказки былых времён с поучениями: для детей/ Шарль Перро. – М: Худ.лит., 1991. – 139с.

Уайлькар. Мальчик-звезда езда инәшүче балалар өченуку китабы.-000000000000000000000000000000000000000000000000Харрис, Джоэль Чендлер. сказк Идядюшки Римуса: для дошкол. Возраста/ Дж. Харрис; пер. с англ. М.Гершензона. – М.: Малыш, 1977. – 29с

РазделIII: Татарские народные сказки (Татар халык әкиятләре)

Эпиграф: “ Әкият-балачак хәзинәсе”

Цитата: Әкият өйрәтә безне

Батыр, тырыш булырга.

Әдәплелек сыйфатларын

Үзеңдә булдырырга.

Матурлыкка, дөреслеккә

Өйрәтә ул әкият.

Усаллыкны, явызлыкны

Фаш итә ул әкият.

Әдәбият:

1.Ярмухаметов, Хамит.Татарские сказки-детям /Хамит Ярмухаметов.-Казань : Изд-во Раннур,1999.-350б.

2. Татар халык әкиятләре/К.Миңлебаев редакциясендә.-Казан:Татарстан китап нәшрияты,1984.-490б.

3. Милн,А.Винни Пух маҗаралары/Алан Милн.- Казан:Татарстан китап нәшрияты,1991.-256б.

4. Алиш,А.Мактанчык чыпчык белән тыйнык сыерчык/Алиш Абдулла.- Казан:Татарстан китап нәшрияты,1993.-13б.

5. Вәлитова,Н.Көмешсылу/Н.Вәлитова.- Казан:Татарстан китап нәшрияты,1993.-352б.

6. Балачак китабым:рус телендә сөйләшүче балалар өчен уку китабы.-Казан:Мәгариф,2004.-151.:рәс. б-н.

7. Казакъ әкиятләре. Сыбызгы сере.- Казан:Татарстан китап нәшрияты,1996.-175б.

8. Чегән әкиятләре.- Казан:Татарстан китап нәшрияты,1993.-320б.

Приложение к выставке«Скоро сказка сказывается…»(викторина)

На лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

Василиса Премудрая, русская народная сказка «Царевна-лягушка»

На столе стояла корзинка со спелыми вишнями, и пока она ела, старушка расчёсывала её волосы золотым гребешком. А волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза. Герда, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

А царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

Спящая Царевна, А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.Конёк-Горбунок, П.Ершов «Сказка о Коньке-Горбунке»

Княгиня – диво: под косой луна блестит, а во лбу звезда горит, а сама-то величава, выступает, будто пава. Цар.Лебедь, А.Пушкин «Сказка о царе Салтане

Женщина эта была необычайна прекрасна. Глаза её сияли, как звёзды, но не было в них ни мира, ни тепла. Высокая и стройная, ослепительно белая женщина в шубе и шапке, запорошенных снегом.

Снежная королева, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Эта вовсе не красива: и бледна, и тонка, чай, в обхват – то три вершка; а ножонка – то, ножонка! Тьфу ты! Словно у цыплёнка.

Царь-девица, П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Из-за картонного дерева появился маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

Пьеро, А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Незнайка, Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками. Хоттабыч, Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Бу өзек кайсы әкияттән?
1) Борын-борын заманда булган, ди, дәү сакаллы бер Кәҗә.
Аның булган, ди, бәтиләре. Тагын булган, ди, бу Кәҗәнең бер өй-куышы. Кәҗә бәтиләре белән шул өй-куышта рәхәт-рәхәт тора икән, ди.”(“Кәҗә белән Бүре”)

Егет көн саен атасы янына керә икән. Атасы моннан:
-Нихәл, улым, дөньяда ниләр бар?-дип сорый икән.
Егет күргәнен-ишеткәнен барын да сөйләп бирә икән. (“Зирәк карт”)

Сылубикә уйный, көлә. Җилбикәне, әгәр абзыйларыңа дөресен әйтсәң, кара аны, минем усаллыкны күрерсең дип, гел куркытып тора , ди. (“Җил арба”)

Борын-борын заманда зур карурман эчендә бер убырлы карчык торган, ди. Аның бер улы белән Гөлчәчәк атлы килене булган. Карчык бик явыз икән , ди. (“Гөлчәчәк”)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/303368-knizhnaja-vystavka-v-mire-skazok

Также вас может заинтересовать

  • О необходимости внедрения современных электронных технических средств обучения и возможности их применения на уроках сольфеджио
  • Программа элективного курса «А как лучше сказать?»
  • Примерные упражнения на развитие универсальных учебных действий на занятиях по английскому языку.
  • Календарно-тематическое планирование по курсу «Учусь создавать проект» для 1 кл.
  • Программа элективного курса «Введение в журналистику»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Выставка иллюстраций к сказкам
  • Выставка викторина в библиотеке по сказкам
  • Выставить на показ как пишется
  • Выставили как пишется правило
  • Высплюсь как пишется правильно