Вывод о важности сказок пушкина

Сложно найти человека, который не знает о творчестве Пушкина, кто не прочел в своей жизни ни одного его стихотворения или отрывка из прозы. Произведения этого русского поэта изучают в школе, его сказки читают мамы своим малышам. Если со стихами Пушкина все понятно – знатоки ими восхищаются, влюбленные учат наизусть, то сказкам отводится особое внимание. Чему учат сказки Пушкина, чем они примечательны и почему нравятся детям – эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.


Содержание

Загадочный и чудесный мир сказок

Мудрость в сказках Пушкина

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Сказки Пушкина (список всех сказок)

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

  • «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • «Сказке о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане»
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • «Сказка о золотом петушке»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Жених»

А. С. Пушкин острый интерес к русской народной сказке стал проявлять только в последнее десятилетие своей жизни. Долгими часами он мог сидеть и записывать то, что ему баила няня Арина Родионовна. В основном материалом сказок Пушкина стало именно то, что рассказывала няня, т.е. русские народные сказки, передаваемые из уст в уста.

Народная сказка совсем не обязательно предназначена для детей. Ее важнейшим назначением было занимать слух и ум простых крестьян долгими зимними вечерами, когда они собирались в избу каждый со своим рукоделием. И А. С. Пушкин свои сказки писал для всех. Наверняка, он удивился бы, если бы узнал, что со временем основными читателями его сказок станут дети. Но, конечно же, сказки Пушкина для детей!

Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. Пушкин для детей настолько свой, что когда в 1937 в Москве памятник поэта хотели перенести из сквера на более освещенное место, дети не позволили это сделать.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.

все сказки Пушкина для детей, произведения

Загадочный и чудесный мир сказок

Что такое сказка? Энциклопедии и взрослые образованные люди ответят, что это литературный жанр, народный фольклор, основанный на вымысле. Но для любого ребенка сказка – это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда победит зло.

По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить малыша сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем куча нотаций и замечаний родителей и воспитателей.

Для маленьких деток очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание малыша простотой и красочностью образов. Сказки А. С. Пушкина – не исключение. Они запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.

чему учат сказки Пушкина Александра Сергеевича

Мудрость в сказках Пушкина

Сказкам в творчестве Пушкина уделено не так много внимания, как теме любви или природы. Но образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Ребенку легко представить и «ученого кота» и «дуб зеленый» и богатырей, выходящих строем из волн моря.

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.

Сказки Александра Сергеевича Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Произведения Пушкина для детей оказывают огромное влияние на их эмоциональное развитие, развивают воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

детские сказки Пушкина, какие сказки написал Пушкин

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. 

В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее. Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.

Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте. Можно посмотреть их с малышом, но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало. 

сказки Пушкина список всех сказок

Сказки Пушкина (список всех сказок)

Не все знают, какие сказки написал Пушкин, ведь их гораздо больше общеизвестных нам с детства. О некоторых из них, наверняка, не знают не только дети, но и многие взрослые.

Вот список сказок Пушкина:

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  2. «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
  3. «Сказка о золотом петушке»,
  4. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»),
  5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
  6. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  7. «Сказка о медведихе»,
  8. «Песнь о вещем Олеге»,
  9. «Царь Никита и сорок его дочерей»,
  10. «Жених».

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи.

Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду. Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» — в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.

За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

«Сказке о рыбаке и рыбке»

Насколько плохо и себе дороже быть жадным Пушкин описал в «Сказке о рыбаке и рыбке». С одной стороны, вознаграждается сочувствие Старика по отношению к рыбке и, с другой стороны, справедливо наказывается жадность его жены. Как бы ни хотелось быстрее пройти путь от «разбитого корыта» до «владычицы морской», но по велению Золотой Рыбки это не сделать.

Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.

Конечно же, «Сказка о рыбаке и рыбке» — пушкинская сказка сказок. Говорят, что это сказка Пушкина о муже и жене, о том, как не должны выстраиваться отношения между мужем и женой. Муж поставлен в семье главой и представляет собой разумное начало. Именно его задача корректировать эмоциональность и импульсивность жены. Интересно, что в сказке три действующих лица – старик, старуха и рыбка, а в названии присутствует только рыбак и рыбка. Основой жизни христианина является умение себя ограничивать во всем: еде, питье, сне, удовольствиях, любых благах жизни. Тридцать три года старик и старуха умели довольствоваться малым – даже жили в землянке. А тридцать три года означают зрелость человеческой личности.

Вот идеальная семья: старик ловит рыбу, старуха прядет пряжу, оба довольствуются тем, что Бог пошлет. Но вот Бог посылает испытание: золотую рыбку, которая может исполнить любое желание. Старик удивлен, напуган, он отпускает золотую рыбку, так как бескорыстен. Но своим безволием, слабохарактерностью старик позволяет настолько раздуться гордыне старухи, что она, в конце концов, желает стать «владычицей морской», считай самим Богом. Раздулась, как пузырь, и лопнула. Старик не выдерживает испытания властным характером старухи, старуха не выдерживает испытания чудом. И оба оказываются у разбитого корыта.

Фразеологизм «разбитое корыто» ребенок, наверняка, вспомнит в своей жизни не единожды.

Пушкин для детей, герои сказок Пушкина

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане» – самая-самая волшебная, самая феерическая из всех пушкинских сказок. Чудеса в ней просто фейерверком следуют одно за другим. Но самое интересное это то, что в ней нашли отголоски исторические предания, хранительницей которых была Арина Родионовна. Няня Пушкина была родом с русского Севера, где еще помнили сказания о Киевской Руси. Присказка «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» описывает древний торговый путь из Варяг в Греки. Жители русского Севера, поморы, хранили в своих преданиях память об острове Рюген, самом крупном в Балтийском море, принадлежавшем немцам. До немцев здесь жили руги или русы. Когда-то остров носил название Руян. Остров перестал быть русским, когда пресеклась русская княжеская династия в ХIII веке. Впоследствии остров был датским и шведским. Но жители русского Севера сохраняли память в фольклоре об острове. Название Руян преобразовалось в Буян.

Эта сказка Пушкина для детей начинается с того, что царь-батюшка, гуляя в крещенский сочельник, подслушивает разговор трех девиц о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала женой царя. Царю Салтану понравились слова третьей девицы о том, что она родила бы царю богатыря. В традиционном обществе, и в родовом и в христианском, деторождение считалось основной ценностью, никак не сравнимой с ценностью пиров или драгоценными одеяниями.

Царь берет в жены третью девицу, первую берет во дворец в качестве поварихи, а вторую – в качестве ткачихи. Царь уходит на войну, у царицы через 9 месяцев рождается необыкновенный сын. И вот тут повариха с ткачихой расставляют свои коварные сети, чтобы погубить ненавистную царицу с ее сыном. Замурованные в бочке царица и царевич приплывают на чудесный остров, который становится их новым домом. И что бы ни делали впоследствии злые повариха с ткачихой, чтобы обманывать царя, все их козни и хитрости не достигают своей цели, — с помощью царевны Лебедя, которую он спас, царевич Гвидон получает все чудеса света, и волшебную белочку, и тридцать трех богатырей, и саму царевну Лебедь в качестве жены. Царь Салтан приезжает посмотреть на все эти чудеса и находит свою жену и сына живыми и невредимыми. Тут, конечно, пир на весь мир и даже повариха с ткачихой великодушно прощены.

Читая «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына, но, как и полагается в сказке для детей Пушкина, побеждает любовь и прощение.

Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и привнести в нее много неприятных и неправильных решений.

читать о сказках Пушкина детям

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» создана на фоне интересных жизненных обстоятельств Пушкина, – в ту пору поэт был горячо влюблен и сватался к Н. Гончаровой. Не ошибемся, если скажем, что все те положительные качества, которыми писатель наделил царевну, присущи были его невесте.

Царевна прекрасна собой, она не белоручка, — в терему у семи богатырей она все хозяйство взяла на свои плечи, она скромна, «тиха», верна царевичу Елисею. Ей противостоит царица-мачеха, которая хоть и красива внешне, но имеет гордый, злобный и завистливый характер. Основным ее занятием является самолюбование, «самоистуканство». Царевич Елисей воплощает собой верность. Он похож на богатыря, который ради поиска любимой, бесстрашно отправляется на край света и на равных обращается со стихиями – Солнцем, Месяцем, Ветром. Добро и любовь побеждает: Елисей находит царевну, разбивает хрустальный гроб, и царевна оживает. Зло наказано: царица-мачеха умирает от злобы и зависти.

Сюжетная основа этой сказки для детей Пушкина созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя её, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

В «Сказке о мертвой царевне» Пушкин ведет историю о победе верности и добродетели над гордыней и злобой.

Скромная красавица-царевна мешает жить коварной и тщеславной царице. Все попытки извести молодую соперницу не могут привести к требуемому результату. Ведь в помощниках у справедливости и природа, к которой обращается за советом Елисей, и сила богатырей, по-джентльменски отнесшихся к случайно забредшей к ним красавице. Долгая история заканчивается счастливо и это характерно для любой детской сказки Пушкина.

«Сказка о золотом петушке»

Чему учит сказка о Золотом петушке?

История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Главному герою предлагается помощь, взамен на ответную услугу в будущем. Царь с радостью принимает подарок, не думая, чем ему это может обернуться. А задуматься стоило, ведь неизвестно, что в дальнейшем могут потребовать за оказанное одолжение. Эта беспечность обошлась ему дорого, так как сдержать слово, данное мудрецу он не смог. Мораль такова: не давай обещаний, если не знаешь, сможешь ли сдержать обещание, а если уж дал слово – то держи его.

«Руслан и Людмила»

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. 

Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

«Жених»

Малоизвестная сказка-баллада «Жених» предназначена для более старших детей. Это произведение знакомит юных читателей с народными песнями и самим обрядом свадьбы. Своеобразный жанр произведения раскрывает коварную сущность жениха-злодея и духовную победу невесты Наташи над ним.

что для меня значат сказки Пушкина А. С.

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только о сказках Пушкина, прочитанных в раннем детстве, не забудут уже никогда. Они помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству. 

В заключение важно отметить, что литературные сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Счастливы те детки, которым еще предстоит открывать мир пушкинских сказок, входить в неведомую страну, где «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом».

Сказки Пушкина для детей — поистине кладезь народной мудрости. Они должны занять достойное место не только на книжной полке, но и в сердце каждого ценителя русской литературы.


Викторина для детей на тему — Сказки А.С. Пушкина

 

Чему учат сказки Пушкина: зависть и жадность до добра не доведут

Нечасто бывает, что писатель сказок знаменит на весь мир. А. С. Пушкин сделал огромный вклад в развитие русского литературного языка. Его произведения легко узнать среди всех остальных. Первое, с чем знакомятся дети – это сказки. Невольно возникает вопрос, чему учат сказки Пушкина? У автора 5 сказок с разными сюжетами. Но во всех четко прослеживается главная мысль: «Нужно быть благодарным, за то, что имеешь, знать меру и не жадничать». Такой вывод можно сделать из «Сказки о золотом петушке», «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказке о рыбаке и рыбке».

Сказки о золотом петушке

Суть сказок А. С. Пушкина

В произведениях автора добро всегда побеждает зло, а удача на стороне простодушных героев. У каждой сказки своя суть, особый сюжет и колоритные персонажи. Благодаря стихотворной форме произведения легко читать. Но также важно выбирать книги с качественными иллюстрациями. Сочные картинки помогают детям живо представить происходящее, героев и чудеса, которые описываются.

  • В «Сказке о царе Салтане» Царевна-лебедь создает на пустынном острове великолепный город «с теремами и садами». Она сотворила для Гвидона белочку, поющую песенки и разгрызающую орешки из золота и изумрудов. Следующим чудом стали 33 богатыря, появляющиеся из пены морской. Затем лебедь сам превращается в прекрасную царевну, красоты такой, что дух захватывает.
  • В сказке о золотой рыбке бедный старик встречается с волшебным существом, исполняющим желания. Но насколько они благоразумны, и что принесут в итоге?
  • В «Сказке о мертвой царевне» много пугающих и таинственных образов: злобная царица, яблоко, полное яда, хрустальный гроб в пещере, подвешенный на цепях. Но конец ее счастливый. Влюбленные чудесным образом воссоединяются, а главная злодейка гибнет от своей зависти и злости.

Все эти и другие пушкинские сказки можно найти в хороших изданиях сборников. Например, «Сказки Лукоморья» (Качели), «Все сказки Пушкина» (Росмэн-Пресс), «Сказки Пушкина» (Олма Медиа Групп).

Смысл

В основу авторских произведений легли русские народные сказки или же сплав русских и западноевропейских сказочных вариантов. Любовь к сказкам юному поэту в детстве привила няня Арина Радионовна. Повзрослев, автор облачил известные ему сюжеты в стихотворную форму, задал сатирическую направленность.

Александр Сергеевич Пушкин

Смысл сказок Пушкина заключен в послании для детей, что алчность, зависть и злоба ни к чему хорошему не приведут.

  • Жадный поп, у которого Балда целый год работал бесплатно, теряет рассудок.
  • Ненасытная старуха остается с разбитым корытом.
  • Завистливую царицу губит ее же бессильная злость.
  • Лживые ткачиха, повариха и Бабариха получают позор на свою голову.
  • Старый царь Дадон убил в порыве злости мудреца, хотя обещал исполнить его желание. За это золотой петушок клюнул его в лоб так сильно, что он умер.

Литературные исследователи также находят и скрытый смысл в сказках А. С. Пушкина. В них выражен характер русского народа, его исторические и психологические ценности, слабости и упорство. Автор тонко поднимает социальную тему. Деликатно и изящно Пушкин описывает насмешливое отношение к царям и царицам простого народа. Так, например, Царь Салтан представлен глупым самодуром, идущим на поводу у вероломных ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи. Многие цари и царицы в произведениях бессильные, ленивые, жестокие и глупые.

Сказка о царе Салтане 2

Сказки Пушкина исследуются на протяжении почти двух веков. В них находят символы из древних сказаний:

  • Лебедь – это не просто волшебная птица, а символ верности, чистоты и красоты.
  • Три девицы под окном напоминают трех сестер из греческой мифологии. Одна тянет жребий новорожденного, друга ткет его жизненную нить судьбы. Третья разрезает жребий, что означает смерть человека.
  • Золотой петушок отсылает к мифологии древних славян. В ней магическая птица своим пением сообщает о сотворении и окончании мира.

Чему учат?

Сказки Пушкина помогают воспитать в детях высокие духовные качества, эстетический вкус благодаря образному языку и богатой лексике.

Они имеют положительный нравственный посыл, учат разграничивать зло и добро. Писатель обличает жадность, зависть и воспевает кротость и добродушие.

Чему могут научить сказки Пушкина:

  • Воспитывать в себе силу духа, не сдаваться и не уступать злу.
  • Быть смелым и находчивым.
  • Поступать по совести, быть мудрым.
  • Не желать слишком много, знать меру.
  • Держать данное слово.

Главная мысль и мораль

Вынести урок из сказки помогает понимание главной мысли автора. Какие главные мысли и морали в сказках Пушкина:

  • О царе Салтане. Зависть до добра не доводит, а ложь, даже самая продуманная, в конце раскрывается. Милость царя показывает, что искреннее раскаяние достойно прощения.Иллюстрация из сказки о царе Салтане
  • О рыбаке и рыбке. Алчность ослепляет и лишает всего, что мог бы получить человек, знай он меру. Благодарность не может быть бесконечной, и не следует ей злоупотреблять.Сказка Пушкина о рыбаке и рыбке
  • О попе и работнике его Балде. «Скупой платит дважды». Смекалка помогает выйти победителем. Жадный поп не хотел платить за работу Балды, и не думал наперед, что придется расплачиваться. Но час расплаты всегда приходит, и плата за труд должна быть справедливой.Сказка о попе и работнике его Балде
  • О золотом петушке. Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь сдержать свое слово. За нарушение обещания можно дорого поплатиться.Сказка о золотом петушке Пушкин
  • О мертвой царевне и семи богатырях. Гордыня, злость и зависть не приносят счастье. Чистая душа – главная красота в человеке. Нужно поступать по совести, преодолевать препятствия, и не опускать руки. Тогда сама судьба подскажет выход из сложной ситуации, подарит счастье и исполнение мечты.Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказочные персонажи

В произведениях Пушкина ярко выражен контраст между положительными и отрицательными героями.

  • Царь Салтан – милостивый государь, великодушный, но слишком доверчивый. Положительный герой. Из-за своей лишней доверчивости пережил много бед.
  • Балда – работник попа. Трудолюбивый, смекалистый, справедливый.
  • Золотая рыбка. Умеет исполнять желания. Говорящая, волшебная, положительный персонаж.
  • Старик со старухой. Семья бедных рыбаков, живут на берегу моря в землянке. Старик добрый, старуха – жадная, алчная, ненасытная.
  • Лебедь – волшебная царевна в образе лебедя. Красивая, верная, готовая исполнить любое желание спасителя.
  • Князь Гвидон – сын царя Салтана. Сильный, смелый, целеустремленный.
  • Золотой петушок – волшебный персонаж, предупреждающий царя о надвигающемся войске. После нарушения клятвы умертвил царя. Олицетворяет собой справедливость, правосудие.
  • Сватья Бабариха – завистливая и коварная, оклеветала царицу вместе с ткачихой и поварихой.
  • Царь Дадон – вздорный и своенравный правитель, пожелавший на старости лет спокойной жизни. Нарушил обещание и поплатился за это жизнью.

Обсуждая характеры и поступки сказочных персонажей с ребенком, можно легко донести, что такое хорошо, и что такое плохо.

Царь Дадон

Какие вопросы обсудить с детьми по теме сказок Пушкина?

Читая произведения автора, можно заметить, что они льются будто песня. Они легко и быстро читаются, но могут быть непонятны детям из-за наличия старославянизмов. Сказки Пушкина после прочтения с детьми нужно обсуждать и прояснять непонятные моменты. Например, «отдохнуть от ратных дел», значит, «перестать воевать». Вскоре ребенок сможет беспрепятственно представлять картины, которые описывает автор, увлекаться ими и заинтересовываться.

Пробудить интерес к сказкам Пушкина помогают викторины и кроссворды. Какие вопросы можно задавать:

  • Какой домик построили белочке-затейнице? (Хрустальный).
  • Кто превратил Гвидона в комара? (Царевна-Лебедь).
  • Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец).
  • Кто пожелал стать владычицей морскою, и управлять золотой рыбкой? (Старуха).
  • Какой фрукт дала царевне нищая черница? (Яблоко).

Принцесса и яблоко

Чтобы подсказать ребенку, какой смысл и чему учит сказка, следует задавать наводящие вопросы. Например:

  • Какой сказочный персонаж тебе запомнился больше всего? Почему? Больше всего мне запомнилась золотая рыбка. Я бы тоже хотел(а) загадать желание, чтобы его исполнили. Они бы принесли пользу. Я бы пожелал(а)…
  • Почему мачеха возненавидела царевну? Мачеха была злой, слишком самолюбивой, позавидовала красоте девушки.
  • Что больше всего понравилось в «Сказке о золотом петушке? Как петушок наказал царя Дадона за смерть звездочета. За свою подлость он получил по заслугам.
  • Опиши характер царя Салтана. В чем он ошибся? Он был добрым, мудрым, умел прощать. Его называли «царь-отец». Но он ошибся, поверив ткачихе с поварихой. Следовало проверить их слова. Тогда бы воссоединение с семьей произошло бы быстрее.

В сказках Пушкина есть великая мудрость: «Добро всегда побеждает зло, ложь рано или поздно раскрывается, а злодей остается ни с чем». Местами мрачноватые, но полные чудес, они остаются в памяти на долгие годы. Произведения автора вне времени. Их хочется перечитывать, чтобы снова и снова переживать ощущение волшебства, справедливой победы добра. Образы, которые рисуются в воображении, могут быть использованы для творчества – собственных стихов, сказок, музыки или рисунков.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Содержание

  • 1 Тема исследования
  • 2 Актуальность проблемы
  • 3 Цель
  • 4 Задачи
  • 5 Гипотеза
  • 6 Этапы исследования
  • 7 Объект исследования
  • 8 Методы
  • 9 Ход работы
  • 10 Наши результаты
  • 11 Выводы
  • 12 Список ресурсов

Тема исследования

Какое воспитательное значение имеют сказки А.С. Пушкина?

Актуальность проблемы

Чтение любой литературы оставляет у нас много впечатлений. В мир сказок нас вводят родители уже с первых дней жизни. Каждая сказка воспринимается нами как облако волшебства, герои нам кажутся идеалами, а отрицательные персонажи не воспринимаются как злодеи. Но каждая сказка несёт в себе скрытый воспитательный момент.Научиться видеть его зависит от того, как читатель понял текст, то есть «пропустил текст через себя», как он умеет работать с текстом, доказывать правоту своего ответа не только ссылаясь на текст, но и зачитывать те или иные моменты (строки) текста, анализировать его. А это самое сложное.Поэтому одна из главных задач на уроке литературного чтения — научить детей работать с текстом, выполняя различные задания к нему.

Цель

Провести исследовательскую работу и выяснить, какое воспитательное значение оказывают сказки А.С. Пушкина на читателя.

Задачи

1. Познакомиться с текстами сказок А.С. Пушкина.

2. Найти главных героев сказок, сравнить характеры сказочных героев с характерами реальных людей. Сделать выводы.

3. Работая с текстом сказок, найти и выписать из них афоризмы, дать им обоснование.

4. Проследить, всегда ли сказки А.С. Пушкина одинаково заканчиваются.

Гипотеза

В сказках всегда добро побеждает зло!

Этапы исследования

  • изучение сказок А.С. Пушкина
  • сравнительный анализ положительных и отрицательных героев сказок
  • поиск мудрых слов (афоризмов) в сказках А.С. Пушкина
  • выводы по концовке прочитанных сказок А.С. Пушкина

Объект исследования

Сказки А.С. Пушкина с точки зрения воспитательного значения.

Методы

  • поиск
  • исследование
  • анализ
  • сравнение
  • обобщение

Ход работы

  • Изучили тексты сказок А.С. Пушкина
  • Поставили цель и задачи предстоящей работы.
  • Составили план работы группы.
  • Распределили обязанности внутри группы:
 - Марина и Дима выполняют исследование, связанное с поиском положительных и отрицательных героев сказок, и проводят       
   сравнительный анализ этих героев.
 - Лера и Вова осуществляют поиск афоризмов в текстах сказок и исследуют их значения.
 - Оля и Толя проводят наблюдения над концовкой сказок и делают выводы.
  • Провели исследование.
  • Сделали выводы по выполненной работе.
  • Отчёт представили в виде презентации «Воспитательное значение сказок А.С. Пушкина?»
  • Защитили свою работу перед учащимися других групп, родителями и учителем.

Наши результаты

Презентация группы «Воспитательное значение сказок А.С. Пушкина»

Выводы

В ходе работы над проектом мы научились:

  • анализировать сказки;
  • отличать положительных героев от отрицательных, прослеживать их поступки и сравнивать характеры;
  • работать с текстами и находить афоризмы;
  • обобщать и делать выводы

Список ресурсов

Печатные издания:

  • Сказки А.С. Пушкина. М.:Детская литература, 1966
  • Ю.Тендряков. А.С. Пушкин. М.:»Просвещение», 1984

Интернет — ресурсы:

Учебный проект По страницам сказок А.С. Пушкина

  • Вывод к сочинению станционный смотритель
  • Вывод к сочинению родительская любовь
  • Вывод к сочинению рассуждению на тему любовь
  • Вывод к сочинению раскаяние
  • Вывод к сочинению про подвиг