Слайд 1Пуськи бятые
или
птенцы жадные?
Автор:
Струняшев Дмитрий
ученик 3А класса
МОУ СОШ №3
Слайд 2Тема проекта:
«Исследование лексического
и
грамматического значения слов
языка сказки
Л. Петрушевской «Пуськи
бятые»
Слайд 3Цель проекта:
определить части речи в сказке;
выявить возможные значения «слов», составить словарик
и перевести сказку на реальный русский язык.
Слайд 4Мои предположения:
Трудно определить лексические значения «слов» в сказке.
Признаки частей речи в
сказке определить можно точно.
Слайд 5Ход работы:
Выписать все слова из сказки;
Определить по определенным признакам к какой
части речи относится каждое слово;
Выявить возможные значения «слов»;
Составить словарик;
Перевести сказку на русский язык;
Сделать вывод.
Слайд 6Служебные части речи:
предлоги С, ПО, НА, В, ОБ, ЗА, БЕЗ;
союзы
И, А;
частицу НЕ — автор Л.Петрушевская в своей сказке сохранила без изменения.
Слайд 7Имена существительные
(обозначают предмет)
Калуша – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Калушата – (кто?),
одушев., нариц., мн.ч.
Напушка – (что?), неодушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Бутявка – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Пуськи – (кто?), одушев., нариц., мн.ч.
Слайд 8Имена прилагательные
(обозначают признак предмета)
Некузявая – (какая?), ж.р., ед.ч., окончание –АЯ, зависит
от сущ.: бутявка (какая?) некузявая.
Дюбые – (какие?), мн.ч. окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: бутявки (какие?) дюбые.
Бятые – (какие?), мн.ч., окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: пуськи (какие?) бятые.
Слайд 9Глаголы
Сяпала- (что делала?), в форме прош. вр., ед.ч., ж.р.
Увазила –
(что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч.,ж.р.
Волит – (что делает?), в форме наст. вр., ед.ч.
Присяпали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Стрямкали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Подудонились – (что сделали?), в форме прош.вр.,мн.ч.
Вычучили – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Вздребезнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
Сопритюкнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч..ж.р.
Усяпала – (что сделала?), в форме прош.вр.,ед.ч., ж.р.
Слайд 10Сяпала — шла, чапала (разг.), летела.
Калуша — кукушка, курица, Клара (ворона).
Калушата — детёныши калуши.
Напушка —
опушка, поляна.
Увазила — поймала, подхватила, ударила, указала.
Волит — говорит, кричит.
Бутявка — божья коровка, букашка.
Присяпали — подумали, испугались, присели, задумались.
Стрямкали — съели, склевали.
Подудонились — поссорились, подавились, поперхнулись.
Некузявая — невкусная, несъедобная.
Вычучили — выплюнули, вынули, бросили.
Дюбые — добрые, милые, ядовитые
Зюмо-зюмо — очень-очень, самые-самые.
Сопритюкнулись — поднялись.
Вздребезнулась — очнулась, отряхнулась.
Пуськи — птицы, птенцы.
Бятые — обманутые, жадные, обиженные, глупые.
Словарик
Слайд 11Перевод №1
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
— Цыплята! Цыпляточки!
Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
— Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
— Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.
А божья коровка говорит за опушкой:
— Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
Слайд 12Перевод №2
Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
— Воронята! Вороняточки!
Божья коровка!
Воронята подумали и решили божью коровку склевать.
И поссорились.
А ворона говорит:
— Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Воронята божью коровку бросили.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
Ворона говорит воронятам:
— Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся.
А божья коровка кричит за опушкой:
— Воронята подавились! «Самые невкусные!» Птицы жадные!
Слайд 13Вывод
Самостоятельные части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы — к которым относятся
сконструированные писательницей «слова», а также их признаки определяются очень точно.
Невозможно точно определить лексические значения «слов» в сказке. Предположения тех, кто её прочитал, оказались различными.
Презентацию на тему ««Пуськи бятые» Л. Петрушевская — лексическое и грамматическое значение»
(3 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Русский язык. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 14 слайд(ов).
Слайд 1
Пуськи бятые или птенцы жадные?
Автор: Струняшев Дмитрий ученик 3А класса МОУ СОШ №3
Слайд 2
Тема проекта: «Исследование лексического и грамматического значения слов языка сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые»
Слайд 3
Цель проекта:
определить части речи в сказке; выявить возможные значения «слов», составить словарик и перевести сказку на реальный русский язык.
Слайд 4
Мои предположения:
Трудно определить лексические значения «слов» в сказке. Признаки частей речи в сказке определить можно точно.
Слайд 5
Ход работы:
Выписать все слова из сказки; Определить по определенным признакам к какой части речи относится каждое слово; Выявить возможные значения «слов»; Составить словарик; Перевести сказку на русский язык; Сделать вывод.
Слайд 6
Служебные части речи: предлоги С, ПО, НА, В, ОБ, ЗА, БЕЗ; союзы И, А; частицу НЕ — автор Л.Петрушевская в своей сказке сохранила без изменения.
Слайд 7
Имена существительные (обозначают предмет)
Калуша – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч. Калушата – (кто?), одушев., нариц., мн.ч. Напушка – (что?), неодушев., нариц., ж.р., ед.ч. Бутявка – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч. Пуськи – (кто?), одушев., нариц., мн.ч.
Слайд 8
Имена прилагательные (обозначают признак предмета)
Некузявая – (какая?), ж.р., ед.ч., окончание –АЯ, зависит от сущ.: бутявка (какая?) некузявая. Дюбые – (какие?), мн.ч. окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: бутявки (какие?) дюбые. Бятые – (какие?), мн.ч., окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: пуськи (какие?) бятые.
Слайд 9
Глаголы
Сяпала- (что делала?), в форме прош. вр., ед.ч., ж.р. Увазила – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч.,ж.р. Волит – (что делает?), в форме наст. вр., ед.ч. Присяпали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч. Стрямкали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч. Подудонились – (что сделали?), в форме прош.вр.,мн.ч. Вычучили – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч. Вздребезнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч., ж.р. Сопритюкнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч..ж.р. Усяпала – (что сделала?), в форме прош.вр.,ед.ч., ж.р.
Слайд 10
Сяпала — шла, чапала (разг.), летела. Калуша — кукушка, курица, Клара (ворона). Калушата — детёныши калуши. Напушка — опушка, поляна. Увазила — поймала, подхватила, ударила, указала. Волит — говорит, кричит. Бутявка — божья коровка, букашка. Присяпали — подумали, испугались, присели, задумались. Стрямкали — съели, склевали. Подудонились — поссорились, подавились, поперхнулись. Некузявая — невкусная, несъедобная. Вычучили — выплюнули, вынули, бросили. Дюбые — добрые, милые, ядовитые Зюмо-зюмо — очень-очень, самые-самые. Сопритюкнулись — поднялись. Вздребезнулась — очнулась, отряхнулась. Пуськи — птицы, птенцы. Бятые — обманутые, жадные, обиженные, глупые.
Словарик
Слайд 11
Перевод №1
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: — Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка! Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились. А курица говорит:
— Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Цыплята божью коровку выплюнули. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. А курица говорит цыплятам: — Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся. А божья коровка говорит за опушкой: — Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
Слайд 12
Перевод №2
Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит: — Воронята! Вороняточки! Божья коровка! Воронята подумали и решили божью коровку склевать. И поссорились.
А ворона говорит: — Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная! Воронята божью коровку бросили. Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки. Ворона говорит воронятам: — Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся. А божья коровка кричит за опушкой: — Воронята подавились! «Самые невкусные!» Птицы жадные!
Слайд 13
Вывод
Самостоятельные части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы — к которым относятся сконструированные писательницей «слова», а также их признаки определяются очень точно. Невозможно точно определить лексические значения «слов» в сказке. Предположения тех, кто её прочитал, оказались различными.
Слайд 14
Спасибо за внимание!
1
Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые» Определение частей речи в рассказе Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»
2
3
Л.С.Петрушевская Пуськи Бятые Сяпала Калуша с калушатами по напушке и увазила Бутявку, и волит: -Калушата, калушаточки, Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: — Оее,оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: — Калушаточки, бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка за напушкой волит: — Калушата подудонились! Калушата подудонились!Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
4
Цель работы: выяснить, к каким частям речи принадлежат слова в рассказе Л. Петрушевской «Пуськи Бятые». Задачи: Изучить литературу по теме. Прочитать рассказ Л. Петрушевской «Пуськи Бятые». Определить какими признаками обладает каждая часть речи Определить части речи в рассказе Л. Петрушевской «Пуськи Бятые». Гипотеза: Допустим, что в рассказе «Пуськи Бятые» Л. Петрушевской все слова принадлежат к какой- нибудь части речи.
5
Все части речи можно соотнести с тремя категориями: Общее грамматическое значение. Роль слова в предложении. Морфологические признаки частей речи.
6
Имя существительноеИмя прилагательноеГлагол Общее грамматическое значение Значение предметаЗначение признакаЗначение действия Роль слова в предложении Подлежащее, дополнение ОпределениеСказуемое Морфологические признаки частей речи Род, число, склонение, падеж Род, число, падежНаклонение, время, лицо, число, род Слова из рассказа Калуша Напушке Бутявку Калушата Калушаточки пуськи Некузявая Дюбые бятые Сяпала Волит Присяпали Стрямкали Подудонились Вычучили Вздребезнулась Сопритюкнулась Усяпала Трямкают Дудонятся
7
1.Калушасущ., ж.р., 1скл., ед.ч., Им.п.. 2.Напушкесущ., ж.р., 1 скл., ед.ч., Д.п.. 3.Бутявкусущ., ж.р., 1 скл., ед.ч.., В.п.. 4.Некузяваяприл., ж.р., ед. ч., Им.п.. 5.Дюбыеприл., мн.ч., Им.п.. 6.Бятыеприл., мн.ч., Им.п.. 7.Сяпалагл., несовер. вид., прошед. вр., ж.р., ед.ч., 2спр.. 8.Волитгл., несов. вид., наст. вр., 3лицо, ед.ч., 1спр.. 9.Сопритюкнуласьгл., совер. вид., прошед. вр., ж.р., ед.ч., 1спр..
8
Выводы В результате данного исследования можно сделать следующие выводы: В рассказе Л.С.Петрушевской нам удалось найти существительные, прилагательные, глаголы и служебные части речи. Каждая часть речи имеет свое грамматическое значение, обладает рядом морфологических признаков, выступает в предложении в определенной роли. Наша гипотеза о том, что в рассказе «Пуськи Бятые» Л. Петрушевской все слова принадлежат к какой-нибудь части речи подтвердилась.
9
Спасибо за внимание
ЗАДАНИЕ
85.
Определите грамматические значения у
словоформ, употребленных
в сказке Л. Петрушевской. Укажите
формальные
показатели этих грамматических
значений. Можно
ли определить частеречную принадлежность
данных словоформ? Как без поддержки
лексического значения автор выражает
смысл текста? За счёт
каких средств?
Пуськи
бятые
Сяпала
Калуша по напушке и увазила бутявку. И
волит:
— Калушата,
калушаточки! Бутявка!
Калушата
присяпали и бутявку стрямкали. И
подудонились.
А
Калуша волит:
— Оее,
оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата
бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась,
сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А
Калуша волит:
— Бутявок
не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо
некузявые. От бутявок дудонятся.
ЗАДАНИЕ
86.
Распределите
по грамматическим классам слова в
зависимости от их изменяемости по общим
морфологическим категориям.
Верблюд,
который, кто, лисий, мужичьё, некто,
пятый, пять, синий, три, стол, четыре,
два.
ЗАДАНИЕ
87.
Прочитайте предложения. Определите и
докажите частеречную принадлежность
каждого слова.
1)
Далеко-далеко от меня кто-то весело
песню поёт (С. Есенин).
2)
Люблю вечерний свет, и первые огни, и
небо бледное, где звёзд еще не видно (В.
Брюсов).
3)
Я счастлив, что я русский, так вижу, так
живу (А. Вознесенский).
4)
Барабанов всё равно должен был написать
это письмо (К. Симонов).
5)
Громова никто не называл в доме Кольцовых
по имени (В. Кочетов).
ЗАДАНИЕ
88. Выпишите из лингвистических источников
(см.:
В.В. Виноградов. Русский язык: Грамматическое
учение о слове – любое издание; А.М.
Пешковский. Русский синтаксис в научном
освещении. М.,1956; Русская грамматика.
Т.1. М.: Наука, 1980) определения формы слова.
Что понимают под формой слова разные
исследователи? Можно ли поставить знак
равенства между грамматической и
морфологической формой? Как соотносятся
между собой форма
и словоформа?
ЗАДАНИЕ
89. Сравните классификации частей речи
Ф.Ф. Фортунатова, Л.В. Щербы, А.А. Шахматова,
В.В. Виноградова и современные
классификации, представленные в школьных
и вузовских учебниках. В чем причина
существования разных классификаций?
Докажите, что в системе частей речи
наблюдаются синкретические явления.
ЗАДАНИЕ
90.
Выпишите существительные а) конкретные,
б) абстрактные (отвлечённые), в)
вещественные, г) собирательные.
Аргументируйте
принадлежность слов к каждому
лексико-грамматическому разряду.
1)
Белизна,
берёза,
блеск, ворона, вороньё,
вино,
вылет, боль, матрос, веселье, воображала,
воображение, вода,
глина, глубина, супруг, киоскёр, кукла,
горох, горошина,
пыль,
пылинка,
зверь,
тесть, ель, ельник,
железо,
красота, масло, мышление, мужество,
изюм,
нефть,
тряпка, тряпьё.
2)
Лётчик,
сосна, снег, снежинка,
аспирант, аспирантура,
восхищение, статья, дыня, заморозки,
солома, благоустройство, пианист, синева,
кофе, компаньон,
компания, кисель,
лифтёр,
мостовая, жемчуг, чай, голубизна, грусть,
свёкор,
товаровед, шёлк,
учитель,
коллектив, горец,
высота,
книга, малыш, молодёжь, молодость.
3)
Крестьянин,
крестьянство,
открытие,
бязь,
мак, доктор, радость, квас, лентяй,
картофель, дипломант, хворост, тоска,
аппарат, солдат, солдатня,
насекомое,
медь, совесть, лук, пальто, простота,
осина, традиция, болтун,
профессор, профессура,
песок,
песчинка, отряд, педагог, педагогика,
отдых, грязь, море.
4)
Писатель,
мясо, ситец, группа,
трава, крупа, река, роща, дуб, герой,
геройство,
посланец,
настрой, жизнь, лживость, кумыс, родник,
буфетчик, хворост, ложь, мороз, арбуз,
стая, краска, какао,
восстание, молоко, пакет,
тишина, врач,
майонез,
бедняк, бедность, воздух, армия.
5)
Поэт,
поэзия,
темнота,
любовь, млекопитающее, челнок, биолог,
роса, сталь, похороны, пруд, тополь,
сосед, соседство,
горе,
упрямец, материализм, метеорит, починка,
щавель,
лист,
земляк, исполнитель, керосин,
правда, фасоль, стадо, гуашь, северянин,
мороз,
лёд, льдина, сугроб, предложение, опилки.
6)
Адвокат,
суп, цыпленок, фарфор, озеро, бисер,
осина, юноша, счастье, время, хвоя,
инженер, ленивец, лень,
искренность,
штукатурка, отзвук, слава, пастух, плавка,
мошка, дачник, песок, жара, груша, толпа,
нюанс, южанин, холод, тыква, табун,
выход,
бензин, яблоко, семья.
ЗАДАНИЕ
91.
Укажите,
какими существительными являются
выделенные в предложении слова —
собственными, нарицательными или
переходными (из собственных в нарицательные
или наоборот). По каким признакам вы это
определили?
1)
Будь
ты всех
Ромео
горячей, в сан мужей ответственно
вступая. Собаку назвали неподходяще —
Ромео.
Великолепны слова
Ромео
о любви к
Джульетте.
2)
Я
рад видеть тебя в деревне
Ключики.
3)
Печорины
и
Базаровы
решительно не могут существовать вместе
в обществе (В.
Мануйлов).
4)
Может,
в эти минуты рождались
Матросовы
из вихрастых сорванцов.
5)
Недаром
его прозвали
Блохой.
6)
Вдруг в ущелье, где
Уж
свернулся, Пал с неба
Сокол… (М.
Горький)
7)
Был с почтением у
губернатора,
который, как оказалось, подобно
Чичикову,
был ни толст, ни тонок собой, имел на шее
Анну,
и поговаривали даже, что был представлен
к звезде (Н.
Гоголь).
8)
Однажды
Лебедь, Рак
и
Щука
Везти
с поклажей воз взялись (И.
Крылов).
9)
На север были горы
При
блеске утренней
Авроры (М.
Лермонтов).
ЗАДАНИЕ
92.
Определите,
чем обусловлен род
данных слов
(семантикой,
формой самого слова, формой зависимого
слова) и как он выражен.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Калач
– м.р., семантикой не обусловлен,
проявляется в склонении.
Мяч,
ночь, грач, щавель, король, шалаш, снегирь,
конь, лошадь, страна, жюри, кенгуру,
такси, метро, джерси, заявление, дитя,
время, амбар, крольчиха, край, линия,
автор, белоручка.
ЗАДАНИЕ
93.
Определите
род
следующих существительных.
Картофель,
тюль, мозоль, ЭВМ, шампунь, рояль, Онтарио,
кофе, цеце, ЖЭК, ваниль, нашатырь, лебедь,
какао, каноэ-двойка, авеню, МИД, бигуди,
леди, марабу, трюмо, коллега, Баку,
бедняжка, жалюзи, БАМ, пюре, скряга,
кресло-кровать, пони, кафе-бар, Миссури,
домишко, педагог, бикини, ГЭС, кафе-столовая,
какаду, Колорадо, диван-кровать, жюри,
вагон-мастерская, домище, ООН,
школа-интернат, Сочи, денди, умница,
доктор, ЮНЕСКО, знамя, ножище, вуз,
библиотека-музей, колибри, платье-костюм,
ФИФА, лодырь, Капри, пьяница, умишко,
Дели, колье, невежда, зебу, салями, РАН,
сулугуни, Сухуми, юбка-брюки, филе.
ЗАДАНИЕ
94. Одно из слов – дверь,
горсть, тень, лошадь, постель, кровать
– изменило в ходе истории свой род
(однако некоторые следы того, что оно
было ранее другого рода, в русском языке
сохранились). Найдите это слово. Обоснуйте
свой ответ.
ЗАДАНИЕ
95.
Подберите
к существительным,
называющим лиц
женского пола,
существительные,
называющие лиц
мужского пола.
Отметьте случаи отсутствия соответствия.
Укажите, в каких функциональных стилях
употребляются приведённые
существительные женского рода.
Акушерка,
банщица, балерина, баскетболистка,
гонщица, доярка, массажистка, маникюрша,
намотчица, санитарка, свинарка, секретарша,
сиделка, солистка, стенографистка,
телефонистка, ткачиха, фельдшерица.
ЗАДАНИЕ
96.
Подберите
к существительным,
называющим лиц
мужского пола,
существительные,
называющие лиц
женского пола,
дайте их функционально-стилистическую
характеристику. Отметьте случаи, когда
соответствия нет.
Агроном,
адвокат, аспирант, бригадир, врач,
генерал, директор, доцент, защитник,
инженер, инспектор, инструктор, кандидат,
корректор, корреспондент, космонавт,
кондуктор, конькобежец, лаборант,
машинист, научный сотрудник, обмотчик,
педагог, профессор, прокурор, редактор,
руководитель, слесарь, следователь,
судья, член-корреспондент, тракторист,
учитель, юбиляр.
ЗАДАНИЕ
97.
Определите
значения выделенных падежных форм
существительных.
Любовь
матери,
руки матери,
дом матери,
подарок сына,
подарок сыну,
проводы друга,
приезд друга,
вещи друга,
ловкость тигра,
укрощение тигра,
рисовать гуашью,
рисовать ночью,
рисовать дерево.
ЗАДАНИЕ
98. Образуйте от данных существительных
формы Им. п. мн. ч. Укажите возможные
варианты и определите, чем они различаются.
Расставьте ударения, выделите окончания.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Лагерь
– лагер-я´ (временные поселения), ла´гер-и
(общественные группировки). Формы
различаются по значению.
Диспетчер
– диспе´тчер-ы (нейтр.), диспетчер-а´
(разг.). Формы различаются стилистической
окраской.
Контейнер
– конте´йнер-ы. В литературном языке
вариантов нет.
Учитель,
бухгалтер,
кондуктор, инспектор, редактор, инженер,
профессор, директор, шофёр, слесарь,
столяр, офицер, боцман, кучер, повар,
снайпер, тренер, тенор, сын, соболь,
образ, лист, ветер, орден, пояс, хлеб,
торт, договор, повод, пропуск, возраст,
тон, тормоз, кабель, катер, месяц, округ,
прожектор, род, сахар, свитер, джемпер,
центнер, цех, череп, шницель, штемпель,
якорь, ястреб, дно, шило, блюдо, квартал,
корень, трактор, сектор, фронт.
ЗАДАНИЕ
99. Образуйте от данных существительных
формы Род. п. мн. ч. Укажите возможные
варианты, выделите окончания.
1)
Абхазы, абхазцы, адыгейцы, апачи, башкиры,
буряты, грузины, казахи, калмыки, карелы,
кельты, киргизы, лезгины, маньчжуры,
монголы, якуты.
2)
Осетины, османы, персы, румыны, таджики,
татары, турки, туркмены, удмурты, хазары,
хакасы, хорваты, цыгане, черкесы, чеченцы,
эвенки.
3)
Апельсины,
абрикосы, мандарины, помидоры, томаты,
баклажаны,
патиссоны,
артишоки, макароны, шампиньоны, вафли,
консервы, шпроты.
4)
Ботфорты,
боты,
ботинки,
бутсы,
валенки,
гамаши, гетры, гольфы, кеды, джинсы,
кальсоны, легинсы, мокасины, носки,
панталоны, рейтузы, туфли, сандалеты,
сандалии, сапоги, чулки, шаровары, шорты,
штиблеты.
5)
Амперы,
биты, ватты, киловатты, вольты,
герцы,
гектары,
граммы,
миллиграммы, килограммы,
кулоны,
микроны,
рентгены,
центнеры.
6)
Брызги,
блюдца, места, дела, манжеты, погоны,
подмостки, клавиши, рельсы, сумерки,
каникулы, клипсы, шахматы, ясли, простыни,
басни, грабли, кастрюли, кухни, цапли,
вишни, яблони, черешни, свечи, ставни.
ЗАДАНИЕ
100.
Найдите
в каждом варианте существительное,
сохранившее форму двойственного числа
(приведите древнерусскую форму
множественного числа).
1.
Ниши, чаши, уши, каши, мыши. 2. Реки, веки,
злаки, маки. З. Свечи, плечи, печи, тучи,
кучи. 4. Ночи, речи, очи, дачи, кручи. 5.
Колени, олени, ступени, бюллетени,
пельмени. 6. Дрова, слова, рукава, права,
кружева. 7. Жемчуга, поезда, города,
берега, округа. 8. Снега, луга, бега, леса,
рога.
ЗАДАНИЕ
101. Просклоняйте существительные домишко,
домина, ручища, волчище, воробьишка
в форме единственного числа вместе с
согласуемым словом (например, ветхий
домишко).
В чем особенность склонения этих слов?
ЗАДАНИЕ
102. Распределите существительные по
типам склонения.
Тетрадь,
книга, время, будущее, птица, какао,
знамя, мороженое, шарф, пейзаж, купе,
манго, коллега, площадь, профилакторий,
собрание, столовая, кафе, путь, дорога,
тётя, мать, дочь, дитя, дядя, шашлычная,
революция, имя, заведующий, директор,
берег, река, песня, фойе, коршун, синица,
заведение, армия, санаторий, инженер,
медаль, шкаф, луна.
ЗАДАНИЕ
103. Каковы границы прилагательного как
части речи? Почему существует вопрос
об объеме лексемы прилагательного?
Приведите известные вам точки зрения.
ЗАДАНИЕ
104.
Определите
лексико-грамматический
разряд выделенных
прилагательных, найдите случаи перехода
относительных прилагательных
в
качественные, притяжательных –
в
относительные или качественные.
1.
Было
золотое,
но
холодное,
настоящее
весеннее
утро (А.
Куприн).
2.
На
золотом поясе висели
золотые
часики
(А.
Чехов).
3.
Каштанка
подняла вверх свою
лисью
морду
(А.
Чехов).
4.
Глаз
у меня
кошачий:
тебя вижу ночью, как днём,
а то и лучше (П.
Бажов).
5.
Нашью
себе разных обнов, башмаков, салоп на
лисьем
меху (Н.
Некрасов).
6.
Едва
войдя в лес, мы тотчас напали на
заячий
след (А.
Куприн).
7.
Виноваты
мужчины, в двадцать лет пресыщенные,
с цыплячьими
телами и
заячьими
душами, неспособные
к сильным
желаниям и
героическим
поступкам (А.
Куприн).
8.
Принесу
я много разных
чудесных
трав:
кукушкины
слезы,
петров
крест,
заячья
капуста (М.
Пришвин).
9.
Только
не смейте делать на меня
бараньих
глаз (А.
Куприн).
10.
Мохнатая
баранья
шапка съехала ему на затылок (М.
Горький).
11.
Столяр
взял под мышку какую-то
деревянную
штуку (А.
Куприн).
12.
Отвечал
Помялов, усмехаясь
коротенькой, собачьей улыбкой
(М.
Горький).
13.
Мы
шли вниз, к пруду, по
широкой береговой
аллее (И.Бунин).
14.
Слышен
собачий
визг (А. Чехов).
15. Марсианин
приблизился к людям, поднял маленькую
руку в широком рукаве и сказал
тонким, стеклянным,
медленным голосом
птичье
слово (А.
Толстой).
16.
—
Виноват, господин капитан, — деревянным
голосом ответил Ромашов
(В. Каверин).
17.
Она
пропела что-то
птичьим
голоском. 18.
Раскрылась
непомерная перспектива
сводчатых стеклянных
крыш (А.
Толстой).
19.
Раз
я был на
птичьем
базаре.
20. Живём
в домах
каменных.
21.
Ну,
уж я не знаю!
Ты
каменная
какая-то! (А.
Островский).
22. Возле
него стояла высокая, тонкая англичанка
с
выпуклыми рачьими
глазами и большим
птичьим
носом (А.
Чехов).
23.
Пучеглазая,
с
ястребиным
носом, с круглым желтым лицом, цыганка
родом,
вспыльчивая
и
мстительная,
она ни в чем не уступала мужу (И.
Тургенев).
ЗАДАНИЕ
105. Составьте словосочетания или
предложения со следующими прилагательными
так, чтобы они употреблялись в разных
значениях и относились к разным
лексико-грамматическим разрядам.
Медвежий,
волчий, лисий, заячий, золотой, стальной,
холодный, стеклянный, деревянный.
ЗАДАНИЕ
106.
Образуйте
степени сравнения (синтетические и
аналитические формы) от данных
прилагательных. Выделите
формообразующие аффиксы. Если
какие-либо
формы степеней сравнения не
образуются,
объясните почему.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Свежий
– свеж—ее,
более свежий, свеж—айш—ий,
самый свежий, наиболее
свежий, свеж—ее
всех.
Хороший,
красивый, тонкий, высокий, горький
(несчастный), долгий, полезный, богатый,
задумчивый, маленький, далёкий,
старческий, свеженький, краснощёкий,
полутемный, сверхдальний, некрепкий,
быстроногий, престарелый, геройский,
плохой, жёсткий,
сладкий, ранний, липкий, гордый.
ЗАДАНИЕ
107.
Распределите
прилагательные по типам склонения.
Белый,
ранний, мягкий, голубой, черепаший,
стеклянный, папин, жестяной, синий,
братов, братский, шуринов, тётин, цыплячий,
розовый, чернокожий, смуглолицый,
синицын, отцов, отеческий, материн,
рыжий, рысий, обезьяний, иногородний,
маленький, зимний, дельфиний, маков,
нянькин, длинноухий, висячий, поросячий,
минувший, нефтедобывающий, световой,
дорогой, подвесной, вишнёвый, крокодилов,
мужнин, дачный.
ЗАДАНИЕ
108.
Определите
вид синтаксической связи числительных
с существительными, при этом укажите
падежи числительного и существительного.
1.
Максим Максимыч вынул одну тетрадку и
бросил ее с презрением на землю, потом
другая, третья и десятая имели ту же
участь (М. Лермонтов). 2. Ибрагим двенадцать
раз перечел это письмо (А. Пушкин). 3. Так
шла жизнь Ивана Ильича в продолжение
семнадцати лет (Л. Толстой). 4. Рассыпался
горох на семьдесят дорог (Н. Некрасов).
5. Следом за мальчиком выбежало еще шесть
человек (А. Куприн). 6. Человек тридцать
мальчиков и девочек сидели на бревнах
(К. Паустовский). 7. Шесть косарей стоят
рядом и взмахивают косами (А. Чехов). 8.
Последняя стена была занята тремя
окошками (Л. Толстой). 9. Я с трудом сделал
два шага (В. Брюсов). 10. Ничто не изменилось
за эти три года (Ф. Гладков). 11. Оставалось
до поезда около трех часов (А. Чехов).
12. Петр разбудил его в четыре часа.. (И.
Тургенев).
ЗАДАНИЕ
109. В предложениях числа запишите словами,
выделите окончания.
1)
Сумма 125 и 742 равна 867.
2)
Разность 5728 и 1453 равна 4275.
3)
Произведение 19 и 5 равно 988.
4)
Частное от деления 24 346 на 74 равно
329.
5)
Сумма 16,8 и 9, 4 равна 26,2.
6)
Разность 79,67 и 38,12 равна 41,55.
ЗАДАНИЕ
110. А) Просклоняйте словосочетания.
265
книг; 1879 граммов; 151 день; полтораста
литров; 1980-й год; трое учеников; 2,8
гектара.
Б)
Определите, с какими существительными
возможно сочетание числительного
полтора
(полторы):
день,
тонна, тысяча, сутки?
Запишите и просклоняйте получившиеся
словосочетания.
ЗАДАНИЕ
111. Образуйте и запишите словосочетания
из числительных, данных в скобках, и
существительных.
1)
(Два, две, оба, обе, двое) девушка, юноша,
сирота, дом, квартира, здание, сутки,
ворота, дети, зайчиха, ножницы.
2)
(Три, трое, семь, семеро) женщина, мужчина,
люди, ребенок, бельчата. сани, щипцы,
ЗАДАНИЕ
112. Выпишите из разных источников
определение местоимения (см.: В.В.
Виноградов. Русский язык: Грамматическое
учение о слове – любое издание; А.М.
Пешковский. Русский синтаксис в научном
освещении. М.,1956; Русская грамматика.
Т.1. М.: Наука, 1980 и др.). Каков статус
местоимения в системе частей речи?
Приведите известные вам точки зрения.
Выскажите своё мнение.
ЗАДАНИЕ
113. Выпишите местоимения, определите их
разряд по значению и по соотношению с
другими частями речи.
1.
Я стал вглядываться и узнал моего старого
знакомца Казбича (М. Лермонтов). 2. Мне
нелегко говорить с тобой об этом (И.
Тургенев). 3. «Где же новый твой приятель?»
— спросил он Аркадия (И. Тургенев). 4. Люблю
я краткой той поры случайные тревоги
(Н. Некрасов). 5. Опровергать его речей
тогда не приходилось (Н. Некрасов). 6. В
каминной трубе кто-то плакал, и в этом
плаче слышалось отчаяние (А. Чехов). 7.
О, если бы я раньше увидела себя, если
бы я знала, какая я на самом деле… (А.
Чехов).
8.
Никто меня не узнал (А. Чехов). 9. Сердцу
приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить
из ранних лет (С. Есенин). 10. Ты запой мне
ту песню, что прежде напевала нам старая
мать (С. Есенин). 11. И в ту же минуту Иван
Ильич увидел Дашу (А. Толстой). 12. Мне
надо кое с кем встретиться. 13. О чем ты
думаешь? 14. Объясни, из-за чего вы
поссорились. 15. Незачем тебе туда ходить.
16. Врач приходил каждый день. 17. Куда вы
идёте? 18. За что ты оскорбляешь её?
ЗАДАНИЕ
114. Просклоняйте местоимение он
(они),
выделив морфы. Можно ли говорить о так
называемом нулевом корне в связи со
склонением данного слова?
ЗАДАНИЕ
115.
Определите
разряд и значение местоимений (личное,
личное с указательным значением, личное
с притяжательным значением).
1.
Говорить
с
тобой. 2.
Беседовать
со
мной.
3.
Её
лукавый взгляд. 4.
Встретить
её.
5.
Ожидать
Вас.
6.
Помогать
Вам.
7.
Любить
Вас.
8.
Уважать
их
мнение. 9.
Отвечать
за них.
10.
Дружить
с
нами.
11.
Заботиться
о
нём.
12.
Читать
его
стихи. 13.
Слушать
его.
14.
Укрыться
под
его
листвой. 15.
Играть
с
нами.
16.
Мирить
их.
17.
Расстраивать
их планы.
18.
Бывать
у меня.
19.
Петь
с
нами.
ЗАДАНИЕ
116.
Укажите,
с каким местоимением
(их
или
них)
сочетаются следующие предлоги.
Внутри,
для, от, о, мимо, сзади, выше, около,
посреди, вне, по поводу, за исключением,
лучше.
ЗАДАНИЕ
117.
Определите
спряжение следующих глаголов,
обоснуйте свой ответ.
Видеть,
предвидеть, обезволеть,
обезволить,
лететь,
летать, молчать,
умолкнуть, умолкать, закалить, закалять,
везти,
возить, обидеть,
обижать, разобидеться, бежать, хотеть,
расхотеть, запить,
запивать, воздать,
воздавать, нести, носить, сбить, сбивать,
пересказать, пересказывать.
ЗАДАНИЕ
118.
Определите
основу инфинитива и основу настоящего
времени следующих глаголов. Образуйте
и запишите
спрягаемые
и неспрягаемые формы
глагола, которые образуются от этих
основ.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Читать
1)
Основа инфинитива чита-ть.
От неё образуются формы:
чита-л
(прош.
вр., изъяв. накл.)
чита-
л бы (сосл.
накл.)
чита-вш-ий
(действ.
прич. прош. вр.)
чита-нн-ый
(страд.
прич. прош. вр.)
2)
Основа настоящего времени читаj-ут.
От неё образуются формы:
читаj-у
(наст. вр., изъяв. накл.)
читаj
(повел. накл.)
читаj-ущ-ий
(действ. прич. наст. вр.)
читаj-эм-ый
(страд. прич. наст. вр.)
читаj-а
(деепричастие НСВ)
1)
Грести,
работать,
спеть,
любить,
молоть,
пробить.
2)
Вести,
колоть,
думать, ненавидеть,
вспомнить, пролить.
ЗАДАНИЕ
119.
Определите
вид глагола, класс глагола, найдите две
основы и укажите, в образовании каких
форм они принимают участие.
Унести,
уносить, бросать,
бросить.
ЗАДАНИЕ
120.
Сгруппируйте глаголы пяти продуктивных
классов, сопоставляя основы инфинитива
и основы настоящего времени. Отдельно
выпишите глаголы непродуктивных классов.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Продуктивные
классы:
I
– работать
(работа-, работаj-)
II
–
белеть
(беле-,
белеj-)
III
– цементировать
(цементирова-, цементируj-)
IV
–
толкнуть (толкну-, толкн-)
V
–
носить (носи-, нос’-)
Непродуктивные
классы:
прилететь
(прилете-, прилет’-)
Шагать,
шагнуть, сидеть, петь, везти, возить,
наступать, наступить, действовать,
заплесневеть, загорать, цитировать,
лить, рисовать, стареть, зависеть,
обеспечивать, опровергать, опровергнуть,
желтеть, захотеть, потерять, стоять,
лежать, лечить, бегать, бежать, прокричать,
прикрикнуть, сказать, знать, писать,
принудить, смазывать, игнорировать,
повторить, звонить, заботиться, ржаветь,
верить, белеть, модифицировать,
наслаждаться, танцевать, прыгать,
прыгнуть, шептать.
ЗАДАНИЕ
121. Проспрягайте глаголы обессилеть
и обессилить.
Составьте с ними предложения.
ЗАДАНИЕ
122.
Сравните
разные точки зрения на способы глагольного
действия (Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко, Н.С.
Авилова) и сделайте вывод о сути споров.
Определите способ действия глаголов в
предложениях по классификации Н.С.
Авиловой.
1.
Друг другу тётушки мигнули и локтем
Таню враз толкнули (А. Пушкин).
2.
«Прикажи уж дочитать». – «Дочитывай»,
— сказал Пугачев. (А. Пушкин). 3. Они в день
именин своих хаживали к государям с
пирогами (Н. Новиков).
4.
Попрыгунья-стрекоза лето красное
пропела…(И. Крылов). 5. Попели они с
полминуты и затихли (А. Чехов). 6. Отговорила
роща золотая березовым веселым языком
(С. Есенин). 7. Солдат слегка притопывал.
ЗАДАНИЕ
123.
Сгруппируйте
глаголы в три колонки: 1) непарные СВ, 2)
непарные НСВ, 3) двувидовые.
Сидеть,
очнуться, исследовать, хлынуть,
трансформировать, лежать, атаковать,
велеть, грохнуть, сигнализировать,
стоять, адресовать, ждать, очутиться,
бегать, предвидеть, покашливать, ринуться,
летать, прочувствовать, трещать, быть,
арестовать, плавать, рухнуть, виднеться,
классифицировать, чернеть, любить,
прощаться, носиться, жалеть.
ЗАДАНИЕ
124. Составьте с пятью двувидовыми
глаголами предложения, выразив в них
вид средствами контекста.
ЗАДАНИЕ
125. У
выделенных в предложениях глаголов
определите вид, частное видовое значение;
укажите видовую пару (если есть) и
средства её создания.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Сергей
прекрасно рисует.
Рисует
– НСВ,
потенциальное ЧВЗ, видовой пары нет (
imperf.
tant.)
1.
А у избы, около окошечка, светлым облаком
кружится
снежная пыль (И.
Бунин).
2. Её покойная мать Саша одевалась
всегда по последней моде и всегда
возилась с Аней и одевала её изящно, как
куклу (А. Чехов). 3. Теперь Вера ходила
по саду и осторожно срезала
ножницами
цветы к обеденному столу (А.
Куприн).
4. К воде ринулись
самосвалы.
5. Пушки с пристани палят,
кораблю пристать велят.
(А. Пушкин). 6.
Тося
немножко надеялась, что и на следующий
танец Илья пригласит
её
(Б.
Бедный).
7.
Игорь
в самом деле плавал
очень
плохо. 8. У соседей шумно: они
женят
сына.
9. Строители успешно ликвидировали
последствия стихийного бедствия. 10.
Варя положила
дневник
в ящик стола. 11. Иван
взял
нужную
книгу из шкафа и исчез в темноте. 12.
Самолёт каждый день летает
из Тюмени в Москву. 13. Мы звонили
долго,
но напрасно.
14. Я получал
от отца ежемесячно по короткому письму
(И.
Тургенев).
15. На этот раз задумался
отец,
прищурив глаз. (М.
Горький).
16. Лена рассказывала
об этом с юмором.
17.
Маша набегалась
за день и легла в этот вечер рано (С.
Сергеев-Ценский).
18.
Женя
ничего не ответила.
(А.
Алексин).
ЗАДАНИЕ
126. Какова функция постфикса -СЯ в
глаголах: решаться,
одеваться, стучаться, сниться, думаться
(думается), кусаться, гнуться, садиться,
подниматься, обниматься, прибираться?
Обратите внимание на многозначность
глаголов. Составьте предложения с
данными глаголами.
ЗАДАНИЕ
127. Как выражается прямой объект в
современном русском языке? Приведите
примеры переходных глаголов в предложениях
(из произведений художественной
литературы или устной речи).
ЗАДАНИЕ
128. Определите отношение к залогу каждого
из выделенных глаголов: а) по
трёхзалоговой системе, б) по двухзалоговой
системе.
1.
Каждый понимал,
что говорил не то, что думал, сердца
тревожились
другим — более значительным (М.
Алексеев). 2. Город уже светился
огнями
(А. Рекемчук). 3. Окно закрывается
(В.
Шукшин).
4.
Иван Петрович вернулся
в
Россию англоманом (И. Тургенев). 5. Она
стремительно повернулась
к
нему лицом (М. Шолохов). 6. Напрасно Алмазов
уговаривал
жену отправиться домой (А. Куприн). 7.
За
десять лет, что он тут не был, весь этот
район застроился
каменными
домами (А. Фадеев). 8. Волны звучали,
солнце сияло, море смеялось
(М. Горький). 9.
Солнце
садилось
в лугах (К. Паустовский).
10. По-настоящему
понравился
ей только Телегин (А. Толстой). 11.
Мальчики
проснулись
освежённые (А. Куприн).
12.
Серпилин уже собирался
идти дальше, но солдат остановил
его вопросом (К. Симонов). 13.
Солнце
село,
было совсем тихо (С. Подъячев). 14.
Налаялись
собаки
за ночь, теперь их не было слышно (С.
Сергеев-Ценский). 15.
Дни мчались
в
воздухе нагретом (А. Пушкин). 16.
Взгляды
их
встретились
17.
Завтра
я улетучиваюсь
из Москвы дня на два-три (А. Чехов). 18.
Пора домой: за окнами темнеет.
ЗАДАНИЕ
129. Приведите примеры переносного
употребления форм лица, времени,
наклонения глаголов (из произведений
художественной литературы). Объясните
причины подобного употребления.
ЗАДАНИЕ
130. Определите наклонение, время, лицо
выделенных глаголов, укажите значение
(прямое или переносное).
1.
Вещи усиливают
ощущение жизни. Часто они живут
дольше нас. (К. Паустовский). 2. Правда
суда не боится
(пословица). 3. Летом они <Басаргины>,
кажется, едут
в Сибирь (В. Чивилихин). 4. Гусеницы увязли,
машины не слушаются. Тогда с лопатами
бросаются
вперёд старик и Костик (Б. Горбатов). 5.
Вот как раз в то время, как Кузьма достал
ушкало и положил на стол, постучись
к нам неизвестный человек и попроси
ночлега
(М. Пришвин). 6. Тут Рыцарь прыг
в
седло и бросил повода (И. Крылов). 7. В
эту-то Дуняшу и влюбись
Аким (И. Тургенев). 8. Сказавши, слова не
воротишь
(пословица). 9. Пусть те, кто землю любить
не могут, живут
обманом (М. Горький). 10. Умри
я сегодня, завтра что с тобою буде, бедный
мой арап? (А. Пушкин) 11. Открыл
бы
ты окно, Иван. 12. Я хотел
бы
увидеть этот памятник (Б. Горбатов). 13.
Давай
поговорим
с тобой об этом самом счастье. 14. Сувениры
вырезают
из обычных чурбачков (А. Вознесенский).
15. Ох, и попадись
мне этот мальчишка под руку, то-то бы
я с ним поговорила
(А. Гайдар). 16. Вот построим
новую дорогу и разрушим
вашу старую жизнь (М. Горький). 17. Пёс как
прыгнет,
завизжит…
(А. Пушкин). 18. Вчера в полночь прохожу
через столовую, а там свеча горит (А.
Чехов). 19. Завтра утром я уезжаю
из Петербурга (Ф. Достоевский). 20. Ты бы
хоть мой старый плащик накинул
(А. Гайдар).
ЗАДАНИЕ
131. Образуйте формы 2-го лица множественного
числа изъявительного и повелительного
наклонения от следующих глаголов:
крикнуть,
ознакомиться, искать, ехать, лечь,
постелить, написать, встать, вывезти,
хлопотать, приказать.
Составьте с ними предложения.
ЗАДАНИЕ
132. Определите и обоснуйте частеречную
принадлежность выделенных слов.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1)
В небесах торжественно
и
чудно (М. Лермонтов).
Торжественно
– категория состояния, так как является
главным членом односоставного безличного
предложения и ни от чего не зависит.
2)
Выхожу один
я на дорогу (М. Лермонтов).
Один
–
в значении прилагательного, так как
имеет значение «в отдельности, одинокий»,
входит в состав сказуемого.
3)
Мне припомнилась нынче собака, что
была моей юности друг
(С.
Есенин).
Что
– относительное местоимение, так как
выступает в роли союзного слова,
связывающего определительное придаточное
со словом собака
в главном предложении, и является
одновременно членом предложения
(подлежащим).
1.
С этой болью я будто моложе
(С. Есенин). 2. Печально
я
гляжу на наше поколенье! Его грядущее
– иль пусто,
иль темно (М. Лермонтов). 3. Так краток
вечер, и – пора!
Пора! – трубят внизу военные машины (К.
Симонов). 4.
Что
другим не нужно
– несите мне! (М. Цветаева). 5. Вчера океан
был злой, как черт, сегодня смиренней
голубицы на яйца. Есть у воды своя пора:
часы прилива, часы отлива. А у Стеклова
вода не сходила с пера. Несправедливо.
Навстречу
медленней, чем тело тюленье, пароход из
Мексики, а мы – туда (В. Маяковский).
6.
Один
больше
работает, другой
меньше
(М. Шолохов). 7. Лучше
скажи мало,
но хорошо
(К. Прутков). 8. Когда его усадили, он будто
несколько
успокоился (В. Короленко). 9. Рассказано
было много,
не написать всего
(А. Чехов). 10. Живет Балда в поповом доме,
спит себе на соломе, ест за четверых,
работает за семерых.
(А. Пушкин).
ЗАДАНИЕ
133. Найдите в СМИ (устных и письменных),
в современной литературе или разговорной
речи ошибки в употреблении грамматических
форм и объясните их.
ОБРАЗЕЦ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1)
В
одной из поездок, поднимая
из воронки останки солдат, был найден
медальон (газета «Заря» Исетского р-на,
24 сентября 2010г.).
Неверно
употреблено деепричастие поднимая,
так как оно не соотносится по залогу с
глагольной формой в функции сказуемого
– страдательным причастием, которое
можно заменить глаголом нашли.
2)
Из
семиста
тысяч рублей, которые выделены на эти
цели, пятьсот тысяч уже освоено (газета
«Наша жизнь» Казанского р-на, 25 сентября
2010г.).
Ошибка
в употреблении родительного падежа
сложного количественного числительного
семьсот.
Нужно исправить на семисот.
Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Решение лингвистических задач
на основе произведения
Л.Петрушевской
«Пуськи бятые»
Учитель русского языка и литературы
Бирюкова Светлана Юрьевна,
МБОУ Лицей №6 «Парус» г.Дзержинский.
Тема урока: «Решение лингвистических задач на основе произведения
Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Тип урока: урок-исследование
Цели деятельности учителя: способствовать созданию умения рассуждать (с использованием доказательств) на основе полученных знаний; углублять знания о стилистических особенностях текста, о способах словообразования, морфемном составе слова, видах предложений (синтаксис) и постановке знаков препинания (пунктуация), частях речи (морфология).
Планируемые результаты:
Предметные – исследуют художественный текст на несуществующем языке, применяют умения анализировать и доказывать (с литературоведческой и лингвистической точек зрения), что это текст; находят в тексте лексические и грамматические связи; систематизируют и обобщают имеющиеся знания; посредством творческого воображения создают реальные образы персонажей произведения.
Метапредметные:
Личностные УУД: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные УУД: развивают связную речь, творческое воображение, умение эмоционально откликаться на образное слово; применяют умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: умеют контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют выделять главное, работать в группе; способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Методы обучения:
- практический;
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- сравнительный, аналитический.
Форма работы: фронтальная, групповая
Техническое обеспечение урока:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- документ-камера;
- программное обеспечение (Ms Office, Power Point);
Методическое обеспечение урока:
- раздаточный материал (тексты произведения, «карты знаний», памятки по работе в группе, сигнальные карточки);
- аудиозапись «Пуськи бятые» Л.Петрушевской;
- слайд-шоу «Пуськи бятые» художника Г. Коровиной;
- книги Л.Петрушевской (для выставки);
- учебник «Русский язык. 5 класс», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.
Сценарий урока
- Организационный момент (1мин)
— Здравствуйте ребята! Давайте сегодня обычный урок превратим в необычный. Согласны?
-Представим, что мы находимся в научной лаборатории и являемся научным сообществом, а гости, присутствующие на уроке – это ученый совет, оценивающий нашу работу.
— Интересно, а в какой области мы будем заниматься научными экспериментами?
В области языкознания.
— Что нам для этого понадобится, кроме желания работать?
Знания по русскому языку.
- Вступительное слово учителя (3 мин)
-Предметом нашего исследования станет рассказ современной писательницы Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».
Слайд 1
— Для того чтобы придумать свой мир, совсем не похожий на другие, писатели используют разные средства. Одни ищут «помощи» у сказки, в которой возможны любые чудеса и превращения. Другие погружаются в мир приключений. А есть такие писатели, произведения которых не укладываются в рамки известных жанров. Эти авторы пользуются необычным, порой «неправильным» словом, чтобы выразить то, что сотворила их буйная фантазия. Они как будто делают странные опыты, эксперименты с художественным словом и с художественным миром.
Слайд 2
— Одним из таких авторов является Людмила Стефановна Петрушевская — современная писательница. Она родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора МГУ. Окончила Московский университет, в середине 1960-х годов начала писать рассказы. В 1996 году вышло пятитомное Собрание сочинений писательницы. Сказки ее удивительны и непонятны на первый взгляд. Чтобы расшифровать их загадочные образы, нужно хорошо разбираться в русском языке, да к тому же обладать незаурядной фантазией.
- Знакомство с текстом, первичное восприятие, постановка учебной задачи (3мин)
-Итак, пришло время познакомиться с самим текстом.
Слайд 3. Звучит аудиофайл «Пуськи бятые»
— На каком языке прозвучало произведение?
На несуществующем.
-Почему тогда вы улыбались? Вы поняли, о чем идет речь в данном тексте?
Звучали непонятные, смешные слова. Ясно было, что что-то с кем-то происходит.
— Подобные сказки дают возможность не только проверить способность понимать, на первый взгляд, непонятное, но и выступить в роли исследователя, доказывающего гипотезу о том, что текст, в котором лексическое значение слов непонятно, может быть понятен. В связи с этим, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Может быть, мы будем решать лингвистические задачи?
-Верно, только на основе какого художественного произведения?
— На основе произведения, написанного на несуществующем языке Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
Слайд 4(1)
4.Деление на группы (3мин)
-Чтобы работа была успешной, решим несколько проблем.
Нам необходимо создать 5 научных групп. Задания для групп сформулированы таким образом, чтобы каждый мог выбрать для себя задачу по плечу. Для удобства работы в каждой группе необходимо выбрать ассистента, он будет обобщать ваши мысли и выступать с выводами, а вы, если нужно, дополните его. Если у вас возникнуть затруднения, то не стоит волноваться. На помощь к вам приду я — ваш научный руководитель. Вы должны лишь сообщить об этом поднятием сигнальной (красной) карточки.
Слайд 4(2)
— На экране представлены темы исследований:
- внимательно послушайте задания,
- выберите номер группы, в которой вы хотели бы работать,
- займите место за указанным столом.
Тема исследования «Речь» (1 группа)
- Доказать, что это текст
- Перевести текст на понятный язык
Тема исследования «Словообразование» ( 2 группа)
- Сделать предположение, как образовались слова в этой сказке.
- Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными.
Тема исследования «Морфология» (3 группа)
- Назвать все части речи, которые встретились в данном тексте. Привести примеры.
- Установить связь между знанием о морфологии и пониманием смысла текста.
Тема исследования «Синтаксис и пунктуация» (4группа)
- Определить типы предложений.
- Какие знаки препинания употребляются? Доказать их уместность.
- Прочитайте этот текст выразительно, по ролям, соблюдая нормы интонации.
Тема исследования «Творческая мастерская» (5 группа)
1. Изобразить реальные образы персонажей произведения с помощью карандашей, фломастеров, пластилина (по выбору)
2. Устно дать им словесную характеристику.
Дети рассаживаются по группам.
- Исследовательская работа в группах, защита работы (10 мин)
— Наконец пришло время для серьезной исследовательской работы. Удачи вам!
Работа в группах
Слайд 5 (правила работы в группе)
- Защита работы, самоонализ (15 мин)
— Итак, работа в группах завершена.
Слайд 6
-Напоминаю, что после заслушивания отчета о проделанной работе, ассистенты групп, по согласованию, дают оценку выступающей группе с помощью сигнальной карточки: зеленая карточка – вопрос раскрыт полностью, синяя карточка – вопрос раскрыт частично, красная карточка – вопрос не раскрыт совсем.
После тщательного исследования каждая группа отчитывается о результатах исследования ( использование документ-камеры)
Защита группы №1:
Это текст, т. к. в нем повествуется о том, как мама учит своих детей быть послушными. Смысл рассказа заключен в последней строчке, которая передает главную идею: надо проявлять бдительность, иначе тебя «стрямкают».Тип текста носит повествовательный характер, т.к. описывается последовательность действий. Эти сцены можно сфотографировать серией снимков. А стиль данного текста-художественный, т.к. этот текст воздействует на нашу эмоционально-волевую сферу, мы смеемся, улыбаемся, волнуемся, переживаем. Средствами связи предложений выступают повтор слов, однокоренные слова, а также диалог, составляющий основу сказки…
Перевод
Гуляла Клуша по опушке
и увидела Козявку. И зовет:
«Цыплята- цыплятушки – Козявка!»
Цыплята прибежали,
козявку схрюмкали
и подавились,
а Клуша и говорит:
«Козявки жесткие,
и очень, очень невкусные:
козявок не хрюмкают,
от козявок давятся».
Цыплята козявку вытащили.
Козявка встрепенулась,отряхнулась
и ушла за опушку. И кричит:
«Цыплята подавились, Цыплята подавились!
Очень-очень невкусные!
Птенцы неразумные.
Защита группы №2:
Слова сказки сконструированы по законам русского словообразования. Для образования искусственных слов используются несуществующие в нашем языке корни и известные приставки, суффиксы, окончания (аффиксы).
Суффиксы, приставки и окончания передают следующую информацию о слове:
грамматическая форма (некузявая – качественное полное прилагательное в форме единственного числа женского рода именительного падежа; сяпала – глагол несовершенного вида в форме прошедшего времени единственного числа, женского рода);
морфемное строение (трямк/а/ют- корень, суффикс,окончание);
словообразовательные связи (сяпать – при/сяпать, сяпать – у/сяпать);
лексическое значение (например, сяпала -шла, присяпали – пришли, усяпали – ушли).
Защита группы №3: Нетрудным оказалось ребятам доказать принадлежность слов к самостоятельным частям речи. К существительным собственным отнесли имена героев, к нарицательным слова: (по) «напушке» ((с) «напушки»)-предмет, ж.р.,Д.п., обознач. место действие.
«бутявку» — предмет, ж.р, В.п.
«некузявость » — отвлеч. пред., 3 скл., ж.р.
Принадлежность слов «увазила », «вздребенулся» к глаголам доказали легко. Нашли ребята прилагательные: «любые», «некузявые» — какие; наречия – «зюмо-зюмо», междометия: «оее» Заметили ученики, что служебные части речи использовались обычные в русском языке (и, не, а, с, в, за и др.), что способы образования слов тоже традиционны: суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Все морфемы, кроме корней, традиционные в русском языке.
Защита группы №4:
Интересные наблюдения сделали исследователи синтаксиса и пунктуации. Налицо все признаки разговорного стиля: эмоционально-окрашенные обращения (см. выше), междометия, побудительные, восклицательные, а также неполные предложения, употребление частицы «то»: «Калушка-то», повтор слов: «зюмо-зюмо» и другие.
Знаки препинания в основном соответствуют современным нормам пунктуации, но были и авторские. Готовясь к выразительному чтению сказки, ребята поняли, какую огромную роль играют знаки препинания, помогающие осмыслить происходящее, выявить авторскую позицию в тексте.
Защита группы №5:
Ребята демонстрируют персонажей произведения и дают им словесную характеристику.
— Предлагаю оценить работу в группах, провести самоанализ по тем критериям, которые указаны.
Слайд 7
- Просмотр мультфильма «Пуськи бятые»(2мин)
— Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Пуськи бятые» и сравнить, совпадают ли ваши образы с образами профессиональных художников.
Слайд 8. Демонстрация м/ф «Пуськи бятые»
8. Подведение итогов работы, выводы(3 мин)
— Понравилась вам заниматься исследовательской работой?
-Какой вывод можно сделать после детального рассмотрения произведения?
Когда мы читаем рассказ, автор вовлекает нас в игру, доверяя нам понимание текста. Суффиксы и приставки, даже в непонятных нам словах могут передать оттенки смысла. Грамматика и синтаксис здесь русские, знакомые, а вот корни «засекречены»– «петрушевские». )
— Как Вы думаете, а смогут ли понять эти сказки дети, еще не изучавшие русский язык?
Слайд 9
-Вот что по этому поводу написала сама Л.Петрушевская
«Что же касается сказок» «Пуськи бятые», то дело обстояло так: Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь пела, а однажды Слон Наташа стоймя торчала в кроватке, мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: «Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку». И слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать».
-Наш урок подошел к концу, мне отрадно видеть, что вы постепенно превращаетесь во внимательных, думающих читателей, для которых чтение – труд души. Наша работа над особенностями игрового текста – свидетельство тому.
Слайд 10
— В память об этом уроке я хочу вручить вам именные сертификаты, которые свидетельствуют о том, что вы были участниками научного совета.
- Домашнее задание(1 мин)
-Домашнее задание будет носить творческий характер. Прочитать рассказ Л.С.Петрушевской «Все непонятливые», который не окончен. Придумать и написать окончание.
Слайд 11
— А теперь обратимся к ученому совету. Уважаемые гости, скажите, была ли работа научных сотрудников сегодня плодотворной?
Презентация на тему ««Пуськи бятые» Л. Петрушевская — лексическое и грамматическое значение» 3 класс
-
Скачать презентацию (0.14 Мб)
-
18 загрузок -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (0.14 Мб). Тема: ««Пуськи бятые» Л. Петрушевская — лексическое и грамматическое значение». Предмет: русский язык. 14 слайдов. Для учеников 3 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
14
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Пуськи бятые или птенцы жадные?
Автор:
Струняшев Дмитрий
ученик 3А класса
МОУ СОШ №3 -
Слайд 2
Тема проекта:
«Исследование лексического
и
грамматического значения слов
языка сказки
Л. Петрушевской «Пуськи бятые» -
Слайд 3
Цельпроекта:
определить части речи в сказке;
выявить возможные значения «слов», составить словарик и перевести сказку на реальный русский язык. -
Слайд 4
Мои предположения:
Трудно определить лексические значения «слов» в сказке.
Признаки частей речи в сказке определить можно точно. -
Слайд 5
Ход работы:
Выписать все слова из сказки;
Определить по определенным признакам к какой части речи относится каждое слово;
Выявить возможные значения «слов»;
Составить словарик;
Перевести сказку на русский язык;
Сделать вывод. -
Слайд 6
Служебные части речи:
предлоги С, ПО, НА, В, ОБ, ЗА, БЕЗ;
союзы И, А;
частицу НЕ — автор Л.Петрушевская в своей сказке сохранила без изменения. -
Слайд 7
Имена существительные
(обозначают предмет)
Калуша – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Калушата – (кто?), одушев., нариц., мн.ч.
Напушка – (что?), неодушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Бутявка – (кто?), одушев., нариц., ж.р., ед.ч.
Пуськи – (кто?), одушев., нариц., мн.ч. -
Слайд 8
Имена прилагательные
(обозначают признак предмета)
Некузявая – (какая?), ж.р., ед.ч., окончание –АЯ, зависит от сущ.: бутявка (какая?) некузявая.Дюбые – (какие?), мн.ч. окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: бутявки (какие?) дюбые.
Бятые – (какие?), мн.ч., окончание –ЫЕ, зависит от сущ.: пуськи (какие?) бятые.
-
Слайд 9
Глаголы
Сяпала- (что делала?), в форме прош. вр., ед.ч., ж.р.
Увазила – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч.,ж.р.
Волит – (что делает?), в форме наст. вр., ед.ч.
Присяпали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Стрямкали – (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Подудонились – (что сделали?), в форме прош.вр.,мн.ч.
Вычучили– (что сделали?), в форме прош.вр., мн.ч.
Вздребезнулась – (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
Сопритюкнулась– (что сделала?), в форме прош.вр., ед.ч..ж.р.
Усяпала – (что сделала?), в форме прош.вр.,ед.ч., ж.р. -
Слайд 10
Сяпала — шла, чапала (разг.), летела.Калуша — кукушка, курица, Клара (ворона).Калушата — детёныши калуши.Напушка — опушка, поляна.Увазила — поймала, подхватила, ударила, указала.Волит — говорит, кричит.Бутявка — божья коровка, букашка.Присяпали — подумали, испугались, присели, задумались.Стрямкали — съели, склевали.Подудонились — поссорились, подавились, поперхнулись.Некузявая — невкусная, несъедобная.Вычучили — выплюнули, вынули, бросили.Дюбые — добрые, милые, ядовитыеЗюмо-зюмо — очень-очень, самые-самые.Сопритюкнулись — поднялись.Вздребезнулась — очнулась, отряхнулась.Пуськи — птицы, птенцы.Бятые — обманутые, жадные, обиженные, глупые.
Словарик -
Слайд 11
Перевод №1
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.А курица говорит:
— Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!Цыплята божью коровку выплюнули.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.А курица говорит цыплятам:- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.А божья коровка говорит за опушкой:- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы! -
Слайд 12
Перевод №2
Летела ворона с воронятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:- Воронята! Вороняточки! Божья коровка!Воронята подумали и решили божью коровку склевать.И поссорились.
А ворона говорит:- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!Воронята божью коровку бросили.Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.Ворона говорит воронятам:- Вороняточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и самые-самые невкусные. От божьих коровок ссорятся.А божья коровка кричит за опушкой:- Воронята подавились! «Самые невкусные!» Птицы жадные! -
Слайд 13
Вывод
Самостоятельные части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы — к которым относятся сконструированные писательницей «слова», а также их признаки определяются очень точно.
Невозможно точно определить лексические значения «слов» в сказке. Предположения тех, кто её прочитал, оказались различными. -
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте