Взросления проблема аргументы сочинение

На чтение 13 мин Просмотров 18.1к.
Обновлено 29 августа, 2020

Вопрос «В чём заключается взросление» всегда волновал человеческие умы, так как представляет собой переход из одного этапа жизни в другой, поэтому данная тема часто поднимается в ЕГЭ по русскому языку, для сочинения которого необходимы аргументы из художественной литературы. Многие писатели и философы восхваляют детство, многие – превозносят взрослую жизнь. Каждый человек имеет собственную точку зрения, которую всегда можно подтвердить мнением, запечатлённым на книжных страницах. Именно с этой целью и создана следующая подборка аргументов, в которой предоставляется развёрнутый ответ на данный вопрос.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «взросление»
  5. Синонимы к слову «взросление»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

В чём заключается взросление.

Отношение автора к проблеме

Взросление – это неизбежный процесс, в результате которого человек становится старше, мудрее, сильнее и духовно богаче. Для этого нет определённого возраста, каждый становится старше по-разному. Некоторые уже в раннем детстве понимают, в чём заключаются правильные жизненные ценности и поступают, словно взрослые и зрелые люди. А бывают ситуации, когда человек в солидном возрасте не может принять ответственное решение, потому что в душе остался всего лишь ребёнком.

Аргументы

  1. Взросление – это процесс, который напрямую зависит от нашего детства.
  2. Взросление зависит от воспитания.
  3. Взросление – это процесс становления личности.
  4. Вокруг взрослеющего ребёнка мир меняется навсегда.
  5. Взросление обусловлено физиологическими и моральными переменами в жизни человека.
  6. Взросление меняет восприятие окружающего мира.
  7. Чаще всего раннее взросление происходит в годы войны.
  8. Во время войны дети находятся в условиях, в которых быстрое взросление является необходимостью.
  9. Взросление может быть резким, а может затянуться на многие годы.
  10.  Стать взрослым означает стать самостоятельным и научиться отвечать за свои поступки.

Эпитеты к слову «взросление»

Быстрое, быстролётное, быстротекущее, быстротечное, вечное, далекое, короткое, мимолетное, наивное, невозвратимое, невозвратное, недолгое, недолговечное, незабываемое, неизгладимое, неповторимое, первое, полузабытое, прошедшее, раннее, туманное, утраченное, беззаботное, безмятежное, безоблачное, беспечальное, беспечное, беспокойное, благополучное, благородное, блестящее, бурное, веселое, взволнованное, вольное, горячее, дерзкое, дивное, жаркое, живое, жизнерадостное, здоровое, златое, золотое, искрометное, кипучее, кипящее, легкое, мятежное, мятущееся, нежное, неомраченное, пламенное, прекрасное, прелестное, пылкое, радостное, радужное, резвое, светлое, свободное, счастливое, тревожное, цветущее, чистое, чудесное, чудное, яркое, солдатское, фронтовое, жизненное, незабываемое, ласковое, тихое.

Бедное, безотрадное, безрадостное, бесполезное, бесприютное, горестное, горькое, грустное, затруднительное, дурное, несчастливое, несчастное, омраченное, печальное, суровое, трудное, тяжелое, унылое, хмурое, безрассудное, безумное, беспутное, буйное, неразумное, нескладное, ошибочное, порочное, преступное, сложное, стеснённое, разгульное, хмельное, бездомное, голодное, горемычное, изуродованное, невеселое, нелегкое, обездоленное, рваное, сиротливое.

Синонимы к слову «взросление»

Мужание, возмужание, подрастание, созревание, формирование, оперение, становление, зрелость, самостоятельность, фаза, ответственность.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».

Основной целью трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» является изображение развития человеческой личности во все этапы её взросления. Действие каждой повести соответствует порядку общей сюжетной линии: детство главного героя проходит в усадьбе Иртеньевых, в его отрочестве – мир значительно расширяется, а в юности раскрываются взаимоотношения Коленьки с окружающим миром.

Окончание детства главного героя связано со смертью его матери, после этого разрушается всяческое взаимопонимание и благополучие в их доме. Отрочество заканчивает после смерти бабушки Коленьки, а юность приносит осознание жизненного притворства и корысти в лице новой мачехи, у которой всегда одна и та же улыбка.

Между частями трилогии существует единая логическая связь, обозначающая то, что становление человека делится на разные стадии, однако на самом деле является непрерывным процессом. Повествование от первого лица сближает читателя с главным героем, позволяет прочувствовать все его эмоции. Также это указывает на автобиографичность произведения.

В трилогии два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, который вспоминает своё детство, отрочество, юность. Л.Н. Толстого всегда интересовало сопоставление взглядов на жизнь ребёнка и состоявшейся зрелой личности, имеющей за плечами значительный опыт. Каждая глава содержит в себе определённую идею, изображает конкретный эпизод человеческой жизни. Герои произведения находятся в тех обстоятельствах, где их личность способна проявиться наиболее ярко. Все три части построены на сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека, потому как главной целью писателя был анализ человеческой сущности на каждом этапе её формирования.

  1. М. Горький «Детство».

Главный герой повести М. Горького «Детство» мальчик Алёша, который оказался на воспитании деда и бабушки после смерти родного отца. Кроме родителей матери в становлении личности Алёши принимало участие большое количество людей – многочисленные дяди и тёти, двоюродные братья, постояльцы и все, кто проживал под одной крышей с мальчиком в определённый период его жизни. Они все оказывали влияние на воспитание главного героя, даже сами того не желая.

Жизнь Алёши была трудной, наполненной множеством сложностей и испытаний. Семья деда Каширина была богатой, но всё изменилось, когда мальчик пошёл в школу. Ему пришлось собирать барахло, воровать дрова, ради того, чтобы выжить в этом жестоком мире. За такой образ жизни над Алёшей издевались в школе, никто не мог понять трудного положения мальчика, из-за которого ему пришлось рано повзрослеть.

М. Горький описывает жизнь и нравы купеческой среды, где мужу было дозволено избивать свою жену, дети были готовы предать родителей ради наследства, а сильный всегда издевался над слабым. С раннего детства смерть и страдания преследовали главного героя. На его глазах умер не один человек: отец, брат, Цыганок, мать. Все эти потери оставили неизгладимый отпечаток в душе Алёши, заставили раньше времени взвалить на свои плечи заботы взрослой жизни. После смерти матери, дед заявил мальчику, что не может больше содержать его и Алёше пора «идти в люди». Именно в этот момент детство мальчика закончилось окончательно.

Примеры из жизни

  1. На судьбах многих людей оставила страшный отпечаток блокада Ленинграда, особенно это ужасное время коснулось детей. Обстоятельства лишили их детства, заставили повзрослеть раньше времени и бороться за жизнь наравне со взрослыми опытными людьми. На момент начала блокады в Ленинграде находилось около 400 тысяч детей разного возраста. Маленькие жители города не сидели и не ждали освобождения, они участвовали во всех событиях. Вместе со старшими они уничтожали неразорвавшиеся снаряды, разбирали завалы после обстрелов, расчищали дороги. Дети заменяли взрослых, которые погибли или ушли на фронт, на заводах. Для них даже были придуманы специальные деревянные подставки, чтобы низкий рост не мешал при изготовлении снарядов для пулемётов и автоматов. Дети успевали работать на огородах и полях, а в свободное время помогали в госпиталях. Взрослые не могли защитить их от обстрелов, голода и болезней, но делали всё, что было в их силах. Именно забота о детях и придавала сил для дальнейшего сопротивления. Всем было понятно, что спасти их было можно, только лишь сохранив город. Для того чтобы поднять дух маленьких стойких защитников Родины в страшную зиму было принято решение организовать и провести новогодние праздники. Исполкомом были организованы праздничные программы, главным достоянием которых был обед. Было всё, кроме игр и танцев, у ослабленных детей просто не хватало на это сил. Маленьким жителям Ленинграда было не до веселья, они ждали обещанную еду. Их праздничный обед состоял из постного супа с маленьким кусочком хлеба, крупяной котлетки и киселя. В блокадном городе неумолимо росло количество детских домов, вместо 17 их стало 98. Дети, оставшиеся сиротами, вопреки всему не теряли надежды и верили в светлое будущее. Каждый житель, который смог выстоять и победить смерть, по праву может называться героем. Несмотря на то, что фашисты хотели уничтожить Ленинград, он продолжал жить и выстоял только благодаря вере своего народа. После окончания блокады более 15 тысяч детей были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
  2. Моему дедушке на начало Великой Отечественной войны было всего одиннадцать лет, а его сестре тринадцать. Они жили в городе Всеволожске, который находился возле Ленинграда. В один из тёплых солнечных дней они пошли всей семьёй в зоопарк и там из громкоговорителя услышали тревожный голос, объявивший о начале войны. Дедушка говорил, что до него не дошёл сразу весь ужас, связанный с этим словом, они с мальчишками целый месяц играли в войну и кричали, что зададут жару немцам. Родители стали работать на оборонном заводе до позднего времени, а потом и вовсе оставались на целые сутки. В июле в их город стали прибывать беженцы, в основном это были женщины, дети и старики. Дедушка искренне не понимал, куда и зачем они бегут, почему они так плохо выглядели и просили хоть какую-нибудь еду. Затем начали летать самолёты над городом и мальчишки восторженно наблюдали за воздушными боями. Однажды один из самолётов рухнул в дом, стоящий на одной улице с домом дедушки и после этого случая детские игры в войну стали прекращаться. Кроме того, теперь было нужно идти стоять в очереди за хлебом, носить воду, топить печку, готовить еду. В редкие моменты, когда взрослые бывали дома, им давали поспать или заготавливали вместе дрова на зиму. В сентябре месяце в городе объявили о блокаде их города и карточках на еду. В октябре мой дедушка своими глазами увидел первого умершего от голода человека. Он пришёл с товарищами к магазину за хлебом и увидел тело мужчины на ступеньках. Постепенно количество умерших людей на улицах росло и к ним уже начали все привыкать. Все домашние заботы легли с этих пор на плечи моего деда и его сестры, их мать приходила домой раз в неделю, а отец уже жил в заводском цеху. Зимой, запасённые с лета дрова не дали погибнуть детям от холода, а вот еда в доме совершенно закончилась. Весной умер от переутомления отец моего дедушки, и он пошёл на завод, попытаться устроиться на работу на его место. Как и следовало ожидать, двенадцатилетнего мальчишку отправили домой. Но он не сдавался и после третьего визита в отдел кадров, выбил себе небольшую должность, которая позволила им не умереть с голода. Мой дедушка всегда говорил, что они с сестрой выжили только благодаря заботам матери и отца. Хоть они и бывали в то трудное время дома редко, тем не менее, сделали всё возможное для обеспечения своих детей самым необходимым.

Народная мудрость

  1. «Молод годами, да стар умом». В этой пословице говорится о том, что взросление часто наступает раньше времени. Такие люди, несмотря на молодой возраст обладают мудростью и жизненным опытом.
  2. «С молодым жить весело, со старым хорошо». В этой пословице говорится о том, что люди, имеющие богатый жизненный опыт намного мудрее молодых. В молодости важнее всего веселье, а с возрастом начинает цениться комфорт.
  3. «Молодость плечами крепче, старость головой». Смысл данной пословицы заключается в том, что основное достоинство молодости заключается в физическом состоянии человека, он находится в расцвете своих сил. А главное достоинство старости – в опыте и мудрости, обретённой в течение всей жизни.
  4. «Молоды опёнки, да червивы». В данной пословице идёт речь о людях, у которых гнилая душа с раннего возраста. Несмотря на приятный внешний вид, они червивы изнутри.
  5. «Дерево стало кривым, когда было молодым». Наши мудрые предки говорили о том, что человек портится с ранней молодости. Все дурные поступки, совершённые по глупости, оставляют отпечаток на всю жизнь.
  6. «Мал родился, а вырос – пригодился». В этой пословице говорится о том, что в детстве рано судить о человеке. Повзрослев, каждый может стать достойным, нужно просто этого захотеть.
  7. «Молодость не в годах, а в делах». В данной пословице говорится о том, что любого человека, не в зависимости от его возраста, судят по поступкам.
  8. «Отца и матери на всю жизнь не хватит». В этой пословице идёт речь о том, что человеку необходимо вовремя взрослеть и становится самостоятельным. Не всю жизнь наши родители будут опекать нас.
  9. «Посеешь привычку – вырастишь характер». Смысл данной пословицы заключается в том, что всё начинается с привычки. Полезные привычки формируют характер, дурные – портят личность.
  10.  «Береги платье снову, а честь смолоду». В данной пословице говорится о том, что запятнанная честь не восстанавливается. Поэтому её необходимо беречь с ранней молодости, как и одежду, которую нужно хранить с самого начала, чтобы избежать скорого износа.

Афоризмы

  1. «Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении». Немецкий писатель Иоганн В. Гёте говорил о том, что родители слишком многого ждут от своих детей. Не всем суждено стать гениями, поэтому нужно снижать свои требования соответственно действительности.
  2. «На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал детство лучшей порой в жизни, поэтому с сожалением писал о неизбежном взрослении. Его всемирно известна притча-сказка «Маленький принц» стала гимном детству.
  3. «Взрослея, мы становимся серьёзнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть». Английский политик и поэт эпохи Просвещения Джозеф Аддисон говорил о том, что дети гораздо умнее взрослых, потому как с возрастом их интеллект ограничивается множеством условностей.
  4. «Неосторожное слово — и ребёнок взрослеет, обманутая любовь — и человек ожесточается». Французский писатель Андре Моруа писал о том, что дети могут повзрослеть просто из-за неосторожного слова, которым их обидят. А разбитые чувства приводят к ожесточению, по его мнению.
  5. «Стареть – это печально, но приятно взрослеть». Популярная французская киноактриса Бриджит Бардо говорила о том, что взросление – это приятное чувство. Человек становится мудрее, проще смотрит на жизнь и адекватно оценивает происходящие события.
  6. «Каждый ребенок рождается божеством, а потом опускается до человека». Французская писательница Симона де Бовуар писала о том, что дети рождаются неиспорченными, поэтому их можно сравнить с божеством. Лишь с возрастом они обрастают пороками, свойственными каждому человеку.
  7. «Повзрослеть стоит хотя бы для того, чтобы научиться по-настоящему любить». Французская киноактриса Ванесса Паради говорила о том, что в взросление есть свои определённые плюсы, например, человек узнаёт, что такое настоящая любовь.
  8. «Ничто так не взрослит, как предательство». Русские советские писатели соавторы Братья Стругацкие писали о том, что человек резко становится взрослым только от страдания. Одним из способов такого взросления является предательство, которое ранит человеческую душу.
  9. «Взросление — чертовски трудная штука! Гораздо легче перейти из одного детства в другое». Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд говорил о том, что часто люди так не взрослеют, а просто переходят в другое детство. Таким личностям неведомо чувство ответственности и чувство стыда, они живут в собственное удовольствие.
  10.  «Тайна и ложь – это то, что мы принимаем, став взрослыми». Британская писательница Джоан Кэтлинг Роулинг писала о том, что у взрослой жизни есть множество недостатков, по сравнению с детством. Например, человек узнаёт, что такое тайны и ложь.

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «Проблема взросления: аргументы из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:
— В. Г. Распутин, «Уроки французского»
— Г. Х. Андерсен, «Русалочка»


Показателями взросления человека являются его ответственность и самостоятельность. Время психологического и юридического взросления часто не совпадают – система ценностей ребенка может быть намного осознаннее, чем у взрослого человека. Порой жизненные условия и обстоятельства заставляют пересмотреть свои взгляды на мир, изменить свое восприятие и поведение.

В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» повествуется история одиннадцатилетнего мальчика, вынужденного рано повзрослеть. Володя жил в деревне без отца, из трех детей был старшим. Послевоенное время оказалось тяжелым — семья питалась чем придется. Закончив начальную школу в деревне, мальчик отправился в райцентр учиться в восьмилетке.

Володе было сложно привыкнуть к новой жизни, ни родных, ни друзей рядом не было. Мама мальчика отправляла посылки с едой, но этого хватало всего на несколько дней – продукты воровала тетя Надя, у которой он жил, либо кто-то из её детей. Голодание вынудило Володю начать играть на деньги с дворовыми мальчишками в «чику». Выработав свою стратегию, игрок каждый день уходил из компании с рублем в кармане, чем обеспечивал себя баночкой молока.

Присоединиться к вебинару

Выиграв заветный рубль, Володя сразу же покидал игру, что пришлось не по нраву главному игроку на площадке — семикласснику Вадику. Одна из игр закончилась избиением главного героя. На его синяки и ссадины обратила внимание учительница французского языка в школе. Она поговорила с мальчиком, и он пообещал больше не играть на деньги, но голод заставил нарушить обещание. После второго случая побоев Лидия Михайловна позвала Володю заниматься по вечерам у нее дома – мальчик отставал по французскому – где каждый раз безуспешно пыталась его накормить.

Поведение главного героя не выдает в нем ребенка — сложные жизненные обстоятельства вынудили Володю повзрослеть, а жизнь без отца воспитала в нем мужество. Даже в условиях нужды и голода он прежде всего думал о матери, сестренке и братишке, осознавал свою ответственность перед ними.

Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!  

Перейти к выбору теста!

Сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка» знакомит нас с юной героиней Русалочкой, поступок которой говорит о зрелости и мужественности. В день своего шестнадцатилетия она поднялась на поверхность моря и увидела трехмачтовый корабль, с палубы которого была слышна музыка. Русалочка подплыла ближе и начала наблюдать за людьми, в числе которых она заметила прекрасного принца. Вечером начался салют в честь его дня рождения, а после окончания празднований вдруг разыгрался шторм, корабль перевернулся и раскололся надвое.

Русалочка спасла принца и оставила его на берегу возле белого монастыря. После этого события героиня каждый день приплывала к замку принца, наблюдала за ним и радовалась, что спасла. Юная жительница моря безвозвратно влюбилась в принца и решилась на сделку с ведьмой. Она отдала свой прекрасный голос и получила взамен пару стройных ножек. Русалочка получила возможность находиться рядом с принцем, чему бесконечно радовалась, несмотря на острую боль при каждом её шаге.
Возлюбленный героини привязался к ней, но любил как милое дитя, не допуская мысли о женитьбе.

Вскоре принц отправился к соседнему королю, познакомился с его дочерью и влюбился в нее, на что та ответила взаимностью. Молодые люди отпраздновали помолвку, а следом и свадьбу. Новобрачная отправилась на родину к принцу, на корабле продолжались танцы и веселье. Русалочка радовалась вместе с остальными, скрывая свою боль и отчаяние. Тот, ради которого она покинула родных, отдала голос и терпела постоянные мучения и не подозревал, что своей свадьбой на другой девушке обрек Русалочку на неминуемую гибель.

Перед рассветом у корабля появились сестры Русалочки, они отдали ведьме свои волосы и принесли кинжал. Если Русалочка вонзит нож в сердце того, кого любит всем своим существом, и кровь попадет на её ноги, она вновь станет русалкой. Героиня прошла к шатру новобрачных, поцеловала принца и попрощалась с ним. Сделав свой выбор, она бросила нож в волны, прыгнула в объятия моря и расплылась пеной. Столь мужественный благородный поступок является примером взрослого серьезного поведения. Пожертвовать своей жизнью ради другого человека сможет далеко не каждый, особенно в столь юном возрасте.

Взросление – этап в жизни каждого из нас, его нельзя обойти стороной. Кто-то желает быстрее достичь взрослого возраста, другие хотят остаться в детстве навсегда. Человек переступает границу взросления вне зависимости от своего желания, показателем чего является его готовность брать на себя ответственность, осознанно принимать решения и отвечать за них.


Сегодня мы поговорили на тему «Проблема взросления: аргументы из литературы«. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Список произведений, которые можно использовать в качестве аргументов при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Роли детства в жизни человека Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
  В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости,  стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
Роли семьи в формировании личности Л.Н. Толстой «Война и мир» В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
  И. Полянская «Утюжок и мороженое» Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
Материнства (роли матери в воспитании) М. Горький

«Сказки об Италии»

Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
А. Фадеев

«Молодая

гвардия»

В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
К. Воробьев «Тётка Егориха» Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Материнства как подвига Л. Улицкая

«Дочь Бухары»

Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдан воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
Взаимоотношения отцов и детей А. Алексин «Безумная Евдокия» Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
Р. Брэдбери «Вельд» Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок:

убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.

Ф. Искандер «Начало формы» Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
А. Амлинский «Нескучный сад» На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
Взаимоотношений в семье А. Амлинский

«Возвращение

брата»

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
А. Алексин «Безумная Евдокия» Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
  А. Алексин «Раздел имущества» Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
А Лиханов

«Чистые камушки»

Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущал все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности) В. Тендряков «Ночь после выпуска» Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно оттого, что в ней нет этих качеств.
Е. Гришковец «Начальник» Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.
А. Лиханов «Обман» У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
Преемственность поколений Э.Хемингуэй «Старик и море» Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.
Роли учителя в жизни человека А.И. Куприн «Тапер» Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.
В. Распутин «Уроки французского» Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
А Лиханов «Драматическая педагогика» «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».
А. Алексин «Третий в пятом ряду» Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека… добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
А.Алексин

«Безумная Евдокия»

Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.
А. де Сент- Экзюпери

«Маленький принц»

Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Б. Васильев

«Летят мои

кони…»

Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания) Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Ф.М. Достоевский

«Мальчик у Христа на елке»

Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.
Развития и сохранения русского

языка

А. Кнышев «О великий

и могучий русский

язык!»

В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос.
В. Ступишин «New сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем» Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.
А. Щуплов

«От съезда

партии – к съезду крыши»

Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупостью».
Цитаты «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну» (А.М Жемчужников.)

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)

«…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире» (В. Распутин)

«Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой)

Н. Галь «Слово живое и мертвое» Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку.
  К.И.Чуковский «Живой как жизнь» Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности Д.И. Фонвизин «Недоросль» В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас – дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства? А.С. Пушкин. «Няне»; М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком…»; К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни».
Проблема роли детства в жизни человека, оценки этого периода жизни человека Почему детство – важнейший этап жизни человека? Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности? А. Гончаров. «Обломов»; А.С. Осртовский. «Гроза»; Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Г. Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы».
 

Проблема исторической памяти

 

Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?

 

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»; Л.Н. Толстой. «Война и мир»; поэмы А.А. Ахматовой; Б.Л. Пастернак – романы.

Проблема отчего дома Почему нельзя забывать отчий дом? К.Паустовский «Телеграмма»; М. Булгаков «Белая гвардия».
Проблема нравственной прочности человека, любовь как испытание Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; М.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»;

Подготовка к ЕГЭ | ОГЭ. Все права защищены

  • Вид сказок по классификации
  • Взросление пример из жизни для сочинения
  • Вид сказки царевна лягушка 5 класс
  • Вид сказки спящая красавица
  • Вид сказки солдатская шинель 5 класс