Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего поэзии и живописи) оказалось сильнее.
Что есть красота. Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке.
Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.
Лицо коня прекрасней и умней Он слышит говор листьев и камней Внимательный! Он знает крик звериный И в ветхой рощи рокот соловьиный. На темный небосклон Восходят звезд соединенья И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах Глаза горят как два огромных мира Игриво стелятся, как царская порфира
Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому, что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты. Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении Сентябрь.
Стихи построены на контрастной игре темного (даль нечиста, царство туманно, даль занавешена) и светлого (первый луч, арка засияла, золотой, как огонь и гранатовый, с улыбкою) начал. Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления (Но взгляни). Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром (Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер и даль не чиста ). Атмосфера дождя передана и в звукописи аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра.
Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты.
В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке. Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости. Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце. Это символ счастливого слияния природы и человека.
Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки лица. Подчас он употребляет выражения лицо коня, лицо зверей, этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек это только развитие того, что заложено в природе. Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта.
В таких стихах как “О красоте человеческих лиц”, “Некрасивая девочка” и во многих других ставит вопрос: Что есть красота. Поэтической манере Заболоцкого близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темницы.
Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.
Вот и стихотворение Некрасивая девочка представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема источник противочувствия. Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение.
Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка Заправлена в трусы худая рубашонка Колечки рыжеватые кудри Рот длинен, зубки кривы Черты лица остры и некрасивы И одновременно дается внутренний слепок с души. Чужая радость так же, как своя Томит ее и вот из сердца рвется И девочка ликует и смеется Охваченная счастьем события.
З реалист трезво видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка! . Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не хрупкая игрушка. З вкладывает в эти слова веру, народные представления о том, как перенести беду.
Под лежачий камень вода не течет, значит надо перетопить камень, перетерпеть боль.
В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда (длинен, кривы, остры, некрасивы), а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие (томит, рвется, ликует, смеется). Так от внешности поэт переводит разговор к божественному дару (обожествляют люди). Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором Заболоцкого.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения.
Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, что есть красота, но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ огня, мерцающего в сосуде, который является символом добра и человечности.
Loading…
Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка», где автор поднимает вопрос, что же важнее: внешняя красота или душевная чистота. Изучается произведение в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.
Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Оно условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
История создания
История создания произведения «Некрасивая девочка» такова. Как-то в одном из Московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из компании детей некрасивым лицом, но поэта очаровала непосредственная душа ребёнка. Увиденное отобразилось в стихотворении, написанном в 1955 г. за три года до смерти поэта. Произведение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.
Тема
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о её судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а её рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка»
подсказывает, что семья малышки живёт небогато. Девочка ещё не осознаёт, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребёнка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать её дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что её чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень»
её души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героине «младенческую грацию души»
.
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем. Формальная композиция произведения соответствует смысловой: оно состоит из двух строф.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Автор использовал все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.
Жанр
Написано произведение в жанре элегии, так как автор раздумывает над вечной проблемой. В стихах преобладает грустное настроение.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягушонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка»
и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души»
.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 100.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 100.
Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка», где автор поднимает вопрос, что же важнее: внешняя красота или душевная чистота. Изучается произведение в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.
Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Оно условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о её будущем.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
Стилистические особенности
По сути, всё произведение представлено в виде монолога писателя. Стихотворение состоит из двух смысловых частей:
- Описание главной героини.
- Размышление над её дальнейшей судьбой, а также над понятием «красоты».
Формальная и смысловая композиции совпадают: каждая из смысловых частей текста занимает ровно одну строфу. Всего их получается две.
Это произведение представляет собой философское размышление над важной жизненной проблемой, поэтому его вполне можно отнести к жанру элегии. Также его можно назвать философской лирикой. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Используются перекрёстная, параллельная и кольцевая (АВВА) рифмовки. Последняя явно преобладает над остальными.
Для передачи образа девочки активно используются эпитеты и метафоры:
- «худая рубашонка»;
- «бедная дурнушка»;
- «чистый пламень»;
- «охваченная счастьем бытия»;
- «в глубине ее горит»;
- «всю боль свою один переболит»;
- «младенческая грация души».
Однако лучше читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы.
Тема
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о её судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а её рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живёт небогато. Девочка ещё не осознаёт, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребёнка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать её дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что её чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» её души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героине «младенческую грацию души».
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Извечный спор о красоте носит философский характер. Сколько людей, столько и мнений. Нет точного, как в математике, ответа. Для одних людей важна внешняя оболочка, другие обращают внимание на внутренний мир.
Бытует мнение, что людям с непривлекательной внешностью труднее живётся, чем красавцам. Вот она, некрасивая девочка, гуляющая во дворе. Заболоцкий наблюдает за ней из окна. На первый взгляд она такая нескладная, угловатая, длинные ручки и ножки, короткое тело. Длинный рот, кривые зубы (как это всё автор из окна увидел?), острые черты лица, рыжие кудри. Она чем-то напоминает лягушонка. И одета она бедненько. В старую рубашку и трусики.
Автор писал это стихотворение в 1948 году. Страна ещё оправлялась от ран, полученных в войне. И не все люди жили в достатке и могли себе позволить купить ребёнку велосипед. По тем временам — это роскошь. Девочке такая роскошь не доступна. Она довольствуется тем, что неуклюже бегает следом за мальчишками. Не обижается на них, что не дают ей покататься. Она искренне радуется за своих друзей, звонко смеётся на весь двор.
Автору искренне жаль эту чудесную девочку. Ведь совсем скоро она начнёт осознавать, что отличается от своих друзей и внешностью, и одеждой. Но он надеется, что жизнь и жестокие люди, встретившиеся на её пути, не сломают её характера и духа. Если так и произойдёт, то ей хватит стойкости принять это и не сломаться.
Но на жизненном пути ей обязательно встретятся люди, которые полюбят её не за длинные ноги, а за её душевные качества. Хотя, если немного пофантазировать, то не трудно представить, в какого красивого лебедя превратится этот «гадкий утёнок». Это будет высокая, со стройными ногами, рыжеволосая богиня. Волосы по-прежнему будут виться, и спадать на плечи пышной копной. Черты лица приобретут мягкость и женственность. И его не будет портить большой рот. А кривые зубы выпадут, это же ещё молочные зубы. Им на смену вырастут ровные белоснежные зубки. Теперь выросшие мальчишки будут бегать за ней, и предлагать наперебой каждый не только свой велосипед. Они будут всеми способами добиваться её внимания, соперничая меж собой. Очень важно, чтобы у девочки был такой человек, который разглядел бы в этом лягушонке Василису Прекрасную.
А ответ на вопрос, что же есть красота, пусть дадут философы. И у каждого он точно будет свой.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягушонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка» материал по мхк (9 класс) на тему
«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
Смысл стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Тема внутренней и внешней красоты поднималась писателями и поэтами множество раз. Дело в том, что ежедневно мы встречаем сотни людей. Кто-то кажется нам хорошим, а кто-то ужасным. Дело в том, что психология человека оценивает человека в первую очередь по его внешности, а уже потом по манерам и поведению. К сожалению, избавиться от этого нельзя, но нужно понимать, что не все-то золото, что блестит. Красивый и привлекательный человек может оказаться ужасной личностью, даже не заслуживающей чего-то внимания. Это понимал и Николай Заболоцкий. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» он поднимает эту проблемы и в полной мере раскрывает ее. Так какая же некрасивая девочка? Может ли она быть прекрасна в душе? Давайте разберем смысл стихотворения и найдем ответы на все вопросы.
Смысл названия стихотворения «Некрасивая девочка»
Николай Заболоцкий решил сразу же раскрыть нам все карты. Даже названием он показывает, что главная героиня его произведения обделена красотой. Мы сразу же рисуем в голове образ этой девочки. Стоит ли нам узнать ее поближе или же остановиться на отрицательном восприятии? Это уже скрыто в тексте самого стихотворения.
Смысл стихотворения «Некрасивая девочка»
С первых же строк мы видим главную героиню. Она проста на вид, в ней той самой изюминки, что заставляет мальчишек ходить по пятам. Даже ребята на велосипеде не обращают на нее внимание, хотя та радостно бежит рядом. Зато мы замечаем, что душа ее чиста. Никакой зависти и корысти — только любовь к миру и людям в нем. Эта простота может показаться кому-то наивной, но именно в таком виде она и должна существовать. В остальных случаях она представляет из себя только притворство. Заболоцкий пока об этом явно не говорит, что читатель замечает подобные мысли в повествовании.
Вторая часть стихотворения уже прямо показывает, что девочке уготована особая судьба. Пока все вокруг будут взрослеть и становиться черствыми, она так и останется простой, но очень душевной. Но ведь в этой простоте будут скрываться качества, которые многие теряют с возрастом. Эта чистота и станет решающим фактором в формировании личности. Девочка может измениться, но тогда она утратит истинную себя.
Но не стоит отчаиваться, ведь автор дает нам надежду. Если девочка сможет удержать это пламя в своем сердце, то она сможет возвыситься над серым обществом. Пока остальные будут стараться казаться такими же, как и все, девочка просто останется привлекательна своей душой. Николай Заболоцкий буквально просит таких детей оставаться собой, а не стараться изменить себя для общества. Однотипных людей в мире очень много, а тех, в чьих глазах горит безумно яркое пламя, очень-очень мало. Так оставайтесь же собой! Не изменяйте себя из-за требований кучки одинаковых людей! Помните, уникальность — величайшее богатство, не меняйте его на мимолетное одобрение общества.
Ну и что же нам делать? Видимо, придется принять мысль о том, что человека нужно оценивать не по внешности, а по внутренним качествам. Помните это всегда, ведь хороший человек может обладать и не модельным внешним видом.
Текст
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
1955 г.
Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Эта мысль оригинально воплотилась в стихотворении «Некрасивая девочка». Изучается оно в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Некрасивая девочка» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1955 г., к сочинению строк поэта подтолкнули реальные события.
Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Он условно делится на смысловые части: портрет маленькой девочки и размышления о ее будущем.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написано пятистопным ямбом, в произведении представлены все виды рифмовки, но преобладает кольцевая АВВА.
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
Некрасивая девочка. О стихотворении Николая Заболоцкого
Первые две строчки, а по сути уже все сказано. Мы видим девочку, непохожую на остальных детей. Другие дети где-то играют, а она робко стоит в сторонке. Нам сразу приходит на ум сказка «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсена. И вообще, очень много общего у этого стихотворения и той сказки. Перечитайте! Дальше перед нами идет портрет девочки:
Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы, —
Подытоживает автор, и у нас в нашей груди уже пробуждаются САМЫЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА к этой «некрасивой» девочке! Какое-то удивительное тепло начинает буквально исходить от этих строчек. Самое грубое, самое жестокое сердце смирится и томительно защемит при одном только беглом взгляде на нее.
Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее.
Дважды нам автор дает указание на бедность «некрасивой» девочки. И, думается, это не случайно. Она ведь могла ожесточиться, озлобиться, стать холодной, гордой, злой. Первая деталь — «худенькая рубашонка» и вот другая деталь… у нее нет велосипеда. Но она не отчаивается! Ее чистое светлое сердце восхищенно смотрит на мальчиков, едущих на велосипедах!
Она ж за ними бегает по следу.
Какая же удивительная, бесконечная радость исходит от этих строчек! Ей чертовски весело, она такая вот оторва, хулиганка… Сама немного похожа на мальчугана, по характеру- бойкая, озорная. По внешнему виду- почти, как парень.
Чужая радость так же, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия!
Она СЧАСТЛИВА просто потому, что она ЕСТЬ! Разве можно не смеяться вместе с ней? Или, по крайней мере, не улыбнуться?
Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу и думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И переточит самый тяжкий камень! И пусть ее черты нехороши И нечем ей прельстить воображенье, — Младенческая грация души Уже скользит в любом ее движенье.
Вот в этом долгом «авторском» монологе, мы видим отношение автора к проблеме этой самой «некрасивости». Ему хочется верить, что ничто плохое, несправедливое, ложное не коснется этого сердца. Впереди будут большие трудности и, возможно, предательство и измены, оскорбления, утраты, но это все будет ПОТОМ. А пока она радуется. И радость ее чиста, неподдельна, наивна и невинна.
А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
«Некрасивая девочка»,- несомненно, лучшее стихотворение в нашей поэзии о красоте, о внутренней красоте Человека, о противостоянии Добра и Зла именно через призму ВНЕШНЕЙ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕКА. Внешняя красота (красивый сосуд) на поверку оказывается пустышкой, пустым звоном, внутренняя красота (красота души) освещает нам путь и шире САМ МИР-ПУТЬ (сосуд). Мы видим стенки сосуда, именно благодаря огню. Именно огонь сжигает все плохое и освещает нам дорогу. А поэзия – это и есть «мерцание огня», тайное и неведомое, все самое сокровенное, чем мы живем.
Тема
Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.
Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.
Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Извечный спор о красоте носит философский характер. Сколько людей, столько и мнений. Нет точного, как в математике, ответа. Для одних людей важна внешняя оболочка, другие обращают внимание на внутренний мир.
Бытует мнение, что людям с непривлекательной внешностью труднее живётся, чем красавцам. Вот она, некрасивая девочка, гуляющая во дворе. Заболоцкий наблюдает за ней из окна. На первый взгляд она такая нескладная, угловатая, длинные ручки и ножки, короткое тело. Длинный рот, кривые зубы (как это всё автор из окна увидел?), острые черты лица, рыжие кудри. Она чем-то напоминает лягушонка. И одета она бедненько. В старую рубашку и трусики.
Автор писал это стихотворение в 1948 году. Страна ещё оправлялась от ран, полученных в войне. И не все люди жили в достатке и могли себе позволить купить ребёнку велосипед. По тем временам — это роскошь. Девочке такая роскошь не доступна. Она довольствуется тем, что неуклюже бегает следом за мальчишками. Не обижается на них, что не дают ей покататься. Она искренне радуется за своих друзей, звонко смеётся на весь двор.
Автору искренне жаль эту чудесную девочку. Ведь совсем скоро она начнёт осознавать, что отличается от своих друзей и внешностью, и одеждой. Но он надеется, что жизнь и жестокие люди, встретившиеся на её пути, не сломают её характера и духа. Если так и произойдёт, то ей хватит стойкости принять это и не сломаться.
Но на жизненном пути ей обязательно встретятся люди, которые полюбят её не за длинные ноги, а за её душевные качества. Хотя, если немного пофантазировать, то не трудно представить, в какого красивого лебедя превратится этот «гадкий утёнок». Это будет высокая, со стройными ногами, рыжеволосая богиня. Волосы по-прежнему будут виться, и спадать на плечи пышной копной. Черты лица приобретут мягкость и женственность. И его не будет портить большой рот. А кривые зубы выпадут, это же ещё молочные зубы. Им на смену вырастут ровные белоснежные зубки. Теперь выросшие мальчишки будут бегать за ней, и предлагать наперебой каждый не только свой велосипед. Они будут всеми способами добиваться её внимания, соперничая меж собой. Очень важно, чтобы у девочки был такой человек, который разглядел бы в этом лягушонке Василису Прекрасную.
А ответ на вопрос, что же есть красота, пусть дадут философы. И у каждого он точно будет свой.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягуошонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
«Некрасивая девочка» Н.Заболоцкий
«Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Анализ стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Вопрос о том, что представляет собой человеческая красота, является достаточно философским. Для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей. Однако наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать себе и другим, что они действительно достойны любви и уважения. Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное в 1948 году. В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка. Природа не наделила ее красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте, и среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».
Описывая внешность этой девочки, автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел. А заметить ему удалось довольно много – и то, что у юной особы «рот длинен», а «зубки кривы», ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам, ее «черты лица остры и некрасивы», а одета незнакомка в «худую рубашонку». Однако совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору». Казалось бы, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть. Но героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем иная. Она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется». Чувства и эмоции этого маленького «лягушонка» настолько чистые и искренние, что вызывают у автора неприкрытое удивление и любопытство. Он осознает, что этому ребенку еще не веведомы такие понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование. Счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений, чистый и удивительно гармоничный. В ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.
Однако Николая Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка». Поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать. Но даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень».
Николай Заболоцкий отдает себе отчет в том, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире. Однако он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье». А раз так, то наверняка в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству. В финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»? Ответ на него поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
«Заболоцкий («Некрасивая девочка»)»
Сочинение
Заболоцкий(«Некрасивая девочка»)
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .
Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке. Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.
Лицо коня прекрасней и умней
Он слышит говор листьев и камней
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой рощи рокот соловьиный
……..
На темный небосклон
Восходят звезд соединенья
И конь стоит , как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах
Глаза горят как два огромных мира
Игриво стелятся, как царская порфира.
Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому, что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты.
Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении «Сентябрь». Стихи построены на контрастной игре темного (даль нечиста, царство туманно, даль занавешена) и светлого (первый луч, арка засияла, золотой, как огонь и гранатовый, с улыбкою) начал. Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления (Но взгляни…). Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром (Сыплет дождик большие горошины. Рвется ветер и даль не чиста ). Атмосфера дождя передана и в звукописи – аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра. Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты. В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке. Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости.
Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в «словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце». Это символ счастливого слияния природы и человека.
Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки «лица». Подчас он употребляет выражения «лицо коня», «лицо зверей», этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек – это только развитие того, что заложено в природе.
Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» и во многих других З ставит вопрос: «Что есть красота?». Поэтической манере З близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Вот и стихотворение «Некрасивая девочка» представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема «источник противочувствия».
Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка
Заправлена в трусы худая рубашонка
Колечки рыжеватые кудри
Рот длинен, зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы
И одновременно дается внутренний слепок с души.
Чужая радость так же, как своя
Томит ее и вот из сердца рвется
И девочка ликует и смеется
Охваченная счастьем события.
З – реалист трезво видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, «что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» . Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не «хрупкая игрушка». З вкладывает в эти слова веру, народные представления о том, как перенести беду. «Под лежачий камень вода не течет, значит надо перетопить камень, перетерпеть боль». В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда (длинен, кривы, остры, некрасивы), а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие (томит, рвется, ликует, смеется). Так от внешности поэт переводит разговор к божественному дару (обожествляют люди). Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором З.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения. Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, «что есть красота?», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в сосуде», который является символом добра и человечности.
Рождение произведения
На период написания (а написано оно было в 1948 году) автор этого сочинения немало задавался философскими вопросами как в своей голове, так и в своём творчестве. Тема общественного отвержения была очень близка Заболоцкому. Если изучить его биографию, в которой есть место для трёхлетней ссылки, пятилетнего пребывания в сталинских лагерях, продолжительных гонений со стороны советского литературного сообщества, то становится вполне понятно почему.
Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий назвал в честь его главной героини — маленькой девочки, гуляющей во дворе с друзьями. Неизвестно, что первым привлекло внимание поэта — отталкивающий внешний вид ребёнка или его же симпатичное поведение, но на написание элегии он вдохновился, когда наблюдал за играющей малышкой.
Тема, идея и содержание
Основная проблематика произведения — человеческая красота и её влияние на жизнь индивидуума. Внутренняя красота — тихий, но чарующий, ни с чем не сравнимый, обжигающе прекрасный «мерцающий огонь», противопоставляется внешней — «сосуду», в котором часто «пустота». Рассказывая о невзрачной с виду, но совершенной внутри девочке, автор с грустью размышляет о том, что второе часто играет гораздо большую роль в нашем обществе, в то время как первое вовсе упускается из виду.
Первая часть
В первой половине стихотворения идёт повествовательная и описательная часть произведения. Сначала автор приводит нам краткое описание внешности главной героини, затем описывает её поведение и эмоции.
Первое, что делает поэт — это пытается передать читателю своё общее впечатление от наблюдаемой, сравнивая маленькую девчушку с «лягушонком», и выделяя её этим «среди толпы играющих детей». Затем внимание автора перемещается на неказистый наряд девчонки — ветхую рубашку, заправленную в трусы. Одежда хотя и не является показателем природной внешней красоты человека, но зато отлично вписывается в общую картину, подчёркивая её.
У малышки неприбранные рыжие кудряшки — эта деталь тоже усиливает ощущение потрёпанности и нескладности. Следом идёт указание уже на сами неприглядные черты — кривые зубы, длинный рот, слишком острое и в целом неприглядное лицо.
В преддверии главных событий сообщается, что «двум мальчуганам, сверстникам её, отцы купили по велосипеду». Казалось бы, каким образом это может относиться к теме девичьей красоты? Следуем дальше — а дальше ситуация накаляется. «Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё». Как мог бы повести себя любой другой ребёнок в ответ на подобное? Как правило, на такое отвечают обидой, завистью, злобой. И вряд ли кого-то можно было бы за это винить, ведь это вполне справедливая реакция на пренебрежение. Но тем героиня и поражает поэта: вместо того, чтобы обижаться, ябедничать, злиться и плакать, «она ж за ними бегает по следу» и «ликует», «смеётся».
«Чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», — вот что приводит поэта в восхищение, поневоле заставляет любоваться внутренней красотой ребёнка. То, что обычный человек встретил бы обидой, ненавистью, завистью, она встречает совершенно противоположным — она на седьмом небе от счастья уже оттого, что счастливы другие, уже просто потому, что живёт на этом свете. Способность так искренне радоваться за другого, особенно когда ты сам при этом оказался далеко не в лучшем положении, дана далеко не каждому. И среди этих немногих счастливчиков оказался несчастный «лягушонок».
На этом первая часть прерывается и начинается вторая. Если до этого писатель просто наблюдал и обрисовывал увиденное, то дальше он активно делится своими измышлениями по поводу описанной картины.
Вторая половина стихотворения
Во второй части идёт рассуждение на тему внутренней и внешней красоты. Писатель, подводя итог своим наблюдениям, пытается сделать адекватный прогноз дальнейшей жизни ребёнка, излагает свои надежды на светлое развитие событий, и печально задаётся вопросом на тему «что есть красота».
Юное создание не склонно к таким деструктивным чувствам, как зависть, желчь, обида, желание отомстить — вот главное качество, которое так сильно привлекло Заболоцкого в играющей девочке. Он восторгается её детской чистотой, непосредственностью, умению радоваться простым жизненным мелочам — «ей всё на свете так безмерно ново, так живо всё, что для иных мертво!».
Автор так проникается симпатией к ребёнку, что всерьёз переживает по поводу её наступающего будущего. И первое, что приходит ему на ум — это, к сожалению, суровая проза жизни. «И не хочу я думать, наблюдая, что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» В нашем мире внешняя привлекательность и правда играет значительную роль, и, конечно, особенно это касается прекрасной половины человечества.
Красивая женщина всегда имеет преимущество перед некрасивой, чувствует себя более уверенной и счастливой даже в далёких от любви сферах жизни. Поэтому душевная красота малютки рискует испортиться и поломаться о жестокий и несправедливый мир.
Повзрослев и осознав свою непривлекательность, девушка имеет все шансы впасть в глубокое отчаяние и растерять все внутренние сокровища. Но Заболоцкий питает надежду, что такая пора для неё никогда не наступит. «Чистый пламень», который горит в сердце этого маленького человека, по убеждению поэта, должен стать очищающим огнём, уберегающим девушку от всей грязи этого мира, способным спасти её прекрасную душу от одиночества и страданий.
Следом подводится итог всему вышесказанному. По мнению писателя, совершенно неважно, что девочка не отличается хорошими внешними данными, и вряд ли способна усладить чей-то взор. Ведь несмотря на это, девочка всё равно обладает таким чудесным свойством, как «младенческая грация души», которая отчётливо «сквозит в любом её движенье». А значит, истинная красота уже при ней. И именно в ней малышка найдёт спасение от будущих насмешек, и с помощью неё переживёт все невзгоды, которые встретятся ей на пути.
Приближаясь к концу, Заболоцкий напрямую задаёт риторический вопрос, ответ на который уже ясен: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Автор напоминает читателям, что по-настоящему красивым человека делают его мысли и поступки, а вовсе не внешний лоск. «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» По мнению писателя, конечно, красота заключается именно в этом самом внутреннем «огне».
Стилистические особенности
По сути, всё произведение представлено в виде монолога писателя. Стихотворение состоит из двух смысловых частей:
- Описание главной героини.
- Размышление над её дальнейшей судьбой, а также над понятием «красоты».
Формальная и смысловая композиции совпадают: каждая из смысловых частей текста занимает ровно одну строфу. Всего их получается две.
Это произведение представляет собой философское размышление над важной жизненной проблемой, поэтому его вполне можно отнести к жанру элегии. Также его можно назвать философской лирикой. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Используются перекрёстная, параллельная и кольцевая (АВВА) рифмовки. Последняя явно преобладает над остальными.
Для передачи образа девочки активно используются эпитеты и метафоры:
- «худая рубашонка»;
- «бедная дурнушка»;
- «чистый пламень»;
- «охваченная счастьем бытия»;
- «в глубине ее горит»;
- «всю боль свою один переболит»;
- «младенческая грация души».
Однако лучше читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы.