Зачем мы читаем сказки

Зачем нужны сказки?

Сказка является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка. Когда родители рассказывают своим детям сказки, то они тем самым дарят им свою любовь, что, в свою очередь, придает ребенку чувство уверенности. Сказки нужны детям, чтобы они мечтали о том или другом, не боялись монстров, любили доброту и не уважали злость. Чтобы они росли понимающими и заботливыми. А самое главное — сказки развивают детей ненавязчиво, но целенаправленно. Без сказок было бы тяжело объяснить детям некоторые вещи, а с помощью сказок они буднично входят в них, и помогают развиваться полноценными людьми. Зачем же нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказка. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

         Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям. С помощью сказок ребенок учится, как отличить плохое от хорошего, с помощью любимого героя выстраивает собственную линию поведения в той или иной ситуации. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам. Да, в реальном мире не всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать.

Благодаря сказкам его психика окрепнет и в дальнейшем, он сможет справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к своему ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится.
Для родителей сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Время, проведенное за их чтением, воздастся сполна. Это еще один способ наладить прочную связь со своим маленьким проказником. Начиная с двухлетнего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они просто их слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помощь сбежать от злодеев.
В зависимости от того, что вы хотите донести ребенку в тот или иной момент и нужно подбирать сказки. После их прочтения можно обсудить поведение героев или что-то еще. Пусть ребенок выскажется, ведь у него тоже есть свое собственное мнение. Таким образом, с помощью подобного анализа, ребенок в какой-то новой для него ситуации, вспомнит или представит, как бы повел себя герой его любимой сказки, и сам, возможно, поведет себя правильно.
Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передавались от одного человека другому, из поколения в поколение, и, сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.

Взрослые рассказывали сказки детям еще в древние времена, рассказывают или читают их и в наши дни. С тех пор изменились места действий, герои, сюжеты, однако, суть самого процесса осталась неизменной.

Зачем нужны сказки, какую роль они играют в жизни ребенка и почему принято их читать детям с самых малых лет?

Дети начинают знакомство с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь.

Что дает сказка? Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые». Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

  1. Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.
  2. Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
  3. Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
  4. Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.
  5. Развивают внимание, учат размышлять.
  6. Учат преодолевать трудности.
  7. Расширяют словарный запас.
  8. Прививают любовь к книгам и чтению.
  9. Помогают адаптироваться к реальной жизни.
  10. Учат навыкам общения.

Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.

Сказки — это эффективный инструмент для развития фантазии, обучения детей разрешению конфликтов, толерантности к другим людям, формирования любви к природе и животным. При прослушивании интересных историй у малышей развивается воображение, память и увеличивается словарный запас. 

О том, почему полезно читать сказки детям, поговорим далее в статье.

Зачем детям читать сказки: 7 причин

Значение сказок особенно велико в детском возрасте. Волшебная сила героев, мифических существ и сокровищ погружает ребёнка в мир фантазии. Сказки развивают отзывчивость, доброту и нравственность. Они вызывают интерес и любопытство. Ребёнок задаёт вопросы, развивает сюжетную линию, пытается предположить «а что, если бы…». 

Польза сказок для детей в том, что такие истории не только позволяют увлекательно провести время, но и учат различать добро и зло. Детская литература помогает малышам понять, что значит быть человеком, почему нужно и важно беречь природу и животных. Ежедневное чтение прекрасно развивает воображение и мышление. Цель родителя — поощрять любопытство малыша и давать ему новую «пищу для размышлений».

Смотрите познавательное видео о важности личного примера при формировании у ваших детей любви к чтению. Полезные советы можно почерпнуть здесь: «Что делать если ребёнок не любит читать?».

Польза чтения сказок детям

Перечислим ещё причины, зачем детям читать сказки:

  1. Учат справляться с проблемами. 
  2. Формируют толерантность.
  3. Повышают эмоциональную устойчивость.
  4. Дают понимание добра и зла.
  5. Приучают брать на себя ответственность за поступки.
  6. Развивают воображение и словарный запас.
  7. Прививают любовь к учёбе.

Теперь разберём эти причины подробнее.

Учат справляться с проблемами

Чему учат сказки? Выдуманная история обычно представляют собой проблему или конфликт, который персонажи пытаются разрешить. Герои часто совершают несколько попыток, прежде чем добиваются успеха, что делает их примерами настойчивости и непоколебимости на пути к достижению цели. Рассказы помогают детям ориентироваться в жизни и не бояться трудностей. 

Например, читая украинскую народную сказку «Кирило Кожум’яка» ребёнок научится справляться с проблемами, решать их с помощью смекалки и доброты. В конце повествования главный герой побеждает злого Дракона, женится на прекрасной Принцессе.

Формируют толерантность

Народные сказки, с неповторимым колоритом и особыми традициями, есть во многих культурах. Читайте детям сказки разных народов, чтобы показать всевозможные устои, привычки и особенности. Важно не зацикливаться на прочтении одного и того же рассказа. Даже если ребёнок просит почитать знакомую ему, любимую историю, предложите новую. Это помогает развивать мышление, воображение, учит принимать мир во всём его разнообразии. 

Как пример, украинская народная сказка «Кривенька качечка» учит толерантному отношению к пожилым людям. Интересна она будет детям 3-5 лет.

Зачем детям читать сказки на ночь

Повышают эмоциональную устойчивость

Повествование отражает реальные жизненные проблемы в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает главный герой. Дети, находясь в безопасной среде, следят за сюжетом, таким образом приучаются к мысли, что плохие вещи случаются со всеми. Никто не застрахован от жизненных проблем, поэтому нужно развивать умение справляться с ними. Мы читаем сказки детям для повышения эмоциональной устойчивости и развития сопереживания другим людям. 

История шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» учит дружить, формирует уверенность в том, что друг не бросит, поддержит в трудную минуту. Веселый, увлекательный и понятный детям рассказ. 

Дают понимание добра и зла

Главный герой повествования играет определенную роль, которую обычный человек может не только иногда видеть в повседневности, но даже брать за основу жизненного сценария. У сказочных персонажей есть характер — они добрые, отзывчивые или злые, коварные. Таким образом, сказки формируют отношение к плохому и хорошему, учат как поступать в сложных ситуациях и находить выход из них. 

Интересные и поучительные рассказы есть у датского прозаика и поэта Ганса Кристиана Андерсена. Например, в сказках «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» и «Гадкий утёнок» повествуется о том, как главные герои борются со злом, возникающим на их жизненном пути. Рассказы учат сочувствовать и переживать вместе с Гердой и Каем («Снежная королева»), плакать вместе с Балериной («Стойкий оловянный солдатик»), радоваться преображению утёнка в гордого лебедя («Гадкий утёнок»). 

Как проявляется недостаток родительской любви, к каким последствиям во взрослой жизни приводит такое поведение, читайте в статье: «Синдром недолюбленного ребёнка: признаки и негативные последствия».

Зачем ребёнку читать сказки? Они рассказывают простым языком о сложных жизненных ситуациях. Погружаясь в сюжет, ребёнок сопереживает главным героям, учится радоваться и горевать. Повествования учат различать добро и зло, формируют отношение к добрым и злым героям, обогащают словарный запас и развивают фантазию.

Почему нужно читать сказки

Приучают брать на себя ответственность за поступки

Собственно, урок сказки состоит в том, что сделанный нами выбор обязательно приводит к результатам. Злые и мстительные персонажи получают по заслугам, а стремление к доброте и смирению приводит к хорошему — к награде за труды, к счастливой жизни, удачному итогу путешествия. Сказки приучают брать на себя ответственность за действия и свою жизнь. 

Василий Сухомлинский — украинский писатель и педагог, его произведения не оставляют читателя равнодушными. Например, в сказке «Чому синичка плаче?» мальчик радуется новым качелям, привязанным к ветке, на которой находится гнездо синицы. Он не понимает, что ветка может сломаться, а птенцы погибнут. В конце рассказа автор задаёт вопрос читателю: «Почему синичка плачет?». И таким образом призывает к диалогу, учит брать ответственность за свои поступки. 

Если вы не знаете, как перестать винить во всех проблемах родителей, научиться ценить полученный жизненный опыт, то ищите ответы в статье: «Почему дети обвиняют родителей в своих неудачах».

Развивают воображение и словарный запас

Сказки — это одно из наилучших средств для развития воображения, но при условии, что сюжет понятен ребёнку. Дети плохо воспринимают обучение напрямую, а сюжет такой истории намекает, как лучше всего поступить в той или иной ситуации. 

Сказка английской писательницы Памелы Трэверс «Мэри Поппинс» будет интересна детям как в 3, так и в 6 лет. Увлекательная история о няне и волшебстве развивает воображение и расширяет словарный запас.

Прививают любовь к учёбе

Сказка для развития ребёнка незаменима при воспитании любви к чтению, при формировании интереса к книгам и, как следствие, к учёбе. Ребёнок жаждет узнать, что же произошло с главным героем. Он учится читать, чтобы узнать окончание истории, прочитать новую. 

В сказке Олены Скуловатовой «Книжкова крамниця» главная героиня — девочка-школьница Ярина. Она любила читать, но не имела возможности покупать новые книги, поэтому помогала в книжном магазине вытирать пыль с полок. За это ей разрешали читать новинки. Однажды хозяин магазина заболел. Ярина пошла в больницу, в которой он лежал, и стала читать ему сказки, благодаря чему владелец магазина вскоре выздоровел. Так в одном рассказе сочетаются и любовь к учёбе, и доброе отношение к другим людям.

Будьте примером для подражания, ежедневно читайте детям занимательные истории, обсуждайте сюжет, любимых героев, их поведение.

Возбуждайте интерес малыша, предлагайте самому выбрать книгу, потому что таким образом у ребёнка формируются предпочтения и интересы. Сказка побуждает к действию, закладывает основы творческого мышления.

Подробнее о том, как формируются привычки ребёнка, как воспитать уверенного в себе человека, вы узнаете в рамках онлайн-курса Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Изображения взяты из источников: istockphoto.com

Консультация
для родителей   «Зачем читать детям сказки»?

Подготовила воспитатель:

Чудакова Е.Н.

Кому в детстве не
читали сказки? А теперь мы читаем сказки своим детям. А зачем мы это
делаем?

Сказки используются с
давних времен. При помощи сказок наши предки передавали молодым поколениям свои
знания, традиции, верования. В сказках отражен менталитет каждого народа. В них
отражаются стереотипы поведения, которые одобряются (положительные герои) или
не одобряются (отрицательные герои) социумом. В народных сказках, которые
передаются из поколения в поколения, есть столько подтекстов, столько символов,
которые «записываются нам на подкорку»…

Но в большинстве
случаев родители не понимают, зачем они читают своим детям ту или иную сказку.
А ведь сказки – это очень мощный инструмент воспитания, проверенный
тысячелетиями.

Как же
воспитывать ребенка сказкой?

В пространстве сказки
ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу, ведь они оба погружаются в
этот волшебный мир, они настроены на одну волну, вместе сопереживают главному
герою.

И тут случается первое
маленькое чудо сказки: исчезает барьер между ребенком и взрослым, пропадает
стена, разделяющая их миры. Взрослому нужно ценить эти моменты абсолютно
искреннего и теплого общения. Очень важно прислушиваться к ребенку, ведь в
сказке ребенок может открыть вам все свои тайны.

Но и взрослый в этом
сказочном пространстве может вести за собой ребенка, придумывая сказку, которая
будет зеркальным отражением реальной ситуации из жизни. И ребенок пойдет за
родителем в этой сказке, ведь она найдет отклик в его сердце. Ведь если главный
герой сказки будет похож на ребенка и столкнется с теми же проблемами, с теми
же ситуациями, что и ребенок, то малыш будет сопереживать этому герою, он со
стороны сможет оценить его поведение, понять последствия его поступков. А после
того, как сказка закончится, ребенок сможет перенести тот опыт, который он
получил в сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.

Для чего ребенку нужна сказка? 

Исследователь отмечают,
что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и
эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем,
выразить свое отношение к добру и злу.

         Чтение и восприятие сказки предполагает
совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может
показать его способности и возможность влиять на различные жизненные
обстоятельства.

        

Как
читать детям сказки.

1. Привлечь внимание
ребёнка к сказке или   другому произведению, помогут красочные иллюстрации  к
этому произведению. Поэтому выбирая для ребёнка книгу, родителям следует
обращать внимание, в первую очередь, на иллюстрации

2. Одно из главных 
условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте, что это вам
доставляет удовольствие.

3. Во время чтения
сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Садитесь так, чтобы он мог видеть
ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда ребёнок –
слушатель осознаёт, что повествование обращено к нему, а взрослому становится
понятно — какое место в сказке его больше всего интересует.

4. Читайте
неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то
медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров
персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не
переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в
воображении нарисованные словами картины.

5. Сокращайте текст,
если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но
не уходите далеко от содержания сказки.

6. Читайте сказки
всегда, когда ребёнок  хочет их слушать.

7. Читайте ребёнку
каждый день, даже тогда, когда он научится это делать сам.

8. Незнакомую сказку
или другое произведение прочитайте сначала сами, чтобы направить внимание сына
(дочери) в нужное русло.

9. Обменивайтесь 
впечатлениями, полученными ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность,
выразить свои чувства, своё отношение к прочитанному.

 Желаем
Вам успехов в совместной деятельности с ребёнком!

Есть ли польза от чтения детям сказок?

В 2016 году ученые из Англии и Португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад. Она называлась «Кузнец и черт» и рассказывала о кузнеце, который заключил сделку с дьяволом и получил умение соединять любые материалы. Впоследствии разные народы мира сочинили тысячи сказок, которые сегодня родители читают своим детям перед сном. Но задумывались ли вы о том, зачем детям нужны сказочные рассказы? Считается, что благодаря таким историям дети легче понимают разницу между добром и злом, а также готовятся к различным жизненным ситуациям. И это чистая правда — сказки играют важную роль в воспитании ребенка. Но недавно ученые провели эксперимент и выяснили, что сказочные истории также могут влиять на эмоциональное состояние детей и помогать им легче справляться со стрессом.

Есть ли польза от чтения детям сказок? Ученые доказали, что детям полезно читать сказки. Фото.

Ученые доказали, что детям полезно читать сказки

Зачем нужны сказки?

В первую очередь сказки используются родителями в воспитательных целях. Многую информацию дети лучше воспринимают в виде рассказов, а не через взрослую речь. Именно поэтому некоторые матери и отцы сочиняют рассказы с целью приучить детей полезным привычкам. Например, чтобы приучить ребенка всегда доедать кашу, можно рассказать ему о «тарелке, которая очень любила, когда кто-то доедал из нее еду». Сочинение таких историй не требует большой фантазии но они явно прививают детям хорошие ценности. Также стоит отметить, что в сочинении сказок могут участвовать и дети, что развивает их ум и позволяет сблизиться с матерью и отцом.

Зачем нужны сказки? Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах». Фото.

Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»

Во время прослушивания сказки у детей включается воображение и они будто бы уходят от реальности и не замечают происходящие вокруг события. Считается, что пребывание внутри своих фантазий помогает расширить кругозор и больше понять свой внутренний мир. И все это происходит неосознанно — каждый ребенок воспринимает сказку просто как приятное путешествие и даже не представляет, какие большие изменения происходят внутри него во время прослушивания. Происходящие внутри человека процессы сказываются на его самочувствии, поэтому недавно ученые решили выяснить, как сказки могут влиять на физиологическое состояние детей.

Читайте также: Являются ли сны продолжением реальности?

Польза сказок для здоровья

Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.

Польза сказок для здоровья. Карточки, которые демонстрировались детям. Фото.

Карточки, которые демонстрировались детям

В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Польза сказок для здоровья. Научно доказано: сказки делают детей счастливее. Фото.

Научно доказано: сказки делают детей счастливее

Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.

Для отправки комментария вы должны или

Приблизительное время чтения: 9 мин.


print

Как выбрать правильные сказки, может ли книга навредить, что делать, если ребенок прочитал что-то неприличное или страшное и спрашивает об этом папу и маму? И наконец, почему хорошими родителями не рождаются, а становятся, и чего боятся в сказках взрослые и дети. Обо всем этом мы беседуем с Екатериной Асоновой — кандидатом педагогических наук, заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

Что такое сказка

Екатерина Асонова

— Екатерина Андреевна, что такое сказка?

— В ХХI веке взрослые люди обычно под словом сказка подразумевают именно литературную, авторскую сказку. Человек старше двадцати лет сейчас считает классической сказкой, например, «Щелкунчик» Гофмана, где есть сказочное пространство, хэппи-энд и понятные мотивировки.

В народной же сказке главное — сюжет, где есть понятные троекратные повторения типичных ситуаций, например, три раза старик закидывает невод в море, где есть плохие герои и хорошие герои, но не понятно, почему они действуют именно так.

В ХХI веке человек уже не понимает многих сюжетных мотивировок народной сказки: «девушку выдали замуж, потому что надо выйти замуж». Для нас это совершенно немыслимо, что замуж надо выйти просто для того, чтобы выжить, потому что есть мужская и женская работа и только вместе мужчина с женщиной могут обеспечить себе пропитание. Мы не живем в такой системе координат, нам это трудно понять.

Поэтому многие современные сказки сочетают в себе архаичный сюжет, например, о принцессе и ее спасителе, и его новую трактовку, которая понятна современникам. Например, в «Шреке» Уильяма Смейга есть два внешне ужасных героя, которые становятся счастливыми, найдя друг друга, но при этом остаются такими же безобразными, как и в начале истории. Мораль у этой истории проста — если любишь, то уродливое для других кажется прекрасным для тебя.

— Сказка — это детское чтение?

— С самого начала народная сказка — это не рассказ для детей. Это был жанр, похожий на современные сериалы. Задача сказки — заполнить досуг, рассказать занятную историю, которую слушают, выполняя какую-то несложную домашнюю работу для того, чтобы отвлечься, отдохнуть. Современный человек смотрит сериал так, как человек слушал сказку тогда, когда она родилась и активно рассказывалась.

Зачем нужна сказка

— А сейчас, в век сериалов и компьютеров, сказка вообще нужна?

— Безусловно. В наши дни есть сказочники, продолжающие традицию Ганса Христиана Андерсена. Именно Андерсен для многих родителей — это образец сказки: истории с волшебством, с иносказаниями, с миром, где иголка может стать героем. Вот этот язык иносказания, аллегории приобретает абсолютно новое звучание, новое значение, когда он обращен к детям. Это тот образ, через который взрослый пытается что-то ребенку передать.

— То есть сказка — это способ сделать своего ребенка «хорошим»?

— Нет. Все родители помнят фразу: «Сказка — ложь, да в ней намек». Взрослые думают, что сказка дает правильные представления о добре и зле, но это очень поверхностный уровень восприятия.

На самом деле, например, сказка «О рыбаке и рыбке» совсем не рассказывает о добре и зле. Она скорее может сильно запутать читателя. Первое, что приходит в голову, — старуха наказана за жадность. Жадность — это плохо, следовательно, жестоко наказывать за жадность, отнимая у человека всё — хорошо. На самом деле такое прочтение сказки — результат простейшей манипуляции со стороны родителей.

Мы иногда пытаемся за счет сказки сделать ребенка удобным. Пытаемся ему объяснить, что слушаться — это хорошо, а не слушаться — это плохо. Но такой подход совсем не работает.

Гораздо интереснее читать вместе с ребенком и обсуждать поступки героев: почему старуха гоняла своего старика к рыбке, почему сказка так кончается. Но это опять же не про то, как стать «хорошим». Скорее о том, что мир довольно сложно устроен, в нем нет «добрых» и «злых» героев. Так бывает только в вымышленном мире сказки. Если вернуться к фразе про ложь и намек, то главное – научиться дмысливать то, на что указал намек.

— Тогда получается, что сказка для родителей — вещь бесполезная. Добру не учит, жить не помогает, зачем же тогда ее читать…

— Вряд ли в природе существуют такие родители — абсолютные прагматики. Чаще всего родитель подбирает сказки для того, чтобы их читать вслух и общаться с ребенком.

Одна из самых важных функций этого жанра — чтение вслух. Сказка — занимательная история, которую здорово и читать, и воспринимать вместе. И эту функцию она блестяще исполняет. Потому сказка нужна и никуда не денется из семьи.

Взрослый человек может остановиться, взять в руки книжку и читать вместе с детьми. Это те минуты или часы, которые проводят с ребенком, которые ему отдают.

Мальчик или девочка точно знают, что сказка ему гарантирует время мамы, папы или бабушки, которое будет принадлежать им.

У сказки есть важнейшая функция — это эмоциональное поле, которое она создает вокруг себя.

Читать вместе с ребенком — здорово, занятно, интересно, ярко, неожиданно. За каждой новой строчкой может быть тот поворот, которого ты не ждешь, это всегда читательский драйв. Сказка позволяет вместе переживать. Это сильные, но не зашкаливающие эмоции. Это здорово — вместе радоваться, вместе удивляться, вместе печалиться. Кроме того, ребенок, когда переходит к самостоятельному чтению, сохраняет эту ниточку удовольствия и ниточку безопасности. То есть он читает сказку — и в этот момент чувствует себя в безопасности, потому что чтение сказки было связано с присутствием рядом любимого взрослого.

Может ли сказка навредить

— А может ли сказка научить младшего школьника чему-то плохому, напугать его? Допустим, прочитал я про Карлсона и стал есть только варенье с печеньем…

— Вообще-то плохому скорее может научить не сказка. Может ли ребенок подражать действиям героев? И да, и нет. Надо понимать, что прочитать сказку как разрешение есть варенье банками сможет лишь тот человек, который и так уже это хотел сделать. Сказка даст ответ тому, кто этот вопрос уже задал.

Если у ребенка внутри нет потребности делать что-то, о чем рассказано в сказке, то он не станет так поступать.

Другое дело, что у литературного произведения есть возможность включить у читателя воспоминания о каком-то неприятном событии или опыте. Чисто теоретически любая книга может испугать, если активизирует память ребенка, если сказочная история совпадает с каким-то личными неприятными или страшными переживаниями.

— Правильно ли я понял, что, например, приемному ребенку не стоит читать «Мальчика-с-пальчика», где родители отводят детей в лес и там их оставляют?

— Не, неправильно. Не существует общих рекомендаций «для всех детей». И литература, и искусство прекрасны своим разнообразием и возможностью любому читателю предложить то, что ему нужно.

Один ребенок-сирота себя узнает в мальчике-с-пальчике, а другой ребенок-сирота себя не узнает. Он прочитает эту сказку иначе. Один может испугаться того, что его снова бросят, другой научится у героя этой истории преодолевать трудности, а третий вообще останется равнодушным к мальчику-с-пальчик, потому что ему этот опыт не близок.

— Тогда получается, что взрослые почему-то боятся и считают «вредными» совершенно безобидные сказки?

— У каждого папы и мамы есть свои страхи, которые они приобрели не из книг, а из личного опыта. Мы, взрослые, слишком часто пугаем друг друга, предъявляем к себе и окружающим разные требования.

Чтение — это один из ключевых маркеров. То, что ты читаешь, то, что читает твой ребенок, показывает окружающим, хороший ты родитель или плохой.

Многие родительские страхи связаны именно с этим маркером. «Я — хорошая мать, если я контролирую своего ребенка везде и абсолютно», об этом заблуждении часто говорят психологи.

Поэтому, например, «Красная шапочка» — сказка про «плохих» родителей. Если взрослая женщина сейчас читает «Красную шапочку» и обнаруживает там модель поведения, которая не укладывается в идею полного контроля, то ей кажется, что это страшная сказка. Она действительно пугает, только не детей, а взрослых.

Запретные темы

— Но ведь любой родитель понимает, что какие-то книги ребенку в 6-9 лет читать рановато В каждой семье есть свои табуированные темы, которые иногда затрагиваются в сказках.

— Обычно табуированы все сказки, которые содержат в себе излишние физиологические подробности. Запрещенным в детских текстах оказывается все, что касается внутренностей человека, его интимных отношений или смерти.

— Что делать, если ребенок все-таки прочитал сказку с запретными темами и приходит к родителям с вопросами?

— Все зависит от конкретной семьи. Можно сказать: «Я не знаю» или «Мне трудно об этом рассказать». Еще можно придумать свою сказку, которая бы как-то решила проблему, но универсального совета у меня нет.

Как лучше читать с ребенком

— Чтобы ребенок пришел к папе и маме с вопросами, родители должны читать с ним вместе сказки. А как это лучше делать?

— Примерно лет с трех сначала вслух ребенку, а потом уже и с ребенком нужно читать книжки. Если делать это каждый день по 5-10 минут, то сын или дочь привыкнут, что читать — это важно и хорошо.

Книжка должна ассоциироваться с удовольствием общения с родителями: сперва смотрим картинки, потом читаем и обсуждаем сказку. Поэтому правило здесь не столько в систематичности или времени, сколько в эмоциональном настрое – чтение в радость, для мира и покоя.

— Читаем или пересказываем своими словами?

— Можно делать и так, и так — в зависимости от того, какая это сказка, каков возраст ребенка… В принципе, иногда стоит сказку именно пересказывать, не заглядывая при этом в книгу. Меняем иностранные имена на родные и смело придумываем свою историю. Причем так пересказывать можно не только сказки. Если родителям интересно, они могут ребенку рассказывать хоть о «Мертвых душах» Гоголя.

Нужно помнить о том, что сказка изначально существовала в устной форме, ее именно рассказывали, а не читали.

Когда вы рассказываете и смотрите в это время на ребенка, между вами нет посредника в виде книжки, и такое общение производит совершенно другой эффект – другой эмоциональный, доверительный контакт возникает. Не бойтесь, если вы что-то забудете или пропустите, вы уже вместе с детьми создали свою сказку.

Как стать хорошим родителем

— Иногда книга нужна взрослым для «защиты от ребенка». Прочитал определенное число страниц и свободен, а с пересказом так не получится. Ситуация непредсказуема…

— Родитель часто боится показать ребенку что-то то, чего он сам в себе пугается. Мы боимся открыться детям, ошибиться. Мы боимся показать, что сами не очень точно знаем материал. Мы боимся сказать: «Я не знаю». Мы боимся, что потеряем авторитет, признавшись в своих слабостях, но на самом деле он лишь окрепнет от этого. От честности, от способности общаться с сыном или дочерью на равных. Если вы не готовы обсуждать с ребенком какие-то вопросы в три-шесть лет, то, став подростком, он уже не придет к вам со своими проблемами. Даже лет в восемь ребенок подумает, стоит ли задавать вопрос родителям, которые боятся откровенности и общения с ним.

В этом смысле совместное чтение и обсуждение книг с детьми еще и прекрасный способ научиться быть мамой или папой. Мы не рождаемся родителями. Родителями становятся по мере роста ваших детей.

В XXI веке любые проблемы надо решать вместе с детьми, а не за детей, нужно совместно узнавать что-то новое и учиться.

Беседовал Андрей Зайцев

15 рекомендаций для чтения с ребенком от 6 до 9 лет

от Екатерины Асоновой

1. Шарль Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»

2. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3. Ганс Христиан Андерсен. «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.

4. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио»

5. Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

6. Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»

7. Алан Александр Милн. «Винни-Пух»

8. Александр Волков. «Волшебник изумрудного города»

9. Фрэнк Баум. «Удивительный волшебник из страны Оз»

10. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч»

11. Евгений Клюев. «Сказки на всякий случай»

12. Сергей Седов. «Сказки «Детского мира»»

13. Джанни Родари. «Путешествие Голубой стрелы»

14. Астрид Линдгрен. «Ронья, дочь разбойника»

15. Кейт ДиКамилло. «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

Родители сочиняли и читали сказки для своих детей во все времена. Многие истории передавались из поколения в поколение. Сегодня мы продолжаем рассказывать эти сказки детям и внукам, хотя и не помним их авторов.

В огромном разнообразии книг педагоги и психологи советуют выбирать не только современные произведения, но и классические сказки, поскольку они интересны и полезны. Издательство АСТ рекомендует лучшие издания о животных и приводит пять причин, которые убедят вас как можно чаще читать своим детям сказки.

Сказки расширяют словарный запас и тренируют память

Дети, которым читают сказки, учатся говорить связно, красочно и понятно. Им проще выражать свои мысли и эмоции благодаря расширенному словарному запасу. Поскольку книжный язык сложнее разговорного, дети начинают лучше концентрироваться и удерживать свое внимание. Чтение сказок вслух — отличный способ подготовки к самостоятельному чтению. Ребенок, научившийся воспринимать простые сюжеты на слух, легче перейдет к пониманию текста при первых попытках самостоятельного чтения.

В сказках про животных сюжет строится вокруг главных персонажей. В них превалируют активное действие, большое количество диалогов и косвенной речи, которые помогают также тренировать память ребенка. Причем, после первого прочтения ребенок запомнит только персонажей (лису, волка, зайца) и почувствует ритм произведения, а при последующих — простой сюжет и подробности. Таким образом, он тренирует образную и словесно-логическую память. В дальнейшем этот навык пригодится ребенку для пересказа произведений или событий.

Сказки развивают фантазию, воображение и логики

Сказки учат детей мечтать, сочинять и способствуют развитию творческих данных, которые изначально есть у каждого человека. В сказках о животных часто присутствуют такие приемы как изменение голоса, притворство, неожиданный испуг, маскировка, которые дети потом могут использовать во время игр с родителями или в детском коллективе.

Развитию фантазии и воображения способствует последующее обсуждение прочитанной сказки. Родители вместе с ребенком могут не только вспомнить сюжет, но и сочинить продолжение истории. Можно домыслить, как, к примеру, выглядела хитрая лиса или какое жилище было у сказочного зайца.

Сказки про животных очень последовательны, а их структура понятна и проста, поэтому дети легко учатся мыслить логически, искать связи между событиями и делать выводы.

Чтение формирует мировоззрение и расширяет кругозор

Русские сказки и сказки народов мира помогают ребенку узнать о людях разных национальностей, архитектуре и традициях, разных природных условиях. А сказки про животных не только рассказывают о собаках и кошках, лисах и медведях, белках и куницах, но и дают представление об их повадках, характере, о том, как за ними ухаживать и чем кормить, где они обитают и кого боятся. Дети легко запоминают новую информацию, поэтому родители могут выбирать сказки с самыми разными сюжетами, чтобы ребенок смог узнать как можно больше об окружающем мире.

Сказки — отличный способ рассказать ребенку и о разных жизненных ситуациях. Например, в сказках происходят трагедии, детей воспитывают приемные родители, звери получают травмы. Эти события могут сопровождать ребенка и в реальности, но объяснить их природу взрослым бывает сложно. Именно в этом случае на помощь придут сюжеты сказок.

Книги воспитывают и помогают адаптироваться к реальной жизни

Благодаря сказкам дети учатся разбираться в повседневных вещах, понимать мир, правильно трактовать события, анализировать и искать выход из сложных ситуаций. Детские сказки о животных не дают стандартных решений той или иной проблемы, они прививают навык поиска решения как такового. Сказочный мир достаточно прост, но в сказке обязательно будет затронута одна из важных для ребенка тем — щедрость и жадность, добро и зло, одиночество и дружба.

Животные в сказках чаще всего становятся похожими на людей: они говорят, ходят на двух лапах, одеваются, выстраивают отношения и решают бытовые вопросы. Дети отождествляют себя с героями сказок, поэтому если родителям нужно донести до ребенка, например, определенные правила поведения, они могут найти схожий сюжет, а ребенок уже сам спроецирует ситуацию на себя.

Сказки могут компенсировать недостаток эмоций и помочь в расслаблении

Некоторые эмоции неизвестны и непонятны ребенку в силу отсутствия опыта. Сказки помогают компенсировать недостаток знаний, и подготовить ребенка к правильной реакции на реальные события. Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное, поэтому родителям стоит читать сказки и для этой цели.

Сказки о животных помогают лучше понимать ребенка. Ему сложно объяснить взрослым, что он чувствует, но его желание слушать одну и ту же сказку, возможно, подскажет, где искать проблемы ребенка. Это может говорить о том, что в реальной жизни малыш испытывает схожие эмоции и чувства. Например, если ребенок постоянно просит прочитать ему «Гадкого утенка», ему может быть неуютно в семье или в детском коллективе.

Слушая сказки или читая их самостоятельно, дети испытывают множество эмоций: боятся, сочувствуют, радуются, веселятся, сопереживают. На это уходит немало сил, поэтому после прочтения дети легко расслабляются и готовы к отдыху или смене деятельности.

Чтение сказок про животных с малых лет развивает в детях любовь к литературе и родному языку. В дальнейшем это станет большим преимуществом в процессах обучения и работы. К тому же чтение — это общение ребенка с родителями, возможность стать ближе, разрешить какие-то конфликтные ситуации и начать лучше понимать друг друга.

Рекомендуем прочитать

Сказки про зверят

Бианки Виталий Валентинович, Маршак Самуил Яковлевич, Сутеев Владимир Григорьевич

В издании собраны лучшие сказки о зверятах от самых известных русских авторов. Каждая сказка чему-то научит ребенка. Он узнает о Гусе, превратившимся из-за собственной глупости в непонятную птицу, о котенке по имени Гав, который изучает мир и сам справляется со сложностями, и о многих других героях. Книга предназначена для детей, начинающих читать самостоятельно: крупный шрифт, ударения, короткие предложения сделают восприятие текста легким, а процесс обучения простым и приятным.

Сказки про зверят

Сказки про людей и зверей

Сборник самых известных русских сказок предназначен для детей до трех лет. Каждая история сопровождается красочной иллюстрацией, поэтому даже малышам будет интересно слушать и рассматривать картинки. В издании представлены сказки известного фольклориста Нечаева — «Как кот да баран лесных зверей напугали», «Как бык, баран, гусь и петух зиму зимовали» и другие.

СКАЗКИ ПРО ЛЮДЕЙ И ЗВЕРЕЙ

Русские сказки про животных для малышей

Толстой Алексей Николаевич, Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Главные герои «Русских сказок про животных для малышей» — звери, которые так похожи на людей. Они разговаривают, ходят на двух лапах, живут в домах, дружат и ссорятся. Благодаря этим историям в обработке классиков русской литературы дети учатся помогать, доверять, отличать зло от добра, понимать хитрость и распознавать ложь. Известные всем «Теремок», «Коза-дереза», «Кот и лиса», «Зимовье зверей» собраны в одном издании, чтобы родителям было удобнее находить и хранить детские сказки в домашней библиотеке.

Русские сказки про животных для малышей

Сказки про животных для малышей

Серия «Сказки в картинках для самых маленьких» — красочные издания с яркими интересными иллюстрациями почти на каждом развороте. «Русские сказки про животных для малышей» сопровождаются рисунками известного итальянского художника Тони Вульфа. В сборник вошли поучительные сказки народов Европы, известные произведения Братьев Гримм и история о большом изумруде.

Сказки про животных для малышей

Кот по имени Боб

Боуэн Джеймс

Бестселлер «Кот по имени Боб» специально адаптирован для детей. История, основанная на реальных событиях, стала популярной во всем мире. Рассказ о трогательной дружбе уличного музыканта и рыжего кота Боба учит детей доверять, думать и заботиться о других, всегда приходить на помощь к тем, кто в этом действительно нуждается. Благодаря картинкам издание понравится даже читателям дошкольного возраста.

Кот по имени Боб

Лягушка-путешественница и другие сказки

Гаршин Всеволод Михайлович

Сборник сказок о животных предназначен для детей младшего школьного возраста, которые только начинают читать самостоятельно. Крупный шрифт, слова с ударениями упростят процесс обучения, а занимательные истории сделают его увлекательным. В книге представлены сказки известнейших авторов — Виталия Бианки, Всеволода Гаршина, Юрия Коваля и Николая Сладкова.

Лягушка-путешественница и другие сказки

Сказки про хитрую лису и глупого волка

Толстой Алексей Николаевич

В русских народных произведениях у каждого животного свои характерные черты. Так, лиса чаще всего показана хитрой и ловкой, а волк страшным, но глуповатым и наивным. Алексей Толстой собрал сказки про лису и волка, которые зачастую меняются ролями и оказываются в странных ситуациях. Издание предназначено для детей младшего школьного возраста, поскольку сюжетные линии здесь сложнее, в сравнении со сказками для самых маленьких.

Сказки про хитрую лису и глупого волка

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?

Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

  • Зачем человеку нужно читать художественную литературу сочинение
  • Зачем мне изучать философию сочинение
  • Зачем человек слушает музыку итоговое сочинение аргументы
  • Зачем человеку нужно воображение сочинение рассуждение
  • Зачем человек слушает музыку итоговое сочинение 11 класс