Зачем нужна поэзия сочинение

Зачем нужна поэзия современным читателям? Ведь поэзия – одна из древнейших форм искусства. Возможно, в век цифровых технологий она и сама стала древностью? Так ли это? Давайте разберемся.

Зачем нужна поэзия

Стремление к творчеству было свойственно человеку с древности (вспомнить хотя бы наскальную живопись). Искусство служило развитию человечества и развивалось вместе с ним. Оно влияло на общество в той же степени, что исторические события и политика.

Поэзия же – не просто часть искусства, которая выражает эмоции через рифмованные строки. Она необходима для получения полного понимания мира и имеет много дополнительных преимуществ, о которых мы расскажем ниже.

Поэзия улучшает вербальные навыки

Вряд ли кто-то усомнится, что проговаривание стихов вслух – хорошая тренировка дикции и навыков вербального общения. Это достигается благодаря определенному ритму, темпу и рифме стиха. Например, следующее стихотворение Брюсова может служить прекрасным «тренажером» дикции:

Перекидываемые, опрокидываемые,
Разозлились, разбесились белоусые угри.
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,
Расплетались и сплетались, от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,
Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?
Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,
Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Брюсов, «Буря с берега» (фрагмент), 1914

Читать полностью

Поэзия расширяет словарный запас

Поэзия знакомит читателя с новыми терминами, расширяя его словарный запас. Часто, чтобы понять стихотворение, требуется проанализировать значение отдельных слов и разобраться, почему автор употребил то или иное из них.

При этом чтение стихов вслух помогает улавливать языковые нюансы и смысловые акценты лучше, чем при чтении прозы. Дело в том, что фразы в стихах строятся (и звучат) по своим законам, и не всегда достаточно простых знаний грамматики, чтобы уловить смысл произведения.

Поэзия тренирует критическое мышление

Поэзия улучшает навык критического мышления, заставляет читателя думать. В великой поэзии смысл зачастую не очевиден и не одномерен. Принимая активное участие в расшифровке такой поэзии, читатель становится как бы ее соавтором. Поэтический язык формирует восприятие человеком окружающего мира.

  • Осмысление мира – основная задача философской лирики. О её особенностях вы можете прочитать в нашей статье.

Читатели поэзии чаще склонны анализировать информацию, оценивать точку зрения автора и степень её объективности. Этот навык полезен в повседневной жизни всем, кто хочет сформировать собственное непредвзятое мнение о чем угодно: новостях, рекламе или бизнес-процессах.

Поэзия открывает возможности языковой игры

Поэты добавляют новые слова в язык, подобно тому, как художники создают новые картины. Считается, что Шекспир за свою писательскую карьеру создал около 2000 новых слов, некоторые из которых используются в повседневном английском языке и сегодня. К «шекспиризмам», например, относятся: fashionable (модный), vulnerable (уязвимый), defeat (поражение) и даже advertising (реклама, продвижение).

Шекспир

Уильям Шекспир знал, зачем нужна поэзия

Простой подбор рифмы порой побуждает взглянуть на слова по-новому и совершать языковые открытия там, где иначе не пришло бы в голову искать их. Например, неочевидные и скрытые рифмы Маяковского:

Раздражало вначале:

нет тебе

ни угла ни одного

ни чаю,

ни к чаю газет.

Постепенно вживался небесам в уклад.

Выхожу с другими глазеть

Маяковский, поэма «Человек» (фрагмент)

Читать полностью

Поэзия помогает услышать музыку языка

Во многом эстетика стиха зависит от его звучания: от того, как сочетаются, чередуются и повторяются звуки и их комбинации в словах. Из этого рождается звуковой образ слова. Цветаева так писала о музыке поэзии: «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание».

Порой, вслушиваясь в звуки, мы можем понять то, что не сказано напрямую словами. Таким образом, музыкальность стиха рождает дополнительный контекст.

Для примера можно привести строки из стихотворения Бродского «Июль. Сенокоc»:

Стрекочет, как движок,

всю ночь кузнечик где-то в борозде.

Здесь аллитерация глухих и шипящих позволяет нам услышать стрекот сверчка.

Еще один показательный пример – начало стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:

Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.

Читать полностью

Чередование согласных «б», «п», «к», «гр» в начале стихотворения напоминает звук цокающих по мостовой копыт. Далее – «улица скользила», и звуковой ряд меняется: в сочетании «ли»-«ль»-«ил» уже ощущается текучесть, плавность, скольжение.

Поэзия помогает запоминать

Поэзия помогает нам помнить. Еще до изобретения письменности поэзия использовалась для передачи информации и идей в сферах философии, религии, истории и даже науки. Заучивание стихов давало людям возможность делиться мыслями.

Но и после появления письменности рифмы и ритмы поэзии помогают нам лучше запоминать всё: от слов и идей до полезных фактов и правил. Пример такого практического использования стихов – «запоминалки» для правил правописания:

СобИрать, стИрать, задИра –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Заучивание стихов наизусть способно улучшить память. Давно доказано, что люди, которые учат стихи наизусть, менее подвержены болезни Альцгеймера.

  • Попробуйте это на практике со стихами Пушкина, которые легко учатся.

Поэзия служит лекарством для души

Время от времени мы испытываем гнев, разочарование, грусть или страх. Эти неприятные чувства мы часто держим в себе. Но загнанные внутрь негативные эмоции могут привести к психологическому перенапряжению, что чревато срывом.

Написание и чтение стихов помогает нам разобраться в себе, понять эти чувства и выпустить их наружу без ущерба для окружающих. Удивительно, но чтение грустного стихотворения может оказать терапевтический эффект и помочь развеять собственную грусть. Существует даже специальный термин для такого лечения – библиотерапия.

Стихи могут стать проводником или собеседником, подарить немного тепла и утешения, когда никого нет рядом.

Зачем нужна поэзия

Поэзия помогает преодолевать границы

Одним из замечательных качеств литературы – и поэзии в частности – является способность объединять читателя и писателя через временные и культурные границы. Поэзию можно назвать концентрированной литературой, а значит, ее вневременные свойства усиливаются в несколько раз.

Например, читатель может не иметь практического представления о том, какой была жизнь в Англии в эпоху Елизаветы I. Однако сонеты Шекспира, поднимающие универсальные темы любви, ревности, отчаяния, творчества могут преодолеть пропасть веков.

Поэзия способствует личностному росту

Поэзия может стать первым шагом на пути приобщения к искусству в целом. Стихи, как правило, не требуют много времени для чтения, их не трудно найти в интернете. Как только читатель начинает чувствовать себя комфортно в мире поэзии, он с большей вероятностью обратится и к другим видам искусства.

Поэзия часто вплетена в масштабные художественные движения. Например, от модернизма в литературе можно перейти к модернизму в изобразительном искусстве и архитектуре. Таким образом, поэзия является порталом в огромный  мир культуры, служит отправной точкой для личностного роста.

Поэзия рождает новые идеи

Сталкивались ли вы когда-нибудь с творческим кризисом? Не так уж важно, занимаетесь ли вы творческой профессией или нет. Возможно, просто какая-то мысль носилась в воздухе, а у вас не получалось ее ухватить.

Чтобы написать стихотворение, порой необходимо перебрать сотни слов, прочесть уйму отрывков из сочинений классических поэтов. Все это помогает найти вдохновение и обрести новые идеи, о существовании которых вы даже не подозревали.

Чтение и написание стихов не только генерирует новые идеи. Оно также способно кардинально изменить восприятие старых идей, помочь по-новому взглянуть на прошлые переживания, опыт и эмоции.

Поэзия учит понимать других людей

Одна из трудностей нынешнего века – это неспособность понимать друг друга. Чтение и написание стихов способно развивать в нас эмпатию и возможность слышать мнение окружающих.

Автор должен уметь донести суть своего произведения до абстрактных читателей. Для этого ему нужно глубоко погрузиться в психологию читателя, заставить того понять и почувствовать похожие ощущения. Только если достигнуто взаимопонимание между писателем и читателем, стихотворение будет долго резонировать после прочтения.

В свою очередь читателя поэзия учит терпению, ведь нужно постараться заглянуть в чужой разум и развить сочувствие к другому человеку. Способность сопереживать равносильна уважительному отношению.

Поэзия помогает найти свой внутренний голос

В мире поэзии нет правильного и неправильного. Единственный по-настоящему важный вопрос, который мы должны задать себе при чтении или написании стихотворения: «Нравится ли мне, как это звучит?»

У нас всех в голове крутится множество мыслей, и поэзия – идеальный способ, чтобы дать им выход. Поэзия помогает нам изучить свои ощущения и настроить свой «внутренний компас».

Как мы видим, значение поэзии с течением времени не уменьшается. Она по-прежнему играет большую роль в жизни людей. Надеемся, что наша статья помогла вам ответить на вопрос «Зачем нужна поэзия?»

1 вариант сочинения (316 слов)

Какова роль поэзии в жизни человека? Именно об этом задумывается К. Г. Паустовский, поднимая важную тему влияния литературы на людей.

Размышляя над поставленной проблемой, автор приводит в качестве примера слова учителя географии, который объясняет рассказчику свою любовь к А. С. Пушкину: «Когда отец выпивал, он начинал читать стихи Пушкина и рыдать… и кричал, что Пушкин – это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы». На этом примере мы видим, что поэзия делает жизни людей счастливее, радует, как «луч солнца» в трудные времена.

Автор также обращает внимание на другую историю географа о его любви к творчеству А. С. Пушкина: «Она дала мне толстый том. Я сел в углу, раскрыл книгу и заплакал… Я понял, что не могу прочесть её, что я совсем не умею читать и что за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец… С тех пор я полюбил Пушкина». В размышлениях учителя географии звучит мысль о том, что недоступность к прочтению стихов заставила его научиться читать, тем самым привив любовь к творчеству писателя.

Таким образом, оба примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что поэзия занимает не самое последнее место в жизни людей и способна её изменить.

Автор считает, что такое близкое взаимодействие человека с творчеством писателей делает народных поэтов бессмертными. А поскольку творчество А. С. Пушкина «западает» в душу к людям, то его по праву можно назвать первым народным поэтом.

Я согласен с мнением К. Г. Паустовского и считаю, что если творчество поэта является «лучом солнца» в трудные времена для людей, то его можно назвать народным и в памяти человечества он – бессмертен. В качестве обоснования своей позиции хотелось бы привести слова Терри Пратчетт: «Разве вы не знаете, что человек не мёртв, пока произносится его имя?» Терри считает, что пока о человеке помнят, то он, действительно, бессмертен в душах людей.

В заключение хочется отметить, что поэзия играет значительную роль в жизни людей, спасая их в тяжёлые времена и делая писателей бессмертными.

5

(316 слов)

2 вариант сочинения (316 слов)

Какова роль поэзии в жизни человека? Об этой проблеме говорит в своем тексте Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель, классик отечественной литературы. В строчках различных стихотворений зачастую спрятан глубокий смысл, который вызывает определенные эмоции у читателей различных поколений. Но почему так происходит? Поэты – это творческие люди, которые смотрят на окружающую среду по-другому и трансформируют свое виденье в своих произведениях, что позволяет нам окунуться в совершенно другой мир.

Приведу пример из текста, чтобы подтвердить свои слова. Автор пишет о том, что один мужчина с плачевным экономическим положением любил выпившим читать стихи Пушкина, но всегда начинал плакать: «Когда отец выпивал, он начинал читать стихи Пушкина и рыдать». Мы видим, что поэзия проникла в душу этому человеку, что-то явно вызвало у него эмоции. Но что?

Ответ на этот вопрос мы можем найти, прочитав текст Константина Георгиевича Паустовского дальше. Он пишет, что сын того самого мужчины тоже решил однажды посмотреть стихи Пушкина, чтобы понять, почему его отец не дочитывал до конца, а просто начинал плакать. Начав читать, мальчик тоже рыдает, потому что увидел мир совершенно с другой стороны: «Я заплакал потому, что только сейчас, открыв книгу, я понял, что не могу прочесть ее, что я совсем еще не умею читать и что за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец». Поэзия позволила ему разглядеть в окружающей среде то, чего раньше он не замечал.

Оба этих примера показывают, почему стихотворения вызывают сильные эмоции.

Позиция автора заключается в том, что поэзия приносит в жизнь человека краски, особенно это важно для тех, у кого печальная судьба.

Я полностью согласна с К. Г. Паустовским, потому что наше настроение зависит от того, как мы смотрим на мир. А поэзия позволяет нам разглядеть в обыденных пейзажах красоту и яркость.

В конце хочется сказать, что писать стихи сложно очень, а так, чтобы душу зацепить – вдвойне. И мы должны беречь и ценить все те произведения, которые были написаны нашими великими поэтами.

5

(316 слов)

Роль поэзии в жизни человека — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — роль поэзии в жизни человека. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на урок литературы в школе.

Сочинение 1 (кратко)

Искусство занимает значимое место в нашей жизни. К сожалению, многие недооценивают его роль, считая, что живопись, музыка или литература не могут повлиять на наше настроение. Я думаю, в жизни каждого индивидуума поэзия занимает свое, особое место. Для кого-то она не значит совсем ничего, а кто-то по-настоящему любит и ценит ее.

Есть в мире действительно талантливые люди, которые пишут стихи. Они выражают свои чувства и эмоции с помощью поэзии. Нам известны сотни поэтов, чьи удивительные творения остаются популярными и актуальными спустя столетия после написания. Можно писать о природе, о любви, о родине, вообще о чем угодно. Но не у каждого получится сложить слова таким образом, чтобы было приятно читать. Поэтому, кроме поэтов, существуют еще и читатели.

Для среднестатистического человека, который живет обычной жизнью, работает или учится, выполняет свои обязанности, поэзия может стать способом отвлечься от повседневности и расслабиться. Сидя вечером в уютной комнате и читая поэтические произведения, мы получаем незабываемые эмоции и вдохновение.

Не каждому дано писать или понимать поэзию. Но те, избранные, кто способен на это, ценят искусство с его безграничностью и разнообразностью.

Сочинение 2

Что такое слова? Всего лишь то, что помогает нам понимать друг друга. А что такое поэзия? Это стихия, в которой мы можем выражать наши мысли, не боясь осуждения или непонимания. Когда человека посещает муза или приходит вдохновение, его уже не удержать – энергия и строки бьют изнутри, вырывают сердце и просятся на бумагу. И вот, воодушевленный человек берет в руки любой пишущий инструмент и начинает творить. При этом потоки необходимых слов ложатся на листы в ровные столбики, подчёркивая рифмой окончания слов для созвучности. Но не только рифма есть в поэзии, есть еще и жизнь, человеческая жизнь, которая нас окружает или которую мы хотим создать.

В основном, поэзия это стих. Но часто под этим термином понимается все прекрасное, что нас окружает, что нас вдохновляет на подвиги и придает нам мудрости. Сложно было бы представить творчество таких великих деятелей литературы, как Пушкин, для которого стихотворный размер и рифмованные строки служили выражением собственных эмоций, выхода своей дикой энергии чувств и необычного восприятия реальности. А Маяковский, для которого поэзия стала «дирижерской» палочкой в «оркестре» духа человеческого, зазывая их на подвиги и показывая им реальность. Еще и украинские поэты чтили рифмованные строки, выражая свои мысли, скрытым смыслом показывая людям истинные лица тех, кому они так слепо и свято верили. Это и Шевченко, и Котляревский, и многие другие, которые, «вооружившись» словом, несли в человеческие души и сердца мир и праздник, показывали жестокость реальности и безграничную фантазию человеческого разума.

Благодаря поэзии, люди могут и выразить, и принять многое, что в им жизни не дает покоя и бередит сердце. Но не каждому дано управлять словом, как каким-нибудь орудием труда, только действительно достойные способны рифмами и строками разжечь в душах людей костер страсти и мощь духа.

Сочинение 3

Какую роль играет поэзия в жизни человека? Этим вопросом задается В. О. Богомолов в предложенном для анализа тексте. Размышляя над этим вопросом, автор повествует о герое – рассказчике, нашедшего во время наступления однотомник со стихами Есенина. В.О. Богомолов отмечает, что стихи известного поэта поразили и очаровали героя. Он «…с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело, находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям». Этот пример показывает, что рассказчика вдохновляла поэзия и помогала ему отвлечься от всех тягот войны. Далее писатель пишет о том, что «все вокруг было удивительно — созвучно стихам Есенина…», потому что природа, которую описывает в своих произведениях поэт, «…до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того — подмосковную деревушку…», где прошло детство героя. На этом примере мы видим, что поэзия не дает забывать людям о Родине. Она пробуждает теплые воспоминания, которые греют душу вдали от дома.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что поэзия не только помогает окунуться в другой мир и отвлечься от проблем, но и не перестает вдохновлять людей и напоминать им о родных местах
Авторская позиция понятна. Писатель считает, что литература помогает людям пережить трудные военные годы и воодушевляет их.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что поэзия может воздействовать на нас с невероятной силой. Она способна заставить плакать или смеяться, радоваться или грустить.
Для доказательства этого приведу пример из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Мечтательной Татьяне, непохожей на свою сестру и отчужденной от подруг, чтение заменяло все, открывало перед ней совершенно другой мир и отрывало от действительности.

Таким образом, поэзия играет важную роль не только в привычной жизни человека, но и в страшные военные годы.

Все сочинения

Сочинение за 9 класс «Роль поэзии в жизни человека»

03.10.2020

поэзия

Жизнь так прекрасна и удивительна! Поэзия – лирика, романтика, мечта, свет и доброта Вселенной. Она всегда идёт рядом с нами, наполняя душу возвышенным искусством слова. В ней играют радуги мира, озаряя планету яркими цветами вдохновения. В жизни человека поэзия играет большую роль. Она одухотворяет внутренний мир людей и исцеляет духовно; лечит психологические травмы и нервные заболевания; снимает стресс и тревоги; окрыляет и вдохновляет, уводя в сказочный мир творчества.

Поэты – люди от Бога. У них дар свыше. Они мыслят образами и связаны с жизнью духовно. Это такое состояние души человека, когда он находится в единстве с природой, небом, землёй и окружающим миром.

К поэтическим натурам часто приходят озарения и просветления. Благодаря такой способности творческие индивидуумы видят мир совсем другим, наполненным светом истины. Они очень тонко чувствуют собеседников, ранимы и проникновенны. Часто поэты обладают даже экстрасенсорными способностями. Струны их таланта просто необыкновенны!

Их навещают Музы. Музой может быть как девушка или женщина из реального мира, так и богиня, нимфа, фея, волшебница, сказочная героиня. Обуреваемый порывом внезапных чувств поэт способен написать великолепные стихи. Музой А.С. Пушкина была его подруга и спутница жизни Н. Гончарова; Н. Рериха – коллега, единомышленница и супруга Е. Рерих; С. Есенина – неуловимая А. Дункан.

Природа также часто вдохновляет поэтов на создание своих произведений. Например, лирик Есенин очень любил деревню, крестьянский быт и сельские пейзажи. Он видел в каждом деревце, травинке и цветке прекрасное чудо Мироздания. Порой и образы людей у него ассоциировались с живой природой. Всей широтой души поэт боготворил жизнь. Он посвятил много чудесных стихотворений родной Отчизне, друзьям, женщинам, городам и даже животным. Любить стихи Есенина – значит быть «вторым поэтом», т.к. под впечатлением его поэтического творчества хочется жить, любить, мечтать и вдохновляться прекрасным!

Настоящая поэзия украшает мир цветами совершенства. Её шедевры гениальны и заслуживают огромного уважения. Поэзия – отрада и утешение, она позволяет отрешиться от текущих забот, дарит радость, красоту, восторг, гармонию; несёт эстетическое наслаждение волшебными творениями мастеров художественного слова. Поэзия волнует, впечатляет; открывает скрытые таланты; заряжает благоприятной энергией. Она ведёт человека по жизненной дороге, освещая ее путеводной звездой, служит маяком и ярким факелом любви к жизни. О ней можно говорить много и бесконечно, но самое главное – быть всегда рядом с ней, ощущая её божественные истоки.

Позвольте закончить это сочинение строками собственного стихотворения:

Поэзия – свет, добро и вера,

Искусства золотой цветок,

Смешались в ней все судьбы века,

Любви живительный глоток.

Она прекрасна, как Эвтерпа,

Играя струнами, цветёт!

И расцветая с вдохновением

Все блага миру отдаёт!!!

Автор статьи – Александрова Марина.

Похожие сочинения:

Роль книги в жизни человека

Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»

 
Автор статьи, фото: Наталия Смольникова*

    Среди новинок книжных издательств сегодня редко встретишь поэтические сборники. Стихи издают мало и неохотно, даже если их авторы – признанные классики. Средства массовой информации настаивают: поэзия не востребована современным обществом. Товароведы книжных магазинов разводят руками: “Стихи? У нас их мало берут. Это чтение для любителей”.

   Казалось бы, всё говорит о том, что общество отбрасывает поэзию как ненужный и практически устаревший жанр художественной литературы. Поэты – идейные вдохновители и кумиры молодёжи 60-х годов прошлого века – теперь уже далёкая и непонятная новым поколениям история.

Но удивительные факты! В рекламе то и дело проскальзывают стихотворные строчки. В Интернете множатся поэтические сайты, где любой, даже начинающий автор, может опубликовать свои стихи, и таких желающих находится немало. А взглянув на замечательный зимний пейзаж, весьма далёкий от поэзии человек “вдруг” восхищённо произносит знаменитое: “Мороз и солнце; день чудесный!”.

Чужда ли поэзия современному обществу? И что она может предложить каждому из нас? Я думаю, что ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.

Итак, начнём с социальных приоритетов. Ни для кого не секрет, что мы в живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Там, где навязывается культ материальных потребностей, предметов и вещей, поэзия превращается в несчастную Золушку, место которой где-то в уголке дома. Ведь стихи не съешь, не выпьешь, не наденешь на себя, они не помогут построить карьеру или заработать крупную сумму денег.

С этой точки зрения, поэзия бесполезна для общества. Оно пропагандирует ценности материальные, а поэзия апеллирует к духовным потребностям человека: в понимании самого себя и своей жизни, в самовыражении, в единении с другими людьми и окружающим миром. Общество манит нас глянцевыми развлечениями, а чтение стихов предполагает уединение и внутреннюю душевную работу. Подлинная поэзия никогда не может стать развлечением. “На бегу” невозможно читать стихи  — это слишком серьёзное занятие.

 Может быть, поэзия предназначена лишь для какой-то узкой группы людей, чаще всего самих поэтов? Уверена, что это не так. Стихи напоминают мне изящные жемчужины, скрытые от людских глаз на дне океана. Но те, кому посчастливится увидеть жемчуг, не сомневаются в его ценности. Что же ценного в поэтических жемчужинах может найти самый обычный человек?

Прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановить “стремительный по жизненной дороге бег”. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учёба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлёстывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном – для чего мы всё это делаем.

Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются тратить время на такую “ерунду”, когда есть вещи “поважнее”?

Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: “Да!”.

Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.

Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис – это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем – и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.

Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.

Поэзия, вообще, очень автобиографический жанр литературы. О чём бы ни хотел сказать поэт, ему не спрятать своей личной позиции и своего личного опыта. В творчестве он раскрывает себя, порой предельно. И это мужество поэта быть открытым дорогого стоит.

В обществе нам предписывается играть социальные роли, быть сдержанными в выражении чувств и не слишком распространяться о прожитой жизни. Мы не рискуем быть слишком откровенными просто потому, что это может вызвать у окружающих непонимание, насмешки, злорадство, в лучшем случае – недоумение. А ведь опыт каждого из нас – со всеми переживаниями, мучительными размышлениями, внутренними конфликтами, неожиданными озарениями -, пожалуй, одно из самых главных наших богатств. И то, что мы узнали о жизни, промыслительно может оказаться важным для людей,  столкнувшихся с какой-то проблемой, стать тем самым недостающим ключом к её решению. Я полагаю, что в этом состоит одна из разгадок мощного влияния поэзии на человека.

Сила воздействия поэзии, несомненно, связана и с её художественной формой. Отличный от обыденного язык, особая организация речи (прежде всего за счёт рифмы), образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений – всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Борис Пастернак в своё время так определял поэзию:

“Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок”.

Мир поэзии таинственен. Самые мелкие события и самые обычные вещи в стихах приобретают иносказательное значение, вырывающее их из круга повседневности и устремляющее в вечность. А чувства и переживания, даже тягостные и мучительные, в поэтическом выражении обретают изящную и утончённую форму: 

“Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым”.

                                                (Сергей Есенин)

Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя.  В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.

Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На мой взгляд, этому может быть несколько причин.

Во-первых, поэзия остаётся “закрытой” для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, – это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.

Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. “Препарировали” стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников. 

Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь “для души” и чувствуешь стихи сердцем.

Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.  

Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.

Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.

Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.

Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: “А я не люблю стихи”. Как гласит пословица, “о вкусах не спорят”. Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.

__________________

* Смольникова Наталия Владимировна – психолог, автор книги стихов “Я принимаю жизнь” (М., 2012) 

  • Зачем нужна людям музыка сочинение рассуждение 10 предложений
  • Зачем нужна конституция сочинение
  • Зачем нужна доброта сочинение рассуждение 10 предложений
  • Зачем нужна героическая музыка сочинение
  • Зачем нужен язык сочинение 5 класс русский язык