Зачем нужны отрицательные герои в сказках пушкина

Зачем нужны отрицательные герои в сказках Пушкина

За свою жизнь Александр Пушкин написал множество прекрасных сказок. И в каждой из них есть не только добрые, положительные персонажи, но и отрицательные герои.

Поэт наделил их различными пороками, которые делают их неприятными личностями, источниками бед и лишений для других людей.

Например, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» зависть злой царицы привела к смерти более молодой и красивой дочери царя, ее падчерицы.

А жадная, сварливая старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», ослепленная неожиданным богатством, начинает желать не только роскоши, но и власти – над людьми, морем, и даже над золотой рыбкой, которая сделала ее «вольною царицею».

А. Пушкин не случайно вводит в действие отрицательных персонажей, они необходимы для разных целей.

Во-первых, чтобы показать, что добро оказывается сильнее зла, в произведении нужно отразить и то, и другое.

Какими бы коварными ни были отрицательные герои, в конце сказки они повержены:

  • завистливая царица погибает от своей злобы,
  • алчная старуха остается у разбитого корыта,
  • а жадный поп, у которого работник Балда год трудился бесплатно, лишается рассудка.

Во-вторых, в сказочных произведениях Пушкина отрицательные герои нужны для контраста.

По сказкам ребенок учится отличать хорошие поступки от плохих действий. Поэтому в их сюжетах должны присутствовать не только светлые, но и темные силы.

Если юный читатель вовремя не узнает, что в жизни, помимо добра, есть и зло, ему будет сложно противостоять ему в реальности.

И наконец, сказки, где все герои добрые и хорошие, просто неинтересно читать. Положительным персонажам тогда не с кем будет бороться, некого перевоспитывать, некому доказывать свою правоту.

Прочитав такую сказку, ребенок ничему не научится, и очень быстро ее забудет.

Александр Пушкин использовал отрицательных героев, чтобы обличить их пороки, и показать, к каким плачевным последствиям они могут привести.

Благодаря злодеям, сказка становится более интересной, поучительной и приближенной к реальной жизни.

Цели:

  1. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;
  2. Приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина.
  3. Развивать внимание, мышление, речь, память детей.
  4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

Оформление:

  • выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина,

Оборудование:

  • музыкальные произведения по сказкам А.С.Пушкина,
  • компьютерная презентация творчества поэта,
  • видеозаписи фильмов-сказок А.С.Пушкина ,
  • жетоны,
  • выставка книг поэта.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем работать с презентацией «Сказки Пушкина бродят по свету».

Обратите внимание на эпиграф и главные вопросы нашего урока, написанный на экране монитора.

Слайд 2. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

— Чему может научить сказка?

(Проблемные вопросы)

— Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции?

— На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему?

— Добрые или злые герои в сказках Пушкина?

— Зачем нужны отрицательные герои?

Итак, давайте определим, с какой целью, мы проведём сегодня урок литературного чтения? (чтобы вспомнить какие произведения мы называем сказками и какие особенности они имеют; поговорим о том, что любая сказка чему-то учит, какие герои встречаются в сказках, выясним для чего люди читают сказки?).

Слайд 3. Фото А.С. Пушкина

Я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.

Слайд 4.

А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

В годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

В годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

Слайд 5. Что вы знаете об А.С.Пушкине?

Когда и где родился А.С.Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 года).

Слайд 6.

Раскройте смысл предложения: «Пушкин вошел в жизнь празднично». (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I).

Слайд 7.

На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке).

Слайд 8.

Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким).

Слайд 9.

Кто учил его писать по–русски? (Писать по-русски учила его бабушка).

Слайд 10.

Кто ему рассказывал сказки? (Дядька Никита и няня Арина Родионовна).

Слайд 11.

Учитель: Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Слайд 12.

(Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и о работнике его Балде. Сказка о мертвой царевне. Сказка о золотом петушке. Сказка о царе Салтане. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

Ученики читают стихи о сказках.

  1. Когда я не умел еще читать,
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда,
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала,
    Мне бабушка однажды рассказала.
  2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
    И про жадного царя Дадона,
    Я из сказок Пушкина узнала,
    Много их уже я прочитала.
  3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи,
    И взрослым, и ребятам – всем близки!
  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

Учитель: А теперь давайте вспомним признаки сказки?

(Сказочные герои. Волшебство и чудеса. Зачин. Концовка. Возможна присказка. Сказочные речевые обороты, устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок. Победа добра над злом).

Слайд 13. Слова – архаизмы.

Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не могу я перевести слова

С устаревшего языка на современный.

(Вороты — ворота, чело — лоб, очи — глаза, уста — губы, перст – палец,, воитель — воин, рать — войско, старче — старик).

Слайд 14.

Угадай сказку по иллюстрации?

Слайд 15. «Сказка о мертвой царевне»

Инсценирование детьми отрывка из сказки “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Учитель:

  • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
  • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
  • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
  • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
  • Почему царица решила избавиться от царевны?
  • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
  • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
  • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
  • К кому обращался Елисей при поисках царевны? (месяцу, ветру)
  • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
  • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

Физминутка:

— Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – вставать тихо.

— Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, хоббит.

— МОЛОДЦЫ!

Учитель: В каких сказках Пушкина встречалось море?

Слайд 16. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель:

  • Сколько раз ходил старик к морю? (3)
  • Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
  • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
  • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
  • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
  • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
  • Пословица.
  • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

Слайд 17. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Просмотр видеофрагмента «Сказки о попе и работнике его Балде».

Учитель:

  • На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
  • За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу.”)
  • Как работал Балда? (“Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.”).
  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (“Лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки за три года”)
  • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
  • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
  • Пословица: «Скупой платит дважды».

Слайд 18. «Сказка о царе Салтане»

Чтение по ролям отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане»

Учитель:

  • Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
  • На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
  • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
  • Прочитайте о них.
  • За что наказаны сестры? (зависть).
  • По сюжету “Сказки о царе Салтане…” великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков написал оперу. Предлагаю вам прослушать фрагмент из этого произведения, который называется “Полёт шмеля”
  • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

Слайд 19. «Сказка о золотом петушке»

Учитель:

  • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
  • В чем оно заключалось?
  • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

Слайд 20. Продолжаем работать с иллюстрациями.

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Слайд 21.«Сказка о царе Салтане…»

Слайд 22. «Сказка о мертвой царевне».

Учитель: Добрые или злые герои в сказках Пушкина? Что общего у положительных героев в сказках Пушкина? Зачем нужны отрицательные герои? На кого вы из героев сказок Пушкина вы хотели быть похожи и почему?

А теперь проверим, как внимательно вы читали сказки. Из каких сказок эти строки?

  • В синем небе звезды блещут,
    В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)
  • Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)
  • Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).
  • Горе мне!
    Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).
  • Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
    А сама-то величава, выступает будто пава,
    А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)
  • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
  • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
  • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Эти слова и послужили эпиграфом к нашему уроку.

Слайд 23. Настало время викторины по сказкам.

Слайд 24. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? (30 лет и три года).

Слайд 25. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

Слайд 26. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).

Слайд 27. С каких слов начинается «Сказка о попе…»? (Жил-был поп, толоконный лоб).

Слайд 28. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

Слайд 29. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»).

Слайд 30. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой).

Слайд 31. Сегодня по Интернету в школу поступили рекламные объявления. Прочитав которые необходимо определить место действия.

Слайд 32. Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу: — запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей. Мой адрес… (Балда. «Сказка о попе…»)

Слайд 33. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как: укусы правого и левого глаза; волдыри на носу. Начало ближайших занятий… («Сказка о царе Салтане….»

Слайд 34. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес….Обращаться к… (Царице-мачехе из «Сказка о мертвой царевне»).

Слайд 35. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… («Сказка о золотом петушке»).

Слайд 36. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к… (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Обобщение:

Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы). Учитель: давайте подведём итог нашего урока:

  • Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

Слайд 37. Молодцы!

VI. Заключительное слово учителя:

– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!

— А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Слайд 38. Спасибо за урок!

Сказки любят все — взрослые и дети. В них добро всегда побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина все герои делятся на хороших и плохих.

В «сказке о рыбаке и рыбке» добрым и отзывчивом человеком является старик. Он не только отпустил рыбку, но и не захотел получать с нее выкуп. Отрицательным героем является старуха.

Она на протяжении всей сказки ругает старика, требуя идти к рыбке и просить новых подарков. Она жадная и высокомерная. В конце сказки зло наказано. Старуха снова стала бедной, а рыбка уплыла в синее море.

***

В «сказке о царе Салтане» зло олицетворяют две завистливые сестры: ткачиха и повариха. Их характер не меняется на протяжении  всей сказки и в конце зло проигрывает. Хитрый обман раскрывается и только доброта главных героев помогает злодейкам избежать наказания. 

Добрые герои добры до конца. Царица и князь Гвидон не держат обиды на царя и хотят с ним встретиться.

Читая сказки, мы решаем на какого героя хотим быть похожими. Стараемся подражать хорошим героям. Сказки А. С. Пушкина учат нас понятиям добра и зла.

***

А.С. Пушки в своей сказке «О царе Салтане…» окунает нас в удивительный мир добра и зла. Читая ее, добрый человек поспешит делать добро, а злой, может быть задумается над тем, что творит, и станет чуточку добрее.

Добро всегда красиво, а зло уродливо. В сказке только одна из девиц излучает доброту в мир, а две другие переполнены злобой. Царевна Лебедь — красавица, что «глаз нельзя отвесть» Ей Пушкин противопоставляет злого чародея — коршуна. 

Я думаю, что это внутреннее добро красит внешность героя, а зло — портит. Во всех сказках есть зло, что бы более ярко выразить добро. Добро всегда торжествует. Не нужно отвечать злом на зло. С ним надо бороться без ненависти в сердце, и тогда наш мир станет добрее.

***

В «Сказке о царе Салтане…» присутствуют добро и зло. В начале сказки поздно вечером пряли пряжи три сестры и каждая мечтала быть царицей. Но царю пришлась по вкусу младшая сестра. Зависть старших сестер была велика настолько, что они решили избавиться от младшей .

В середине сказки перед нами предстает в виде добра беззащитный лебедь. а зло олицетворяет коварный коршун. Князь Гвидон спас Лебедя, за что тот отблагодарил его, дав дом.

В конце сказки царь Салтан увидел сына и жену. Узнает он, сто это сестры обманули его- взял и прогнал их. И добро победило зло.

***

А. С. Пушкин — великий русский поэт. В каждой сказке рассказывается о борьбе добра и зла. Например, как в «Сказке о царе Салтане»

В этом произведении добрые герои: царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь. Злые герои: повариха, ткачиха, баба Бабариха. Отрицательные персонажи строят много преград и делают все, чтобы править миром. Обман, ложь, подмены — это их главное оружие. Положительные герои вначале попадают в их сети. Но правда и честность сильнее зла, поэтому победа всегда за ними.

***

Сказки А.С. Пушкина очень легко читаются. Они интересные и поучительные.

А.С. Пушкин в сказках представляет добро и зло в своих героях. Он описывает такие чувства как зависть, злоба, корысть, обида — с одной стороны, а с другой такие как доверие, доброта, любовь и терпение. Эти чувства Пушкин показывает в поступках своих персонажей. Порой иронично раскрывает их качества, порой высмеивает их. Помогает рассмотреть недостатки или увидеть лучшие качества человека. Ведь не всегда по одному поступку. можно судить о человеке в целом.

Как и в русских народных сказках, так и в сказках А.С. Пушкина добро всегда побеждает зло.

***

В сказках Пушкина герои делятся на добрых и злых. Злые герои всегда завистливые и не красивые. В «сказке о царе Салтане…» злые герои — это две сестры и баба Бабариха. Их ложь и предательство в итоге наказываются. Царь и царица здесь герои положительные, они умеют прощать ошибки других. Сказка учит добру и справедливости. Говорит о том, что добро всегда побеждает зло.

***

Сказки Пушкина мы знаем с детства. В них добро и справедливость всегда побеждают зло. Положительным героям помогают не только друзья, но и природа. В сказке о мертвой царевне королевичу Елисею помогают ветер, солнце и месяц, а царевне помогают богатыри. В «Сказке о царе Салтане» царевна Лебедь помогает Гвидону. 

Умный и смелый Балда смог справиться с чертями в «сказке о попе и о работнике его Балде» 

А вот отрицательные герои в сказках Пушкина хоть и сильные и хитрые, но добро все равно побеждает их. И это справедливо! Именно такие сказки учат быть смелыми, добрыми и честными. Поэтому я так люблю сказки А.С. Пушкина. Ведь так приятно, когда все хорошо заканчивается.

***

Сказки Пушкина всем знакомы с детства. Читая их мы видим, как переплетается добро и зло. Эти сказки помогают на отличить где добро и где зло. Сюжеты сказок часто складываются по следующему сценарию. Силы зла загоняют силы добра в критическую ситуацию, из которой казалось бы нет выхода.

Но всегда спасает чудо. Например, в сказке о царе Салтане есть добрые и злые герои. Добрые герои Салтан, Гвидон, Царевна Лебедь. Злые герои это ткачиха, повариха и баба Бабариха. В сказке злые герои завидуют добрым. Они постоянно пытаются делать им зло. Но, в итоге побеждает добро. Из этого можно сделать вывод: добро всегда побеждает зло.

***

У Пушкина много сказок. но «Сказка о царе  Салтане…» очень мне понравилась, потому что в ней положительные герои преодолевают все преграды в борьбе со злом.

Царь Салтан — добрый, справедливый.

Царь Гвидон — силен, смел и отважен. Он защищает царевну Лебедь. Салтан и Гвидон встречают гостей. За это Гвидон получает награду: белку и дружину из 33 богатырей.

Царевна Лебедь, спасенная Гвидоном, помогает ему советом и волшебством. Сказка заканчивается хорошо для всех героев, потому что — добро всегда побеждает зло.

***

Примечание

Уважаемые ученики, сочинение на тему «Добро и зло в сказках Пушкина» для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по чтению о том «как добро побеждает зло».

добрые и злые силы в сказках Пушкина

ВВЕДЕНИЕ

Художественная литература требует эстетического восприятия, то есть творческого воображения, понимания авторской позиции и внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. В результате знакомства школьников с народными и литературными сказками идет накопление опыта переживаний и жизненных впечатлений, формируется образ положительного персонажа. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.

Литературная сказка, опираясь на фольклорные основы и являясь в то же время оригинальной, интересна для восприятия и осмысления младшими школьниками.

По мнению большинства исследователей литературной сказки, развитие этого жанра начинается именно с А.С. Пушкина. Так, И.П. Лупанова считает, что «почин в области создания русской литературной сказки принадлежит А.С. Пушкину» [12, с. 79] и что «с начала 30-х годов XIX века можно говорить о формировании жанра литературной сказки» [12, с. 81]. Ее поддерживает Р.В. Иезуитова: «История русской литературной сказки началась с «вершины» и первым сказочником стал Пушкин» [6, с. 187].

Действительно, сказки Пушкина – выдающееся явление в русской литературе, это тот художественный материал, на котором воспитывается не одно поколение юных читателей.

Интерес к сказкам А.С. Пушкина не ослабевает с течением времени, что доказывает вечность образов его положительных героев.

Проблемой данного исследования стало выявление характерных черт литературного героя при изучении положительных образов в сказках А.С. Пушкина.

Решение данной проблемы определило цель

настоящей работы – охарактеризовать художественные особенности создания образов положительных героев в сказках А.С. Пушкина и определить методические основы их изучения в начальной школе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

— на основе анализа критической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

— определить особенности литературной сказки, а также сказок А.С. Пушкина, обратив внимание на историю их создания;

— определить методическую обеспеченность работы с текстом художественного произведения, проанализировав программы по литературному чтению и характер заданий в учебниках;

— выявить основные методические приемы по работе с образом положительного героя в сказках А.С. Пушкина в начальной школе;

— обобщить методический материал по теме и проанализировать систему заданий по формированию образа положительного героя в сказках А.С. Пушкина в учебниках по литературному чтению для начальной школы.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы:

а) литературоведческие (описательный, функциональный);

б) методические – изучение и обобщение опыта работы.

Объектом

исследования являются сказки А.С. Пушкина.

Предметом

исследования является образ положительного героя в сказках «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в аспекте их изучения на уроках литературного чтения в начальной школе.

Тема исследовательской работы представляется актуальной

, так как именно сказка способна помочь сформировать в ребенке представления об образе положительного литературного героя, заложить основы нравственного поведения.

Гипотеза исследования.

Система работы по литературному чтению в начальной школе при изучении образов положительных героев должна способствовать формированию у ребенка основ морали и нравственности, представлений об истинных и ложных ценностях.

Практическая значимость

данной работы очевидна: материал может быть положен в основу изучения сказок на уроках по литературному чтению в начальной школе, будет интересен учителям, работающим с младшими школьниками второго, третьего или четвертого классов.

Структура работы:

курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена особенностям литературной сказки как жанра, истории создания сказок А.С. Пушкина и происхождению героев его сказок с элементами классификации. Во второй главе характеризуются положительные персонажи сказок А.С. Пушкина, представленные в учебниках по литературному чтению для начальной школы под редакцией Л.Ф. Климановой, дается анализ представленных в учебнике заданий и фрагменты уроков по данной теме. В заключении подведены итоги исследования.

ГЛАВА
I

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

1. Молодая царевна (дочь царя)

Обладает невероятной красотой, но не гордится ею. Очень добрая, скромная, порядочная и приветливая со всеми. За это ее все любят.

2. Королевич Елисей

Жених царевны, который в одиночку отправился на поиски своей возлюбленной. Им движут только светлые чувства, и он очень переживает из-за своей потери.

3. Семь богатырей

Приютили девушку в своем доме и спасли ее от смерти в лесу. Очень полюбили девушку. С уважением приняли ее отказ выходить за одного из них замуж.

Отрицательные герои:

1. Ткачиха

Одна из трех сестер, мечтавших выйти замуж за царя. Она собиралась наткать полотна на весь мир, если бы стала царицей. Царь женился на другой сестре, но ее желание быть ткачихой исполнил. Завидуя сестре-царице, она подстроила все так, чтобы избавиться от нее и от ее сына. Гвидон в образе мошки укусил ее за левый глаз. В конце была прощена царем.

2. Повариха

Третья сестра из сказки. Она собиралась наготовить еды на весь мир, если бы стала царицей. Как и ткачиха, она очень завидовала сестре, ставшей царицей. Она тоже участвовала в кознях и помогла избавиться от царицы и ее сына Гвидона. Гвидон в образе комара укусил ее в правый глаз. В конце сказки была прощена царем Салтаном.

3. Бабариха

Сватья баба Бабариха не участвовала в изгнании царицы и ее сына Гвидона, однако, она всячески препятствовала воссоединению царской семьи. Она отговаривала царя Салтана от поездки на остров Буян. За это Гвидон в образе шмеля укусил ее прямо в нос. В конце была прощена царем.

4. Коршун

Коршун является чародеем в образе птицы. Он напал на царевну Лебедь и хотел ее погубить. Но князь Гвидон выстрелил в него из своего самодельного лука и серьезно ранил, тем самым спас царевну от гибели.

Сказка о рыбаке и рыбке

1. Золотая рыбка (положительный герой)

Золотая рыбка — это могущественная волшебница. Она попалась к старику в сети, и в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.

2. Старик (положительный герой)

Старый рыбак живет в землянке на берегу моря и ловит неводом рыбу. Однажды поймал золотую рыбку, которая в обмен на свободу пообещала исполнить любое его желание.

Старик был добрым и ничего не попросил, но множество раз передавал рыбке просьбы своей жены.

Краткое содержание

Краткое содержание и суть произведения Цыганы

Полное произведение поэмы можно осилить за 15−20 минут. На знакомство с кратким содержанием «Цыганы» Пушкина уйдет около 5 минут. Этого будет достаточно, чтобы понять суть произведения, однако при наличии свободного времени лучше прочитать поэму целиком.

Цыганский табор «шумною толпою» кочует по живописным степям Бессарабии. Вечер, у костра готовится ужин, невдалеке отдыхают лошади, за шатром лежит ручной медведь. Понемногу все успокаивается, затихает. Лишь в одном шатре не может заснуть старый цыган. Он ожидает дочь Земфиру, которая ушла на прогулку. Она возвращается не одна. Рядом с ней — юноша, которого цыганка встретила за курганом и позвала с собой.

Выясняется, что молодого человека зовут Алеко, он скрывается от закона и хочет стать цыганом. Отец девушки приглашает его пожить в таборе столько, сколько нужно. После ночного отдыха табор приходит в движение и трогается с места. У Алеко сжимается сердце при взгляде на опустевшую равнину. Земфира интересуется причиной его тоскливых мыслей, она думает, что он грустит по былому. Однако Алеко убеждает ее, что причина не в этом. Он рад вырваться из плена города.

Из читательского дневника

В прежней жизни Алеко не было любви, а значит — радости. Он не сожалеет ни о чем и считает единственной целью своей жизни — быть рядом с Замфирой, краса которой покорила с первого взгляда. Старик слышит их разговор и делится с молодыми людьми старинным преданием о поэте, который был сослан правителем в степи Бессарабии. Несмотря на внимание и любовь местных жителей, красоту природы, поэт так и не смог забыть родину и томился в неволе. Алеко узнает в герое предания Овидия, поражается превратностям человеческой жизни.​

Два года Алеко путешествует вместе с табором. Юноша зарабатывает тем, что водит медведя по деревням. При этом он доволен жизнью и никогда не жалеет о своем выборе. Однажды он слышит песню Земфиру и по ее содержанию понимает, что она его разлюбила. Ночью девушка будит отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне, но его любовь ей не мила, а сердце требует воли. Просыпается Алеко и зовет Земфиру.

Юноша рассказывает, что ему снится сон об измене Земфиры. Она уговаривает его не верить обманчивым ночным грезам. Старый цыган зовет Алеко на откровенный разговор. Он просит молодого человека не грустить понапрасну. Алеко признается, что негативные чувства вызваны равнодушием Земфиры. Однако ее отец говорит, что женские чувства непредсказуемы. Никто не может заставить полюбить или разлюбить. Нужно идти на уступки и уметь вовремя отпустить человека.

Анализ поэмы Цыганы

Однако Алеко безутешен. Он тоскует и вспоминает время, когда был любим. В утешение старик рассказывает ему историю своей молодости. Он был влюблен в роскошную Мариулу, от которой удалось добиться взаимности. Но чувства молодой женщины быстро угасли и она ушла с другим табором, оставив ему маленькую Земфиру. Алеко спросил, почему же цыган не отомстил за себя? Как не вонзил кинжал в сердце обидчика и простил неверность?

Старик ответил, что никто не в силах удержать любовь. Никто не знает, что будет дальше, а былое точно нельзя вернуть. Алеко говорит, что он не такой. Он не готов мириться с изменой и обязательно бы получил удовольствие от мщения. Его возлюбленная в это время на свидании с другим цыганом. Влюбленные договариваются встретиться поздним вечером, после захода луны. В роковую ночь Алеко будит тревога. Он не находит рядом Земфиру и выходит из шатра.

В сонном молчании, при свете южных звезд Алеко удается разглядеть след, ведущий за курганы. Ступая по нему, он приходит к месту свидания и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут разлучиться. Он узнает Земфиру, которая умоляет нового возлюбленного бежать. В ярости несчастный влюбленный вонзает нож в тело соперника. Земфира в ужасе узнает Алеко и проклинает его. Юноша убивает и ее.

Главные герои поэмы

До рассвета Алеко сидит у холма на ковре из трав, с окровавленным ножом в руке. Так, с трупами рядом, и застали его соплеменники. Они простились с молодыми людьми и вырыли для них могилы. После прощального обряда отец Земфиры обратился к Алеко. Он сказал, чтоб он оставил кочевой табор. Цыгане не хотят жить с гордым человеком, который требует воли лишь для себя.

Вскоре табор скрылся за горизонтом. Осталась только одинокая телега на колесах, под крышей которой больше никто не ночевал. В эпилоге Пушкин вспоминает, как встречал мирные телеги цыган и жил среди них.

Сказка о царе Салтане

1. Царь Салтан

Царь женился на одной из трех сестер. Царица родила ему сына. Пока был на войне, его жену с сыном недоброжелатели посадили в бочку и бросили в море. Горевал о своей утрате на протяжении всего рассказа. В конце воссоединился со своей семьей.

2. Царица

Царица была одной из трех сестер, на которой женился царь Салтан. Родила князя Гвидона, вместе с которым была посажена в бочку и брошена в море по вине своих сестер. На протяжении всей сказки она была рядом с сыном. В конце воссоединилась с супругом.

3. Князь Гвидон

Князь Гвидон приходится сыном царя Салтана и царицы. Пока его отец был на войне, его вместе с матерью посадили в бочку и бросили в море. Бочку прибило к берегу острова, где Гвидон спасает волшебную лебедь. В сказке он становится могучим правителем, а в конце воссоединяется с отцом.

4. Царевна Лебедь

Лебедь — это волшебная царевна, которая обладает неземной красотой и владеет магическими силами. Князь Гвидон спасает ее от коршуна, и за это она с благодарностью выполняет все его желания, дарит чудесные подарки и помогает воссоединиться с отцом Салтаном. В конце сказки она превращается в девушку и становится женой князя Гвидона.

1.1. Жанровые признаки литературной сказки

Литературную сказку можно в полной мере назвать художественным произведением, обладающим сложной структурой. В науке нет единого мнения относительно числа элементов этой структуры, однако большинство ученых выделяют четыре ее основных элемента:

  • Идейное или идейно-тематическое содержание;
  • Композиция в совокупности с сюжетом;
  • Образная система;
  • Язык (речевой стиль).

Идейное или идейно-тематическое содержание литературной сказки определяется автором произведения, в отличие от сказки народной. Личное, авторское может выражаться в стиле, в композиционном построении произведения, в характеристиках героев и т.д.

Литературная сказка принадлежит определенному времени, несет в себе современные этой эпохе идеи, отражает современные ей общественные отношения, тогда как сказка народная, передающаяся из поколения в поколение и живущая на протяжении многих веков, сохраняет традиционный тип миропонимания.

Композиция и сюжет. Говоря о сюжетно-композиционной структуре народных сказок, остановимся на закономерностях построения народных волшебных сказок, выведенных В.Я. Проппом: «Сказки обладают одной особенностью — составные части одной сказки без всякого изменения могут быть помещены в другую сказку. Это закон перемещаемости, специфическая особенность каждой волшебной сказки» [14, с. 168].

Однако такого строго обозначенного сценария мы не найдем в литературной сказке, которая отличается от народной тем, что имеет определенного автора и уже не принадлежит к фольклорным жанрам.

Что же касается сюжетов народных и литературных сказок, то здесь также наблюдаются серьезные различия. Сюжеты народных сказок являются традиционными и в какой-то мере заданными, в то время как сюжет литературной сказки всецело зависит от вымысла автора.

Образная система. Наличие фантастики обусловливает особые свойства образности в народных сказках: прием обобщения в изображении персонажей, их стабильность, лаконичность портрета героя, ограниченность количества персонажей.

В литературной сказке герой индивидуален, отношение к нему может меняться на протяжении повествования, его портретные характеристики яркие и полные. Основное действие строится на небольшом количестве главных героев, но появляются второстепенные персонажи.

Таким образом, структура сказочного образа литературной сказки существенно отличается от структуры сказочного образа в сказке народной.

Язык (речевой стиль). Одним из основных элементов структуры литературного произведения является язык, или речевой стиль.

Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие стилистические особенности:

— наличие традиционных формул зачина и концовки;

— наличие повторяющихся конструкций;

— разговорная речь,

— повторяющиеся приемы повествования,

— трехступенчатое строение сюжета

Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности, что и создает особую сказочную атмосферу.

Литературная сказка далека от фольклорного первоисточника. Это самостоятельное произведение с неповторимым художественным миром, оригинальной эстетической концепцией. Она обладает авторским стилем, что подчеркивает её уникальность. В ней более сложный синтаксис, богаче лексика, встречаются индивидуальные тропы вместо традиционных, характерных для фольклорной сказки.

В народной сказке действие является сюжетным стержнем, поэтому в ней будет преобладать повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.

Что же в литературной сказке традиционно, а что своеобразно? Один из исследователей этого жанра М.Н. Липовецкий считает, что «в целом художественные миры литературных сказок всегда формируются в результате взаимодействия волшебно-сказочной жанровой памяти с моделями мира, свойственными «новым» жанрам» [10, с. 103].

Попытаемся найти это соотношение традиционного и новаторского на примере творчества одного из писателей-сказочников в русской литературе первой половины XIX века Александра Сергеевича Пушкина, опираясь на историю возникновения его сказок.

 «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»   - Чему может научить сказка?  Проблемные вопросы:  Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции? - На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему? Добрые или злые герои в сказках Пушкина? Зачем нужны отрицательные герои?

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

— Чему может научить сказка?

Проблемные вопросы:

  • Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции?

— На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему?

  • Добрые или злые герои в сказках Пушкина?
  • Зачем нужны отрицательные герои?

Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Когда и где родился А.С.Пушкин? Когда и где родился А.С.Пушкин? Когда и где родился А.С.Пушкин? Когда и где родился А.С.Пушкин? Когда и где родился А.С.Пушкин? В Москве, 6 июня 1799 года

Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

  • Когда и где родился А.С.Пушкин?
  • Когда и где родился А.С.Пушкин?
  • Когда и где родился А.С.Пушкин?
  • Когда и где родился А.С.Пушкин?
  • Когда и где родился А.С.Пушкин?

В Москве, 6 июня 1799 года

 Раскройте смысл предложения  «Пушкин вошел в жизнь празднично». В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I.

Раскройте смысл предложения

«Пушкин вошел в жизнь празднично».

В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I.

На каком языке говорили в семье Пушкина? В семье говорили на французском языке.

На каком языке говорили в семье Пушкина?

В семье говорили на французском языке.

 Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи? Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи?

Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.

Кто учил его писать по–русски? Писать по-русски учила его бабушка.

Кто учил его писать по–русски?

Писать по-русски учила его бабушка.

Кто ему рассказывал сказки? Дядька Никита и няня Арина Родионовна

Кто ему рассказывал сказки?

Дядька Никита и няня Арина Родионовна

 Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

«Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о попе и его работнике Балде» «Сказка о золотом петушке»

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  • «Сказка о царе Салтане…»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о золотом петушке»

Слова – архаизмы.  ( слова и выражения, вышедшие из активного употребления).   вороты очи перст чело воитель рать уста старче

Слова – архаизмы. ( слова и выражения, вышедшие из активного употребления).

вороты

очи

перст

чело

воитель

рать

уста

старче

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка

о мертвой царевне

и о семи богатырях»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка

о золотом петушке»

Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? 30 лет и три года

  • Сколько лет жили старик со старухой у синего моря?

30 лет и три года

С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

  • С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?  В комара, муху, шмеля .

  • В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

В комара, муху, шмеля .

С каких слов начинается «Сказка о попе…»? Жил-был поп, толоконный лоб

  • С каких слов начинается «Сказка о попе…»?

Жил-был поп, толоконный лоб

Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет?

«Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»

Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? «Дурачина ты, простофиля».

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

«Дурачина ты, простофиля».

Чем угрожала злая царица Чернавке? Рогаткой

  • Чем угрожала злая царица Чернавке?

Рогаткой

Предлагаю свои услуги:  работаю за 7-х. Могу:  - запрягать лошадь;  - топить печь;  - закупать продукты на рынке;  - печь яйца, варить кашу;  - нянчить детей.  Мой адрес… Балда. «Сказка о попе…»

  • Предлагаю свои услуги:

работаю за 7-х.

Могу:

— запрягать лошадь;

— топить печь;

— закупать продукты на рынке;

— печь яйца, варить кашу;

— нянчить детей.

Мой адрес…

Балда. «Сказка о попе…»

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как: -укусы правого и левого глаза; -волдыри на носу. Начало ближайших занятий… «Сказка о царе Салтане….»

Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.

Излечиваются такие болезни, как:

-укусы правого и левого глаза;

-волдыри на носу.

Начало ближайших занятий…

«Сказка о царе Салтане….»

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес….Обращаться к… Царице-мачехе из «Сказка о мертвой царевне».

Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес….Обращаться к…

Царице-мачехе из «Сказка о мертвой царевне».

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… «Сказка о золотом петушке»

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…

«Сказка о золотом петушке»

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?  Обращаться к… Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое?

Или квартиру на новый дом?

Обращаться к…

Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.

Теория литературы дает такое определение термину «антигерой»:

Антигерой – это главное действующее лицо литературного произведения, его центральный персонаж, лишённый «героических» черт в их общепринятом понимании. Грубо говоря, это главный персонаж, наделенный вопреки читательским ожиданиям  плохими чертам: он нарушает этический кодекс, преступает морально-этические законы общества, ведёт себя бесчестно, цинично, аморально, агрессивно и т.д… Он просто плохой человек (подлец, лжец, авантюрист, негодяй, эгоист и т.д.) и действует в соответствии со своим мировоззрением, но при этом играет главную роль в произведении.

Отличие антигероя от антагониста

Термин «Антигерой» ввёл в литературный оборот Федор Достоевский, употребив его в «Записках из подполья» (1864). 
Антигерой – не антагонист, не второстепенный отрицательный персонаж, который вводится в сюжет для противостояния герою, центральному персонажу произведения. Если бы он боролся с положительным героем, и все повествование строилось бы вокруг хорошего парня, мы бы говорили о протагонисте и антагонисте, то есть о герое и его противнике, классическом литературном злодее. Протагонист выражает позицию автора — он носитель добра и истины он двигает сюжет, а действия антагониста препятствуют выполнению главным героем его драматургического предназначения. Антагонист – это злодей, который нужен автору для того, чтобы раскрывать образ главного героя – протагониста и двигать сюжет. Антигерой же – это центральный персонаж произведения, но в отличие от героя он наделен отрицательными чертами.

Почему автор выбирает антигероя

Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.

Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.

Иногда антигерой помещается в центр повествования для того, чтобы отразить цайтгайст (дух времени), как например, в романах «Милый друг», «Опасные связи», «Заводной апельсин», «Унесенные ветром». И для того, чтобы поиронизировать над законами жанров, читательскими ожиданиями, литературным каноном — так появились  антигерои комиксов Рассомаха и Дедпул.

Байронический герой

Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.

Такого антигероя еще называют байроническим героем – литературный тип, характерный для 19 – начала 20 века. Он сформировался после входа поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». К героям такого типа в русской литературе относятся Чацкий, Онегин, Печорин – сомневающиеся, потерянные, не находящие своего призвания люди.

Крах антигероя

Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.

И правда, если мы взглянем на опыт мировой литературы, то увидим, что почти все отрицательные персонажи, находящиеся в центре произведения, заканчивают свой путь фиаско. Вспомним Франкенштейна, графа Дракулу, Фауста, Эмму Бовари, Печёрина, Раскольникова, Фёдора Карамазова, Дориана Грея, Скарлетт О’Харру, Гумберта Гумберта — они либо гибнут, либо оказываются в сложном положении. Так автор выносит вердикт антигерою, отказывая ему в праве на дальнейшее счастливое существование. Если антигерой не погибает, то он неизбежно должен потерпеть поражение в столкновении с жизнью и прозреть. Так, Раскольников, Скарлетт О’Харра изображаются на пути к прозрению, а фиаско героев становится их характеристикой. Алекс – герой романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» прозревает в финале, Тайлер Дёрден в конце концов побежден выстрелом рассказчика.

Хотя Жорж Дюруа (главный герой «Милого друга») наоборот – не только не терпит фиаско, но и занимает более высокое положение в обществе и становится богаче. Так Ги де Мапассан вынес вердикт современной бездуховной, меркантильной эпохе, для которой подобные антигерои становятся нормой.

Список антигероев:

1. Антигерои в русской литературе:
 

  • Евгений Онегин (А. Пушкин «Евгений Онегин»)
  • Родион. Раскольников (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»)
  • Григорий Печорин (М. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • Евгений Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
  • Беликов (А. Чехов «Человек в футляре»)
  • Павел Чичиков (Н. Гоголь «Мертвые души»)
  • Остап Бендер (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»)
  • Гумберт Гумберт (В. Набоков «Лолита»)
  • Кавалеров (Ю. Олеша «Зависть»)
  • Рэдрик Шухарт (А. И Б. Стругацкие «Пикник на обочине»)
  • В. Глебов (Ю. Трифонов «Дом на набережной»)
  • Комяга (В. Сорокин «День опричника»)
  • Рогов (Д. Быков «Оправдание»)

2. Антигерои в зарубежной литературе:

  • Граф Дракула (Брэм Стоккер «Дракула»)
  • Эдвард Хайд (Роберт Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»)
  • иконт де Вальмон (Шодерло де Лакло «Опасные связи»)
  • Эмма Бовари (Гюстав Флобер «Госпожа Бовари»)
  • Робин Гуд (Александр Дюма «Робин Гуд»)
  • Жорж Дюруа (Ги де Мапассан «Милый друг»)
  • Дориан Грей (Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»)
  • Скарлетт О’Хара (Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»)
  • Генри Чинаски(Чарлз Буковски рассказы, романы «Почтовое отделение», «Фактотум», «Женщины»)
  • Алекс (Энтони Берджесс «Заводной апельсин»)
  • Тайлер Дёрден (Чак Паланик «Бойцовский клуб»)

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Нужны ли в сказках отрицательные персонажи?

3 ответа:



1



0

Отрицательные персонажи должны присутствовать в сказках. Благодаря им сюжет любой картины превращается в своего рода испытание (победить змея горынча, кощея бессмертного). Добро борется со злом. В любом случае сказка получается более захватывающая и интересная.



1



0

А как же! Конечно же, нужны!

Кто,как не отрицательные персонажи (злодеи и злодейки) так оттеняют персонажей положительных? На чьём фоне герои будут выглядеть лучше, чем на фоне трусов? Или добрый — на фоне злого.

А еще это отображение реального мира вещей: нет ведь света без тьмы, или добра без зла. Потому что сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

И, в конце-то концов, неинтересно читать про одну лишь добродетель. Скучно. А вот историю о том, что добро побеждает зло — другое дело :))



0



0

В сказках обязательно нужны отрицателдьные персонажи, чтобы показать победу зла и добра, Кощея Бессмертного и руслана, доброй Золушки и её злых сестер и мачехи, доброго волшебника, дающего советы и рушащего чары злых колдунов. Сказка — это наша жизнь, убаюканная народом и там должно быть всё как в жизни и добро, и зло.

Читайте также

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

Очень интересная сказка , про мальчика , который мог вырастить любое растение , а каком бы он не подумал. Тисту-добрый волшебник. В сказке двадцать глав или 46 страниц обычной книги. Читается легко, а главное поучительный сюжет. Мне лично эта сказка очень понравилась.

Ряд книжек — картинок про сказочного героя под именем Элмер написал известный английский писатель и иллюстратор детских книг ( они переведены на 40 языков мира ), а также создатель мультфильмов Дэвид Макки ( род. 2.01.1935 ).

В его книгах Элмер — это очень необычный , а разноцветный слон в клеточку. Эти клеточки у него разные: желтые и оранжевые, красные и розовые, фиолетовые и голубые, зеленые, черные и белые. У Элмера очень жизнерадостный и добрый характер и он любит подшучивать над своими друзьями.

Первая книжка об этом слонёнке вышла в печати в 1968 году, а последняя — в 2013.

Так что ответом на данную викторину следует считать вариант — 2).Слон в клеточку

  • Зачем нужны знаки конца предложения сочинение
  • Зачем нужны запятые сочинение рассуждение 9 класс
  • Зачем нужны заповедники сочинение
  • Зачем нужны законы сочинение рассуждение
  • Зачем нужны заимствованные слова в русском языке сочинение