Зачем пушкин добавил в сказку образ чернавки

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

Кто такая Чернавка в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

Кто такая Чернавка в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

Каково происхождение слова Чернавка?

Что означает Чернавка?

6 ответов:



8



0

Кто такая Чернавка в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, можно понять, следуя по сюжету произведения.

В этой сказке автор повествует о том, как злая мачеха хотела извести со свету молодую красивую царевну. С этой целью мачеха поручила своей служанке Чернавке отвести царевну в лес, связать её там и бросить на съеденье диким зверям. Но Чернавка пожалела царевну и не стала связывать, чем спасла её жизнь.

Чернавка — это имя личной служанки злой мачехи.

Это слово происходит от прилагательного «черный». В старину чернавками называли девушек со смуглой кожей и с черными волосами, а также служанок, выполняющих черную работу по дому.

Чернавка в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» — это имя служанки.



2



0

У слова «Чернавка» несколько значений. Одно из них — смуглая девушка с темными волосами. А второе — прислужница, исполняющая трудную, грязную, «черную» работу. А что могло быть «чернее», чем убийство ни в чем не повинной царевны? К счастью, Чернавка оказалась милосерднее своей госпожи…



2



0

В сказке о мертвой царевне много героев. Среди них есть и девушка по имени Чернавка.

У нее особая роль в развитии сюжета. Чернавка — это одна из прислуги царицы, мачехи молодой царевны.

Именно она исполняла приказы злой царицы, желающей быть единственной красивой на всем белом свете.

Чернавка отвела молодую царевну далеко в темный лес, чтобы ее там съели волки. Но так как оказалась она все-таки жалостливой, то не привязала ее, а отпустила.

Затем, в следующем приказе злой царицы, Чернавка жалость не проявила. Принесла она отравленное яблоко молодой царевне, переодевшись старухой-странницей.

Почему у Чернавки такое имя? Скорее всего девушка была с черными, темными, волосами.



2



0

Сказка Пушкина «О мертвой царевне» была написана в то время, когда на Руси еще существовало крепостное право. У богатых господ были крепостные крестьяне, были они видимо и у царицы. Ведь сенная девушка — это девушка из крепостных, которая прислуживала своим хозяевам. В сказке Пушкина он прямо называет Чернавку сенной девушкой царицы, то есть она была кем-то вроде служанки при высокородной госпоже.

Образ этот в сказке не является основным, но в судьбе молодой царевны Чернавка сыграла важную роль.

Именно ей, своему доверенному лицу, царица приказывает отвести царевну в лес и бросить там, на съедение волкам. Но Чернавка не выполняет это поручение в полной мере, ведь опять же словами Пушкина «в душе ее любила». А потому не связывает царевну как было указано, а просто отпускает ее, доверяя судьбу царевны богу.

Но во втором эпизоде, когда царица угрожала ей рогаткой, Чернавка выполняет ее волю и отдает царевне отравленное яблоко. Впрочем этот эпизод туманный и там точно не сказано, Чернавка ли была той старушкой, или сама царица.

Что касается имени, то либо оно образовано от цвета волос, либо от одеяния. Ведь возможно Чернавка была ведьмой, не могла же простая женщина отдав яблоко исчезнуть.



2



0

Чернавка — это служанка царицы, которая отвела царевну в лес по приказу своей хозяйки, чтобы царевна там умерла привязанная к дереву, но Чернавка не стала полностью выполнять приказ царицы и не привязала царевну к дереву — она её просто пожалела. Зато когда царица, используя своё зеркальце, узнала, что царевна не погибла ,то накинулась на Чернавку и угрожая ей расправой, послала её с отравленным яблоком в лес, где у семи богатырей, на тот момент, жила царевна. Царевна не узнала Чернавку, так как царица превратила её в нищенку.

Многие пишут, что Чернавкой называют это персонаж сказки потому, что девушка смуглая и черноволосая, но это не так. Чернавкой её зовут потому, что она служанка и живёт в сенях у двери своей хозяйки — она сенная девушка и по зову хозяйки должна сразу явиться к ней. А для царей цариц, дворян, бояр слуги и простые крестьяне — это чернь, поэтому и Чернавка.

Кто такая Чернавка в Сказке о мертвой царевне и семи богатырях



2



0

Чернавками раньше называли служанок, которые выполняли «черную» работу и находились всегда подле хозяйки. Их еще называли «сенными девушками», а Пушкин в своей «Сказке о мертвой царевне…» называет служанку и Чернавкой, и «сенной девушкой». Он дал прислуге имя собственное и получилась: Чернавка — девушка, находящаяся в услужении у коварной Царицы.

Чернавка в сказке выполняет приказы госпожи, но сердце у неё доброе и она любила Царевну. Потому она отвела её в лес, но связывать не стала, поскольку Царевна умоляла не губить её.

Госпоже Чернавка отчиталась, что выполнила приказ, но через время выяснилось, что Царевна жива. Царица рассвирепела и под страхом смерти заставила служанку умертвить соперницу при помощи отравленного яблока. Чернавка вручила Царевне яблоко, а если бы она этого не сделала, то была бы казнена.

Читайте также

сказка о мёртвой царевне и семи богатырях цитатный план

Так как произведение в стихотворной форме, то мы составляем план из цитат.

1). У царицы родилась дочь.

QAoBZ6DmOGzf68siPiygecjJraylMEK.png

2). Царица умирает, царь женится вновь.

OQ73r4fyMhaG0F8pWxcYBCSX1P7T6Smh.png

3). Новая царица была красива, но горда и зла.

cGnRf2atbkgnv9PRDhPtIsMEJKWqOC.png

4). Молодая царевна затмила царицу.

w1zdXZtk4AcOlo8CDBQgw7te8vUfEI.png

5). Царица приказывает отвести царевну в лес на съедение волкам.

WpUZKKlLhxreW31wHkzL8vKX43Mtj.png

6). Царевна живет у семи богатырей.

51aq6sO8enqriCpZ9xP0VuprGTqrcbtz.png

7). Богатыри сватались к царевне.

jmBGTuAwdTVb1a6r7Tnryq06iPvTar.png

8). Старушонка дает царевне отравленное яблоко.

xkpxH9iJtPMRCIAK7G3QRZsvsVRItwZJ.png

9). Смерть и похороны царевны

27CqsI3hSWiw7kpXTyS2otkeVhRfEU6.png

10). Царевич ищет свою невесту

587pKg3mEkI7IgLjF22Ckx9sf2UsZWw.png

11). Царевич находи невесту и она оживает.

RBTJGySGFoQYvUoEJGhcyqL26dH0JxLN.png

12). Свадьба.

plPbhn1se1Jx9qosNNUwd4XYE0vZF7d.png

План к сказке о мертвой царевне у нас вышел в 12 пунктов.

Внесу и я свою лепту.

Рогатка это такой ошейник с «рогами» такой длины, что носящий его не мог прилечь. Он запирался на замок, и снять его мог лишь тот, у кого был ключ.

Изначально, эта мера сначала применялась к преступникам в острогах и на каторгах, но потом, почему-то, полюбилась помещицам. Видимо, наказание это было распространено настолько, что у читателей сказки той поры, вообще вопросов не вызывало.

Витрина краеведческого музея Воронежа.

Таким образом, в сказке Пушкина царица, угрожая рогаткой чернавке, имеет в виду, что та будет ходить в ошейнике и будет лишена сна.

Сказка удивительная. Злая мачеха как бы ни старалась, но ничего у неё не выходит. Доброта и верность царевны настолько велики, что все злые козни оканчиваются крахом. Значит, зло не всесильно, хоть и доставляет массу неприятных, а иногда и страшных моментов. Красота сама по себе без прекрасных душевных качеств ничто, пустота и зависть.

А ещё каковы семеро богатырей! Они настолько деликатны, что просто диву даешься.

Их отношение к незнакомой, а кто её знает, вообще какой-то неизвестной забредшей к ней девице настолько уважительное, нежное, подчеркнуто деликатное, что …добрым молодцам урок. Как они отреагировали на то, что ей милей королевич Елисей!

О верности в любви, доброте, незлобивости, порядочности — об этом сказка.

И такой же избранник царевны — королевич Елисей.

Замечательная история, сказочная.

Нет, это вовсе не был пирог. Это было яблоко

«И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит…»

Яблоко в сказке Александра Сергеевича Пушкина и оказалось отравленным. Из-за него уснула царевна.

Я думаю у этой дамочки просто-напросто нет возраста,и посему она вечна!!

Содержание

  1. Значение слова «чернавка»
  2. Чернавка
  3. черна́вка I
  4. черна́вка II
  5. Делаем Карту слов лучше вместе
  6. Образ чернавки из сказки Пушкина
  7. Кто такая Чернавка в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
  8. Главное меню
  9. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин А.С.), справка о сказке
  10. О чем
  11. Читать
  12. Персонажи
  13. Историческая справка
  14. Цитаты

Значение слова «чернавка»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЧЕРНА’ВКА, и, ж.(разг. устар., нар.-поэт.). Смуглянка. Девка-ч. (в сказках).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Чернавка

1. река в России, приток реки Уводь ◆ Чернавка — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

черна́вка I

черна́вка II

1. устар. служанка в барском доме (обычно выполняющая выполняющая чёрную, черновую работу) ◆ Позвала к себе чернавку, и приказывает ей сенной девушке своей… А. С. Пушкин

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова магнитосфера (существительное):

Источник

Образ чернавки из сказки Пушкина

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и о семи богатырях присутствует второстепенная героиня — чернавка.

Чернавками ранее называли служанок, которые выполняли грязную, то есть черную работу.

Пушкин называет ее также «сенная девушка», что означает крепостную девушку, выполнявшую работу в доме своих хозяев.

Особенностью крепостных крестьян являлось то, что они полностью принадлежали своим господам.

Они не имели права ослушаться их или не выполнить какое-либо поручение.

Даже замуж такие девушки выходили с разрешения своих хозяев.

Поэтому когда царевна приказала своей чернавке отвести молодую царевну в лес и связать ее там, служанка не смогла ей отказать.

Она оказалась перед сложным выбором: с одной стороны она не могла не выполнить приказ своей хозяйки, а с другой она очень любила молодую царевну и не хотела причинить ей зла.

Именно поэтому она отвела царевну в лес, но не стала привязывать ее к дереву, тем самым давая ей шанс на спасение.

Когда обман раскрылся, царица угрожала чернавке рогаткой.

Рогаткой раньше называли металлический ошейник с длинными шипами. Его надевали на шею крепостным, это не позволяло им лежать и спать.

То есть царица угрожала своей служанке страшными пытками. Именно поэтому она решилась на убийство молодой царевны.

В заключение можно сказать, что образ чернавки — этот образ несчастной невольной крепостной девушки, который находится во власти жестокого человека.

Источник

Кто такая Чернавка в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

Кто такая Чернавка в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

Каково происхождение слова Чернавка?

Что означает Чернавка?

Кто такая Чернавка в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, можно понять, следуя по сюжету произведения.

В этой сказке автор повествует о том, как злая мачеха хотела извести со свету молодую красивую царевну. С этой целью мачеха поручила своей служанке Чернавке отвести царевну в лес, связать её там и бросить на съеденье диким зверям. Но Чернавка пожалела царевну и не стала связывать, чем спасла её жизнь.

Это слово происходит от прилагательного «черный». В старину чернавками называли девушек со смуглой кожей и с черными волосами, а также служанок, выполняющих черную работу по дому.

В сказке о мертвой царевне много героев. Среди них есть и девушка по имени Чернавка.

Именно она исполняла приказы злой царицы, желающей быть единственной красивой на всем белом свете.

Чернавка отвела молодую царевну далеко в темный лес, чтобы ее там съели волки. Но так как оказалась она все-таки жалостливой, то не привязала ее, а отпустила.

Затем, в следующем приказе злой царицы, Чернавка жалость не проявила. Принесла она отравленное яблоко молодой царевне, переодевшись старухой-странницей.

Почему у Чернавки такое имя? Скорее всего девушка была с черными, темными, волосами.

Образ этот в сказке не является основным, но в судьбе молодой царевны Чернавка сыграла важную роль.

Именно ей, своему доверенному лицу, царица приказывает отвести царевну в лес и бросить там, на съедение волкам. Но Чернавка не выполняет это поручение в полной мере, ведь опять же словами Пушкина «в душе ее любила». А потому не связывает царевну как было указано, а просто отпускает ее, доверяя судьбу царевны богу.

Но во втором эпизоде, когда царица угрожала ей рогаткой, Чернавка выполняет ее волю и отдает царевне отравленное яблоко. Впрочем этот эпизод туманный и там точно не сказано, Чернавка ли была той старушкой, или сама царица.

Что касается имени, то либо оно образовано от цвета волос, либо от одеяния. Ведь возможно Чернавка была ведьмой, не могла же простая женщина отдав яблоко исчезнуть.

Чернавка в сказке выполняет приказы госпожи, но сердце у неё доброе и она любила Царевну. Потому она отвела её в лес, но связывать не стала, поскольку Царевна умоляла не губить её.

Госпоже Чернавка отчиталась, что выполнила приказ, но через время выяснилось, что Царевна жива. Царица рассвирепела и под страхом смерти заставила служанку умертвить соперницу при помощи отравленного яблока. Чернавка вручила Царевне яблоко, а если бы она этого не сделала, то была бы казнена.

Источник

Главное меню

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Словарь. Составлен Наташей Пуше.

Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте.

Взмолиться – начать умолять, упрашивать.

Грех – здесь: что-либо предосудительное.

Девичник – в русском свадебном обряде: прощальная вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы.

Зелёное вино – водка.

Изразцовая – облицованная керамической плиткой. «Печь с лежанкой изразцовой»

Инда – так что даже; до того, что.

Ломливая – склонная к жеманству, упрямству без причины, самодурству.

Молва – слухи, толки.

Молодица – молодая замужняя женщина.

Названый – неродной, приёмный.

Наливное – созревшее, сочное.

Не кручинься – не грусти, не горюй, не тоскуй.

Обвенчаться – сочетаться браком по церковному обряду.

Подворье – дом с принадлежащими ему постройками.

Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между стеной и печью.

Прекословить – противоречить, возражать.

Приданое – то, что даётся невесте родителями при её вступлении в брак.

Прясть – скручивая волокна, превращать их в нити.

Ради – из-за чего-либо, по причине чего-либо. «Ради скуки».

Сват – человек, сватающий (предлагающий) жениха невесте или невесту жениху.

Святые – здесь: иконы с ликами святых.

Сенная девушка – дворовая (крепостная) девушка, находившаяся в услужении господ.

Снарядиться – отправиться куда-то.

Сочельник – канун христианских церковных праздников: Рождества и Крещения.

Тихомолком – незаметно, тайком.

Тужить – горевать, печалиться.

Хлопотать – здесь: суетиться.

Черкес – житель Северного Кавказа.

Источник

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин А.С.), справка о сказке

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833 г.) — сказка русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

О чем

Во время отсутствия царя, царица рожает дочь и вскоре умирает. Через год царь женится во второй раз. Новая царица очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. У Царицы есть волшебное зеркальце, которое говорит, что царица самая красивая женщине.

Но царевна растет и, со временем, стала еще краше, чем царица. Когда царица узнает об этом, она решает погубить царевну. Она отправляет свою служанку Чернавку с заданием погубить царевну.

Чернавка заводит царевну в лес и оставляет ее одну. Царевна долго бродит по лесу и, случайно, попадает в дом семи братьев-богатырей.

Но, царевна, на самом деле, не умерла, а погрузилась в глубокий сон. Её жених, королевич Елисей, нашел царевну и, разбив хрустальный гроб, пробудил её ото сна.

Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. Увидев царевну, царица умирает от злобы и зависти. Сказка завершается свадьбой царевны и королевича Елисея.

Читать

Персонажи

Историческая справка

Сказка написана осенью 1833 года в Болдине (ныне город Большое Болдино).

Цитаты

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч

Слова Царевича Елисея, который ищет свою невесту (красавицу Царевну) и обращается к ветру с просьбой о помощи.

Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!

Слова Царевича Елисея, который ищет свою невесту (красавицу Царевну) и обращается к месяцу с просьбой о помощи.

Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

С этими словами завистливая Царица обращается к своему волшебному зеркальцу, чтобы услышать подтверждение, что она самая красивая женщина на свете. Долгое время зеркальце подтверждало, что Царица первая красавица за свете. Но у Царицы появилась соперница — Царевна, которая выросла в красавицу и стала краше самой Царицы.

Источник

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

г.о. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Школьная научно-практическая конференция

«Мы познаем мир – 2016»

Противоречия

между внешней и внутренней сущностью героев в  

 «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

                                                            Автор: Бибалаева Фатима Магомедовна,                         ученик 5 «А» кл.,   МБОУ СОШ №10

                                                             Руководитель: Шестакова Валентина

                                                             Николаевна, «Почетный работник  

                                                             образования РФ», учитель русского языка

                                                            и литературы.

г.о. Железнодорожный,

2016 г

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Основная часть
  • Фольклорные мотивы в сказке.
  • Главные героини сказки как противоборствующие силы.
  • Деталь в художественном произведении.
  • Чернавка и черница – две героини, два характера.
  • Роль авторских замечаний в сказке.
  • Отступление от фольклорных традиций – способ создания положительных персонажей.
  • Всепобеждающая сила любви.
  1. Заключение.
  2. Список литературы

Введение.

Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. (2-194)

Пушкин – «моралист», «пора уже произнести это слово», — говорила Ахматова. «Моралистом» и проповедником он выступает и в своих сказках. В них изложен тот нравственный кодекс, который Пушкин почитал, в который верил. (1-256)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, хотя и следует распространенному фольклорному сюжету, произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичны, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор – по-русски открытый, добрый и мудрый.

В данной работе речь пойдет о внешней и внутренней сущности персонажей, их поступков и даже имен.

Цель работы:

  • Выяснить, как, почти полностью сохраняя фольклорную основу сказки, Пушкин создает принципиально новое видение героев и их поступков
  • проанализировать отдельные детали сказки, помогающие понять противоречивость явного и скрытого в них.

Предмет исследования: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Объект исследования: внешняя и внутренняя сущность героев сказки.

Гипотеза: если предположить, что народные сказки, на основе которых создана литературная сказка Пушкина, дают цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики, то можем предположить,  остался ли автор  верен этому принципу или предложил новое видение героев и их поступков.

Методы исследования:

  • изучение текста сказки
  • анализ и обобщение полученных данных

Основная часть

Описывая фольклорных героев, мы говорим, что все они созданы по одной схеме. Положительные качества героев сочетаются с красивой внешностью, а отрицательные — с безобразной.  Народная сказка даёт цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики. (3 – 25)

Обращение к герою народной сказки понадобилось нам для того,  чтобы увидеть те  отклонения от фольклорной нормы, которые есть у Пушкина.

Царица – мачеха и царевна в сказке – две противоборствующие силы. Можем ли мы их внешне представить? Да, Пушкин описывает своих главных героинь. Мачеха «высока, стройна, бела». Царевна «белолица, черноброва». Обеих героинь (и положительную и отрицательную) поэт рисует одинаково красивыми. Он определённо отступает от фольклорной традиции. Почему? Этот вопрос, несмотря на его непритязательность, должен вывести читателей на главную проблему сказки.  

Пушкин, давая характеристики главных героинь сказки, не   ограничивается только описанием их внешности, он говорит и об их характерах. Сказав о внешности царицы, он тут же замечает: «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Союз но здесь выполняет акцентирующую функцию, он указывает на противоречие между внешностью царицы и её внутренней сущностью. В дальнейшем повествовании эта характеристика подтверждается. Внешний блеск царицы-мачехи прикрывает её внутреннее уродство. Другое дело царевна. Она «нраву кроткого такого». Пушкин сразу, в самом начале сказки, заявил о гармоничности её натуры, что также подтверждается последующим повествованием.

Итак, Пушкин представляет героинь сказки (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности. Но не только. Поэт заявляет о существовании в нашей жизни более общей и глубокой проблемы – проблемы видимости и сущности. Эти две категории далеко не всегда находятся в гармонии. Чаще – в дисгармонии, в чём и убеждается читатель, едва познакомившись с главными героинями.

Пушкин не ограничивается обозначением проблемы – он её всесторонне рассматривает. Обратим внимание на то, как выглядело яблоко, которое принесла черница в терем семи богатырей. Можно ли увидеть яблоко? Да. Пушкин подробно – в красках и даже в звуках и запахах его описывает: «наливное, молодое, золотое», «оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…».   Такое пристальное внимание автора всего лишь к деталям сюжета. Зачем? Уместен ли будет в описании яблока союз  но? Разумеется, яблоко прекрасно, но ядовито. Откусив от него, царевна отравилась.

Надо заметить, что Пушкин всегда, и в сказках тоже, рассчитывает на внимательного, думающего читателя. На его способность читать художественный текст. Поэтому, описывая яблоко, он словом не обозначает его ядовитость, о ней читатель узнаёт позже и опосредованно.  Красивое яблоко отравлено. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя —  снова они в дисгармонии. Причём, если в случае с мачехой Пушкин прямо указал на существование дисгармонии между видимым и сущностным, то здесь он избегает прямого на неё указания. Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду – налицо. Часто они выступают в скрытых формах, и почти всегда сущностное в конфликте становится определяющим. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито.

Вспомним героиню, которую звали Чернавка.   Пушкин написал это слово с большой буквы. Почему, разве это имя? Нет. Что же тогда? Так обозначена роль героини среди людей, её функция, предназначение. Чернавка делает чёрную работу, она – служанка. Называя её с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. (3-31)

Посмотрим, как реализуется этот намёк в сказке. Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло?  Верит — «царевна догадалась и до смерти испугалась». Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? Нет.  Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? Он прямо пишет: «Та (Чернавка), в душе её любя, не убила, не связала, отпустила…».  Царевна была спасена. Сила, спасшая царевну – любящая душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее (видимость и сущность) выступают в разных формах.

 Не всегда внешнее – это только внешность как таковая.  В случае с Чернавкой внешнее – это её работа. Внутреннее – её душа. И снова между ними дисгармония, и снова внутреннее является определяющим. Внутренняя значительность Чернавки очевидна, что и подтверждается известными уже фактами.

 Но есть в сказке героиня со сходным по звучанию именем.

Её имя черница. Пушкин пишет её имя с маленькой буквы. Опять он на что-то намекает? Что означает это слово?    

Чернецами называют монахов – тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо. Мы впервые увидели черницу глазами царевны – «видит: нищая черница ходит по двору…». Как царевна к ней отнеслась? С сочувствием и лаской. «Бабушка, постой немножко, — ей кричит она в окошко… — кой-что тебе снесу». Можно ли объяснить хорошее отношение царевны к чернице? Можно. Здесь проявилась сердечность царевны. Но не только – она воспринимает черницу как человека, который служит Богу (а это изначально положительная характеристика). Вдобавок черница – «нищая».     Но черница не оправдала хорошее отношение к себе.  В «благодарность» она подарила царевне отравленное яблоко, сопроводив подарок словами: «Бог тебя благослови». Что совсем уже кощунство.            

 Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт?  Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице – «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей». Но только ли он один? От кого мы слышим: «к старухе не пускает», «старушонка хлеб поймала», «старушоночка сказала»? Вопросы призваны обратить внимание на рассказчика и его роль в повествовании.

 Своеобразие литературной сказки, в частности пушкинской, в том и состоит, что она не скрывает присутствия автора. В нужный момент он всегда выходит на авансцену. Автор расставляет акценты в той истории, что рассказывает.

В данном случае он больше знает о чернице, чем царевна, и внимательному читателю кое-что подсказывает. А царевна в ней обманулась. Почему? Этим вопросом мы возвращаемся к проблеме видимости и сущности.

Царевна доверилась своему представлению о чернецах как божьих людях. Как и в случае с Чернавкой, видимый образ она отождествила с внутренним и ошиблась. В чернице они были несоединимы. Черница только делала вид, что служит Богу. На самом деле она служила совсем не ему.

 Кому же она служила? Что говорит Пушкин об этом? Вспомним финал встречи царевны и черницы.  «Старушоночка сказала, поклонилась и пропала…» В этих словах хотя и не прямой, но есть ответ на вопрос. Она «пропала…» как нечистая, дьявольская сила. Теперь понятно, кому она служила. В отличие от неё, Чернавка, отпустив царевну, «сама пришла домой».                                                            

  Пушкин, написав слово «черница» с маленькой буквы, подсказал своему читателю, что она совсем не та, за кого себя выдаёт. Её смиренная внешность, её роль обманчивы. Они не совпадают с внутренней злобной сущностью героини.

Оставленная в лесу царевна «на терем набрела», в котором жили семь богатырей. Как ведёт себя царевна в тереме? «Дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Она ведёт себя как крестьянская девушка. Она напоминает тех, кому приходилось быть Золушкой, или подобных ей.  Но совсем не сказочных царевен, принцесс, чьи заботы не связаны с приборкой теремов. Значит, пушкинская царевна поступает не по «правилам».

Почему же Пушкин отступил от фольклорной традиции? Царевна ведь должна вести себя по-царски, исключая выполнение «чёрной» работы. Ну, а правила, по которым человеку приходится жить, это внешняя или внутренняя сторона его характера? Правила – это внешняя сторона жизни, то, что определено заранее. В случае с царевной – это то, что дано ей изначально, от неё не зависит. Действия и поведение царевны продиктованы её внутренними побуждениями. Она не должна была по своему положению прибирать терем, но царевна поступила так, как велел её характер.

Таким образом, Пушкин, наделяя царевну качествами крестьянской девушки, снова говорит о том, что во всяком явлении, предмете и, конечно, человеке есть видимое и сущностное. В данном случае это сочетание выступает в форме, которая не очевидна, не явна, что и затрудняет понимание конфликта.

Вся история жизни героев дана в рамках любви – она её начало и конец. А внутри этих рамок – смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство, неверность («Долго царь был неутешен, но как быть? и он был грешен; год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой»). Но была и сердечность Чернавки («Та, в душе её любя…»), доброта и любовь семи богатырей («тебя все мы любим»), верность и любовь Елисея и самой царевны.

Сказка закончилась. Любовь (в широком смысле слова) и есть то добро, которое победило зло и злое мстительное сердце мачехи, по вине которой и случились все несчастья. «Сказка о мёртвой царевне…» — упование на верность и любовь; это попытка упорядочить в пределах сказочной системы разлетающийся, хаотический и зловещий мир реальной жизни… это сказка о последнем оружии человека в его борьбе – силе его духа.    В этой сказке Пушкина, как, впрочем, и в других, «грозные вопросы морали», «оставаясь общечеловеческими…предстали как насущная национальная забота» (4-95).

Заключение.

Таким образом, отступая от некоторых традиционных фольклорных мотивов, Пушкин заставляет читателя внимательнее взглянуть на героев, на их явные и скрытые черты характера, разобраться в содержании сказки, понять ее глубокий смысл. Только вдумчивому читателю это под силу.

Список использованной литературы.

  1. Анкова Е.И. Литературная сказка. XIX века. М., — 2000, с.120
  2. Лотман Ю.И. Пушкин в школе. Книга для учителя. М., -1988, с.340
  3. Пивнюк Н.А. Перечитываем «Сказку о мертвой царевне…», ЛВШ, — №6-1999
  4. Соловей Т.Г. Сказка о любви и верности. Уроки литературы. Приложение к ЛВШ, 3 – 2006

  • Зачем писать итоговое сочинение
  • Зачем нужны эпитеты в сказках
  • Зачем нужны хорошие манеры сочинение
  • Зачем нужны фразеологизмы в русском языке сочинение
  • Зачем нужны фразеологизмы в речи сочинение рассуждение