Зачем сказка не жизнь а жизнь не сказка

Обломов и «обломовщина»

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

У нас появилась новая характеристика Обломова.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».

Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова


Боброва Е.О.

1


1 МБОУ «СШ № 12» г. Нижневартовска

и.а. гончаров

«сон обломова»

илья ильич обломов

идеальный мир

утопия

описание природы

сравнение

метафора

олицетворение

эпитет

антитеза

комический эффект

личность

греховные черты

Девятая глава эпохального романа И.А. Гончарова – одна из самых значимых глав произведения, позволяющая понять характер Обломова, его внутренний мир.

В начале «Сна…» перед читателем предстаёт «благословенный уголок земли», «чудный край», как позже оказывается — Обломовка — место, где Илья Ильич родился и провёл своё детство. Примечателен тот факт, что на вопрос «где мы?», поставленный в начале главы, Иван Александрович отвечает чуть позже, сохраняя интригу и словно позволяя читателям-современникам задуматься об окружающей действительности. С помощью описаний природы создаётся впечатление, что «мирный уголок», в котором очутился главный герой, есть не что иное, как утопия, идеальный мир. И идеален этот мир не столько даже для читателя или автора, сколько для самого Обломова. В этом крае нет моря, которое «наводит только грусть на человека», «перед необозримой пеленой вод» которого «сердце смущается робостью». Как известно из предыдущих глав, робость — одна из ключевых черт характера Обломова, и метафора «смущается робостью» звучит как плеоназм, который усиливает значение этой характеристики героя. Илья ограждён от «рева и диких раскатов валов», «гор и пропастей» — одним словом, от того «дикого и грандиозного», перед которым человек «так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». При этом антитеза «мелких» — «широкой» — ещё один способ усилить смысловое значение, подчеркнуть ничтожность человека перед столь необъятными и грозными природными явлениями.

И.А. Гончаров изображает детскую, не окрепшую с годами душу Обломова (который в своём сне предстаёт в возрасте семи лет) с помощью образа воды — зеркала, отражающего «alter ego» человека, спящую в нем силу. Она «подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды».

Природа в Обломовке описывается, будто в сказке, — красочно и лучезарно, с помощью олицетворений, эпитетов, синонимичных рядов однородных членов («солнце ярко и жарко светит, <…> удаляется, <…> точно нехотя», горы — «ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься», «река бежит весело, шаля и играя»). Так подтверждается, что легенды, сказки, былины и притчи значительно повлияли на сознание героя. К примеру, в эпизоде, где маленький Илюша зовёт маму гулять, она, давая волю «своей необузданной фантазии», пугает сына байками о лешем, который «в лесу <…> ходит, <…> уносит маленьких детей». К слову, сама мать Обломова была не менее наивна, ведь «в Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам». Невозможно не упомянуть и сказку «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать», которую рассказывала Илье Ильичу няня — перед ребёнком предстаёт фантазийный мир, полностью противоречащий действительности. Именно такие сказки и повлияли на формирование образа Обломова, мечтательного, оторванного от реальности, ведь «воображение и ум прониклись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». «Его все тянет в ту сторону», «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Через описания природы Обломовки подчеркивается неготовность главного героя к переменам, его любовь к постоянству, всему привычному вокруг, нежелание выходить из зоны комфорта: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг»; «по указанию календаря наступит в марте весна»; зима «не дразнит неожиданными оттепелями» — словом, в Обломовке, как и в жизни героя, нет ничего непредвиденного, что, как я считаю, делает жизнь неинтересной — «тихо и сонно все в деревне».

Следует заметить, что через описания природы Обломовки Гончаров охарактеризовал не только главного героя, но и жителей деревни в целом (их образы воплощают отрицательные черты простого народа). Будучи изолированными от всего мира (так как «уголок их был почти непроезжий»), они жили без всяких забот, не зная смерти («в последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто»), мало того, для жителей смерть была настолько редким явлением, что «после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю». Так автор подчеркивает однообразие жизни в деревне. Эту мысль Иван Александрович подтверждает описанием рутинного существования жителей Обломовки, которое характерно и для хозяев: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе». Как можно заметить, при помощи антитезы, абсолютно серьезного описания «важных» дел барина И.А. Гоначаров усиливает комический эффект; «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой <…>, сама рисует мелом <…>» — в таком образе жизни усматривается такой грех, как праздное времяпрепровождение.

Помимо праздного времяпрепровождения, приводится не менее грешная черта жителей — чревоугодие: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке» (это указывает на отсутствие каких- либо высоких духовных стремлений, и как следствие — удовлетворение одной из низших потребностей, превращение ее в «культ»).

Однако делает героев неоднозначными в глазах читателя следующая деталь: автор, параллельно с вышеприведёнными грехами, ласково называет жителей Обломовки «трудолюбивыми муравьями», то есть противопоставляет чревоугодие и праздное времяпрепровождение трудолюбию (хотя бы в отношении мирских забот).

Особое внимание хочется уделить послеобеденному сну и занятиям жителей деревни после него: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти…». Особенно значителен этот послеобеденный сон для «барчонка», Ильи Ильича («…А он с нетерпением дождался этого мгновения, с которым начиналось его самостоятельная жизнь»; «он был как будто один в целом мире» — этими и последующими строками автор, как мне кажется, хочет передать, что вкус к жизни главный герой потерял с течением лет, а не с рождения – в детстве Обломов был, как и большинство детей, на редкость любопытен). После сна «все искали освобождения от жажды, как от какого-нибудь наказания Господня» — этим сравнением, с одной стороны, автор добивается комического эффекта, с другой же — в очередной раз доказывает беззаботность обломовцев: обычная жажда после сна (с возможностью сиюминутно ее преодолеть) — целое «наказание Господне». На это же указывают и обычные занятия жителей после чая: «кто пойдёт к речке и тихо побродит по берегу <…>, другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление <…>»; «начинает смеркаться» — «люди играют в горелки», «<…> слышится балалайка»; долгие зимние вечера за пустыми разговорами и шутками («Видит Илья Ильич во сне <…> целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров»).

Особое внимание для раскрытия образа героя стоит обратить на ситуацию с дворовыми ребятами — здесь автором как никогда правдиво описывается подростковая резвость, «бесёнок», сидящий в душе (ребёнок по горло сыт заботой родителей, автор сравнивает его с экзотическим цветком в теплице). «Наконец набежали на мальчишек и начали чинить правосудие» (особенно комична метафора «чинить правосудие» в противопоставлении с тем, что дворовых мальчик «кого за волосы, кого за уши, иному подзатыльника <…>», Илью Ильича же — «торжественно принесли на руках домой»).

«Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие?» — этим риторическим вопросом описывается вся суть жителей деревни. Благодаря «Сну Обломова», описанию его детства (главному герою семь лет, тринадцать-четырнадцать лет) читатель может понять, что так сильно повлияло на становление его личности, поспособствовало формированию его образа на момент развития событий: безусловно, это сами жители Обломовки («А ребёнок все наблюдал да наблюдал»). Но помимо образа жизни обломовцев, наиболее значительное влияние на личность Обломова оказало воспитание. Это излишняя опека, потакание ребёнку во многих его прихотях, отсутствие дисциплины. Если в период семилетнего возраста Ильи Ильича это ощущалось не так остро (вышеупомянутая ситуация — мать отказывает Илюше в прогулке из-за лешего, ходящего в лесу), то в подростковый период — период становления личности — все воспоминания героя, повествуемые автором, наталкивают читателя на мысль об абсолютно неправильном воспитании: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич <…> — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание», «И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя»…


Библиографическая ссылка

Боброва Е.О. АНАЛИЗ ГЛАВЫ 9 «СОН ОБЛОМОВА» РОМАНА И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 4.
;

URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1705 (дата обращения: 10.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Вы находитесь здесь: Главная » Литература. И.А. Гончаров. «Обломов». «Сон Обломова». Глава 9. Краткое содержание с цитатами.

Литература.

И.А. Гончаров. «Обломов».

«Сон Обломова». Глава 9.

Краткое содержание с цитатами.

сон

Край, в котором прошло детство Обломова, автор называет «чудным», «благословенным уголком земли».

В нём нет моря и гор. Но они и не нужны. «Дикое, грандиозное» море наводит грусть на человека. «Сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». Горы и пропасти тоже «грозны, страшны», держат человека в страхе за жизнь.

«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой».

Небо там словно оберегает человека от невзгод, «как надёжная родительская кровля». Солнце светит жарко и ярко, даря любимому месту тёплые и ясные дни. А на отлогих холмах так приятно кататься и смотреть на заходящее солнце. Река бежит весело. Вокруг одни «улыбающиеся» пейзажи. Так и хочется спрятаться, закрыться в этом уголке и «жить никому неведомым счастьем».

Правильно и невозмутимо одно время года сменяет другое.  Каждое встречается здесь  с радостью. Ни морозы, ни грозы, ни дожди не страшны в этом краю. Нет в нём ни страшных бурь, ни разрушений, ни небесных знамений. «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» «Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях».

Их обитатели жили далеко от других людей, соприкасались с ними редко – продавали хлеб на пристани да два раза в год ездили на ярмарку. О белом свете они знали мало. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех».

«Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого известны были под общим именем Обломовки».

Илье Ильичу 7 лет.

 Он проснулся, ему легко и весело. «Какой он хорошенький, красненький, полный!» Няня натягивает ему чулочки, умывает, причёсывает. Мать осыпает его поцелуями, интересуется, не болит ли что, хорошо ли спал. Потом читают молитву, идут к отцу, пьют чай. Там же живут престарелая тётка, три пожилые родственницы отца, старушки, старички. Все они начинают осыпать Илюшу ласками, поцелуями. «…начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.» Потом его отпускают гулять, но строго наказывают няне не оставлять одного.

«Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел» всё вокруг. Ему хочется залезть на лестницу, спуститься в овраг, влезть на голубятню. Но его тут же возвращают назад, ничего не разрешая делать, как бы он не упал, не расшибся.

Всё интересует мальчика. Он спрашивает няню, почему в одном месте темно, а в другом светло. Ему хочется узнать, а куда это поехал Архип с лошадью, выбежать за ворота, посмотреть. Но тут же няня возвращает его назад.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Все вокруг были заняты делом: что-то варилось и пеклось, точились ножи, неслась вода. Занят был и отец Обломов – следил за всеми, спрашивал, чем это они занимаются, следит, чтобы коров напоили, чтобы пёс не гонял по двору курицу , принимал  «строгие меры против беспорядков».

И у жены было много дел: надо проверить, как из мужниной фуфайки курточка Илюше перешивается, не упало ли наливное яблоко, что готовится на обед. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». « Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Пироги доставались всем в Обломовке.

сон2

В полдень «все как будто вымерло», все спят. Няня, наблюдавшая за ребёнком, тоже уснула. «А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь». Он лазил на голубятню, слушал, как жужжит жук, следил за стрекозой (а что будет, если оторвать ей крылья), за пауком, как он сосёт кровь мухи. А потом убивал и муху, и паука. Он убегает в овраг, но, испугавшись, бежит к няне.

После сна в доме обед, чаепитие. А скоро и вечер, готовится ужин. «Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки». Мальчик хочет погулять вечером, но мама боится, что он «ножки простудит». Он засыпал под фантастические рассказы матери о том, куда может леший унести детей.

Вспомнил Илюша  эпизод, когда няня рассказывала ему о неведомой стране, где никто ничего не делает, где текут реки мёду и молока, а добрые молодцы гуляют с красными девицами. О щуке — волшебнице, которая найдёт какого-нибудь лентяя, которого все обижают, и наградит его разным добром, а тот знай себе ест, наряжается да ещё и женится на красавице. У Илюши «сказка смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Он мечтает о красавице  Милитрисе Кирбитьевне; « его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей».

А ещё рассказывал она, как тяжело жилось людям, как им угрожали опасности, как ждали они спасения от Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Полкана-богатыря. «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне — Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца.». Он пугался, плакал от  страха.

В его сердце «боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»

Далее видит себя Илья Ильич мальчиком 13-1 4 лет.

Он учится в пансионате управляющего, немца Штольца в нескольких верстах от Верхлёва. Здесь, кроме него, учится сын Штольца — Андрей и ещё один мальчик, который всегда болел.

Тяжело было Илье учиться. Он привык к жизни в Обломовке. «… детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые». А как они живут? « Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь?»  Знали ли они о трудной жизни, заботах, о вечном, нескончаемом труде? Свойственно ли им стремление к чему-то? «Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами.»  «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

Родители  не объясняли ребёнку значение жизни, не томили над книгами, которые вызывают массу вопросов, «гложут ум и сердце и сокращают жизнь.»

Рождение, именины, свадьбы, похороны и другие обряды и традиции — вот  была их жизнь. «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа».

«Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею». «Зачем им разнообразие, перемены, случайности…»

Иногда Илья Иванович (отец) «возьмет и книгу в руки — ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно … попадется ему, Новейший ли Сонник, Хераскова Россияда или трагедии Сумарокова, или, наконец, третьегодичные ведомости — он все читает с равным удовольствием. Иногда что-то вслух прочитает из третьегодичных газет.

А как не любит Илюша ездить учиться к Штольцу! Как радуется, когда ехать не нужно –  или праздник какой, или мать оставит дома, ей кажется, что он заболел. Как потолстеет он дома. Домочадцы говорят: « Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни.»  Под разным предлогом родители стремились оставить сына дома. Они, конечно, видели выгоду ученья, то только внешнюю – она давал возможность быстрее продвинуться по службе. О внутренней потребности ученья у них было поверхностное представление. Они мечтали о карьере сына, а для этого надо было добыть хоть какой-нибудь аттестат.

Против такого отношения к учёбе протестовал Штольц. А его сын постоянно помогал Илье, подсказывал ему, делал за него переводы.

сон3

В доме Штольца за Ильёй ухаживает Захарка — в будущем Захар Трофимыч. Он натягивает чулки, надевает башмаки. А ведь Илье уже 14 лет. Чего бы ни захотел Илья – трое — четверо слуг уже бегут выполнять  за него (поднимут вещь, принесут что-то , сбегают за чем-то).Он, «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.»

Даже если и захочется Илюше иногда побегать, влезть на крышу, поскакать на савраске в луга, где косят сено, поиграть зимой с мальчишкам в снежки, побороться с ними — в доме уже переполох, находят и ведут домой, кладут в постель. Отпаивают чаем. А ему так хочется снова поиграть в снежки.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Духовная культура рассуждение
    Как известно, духовная культура является знаниями человечества за всю истории, которые находятся в книгах. Духовная сфера жизни общества включает науку, искусство, мораль и другие, все это относится к понятию духовная культура.
  • Сочинение на тему Лики любви
    Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.
  • Сочинение Трагедия Самсона Вырина (7 класс)
    Весь гений таланта А.С. Пушкина заключается в том, что, освещая в своих произведениях всю полноту трагизма и незащищенности люда без титулов и чинов, писатель делает их ближе для нашего восприятия и понимания, как личностей.
  • Сочинение Почему Печорин одинок и несчастлив?
    Печорин является особенным человеком, который не похож на других. А ведь каждый человек индивидуален, и наш главный герой к ним относится. Кроме этого у него есть много особенностей, которые имеются только у него. 70 слов, 200 слов
  • Про войну

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Эссе «Воспитание великое дело»

Добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем

«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»

В. Белинский

Воспитатель… Значение этого слова многогранно. Каждый понимает его по-разному. Это имя для меня связано со звонкими детскими голосами, пытливыми озорными глазами, олицетворяющими мир детства – такой далекий и такой близкий.

Весь образ жизни – в этом кратком слове,

Судьбу мы добровольно избираем.

И год за годом мы себя готовим

Жить, знания свои передавая.

Всю свою жизнь воспитатель незримо идет рядом с детьми, во всем хорошем, что они делают, есть частица его труда.

Воспитатель – связующая нить между прошлым и будущим. След человека – не только посаженные деревья и построенные дома. Все, что с тобой сделано, остается жить в тебе самом и в других людях, передавая из поколения в поколение, как незримое духовное богатство, как самая главная ценность. И с этой точки зрения моя профессия – профессия счастливого человека.

Воспитатель должен быть немного волшебником. Вы скажете, почему волшебником? Наверно, нет ни одного ребенка, который бы в детстве не мечтал, не фантазировал.

Юные души жаждут сказки, чуда, открытия. Они широко открытыми глазами смотрят на мир в поисках нового и ждут чудес. Я не ставлю границ между собой и детьми, и к себе порою бываю еще строже, чем к ним. Ведь чтобы научить детей искренности, чуткости, доброте, надо самой нести в себе эти качества. Этим объясняются удивительно доверительные отношения, которые складываются с моими детьми. Я стараюсь наполнить душу маленького человечка светом разума и добра, потому что «добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем». Приходя в детский сад, ребенок хочет творить, изобретать, и как важно для меня не погасить эту искру самостоятельности, а разжечь пламя.

Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество – это чудесная страна и если я помогу ребенку войти в нее и научу чувствовать себя там, как дома, значит сделаю жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.

Я, воспитатель, стараюсь тонко чувствовать своих детей, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Насколько должен доверять маленький человек мне, своему наставнику, чтобы рядом с ним оставаться самим собой. Для меня очень важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению.

Я знаю, как дети любят мои занятия, как с нетерпением ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. И я с огромным интересом наблюдаю за их развитием, успехами и маленькими победами. Дети доверяют мне потому, что я никогда не скажу в их адрес злого и обидного слова, не буду критиковать их работу, а только помогу, посоветую.

Во время занятия я стараюсь создать детям особую обстановку, в ней царит особый дух – дух детства, радости, добра, красоты, творчества.

Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой, спокойной, скромной и неброской – вот одна из моих задач.

Я учу детей воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни.

Воспитатель занимает в жизни ребенка особое место. Авторитет его признается безоговорочно. И каждый раз, когда во время игры слышу: «А я буду Татьяной Владимировной…», у меня, как у ребенка, что-то переворачивается в душе. Значит, я на правильном пути, но останавливаться на достигнутом нельзя, не случайно изречение: «Тот, кто перестал учиться, не имеет право учить!». Чтобы творить волшебство, надо совершенствовать свои знания. Жизнь меняется, меняемся и мы. Неизменными останутся лишь основные ценности, вечные и неизменные: Честность, Доброта, Любовь, Справедливость.

Роль воспитания в романе «Обломов»

В наше время в 21 веке родители воспитывают своих детей по-разному. Они думают, что воспитывать своих детей так де, как и воспитывали их, это правильно. Но не всегда это так. Некоторые воспитывают их как нравственных, добрых, чутких, чувствительных, но некоторые уделяют совсем мало времени своим детям, и тогда они вырастают безнравственными, черствыми, злыми. Не только от родителей зависит каким ребенок станет в будущем, но и от окружающих его людей, от него самого.

К концу своей жизни важно не стать «роботом». Быть всегда рациональным, постоянно быть в движении и тратить ни одной минуты зря, но и иногда лениться. Всегда нужно оставаться нравственным. Каким ты станешь, таким тебя и запомнят. И главный вопрос: «Каким не стать к концу своей жизни».

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» всё закручено вокруг воспитания и судьбах поколения, ищущего своё место в обществе. В детстве родители должны суметь дать ребёнку всё: сччастье, любовь, внимание, теплоту души. На примере Штольца Андрея Ивановича и Обломова Ильи Ильича можно проследить различия между их воспитанием. Ну и начнём. Штольц, его воспитывал отец — немец. У немцев принято с ранних лет приучать детей к самостоятельности. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Отец Штольца воспитывал его как полагается: подъём в шесть утра, ежедневная зарядка, не разрешал матери «сюсюкаться» с ним и уже в десять лет он стал самостоятельным, когда Андрей с Ильёй пришли на завод с отцом Штольца, Андрей сразу же получил от него задание побыть «за главного», с этим маленький Андрюша справился получше любого взрослого. Воспитание Обломова же совсем отличается от воспитания Штольца. Обломова же совсем отличается от воспитания Штольца. Обломова любили всей душой, нет, но Штольца тоже любили, своеобразной любовью, вокруг Ильи всегда было спокойствие, размеренность. Послеобеденный сон полностью показывал атмосферу деревни Обломовки. Его воспитывали мягким, безвольным, ленивым человеком, душа которого чиста как стекло, благородного и нежного, меланхолика. Но во взрослой жизни героев это всё сказалось на их характере. Обломов всё так же мягок, нежен, чистен душой. Штольц же рационален, постоянно в движении, рассудителен, никогда не тратил времени впустую, из всего старается извлечь выгоду. Думаете и сейчас, в 21 веке нет «Штольцев»? Конечно же есть! И не мало! В художественной литературе так же есть примеры таких людей. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя Чичиков в какой — то степени является «Штольцем»: хитёр, расчётлив, рассудителен, упорный, всегда добивается своей цели.

В заключении не хотелось бы оставлять без ответа вопрос из вступления: «Каким человеком не стать к концу своей жизни?». На протяжении всей жизни нужно оставаться нравственным человеком. Если эти качества будут утеряны, то такой человек обречён на вечное скитание по жизни в безуспешном поиске настоящего счастья, любви, семьи. Такой как Штольц человек — яркий этому пример. Жить с такими убеждениями нельзя, у каждого есть своё мнение, а если такой человек будет указывать людям, что им делать, против их воли, то это уже будет рабство.

Полезный материал по теме:

  1. Роль женский образов в романе И. А. Гончарова «Обломов»
  2. Как в романе «Обломов» показана проблема подлинной дружбы и любви? Какую роль в раскрытии образа Обломова играют второстепенные персонажи?
  3. О любви в романе «Обломов»
  4. Проблема любви в романе «Обломов»
  5. Женские образы в романе «Обломов»

  • Зачем пушкин так много внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень
  • Зачем пушкин пересказал сказку братьев гримм
  • Зачем пушкин добавил в сказку образ чернавки
  • Зачем пушкин в начале повести так много внимания уделяет рассказу о жизни уездных барышень
  • Зачем пойдешь то и найдешь как пишется