Зачем в пьесу введены рассказы феклуши о последних временах

Обновлено: 09.01.2023

В следующий раз мы встречаемся с Феклушей в доме Кабанихи, когда она разговаривает с Глашей. Странница рассказывает о неправедности жизни, но при этом сама основывается лишь на слухах. Все её суждения — суждения ограниченного человека. Феклуша необразованна и наивна. Она, как и все жители города, верит каждому слову, которое ей приходится слышать.

Характеристика Феклуши

— дать характеристику городу Калинову, выяснить, как живут здесь люди,

1.Проверка д/з: наизусть отрывок.

2. Образ города Калинова.

3. Готовимся к ЕГЭ

Почему, если судить по рассказам Катерины, мир, в котором она выросла, так непохож на калиновский? Какие варианты ответа кажутся вам предпочтительнее?

1) Как это обычно свойственно человеку, Катерина идеализирует прошлое и родительский дом. 2) Островский вводит рассказ о детстве Катерины для того, чтобы еще более оттенить тягостную атмосферу ее теперешней жизни, жизни в Калинове вообще.

3) Островский хочет показать, что Россия переживает времена исторического слома; патриархальные бесконфликтные отношения остались в прошлом; пришло время, когда человеческая личность стремится к свободе.

ответить на вопрос: против чего протестует героиня и как выражается её протест?

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Образ и характеристика Феклуши в пьесе Гроза Островского сочинение

Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.

По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.

Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.

Первое появление в пьесе

Попытки Кулигина просветить народ остаются безуспешными, и по сравнению с ним даже Феклуша предстаёт убедительным оратором. Она с таким воодушевлением рассказывает о чудесах, многие из которых существуют лишь в её воображении, что люди охотно верят каждому слову. Речь странницы изобилует церковными и просторечными выражениями, придающими ей особый колорит. Примеры:

Пока Кабаниха без повода распекает детей, странница рассыпается в восторгах, восхваляя нравы горожан. Она говорит, что у хозяйки дома доброе сердце, ведь та не пожалела для Феклуши подаяния и сказала несколько слов. На самом деле все восторги лживы, а странница пропитана неискренностью. Эти черты характера присущи не только ей. Так ведут себя большинство блаженных, вынужденных приспосабливаться к каждому, кто подаст кусок хлеба. Таким образом, уже во время первого появления этой героини можно отметить такие черты её личности:

Блаженной нищенке несложно было сделать так, что сварливая женщина прониклась к ней расположением.

1. Что Феклуша рассказывает о других странах? 2. Чем она объясняет греховность людей?
3. Какое значение имеет разговор Феклуши и Кабанова? И что Феклуша рассказывает о жизни в Москве и других больших городах?

Феклуша — вечная странница, рассказывающая всческие побасенки лохам. .
про огненного змия, пёсьи головы и прочую ахинею. .
её никто не слушает : все смотрят фильм * Молчание ягнят *

Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?

Феклуша рассказывает всякий бред.

Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.

Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».

Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” — спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом — ведь все, кроме нее, готовы идти на сделку с совестью и приспосабливаться к обстоятельствам. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”. Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Побеждает второе: “Будь что будет, а я Бориса увижу”. . Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”. Катарсис (очищающее воздействие трагедии на зрителей, возбуждение благородных, возвышенных стремлений) также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего. У Тихона в последней сцене вырывается крик, обращенный к матери: “Вы ее погубили! Вы! Вы! ” По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она — главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох — эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье. Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Например, Дикой — купец, глава семьи — и Борис, который живет у него на иждивении — самодур и его жертва. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой (Феклуша, полусумасшедшая барыня) . Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, — говорил Островский. Таким образом, можно сделать вывод, что авторское определение жанра пьесы Островского “Гроза” — это в большой степени дань традиции.

Женские образы в пьесе А.Н.Островского

2) Что нового мы узнаём о взаимоотношениях Дикого и Кабанихи?

3) Что расскажет Кулигин о семейной жизни города Калинова?

4) Отношение Кудряша к тому, что Борис любил замужнюю?

5) Отношение к своей любви Катерины и Бориса ? В чём разница?

На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу.

Несколько гуляющих обоего пола проходят за арками.

1-й. Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?2-й. Гляди, сберется.1-й. Еще хорошо, что есть где схорониться.

Женщина. А что народу-то гуляет на бульваре! День праздничный, все повышли. Купчихи такие разряженные.1-й. Попрячутся куда-нибудь.2-й. Гляди, что теперь народу сюда набьется!1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было. И теперь еще местами означает.2-й. Ну да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все впусте оставлено, развалилось, заросло. После пожару так и не поправляли. Да ты и пожару-то этого не помнишь, этому лет сорок будет.1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было; довольно затруднительно это понимать.2-й. Это геенна огненная.1-й. Так, братец ты мой!2-й. И едут туда всякого звания люди.1-й. Так, так, понял теперь.2-й. И всякого чину.1-й. И арапы?2-й. И арапы.1-й. А это, братец ты мой, что такое?2-й. А это Литовское разорение. Битва! видишь? Как наши с Литвой бились.1-й. Что ж это такое Литва?2-й. Так она Литва и есть.1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.2-й. Не умею тебе сказать. С неба так с неба. Женщина. Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.1-й. А что, братец ты мой! Ведь это так точно.

Те же, Дикой и Кулигин.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой уходит, и все за ним. Сцена несколько времени пуста. Под своды быстро входит Варвара и, притаившись, высматривает.

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис проходит в глубине сцепы.

Манит рукой, Борис входит.

Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!Борис. А что?Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.Борис. Нет, я не знал.Варвара. Она просто сама не своя сделалась.Борис. Видно, только я и пожил десять деньков, пока его не было. Уж теперь и не увидишь ее!Варвара. Ах ты какой! Да ты слушай! Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! что мне с ней делать?Борис. Да, может быть, пройдет это у нее!Варвара. Ну, уж едва ли. На мужа не смеет глаз поднять. Маменька замечать это стала, ходит да все на нее косится, так змеей и смотрит; а она от этого еще хуже. Просто мука глядеть-то на нее! Да и я боюсь.Борис. Чего же ты боишься?Варвара. Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. Борис. Ах, боже мой! Что же делать-то? Ты бы с ней поговорила хорошенько. Неужли уж нельзя ее уговорить?Варвара. Пробовала. И не слушает ничего. Лучше и не подходи.Борис. Ну, как же ты думаешь, что она может сделать?Варвара. А вот что: бухнет мужу в ноги, да и расскажет все. Вот чего я боюсь.Борис (с испугом). Может ли это быть!Варвара. От нее все может быть.Борис. Где она теперь?Варвара. Сейчас с мужем на бульвар пошли, и маменька с ними. Пройди и ты, коли хочешь. Да нет, лучше не ходи, а то она, пожалуй, и вовсе растеряется.

Вдали удары грома.

Никак, гроза? (Выглядывает.) Да и дождик. А вот и народ повалил. Спрячься там где-нибудь, а я тут на виду стану, чтоб не подумали чего.

Разные лица и потом Кабанова, Кабанов, Катерина и Кулигин.

1-й. Должно быть, бабочка-то очень боится, что так торопится спрятаться.Женщина. Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь.Катерина (вбегая). Ах! Варвара! (Хватает ее за руку и держит крепко.)Варвара. Полно, что ты!Катерина. Смерть моя!Варвара. Да ты одумайся! Соберись с мыслями!Катерина. Нет! Не могу. Ничего не могу. У меня уж очень сердце болит.Кабанова (входя). То-то вот, надо жить-то так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было.Кабанов. Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные? Все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится.Кабанова. А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.Кабанов (шутя). Уж разве без меня что-нибудь, а при мне, кажись, ничего не было.Кабанова. Может быть, и без тебя.Кабанов (шутя). Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься: нет, шалишь! Все знаю!Катерина (смотрит в глаза Кабанову). Голубчик мой!Варвара. Ну что ты пристаешь! Разве не видишь, что ей без тебя тяжело.

Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым.

Те же без Бориса и Кулигина.

Кабанова. Ишь какие рацеи развел! Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!Женщина. Ну, все небо обложило. Ровно шапкой, так и накрыло.1-й. Эко, братец ты мой, точно клубком туча-то вьется, ровно что в ней там живое ворочается. А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!2-й. Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет. Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри! какой цвет необнакновенный!Катерина (прислушиваясь). Что они говорят? Они говорят, что убьет кого-нибудь.Кабанов. Известно: так городят зря, что в голову придет.Кабанова. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет.Катерина (мужу). Тиша, я знаю, кого убьет.Варвара (Катерине тихо). Ты уж хоть молчи-то!Кабанов. Ты почем знаешь?Катерина. Меня убьет. Молитесь тогда за меня.

Барыня. Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!

Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!

Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)Катерина. Ах! Умираю!Варвара. Что ты мучаешься-то, в самом деле! Стань к сторонке да помолись: легче будет.Катерина (подходит к стене и опускается на колени, потом быстро вскакивает). Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее.

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. Кабанов (растерявшись, в слезах дергает ее за рукав). Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!Кабанова (строго). Ну, ну, говори, коли уж начала.Катерина. И все-то десять ночей я гуляла. (Рыдает.

Кабанов хочет обнять ее.

Кабанова. Брось ее! С кем?Варвара. Врет она, она сама не знает, что говорит.Кабанова. Молчи ты! Вот оно что! Ну, с кем же?Катерина. С Борисом Григорьевичем.

Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.

По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.

Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.

Образ и характеристика Феклуши

Впервые Феклуша появилась в пьесе перед появлением Кабановой. Она очень хорошо о ней отзывалась. Говорила, что Кабанова очень добрый человек и она не равнодушна к бедным людям. Эти слова полная противоположность реальности.

Ещё раз Феклуша появляется в семье Кабановых. Здесь она уже общается с Глашей. Ей она тоже повествует о заморских странах. Глаша, которая ничего не знает о жизни за пределами своего города, полностью ей доверяет.

Кабанихе Феклуша рассказывает о жизни в большом городе Москва, а также о железной дороге. Она говорит ей о том, как все люди в этом городе куда-то бегут, торопятся. Значение поездов она, видимо, не понимает, и дала им название огненные машины. В итоге она делает вывод, что скоро наступит конец света. Кабанова соглашается с ней, так как сама понимает, что этот мир долго не просуществует.

Какую роль в жизни города играет феклуша. Сочинение «Характеристика Феклуши в пьесе «Гроза

Дикой Савел Прокофьич
– богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

ТихонКабанов
– муж Катерины, сын Кабанихи.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Какое теоретическое рассуждение может устоять там. где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни…

Поневоле тут резонировать перестанешь, когда на всякий резон кулак отвечает, и всегда в конце концов кулак остается правым…

Ответ

Допоможіть с твором про Айвенго. З такими пунктами як:
1.Айвенго-вірний лицар Ричерда Ливового Серця.(участь героя у хрестовому тоході)
2.Скромність лицаря та почуття людської гідності
3.Людяність Айвенго.(ставлення до старого Ісаака)
4.Вдячність,повага і любов доюнака(з боку врятованого Ісаака,вірного і відданого Гурта і і люблячої Ровени)
5.Мужність і майстерність Айвенго на турнірі(чудова майстерніст. У поводженні із конем і володинні зброею )
6.Благородство і вміння думати про інших(особливо під час полону Айвенго)
СРОЧНО.

Ответ

1.Первая дочь просила-тувалет,вторая дочь просила самоцвет,а младшая-аленький цветочек.
2.Купец отправился в путешествие за подарками.
3.Купец наказывал своим дочерям седеть спокойно до его прибытия.
4.Купца встретило чудовище.
5.Купец дал младшей дочери кальцо и она в миг оказалась во дворце.
6.Да.
7.Он общался с купцом грубо.
8.Когда она увидела чудовище она испугалась.
9.Зверь был весь в волосах и выглядел как принц.
10.Девушке жилось во дворце как у себя дома.
11.Потому-что время истекло.
12.Когда его поцеловала он превратился в прекрасного принца.
13.Принцем.
14.На него наложила заклятие старая,злая ведьма.
15.Его спасла от заклятия-младшая дочь купца.

Ответ

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

Читайте также:

      

  • Что такое традиции кратко 4 класс
  •   

  • Социальные нормы закрепляются в годовом учебном плане школы
  •   

  • Какие этапы в развитии экологии можно выделить кратко
  •   

  • Школа 875 педагогический состав
  •   

  • Чем отличается зеркальное отражение от диффузного кратко

Образ Феклуши в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» является второстепенным, но роль Феклуши в пьесе имеет большое значение для понимания того, насколько косно и необразованно большинство жителей города Калинова. Характеристика Феклуши показывает влияние этой героини на доверчивых, необразованных калиновцев.

Кто такая Феклуша в пьесе «Гроза»

Эта героиня — странница. Зарабатывает Феклуша себе на хлеб распространением в народе различных суеверий и слухов. Таких странниц и странников бродило раньше по России великое множество. Многие из них, как и эта героиня, способствовали тому, что народ был, в основном, тёмен, верил их предсказаниям, считал их божьими людьми и кормил их.

Значение имени

Фёкла — это русская народная форма имени Текла, которое в переводе с греческого языка означает «Божья слава». В России Текла считалось именем изысканно-звучным, а Фёкла — простонародным.

Описание Феклуши: её речь, характер

Сущность этого персонажа автор передал не через её поступки, а, в основном, через её разговоры с богатой купчихой Кабанихой и с прислугой купчихи Глашей.

Речь Феклуши отражает её характер. Этой страннице присущи такие черты характера как слащавость, подобострастие, невежество, склонность к безделью, к попрошайничеству.

Феклушу разговор с Глашей характеризует как любопытную, уверенную в своём превосходстве над простыми людьми женщину. Она интересуется, что Глаша делает, куда и надолго ли едет Тихон Кабанов (его она называет «свет наш»), «станет выть аль нет» его жена и вообще воет ли она когда-нибудь. «Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то».

О её уверенности в своей исключительности и в превосходстве над другими людьми свидетельствует то, что она считает, что простых людей один враг смущает, а к странникам приставлено «к кому шесть, к кому двенадцать», и всех их надо побороть. На вопрос Глаши, почему к ним так много приставлено, странница отвечает: «Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведём» (то есть она ставит себя выше других людей). Далее Феклуша характеризует себя как человека не вздорного, подверженного только одному греху: «Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает». То есть она, по её мнению, такой праведный человек, что Бог посылает ей грех, а не враг рода человеческого.

Несмотря на уверение странницы, что она не вздорная, читателям и зрителям ясно, что это не так, так как Глаша говорит, что странницы, остановившиеся в доме Кабановых, всё время ссорятся.

Многоречивая Феклуша рассказывает наивной Глаше о других странах то, что слышала о них в своих недалёких странствиях, например, о том, что «есть земля, где все люди с пёсьими головами». На вопрос девушки, отчего же они с пёсьими головами, странница коротко отвечает: «За неверность».

Феклуша отрицательно относится к паровым машинам, потому что в поездах железных дорог ей видится «огненный змий», которого запрягают «для-ради скорости». Это она сообщает Кабанихе. Ещё она сообщает купчихе о своём видении, которое было ей в Москве. Будто видела она на крыше высокого дома кого-то с чёрным лицом, который, по её мнению, сыпал плевелы на народ, и народ от этого живёт в суете (по библейской притче, плевелы-символы грехов, которые распространяет среди людей дьявол). Далее следует монолог Феклуши о последних временах (действие 3, сцена 1, явление 1). Она говорит Кабанихе, что «время-то, за наши грехи, всё короче и короче делается».

Отношение Феклуши к калиновцам

Странница Феклуша считает Калинов обетованной землёй, потому что местное купечество щедро подаёт ей «на бедность» и почитает её. За щедрость и подаяния она объявляет купечество народом благочестивым, добродетельным. «Красота дивная» — таким предстаёт город Калинов в восприятии Феклуши. Её мнение о калиновских нравах в корне отличается от мнения Кулигина, считающего их жестокими. Примечательно, что её слава о «бла-алепии» Калинова, сказанные другой женщине, идут после того, как Кулигин рассказал Борису о жестокости местных нравов.

Вывод

Роль Феклуши в пьесе «Гроза» А. Н. Островского очень значима, несмотря на то что это персонаж второстепенный. Значение образа Феклуши состоит в том, что с его помощью автор показал невежество и ограниченность обитателей города Калинова, принимающих на веру фантастические россказни странниц и странников, которые сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали. «…Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способна внушить большого желания променять свою жизнь на иную», — пишет Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в „тёмном царстве“». В этом-то и состоит влияние Феклуши на жизнь города Калинова: героиня способствует тому, что калиновцы боятся менять свои старые устои на незашоренный взгляд на современную им жизнь.

Характеристика образа Феклуши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:


1


Читаем драму А. Н. Островского « Гроза »


2


Все пьесы Островского, утверждал Гончаров, складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы [или любого другого города], а жизнь великороссийского государства. В «Грозе образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение. Все пьесы Островского, утверждал Гончаров, складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы [или любого другого города], а жизнь великороссийского государства. В «Грозе образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение.


3


В драматургическом произведении средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и диалог. Действие в драме движет драматургический конфликт – острое с с с столкновение героев. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере развития и разрешения драматургического конфликта. Островский создает новую драму, в которой постепенно разрушается принцип трех единств. В «Грозе» отчасти сохраняется единство места (все происходит в одном городе), нарушено единство времени (между третьим и четвертым действием проходит десять дней), но самому принципиальному преобразованию подвергается единство действия.


4


Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш Варвара), а некоторые персонажи (Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения. Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш Варвара), а некоторые персонажи (Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения. Добролюбов придумал для пьес Островского особое жанровое определение «пьес жизни«: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни». Добролюбов придумал для пьес Островского особое жанровое определение «пьес жизни«: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни». Быт и нравы города Калинова в «Грозе» являются не менее важными героями, чем Катерина или Кабаниха. Для более полного и детального изображения этого быта Островскому и понадобились многие ненужные для фабулы персонажи. Быт и нравы города Калинова в «Грозе» являются не менее важными героями, чем Катерина или Кабаниха. Для более полного и детального изображения этого быта Островскому и понадобились многие ненужные для фабулы персонажи.


5


Остановимся на ключевых явлениях в развитии основного конфликта «Грозы» — конфликта Катерины с «темным царством» — и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев. Остановимся на ключевых явлениях в развитии основного конфликта «Грозы» — конфликта Катерины с «темным царством» — и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев.


6


Какие характеристики дают герои Дикому, Кабановой? Какие характеристики дают герои Дикому, Кабановой? Савел Прокофьевич Дикой Марфа Игнатьевна Кабанова Действие I, 1 4 явления.


7


Почему Кулигин называет нравы города Калинова жестокими? Почему Кулигин называет нравы города Калинова жестокими? Действие I, 1 4 явления. 1 4 явления.


8


1. Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении? 2. За что Кабанова «точит как ржа железо» невестку и сына? Чем она обеспокоена? Действие I, 5 явление.


9


1. Какие желания, чувства борются в душе Катерины (явл. 7)? 2. Что означает реплика Варвары: Я хуже тебя!» (явл. 7)?


10


Найдите ключевые цитаты, отражающие жизненную позицию Катерины и Варвары? Найдите ключевые цитаты, отражающие жизненную позицию Катерины и Варвары? Почему Катерина чужая в доме Кабановых? Почему Катерина чужая в доме Кабановых? П.А. Стрепетова Действие 2, явление 2.


11


«Сцена прощания мужа с женой». «Сцена прощания мужа с женой». Какие чувства испытывает Катерина во время наставлений мужа? Какие чувства испытывает Катерина во время наставлений мужа? Действие 2, Действие 2, Явления 34. Явления 34.


12


Явление 4 яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!» Явление 4 яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!» Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины, опираясь на ремарки. Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины, опираясь на ремарки. Действие2, явление 4.


13


Сцена с ключом (явл. 9 10) ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее главах величайший грех. Сцена с ключом (явл. 9 10) ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее главах величайший грех. Выпишите ремарки, Выпишите ремарки, Дайте к ним пояснения. Дайте к ним пояснения. П.А. Стрепетова в роли Катерины


14


Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать». Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать». Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть… что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его…» Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть… что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его…»


15


Действие 3, сцена 1, явление 1. Действие 3, сцена 1, явление 1. Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах»? Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах»? Какова реакция Кабанихи? Какова реакция Кабанихи?


16


Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. В драме неслучайно уделено так много места Феклуше. Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, — хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией. В драме неслучайно уделено так много места Феклуше. Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, — хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией.


17


Характеристики нового «короткого» времени, данные Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Характеристики нового «короткого» времени, данные Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые». «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые». Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница. Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница. Кулигин осуждает нравы в «нашем городе» и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену). Кулигин осуждает нравы в «нашем городе» и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену). Кулигин


18


Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире. Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире. «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1,явл. 3). «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1,явл. 3). «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка…» (д. 3, явл. 1). «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка…» (д. 3, явл. 1). Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова. Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова. Кулигин видит Калинов как «темное царство», где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша как благословенный райский город, в котором царствуют благолепие и тишина. Кулигин видит Калинов как «темное царство», где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша как благословенный райский город, в котором царствуют благолепие и тишина.


19


Действие 3, сцена 2, явление 3. Это зеркальное повторение Действие 3, сцена 2, явление 3. Это зеркальное повторение диалога Катерины и Тихона (Д. 2, явл. 4). диалога Катерины и Тихона (Д. 2, явл. 4). Выпишите ремарки, поясните их. Выпишите ремарки, поясните их. Способен ли Борис ли понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение? Способен ли Борис ли понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение?


20


Покаяние Катерины ( Действие 4, 6 явл.) кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта. Покаяние Катерины ( Действие 4, 6 явл.) кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта. Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно? Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно?


21


Каковы причины гибели Катерины? Действие 5, явления 3 – 4.


22


Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами. Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами. Часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия едва ли не главная тема «Грозы». Часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия едва ли не главная тема «Грозы». «Полно, об ней и плакать-то грех!» усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал. «Полно, об ней и плакать-то грех!» усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Согласны ли вы с этой трактовкой образа Катерины?

А. Н. Островский. Пьеса «Гроза». Материалу к практическому занятию по анализу драмы

Подобный материал:

  • А. Н. Островский в пьесе «Гроза» 2 Назовите персонаж драмы «Гроза», который Н. А. Добролюбов, 76.75kb.
  • Литература (до 1917 г.) Островский А. Н. Пьеса «Гроза», 16.87kb.
  • А. Н. Островский. Гроза. Конфликт и композиция драмы. Катерина как трагический характер., 116.99kb.
  • Примерный план урока. I. Значение слова «гроза» по словарю В. Даля. II. Островский, 50.24kb.
  • Павел Петрович Кирсанов антиподы в романе. Роман «Отцы и дети» в русской критике., 23.5kb.
  • А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» И. А. Гончаров «Обыкновенная история», 12.9kb.
  • Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Основы автоматики и теория, 150.46kb.
  • Круглый стол «Теория и практика новой драмы» круглый стол «теория и практика новой, 629.84kb.
  • Почему Островский назвал драму “Гроза”, 19.29kb.
  • Методическая разработка для студентов смпо к практическому занятию по теме, 308.91kb.

А. Н.ОСТРОВСКИЙ. Пьеса «Гроза». Материалу к практическому занятию по анализу драмы .

Александр Николаевич Островский(1823-18860)вошёл в историю русской литературы как основатель русского национального театра.
Он родился в Замоскворечье — старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, там же прожил большую часть своей жизни. Его родители происходили из духовного сословия: мать умерла рано, и мачеха дала Островскому прекрасное домашнее образование. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, но после второго курса оставил учебу, определился на службу в Московский совестный суд, а все свободное время отдавал сочинительству.

После того, как в 1850 году в журнале «Москвитянин» была опубликована пьеса «Банкрот» («Свои люди — сочтемся!»),князь В. Ф. Одоевский, один из самых просвещенных людей своего времени, писатель написал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвертый».
Островский написал 50 оригинальных пьес.
Творческая судьба драматурга сложилась в общем-то вполне удачно. Большинство его пьес, почти сразу после написания ставились на сцене Малого театра в Москве, где в то время блистала целая плеяда выдающихся актеров; Островский вел активную общественную жизнь — основал «Литературный фонд» и «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».
Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» занимают значительное место в драматургии Островского: первая считается вершиной предреформенного периода творчества драматурга, вторая — более позднего, постреформенного периода.

Пьеса «Гроза» была опубликована в 1860 году.

Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Островский же, как истинный художник, уже тогда видел те изменения в русской жизни, которые еще не были заметны большинству: если в «Грозе» в образе Катерины гибла душа русской патриархальной старины, то в «Бесприданнице» нежную, возвышенную, поэтичную Ларису убивал дух торгашества. Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной. Стремления и вожделения окружающих ее людей направлены к тому именно, чтобы уподобить ее другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего ее мира».

Задания по анализу текста драмы «Гроза»

В пьесе, как и любом литературном произведении, есть сюжет.

Попробуйте самостоятельно определить главные (завязка, кульминация, развязка) элементы сюжета в «Грозе».

В драматургическом произведении в отличие от эпического (роман, повесть, рассказ) средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и бытовой диалог. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере созревания и разрешения драматургического конфликта.

Остановимся на ключевых моментах в развитии конфликта «Грозы» и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев.

Действие I. Что мы узнаем о городе и его «жестоких нравах» из 1-4 явлений! Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении! Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)? Что означает реплика Варвары (Катерине): «Я хуже тебя!»?

Название литературного произведения, как правило, имеет важную смысловую нагрузку. В пьесе «Гроза» — это многозначный образ-символ.

В какой момент в I действии раздаются удары грома?

Действие II. Явления 3-4.

Сцена прощания мужа с женой. Чего надобно Кабанихе от Катерины?

Явление 4 — яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!»

Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины.

Сцена с ключом (явл. 9-10) — ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее глазах — величайший грех. (А Катерина — глубоко верующая.) Эта. решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть… что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его…»

Действие III. Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах» (Д. III, явл. 1), диалог горожан о «геенне огненной» и «Литве, с неба упавшей» (Д. IV, явл. 1)?

Явление 3. Зеркальное повторение диалога Катерины и Тихона (Д. II, явл. 4). Борис точно так же не способен понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение.

Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло.

На этот «рай и тишину» обрушивается Кулигин (явл. 3), хотя он и сам со своим перпетуум-мобиле, стихами Ломоносова и Державина, манерой выражаться тоже будто из прошлого, XVI-XVII века.

Но и над этим замкнутым, застывшим (в раю времени нет) миром сгущаются тучи.

«…ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!.. Зачем ты моей погибели хочешь?» — мучится Катерина, задыхаясь в этом «раю». Феклуша произносит это же слово -«грех»: «Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается…»

Действие IV. «…как бы гроза не собралась?» — первая реплика IV действия. После слов Варвары о возвращении Тихона раздается удар грома.

Подумайте, сумасшедшая барыня дважды появляется в пьесе: в I действии 8 явлении, после признания Катерины, и в IV действии 6 явлении? Обратите внимание, что в обоих случаях речь барыни о красоте.

Покаяние Катерины (6 явл.) — кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта.

Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно?

В пьесе все герои толкуют о воле.

Катерина тоскует о вольной жизни в родном доме, при первом свидании с Борисом говорит: «. ..нет у меня воли, кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе…» Перед смертью просит у Бориса прощения: «Не хотела я тебе зла сделать, да в себе не вольна была».

Борис на вопрос Кулигина, почему он терпит издевательства Дикого, отвечает: «Уж какая охота… Неволя» Катерине на просьбу взять с собой отвечает (почти как и Тихон в подобной ситуации): «Нельзя мне… Не по своей я воле еду: дядя посылает».

Тихон: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг… Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».

Кабанова после покаяния Катерины бросает сыну: «Вот куда воля-то ведет!»

Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев?

Действие V. Явление 4. Психологическая развязка конфликта; ясно, что внутренне Катерина уже решилась: «Мне что домой, что в могилу! В могиле лучше…», формальная развязка явления 5-6.

Подумайте, почему некоторые последователи называют драму Островского трагедией (трагедия — драматургический жанр, основанный на трагической коллизии (неразрешимом конфликте) героев)?

Долгое время вслед за трактовкой пьесы Добролюбовым критика видела в Катерине не просто жертву (хотя и восставшую) самодурства, а чуть ли не провозвестницу новой жизни, грядущих перемен. Но так ли это? Любовный треугольник (Тихон — Катерина — Борис) — не главное в пьесе. Основной конфликт — противостояние Катерины и Кабанихи. Обе они — из одного мира, мира старого патриархального уклада жизни. Но если Катерина — душа этого мира, то Кабаниха – блюстительница всего того темного, кондового, мрачного, что всегда было (и есть) в русской жизни.

Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами.

От Варвары, например, метания и мучения Катерины вообще далеки, для нее греха не существует, было бы все шито-крыто. В этом Варвара парадоксальным образом сближается со своим главным врагом — маменькой, для которой тоже важна не суть (любит ли Катерина Тихона), а мертвая буква закона (жена должна выть, провожая мужа).

В ответ на рассказ Катерины о жизни в родном доме Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». То же, да не то. И не только потому, что в доме Кабановых «все как будто из-под неволи». Исчез сам дух патриархальной морали, нет больше гармонии между отдельным человеком и нравственными представителями Среды, на которой держалась вся жизнь, в том числе и семейные отношения.

Мы уже отмечали, что часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия — едва ли не главная тема «Грозы». «Полно, об ней и плакать-то грех!» — усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал.

Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Единственный человек, понимающий и по-настоящему чувствующий Катерину, — это инженер-самоучка Кулигин.

Не потому ли, что и он со своим перпетуум-мобиле и цитатами из Ломоносова и Державина тоже в прошлом — в «блестящем» (и идеализированном, конечно) XVIII веке, веке «разума и просвещения». «Мечтает себе — и счастлив», -говорит о Кулигине «реалист» Борис, «невольник» дяди.

В драме Островского «Гроза» (обратите внимание, что она написана накануне отмены крепостного права) мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира — Катерина -уходит из жизни в муках и страданиях.

Читаем драму А.Н. Островского«Гроза»

Читаем драму А.Н. Островского«Гроза»

 Все пьесы Островского, утверждал Гончаров , складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы [ или любого другого города ] , а жизнь  великороссийского государства . В «Грозе образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение.

Все пьесы Островского, утверждал Гончаров , складываются в одну громадную картину, изображающую «жизнь не города Москвы [ или любого другого города ] , а жизнь великороссийского государства . В «Грозе образ тысячелетней, исторической России нашел наиболее концентрированное выражение.

 В драматургическом произведении средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и диалог . Действие в драме движет драматургический конфликт – острое столкновение героев.  Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере развития и разрешения драматургического конфликта.  Островский создает новую драму, в которой постепенно разрушается принцип трех единств.  В «Грозе»  отчасти сохраняется единство места (все происходит в одном городе), нарушено единство времени (между третьим и четвертым действием проходит десять дней), но самому принципиальному преобразованию подвергается единство действия.

В драматургическом произведении средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и диалог . Действие в драме движет драматургический конфликт – острое столкновение героев.

Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере развития и разрешения драматургического конфликта.

Островский создает новую драму, в которой постепенно разрушается принцип трех единств.

В «Грозе» отчасти сохраняется единство места (все происходит в одном городе), нарушено единство времени (между третьим и четвертым действием проходит десять дней), но самому принципиальному преобразованию подвергается единство действия.

 Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш — Варвара), а некоторые персонажи ( Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения.  Добролюбов придумал для пьес Островского особое жанровое определение

Конфликтные отношения Катерины и Кабановой намечаются лишь в пятом явлении первого действия, завязка любовной драмы сдвинута в конец второго действия (Катерина получает ключ и решается на свидание), параллельно развивается еще одна любовная история (Кудряш — Варвара), а некоторые персонажи ( Кулигин, Феклуша, сумасшедшая барыня), кажется, вообще не имеют к фабуле никакого отношения.

Добролюбов придумал для пьес Островского особое жанровое определение «пьес жизни«: « Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни ».

Быт и нравы города Калинова в «Грозе» являются не менее важными героями, чем Катерина или Кабаниха. Для более полного и детального изображения этого быта Островскому и понадобились многие ненужные для фабулы персонажи.

 Остановимся на ключевых явлениях в развитии основного конфликта «Грозы» - конфликта Катерины с «темным царством» - и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев.

Остановимся на ключевых явлениях в развитии основного конфликта «Грозы» — конфликта Катерины с «темным царством» — и понаблюдаем, как постепенно нам открываются характеры героев.

Действие I ,  1 — 4 явления. Марфа Игнатьевна Кабанова Савел Прокофьевич Дикой  Какие характеристики дают герои Дикому, Кабановой?

Действие I ,

1 4 явления.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Савел Прокофьевич Дикой

Какие характеристики дают герои Дикому, Кабановой?

 Почему Кулигин называет нравы города Калинова жестокими? Действие I ,   1 — 4 явления.

Почему Кулигин называет нравы города Калинова жестокими?

Действие I ,

1 4 явления.

Действие I , 5 явление.  Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении? За что Кабанова «точит как ржа железо» невестку и сына? Чем она обеспокоена?

Действие I , 5 явление.

  • Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении?
  • За что Кабанова «точит как ржа железо» невестку и сына? Чем она обеспокоена?

Какие желания, чувства борются в душе Катерины (явл. 7)? Что означает реплика Варвары: Я хуже тебя!» (явл. 7)?

  • Какие желания, чувства борются в душе Катерины (явл. 7)?
  • Что означает реплика Варвары: Я хуже тебя!» (явл. 7)?

Действие 2, явление 2. Найдите ключевые цитаты, отражающие жизненную позицию Катерины и Варвары? Почему Катерина чужая в доме Кабановых? П.А. Стрепетова

Действие 2, явление 2.

  • Найдите ключевые цитаты, отражающие жизненную позицию Катерины и Варвары?
  • Почему Катерина чужая в доме Кабановых?

П.А. Стрепетова

 Действие 2,  Явления 3—4.   «Сцена прощания мужа с женой».  Какие чувства испытывает Катерина во время наставлений мужа?

Действие 2,

Явления 3—4.

«Сцена прощания мужа с женой».

Какие чувства испытывает Катерина во время наставлений мужа?

Действие2, явление 4. Явление 4 — яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!» Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины, опираясь на ремарки.

Действие2, явление 4.

  • Явление 4 — яркий пример так называемого «диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!»
  • Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины, опираясь на ремарки.

Сцена с ключом (явл. 9—10) — ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее главах — величайший грех . Выпишите ремарки, Дайте к ним пояснения. П.А. Стрепетова в роли Катерины

  • Сцена с ключом (явл. 9—10) — ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее главах — величайший грех .
  • Выпишите ремарки,
  • Дайте к ним пояснения.

П.А. Стрепетова в роли Катерины

Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать». Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть... что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его...»

  • Решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что! Не надо! Не надо!»
  • Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать».
  • Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть… что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его…»

 Действие 3, сцена 1, явление 1.  Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах»? Какова реакция Кабанихи?

Действие 3, сцена 1, явление 1.

  • Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах»?
  • Какова реакция Кабанихи?

Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени . В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло. В драме неслучайно уделено так много места Феклуше . Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, - хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией.

  • Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени . В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло.
  • В драме неслучайно уделено так много места Феклуше . Без Феклуши обстановка калиновской жизни была бы неполной. Странница, как и Кабаниха, — хранительница преданий этого мира. Но она дополняет бытовые представления калиновцев географией, историей и философией.

Характеристики нового «короткого» времени, данные Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»  «Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые». Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница. Кулигин осуждает нравы в «нашем городе» и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену). Кулигин

  • Характеристики нового «короткого» времени, данные Кулигиным и Феклушей, кажется, почти совпадают. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

«Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые».

  • Но на самом деле в позициях этих персонажей есть принципиальная разница.
  • Кулигин осуждает нравы в «нашем городе» и хочет внести в него свет прогресса из большого мира: солнечные часы, прогулки на бульваре, «милость к падшим» (именно он советует Тихону простить жену).

Кулигин

Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире.  «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1,явл. 3).  «Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка...» (д. 3, явл. 1). Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова. Кулигин видит Калинов как « темное царство»,  где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша — как благословенный райский город , в котором царствуют благолепие и тишина.

  • Феклуша, наоборот, осуждает большой мир и хочет спрятаться от него в благословенном калиновском Эдеме, который кажется ей воплощением всех добродетелей, потерянных в остальном мире.

«В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» (д. 1,явл. 3).

«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто Содом, матушка…» (д. 3, явл. 1).

  • Так возникают две противоположные точки зрения на мир Калинова.
  • Кулигин видит Калинов как « темное царство», где враждуют, мучают, истязают ближних. Феклуша — как благословенный райский город , в котором царствуют благолепие и тишина.

 Действие 3, сцена 2, явление 3. Это зеркальное повторение  диалога Катерины и Тихона (Д. 2, явл. 4).  Выпишите ремарки, поясните их.  Способен ли Борис ли понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение?

Действие 3, сцена 2, явление 3. Это зеркальное повторение

диалога Катерины и Тихона (Д. 2, явл. 4).

Выпишите ремарки, поясните их.

Способен ли Борис ли понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение?

Покаяние Катерины ( Действие 4, 6 явл.) — кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта. Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно?

  • Покаяние Катерины ( Действие 4, 6 явл.) — кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта.
  • Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно?

Действие 5, явления 3 – 4.  Каковы причины гибели Катерины?

Действие 5, явления 3 – 4.

Каковы причины гибели Катерины?

Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами. Часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля.  Вера, религия — едва ли не главная тема «Грозы». «Полно, об ней и плакать-то грех!» — усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Согласны ли вы с этой трактовкой образа Катерины?

  • Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами.
  • Часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия — едва ли не главная тема «Грозы».
  • «Полно, об ней и плакать-то грех!» — усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал.
  • Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места.

Согласны ли вы с этой трактовкой образа Катерины?

  • Зачарованный лес однажды в сказке
  • Зацементированные закопанные девушки рассказы
  • Зацветший или зацветший как правильно пишется
  • Зацветающие травы как пишется
  • Захочу как пишется правильно