Зачем знания если можно загуглить итоговое сочинение

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>

Александр Милкус и Дарья Завгородняя вместе с учителем словесности Михаилом Павловцом обсуждают, как приучить школьников мыслить самостоятельно

А. Милкус:

— Это программа «Родительский вопрос». В студии Александр Милкус и Дарья Завгородняя. Тема сегодня у нас очень важная, очень интересная – школьные сочинения. Наш сегодняшний собеседник – заведующий лабораторией разработки интеллектуальных состязаний в гуманитарных науках, доцент Высшей школы экономики, знаменитый учитель словесности Михаил Георгиевич Павловец.

Михаил Георгиевич, меньше чем через два месяца школьники опять будут писать обязательное сочинение в 11-м классе. Насколько я помню, ввели его 7 лет назад, в 2013 году. И тогда же вузам рекомендовали использовать это сочинение при приеме абитуриентов в вуз. Скажите, что произошло? В общем-то, не так много времени прошло, и сочинение выродилось в какую-то странную историю. Насколько я знаю, в этом году уже ни один вуз не рассматривает сочинение как какое-то основание для отбора абитуриентов. За 5 лет что произошло?

М. Павловец:

— Возник самый обычный конфликт. Чиновник говорит, что мы знаем, кого вы должны брать, для того чтобы учить, и кто вам нужен, чтобы он был выучен хорошо, а вузы говорят: нет, вы знаете, мы бы хотели, чтобы к нам тоже прислушались и узнали, кого бы мы хотели брать, кто нам нужен, кто у нас может учиться. То сочинение, которое придумали, это сочинение получилось довольно странным. Потому что это утверждалось, что это сочинение одновременно по литературе и не по литературе. Оно не по литературе, потому что оно не может быть по литературе, потому что по закону об образовании не может быть двух экзаменов по одному предмету. Но при этом оно литературоцентрично, как это называли (хотя я не знаю, что это за слово – литературоцентрично). Имеется в виду, что в этом сочинении ты должен был размышлять на какую-то морально-этическую тему (ну, например, «Береги честь смолоду» или «Является ли смирение добродетелью»), но, размышляя на эту тему, ты должен был опираться на произведения литературы. Соответственно, вузы должны были эти сочинения перепроверять за школьниками, ставить за них баллы, и эти баллы давать дополнительно к тем баллам ЕГЭ, с которыми школьники приходят для поступления в вузы.

А. Милкус:

— Перепроверять что, не орфографию же? Наверное, то, как человек мыслит.

М. Павловец:

— Всё – и мысли, и речь, и орфографию, и пунктуацию, и даже немножко, наверное, морально-этическую составляющую. Ее нельзя было оценивать, но ее можно было учитывать. Понятно, что если ты читаешь сочинение, написанное с таких явно профашистских позиций, то любой нормальный эксперт, наверное, будет очень недоволен и вряд ли захочет лояльно отнестись при проверке к такому сочинению.

А. Милкус:

— Но идея, в общем-то, была хорошая. Я помню споры, когда вводили это сочинение, для того чтобы ребята в 11-м классе не выпадали из уроков литературы, чтобы они читали литературу и т.д. Но мы знаем, что где-то в 2017 году эти сочинения превратились в некие отчеты, написанные под копирку, и никакой свежей мысли там не было, это были отписки. Почему? Такая возможность проявить себя, проявить свою мысль, показать, как ты можешь рассуждать.

М. Павловец:

— Дело в том, что зачем особенно рассуждать? Если ты рассуждаешь, то ты вступаешь на почву довольно зыбкую, довольно рискованную. И любой нормальный учитель говорит: слушай, Вася, ты что, хочешь выпендриться, или тебе поступить надо? Дело в том, что это сочинение еще привязали к допуску к ЕГЭ, его называли еще одним странным словом – допускное сочинение. То есть ты его написал – ты получил допуск к ЕГЭ. Но если вдруг ты с ним не справился, значит, в этом году ЕГЭ тебе не сдавать, если ты мальчик, ты отправляешься в армию, если ты девочка, ты отправляешься работать в «Макдоналдс», и в следующем году будешь искать возможность опять его переписать.

Поэтому любой школьник был заинтересован только в одном – отстаньте от меня. Что нужно сделать, откуда нужно списать, где правильный вариант, что я должен написать? О, спасибо, я сейчас быстро вам перепишу, и дайте мне нормально сдавать ЕГЭ. Вот, в общем, интерес любого школьника.

Д. Завгородняя:

— К тому же еще учат писать по шаблону сочинения к ОГЭ и к ЕГЭ. Поэтому у них эти шаблоны в голове, они действуют и влияют на ситуацию, мне кажется.

М. Павловец:

— Правильно. Потому что такого рода экзамены, они проверяют не то, что ты умеешь, не то, на что ты способен, насколько ты гибко реагируешь в незнакомой ситуации, насколько ты владеешь словом. Они проверяют совершенно другие умения – насколько ты адаптируешься, насколько ты умеешь содрать, списать, воспроизвести готовый шаблон, насколько у тебя память хорошо запоминает такие уже готовые формулы и в любой сложной ситуации готова эту формулу воспроизвести. Никто не проверяет на самом деле ни сложность твоего мышления, ни глубину твоей эрудиции. Многие говорили, что, мол, возвращение этого сочинения приведет к тому, что дети станут больше читать. Но тут же сами учителя стали бить в гонги и кричать, что после того, как это сочинение ввели, школьники вообще перестали читать.

А. Милкус:

— С этого места поподробнее, пожалуйста.

Д. Завгородняя:

— Да. Почему?

М. Павловец:

— Очень просто. Во-первых, какой смысл читать еще что-то, когда нужно натаскиваться на это сочинение, я лучше понатаскиваюсь немножко. Например, в Тольятти наши коллеги провели небольшое исследование. Несколько тысяч сочинений обработали, и выяснилось, что две трети работ написано всего по 12 текстам. Все эти 12 текстов были пройдены до того, как это сочинение пишется. То есть все эти тексты из 7-8-9-10-го класса. Школьникам гораздо легче взять тему, взять что-нибудь из программы 7-8-го класса, и учителю хорошо (повторить можно), и учебник есть, откуда это можно содрать, и ничего больше читать, слава богу, не надо, и учительница от тебя отстанет и не будет говорить: Булгакова надо читать, Солженицына надо читать… Зачем? Я и без этого прекрасно напишу это сочинение.

Д. Завгородняя:

— Есть универсальный текст, которым любят иллюстрировать учителя (и я в том числе) все сочинения на любые темы, на темы любых добродетелей (добродетели любят брать в ОГЭ). Это «Капитанская дочка» Пушкина. Вот выучи наизусть «Капитанскую дочку» — в принципе само по себе это неплохо. Но если будет одна «Капитанская дочка» из всего великого русского литературного наследия, то это как-то печально, наверное.

М. Павловец:

— Да. И каждый год новое такое произведение. Например, есть год, когда все 5 тем пишутся по «Судьбе человека» Шолохова, есть год, когда все 5 сочинений пишутся по «Гранатовому браслету». Обращаю внимание, всё это тексты, изучаемые в 8-9-м классе. То есть это сочинение делает все, чтобы можно было…

А. Милкус:

— Подождите. Я хотел уточнить. То есть все эти попытки придумать даже не темы сочинений, а направление сочинений, которые предлагает Федеральный институт педагогических измерений каждый год, они заранее объявляются, в принципе это всё формальность? Я напомню, в этом году предлагается: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим». То есть в принципе они ничего не значат, можно выучить одно или два произведения и подтянуть их к любой теме, которая объявляется заранее?

М. Павловец:

— Давайте мы с вами проверим это. Вот берем «Капитанскую дочку». Назовите еще раз темы.

А. Милкус:

— «Забвению не подлежит».

М. Павловец:

— Ну, как можно забыть подвиги наших русских воинов, которые выполняли свой долг, защищали страну от бунтовщиков?

А. Милкус:

— «Я и другие».

М. Павловец:

— Я и герои «Капитанской дочки». Это мои любимые герои, я беру с них пример, я бы хотел жизнь прожить так, как прожил Гринев.

А. Милкус:

— «Время перемен».

М. Павловец:

— Мы видим, что в России постоянно происходили важные перемены, но не все с ними соглашались. Так, реформы Екатерины II были встречены со стороны бунтовщиков, экстремистов и противников этих изменений. Но просвещенные дворяне встали на защиту своей родины, на защиту преобразований.

А. Милкус:

— Ну, дальше понятно. «Разговор с собой» — тоже понятно, как можно переиначить. «Между прошлым и будущим» — это вообще легко, протягиваешь мостик от «Капитанской дочки», от того времени к нынешнему.

Что делать? Я понимаю, хочется, чтобы ребята читали, чтобы они проходили программу. Но то, во что выродилось это сочинение (в абсолютную формальность), не жизнеспособно, на мой взгляд.

М. Павловец:

— Ну, искать выход. Во-первых, главное, что для этого нужно быть честным с собой. Мы давно говорили (в том числе и министерство), давайте посмотрим, что дает это сочинение. Давайте замеры сделаем, что читается, что действительно читается, насколько больше стали читать, насколько честно стали читать. Давайте посмотрим эти сочинения и проверим, какой процент из них списанных, а потом решим. Сочинение не дает результат? Давайте искать альтернативу.

А. Милкус:

— Я так понимаю, что это сочинение это попытка вспомнить советское выпускное сочинение, как-то его переиначить на современный лад и всунуть его между ЕГЭ.

Михаил Георгиевич, сколько человек получили незачет из всего количества 11-классников?

М. Павловец:

— В прошлом году на всю страну 500 человек не справились.

А. Милкус:

— То есть все, кому надо, получили зачет.

М. Павловец:

— И так из года в год.

А. Милкус:

— То есть в принципе это тоже формальность такая.

М. Павловец:

— Да. Каждый год не справляется 0,67% примерно.

А. Милкус:

— Это, видимо, те, кто даже списать не может. Если эта история превратилась в такую формальность… Я понимаю, достаточно сложно что-то впихнуть новое в школьную программу. Я помню, что сочинение прямым распоряжением президента вводилось. Если оно уже выродилось в такую формальность, что нужно сделать, для того чтобы оно ушло из нашей жизни или превратилось во что-то более адекватное, чтобы ребята не использовали просто свои навыки списывания и формалистского подхода?

М. Павловец:

— Я несколько лет работал в рабочей группе министерства, которая была связана с итоговым сочинением, поскольку надеялся, что действительно это сочинение можно каким-то образом реформировать. Но потом получилось, как говорил Бюффон, что институт наложничества нельзя реформировать, его можно только отменить. Но отменить, запрещать – это всегда не самый хороший путь. По мне, лучше пусть мертвое отомрет. По мне, лучше спросить у тех, кто заинтересован в этом сочинении: что бы вы хотели, как бы вы это видели? И постараться учесть их запросы и их интересы.

А. Милкус:

— Тогда сформулируйте, кто заинтересован в этом сочинении.

М. Павловец:

— Заинтересованы были с самого начала (и с этим было связано, кстати, поручение президента) вузы. Потому что вузы никто не спрашивает, запихивая в вузы абитуриентов, сдавших ЕГЭ. Не вузы принимают ЕГЭ. У вузов есть свои представления, какие им нужны абитуриенты, но у ЕГЭ совершенно другие критерии. Хочешь, не хочешь, но ты обязан всех, кто поступил по ЕГЭ, брать. Если же учитывать, хотя бы немножко, видение самих вузов, кто им нужен, что такое их идеальный абитуриент, какие умения, какие навыки они должны иметь, может быть, в таком случае и сама форма этого сочинения была бы не очень мертвой.

Скажем, я работаю на факультете экономических наук. Мне не очень интересно давать дополнительные баллы ребенку, который содрал сочинение на тему «Является ли смирение добродетелью». Я не понимаю, как его умение списать сочинение на эту тему важно, для того чтобы учиться на экономическом факультете. А вот если он, например, в состоянии размышлять на тему этики денег, обладания большими капиталами, о нравственности и безнравственности кредитов, например… Есть же огромное количество интереснейших тем, связанных с экономикой. Почему бы ему тогда не написать сочинение по экономике?

А. Милкус:

— Это уже что-то вроде мотивационного письма, которое принимают американские вузы.

М. Павловец:

— Нет, не совсем, хотя близко. Безусловно, мировой опыт тоже стоит учитывать. Конечно, в мире много дураков, но умных тоже немало. И учитывать опыт умных полезно бывает. Но здесь речь идет не только о мотивационном письме, в котором ты рассказываешь вузу, какой ты хороший. Здесь ты говоришь о том, что тебя интересует. Не так давно, буквально в этом году, собралось 14 вузов (МИФИ, городской педуниверситет, Высшая школа экономики, Университет им. Канта, Дальневосточный университет и т.д.), и они сказали: а почему бы ребятам не дать возможность писать сочинение по тем дисциплинам, по тем направлениям, которые уже являются их предварительным выбором, связанным с их будущей профессии? Пусть биологи пишут про стволовые клетки, пусть историки пишут про Пунические войны, пусть спортсмены пишут про Олимпиады, про героев-олимпиадников, о том, что такое здоровый образ жизни, что такое профессиональный спорт. Это же крайне интересно. Кто сказал, что спортсмену не нужно владеть родным языком, не нужно уметь выражать свою позицию, отстаивать свои ценности, пропагандировать, в конце концов, то, чему ты посвящаешь свою жизнь? Это гораздо важнее, чем уметь написать сочинение на тему «Береги честь смолоду».

А. Милкус:

— Ну, тут легко. Федеральный институт педагогических измерений дает 5 шаблонов, 5 тем, а потом их раскладывают на молекулы, на составляющие. Ну, придумали 25 тем, и всё. Вы что, хотите для спортсмена одну тему, для экономиста другую тему и так далее? Это же сколько народу должно сидеть над этими темами.

М. Павловец:

— Дело в том, что и творчество, и чтение – это прежде всего поле свободы. Мы тогда читаем, когда чтение является продуктом нашего свободного выбора. Мы тогда пишем, пишем от себя, своими словами, когда мы пишем добровольно, когда нам есть что сказать, и нам хочется это сказать, и мы в этом имеем прямую заинтересованность. Так вот, почему бы, во-первых, не разгрузить бедные школы? Я напомню, что наши учителя, которые и так уже на четвереньках стоят от своих нагрузок, проводят эти итоговые сочинения и проверяют их совершенно бесплатно, в свободное от работы время.

А. Милкус:

— Это дополнительная общественная нагрузка.

М. Павловец:

— А здесь вузы говорят: ребята, мы сами за вас все это сделаем.

Д. Завгородняя:

— С другой стороны, если учителю не придется мучиться, чтобы сочинение ребенка соответствовало шаблону, если он будет оценивать именно свободную мысль, может быть, учителя и сами бы проверили эти сочинения, если не надо смотреть: здесь он сделал комментарий, здесь он привел аргумент, а здесь он не привел аргумент.

М. Павловец:

— Конечно.

А. Милкус:

— Давайте не будем идеализировать учителей. Каждый год куча проблем с теми, кто проверяет последнюю часть ЕГЭ и сидит на апелляциях. Большинство из этих учителей как раз проверяют на соответствие шаблону, который им спустили. Так что мне кажется, что большинство школьных учителей не радостно отнесутся к возможности такого творчества…

М. Павловец:

— Большинству школьных учителей ничего не нужно делать. Понимаете, учителей, наоборот, разгружают, не заставляют в этом участвовать. Но если ты яркий, сильный учитель, если ты готов взаимодействовать с университетом, то, скажем, факультет математики говорит: знаешь, ты блистательный учитель математики, не хочешь ли попроверять сочинения по математике? И тогда учитель начинает еще и взаимодействовать с университетом, у него возникают творческие и научные связи с университетом. И учитель проверяет то, что ему интересно, и то, что он может оценить с точки зрения своей собственной профессиональности.

А. Милкус:

— То есть сочинение пишут школьники, а проверяют вузы?

М. Павловец:

— Проверяют те эксперты, профессионалы, которых вуз привлекает как экспертов для проверки этих сочинений.

А. Милкус:

— Тогда получается, что школьникам, которые не собираются поступать в университет, эти сочинения писать не надо?

М. Павловец:

— Не надо. А зачем? Еще раз говорю, это свободный выбор. Кстати, даже получило название это мероприятие. Это все было названо чемпионатом. Ну, у нас есть олимпиады, а чтобы не была еще одна олимпиада, решили, что это будет чемпионат сочинений. И этот чемпионат сочинений получил название «Своими словами». Вот это «своими словами» — это такая ценностная вещь.

А. Милкус:

— Я тогда попытаюсь понять. Что, предлагается еще одна олимпиада для школьников?

М. Павловец:

— Предлагается другая олимпиада. Не олимпиада даже, а чемпионат, который проводят вузы. Некий такой консорциум вузов, договорившихся между собой, определивших, что они хотят от абитуриентов, сколько баллов они готовы давать за лучшие из этих работ, которые готовы собирать этих ребят, мотивированных на получение конкретной специальности, интересующихся конкретной темой. И вот что еще происходит. Вузы снимают с чиновников необходимость решать, кого университеты хотели бы видеть в качестве своих будущих абитуриентов. Вузы сами определяют, какие качества, какие компетенции, какие знания, какие умения нужны абитуриенту того или иного вуза, чтобы успешно в нем учиться, чтобы не чувствовать себя слишком плохо, и получить прекрасное образование.

А. Милкус:

— Все-таки идея какая – отменить обязательное сочинение?

М. Павловец:

— Нет. Обязательное сочинение – пусть чиновники в это играют. Все равно в этом смысла никакого нет.

А. Милкус:

— А зачем, если нет никакого смысла, загонять детей? Они же сдают это сочинение – нате, подавитесь. Потому что большинство из них в это время готовится к ЕГЭ, им это сочинение не нужно вообще, это формальность. Поэтому они заучивают несколько шаблонов и записывают.

М. Павловец:

— Потому что иначе в стране будет безработица. Дело в том, что есть большая армия чиновников, которые работают на обеспечение такого рода мероприятий.

А. Милкус:

— Ничего, я думаю, они найдут, где прокормиться.

М. Павловец:

— Они уже нашли. Зачем еще что-то искать? Это вещь совершенно мертвая, совершенно бессмысленная, она сама отомрет.

А. Милкус:

— Михаил Георгиевич, нет ли у нас задачи школу от этой палой листвы уже начать отчищать? Сколько же можно?

М. Павловец:

— Слушайте, это дело рук самих утопающих. Если учителя чувствуют, что то, чем они занимаются, смысла не имеет, учителя прежде всего должны поставить об этом вопрос перед министерством. Если учителя стерпят, здесь мы ничего поделать с вами не можем.

Д. Завгородняя:

— Да, учителя стерпят, к сожалению.

А. Милкус:

— Михаил Георгиевич, вы нарисовали такую картинку, где будущие экономисты будут писать про финансы, спортсмены – про достижения Бубки…

М. Павловец:

— А почему нет?

А. Милкус:

— А как задавать эти задания? И каким образом это всё проверяется? Если мы говорим про вузовских преподавателей, допустим, половина 11-классников захочет писать такие сочинения, это около 300 тысяч человек. Сколько денег надо, для того чтобы нанять тех, кто будет проверять. А учителя бесплатно проверяют сочинения.

М. Павловец:

— Да, учителя проверяют бесплатно. Вузы готовы вложить. Скажем, перепроверка итоговых сочинений для вузов стоила довольно больших денег.

А. Милкус:

— Они отказались от этого.

М. Павловец:

— Поэтому они отказались. Но они готовы платить деньги, если в этом есть смысл. Сейчас, при современных технологиях на самом деле вполне можно использовать даже опыт перепроверки тех же самых итоговых сочинений вузами, как это было, например, в моем университете. Все это делалось дистантно. Есть личный кабинет. Ты можешь жить хоть на Дальнем Востоке, хоть в Калининграде, хоть лежать на пляже на Ямайке. Тебе в личный кабинет приходит написанное сочинение абитуриента, и ты лежишь, например, с коктейлем и читаешь с экрана своего планшета, проверяешь, отмечаешь ошибки, отмечаешь лучшие места, выставляешь оценки, нажимаешь на кнопку, и сочинение улетает обратно в базу, и школьник знает свой результат.

Вопрос, есть ли силы у университетов, если писать эти сочинения будут сотни тысяч человек? Но, во-первых, сотни тысяч человек писать не будут. Потому что писать будут те, кому это надо, а не те, кого батогами загнали под страхом «не напишешь – не будешь допущен к ЕГЭ». Это первое.

Второе. Всегда можно сделать (эта система тоже разработана) отборочный тур, на котором ты делаешь какие-то простейшие, элементарные вещи, проверяющие твое умение мыслить критически, твою функциональную грамотность так называемую. И если видно по тому, что ты делаешь, что ты просто не справишься с сочинением, потому что очень низкая у тебя функциональная грамотность, значит, будешь думать, каким другим способом получать эти самые баллы, или готовиться лучше, читать, писать, нарабатывать необходимые навыки.

Поэтому речь будет идти не о сотнях тысяч, а, может быть, о десятках или просто тысячах тех, кто эти сочинения будет писать. Но зато каждое это сочинение будет действительно прочитано не одним, а 2-3 экспертами. Лучшие из этих сочинений можно будет потом увидеть в открытом доступе (если ты, конечно, как автор не против), другие смогут посмотреть, какие сочинения действительно читать интересно, и действительно они могут быть поощрены. А самое главное, эти сочинения будут написаны человеком мотивированным, написаны с удовольствием. И человек будет рассказывать своими словами о том, что его интересует, чем он занимается, чем он мог бы поделиться. Потому что даже если мы посмотрим темы итоговых сочинений, это темы, которые интересны людям 50-60 лет, а не современным 15-16-летним школьникам, подросткам. Они не размышляют на эти темы. Не потому что они такие бездуховные, а потому что сегодня эти темы совершенно другими словами описываются, сегодня эти проблемы совершенно иначе звучат. Но чтобы понимать, как они звучат, нужно работать со школьниками, а не быть чиновником, которому самое главное – провести мероприятие и поставить галочку.

Д. Завгородняя:

— Михаил Георгиевич, мне хотелось бы добавить. Мы в принципе слишком увлекаемся подготовкой к ЕГЭ, подготовкой к этой формальной процедуре, которая ничего общего не имеет со свободным размышлением. И мне кажется, что эти итоговые сочинения нельзя отменять, а надо превратить их в некий творческий процесс, параллельный ЕГЭ, на котором мы, учителя, сможем говорить ребенку: ты можешь писать и по-другому тоже.

А. Милкус:

— Можно говорить «ты можешь по-другому писать», если бы его не научили. Если его несколько лет подряд готовят к этому формальному сочинению, если учитель, я бы сказал, в этом сговоре… «А давай, ты попробуешь по-другому». Мыслить и излагать свои мысли на бумаге нужно заранее учить, нужно с 5-го, с 1-го класса учить.

Д. Завгородняя:

— Да, с 1-го класса. Ну, хотя бы с 5-го, если начальная школа не сориентировалась, надо готовить детей к свободной жизни, к тому, чтобы они свободно, грамотно излагали свои мысли вне ЕГЭшного шаблона, не только по ЕГЭ. Потому что сочинения, которые они пишут на ЕГЭ, они потом начинают думать, что так все и обстоит, что любые тексты должны быть написаны, как сочинение в ЕГЭ. Например, нельзя тавтологию. А то, что тавтология может быть организующим элементом, стилистическим приемом в речи, люди не знают. Поэтому мы имеем поколение редакторов, которые всю тавтологию из авторского текста вышвыривают, даже если она является приёмом.

М. Павловец:

— Я даже больше вам скажу. И сочинение в ЕГЭ, и так называемое итоговое сочинение – это сочинения, которые никогда в жизни ты больше писать не будешь, потому что нельзя такое писать в жизни. Потому что если ты такое в жизни напишешь, то ты проиграешь. То есть получается, что у нас суть в том, что ты выполняешь задание, которое никогда больше делать не будешь, и которое делать просто больше нельзя.

А. Милкус:

— Да делают. Даша правильно говорит, что так и пишут, и думают.

М. Павловец:

— Нельзя так писать. И даже учителя по литературе никогда в жизни не пишут итоговые сочинения в своей профессиональной деятельности. Если они и пишут по литературе, они пишут другое, не то, чему они учат их, не по тем критериям, которые сформулировали чиновники для ЕГЭ или для итогового сочинения, и натаскивают на эти критерии при помощи не только бедных учителей, но при помощи огромной индустрии. У нас же выходят десятки пособий, у нас какие-то курсы: за 20 занятий мы вас научим писать итоговое сочинение, цитатники к этим итоговым сочинениям, краткие пересказы текстов. Зачем тебе читать книжку, если есть краткий пересказ? Сама эта индустрия, омертвляющая, высушивающая мозг, убивающая творческие способности, убивающая откровенность и честность, она делает все, для того что ты не должен быть откровенным, за откровенность тебе по шапке дадут.

Д. Завгородняя:

— Тогда для чего нам нужно это сочинение в ЕГЭ, с которым все мучаются? Оно же тоже для чего-то нужно, оно тоже носит какую-то организующую функцию.

М. Павловец:

— Это прежде всего отборочный ритуал. То есть ты должен показать, что ты можешь выполнить несколько ритуальных движений. Если ты их выполнил достаточно четко, ты прошел фильтр. А как еще людей отфильтровывать?

Д. Завгородняя:

— Да, ты показал, что ты умеешь учиться.

А. Милкус:

— Не учиться. Ты знаешь, как тебя оценивают по формальным признакам.

Вот вчера писали тотальный диктант. Мы говорим про сочинение. Что нужно сделать, для того чтобы люди искренне, с интересом знали, учили родную литературу, разговаривали на родном языке? Тоже интересное дело. Как только тотальный диктант стал таким всеобъемлющим, масштабным и так далее, раньше все СМИ трубили об этом, а сейчас я с трудом разыскал информацию, и никакого такого подъема народного вчера не было.

М. Павловец:

— Люди идут и пишут. Может быть, очень тяжелые батоги, которыми их загоняют для участия в этом тотальном диктанте. А может быть, наоборот, потому что им этого хочется, потому что это не насилие, не принуждение, не шантаж, а совершенно другой вопрос – хочешь посмотреть, на что ты способен, хочешь испытать свои возможности?

А. Милкус:

— Как приземлить идею тотального диктанта или чемпионата «Своими словами», который предлагается? Кстати, этот чемпионат уже есть?

М. Павловец:

— Он в этом году объявлен. В этом году будет проведен первый сезон этого чемпионата.

А. Милкус:

— А где узнать подробности?

М. Павловец:

— Набрать «Своими словами.рф» в строке любого браузера, причем русскими буквами.

А. Милкус:

— В этом году, как я понимаю, в правилах приема вузы еще не успели вписать «Своими словами»?

М. Павловец:

— Мы ждем, когда правила приема появятся. Как только правила приема появятся, мы узнаем, какие из вузов готовы не просто проверять эти сочинения, но готовы за это еще дополнительные баллы давать.

А. Милкус:

— То есть, есть шанс, что те, кто примет участие, получит еще дополнительные баллы?

М. Павловец:

— Конечно. Мы на это рассчитываем. Еще раз говорю, 14 вузов уже подключились. Это общественное движение. Знаете, как в итоговом сочинении сначала было 200, потом 100, потом 50, потом 5 вузов осталось, а теперь ни одного не осталось, а у нас будет обратный процесс. У нас сейчас 14, я очень надеюсь, что в следующем году будет 40.

А. Милкус:

— Как все-таки приземлить тот же самый тотальный диктант, чтобы было интересно в школе?

М. Павловец:

— Надо увидеть человека. Надо в центр поставить не экзамен, а человека, с его интересами, его занятиями, с его собственным словом. И сказать: знаешь, ты нам интересен, расскажи нам о себе, расскажи о том, чем ты занимаешься.

Д. Завгородняя:

— И создать варианты тотальных диктантов для детей. Потому что тотальные диктанты очень сложные и часто бывают даже для специалистов сложными, со спорными случаями.

А. Милкус:

— Высшая планка?

Д. Завгородняя:

— Да. Надо чуть-чуть упростить для детей. Тогда они захотят тоже попробовать свои силы.

А. Милкус:

— Я благодарю наших участников.

2 декабря 2020 года ученики 11-х классов напишут обязательное итоговое сочинение. Свои рекомендации выпускникам дал разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров в рамках серий онлайн-консультаций Рособрнадзора.

Зачем нужно итоговое сочинение?

«Изначально итоговое сочинение задумывалось как метапредметное испытание. Главная его цель — проверка вашей личностной зрелости, умения формулировать свою точку зрения, рассуждать на отвлеченные темы, предлагать свои ответы на философские вопросы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения», — говорит Алексей Федоров.

Положительный результат, то есть «зачет», является допуском выпускников к ЕГЭ. Кроме того, сочинение могут оценить в вузе при поступлении.

«Если в вузе учитывается итоговое сочинение как индивидуальное достижение, абитуриенту могут добавить до 10 баллов по критериям учебного заведения», — отмечает разработчик.

На какую литературу можно опираться

Рассуждения на разработанные темы предполагают обязательно опору на литературный материал.

«Это важно. По опыту проверки сочинений прошлых лет убеждаешься, что для глубокого рассуждения на философские, общественно-политические, нравственно-этические темы у ребят не хватает собственного жизненного опыта. Поэтому им предлагается опереться на свой читательский опыт. Но они показывают свой читательский кругозор, умение подобрать литературные произведения, чтобы выразить свою точку зрения», — поясняет Алексей Федоров.

В школе изучают художественную литературу. Но можно использовать не только ее.

«Этот критерий получил специальное, расширяющее дополнение, — говорит разработчик. — Можно использовать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — то есть загадок, потешек, пословиц и поговорок), художественную литературу, документальную, мемуарную, публицистическую, научную, научно-популярную. В том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. То есть так или иначе весь человеческий опыт. Никто не ограничивает, никто не нацеливает на обязательность школьной программы для доказательства своей мысли».

В более 90% случаев однако выпускники обращаются к школьной программе, но это не снижает отношения эксперта к работе. «Есть замечательные сочинения на основе казалось бы всем известных произведений», — отмечает разработчик.

Каковы требования к итоговым сочинениям, и за что ставят «незачет»

Есть два главных требования — так сказать, допуск к проверке. Первое — формальное — объем: рекомендовано 350 слов (включая служебные). Если меньше 250 слов — по первому требованию выставляется несоответствие и автоматически «незачет». Второе требование — самостоятельность написания.

«Это предполагает, что вы не используете неоправданные заимствования, — поясняет разработчик. — То есть не занимаетесь плагиатом, не выдаете чужой текст — списанный или заученный заранее — за свой. Если используете чужое мнение, необходимо сослаться на источник. Правильность оформления ссылки никто не требует, ссылка в свободной форме. Главное назвать автора».
Еще одно важное уточнение — объем цитирования текста, который приводите как чужой, не должен быть больше вашего собственного текста. То есть не более 50%.

Остальные пять критериев остались неизменны. Первое — соответствие теме. «Подразумевается, что у ученика верное представление о ключевых понятиях, их лексическом значении, смысловом поле. Незнание или произвольное толкование просто уведет в другую сторону», — говорит Андрей Федоров.

Второй главный критерий — аргументация и опора на литературный материал.

«Часто бывает так: вступление, в основной части пересказ какого-то произведения, и в качестве вывода в лучшем случае другими словами повтор вступления, — объясняет Федоров. — Аргументация предполагает, что у вас есть тезис (не обязательно один) и аргумент, почему он правилен. В качестве аргумента может быть приведен фрагмент произведения или проблемный анализ определенной ситуации.

Незачет по второму критерию выставляется, если нет опоры вообще на литературный материал; или он только называется; или автор называет произведение, не помня, о чем оно, и начинает импровизировать, искажая содержание.
«Эти два критерия ключевые. Если хотя бы по одному из них поставлен незачет, сочинение дальше не проверяется», — заявляет Алексей Федоров.

Есть еще три критерия. Это композиционная цельность и логичность высказывания. «Нужно понимать, что мысль развивается последовательно: сначала тезис, а потом доказательство. Можно от примера прийти к доказательству, — поясняет разработчик. — „Незачет“ — если сочинение очень сложно понять с точки зрения построения, когда нарушения логики не дают возможности определить коммуникативный замысел».

Следующий критерий — культура речи, под этим подразумевается речевая грамотность, языковое разнообразие, отсутствие речевых и лексических ошибок. Если из-за неверных сочетаний невозможно понять мысль, то также будет незачет. Кроме того, оценивается грамотность (пунктуация, орфография, грамматика). На 100 слов не должно быть больше 5-ти ошибок. Негрубые ошибки суммируются, не считаются отдельно.

«Таким образом, чтобы получить „зачет“ (у сочинения две оценки), нужно пройти допуск в качестве двух требований, обязательно получить зачет по первым двум критериям (соответствие теме и аргументация), и из оставшихся трех хотя бы по одному получить зачет», — резюмирует разработчик тем.

Направления тем для итогового сочинения в 2020 году

В этом году утверждено пять направлений. Публикуем все с пояснениями, чего ждут от выпускников.

— «Забвению не подлежит». Темы данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

— «Я и другие». Здесь целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

— «Время перемен». Здесь можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями

— «Разговор с собой». Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

— «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Вот как звучали реальные темы: Как вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом — это «победа нравственная»? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает? Всегда ли легко различить добро и зло? Должен ли человек смирять свою гордость? Как победить в себе гордыню? Согласны ли вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует? В чём заключается рыцарское отношение к женщине?

График написания итогового сочинения в 2020 году

Повторимся, что основной период назначен на 2 декабря. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что эти сроки в связи с эпидобстановкой менять не собираются.

Итоговое сочинение начнется в 10 часов по местному времени. Темы будут известны не раньше, чем за 15 минут до написания.

Если выпускник получит «незачет» на итоговом сочинении, не явится на его написание или не завершит работу по уважительным причинам, он сможет написать сочинение в дополнительные сроки — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Фото: obrnadzor.gov.ru.

САЙТ ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ.

Поиск

новостичитатьсмотреть/слушатьучитьсянаши проектыо нас

Поиск

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

26.12.2022

Как это работает. Что такое эпиграф

Что такое эпиграф? Это строчка, расположенная сразу под названием, по правой стороне. Она нужна не только для красоты, но и чтобы донести авторский замысел

#в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

19.12.2022

Как это работает. Название («Барышня-крестьянка», «Мёртвые души», «Облако в штанах»)

Как выбрать идеальное название для книги? Русские классики знали секрет — поэтому их повести, романы и поэмы интригуют даже того читателя, который не успел открыть первую страницу

#в помощь школьнику

Фото: PxHere

Публикации

Юбилеи писателей — 2023100-летие Расула Гамзатова, Михаила Танича и Виславы Шимборской, 150 лет Валерию Брюсову, 200 лет Александру Островскому — какие памятные даты готовит нам литературный календарь 2023 года

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

16.12.2022

Как это работает. Что такое фабула и сюжет

Чем отличаются фабула и сюжет в литературе? И почему некоторые классики из школьной программы любят всё усложнять?

#в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

12.12.2022

Как это работает. Что такое говорящие имена и фамилии

Вспоминаем, что такое говорящие имена и фамилии — и за счёт чего они помогают понять смысл рассказа или повести, поэмы или романа. Печорин, Онегин, Скотинин, Чацкий, Лебезятников

#в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

06.12.2022

Как это работает. Деталь и символ («Мёртвые души», «Обломов», «Преступление и наказание», «Вишнёвый сад»)

Разбираемся, что такое деталь в литературе, чем деталь отличается от символа — и почему ни одно классическое произведение не обходится без этой «мелочёвки»

#в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

30.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Родина, государство, гражданская позиция человека»

Что такое родина? Можно ли ставить знак равенства между родиной и государством? И что может сделать каждый из нас, чтобы жизнь сограждан стала лучше? Отвечаем на эти вопросы — и готовимся к итоговому сочинению-2022

#в помощь школьнику #итоговое сочинение

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

28.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Человек и общество»

Продолжаем подготовку к итоговому сочинению-2022 и разбираемся: почему человеку бывает трудно жить в обществе, но без него — вообще невозможно?

#итоговое сочинение #в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

24.11.2022

Итоговое сочинение-2022. Семья, род; семейные ценности и традиции

Что писать на итоговом сочинении, если выбирать именно это направление? Вспоминаем, какие темы попадались на итоговом сочинении в прошлых годах, и пополняем копилку аргументов

#итоговое сочинение #в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

21.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Искусство и человек»

Декабрьское сочинение на эту тему не обязано быть произведением искусства — но всё-таки стоит разобраться, о чём рассуждать и какие аргументы приводить

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

16.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Наука и человек»

Составляем план итогового сочинения о науке, подбираем аргументы и лишний раз убеждаемся: знания — это прекрасно, однако человек должен отдавать себе отчёт, на благо или во зло он их применяет

#итоговое сочинение #ЕГЭ #в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

14.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Природа и человек»

Может ли человечество жить в гармонии с окружающим миром, и если да, как приблизить этот заветный миг? Размышляем о высоком — и, конечно, ищем аргументы к итоговому сочинению на тему природы

#итоговое сочинение #в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

09.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Свобода человека и её ограничения»

Правда ли, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого? Готовимся к итоговому сочинению-2022 и вспоминаем, что такое хорошо, а что такое плохо

#в помощь школьнику #итоговое сочинение

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

06.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Познание человеком самого себя»

Выясняем, что писать на итоговом сочинении, если вам близко это тематическое направление. Зачем нужно знакомиться с самим собой — и какие открытия ждут нас на пути самопознания?

#итоговое сочинение

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

01.11.2022

Итоговое сочинение-2022. «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы, выбор между добром и злом»

От того, насколько конкретные люди готовы понимать и принимать друг друга, зависит благополучие всего социума. Именно об этом предлагается рассуждать на итоговом сочинении в 2022 году

#в помощь школьнику #итоговое сочинение #ЕГЭ

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

31.10.2022

Как это работает. Лирический герой с внутренним конфликтом

Обманывают не только люди, но и выдуманные персонажи. Как понять истинное состояние лирического героя? Читаем лирику Лермонтова, Некрасова, Бунина, Брюсова

#в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

26.10.2022

Итоговое сочинение-2022: «Внутренний мир человека и его личностные качества»

Разбираем направление, которое многим кажется непонятным и трудным, — но всё прояснится, если вспомнить темы итогового сочинения прошлых лет и поискать аргументы

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

24.10.2022

Итоговое сочинение-2022: руководство к действию

Какие темы могут встретиться на итоговом сочинении в 2022 году? Откуда брать аргументы? И кстати, сколько слов и абзацев должно быть в сочинении? Публикуем обзор по подготовке к декабрьскому экзамену

#итоговое сочинение #в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

24.10.2022

Как это работает. Кто такой лирический герой?

Чувства, мысли и настроение лирического героя — совсем не то же самое, что переживания «настоящего» поэта: Пушкина, Ахматовой, Толстого, Цветаевой… Но почему?

#в помощь школьнику

Итоговое сочинение. В помощь школьнику

17.10.2022

Как это работает. Автор и рассказчик, их роль в произведении

Автор и рассказчик — не то же самое, что «обычный» герой произведения. Выясняем, в чём разница, на материале произведений Пушкина, Гоголя и Горького

#в помощь школьнику

На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.

1. Учителя воспитывают из всех
литературоведов

«Зачем
моему ребёнку писать сочинение по
литературе, если он поступает в технический
вуз?» — задаются вопросом родители
будущих инженеров и программистов. Почитаем
аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических
измерений (ФИПИ) — разработчика всех
контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое
сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал».

А теперь
разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники
пишут сочинение, чтобы показать, что
они способны мыслить и рассуждать,
защищать свою точку зрения аргументами,
а не топаньем ножки со словами «Я так
хочу!». Этот навык
очень пригодится во взрослой жизни.
Например, чтобы аргументировать в вузе
своё желание быть на паре, а не разбирать
кирпичную стену. Или чтобы объяснить
любимой девушке, что брать графитовую
норковую шубку в кредит — не лучшая
затея. Или чтобы вести интересный диалог
с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

Уметь
мыслить логически — полезно. Но зачем
же обязательно опираться на литературу?
Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем
вообще читать книги?

Ответа в
документах ФИПИ мы не найдём, поэтому
поделюсь своими мыслями. Литература
показывает нам опыт поколений, даёт
возможность понять, что мы не первые
испытываем те или иные чувства. Не мы
первые влюблены безответно; не мы первые
расходимся во взглядах с родителями;
не мы первые чувствуем отчаяние; не мы
первые испытываем детский восторг от
первого снега. То есть литература
становится для нас незримым другом,
неосязаемым кладезем ответов на вопросы,
которые нас мучают. Перечитаем «Маленького
принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни
важны не цифры (деньги, статистика
лайков), а дружба и любовь. Познакомимся
с романом «Зулейха открывает глаза»
Яхиной и поймём, что человек способен
устоять перед натиском любых невзгод.
Поэтому читать литературу, а не только
постики и новости, невероятно важно для
стабильности нашего состояния. Уметь
сопоставлять эпизод из книги со своей
жизнью — значит развивать своё
аналитическое мышление. А оно нам
пригождается всякий раз, когда мы стоим
перед выбором.

Выпускнику
не нужно уметь делать литературоведческий
анализ — ему нужно уметь мыслить,
выражать свою точку зрения и аргументировать
её.

Как оценивают-то?

Теперь
вчитаемся в критерии оценивания
сочинения. Сначала
эксперты принимают решение, нужно ли
вообще оценивать это сочинение. Для
этого они, во-первых, считают количество
слов: не меньше 250, лучше около 350.
Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли
написано сочинение. Если оба требования
выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно
исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием
— получишь «незачёт»

Первый
критерий — соответствие теме.
Если
ученик заявил тему надежды и отчаяния,
а говорит о гордости и небесных пряниках,
увы, сочинение не зачтут. Но если он не
согласился с предложенным мнением и
аргументировал свою точку зрения, то
всё в порядке.

Например,
в 2018 году в одном из комплектов тем была
такая: «Согласны ли Вы с утверждением
Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

Можно не
согласиться с такой формулировкой? Я
думаю, что быть добрым в современном
мире не очень-то легко. Если ты добряк,
каждый норовит ноги вытереть о тебя. С
другой стороны, доброта открывает любые
двери. Не может быть однозначного ответа
на этот вопрос! И тем более, нет
правильного
ответа. Есть мнение конкретного человека.

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй
критерий — аргументация. Привлечение
литературного материала.

Закройте
глаза, сделайте вдох, досчитайте до
десяти, когда вновь услышите, что нужно
брать для аргументации два произведения
из русской классики. Это самый
распространённый миф.

Читаем
методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке
итогового сочинения по критерию № 2
„Аргументация. Привлечение литературного
материала“ нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием
участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала,
имеет право
привлекать не только художественные
произведения, но и дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники
отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст)».

Взять для
примера «Чайку по имени Джонатан
Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть
«Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На
здоровье. Вспомнить песню «Когда мы
были на войне» на стихи Самойлова? Не
проблема.

Сочинение — не проверка на
знание кратких содержаний произведений
школьной программы, а возможность
поделиться мыслями, которые возникли
во время чтения произведения
.

Достаточно
одного литературного произведения.
Усилить свою аргументацию можно примерами
из других видов искусства: театра, кино,
живописи, музыки. Можно привести пример
из истории, биографий великих людей.
Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может
требовать привлечения нескольких
литературных аргументов или опоры не
только на литературный аргумент, но и
на произведения других видов искусства
или на исторические факты. Таким образом,
в итоговом сочинении, кроме литературного
аргумента, могут быть аргументы, связанные
с театром, кино, живописью, историческими
документами (их нужно рассматривать
как органическую часть сочинения)».

В этом
абзаце идёт речь о том, что
некоторые
вузы за итоговое сочинение дают
дополнительные баллы
. Так, Высшая
школа экономики может прибавить до десяти
баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной
комиссии желанного вуза можно выяснить,
какие требования здесь предъявляют к
сочинению, и получить отличную прибавку
к портфолио.

Если же
сочинение не отвечает хотя бы одному
из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для
получения оценки „зачёт“ необходимо
иметь положительный результат по трём
критериям (по критериям № 1 и № 2 — в
обязательном порядке), а также „зачёт“
по одному из других критериев».

Посмотрим
на «другие критерии».
Третий
критерий — композиция и логика
рассуждения
.

Логические связи между
тезисом — основной мыслью высказывания
— и аргументами делают нашу речь понятной
и удобной для восприятия. Если логика
нарушена, то такая речь тяжело
воспринимается.

Классический
пример нарушения логики нам подарил
известный политик ещё в 2013 году:
«А
сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, мало кто может это
делать»
. Если в сочинении зафиксирована
постоянно скачущая блохой мысль, то по
этому критерию, конечно же, «зачёт» мы
не получим.

Кроме того,
важен композиционный баланс. Вступление
и заключение по объёму должны быть
меньше основной части. Если праздные
рассуждения о космических кораблях,
бороздящих просторы Вселенной, занимают
большую часть сочинения, а собственная
точка зрения и её доказательство —
меньшую, то это похоже на пустословие.

Через
сочинение мы стремимся научить подростка
быть ответственным за свои слова.

Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.

«Итоговое сочинение — это кандалы правил. Оно проверяет, насколько быстро ты в этих кандалах умеешь бегать», — считает филолог Михаил Павловец. Вузы отказываются начислять за это сочинение баллы, но без него школьников не допускают к ЕГЭ. Доцент ВШЭ дает лайфхаки для подготовки.

В чем главная проблема итогового сочинения

— Сегодня сочинение считается инструментом вернуть книгу в руки школьнику. Основная идея: если ребенка обяжут писать сочинение, он будет читать те книжки, без которых он с этим сочинением не справится.

Но вместо того, чтобы заставить читать книжки, детей подтолкнули к тому, что они встали на пути лукавства. Сработала машина по производству готовых сочинений, появились курсы по подготовке. Она прекрасно работала и в 90-е годы, до ЕГЭ, когда все писали вступительные сочинения, и вот запущена вновь. 

Причем интересно, сочинение фактически по литературе, а к ЕГЭ без него ты не допущен по математике, русскому, английскому. Какая связь? Нам говорят, что оно не по литературе, но литературоцентрично, то есть писать нужно по художественным произведениям. Но художественное произведение — сложно устроенная вещь. С одной стороны, оно отражает реальность, даже если это фэнтези. Но, с другой стороны, реальность отражают анекдот, кейс и байка из твоей личной жизни. 

Литература есть прежде всего искусство. Пушкин пишет: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Очень важно уметь обливаться слезами над вымыслом, но хорошо бы при этом смотреть на себя со стороны, анализировать свои чувства.

А есть еще более высокий уровень — понимать, как это сделано. Вспомните Печорина. Он плачет о том, что упустил Веру, и одновременно думает: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать».

А это напрочь убивается итоговым сочинением. Тебе говорят: «Художественное произведение — это сплетня, житейский кейс. Вытащи сюжет и “аргументируй”». Но оно на то и художественное, что предлагает множество интерпретаций, порой взаимоисключающих. Мы можем Чацким восхититься, можем посмеяться над ним, можем посчитать, что он сумасшедший. А нам предлагают взять Чацкого и доказать правоту своей мысли, как будто его образ имеет лишь одно-единственное правильное понимание — и может быть весомым аргументом в споре!

Почему вузы перестают давать за него баллы

— Большинство вузов уже перестали вовсе. В этих сочинениях царит шаблон. Их оценить очень трудно, потому что по формальным критериям они могут быть правильными, но по сути — форменное издевательство.

Поначалу казалось, что сами вузы могли бы перепроверять сочинения и говорить, что они от него ждут, тем самым влияя на отбор абитуриентов. Мы честно пытались, и первый год было действительно интересно. Много всякой ерунды, но среди ерунды попадались бриллианты: дети еще пытались размышлять.

Михаил Павловец

Но дальше… Мы даже специальные замеры делали. Количество двоек стремительно уменьшилось, отличные баллы почти исчезли. Стала торжествовать крепкая, кондовая четверка с плюсом. Человек понял, что от него требуется, и по алгоритму начал это воспроизводить, не включая ни ум, ни сердце. Вам нужно, чтобы я выполнил какой-то ритуал? Я выполню.

Как подготовиться к сочинению

— Самое главное — увидеть тему и превратить ее в проблему, то есть в некий вопрос. Например, если ты видишь тему «Кому на Руси жить хорошо», попробуй сначала понять, на какой вопрос ты будешь отвечать. Как он звучит?

И лучше всего в таком случае прицепиться к самой формулировке, потому что она состоит из слов. Кому на Руси жить хорошо? Берем слово «хорошо». А что значит жить хорошо? Вот вам первая тема. Для одного хорошо жить — это купаться в роскоши. Для другого — заниматься любимым делом. Для третьего — когда тебя не трогают. И получается, что нет какого-то одного общего счастья для всех. Хотя есть люди, которые считают, что всех можно осчастливить одинаково. Вот тебе материал для размышления.

Дальше берем «на Руси жить». Почему на Руси? Как это связано с нашей родиной, с нашей историей? Почему именно здесь такие вопросы возникают? Это еще одна интересная тема, патриотическая. Спроси себя, почему на Руси есть пословицы, которые обесценивают хорошую жизнь? Например, хорошо не жили — нечего и начинать. Или откуда наша убежденность, что хорошая жизнь — это грех и что нужно обязательно страдать?

А можно взять слово «кому», и из этого тоже выйдет целое сочинение. Кого мы ищем? Зачем нам знать, кому на Руси жить хорошо? Может быть, это связано с тем, что мы себя не считаем счастливыми? Почему нам кажется, что мы живем плохо? Почему мы ищем того, кто живет хорошо? Мы не удовлетворены своей жизнью? Каждое слово дает нам очередной поворот.

В итоговом сочинении стоит формальная задача обязательно привязать какое-то произведение к теме. Если ты начитан, можно перебирать и думать, что подойдет под конкретный поворот.

Если ты читал мало или все забыл, приходится заниматься другой вещью и натягивать сову на глобус, но это немного лучше, чем заучивать по пять рассказов на каждое направление.

Условно говоря, ты берешь «Судьбу человека» и начинаешь рассуждать, как ее связать с темой сочинения. А хорошо ли жилось главному герою Андрею Соколову? Плохо ему жилось. А почему? Да потому что его жизнь пришлась на трагические периоды нашей истории. Сначала Гражданская война, умерли его близкие, потом была Вторая мировая. И мы видим: как ни пытайся быть счастливым, все равно что-то тебя лишит этого счастья, ты не защищен.

Получается искусственно, но здесь ничего не поделать. Любое итоговое сочинение — это кандалы правил, и оно проверяет, насколько быстро ты в этих кандалах умеешь бегать.

Писать как думаешь или как нужно для экзамена?

— Однажды мои дети писали пробник по ЕГЭ и спросили: «Михаил Георгиевич, а нам как писать? Как мы думаем или как нужно для ЕГЭ?» Вот это был вопрос, конечно. Я им сказал: «Ребят, вот когда вы пишете для меня, как вы думаете, я читаю ваши сочинения?» — «Ну да, вы рецензии пишете. Вам интересно, как мы рассуждаем».

А теперь нужно подумать, кто будет читать ваше итоговое сочинение или сочинение на ЕГЭ. Это эксперты. Им интересны ваши мысли? Нет? А что им интересно? Им нужно, чтобы вы все правильно выполнили по критериям. Отсюда и ваша задача — удовлетворить требование эксперта в том, чтобы работа соответствовала неким формальным, искусственным критериям, которые придумали для того, чтобы вы получили доступ в университет.

Нужно туда эмоционально вкладываться? Нет, вы не получите обратной связи, вы узнаете только баллы и ошибки, которые допустили по критериям и которые на самом деле могут быть вовсе и не ошибками — поэтому и относиться к ним нужно соответственно. Это не коммуникация, это выполнение неких условных действий для прохождения на следующий тур.

Какие могут быть альтернативы итоговому сочинению 

— Мы с коллегами придумали такую альтернативу и назвали ее Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами». И оказалось, что то, что мы придумали, — давно ожидалось, оно востребовано. Например, в прошлом году к нашему чемпионату присоединились 14 вузов — от Дальневосточного до Северо-Кавказского и от Арктического до Балтийского университета имени Канта. В этом году их будет в полтора раза больше.

Принципиальное отличие такого сочинения в том, что мы идем от личности самого школьника, от его интересов, от того, чему он уже посвящает часть своего времени, о чем читает книги, смотрит фильмы. И второе — мы не даем тем. Скорее, мы ставим некоторые задачи в рамках 16 направлений — от лингвистики и психологии до спорта и политики.

Задание каждый раз выглядит по-разному. Мы специально делаем так, чтобы подготовиться к этому сочинению было невозможно, и постоянно меняем правила, оставляя только одно: ты придешь с тем, что у тебя есть в голове и в сердце, мы тебе поставим какую-то интересную задачу, ты сам определишь тему, по которой будешь писать, а мы уже скажем — ты справился или нет.

В прошлом году было так. Например, ты увлекаешься биологией и выбираешь направление «естественные науки». Тебе говорят: «Ты собираешь команду для научного проекта, хочешь исследовать важную сферу. Напиши научную заявку в грантовый фонд, в которой расскажи о своем проекте и обоснуй, почему тебя должны поддержать».

Дети спрашивали: «А где здесь про Грибоедова писать?» Не знаю. Если он тебе нужен, чтобы этот фонд убедить, ты можешь процитировать Грибоедова.

В школе учат писать сочинение, которое нужно писать, только если ты станешь учителем литературы. А нужно писать такие тексты, которые тебе в жизни пригодятся.

Но если тебе необходима для этого литература — отлично.

Второй жанр — научная статья, ты должен ее прочитать, понять и написать рецензию. Тяжело, не получается — третий вариант. У тебя есть научный интерес. Подготовь лекцию для депутатов областной думы — такую, чтобы тебя услышали. А услышали — это значит, то, о чем ты рассказываешь, должно пригодиться депутату в его деятельности.

Справится ли с этим обычный школьник?

— Я считаю, конечно, на это способно пока меньшинство. Потому что сами дети об этом еще не задумались. У нас в первый год проходило отбор 10 500 человек, а победителей в итоге было 180. А что же остальные? А остальным мы рассказали: «Смотри, может быть вот так. Ты так умеешь? А ты так пытался? Попробуй, мы же тебе напишем рецензию и скажем, что круто, а что нет».

Мы послали сигнал учителям. Вы учите ребенка писать сочинение «Катерина Кабанова — луч света в темном царстве», а ему хорошо бы в чемпионате выиграть, чтобы поступить. А чтобы выиграть, нужны совсем другие вещи. Умный учитель подумает: «А я умею так учить? Или я только за ЕГЭ отвечаю?» Это возможность менять представление о том, каким может быть наше образование и что можно учитывать интересы ребенка.

Принципы такого сочинения помогают выявить ребят, которые действительно интересуются своей сферой и умеют об этом говорить. Это нужно любому специалисту, не только филологу или историку. Подвешенный язык, умение ярко, интересно и компетентно рассказать о том, чем ты занимаешься, — это бесценное умение, за которое ты будешь еще и деньги получать.

Нужно ли вообще в школе писать сочинение и каким оно должно быть

— Писать нужно обязательно, но при условии, что написанное будет обсуждаться. Только тогда это имеет смысл. У меня ребята очень много пишут, примерно за год около десяти работ. Это часто просто отклики от прочитанного. Я и урок всегда начинаю с вопроса: «Ну что, как ваши впечатления? Что понравилось, что нет? Кому читать было тяжело?» Это нужно, чтобы человек проговаривал, каков был опыт его первой встречи с книгой, и формулировал, что значит для него этот опыт. Объем таких сочинений зависит от задачи. Я могу дать работу на урок, могу — на десять минут. А могу сказать: «Можно писать месяц».

Я очень люблю давать тексты на сопоставление, особенно когда это тексты принципиально разные. То есть сравнить кирпич и помидор — это гораздо лучше, чем сравнивать белый кирпич и красный. Соответственно, если одно стихотворение современное, а другое XIX века, столько интересного всего открывается!

Идеальная система сочинений в школе возможна. Это должны быть, во-первых, сочинения разных жанров и, во-вторых, по разным предметам. Есть сочинение по русскому, по истории, у нас в лицее один преподаватель пыталась культивировать эссе по математике. Если сочинения разнообразны и если их читают и обсуждают — ничего другого не надо.

Михаил Георгиевич Павловец — филолог, преподаватель в Высшей школе экономики. Доцент школы филологии факультета гуманитарных наук и заведующий проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам. Учитель словесности в Лицее ВШЭ.

Фото: Сергей Щедрин

Текст был впервые опубликован 29 сентября 2021 г.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

167306_original

3 декабря 2014 года одиннадцатиклассникам предстоит писать итоговое сочинение (изложение). Поскольку это новый экзамен, у школьников и родителей возникает много вопросов. Рособрнадзор ответил на наиболее типичные из них.

1. Зачем нужно сдавать итоговое сочинение (изложение) и обязательно ли его сдавать?

Итоговое сочинение (изложение) является обязательной процедурой допуска к ГИА.

2. Когда я должен сдавать итоговое сочинение (изложение)?

Итоговое сочинение (изложение) проводится 3 декабря 2014 года. Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:

— обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

— обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

— обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года).

3. Необходимо ли подавать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) если да, то куда и когда?

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подавать заявление. Заявления подаются не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в своей школе лично или родителями на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами по доверенности.

Выпускники прошлых лет, участники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды подают заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) в местах регистрации, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. Выпускники прошлых лет обязаны предоставить оригиналы документов об образовании, участники с ограниченными возможностями здоровьяобязаны представить заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности.Чтобы узнать перечень мест регистрации, необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ.

4. Где я буду сдавать итоговое сочинение (изложение)?

Писать итоговое сочинение (изложение) обучающиеся будут в своих школах. Выпускники прошлых лет и участники с ограниченными возможностями здоровья будут писать итоговое сочинение (изложение) в местах сдачи, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ. При регистрации на сдачу итогового сочинения (изложения) выпускникам прошлых лет и участникам с ограниченными возможностями здоровья будет выдано уведомление с указанием адреса места сдачи итогового сочинения.

5. Где я могу узнать темы сочинений (тексты изложений)?

За 15 минут до проведения итогового сочинения (изложения) темы (тексты) сообщаются участникам в пункте сдачи итогового сочинения (изложения).

6. Что я должен взять с собой на сдачу итогового сочинения (изложения)?

Участнику необходимо взять с собой на экзамен:

— черную гелевую ручку;

— документ, удостоверяющий личность;

— при необходимости лекарства и питание.

Орфографический словарь будет выдан членами школьной комиссии по проведению итогового сочинения (для написания изложения выдается также толковый словарь).

7. Сколько длится итоговое сочинение (изложение)?

Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

8. Что запрещается во время проведения итогового сочинения?

Во время проведения экзамена нельзя иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений) на бумажном или электронном носителях, фотографировать бланки и темы итогового сочинения (тексты изложения).

9. На чем мне писать итоговое сочинение (изложение)?

Участники выполняют сочинение (изложение) на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

10. Где можно узнать мои результаты итогового сочинения (изложения)?

С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в местах сдачи итогового сочинения (изложения).

11. Будет ли возможность пересдать итоговое сочинение (изложение)?

Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:

— обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

— обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

— обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет, повторно допущенных в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения), предусматриваются дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения) (4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года).

12. Будут ли учтены мои результаты итогового сочинения при сдаче ЕГЭ?

Нет, результаты итогового сочинения не будут учтены при сдаче ЕГЭ.

13. Будет ли учитывать вуз мои результаты итогового сочинения (изложения)?

Результаты итоговых сочинений (изложений) могут быть учтены вузами. Участникам, сдававшим итоговое сочинение, к имеющимся баллам ЕГЭ может быть прибавлено до 10-ти баллов по усмотрению вуза. Порядок учета результатов, полученных абитуриентом за итоговое сочинение, указывается в правилах приема, утвержденных вузом самостоятельно.

13. Нужно ли относить мои бланки сочинений (изложений) в вуз?

Нет, не нужно, бланки будут доступны вузу к просмотру через специально разработанные информационные ресурсы. Однако при приеме в вузы в заявлении необходимо указать предоставление итогового сочинения, как результата индивидуального достижения.

источник: obrnadzor.gov.ru

  • Зачем же люди лгут что островский устарел сочинение по бесприданнице
  • Зачем достоевский написал рассказ мальчик у христа на елке сочинение
  • Зачем детям рассказывают сказки
  • Зачем детям деньги сочинение
  • Зачем дети ходят в школу сочинение на английском