Зачин сказки сестрица аленушка и братец иванушка


0

Какой зачин в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

1 ответ:



0



0

Сказка «Сестрица Аленушка да братец Иванушка» начинается следующими словами «Жили-были…» есть определение главных героев, о которых пойдет речь в сказке, поэтому эти слова являются зачином. Иногда в зачине говорится о месте, где произойдут события, названия государства, но в сказке про Аленушку только упоминание главных героев.

vShbpPzyx73Mkqls4uzCSIC3eeTfx.png

Читайте также

Кикимора- русский персонаж женского пола. Часто её описывают как маленькую, сгорбленную, не красивую, неряшливую старушку одетую в лохмотья.О ней писал А.Н.Толстой в сказке » Кикимора».

Лучшим исполнителем роли Бабы — Яги в советских сказках был великолепный Георгий Францевич Милляр(1903-1993), настоящая фамилия должна быть — де Мильё. Отец актёра — французский инженер, мать — из богатой семьи сибирского золотопромышленника. Юный Милляр получил хорошее домашнее воспитание: умные гувернёры обучали его французскому и немецкому языку, музыке. В доме была большая библиотека, поэтому чтение книг было любимым занятием мальчика. Отец умер рано, стало трудно жить. После Октябрьской революции имущество семьи конфисковали, фамилию пришлось изменить. Некоторое время Миллр работал в геленджикском театре бутафором. Там же состоялся и случайный дебют: он заменил заболевшего актёра. Вскоре Милляр становится учеником театральной школы при театре им. Революции (так назывался до года театр им. Маяковского).

Знакомство с А. Роу, режиссёром советских сказок, навсегда связало Г. Милляра с образами нечистой силы (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, чёрт, царь подводного царства).

Кстати, внешний облик Бабы-Яги Милляр придумал сам, ещё в 1939 году, когда впервые исполнил эту роль.

Незабываемым и неповторимым остаётся специфический голос актёра.

С текстом сказки «Белая уточка» можно ознакомиться здесь.

У волшебной сказки есть ряд признаков, безошибочно отличающих её от других видов:

  • в ней всегда происходят магические превращения (в козлёночка, лягушку, волка);
  • волшебство происходит благодаря магическим предметам или заклинаниям;
  • происходят поиски заколдованного человека (царевны-лягушки, например);
  • действие происходит между двумя поколениями (родителями и детьми);
  • часто присутствует магический помощник (щука в «По щучьему велению»).

В «Белой уточке» помощника нет, зато имеется вредитель — ведьма. Именно она произносит магические слова, превращающие княгиню в уточку.

Умеет пользоваться заклинаниями и князь:

v6Tri1oz6slpeXak4NAW6yMgTDW7ug09.png

Затем появляются и предметы — пузырьки с говорящей и живящей водой, которой оживили загубленных детишек. Последний сеанс магии — казнь ведьмы:

P6iog1OK1pCsYMKS5vb6gFuoENkexrCq.png

Поисков в сказке предостаточно: сначала ведьма ищет детей, потом сама уточка-княгиня, а затем — князь желает изловить уточку.

Разные поколения также представлены: князь с княгиней и их сыновья.

Все необходимые компоненты волшебной сказки присутствуют, хотя остаётся загадкой: какова судьба сынка-заморыша, дважды спасавшего братьев от смерти? Похоже, о нём просто позабыл кто-то из сказителей — вот и пошло повествование дальше по эстафете с незавершённым сюжетным ходом.

Краткое содержание сказки Шарля Перро «Смешные желания»:

  1. Бедный дровосек недоволен судьбой и однажды встречает в лесу Зевса, который обещает ему выполнить три его желания
  2. Дровосек рассказывает об этом жене, и та уговаривает дровосека повременить с желаниями до утра.
  3. Дровосек сел в кресло и сказал, что сейчас бы хорошо колбаску и тут же его желание исполнилось.
  4. Жена начала ругать дровосека за даром потраченное желание и дровосек в сердцах пожелал, чтобы колбаса повисла на носу жены.
  5. Колбаса тут же прилипает к носу жены дровосека и та становится очень страшной
  6. Дровосек переэживает, что не может пожелать стать королем, ведь тогда у него будет такая страшная королева.
  7. Дровосек последним желанием возвращает своей жене первоначальный вид.

Произведение «У Лукоморья дуб зелёный» написано А.С.Пушкиным, к поэме «Руслан и Людмила».

Так вот этот кот учёный, который ходил на лево, ни позировал и не песнь заводил, а сказку говорил.

Песнь заводил, только когда на право шел.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

👉 Ответы к странице 37. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 9

Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки.

Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Ответ:

ЗАЧИН

«Жили-были старик да старуха…» — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Жил-был царь Берендей…» — «Иван-царевич и Серый Волк».

«Жил-был старик…» — «Сивка-бурка».

КОНЦОВКА

«Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.» —

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.» — «Иван-царевич и Серый Волк».

«Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.» — «Сивка-бурка».

Все три сказки из учебника начинаются одинаково —«Жили-были…».

Концовки у этих сказок разные, но каждая из них часто встречается в русских народных сказках. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нет обычной для сказок концовки, но ее можно добавить. Смысл и сюжет от этого не изменится.

Словами «Жили-были…» начинаются сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «По щучьему велению».

Словами, похожими на концовку «Стали они жить-поживать да горя не знать» заканчивается сказка «Крошечка-Хаврошечка»: «Стала она в добре поживать, лиха не знавать».

Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» заканчивается словами:«Стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать».

Концовкой «Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» заканчиваются сказки «Хрустальная гора» и «Пёрышко Финиста- ясна сокола».

Задание 10

Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Ответ:

Концовка нужна для завершения истории. Она как бы ставит точку в сказке, утверждает добро и справедливость. Обычно в концовке говорится о том, что для положительных героев испытания закончились хорошо: свадьбой, счастьем, спокойной и долгой жизнью.

Задание 11

Определи зачины и концовки.

Ответ:

«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»— зачин.

«Жили-были…»— зачин.

«Стали они жить-поживать и добра наживать…»— концовка.

«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»— концовка.

Задание 12

Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Задание 13

Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Ответ:

В волшебныхсказках есть зачин, концовка и троекратные повторы (три испытания или задания для героя).

Сказки получили такое название, потому что в них обязательно присутствует что-нибудь волшебное:

  • вещь (например, кольцо, зеркало, сапоги-скороходы);
  • растения или животные (говорящая яблоня, златогривый конь);
  • колдовство, превращение (царевна превратилась в лягушку).

В волшебной сказке герой должен пройти испытания, чтобы получить волшебный предмет или спасти кого-нибудь. Часто ему помогает сказочное существо (например, говорящий волк).

Задание 14

Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Задание 15

Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Ответ:

Волшебная палочка,скатерть-самобранка,сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Печь, ведра — «По щучьему велению».

Клубок — «Царевна-лягушка».

Серебряное блюдце с золотым яичком, серебряные пяльцы, золотое веретено — «Финист – ясный сокол».

Тема: Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»(2 урок)

Цель: совершенствовать навыки осмысленного выразительного чтения; учить передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки, делить текст на смысловые части; развивать образное мышление, творческое воображение, умение читать по ролям; воспитывать интерес к литературному наследию родного народа, доброту, любовь к близким и родным людям.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

  1. Работа над скороговоркой.

Ты, молодец, скажи молодцу,

Пусть молодец молодцу скажет,

Пусть молодец теленка привяжет.

III.Актуализация опорных знаний.

-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

-Какую мудрую мысль мы вынесли из этой сказки?

-Какие особенности русских сказок вы знаете?

IV. Развитие умений и навыков.

  1. Подготовка к чтению по ролям. Беседа об особенности характеров героев.

-Как начинается данная сказка, с каких слов? Это предложение в сказке называется зачином.

А еще как могут начинаться сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…)

-Сколько раз Аленушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? (Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом- козье копытце) Число 3 – число волшебного мира! Найдем и зачитаем данный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Аленушку и Иванушку, но не забывайте голосом и интонацией выделять речь наших героев. (Учитель одевает маски детям, дети читают по ролям)

Именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас настораживает, что же будет дальше?

-Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? (Это значит, что Иванушке стало нестерпимо жарко)

Какие слова в этом отрывке повторялись? (Шли-шли, идут, идут)

-Значит, для сказки еще характерны повторы, которые часто в них используются.

-Хорошо ли это – не слушать старших – и почему вы так считаете?

-Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?

-Далее развивается основной сюжет сказки. Вспомним, что же произошло дальше.

-Что предложил Аленушке купец? (Выразительное чтение отрывка)

-Что произошло, пока купца не было дома? (Пришла ведьма и увела Аленушку)

Какую неосторожность допустила Аленушка, и что из этого вышло?

-Можно ли идти с незнакомым человеком, если он называет вас ласково и что-нибудь обещает?

-Зачем козленочек побежал на речку?

-Прочитайте, что ответила ему Аленушка.

-Как козленок звал свою сестру? (Весело, жалобно или печально???)

-Как же заканчивается сказка? Найдем и прочитаем этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета. (Концовка сказки)

-А как еще может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «и стали жить-поживать да добра наживать».

Как и в любой сказке, добро победило зло.

2.Характеристика героев.

злая

добродушная

жестокая

Аленушка ласковая ведьма

хитрая

преданная

грубая

заботливая

доверчивая

3.Физминутка.

4.Работа в группах.

Чтение эпизодов сказки по ролям.

Первый эпизод – автор – рассказчик, Аленушка, Иванушка.

Второй эпизод – автор-рассказчик, купец, ведьма, козленочек.

Третий эпизод – автор-рассказчик, козленочек, Аленушка, ведьма.

Прослушивание групп и оценка результатов работы.

В момент выступления группы остальные учащиеся отмечают с помощью символов в оценочных листах качество выполненной работы.

Затем учащиеся в группах дают в устной форме обобщающую оценку выступления и переводят ее в бальную систему по следующим критериям:

Читали без ошибок/ с ошибками

Читали внятно и разборчиво/невнятно, неразборчиво

Читали достаточно громко/недостаточно громко

Соблюдали темп чтения сказки/не соблюдали темп

Смогли передать характер и чувства героев в соответствии с ситуацией/не смогли

За каждый соблюденный критерий группа получает один балл.

V.Итог урока.

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

-Все ли удалось выполнить на уроке?

-С каким настроением завершаете урок?

VI.Домашнее задание.

Прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились, и нарисуйте иллюстрацию к этим отрывкам.

  • Зачин сказки маша и медведь
  • Зачин сказки лиса и журавль
  • Зачин сказки летучий корабль
  • Зачин сказки конек горбунок сопоставьте с зачином русских народных сказок
  • Зачин сказки каша из топора