Зачин в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Какой зачин в Сказке о мертвой царевне?

2 ответа:



2



0

Зачин сказки о «Мертвой царевне и о семи богатырях» (именно так полностью звучит название сказки), довольно резок: «царь с царицею простился…». С этих слов прощания, царь отправляется в «путь-дорогу», а «царица у окна села ждать его одна». Это, собственно и есть начало сказки о царевне, богатырях и всех остальных персонажах, не говоря уже про волшебное зеркальце, которых описАл «наш все», А.С.Пушкин.



0



0

Определим значение слова «зачин», чтобы научиться находить зачин в сказке. Зачин от слова начинать, начало текста. Первые строки сказки «Царь с царицею простился» есть зачин сказки о Мертвой царевне. Ведь останься царь дома, и может быть мачеха не посмела бы умертвить царевну. Так что зачин те строки, с которых начинается сюжет.

Читайте также

Зачин — это начало сказки. В отличие от присказки, в нём сообщается о месте и/или времени действия, главных действующих лицах повествования. Зачин погружает слушателя/читателя в сказочную атмосферу и создаёт интригу, часто в нём используются традиционные формулировки. Вот и в сказке «Подземные царства» мы находим все элементы зачина:

sUEhbDbtnZWqcIYMgwqDMaFHNNiGKMR.png

Мы узнаём о времени действия и попадаем туда, где живут фантастические существа (лешие, ведьмы, русалки) и случается то, чего не может быть в реальной действительности (летают жареные куропатки), знакомимся с действующим лицами (царь Горох, царица Анастасия Прекрасная и три сына-царевича). Напевность первой фразы своей длительностью и насыщенностью информацией, приглашает нас уютно устроится на диване и погрузиться в мир сказки, где героев ждут волшебные приключения.

Интересно, что в прекрасной сказке Александра Сергеевича Пушкина знаменитый Баян играет на русских традиционных гуслях, и в этом даже не может быть сомнения, да и многие певцы и сказители в древней Руси играли на этом инструменте, а в качестве доказательства наших слов приведем отрывок из самой сказки:

vzc7mAQxFkEUZdjsNuPYnXEQ0Ey0YNyu.png

У Пушкина очень много сказок, разных сюжетов, но есть одна параллель. Почти во всех сказках он учит тому, что нужно быть благодарным за то, что у тебя есть, знать меру и не наглеть (в сказке о рыбаке и рыбе, о золотом петушке, о царе Салтане). Очень поучительна «Сказка о попе и работнике его Балде» — «.. не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!» — тема жадности и наглости.

Также проскальзывает тема уважительного отношения к старшим, яркие примеры вежливого общения

Это я проанализировала совсем детские сказки, которые почти каждый день дочке читаю, более возрастную литературу я пока не перечитывала :-)

Не всё так однозначно, коллега. Александр Сергеевич Пушкин жил примерно в одно время с братьями Гримм. Я уже как-то поднимала вопрос о том, которая из двух сказок появилась первой. Сказка Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»…

Но только сказка о Белоснежке появилась на основе реальной истории о девочке-сиротке и её семерых братьях, которые вкалывали на чёрных работах. Именно эта история и легла в основу сказки братьев Гримм. Исходя из этого, можно утвердать, что «Белоснежка» была первой, и Пушкин адаптировал ее на российский лад (на 20 лет позже), заменив гномов богатырями, принца — королевичем Елисеем и т.п. Хотя оригинальная сказка о Белоснежке гораздо страшнее, она вообще не для детей. Именно таке милые сказки и ударяют по сознанию будущих писателей и сценаристов ужастиков во всём мире.

Нам же, с основном, известны розовые сопли — адаптация Уолта Диснея, на основе которой сняли голливудские мультфильмы.

Произведение «У Лукоморья дуб зелёный» написано А.С.Пушкиным, к поэме «Руслан и Людмила».

Так вот этот кот учёный, который ходил на лево, ни позировал и не песнь заводил, а сказку говорил.

Песнь заводил, только когда на право шел.

Опубликовано 2 года назад по предмету
Литература
от ÃБРИĶØÇĶÂ

Зачин и концовка сказки » о мёртвой царевне и семи богатырях»

  1. Ответ

    Ответ дан
    мага270

    начало царь с царицею простился в путь- дорогу снарядился
    концовка я там был мед пиво пил ,
    да усы лишь обмочил

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы

Литературное чтение, 4 класс

Урок 11. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и его анализ.

Глоссарий по теме

Инда – так что даже.

Очи – глаза.

Сочельник – вечер накануне Рождества.

Перст – палец.

Девичник – праздник, на котором собираются девушки.

Горница – чистая, светлая половина крестьянской избы. 

Под святыми – под иконами.

Изразцовый – плитка из обожжённой глины для (отделки) печей (изразцовая печь, изразцовый пол)

Полати – спальное место под потолком между печью и стеной.

Вытравить – выгнать.

Об нём хватилась – о нём вспомнила.

Хлопочет – беспокоится.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; сказка; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы изучили его биографию и знаем о его тесной связи с няней Ариной Родионовной. Поэт любил и уважал ее, заботился о ее здоровье, называл ее «мамой».

Долгими зимними вечерами он слушал сказки, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Многие из этих сказок поэт изложил в прекрасных стихах.

Кто не зачитывается его сказками: «О попе и работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», и другими?!

Сегодня на уроке мы будем говорить об одной из наиболее известных его сказок. Возможно, эта сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм. Написана она в 1833 году в Болдино. В основу этой сказки легла русская народная сказка, рассказанная няней поэта Ариной Родионовной.

Попробуйте по картинке догадаться, о какой сказке идёт речь?

Конечно же, это «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сейчас мы вместе прочитаем эту замечательную сказку и поговорим о героях, их поступках, проанализируем и сделаем выводы, постараемся ответить на вопрос: Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:

Инда – даже.

Сочельник – канун Рождества Христова, то есть день перед праздником.

Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.

Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Пауза.

Потому что это выдуманная история, такого не случится в реальной жизни.

Кто главные герои пушкинского произведения?

Что можно сказать о них? Пауза.

Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.

Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице

Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.

Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья

Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.

Далее мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, созданного по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Подумайте, какой литературный приём применил Александр Сергеевич в этом эпизоде?

Пауза. Какой литературный приём вы узнали? Пауза.

Конечно же, олицетворение. Автор придал природным объектам свойства живых существ, наделил их речью, способностью мыслить и чувствовать. Пауза.

В: Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вам понравилось, запомнилось? Почему?

О: Прежде всего, произведение нравится читателям тем, что добро побеждает зло. В сказке очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. Также привлекает читателей чудесное зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов дети выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного пса Соколку. А ещё восхищаются мелодичными стихами.

Давайте дадим характеристику героям сказки.

В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют две противоположности: добро и зло.

Рассмотрим, как автор описывает царевну:

Мы можем сказать, что царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

В: Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?

О:Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.

В: А кто воплощает силы зла?

О: Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Посмотрим, как Пушкин описывает её?

О царице-мачехе мы можем сказать, что она красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь.

Царица решила погубить царевну, потому что завидовала её красоте.

В: Смогла бы она в одиночку вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха? Кто ей помогал? Найдем ответы в тексте:

О: Помогала царице Чернавка. Сама по себе она злая или нет?

Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, в душе её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …

Чёрт ли сладит С бабой гневной?

Спорить нечего …

Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса. А, спустя некоторое время, приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что неплохая по своей сути девушка совершает плохие, злые дела, страх помогает осуществляться злу, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.

В: Почему же царица так ненавидела царевну?

О: Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её. Это и вызвало гнев мачехи. Ведь она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости.

В: Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно»

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

О: Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя.

В: Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?

О: Через год после смерти родной матери:

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

В: Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?

О: Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.

В: Когда же мачеха вспомнила о падчерице?

О: Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Но, несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

В: Вспомните, как автор описал царевну. Какие слова применил?

О: Нраву кроткого такого (тихая, скромная, приветливая). Она не требовала к себе внимания, жила «тихомолком». Оказавшись в тереме богатырей, приняла это смиренно, была, как и прежде, добра, приветлива, верна своему жениху.

Откуда же эти качества у царевны? Конечно же, от матери. Обратимся к тексту, как ведёт себя родная мать царевны в ожидании мужа:

Из этих строк понятно, что главными качествами её характера были любовь и верность.

Умение любить, быть верной и терпеливой передались от неё и дочери.

В: Почему царице-мачехе не удалось погубить царевну?

О: Царевне помог её добрый нрав. Ведь кротким, терпеливым и смиренным героям в сказках оказывают помощь.

Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она

Богатыри приютили царевну в своём доме и всей душой полюбили её. Их пленила её красота и скромность.

А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.

Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Богатыри не решились похоронить царевну, и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без

устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим

кротким нравом …

В: Давайте вспомним, как он искал свою невесту.

О: В сказках добрым героям всегда помогают силы природы. Следуя традициям народных сказок, Пушкин одушевляет такие явления природы, как солнце, месяц, ветер. Ветер сообщает королевичу Елисею печальную новость о смерти царевны.

От чего умерла царевна-мать? От счастья, что увидела мужа после долгой разлуки:

Таким образом, Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю.

В: Что по вашему важнее — красота внешняя или красота внутренняя?

О: Сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра.

Разбор типового тренировочного задания

Угадайте героев сказки по описанию. Соедините героев с их описанием линией.

Первый столбец:

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

  1. Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя

  1. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

  1. Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

  1. И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен.

Второй столбец:

  1. Царевна;
  2. Месяц;
  3. Королевич Елисей;
  4. Царица-мать;
  5. Царица-мачеха.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Выбор элемента из выпадающего списка

Почему царевна отказалась стать женой одного из богатырей?

Варианты ответа: боялась обидеть остальных; не могла выбрать лучшего из них; хранила верность своему жениху.

2 вариант

Как богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

Варианты ответа: по одежде; по речи; по осанке.


Главная

Зачин в сказке о мёртвой царевне



  • 0




?




Марина Шибунина


Вопрос задан 8 октября 2019 в


5 — 9 классы,  

Литература.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена


  • 1
    Ответ (-а, -ов)

    • По голосам
    • По дате



    • 0


    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна

    Отмена




    Клим Гандаков


    Отвечено 8 октября 2019

    • Комментариев (0)

    Добавить

    Отмена

  • Ваш ответ

    Цель:

    • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
      смысл противопоставления злой царицы и царевны,
      красоты внешней и внутренней, роли
      художественно-изобразительных средств в сказке;
    • развивать навыки выразительного чтения,
      лексической работы, работы с иллюстрациями;
    • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

    Оборудование: мультимедийная
    презентация.

    ХОД УРОКА

    І. Актуализация знаний учащихся.

    1. Организационный момент.

    Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
    трагически оборвалась более полутора веков
    назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
    поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

    II. Проверка домашнего задания.

    Проверка домашнего задания. Выразительное
    чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
    “Няне”.
    Слайд №2.

    1. Беседа по первичному восприятию
    “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
    А.С.Пушкина. Слайд №3.

    — Ребята, расскажите, какие факты жизни и
    творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
    известны?

    Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
    протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
    старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
    нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
    народные обряды, просил няню снова и снова
    сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
    не ограничивался задачей пассивного изучения
    народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
    творчески овладеть её содержанием и формой. И это
    ему удалось настолько, что некоторые его
    произведения в народном духе (например, “Песни о
    Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

    Слайд №4.

    — Дайте определение “сказки”, расскажите,
    какие они бывают, из чего состоят.

    Слайд №5.

    — Составьте цитатный план.

    • “Царь с царицею простился..”
    • “Царь женился на другой..”
    • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
    • “А царевна все ж милее..”
    • “Вот Чернавка в лес пошла..”

    2. Разгадывание кроссворда.

    Слайд №6.

    III. Изучение нового материала.

    Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

    — Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
    мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
    Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

    — Сегодня на уроке мы должны проанализировать
    образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
    смысл противопоставления героинь, каково
    отношение автора к героиням, ну и, конечно,
    рассмотреть ваше отношение к данным образам.

    — И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
    хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
    Пушкина.

    — Ребята, а с какой сказкой Александра
    Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
    уроке?

    — Докажите, что это произведение – сказка.

    1. Слайд №7.

    Вы говорите, что в сказках обязательно идет
    борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
    мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
    И между кем она идет?

    2. Анализ содержания сказки.

    — С нашими героинями мы знакомимся с самого
    начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

    Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
    “Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
    умерла”.

    — Назовите слова и выражения, свойственные
    народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
    ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
    издалече, тяжелёшенько).

    Данному отрывку свойственна особая интонация.
    Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
    няня.

    – Как в описании проводов царя и ожидания его
    царицей подчёркивается грустное настроение
    царицы? (Ожидание царицы томительно: она
    “ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
    Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
    героини.)

    Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
    молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
    глядясь”.

    — Какие слова передают отношение автора к
    другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
    ревнива).

    — Объясните лексическое значение слова
    “ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

    — Что хотела услышать царица, обращаясь к
    зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
    Царица тщеславна, она считает себя самой
    красивой и постоянно хочет слышать
    подтверждение этому. Однако при всей своей
    красоте она не уверена в себе. Зеркальце
    необходимо ей для самоутверждения. Таким
    образом, автор показывает внутреннюю
    несостоятельность и обречённость зла.)

    — Какова роль повторов в данном фрагменте
    сказки?

    И царица хохотать,
    И плечами пожимать,
    И подмигивать глазами,
    И прищёлкивать перстами,
    И вертеться подбочась.

    (Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
    раскрывают самые разные значения слова
    “ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
    весела).

    Слайд №8.

    3. Лексическая работа

    — Скажите, как вы понимаете слова:

    • Нрав – характер, душевные качества.
    • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
    • Гордый – сознающий своё превосходство.
    • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
      капризна.
    • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
      вздумается.
    • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
      лучшей.

    — Какие качества вы еще можете добавить от себя
    каждой героине? Назовите.

    — А какие общие черты их соединяют?

    — Ребята, скажите, почему повествование о
    царевне поэт начинает с противительного союза
    НО?

    — Какие средства выразительности использует
    автор, показывая образы царицы и царевны?
    СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

    — Давайте прочитаем следующий эпизод и
    проанализируем его.

    4. Выразительное чтение эпизода от слов
    “Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
    невестой молодой”.

    — Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

    — В каких словах проявляется отношение автора к
    царице?

    — Что происходит с царевной в лесу?

    5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
    (с.109 учебника, ч.1).

    — Как Соколко встретил царевну? Почему?

    6. Выразительное чтение фрагмента от слов
    “И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
    улеглась”.

    — О каких качествах героини рассказывает этот
    эпизод?

    Слайд №9.

    Слово учителя.

    Царевна в сказке больше всего похожа на
    крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
    воспитанную и, главное, любящую и умеющую
    трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
    царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
    Богу свечку, затопила жарко печку…”.

    Пушкин, перевоплотившись в народного
    рассказчика, уверенного, что именно так ведут
    себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
    речи те спознали, что царевну принимали…”.
    Подробно развивается эпизод пребывания
    красавицы царевны в доме семи богатырей,
    “румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

    7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
    слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
    “Стали жить да поживать”.

    — Какие идеалы народа нашли отражение в этом
    эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
    нравственность, чистота).

    — Как злой царице удалось узнать о том, что
    царевна жива?

    — О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
    фрагмент мультфильма данной сказки.

    Слайд №10.

    8. Просмотр мультфильма до Елисея.

    — Почему автор так внимательно следит за каждым
    движением героини? В каких строчках проявляется
    отношение автора к героине?

    — Найдите в указанном отрывке существительные с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
    роль они выполняют в тексте?

    — Каким настроением проникнута сцена прощания
    богатырей с названой сестрицей?

    — Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

    IV. Подведение итогов урока.

    — Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
    противопоставлена царевне. Чем отличаются
    героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
    противопоставления? (Между царевной и царицей
    есть внешнее сходство: обе прекрасны.

    Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
    автор подчёркивает, что красота души важнее
    всего.

    Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
    гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
    отвратителен может быть внешне привлекательный
    человек, если он лишён красоты внутренней.

    Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
    защите; зло коварно, подло и жестоко, но
    изначально обречено).

    Слайд №11.

    — Обобщите образы в синквейне о царице и о
    царевне.

    Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

    Слайд №12.

    V. Домашнее задание.

    Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

    — от слов “За невестою своей…” до слов “Или
    след её заметил”;

    — от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
    печалься же, прощай”;

    — от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
    гробу твоя невеста”,

    Ответить на вопросы стр.126 -128.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
    богатырях” А.С. Пушкина.

    Выполните тест, обведите в овал правильный
    ответ.

    1. Царевна родилась под Рождество:

    ДА НЕТ

    2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

    ДА НЕТ

    3. В приданое царевна получала семь городов и
    сто сорок теремов:

    ДА НЕТ

    4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
    пообещала девушке щедрый подарок:

    ДА НЕТ

    5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
    Эти слова принадлежат младшему из семерых
    братьев-богатырей:

    ДА НЕТ

    6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

    ДА НЕТ

    7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

    ДА НЕТ

    8. Братья положили царевну в золотой гроб:

    ДА НЕТ

    9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

    ДА НЕТ

    10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
    волшебного зеркальца, что царевна жива:

    ДА НЕТ

    Ответы

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

                                            Проблемный урок чтения

                                                                  в 4 класс

    Структура проблемного урока

    Цель урока

    Этапы урока

    Деятельность учащихся

    З
    Н
    А
    Н
    И
    Я

    I. Создание проблемной ситуации

    Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

    II. Постановка учебной задачи

    Формулирование темы урока и его задачи

    III. Поиск решения

    Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

    IV. Выражение решения

    Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

    V. Реализация продукта

    Представление продукта учителю и классу.

    Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

    Тема : А.С. Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

                        (продолжение).

    Цель:      Учить анализировать произведения.

    Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления           характеристики и выявления  мотивов  поступков; аргументировать свой ответ; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках

                     2) Развивать память, речь, внимание;

                     3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.

    Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, словари

                             Ход урока:

    1. Мотивация

    Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

    2.Актуализация знаний

    — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

    -Что мы можем узнать из названия?(в сказке герои царевна и семь богатырей)

    -А кто такой богатырь? (ответы детей)

    Мы получили неоднозначные ответы.

     Как мы можем узнать ответ на вопрос? ( спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ)

    Работа в группах.

    1группа- узнаёт у взрослых

    2 группа-читает в словаре Ожегова

    3 группа- СВОЁ МНЕНИЕ

    Проверка всех трёх определений.

    -Докажите, что это произведение действительно сказка

    Работа в группах

    1. зачин
    2. волшебные предметы
    3. сказочные слова и выражения
    4. троекратный повтор
    5. борьба добра и зла
    6. добро побеждает зло
    7. концовка

    Группы представляют своё исследование.

    — Как вы думаете, кто в этой сказке  главный герой? (царевна)

    — Есть ли еще герои в сказке?

      (королевич — Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)

    ( помещаю на доске слова- надписи).

    — А на какие группы можно разделить всех этих героев?

    (Дети высказывают свои предположения)

    Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники) Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?

    Дети работают в парах

    Проверяем работу.

    1.  Создание проблемной ситуации

    — Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?

     ( вокруг нее разворачиваются все события)

                         Дети высказывают свои предложения.

    Проблемный вопрос!!!!

    — А  почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну? 

    ( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)

    4.  Постановка учебной задачи

    — Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

      Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)

    Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора

    5.. Поиск решения

    2. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ

    1. У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
    2.  попробуйте разделить их на 2 столбика

     Добрая Злобная      Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

    Равнодушная      Верный Преданный Любящий Бессердечная

          — Как разделили эти слова? И почему именно так?

     (  ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)

    — Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?

       ( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)

    1. Характеристика героев

    1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО    ВАРИАНТАМ

    Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»

              ( проверяем)

    РАЗМИНКА (физминутка)

    2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев

    (выборочное чтение)

    Царевна –

    а) белолица, черноброва… (стр. 74)

    б) речь   (стр. 76)

    в) любящая  (стр. 80). Почему отказала?

    г) как она разговаривала с нищей Черницей?  (стр. 82)

    д) как к ней относится автор?

    е) а как вы относитесь к ней?

    Царица –

    а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)

    б) завистливая (стр. 76)

    в) злобная  (стр. 75)

    г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)

    д) а как вы к ней относитесь?

       — Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.

    6. Выражение решения

    3.Работа со схемой

             Семеро                                                      

                                              Любит как братьев, уважает

               Тоже                                                         Не перечит

            Елисей              Любит              Царевна                            Царица

                              Любит                            уважает                        Завидует, ненавидит

                                             Жалеет  Чернавка

    1. Реализация продукта

    Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.

    — А царевна, что всем окружающим дарит?  (ответ: добро)

    — Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)

    -Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть — один из главных пороков.

    Итог урока:

    — Какова же главная мысль этого произведения?

    Старайся  делать  людям добро.  Зависть  и злоба сами себя наказывают.

    Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».

    Рефлексия

    Оцени себя:

    На уроке я

    • Работал в группе
    • Работал в парах
    • Отвечал на вопросы
    • Работал с учебником
    • Составлял синквейн

    Журнал.

    • -Поставь отметки на оценочной шкале.
    • Оцени, насколько тебе понравился урок
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    • Насколько трудны для тебя были задачи урока
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    • Оцени своё усердие в решение этих задач
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    • Насколько сплоченно работала твоя группа
    • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

      Домашнее задание.

    • Выучить наизусть   обращение Елисея к  солнцу, месяцу и ветру.

    Приложение

    ЗАДАНИЕ 1

    РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:

     королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.

    Положительные

    Отрицательные

    нейтральные

    Герои-помощники

    ЗАДАНИЕ 2

    Добрая Злобная      Кроткая       Завистливая Ласковая    Жадная Нежная    

    Равнодушная      Верный Преданный Любящий Бессердечная

  • Зачин в сказке конек горбунок 4 класс ответы
  • Зачин в сказке колобок
  • Зачин в сказке иван царевич и серый волк 3 класс
  • Зачин в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо 5 класс
  • Зачин в сказке жар птица и василиса царевна