Как можно разделить любую сказку Пушкина
Все сказки Александра Сергеевича Пушкина можно разделить на следующие последовательные части:
1. Зачин — описание места действия и героев.
2. Завязка — возникновение основного конфликта (проблемы).
3. Развитие сюжета — описание действий героев, которые пытаются решить проблему.
4. Кульминация — важное событие, переломный момент, который меняет ход событий.
5. Развязка — реакция героев на кульминационные события.
6. Концовка — описывается окончание истории.
7. Присказка — небольшая часть произведения, не относящаяся напрямую к истории.
Сказка о царе Салтане
1. Зачин — разговор трех сестер в светлице с царем
2. Завязка — козни завистливых сестер против новой жены царя и царского сына
3. Развитие сюжета — приключения князя Гвидона и чудеса
4. Кульминация — превращение лебеди в царевну, прибытие царя Салтана к Гвидону и встреча с близкими
5. Развязка — прощение поварихи, ткачихи и Бабарихи
6. Концовка — пир, праздник
7. Присказка — «Я там был; мед, пиво пил — И усы лишь обмочил».
Сказка о мёртвой царевне
1. Зачин — первая женитьба царя, рождение царевны, вторая женитьба царя
2. Завязка — царевну отвели в лес
3. Развитие сюжета — приключения и смерть царевны, поиски королевича Елисея
4. Кульминация — воскрешение царевны
5. Развязка — возвращение царевны домой, смерть мачехи
6. Концовка — свадьба
7. Присказка — «Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил».
Сказка о попе и его работнике Балде
1. Зачин — встреча жадного попа и Балды на базаре
2. Завязка — договор между попом и Балдой
3. Развитие сюжета — Балда работает на попа, приключения Балды с чертями
4. Кульминация — возвращение Балды с оброком
5. Развязка — три щелчка попу
6. Концовка — поп лишился ума
7. Присказка — в этой сказке нет присказки.
Сказка о рыбаке и рыбке
1. Зачин — старик и старуха живут у берега мора
2. Завязка — старик поймал золотую волшебную рыбку
3. Развитие сюжета — старуха заставляет просить мужа у рыбки различные блага
4. Кульминация — старуха требует от рыбки слишком много
5. Развязка — разгневанная рыбка лишает старуху всех подарков
6. Концовка — старуха остается с корытом
7. Присказка — в этой сказке нет присказки
Сказка о золотом петушке
1. Зачин — царь Дадон страдает от вражеских набегов на государство
2. Завязка — звездочет дарит царю золотого петушка, в обмен Дадон обещает выполнить любое его желание
3. Развитие сюжета — отправление всех войск на восток, встреча с шамаханской царицей
4. Кульминация — отказ Дадона отдать шамаханскую царицу звездочету
5. Развязка — золотой петушок клюнул в голову царя Дадона
6. Концовка — смерть Дадона, исчезновение шамаханской царицы
7. Присказка — «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»
Песнь о вещем Олеге
1. Зачин — описание князя Олега
2. Завязка — пророчество о смерти Олега от коня
3. Развитие сюжета — прощание с конем, жизнь Олега в завоеваниях
4. Кульминация — змея кусает князя на месте захоронения коня
5. Развязка — князь погибает
6. Концовка — дружина вспоминает князя
7. Присказка — присказки нет
Жених
1. Зачин — странная пропажа и появление молодой Наташи
2. Завязка — встреча с женихом
3. Развитие сюжета — сватовство и свадьба
4. Кульминация — история Наташи про загубленную девушку и кольцо
5. Развязка — жениха схватили
6. Концовка — жених казнен
7. Присказка — присказки нет
Задачи:
- познакомить учащихся со сказкой, воспитывать
интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина; - развитие речи и словарного запаса учащихся,
совершенствование навыков правильного,
выразительного и осознанного чтения; - развитие умения анализировать характер героев,
доказывать свой ответ, основываясь на тексте
произведения; - воспитание потребности вырабатывать
положительные качества характера для успешного
существования в социуме.
Ход урока
Мотивация. Учитель читает строки из
стихотворения Н.Рыленкова.
Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт:
— О каком литературном жанре говорится в
стихотворении?
— Назовите приметы русских волшебных сказок.
Есть зачин, концовка
Присутствуют волшебные герои
Происходят волшебные события.
Используются троекратные повторы.
Актуализация знаний учащихся.
— На какие две группы делятся все известные вам
сказки?
Сказки бывают народные, а бывают авторские.
— Чем авторская сказка отличается от народной?
Авторы народных сказок неизвестны, сказки
передаются из поколения в поколения с возможными
изменениями. У авторской сказки есть свой
сочинитель, автор, который раскрывает свой
замысел, делает сказку неповторимой.
— А какие вы знаете авторские сказки?
Среди авторов, писавших сказки есть особенный,
знакомый вам с раннего детства.
Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые
слова из одного очень известного его
произведения:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса,
леший, русалка.
— Сможете ли вы восстановить строки? Какому
автору они принадлежат?
Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и
писатель, гордость нашей русской литературы —
Александр Сергеевич Пушкин.
Давайте познакомимся с его жизнью и
творчеством поближе.
Демонстрируется отрывок из фильма о жизни А. С.
Пушкина «:Вновь я посетил:»
Формулировка темы и задач урока. Работа до
чтения.
Откройте учебник на странице 30 («Литературное
чтение. 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева») и
прочитайте название сказки, с которой нам
предстоит познакомиться, рассмотрите
иллюстрацию.
— Ясно ли из названия, о ком это произведение?
Но сказка эта не просто повествует о жизни
старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней
заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать
нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня
с вами предстоит выяснить.
Работа во время чтения. Развитие речи,
обогащение словарного запаса учащихся.
Учитель и хорошо читающие дети читают
произведение по частям вслух. По ходу чтения
объясняются значения устаревших слов и
выражений. При этом используются «Толковый
словарь русского языка» В.Даля и сноски на
страницах учебника.
Невод — большая сеть для ловли рыбы.
Корысть — выгода, польза.
Невежа — грубый, невоспитанный человек
Простофиля — глуповатый человек, разиня
Светёлка — светлая комната, отделённая сенями
от кухни.
Столбовая дворянка — дворянка старинного и
знатного рода.
Чупрун — чуб, хохол.
Пряник печатный — пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.
Работа в парах. Выяснение характеров главных
героев.
— Кто является главными героями сказки?
Давайте выясним, какой характер у каждого
героя. Свои ответы нужно доказать примерами из
текста.
Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые
иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель
оказывает направляющую помощь. Учащиеся
выразительно читают выбранные ими отрывки.
Ответы детей обобщаются.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый,
безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный,
грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.
-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам
не нравится характер старухи?
Все черты её характера — отрицательные. Жадных,
грубых, злобных людей не любят в обществе, их
поступки осуждаются.
Работа после чтения.
— Как была наказана старуха за свою жадность и
неблагодарность?
Она опять осталась у разбитого корыта, в своей
ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор
употребляется в речи.
— Что оно означает?
Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал
мягким, податливым, добрым характером?
-Являются ли положительными такие качества, как
безвольность, смиренность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность
(отсутствие воли) — отрицательная черта.
Смиренность, безответность, податливость —
положительные черты только в том случае, если они
оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не
хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить
её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо
подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
В жизни бывают моменты, когда просто необходимо
проявить свой характер, настойчивость, твёрдо
сказать — нет. Например, если окружающие или
знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему
мнению, является плохим поступком.
— Приведите примеры.
Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую
вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее
задание.
Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в
ней намёк, добрым молодцам — урок»
-Какой же урок преподал нам великий поэт?
Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять
своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить
твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Домашнее задание.
Проследить, как изменяется описание моря с
возрастанием желаний старухи (Подтвердить
словами из текста). Проиллюстрировать эти
строчки.
Подготовить ответ на вопросы:
— Ваше отношение к героям сказки.
— Какой урок извлекли из произведения?
— Если бы ты поймал золотую рыбку, какое бы
желание ты ей загадал?
Возможный вариант — творческое задание:
придумай сказку, где бы осуждалась и
наказывалась глупость, жадность,
неблагодарность или другие отрицательные
качества характера.
Учащимся раздаются анкеты. Предлагается
оценить свою работу на уроке, подчеркнув
выбранные слова из правого столбца.
1. На уроке я работал: | С интересом/ без интереса |
2. Своей работой на уроке я: | Доволен/ не доволен |
3. Урок для меня показался: | Длинным/ коротким |
4. Материал урока мне был: | Полезен / бесполезен |
5. Домашнее задание мне кажется: | Интересным / неинтересным |
Урок литературного чтения
Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
( 2 класс)
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
- Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
- Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
- Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
- Формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
- прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и ветхой землянки,
- рисунок рыбки у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки, обложка для будущей книги «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- тексты напечатанных пословиц,
- альбом « Палех. Искусство древней традиции.»
- книга «Сказки А.С.Пушкина»,
- портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве.
Ход урока
1.Орг.момент
-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости и им будет приятно увидеть,чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.
а) Работа со словариком настроения
Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
—Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?
-В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?
-Прочитайте скороговорку самостоятельно.
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.ТАЙМД РАУНД РОБИН
Молодцы, начинаем работать.
2. Актуализация знаний учащихся
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
-Как вы понимаете эти слова?
3.Сообщение темы и цели урока.
-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.
4. Рассказ о поэте.
-А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.
(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.
2. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
СИНГАПУР (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН) (думают , записывают и обсуждают в команде)
3. Работа со сказкой.
1. Анализ сказочных примет.
— Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,
« жили тридцать лет и три года» — магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки
2. Характеристика героев – персонажей сказки
— Назовите главных героев сказки.
— Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
( на доске карточки со словами:
старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)
— Почему вы так считаете?
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
— Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
— Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
3. Работа с иллюстрациями.
— Рассмотрите данные рисунки. СЛАЙДЫ
— Что на них изображено?
— Везде ли море одинаково? Почему?
( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)
— Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?
— Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?
( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)
ФИЗМИНУТКА
4. Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки . Какие слова вы бы использовали для описания золотой рыбки? СИНГАПУР ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН(все пишут на листках, а потом образуя пары читают друг другу свои слова , и записывают новые)
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
— Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
— Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
— Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
5. Работа с пословицами.
— Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.
— Объясните смысл каждой пословицы.
( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)
7. Выразительное чтение отрывков из сказки.
-Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?
(Анализ ответов детей)
8. Работа с рисунками детей.
-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».
-Как ещё можно использовать эти иллюстрации?
-Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке». Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)
(Показ альбома)
2.Итог. Рефлексия
Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой. Теперь я передаю вам эту игрушку, а вы по очереди называете . что нового вы узнали на этом уроке
Урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
(2 класс УМК «Перспектива»).
Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,
закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес к родному русскому языку.
Краткое пояснение.
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. Урок чтения по «Сказке о рыбаке и рыбке» «Путешествие в Лексикоград», где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся конкурсы для учащихся.Задание показывается на доске – экране, дети выполняют задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз убеждаются в гениальности великого поэта.
Этапы урока.
-
Знакомство с Лексикоградом.
-
Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.
-
Двор Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.
-
Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям в презентации.
-
Улица Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.
-
Терем Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.
-
Дворец Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.
-
Итоги «Путешествия».
-
Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
-
Орг. момент.
-
Речевая разминка.
—Произнесите звуки правильно открывая рот: О И У А ИО АИ
—как пыхтит тесто ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ
—как шипит гусь Ш-Ш-Ш
—подуйте на одуванчик (на раскрытые ладони Ф-Ф-Ф)
— Прочитайте про себя стихотворение
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать
всё правильно и внятно,
чтоб было всем понятно.
— Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко
— Прочитайте в темпе скороговорки
-
Актуализация
— как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)
— с каким литературным жанром мы работаем в этом разделе
— какие сказки бывают
— почему называются авторские
— что читали дома
— это действительно сказка
— к какой группе сказок она относится
4. Новая тема урока
— тема урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
— новое слово ЛЕКСИКА —
5. Проблемная ситуация
— кто смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»
— некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают содержание
— мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он использовал, красоту и разнообразие русского языка.
-начнём с построения, те с композиции.
— что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство, повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.
— какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)
-какой вывод мы можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина
-можем мы сказать, что …
Итог: продолжите вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию
народных сказок.
6.Знакомство с Лексикоградом. Слайд 2.
— теперь мы отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.
— почему так называется город
7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».
— начнётся наше путешествие со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце фразеологизмов.
Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)
Итак, путешествие начинаем!
Начало сказки мы прочитаем.
Слайд 4. Чтение сказки 1,2,3 части.
Вопросы по тексту:
— почему старик сразу же отпустил рыбку
— как старик объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)
— что попросила старуха в первый раз
Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)
8. Двор устаревших слов
Мы пришли во двор устаревших слов
Из этих букв надо собрать слово.
У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:
ТАСЧЕР МЕЛЗЯКНА РЕКТЬСНЯКА
ОРКОТЫ ЁЛСЕВТКА
Ответы:
СТАРЧЕ, ЗЕМЛЯНКА, КРЕСТЬЯНКА, КОРЫТО, СВЕТЁЛКА.
Слайд 6.
Проверка выполнения задания.
ИТОГ: -как называются слова, которые мы собирали
-почему они так называются
Слайд 7.
9. Море Антонимов.
Мы приближаемся к морю Антонимов, на котором неспокойно
— давайте вспомним, какие слова называются антонимами
Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Учащиеся подбирают антоним. После ответа команды высвечивается правильный ответ.
Закинул невод — вытащил невод.
Поймал рыбку – отпустил рыбку.
Старое корыто – новое корыто.
Низкая землянка – высокий терем.
Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.
На море тишь – на море чёрная буря.
ИТОГ: -как называются слова, которые мы подбирали
— какие слова называются антонимами
Итак, путешествие продолжаем!
И сказку дальше мы читаем.
Слайд 11-12 Чтение сказки 4,5,6 части.
Вопросы по тексту:
— как учит старуха старика разговаривать
— что значит сварливая
— какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи
10. Улица Синонимов.
Мы пришли на улицу Синонимов
— вспомните, какие слова называются синонимами
Слайд 13.
Здесь надо к слову синоним найти
И слова стрелкой соединить.
Ученики выполняют задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на доске-экране.
Слайд 14.
Ругает – бранит.
Кликать – звать.
Печалится – грустит.
Молвит – говорит.
Перечить – спорить.
ИТОГ: -как называются слова, которые мы соединяли стрелками
— какие слова называются синонимами
Путешествие продолжаем!
И сказку дальше мы читаем.
Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9 части.
Вопросы по тексту:
— как ведёт себя старуха став дворянкой
— чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей
— чьё настроение отражает море
7. Терем Омонимов.
Слайд 16.
У красивого терема Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.
Слайд 17.
Прочитайте предложения и правильно поставьте ударение.
Дорогой за себя дам откуп.
За широкой дорогой шумело море.
Дети выполняют задание на распечатанных листах.
Слайд 18. Проверка задания .
Ответ. Дорого´й за себя дам откуп.
За широкой доро´гой шумело море.
ИТОГ: -как называются слова, в которых вы ставили ударение
— какие слова называются омонимами
Путешествие наше продолжаем!
И сказку дальше мы читаем.
Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12 части.
Вопросы по тексту:
-что держала стража на плечах
— как отзывается о старухе старик в этот раз
— почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта
8. Дворец Фразеологизмов.
Слайд 20.
Завершается наше путешествия у прекрасного дворца
фразеологизмов, которые украшают нашу речь.
— какие слова называются фразеологизмами
Слайд 21.
Ученики сначала сами объясняют значение фразеологизмов.
Не в свои сани не садись!
Что ты, баба, белены объелась?
Лишь с очей прогнать его велела.
Не дерзнул слова поперёк молвить.
Не печалься, ступай себе с Богом.
Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов 22-26.
ИТОГ: -как называются словосочетания, которые вы объясняли
— что такое фразеологизмы
Слайд 27.
Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.
Ответ. Осталась у разбитого корыта.
Слайды 29-33
9.Итоги «Путешествия в Лексикоград» .
10.Вывод урока.
Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики» в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.
Слайд 32.
Оцените свою работу на уроке выбрав слова из столбика
1.На уроке я работал: с интересом/без интереса
2.Своей работой я: доволен/не доволен
3.Материал урока мне был: полезен/бесполезен
4.Домашнее задание мне кажется: интересным/ неинтнресным
Слайд 33.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…
А чтобы мудрым стать, учёным,
Прочти ты сказок мудрых том!