Зачин в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Как можно разделить любую сказку Пушкина

Все сказки Александра Сергеевича Пушкина можно разделить на следующие последовательные части:

1. Зачин — описание места действия и героев.
2. Завязка — возникновение основного конфликта (проблемы).
3. Развитие сюжета — описание действий героев, которые пытаются решить проблему.
4. Кульминация — важное событие, переломный момент, который меняет ход событий.
5. Развязка — реакция героев на кульминационные события.
6. Концовка — описывается окончание истории.
7. Присказка — небольшая часть произведения, не относящаяся напрямую к истории.

Сказка о царе Салтане

1. Зачин — разговор трех сестер в светлице с царем
2. Завязка — козни завистливых сестер против новой жены царя и царского сына
3. Развитие сюжета — приключения князя Гвидона и чудеса
4. Кульминация — превращение лебеди в царевну, прибытие царя Салтана к Гвидону и встреча с близкими
5. Развязка — прощение поварихи, ткачихи и Бабарихи
6. Концовка — пир, праздник
7. Присказка — «Я там был; мед, пиво пил — И усы лишь обмочил».

Сказка о мёртвой царевне

1. Зачин — первая женитьба царя, рождение царевны, вторая женитьба царя
2. Завязка — царевну отвели в лес
3. Развитие сюжета — приключения и смерть царевны, поиски королевича Елисея
4. Кульминация — воскрешение царевны
5. Развязка — возвращение царевны домой, смерть мачехи
6. Концовка — свадьба
7. Присказка — «Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил».

Сказка о попе и его работнике Балде

1. Зачин — встреча жадного попа и Балды на базаре
2. Завязка — договор между попом и Балдой
3. Развитие сюжета — Балда работает на попа, приключения Балды с чертями
4. Кульминация — возвращение Балды с оброком
5. Развязка — три щелчка попу
6. Концовка — поп лишился ума
7. Присказкав этой сказке нет присказки.

Сказка о рыбаке и рыбке

1. Зачин — старик и старуха живут у берега мора
2. Завязка — старик поймал золотую волшебную рыбку
3. Развитие сюжета — старуха заставляет просить мужа у рыбки различные блага
4. Кульминация — старуха требует от рыбки слишком много
5. Развязка — разгневанная рыбка лишает старуху всех подарков
6. Концовка — старуха остается с корытом
7. Присказкав этой сказке нет присказки

Сказка о золотом петушке

1. Зачин — царь Дадон страдает от вражеских набегов на государство
2. Завязка — звездочет дарит царю золотого петушка, в обмен Дадон обещает выполнить любое его желание
3. Развитие сюжета — отправление всех войск на восток, встреча с шамаханской царицей
4. Кульминация — отказ Дадона отдать шамаханскую царицу звездочету
5. Развязка — золотой петушок клюнул в голову царя Дадона
6. Концовка — смерть Дадона, исчезновение шамаханской царицы
7. Присказка — «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»

Песнь о вещем Олеге

1. Зачин — описание князя Олега
2. Завязка — пророчество о смерти Олега от коня
3. Развитие сюжета — прощание с конем, жизнь Олега в завоеваниях
4. Кульминация — змея кусает князя на месте захоронения коня
5. Развязка — князь погибает
6. Концовка — дружина вспоминает князя
7. Присказкаприсказки нет

Жених

1. Зачин — странная пропажа и появление молодой Наташи
2. Завязка — встреча с женихом
3. Развитие сюжета — сватовство и свадьба
4. Кульминация — история Наташи про загубленную девушку и кольцо
5. Развязка — жениха схватили
6. Концовка — жених казнен
7. Присказкаприсказки нет

Задачи:


  • познакомить учащихся со сказкой, воспитывать
    интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся,
    совершенствование навыков правильного,
    выразительного и осознанного чтения;
  • развитие умения анализировать характер героев,
    доказывать свой ответ, основываясь на тексте
    произведения;
  • воспитание потребности вырабатывать
    положительные качества характера для успешного
    существования в социуме.

Ход урока

Мотивация. Учитель читает строки из
стихотворения Н.Рыленкова.

Нет, волшебные русские сказки не лгали
Про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живёт:

— О каком литературном жанре говорится в
стихотворении?

— Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

Используются троекратные повторы.

Актуализация знаний учащихся.

— На какие две группы делятся все известные вам
сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

— Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки
передаются из поколения в поколения с возможными
изменениями. У авторской сказки есть свой
сочинитель, автор, который раскрывает свой
замысел, делает сказку неповторимой.

— А какие вы знаете авторские сказки?

Среди авторов, писавших сказки есть особенный,
знакомый вам с раннего детства.

Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые
слова из одного очень известного его
произведения:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса,
леший, русалка.

— Сможете ли вы восстановить строки? Какому
автору они принадлежат?

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и
писатель, гордость нашей русской литературы —
Александр Сергеевич Пушкин.

Давайте познакомимся с его жизнью и
творчеством поближе.

Демонстрируется отрывок из фильма о жизни А. С.
Пушкина «:Вновь я посетил:»

Формулировка темы и задач урока. Работа до
чтения.

Откройте учебник на странице 30 («Литературное
чтение. 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева») и
прочитайте название сказки, с которой нам
предстоит познакомиться, рассмотрите
иллюстрацию.

— Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни
старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней
заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать
нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня
с вами предстоит выяснить.

Работа во время чтения. Развитие речи,
обогащение словарного запаса учащихся.

Учитель и хорошо читающие дети читают
произведение по частям вслух. По ходу чтения
объясняются значения устаревших слов и
выражений. При этом используются «Толковый
словарь русского языка» В.Даля и сноски на
страницах учебника.

Невод — большая сеть для ловли рыбы.

Корысть — выгода, польза.

Невежа — грубый, невоспитанный человек

Простофиля — глуповатый человек, разиня

Светёлка — светлая комната, отделённая сенями
от кухни.

Столбовая дворянка — дворянка старинного и
знатного рода.

Чупрун — чуб, хохол.

Пряник печатный — пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.

Работа в парах. Выяснение характеров главных
героев.

— Кто является главными героями сказки?

Давайте выясним, какой характер у каждого
героя. Свои ответы нужно доказать примерами из
текста.

Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые
иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель
оказывает направляющую помощь. Учащиеся
выразительно читают выбранные ими отрывки.
Ответы детей обобщаются.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый,
безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный,
грубый, неуживчивый, требовательный,
неблагодарный.

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам
не нравится характер старухи?

Все черты её характера — отрицательные. Жадных,
грубых, злобных людей не любят в обществе, их
поступки осуждаются.

Работа после чтения.

— Как была наказана старуха за свою жадность и
неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей
ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор
употребляется в речи.

— Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал
мягким, податливым, добрым характером?

-Являются ли положительными такие качества, как
безвольность, смиренность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность
(отсутствие воли) — отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость —
положительные черты только в том случае, если они
оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не
хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить
её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо
подчинялся, выполняя все её прихоти.

— Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо
проявить свой характер, настойчивость, твёрдо
сказать — нет. Например, если окружающие или
знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему
мнению, является плохим поступком.

— Приведите примеры.

Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую
вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее
задание.

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в
ней намёк, добрым молодцам — урок»

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять
своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить
твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Домашнее задание.

Проследить, как изменяется описание моря с
возрастанием желаний старухи (Подтвердить
словами из текста). Проиллюстрировать эти
строчки.

Подготовить ответ на вопросы:

— Ваше отношение к героям сказки.

— Какой урок извлекли из произведения?

— Если бы ты поймал золотую рыбку, какое бы
желание ты ей загадал?

Возможный вариант — творческое задание:
придумай сказку, где бы осуждалась и
наказывалась глупость, жадность,
неблагодарность или другие отрицательные
качества характера.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается
оценить свою работу на уроке, подчеркнув
выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал: С интересом/ без интереса
2. Своей работой на уроке я: Доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался: Длинным/ коротким
4. Материал урока мне был: Полезен / бесполезен
5. Домашнее задание мне кажется: Интересным / неинтересным

                   Урок литературного чтения   

   Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

                                   ( 2 класс)

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

 Цели:

  1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
  2. Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
  3. Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
  4. Формировать навыки выразительного чтения.

   Оборудование:

  1. прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и  ветхой землянки,
  2. рисунок рыбки   у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки, обложка для будущей книги «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  3. тексты напечатанных пословиц,
  4. альбом « Палех. Искусство древней традиции.»
  5. книга «Сказки А.С.Пушкина»,
  6. портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве.

Ход урока

1.Орг.момент

-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости и им будет приятно увидеть,чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.

а) Работа со словариком настроения

Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

-В скольких словах встретились звуки [р],  [р,]?

-Прочитайте скороговорку самостоятельно.

-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.ТАЙМД РАУНД РОБИН

Молодцы, начинаем работать.

2. Актуализация знаний учащихся

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди.

Кто-то год, а кто-то целый век.

Кто-то вечно в этом мире будет.

Есть ли смерть для творческих людей?

Нет. Лишь шаг в другое измеренье.

-Как вы понимаете эти слова?

3.Сообщение темы и цели урока.

-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.

4. Рассказ о поэте.

-А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.

(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.

2. Подготовка к разбору сказки.

Вы дома работали со сказкой.

— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.

Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ

С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).

Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).

СИНГАПУР (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН) (думают , записывают и обсуждают в команде)

3. Работа со сказкой.

1. Анализ сказочных примет.

— Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,

« жили тридцать лет и три года» — магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки

2. Характеристика героев – персонажей сказки

— Назовите главных героев сказки.

— Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

( на доске карточки со словами:

старик, доброта,  старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость,  смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость,  вежливость, отзывчивость)

— Почему вы так считаете?

— Кто из героев вам больше нравится? Почему?

— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

— Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?

— Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.

— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

— Случается ли такое в жизни?

— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

3. Работа с иллюстрациями.

— Рассмотрите данные рисунки. СЛАЙДЫ

— Что на них изображено?

— Везде ли море одинаково? Почему?

( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)

— Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?

— Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?

( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)

ФИЗМИНУТКА 

4. Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки . Какие слова вы бы использовали для описания золотой рыбки? СИНГАПУР ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН(все пишут на листках, а потом образуя пары читают друг другу свои слова , и записывают новые)

— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

— Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

— Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

— Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

5. Работа с пословицами.

— Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

— Объясните смысл каждой пословицы.

( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

7. Выразительное чтение отрывков из сказки.

-Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?

(Анализ ответов детей)

8. Работа с рисунками детей.

-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».

-Как ещё можно использовать эти иллюстрации?

-Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке». Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)

 (Показ альбома)

2.Итог. Рефлексия

Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой. Теперь я передаю вам эту игрушку, а вы по очереди называете . что нового вы узнали на этом уроке

Урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(2 класс УМК «Перспектива»).

Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,

закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес к родному русскому языку.

Краткое пояснение.

Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. Урок чтения по «Сказке о рыбаке и рыбке» «Путешествие в Лексикоград», где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся конкурсы для учащихся.Задание показывается на доске – экране, дети выполняют задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз убеждаются в гениальности великого поэта.

Этапы урока.

  1. Знакомство с Лексикоградом.

  2. Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.

  3. Двор Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  4. Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям в презентации.

  5. Улица Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  6. Терем Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  7. Дворец Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.

  8. Итоги «Путешествия».

  9. Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

  1. Орг. момент.

  2. Речевая разминка.

Произнесите звуки правильно открывая рот: О И У А ИО АИ

как пыхтит тесто ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ

как шипит гусь Ш-Ш-Ш

подуйте на одуванчик (на раскрытые ладони Ф-Ф-Ф)

— Прочитайте про себя стихотворение

Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

всё правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

— Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко

— Прочитайте в темпе скороговорки

  1. Актуализация

как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)

с каким литературным жанром мы работаем в этом разделе

какие сказки бывают

почему называются авторские

что читали дома

это действительно сказка

к какой группе сказок она относится

4. Новая тема урока

тема урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

— новое слово ЛЕКСИКА —

5. Проблемная ситуация

кто смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»

— некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают содержание

— мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он использовал, красоту и разнообразие русского языка.

-начнём с построения, те с композиции.

— что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство, повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.

— какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)

-какой вывод мы можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина

-можем мы сказать, что …

Итог: продолжите вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию

народных сказок.

6.Знакомство с Лексикоградом. Слайд 2.

теперь мы отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.

почему так называется город

7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».

начнётся наше путешествие со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце фразеологизмов.

Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

Итак, путешествие начинаем!

Начало сказки мы прочитаем.

Слайд 4. Чтение сказки 1,2,3 части.

Вопросы по тексту:

— почему старик сразу же отпустил рыбку

— как старик объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)

— что попросила старуха в первый раз

Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)

8. Двор устаревших слов

Мы пришли во двор устаревших слов

Из этих букв надо собрать слово.

У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:

ТАСЧЕР МЕЛЗЯКНА РЕКТЬСНЯКА

ОРКОТЫ ЁЛСЕВТКА

Ответы:

СТАРЧЕ, ЗЕМЛЯНКА, КРЕСТЬЯНКА, КОРЫТО, СВЕТЁЛКА.

Слайд 6.

Проверка выполнения задания.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы собирали

-почему они так называются

Слайд 7.

9. Море Антонимов.

Мы приближаемся к морю Антонимов, на котором неспокойно

— давайте вспомним, какие слова называются антонимами

Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Учащиеся подбирают антоним. После ответа команды высвечивается правильный ответ.

Закинул невод — вытащил невод.

Поймал рыбку – отпустил рыбку.

Старое корыто – новое корыто.

Низкая землянка – высокий терем.

Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.

На море тишь – на море чёрная буря.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы подбирали

какие слова называются антонимами

Итак, путешествие продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.

Слайд 11-12 Чтение сказки 4,5,6 части.

Вопросы по тексту:

— как учит старуха старика разговаривать

— что значит сварливая

— какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи

10. Улица Синонимов.

Мы пришли на улицу Синонимов

— вспомните, какие слова называются синонимами

Слайд 13.

Здесь надо к слову синоним найти

И слова стрелкой соединить.

Ученики выполняют задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на доске-экране.

Слайд 14.

Ругает – бранит.

Кликать – звать.

Печалится – грустит.

Молвит – говорит.

Перечить – спорить.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы соединяли стрелками

какие слова называются синонимами

Путешествие продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.

Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9 части.

Вопросы по тексту:

— как ведёт себя старуха став дворянкой

— чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей

— чьё настроение отражает море

7. Терем Омонимов.

Слайд 16.

У красивого терема Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.

Слайд 17.

Прочитайте предложения и правильно поставьте ударение.

Дорогой за себя дам откуп.

За широкой дорогой шумело море.

Дети выполняют задание на распечатанных листах.

Слайд 18. Проверка задания .

Ответ. Дорого´й за себя дам откуп.

За широкой доро´гой шумело море.

ИТОГ: -как называются слова, в которых вы ставили ударение

какие слова называются омонимами

Путешествие наше продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.

Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12 части.

Вопросы по тексту:

-что держала стража на плечах

— как отзывается о старухе старик в этот раз

— почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта

8. Дворец Фразеологизмов.

Слайд 20.

Завершается наше путешествия у прекрасного дворца

фразеологизмов, которые украшают нашу речь.

— какие слова называются фразеологизмами

Слайд 21.

Ученики сначала сами объясняют значение фразеологизмов.

Не в свои сани не садись!

Что ты, баба, белены объелась?

Лишь с очей прогнать его велела.

Не дерзнул слова поперёк молвить.

Не печалься, ступай себе с Богом.

Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов 22-26.

ИТОГ: -как называются словосочетания, которые вы объясняли

что такое фразеологизмы

Слайд 27.

Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.

Ответ. Осталась у разбитого корыта.

Слайды 29-33

9.Итоги «Путешествия в Лексикоград» .

10.Вывод урока.

Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики» в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.

Слайд 32.

Оцените свою работу на уроке выбрав слова из столбика

1.На уроке я работал: с интересом/без интереса

2.Своей работой я: доволен/не доволен

3.Материал урока мне был: полезен/бесполезен

4.Домашнее задание мне кажется: интересным/ неинтнресным

Слайд 33.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

А чтобы мудрым стать, учёным,

Прочти ты сказок мудрых том!

  • Зачин в сказке конек горбунок 4 класс ответы
  • Зачин в сказке колобок
  • Зачин в сказке иван царевич и серый волк 3 класс
  • Зачин в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо 5 класс
  • Зачин в сказке жар птица и василиса царевна