Задание по русским народным сказкам 3 класс

Викторина «Русские
народные сказки» (3 класс)

Цель проведения:

  • обобщить знания детей по теме
    «Русские народные сказки»;
  • пробудить интерес к чтению;
    расширить кругозор;
  • создать условия для развития
    воображения, находчивости, смекалки.

Подготовка: дети заранее
делятся на 2 команды, выбирают название.

Сценарий

1. Организационный
момент

2. Приветствие
команд

– Ребята, сегодня мы с вами
отправляемся в сказочную страну. Полетим туда через моря, поля на сказочном
ковре-самолёте. Но в эту страну принимают самых начитанных, самых
сообразительных и самых находчивых. Вы должны пройти ряд испытаний.
– Прежде чем попасть к сказочным героям, посмотрите на эту палочку. Я взмахну
этой волшебной палочкой и скажу заклинания. Вы должны повторить эти слова, и мы
окажемся в сказочной стране: «Фри, Фри-флау, Фри-флау-фло!»
– Итак, мы в стране сказок. Здесь нас ждут сказочные герои и наши команды. Они
уже готовы начать состязания.

                                           
      Приветствие команд.
(См.  Приложение 1.)

3. Разминка

1. Вопросы
задаются командам по очереди.

– Какие слова говорил Иван –
царевич, чтобы войти в избушку Бабы Яги? («Избушка, избушка, повернись ко
мне передом, к лесу задом!»)

Кто может
словами Ивана позвать Сивку-Бурку? (Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо
мной, как лист перед травой!)

Какую
песню пела коза своим козлятам?

(«Козлятушки –
ребятушки,

Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
С вымечка по копытечку,
С копытечка во сыру землю!»)

Учитель: Конечно же, вы все
любите сказки. Многообразие сказок поражает наше воображение.

— Сказки бывают народные и
авторские; бытовые (рассказывающие о жизни людей), волшебные, сказки о животных
и даже сказки-анекдоты и сказки-загадки.

 2. В
названии каждой сказки допущена одна ошибка. Найдите её.

«Кот в тапочках». «Мишенька и
медведь».  «Молодые яблоки».  «Сестрица Алёнушка и братец Ивашка», «Мальчиш и
Карлсон». «Принцесса на бобах». «Гладкий утёнок». «От страха глаза велики». 
«Замарашка». 

Сказка – это, конечно же, вымысел,
выдумка. Но,  даже являясь выдумкой, она остаётся поучительной. Сказка учит нас
быть добрыми, честными, умными, сильными.  Она высмеивает людские недостатки:
жадность, глупость, жестокость. В сказке добро всегда побеждает зло.  

3.Вот что говорил
А.С. Пушкин по поводу поучительности сказок. Расшифруйте его слова («Сказка –
ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»)

АКЗАКС   ЬЖОЛ, 
АД  В  ЙЕН  КЁМАН,

МЫРБОД  МАЦДОЛОМ 
КОРУ.

 4. Конкурс
«Угадай героя сказки»
Выразительное чтение подготовленными ребятами

1. «В царских палатах, в княжьих
чертогах, в высоком терему красовалась… Какое ей было житьё, какое приволье,
какое раскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не
улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось». (Царевна
Несмеяна)

2. «Выйдет бывало, она в поле, обнимет
свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить –
поживать». (Крошечка — Хаврошечка)

3. «Жил-был … со своей матерью.
Ничего не делал, только песни пел да на печи сидел. Мать ему: «Пойди дров
наруби!»
«Да чего-то неохота, матушка», – отвечает и лежит на печи.И так, что не
попросит мать, на всё один ответ: «Неохота». (Емеля)

5. Конкурс на
лучшее знание сказок
Выразительное чтение отрывков ребятами

– Вы много читали сказок, поэтому
вам легко будет ответить на вопросы викторины. Как называется сказка?

Вопрос 1. «Как
взмахнул Иван своим булатным мечом раз – другой, так и снёс у Чуда-юда шесть
голов. А Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван –
крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазища.
Пока Чудо-юдо свои глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные
головы. Потом рассёк туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а
девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лёг и заснул,
будто ничего не случилось». («Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо)

Вопрос 2.
«Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь
отцовый сад, и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолеет,
он росой с травы умоется, сон прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и
чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на
яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к
яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у
него в руке одно перо от её хвоста». (Иван-царевич и серый волк)

Вопрос 3.
Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила.
Он ей рассказал, что пошёл доставать мать Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь Бессмертный – убьёт тебя. Ко
мне он часто ездит… У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!
Иван – царевич не только поднял меч, ещё бросил кверху; сам пошёл дальше». («Кощей
Бессмертный»)

Вопрос 4. «Царевич
подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро –
взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не
видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем вылетел в окно,
нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.
А Иван-царевич громко-громко заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу: «Что
ни будет, а разыщу Марью Моревну!» («Марья Моревна»)

Вопрос 5. «Долго
ли, коротко ли, в третий раз царь собирает пир, зовёт князей и бояр:
– Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец
о двенадцати рылец? Я бы этому седоку пол царства отдал.
Тут опять большой хоронится за среднего, а средний за младшего, а от меньшего
ответу нет.
Выходит Иван-царевич и говорит:
– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в
тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать
ещё моих братьев». («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

Вопрос 6. «Растёт
сынок у охотника, как тесто на опаре всходит, не по дням, а по часам. И вырос
большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот ка-то раз пошёл отец по саду
погулять, гулял он гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из воды
человек: борода – по пояс, волосы –  до пят.Стал на воде и говорит:
– Что же, ты, обещать, скор и, забывать, скор? Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит жене: «Сколько ни держать нам при
себе нашего Ивашку, а надобно отдать. Дело неминучее». («Василиса
Премудрая»)

6. Конкурс «Разгадай
кроссворд»                              
(См. Приложение 2.)

Каждой команде выдаётся кроссворд –
5 минут.

9. Подведение
итогов

Слово жюри.
Награждение.

Карточки с
вопросами Викторины                            (См. Приложение 3.)

Приложение 1.          

Наша
команда называется именем главной героини народной сказки, которую называли
Прекрасной. (Василиса)

Наша
команда выбрала название имя главного героя народной сказки, который ездил на
печи. (Емеля)

Наша
команда называется именем главной героини народной сказки, которая на «колдунный»
день собирала в лесу травы. (Марья)

Приложение 2. Кроссворд (по
русской народной сказке «Волк и лиса»)

1   

2      

3

4

5

6

7

8

9

1.     Предмет, в
который лиса забралась в избе: горшок, квашня, чайник?

2.     То, чем
лиса вымазала голову: грязь, паста, тесто?

3.     Что
бросила баба, когда увидела волка: вёдра, масло, санки?

4.     Волк
опустил хвост в: прорубь, самовар, чемодан?

5.     Лиса
пожаловалась волку, что у неё на голове выступил: град, иней, мозг?

6.     На санях у
деда лежала: овца, репа, рыба?

7.     Дед
положил «мёртвую» лису на: печь, сани, шкаф?

8.     Кто
попался на уловку лисы: волк, заяц, крот?

9.     Что просил
дед бабку испечь: беляши, пироги, плюшки?

В
выделенных клетках по вертикали:

Предмет,
которым баба била волка.

Приложение 3.

1. «В царских палатах, в княжьих
чертогах, в высоком терему красовалась… Какое ей было житьё, какое приволье,
какое раскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не
улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось».

__________________________________________________________________________

2. «Выйдет бывало, она в
поле,обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей
тяжко жить – поживать».

___________________________________________________________________________

3. «… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!…»

_____________________________________________________________________________

«Жил-был … со своей матерью. Ничего
не делал, только песни пел да на печи сидел. Мать ему: «Пойди дров наруби!»
«Да чего-то неохота, матушка», – отвечает и лежит на печи. И так, что не
попросит мать, на всё один ответ: «Неохота».

____________________________________________________________________________

Вопрос 1. «Как
взмахнул Иван своим булатным мечом раз – другой, так и снёс у Чуда-юда шесть
голов. А Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван –
крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазища.
Пока Чудо-юдо свои глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные
головы. Потом рассёк туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а
девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лёг и заснул,
будто ничего не случилось».

________________________________________________________________________

Вопрос 2.
«Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь
отцовый сад, и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолеет,
он росой с травы умоется, сон прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и
чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на
яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к
яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у
него в руке одно перо от её хвоста».

Вопрос 3.
Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила.
Он ей рассказал, что пошёл доставать мать Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь Бессмертный – убьёт тебя. Ко
мне он часто ездит… У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!
Иван – царевич не только поднял меч, ещё бросил кверху; сам пошёл дальше».

___________________________________________________________________________

Вопрос 4. «Царевич
подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро –
взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не
видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем вылетел в окно,
нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к
себе. А Иван-царевич громко-громко заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу:
«Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!»

___________________________________________________________________________

Вопрос 5. «Долго
ли, коротко ли, в третий раз царь собирает пир, зовёт князей и бояр:
– Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец
о двенадцати рылец? Я бы этому седоку пол царства отдал.
Тут опять большой хоронится за среднего, а средний за младшего, а от меньшего
ответу нет.
Выходит Иван-царевич и говорит:
– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в
тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать
ещё моих братьев».

_____________________________________________________________________________

Вопрос 6. «Растёт сынок
у охотника, как тесто на опаре всходит, не по дням, а по часам. И вырос
большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот ка-то раз пошёл отец по саду
погулять, гулял он гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из воды
человек: борода – по пояс, волосы –  до пят.Стал на воде и говорит:
– Что же, ты, обещать, скор и, забывать, скор? Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит жене: «Сколько ни держать нам при
себе нашего Ивашку, а надобно отдать. Дело неминучее».

_____________________________________________________________________________

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

  — Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

 (Жучка)

— Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

— Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

— У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

— В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

— Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо — овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)   

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал.  (Теремок)

  1. конкурс «Угадай героя сказки»
  1. «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне»    (Емеля)

  1. «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей»   (Царевна Лягушка)

  1. «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад»     (Волк)

  1. «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка»   (Хаврошечка)

5.  Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6.  Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7.  Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10.  Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы: 


Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. ( Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора», 
«По-заячьему велению», 
«Зелёная шапочка», 
«Кот в туфлях», 
«Два поросёнка», 
«Волк и пятеро щенят», 
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете! 

конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

— Гуси -…(Лебеди)
— Царевна -…(Лягушка)
— Аленький — …(Цветочек)
— Вини -….(Пух)
— Маша и ….(Медведь)
— Заюшкина …(Избушка)
— Крошечка -….(Хаврошечка)
— Сивка -…(Бурка)
— Мальчик …(С пальчик)
— Красная …(Шапочка)
— Спящая ….(Красавица)
— Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:


1. Как звали невесту Пьеро? ( Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? ( Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? ( Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос «Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? ( 4 — заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? ( 7 )
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? ( 5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (
Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны! 


Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.  


А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

ВИКТОРИНА

ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ

1

2

4

3

6

5

7

8

9

11

10

13

12

14

22

23

25

24

27

26

28

15

16

18

17

20

19

21

29

30

32

31

34

33

35

36

37

39

38

41

40

42

43

44

46

45

48

47

Выбрать вопрос:

Премудрая,

Прекрасная

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

выбрать

вопрос

следующий

вопрос

Вопрос №1

Одно из имен Василисы?

Горох

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

выбрать

вопрос

следующий

вопрос

Вопрос №2

Имя царя ,жившего так давно, что в это уже никто не верит?

Берендей

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №3

Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей?

выбрать

вопрос

Молодильные

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №4

Яблоки, дающие молодость?

выбрать

вопрос

Дуб

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №5

Дерево, чаще всего встречающееся в сказках?

выбрать

вопрос

Меч

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №6

Оружие, которым пользовались сказочные богатыри?

выбрать

вопрос

Смородина

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №7

Река, у которой сражался Иван- крестьянский сын?

выбрать

вопрос

Кожемяка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №8

Прозвище Никиты, что спас Киев от змея?

выбрать

вопрос

Морозко

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №9

Скачет.. по ельничку, скачет по березничку.

С дерева на дерево поскакивает.

выбрать

вопрос

Баюн

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №10

Кот в русских народных сказках

выбрать

вопрос

Лягушка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №11

выбрать

вопрос

Животное , в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка?

Баба Яга

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №12

выбрать

вопрос

Сказочная героиня , владелица первого в мире летательного аппарата?

Леший

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №13

выбрать

вопрос

Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса?

Водяной

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №14

выбрать

вопрос

Самый одинокий представитель нечистой силы?

Лихо

Одноглазое

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №15

выбрать

вопрос

Нечистая сила неизвестного пола: « не то баба, не то мужик»?

Кикимора

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №16

выбрать

вопрос

Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот?

Марья

Моревна

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №17

выбрать

вопрос

Как называлась сказка, в которой в одну из комнат не разрешалось входить?

Каша из топора

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №18

выбрать

вопрос

В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного , неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

Сивка-Бурка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №19

выбрать

вопрос

В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз –поцелуй царевны и женитьба на ней?

Заячья

избушка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №20

выбрать

вопрос

В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

Лягушка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №21

выбрать

вопрос

Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон?

Колобок

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №22

выбрать

вопрос

Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

Клубок

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №23

выбрать

вопрос

Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?

Рукава

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №24

выбрать

вопрос

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?

Пузырь

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №25

выбрать

вопрос

Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста?

Игла

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №26

выбрать

вопрос

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей?

Скатерть-

самобранка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №27

выбрать

вопрос

Что является высочайшим достижением общепита?

Несмеяна

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №28

выбрать

вопрос

Назовите имя высокопоставленной особы , чья улыбка стоила сказочно дорого?

За невестой,

за молодильными

яблоками,

за жар-птицей

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №29

выбрать

вопрос

По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей?

Полцарства,

дочь

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №30

выбрать

вопрос

Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям?

Василиса

Прекрасная

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №31

выбрать

вопрос

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей.

Печь,

яблоня,

река

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №32

выбрать

вопрос

Гуси-лебеди летят,

Унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться?

Скатерть-

самобранка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №33

выбрать

вопрос

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна.

Емеля

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №34

выбрать

вопрос

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне-

И женился на царевне.

Сивка-Бурка

вещая каурка!

Встань передо мной,

Как лист перед травой.

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №35

выбрать

вопрос

Позовите

Сивку-Бурку!?

Ступа

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №36

выбрать

вопрос

Как звался первый летательный аппарат?

Жар-птица

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №37

выбрать

вопрос

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем.

Теремок

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №38

выбрать

вопрос

В какой сказке говорится об ограниченном приеме членов в кооператив?

Репка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №39

выбрать

вопрос

В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук(лап) при очень большом урожае?

Три

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №40

выбрать

вопрос

Сколько человек тянуло репку?

По

серебряному

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №41

выбрать

вопрос

По какому блюду катится наливное яблочко?

Лиса,

заюшкина

избушка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №42

выбрать

вопрос

Кто из какой сказки сказал такие слова: «Как выскочу, как выпрыгну- пойдут клочки по закоулочкам!»

Волк и

семеро козлят

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №43

выбрать

вопрос

Не откроем мы тебе дверь, — закричали они. -Ты не матушка наша, у той голос добрый и тонкий, а твой толстый.

Колобок

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №44

выбрать

вопрос

Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб?

Лиса и

журавль

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №45

выбрать

вопрос

Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.

Снегурочка

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №46

выбрать

вопрос

«Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко.»

По щучьему

велению

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

следующий

вопрос

Вопрос №47

выбрать

вопрос

В какой сказке живут два шагающих ведра?

Медведь

и мужик

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Не знаете ответ?

Жмите здесь!

Вопрос №48

выбрать

вопрос

Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!»

выход

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской

области Красносулинская школа-интернат №1

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»

для обучающихся 2-3 классов.

Разработали и провели: Баранникова М.А.,

Ивасенко О.В.

январь 2021

Литературная викторина «Русские народные сказки»

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся о русских народных сказках в игровой форме.
Задачи:

  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству

  • Прививать интерес к чтению.

  • Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.

  • Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.

Подготовительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок («Петушок и бобовое зернышко», «Теремок», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».

  2. Рисование и раскрашивание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия.

Ведущий: 

У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец.

Сказка – это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.

Сказки бывают трех видов: сказки о животных, сказки о жизни или о волшебстве.

Сказки к нам пришли из глубины веков.  А почему сказки называют народными (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.

Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

Сказки учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости, учат мудрости и трудолюбию.
В сказках животные наделялись различными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир русских народных сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете русские народные сказки, а поможет это сделать викторина, участниками которой вы станете.

На литературной викторине вас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать жетон. В нашей викторине победит тот, кто получит больше всего жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз.

Прежде чем начать нашу литературную викторину я напомню правила поведения на ней.

Правила поведения на литературной викторине:

• Вопросы надо слушать внимательно.

• Не перебивать друг друга.

• Если готов ответ, подними руку.

Ну, что готовы? Итак, начнем!

1 конкурс «Сказка начинается»

(зачитываются отрывки из сказки, по которым участники узнают и называют сказку)

Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись. Петя не торопись

«ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО»

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем в город на ярмарку, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

«ТЕРЕМОК»

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.

«ЛИСА И ВОЛК»

2 конкурс «Узнай героя сказки»

(по описанию должны узнать героя и назвать произведение)

Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были?

(ГУСИ-ЛЕБЕДИ, сказка «Гуси-лебеди»)

Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? (ВОЛК, сказка «Волк и семеро козлят»)

Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?… (ПЕТУШОК, сказка «Петушок и бобовое зернышко»)

Песенку мамы мы слушать любили,
Но нас обхитрили и чуть не сгубили.
Один лишь из братьев самый разумный,
Врага, быстроногий опередил.
Закрылся он в печке под крышкой чугунной,
И правду мамуле про волка раскрыл (КОЗЛЯТА, сказка «Волк и семеро козлят»)

Живёт в лесу старушка.

У неё есть избушка.

Летает на метле.

Детей ворует на заре.

Костяная у неё нога,

Зовут её … (БАБА-ЯГА, сказка «Гуси-лебеди»)

Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (ВОЛК, сказка «Лиса и волк»)

С кем гуси лебеди летели, и куда?
Девице скажет лишь тогда,
когда та приподнимет ветвь с земли
и вкусит дикие её плоды.
Тогда и от погони сбережёт,
листвой над братом и сестрою сделав свод.
Условия простые ставит. Кто она?
Дикоростущая лесная … . (ЯБЛОНЯ, сказка «Гуси-лебеди»)

Она – животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей. (КОЗА, сказка «Волк и семеро козлят»

В тереме живет,

Хлебные корки грызёт. (МЫШКА, сказка «Теремок»)

3 конкурс «Назовите сказку по опорным словам»

БРАТ, СЕСТРА, ГУСИ, БАБА-ЯГА

КУРОЧКА, КОРОВА, КУЗНЕЦ

ДЕД, БАБА, САНИ, РЫБА, ЛИСА

МЫШКА, ЛЯГУШКА, ВОЛК, МЕДВЕДЬ

КУЗНЕЦ, КОЗЛЯТА, ВОЛК

4 конкурс «Внимательный читатель»

(выбрать из 3 вариантов правильный ответ)

Как звали петушка?

  • Петух Петухович;

  • Кукарека;

  • Петя

При каких обстоятельствах петушок подавился зернышком?

  •  когда клевал второпях;

  • когда клевал зерно и пел одновременно;

  •  когда увидел лису

Что попросила курочка у хозяюшки?

  • молока;

  • маслица;

  • сметанки

Что кузнец передал для хозяина?

  • топор;

  • новую косу;

  • серп

Петушок вскочил живёхонький и во все горло запел:

  • спасибо;

  • ку-ка-ре-ку!

  • благодарю

Что приносила коза своим деткам?

  • кефир

  • молоко

  • воду

Кто выдавал себя за козу?

  • волк

  • лиса

  • медведь

Каким образом волк сделал себе тоненький голосок?

  • убежал в дремучий лес и долго там репетировал;

  • попросил Мышонка вместо себя спеть песенку мамы Козы;

  • уговорил кузнеца перековать ему голос

Где спрятался один козленочек, когда козлята отворили дверь волку?

  • под столом

  • под лавкой

  • в печке

Через что мама Коза предложила прыгать волку, чтобы спасти своих козлят?

  • через реку

  • через яму, в которой горел костер

  • через острый камень

Что лопнуло у волка?

  • шарик

  • брюхо

  • мячик

Что велели родители девочке, когда уезжали?

  • сходить в лес по грибы и ягоды;            

  • не ходить со двора и беречь братца;

  • играть с подружками

Куда понесли гуси-лебеди маленького братца?

  • к Бабе-Яге;

  • К Кощею Бессмертному;

  • К Змею Горынычу

Что повстречала девочка после печки?

  • грушу                    

  • берёзку

  • яблоньку

Что делал братец в избушке Бабы – Яги?

  • кормил мышку             

  • играл с яблочками

  • плакал

Кто сказал девочке, что Баба-Яга собирается их съесть?

  • мышка;

  • кошка;

  • гуси-лебеди

Что обещали привезти дочери родители? 

  • свистульку

  • пряник

  • платочек

Где стоял теремок?

  • в поле;

  • на болоте;

  • в лесу

Кто пришёл к мышке в теремок и стали они жить вдвоём?

  • Лисичка-сестричка;

  • Лягушка-квакушка;

  • Зайчик -попрыгайчик

Куда залез медведь, тем самым разрушив теремок?

  • в окно теремка;

  • на крышу;

  • на крылечко

Подведение итогов литературной викторины. Мы прощаемся с вами, но с вами остаются замечательные сказки, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Спасибо за участие в викторине! Читайте больше сказок! До свидания!

Цели:

  • Популяризация детской книги.
  • Проверить знание произведений устного
    народного творчества, расширять кругозор.
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать,
    размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  • Обучать выразительному чтению произведений,
    правильному произношению слов, совершенствовать
    навык чтения, умению правильно выражать свои
    мысли, пополнять словарный запас.
  • Развивать речь, внимание учащихся, умение
    работать с текстом, мышление, память,
    коммуникативные навыки, творческие способности
    детей; умение работать в коллективе, развивать
    умение работать в группах-командах.
  • Воспитывать бережное обращение с книгой,
    прививать любовь и интерес к чтению,
    способствовать формированию нравственных
    качеств.

Оборудование:

  • рисунки книг, детей с книгами
  • рисунки детей к сказкам,
  • рисунок книжки, сказочных героев
  • портрет Льва Кассиля,
  • диски с аудиокнигами
  • чёрный ящик  c “волшебными” вещами,
  • музыкальное сопровождение: “В мире много
    сказок…”, «Книга с днём рождения», «Книга
    сказок».

ХОД  ВИКТОРИНЫ

– Дорогие ребята, сегодня у нас литературная
викторина «Прекрасный мир сказок»

Вас  ждет увлекательное путешествие по
сказкам и встреча со сказочными героями. В путь!

– К нам на урок пришла одна  гостья. Какая –
угадайте.

Хоть не шляпа, а
с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)

Сама мала, а ума придала. (Книга)

 Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)

Звучит песня  «Книга сказок».

В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки –
Пусть герои оживут!

На доске рисунки сказочных героев:

Читайте, дети!

Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!

(Н. Пикулева)

– А знаете ли вы, что у книжки бывают именины?

Звучит песня «Книга с днём рождения»

23 марта начнется ежегодная неделя чтения
“Книжкины именины”. Впервые “Книжкины
именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в
годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве.
Туда были приглашены, в основном, дети погибших
на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на
то, что время было тяжелое, люди многого были
лишены, не хватало еды – было решено провести
этот праздник, потому что наша страна всегда была
самой читающей страной мира. Книга всегда была
для детей самым главным другом.

– Сейчас мы проверим насколько вы внимательные
читатели.

Игра «Внимательный читатель»

Начинаем нашу викторину.  Сегодня в ней
принимают участие команды:

1. “Всезнайки”
Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Мудрецы”
Девиз: “Чтобы мудрым быть, с книгой мы должны
дружить”;

3. “Почемучки”
Девиз: “Почему да почему? – тайну разгадаю. Книгу
в руки я возьму – и ответ узнаю”

А судить конкурсы будет наше уважаемое
жюри…. (представление жюри)

Разминка

(Вопросы  командам задаются по очереди.  За
каждый правильный ответ – 1 балл)

1) Кто главный герой в сказке Е. Каргановой
«Лекарство без рецепта»? (Поросёнок, жеребёнок)

2) Из какой сказки эти слова: «Ладно, ложись
спать – утро вечера мудренее. Легли спать. Баба
на лавке, мужик на печи. Поутру ни тот, ни другой
не встают, лежат каждый на своём месте, не
шевелятся, молчат».  (Сказка «Кому горшок
мыть»).

3) Назовите автора и название этой сказки:

«Давай, старуха, помолчим.
А кто откроет рот
И первый вымолвит словцо,
Тот, двери и запрёт!»

(С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»)

4) Из какой сказки эти слова «Жил-был мальчик по
имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе 14
школы и всё время отставал – и по русскому
письменному, и по арифметике, и даже по пению…»
Кто написал это произведение? (Е. Шварц «Сказка
о потерянном времени»)

5) Откуда эти строки «Горб верблюжий, такой
неуклюжий, видал я в зверинце не раз…»? (Р.Киплинг
«Отчего у верблюда горб»)

6) Кто главный герой  в этой сказке, и из какой
сказки эти строки «В одной семье росла девочка по
имени Догбе. У неё было много братьев и сестёр…» («Лентяйка»
– африканская сказка)

7) Из какой сказки эти слова «Жил царь. И был у
него единственный сын. Вот вырос царевич,
взрослым юношей стал. Глядит на него царь,
любуется…» («Голубой ковёр» – грузинская
сказка)

8) Откуда эти строки «Жили муж и жена. Жили не то
чтобы богато, а просто сказать – бедно. У жены
была одна – единственная юбка…» («Новая юбка»
– итальянская сказка)

9) Из какой сказки эти слова:

«Что не делает Дурак,
Всё он делает не так.
Начинает не сначала,
А кончает – как попало».

– Кто автор этой сказки? (С. Маршак «Не так»)

10) Сколько братьев-месяцев встретила героиня
сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12)

11) Сколько раз старик бросал в море невод? (3)

12) Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

13) Что говорила царица, глядя в волшебное
зеркальце?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)

14) Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево,
сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

15) От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки,
зайца, волка, медведя.)

Жюри подводит итоги (общий балл вносится в
таблицу на доске).

Викторина состоит из 7 туров:

1-й тур – «Сказки А. С. Пушкина»;
2-й – «Угадай литературного героя»
3-й – «Чудесные находки»»
4-й – «Русские народные сказки»
5-й – «Моя выразительность»
6-й – Конкурс капитанов «Ты мне – я тебе»
Задай  оригинальный вопрос по сказкам
капитану.
7-й – «Угадай из эпизода  аудиокниги какая это
сказка?»

Звучит песня  “В мире много сказок…”. На
столе стоит чёрный ящик, где находятся карточки с
названием туров, каждый тур имеет свой номер.
Капитаны команд по очереди вытаскивают карточку
с номером тура.  Выпавший номер,  определяет
тур.

1-й тур. “Сказки А. С. Пушкина»”
(максимальная оценка – 5 баллов.)

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к
нам  в раннем детстве с колыбели. Трудно найти
человека, который бы не любил замечательные
произведения русского поэта. Ведь еще при жизни
его называли «незаходящим солнцем русской
поэзии»
Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю
жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем
наизусть стихи Александра Сергеевича со слов
своей матери.

1. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебедь”.)

2. К кому обращался за помощью королевич Елисей?
солнцу, месяцу, ветру.)

3. На какую работу нанял поп Балду? (Повар,
конюх, плотник.)

4. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях”.)

5. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

6.Сколько лет прожил старик со старухой “у
самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

7. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

(Заслушиваются ответы, жюри подводит итоги,
результаты вносятся в таблицу.)

2-й тур. “Угадай литературного героя»

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота. (Айболит)

Весел он, как балалайка,
А зовут его …   (Незнайка)

В сумке у меня не киска,
В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)

Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…  (Колобок)

Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку? (Дюймовочка)

Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали…  (Дуремар)

(Подведение итогов.)

3-й тур. «Чудесные находки»

Участники команд по очереди достают из
чёрного ящика  карточки на которых написаны
слова, обозначающие волшебные вещи. 
Необходимо угадать из какой это сказки.
Максимальная оценка – 2б.

  • Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка
    “Курочка Ряба”.)
  • Горшочек с кашей.  («Кому горшок мыть», бабе
    с дедом)
  • Золотое яблоко. («Золотое яблоко»)
  • Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о
    мертвой царевне…”.)
  • Хлебцы из кукурузы (Догбе «Лентяйка»)
  • Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой
    ключик”.)
  • Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка
    о рыбаке и рыбке”.)
  • Ковёр (Царь из сказки «Голубой ковёр»)
  • Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная
    шапочка”.)
  • Гусь (бедный мужик из сказки «Как мужик гусей
    делил»)
  • Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков
    “Аленький цветочек”.)
  • Прутик («Дочь-семилетка»)

4-й тур. “Русские народные
сказки”

Командам   раздаются карточки с
вопросами.  Максимальная  оценка – 2б.

1) Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои
ввершки, а мои корешки” (Мужик с медведем в
сказке “Мужик и медведь”.)

2) Какого героя провели на пирожках? (Медведь из
сказки “Маша и медведь”.)

3) Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были…”;
“В некотором царстве, в некотором
государстве…”.)

4) В какой сказке девочка надела на себя сетку, в
руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и
поехала во дворец? («Дочь-семилетка»)
5) В какой сказке царя схватили за бороду и
попросили отдать то, чего дома не знает? («Морской
царь и Василиса премудрая»)

6) Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
7) Назовите личный транспорт Бабы-Яги? – (Ступа /
Помело).

(Подведение итогов)

5-й тур. «Моя выразительность»

Необходимо прочитать выразительно сказку С.
Маршака  «Не так» (стр. 56 «Литературное
чтение», 3 класс,  О.В.Кубасова.) Максимально – 5
баллов.

6-й тур. Конкурс капитанов «Ты мне
– я тебе»

Задай  оригинальный вопрос по сказкам
капитану. (Максимально – 5 баллов)

7-й  тур. «Угадай из
эпизода аудиокниги  какая это сказка?»

(За правильный ответ – 1 балл)

(Приложение 1 – спрашивайте
данный материал у автора статьи. – прим. ред)

– А пока жюри подводит итоги и подсчитывает
баллы, послушайте русскую народную сказку  в
исполнении детей по ролям «Кот и лиса»

Подведение итогов. Награждение команд.
Поздравления.

– Закончился наш праздник, но увлекательное
путешествие по стране Литературного чтения 
только начинается. Книга будет вашим верным
спутником всю жизнь.
В заключение нашего путешествия  я хочу
напомнить нашим ребятам пословицы. Помните, как в
народе говорят:

  • Учиться никогда не поздно.
  • Век живи – век учись.
  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Быль за сказкой не угонится.
  • Всякая прибаутка в сказке хороша.
  • Всякой сказке бывает конец.
  • Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай
    да на ус мотай.
  • Красна сказка складом, а песня – ладом.
  • Либо дело делать, либо сказки сказывать.
  • На сказках, что на салазках.
  • Не всякая водица для питья годится, не всякая
    сказка – людям указка.
  • Сказка – складка: послушать сладко.
  • Сказки – не салазки: не сядешь да не поедешь.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Скоро сказка складывается, да не скоро дело
    делается.

– И действительно, почётное звание «Самый
умный» получил тот, кто много читает! Чтение –
вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам
не огорчаться, а читать больше интересных книг!

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(С. Михалков)

Приложение 2

Цели: обобщить знания учащихся по предмету; показать учащимся и их родителям, как много прочитано, изучено; воспитывать чувство взаимопомощи, любовь к книгам; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; инсценировать произведение.

Предварительная подготовка. Класс делится на две команды, приглашаются учащиеся других классов в качестве жюри; оформляется кабинет: портреты писателей, иллюстрации детей к прочитанным произведениям; на столе выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Мы знаем, вы любите игры.

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши веселые книги и сказки.

II. Работа по теме урока

Сегодня мы вспомним любимые произведения и покажем, чему научились за это время.

Начинаем конкуры.

1. Приветствие команд:

Команда «Золотая рыбка», «Быть светлячком, светить в пути и за собою всех вести».

Команда «Наливное яблочко», «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»!

2. Викторина:

1.Жилище Бабы Яги. (Избушка.)
2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди. (Иванушка.)
3. Второе название скатерти. (Самобранка.)
4. Отчество дочери Кощея Бессмертного. (Кощеевна.)

5. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
6. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полеты. (Ступа.)

7«Кто это?»:

а) Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)
б) Сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса. (Леший.)

«Кто так говорит?»:

а) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко.)
б) Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса.)

3.  Конкурс «Живая картинка»

Каждая команда показывает инсценировку. Отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане»

4. Конкурс «Сочинить сказку»

Каждой команде учитель раздает листы, на которых написаны предложения с пропусками слов. Командам необходимо, пользуясь предложениями-помощниками, создать свою сказку.

Сказка про…

Шел _____. По дороге он нашел _____, взял и понес царю. Пришел _____ во дворец. Кругом слуги царские с топорами до копьями. Испугался _____, хотел было _____, как вдруг _____ из-за _____ выскочил _____ и давай _______. Глянул на _______ и _______. Поблагодарил царь умного ____, и тот отправился домой.

Дети зачитывают свою сказку.

5. Конкурс каптанов.

Собери пословицы:

(Любишь кататься- люби и саночки возить; делу время- потехе час; семь раз отмерь, один раз отрежь; вместе тесно, а врозь скучно)

6. Конкурс. Расшифруйте название сказки

1. Команда.

к

р

т

о

ш

а

а

п

а

о

и

з

Ответ: Каша из топора.

2. Команда

Л

л

У

Р

с

ь

и

а

А

в

и

Ж

Ответ: Лиса и журавль.

III Подведение итогов…

Проверочная работа по теме «Народные сказки» 3 класс

Программа «Планета знаний»

1 вариант

Ф.И. ____________________________________________________

1. Какие сказки называются народными?

А) сказки, у которых есть один автор;

Б) сказки, которые создавались народом, передаваясь из уст в уста;

В) сказки, которые создавались народом, а записывались автором.

2. Какому народу принадлежат сказки? Соедини.

Семь Симеонов китайская народная сказка

Жаба королева литовская народная сказка

Как юноша любимую искал русская народная сказка

3.Чем занимался Симеон-младшенький?

А) строил корабли

Б) играл на берестяном рожке

В) считал звёзды

Г) пек хлеб

4.Какое горе случилось в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»?

А) рыба-оборотень унесла невесту

Б) напало чудо-юдо поганое на их родную землю

В) Кощей унес Василису Прекрасную

5.Сколько раз сражался Иван с чудом-юдом?

А) три

Б) два

В) пять

Г) ни одного

6.Кому помогла птица Кахна?

А) Ивану-царевичу

Б) Ивану-крестьянскому сыну

В) рыбаку

Г) королевичу

7.Почему Джан Шуань не мог жениться на Ли Хуа?

А) он был беден

Б) он не любил Ли Хуа

В) его растерзал тигр

Г) он испугался оборотня

8. Что за музыкальный инструмент смастерил мастер Али?
А) домбру
Б) скрипку
В) гитару

9. На вершине какого дерева находился ларец с кощеевой смертью?
А) дуба;
Б) ясеня;
В) тополя.

10. Из какого произведения отрывок?
«Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и пить, и есть, затосковал…»

_________________________________________________________________________

11. Узнай сказку по опорным словам.

Перья, ручей, дверца, подарок, колечко, жена.

_________________________________________________________________________

12. Что означают слова:

котомка — ____________________________________;

глашатай — ___________________________________;

вепрь — ______________________________________.

Проверочная работа по теме «Народные сказки» 3 класс

Программа «Планета знаний»

2 вариант

Ф.И. ____________________________________________________

1. Какие сказки называются народными?

А) сказки, у которых есть один автор;

Б) сказки, которые создавались народом, а записывались автором;

В) сказки, которые создавались народом, передаваясь из уст в уста.

2. Какому народу принадлежат сказки? Соедини.

Царевн-лягушка таджикская народная сказка

Птица Кахна литовская народная сказка

Жаба-королева русская народная сказка

3.На чём играл Симеон-младшенький?

А) на домбре

Б) на берестяном рожке

В) на балалайке

Г) на гармошке

4.Какая беда случилась в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

А) Жар-птица стала воровать золотые яблоки

Б) напало чудо-юдо поганое на их родную землю

В) Кощей унес Василису Прекрасную

5.Сколько младший сын из сказки «Жаба-королева» ходил к жабе?

А) один

Б) два

В) три

Г) ни одного

6. Как звали сына злого хана в сказке «Мастер Али»?
А) Чжан
Б) Хусаин
В) Иван
Г) Али

7. Про Ивана – крестьянского сына чудо – юдо говорил так: «он ещё не родился, а если и родился, так …» Закончите присказку.
А) на бой не сгодился;
Б) собой загордился;
В )на мой ужин пригодился.

8. Благодаря какому плоду Чжан Шуань из сказки «Как юноша любимую искал» смог ходить по воде?
А) мандарин;
Б) персик;
В) абрикос.

9. Кто помог Ивану-царевичу достать с вершины дуба ларец с кощеевой смертью?
А) заяц;
Б) селезень;
В) медведь;

10. Из какого произведения отрывок?
«Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.»

_________________________________________________________________________

11. Узнай сказку по опорным словам.

Птица, рыба, глашатай, падишах, дерево, слуги.

_________________________________________________________________________

12. Что означают слова:

каравай — ____________________________________;

падишах — ___________________________________;

перечить — ______________________________________.

  • Задание по английскому рассказ о себе
  • Задание не решено как пишется
  • Задание написать сочинение на тему почему владимир дубровский стал разбойником
  • Задание зимняя сказка genshin impact
  • Задание дано как пишется