Задания для подготовки к итоговому сочинению по литературе 11 класс

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.

Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
  Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2. 
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. 
Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются 
направления сочинений, в рамках которых будут даны темы. 
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.

Алгоритм работы  при написании итогового сочинения:

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.

2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.

3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему. 

4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.

5) Написание чернового варианта работы.

6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.

7) Перенос сочинения на бланк.

   Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ? 

   Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них. 

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

   Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление.

Основная часть.

Первый тезис+аргумент.

Второй тезис+аргумент.

Третий тезис+аргумент.

Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):

http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/_nw/2/s60512113.jpg


ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

 РАБОТА  НАД  КОМПОЗИЦИЕЙ  СОЧИНЕНИЯ.

КОМПОЗИЦИЯ – это  строение  сочинения, соотношение  его  отдельных  частей  и  отношение  каждой  части  ко  всему  сочинению  как  единому  целому.

Принято  различать  логическую  и  композиционную  структуру  сочинения, которые  тесно  связаны.

Традиционно выделяют  три  части  сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача  которого – ввести  в  тему, дать  предварительные, общие  сведения  о  той  проблеме, которая  стоит за  предложенной  темой;
  2. ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ, в  которой  непосредственно  раскрывается  тема  сочинения, приводятся  рассуждения,  анализируется  текст  художественного  произведения;
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в  котором  подводится  итог, обобщается  сказанное.

 СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

При  написании  вступления  и  заключения  руководствуйтесь  соображениями  здравого  смысла  и  постоянно  задавайте  себе  вопросы: «Как  то, что  я  пишу, относится  к  теме? С  какой  целью  я  всё  это  пишу?» Делайте  вступление  не  очень  большим.

ПОМНИТЕ: подобные  вопросы  задаёт  себе  и  экзаменатор, проверяющий  сочинение.

ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает  краткую  характеристику определённой  эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических  или  культурных  особенностей  того  времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может  содержать  размышление  над  центральным  понятием  темы  сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит  факты  из  биографии  писателя, имеющие  отношение  к  произведению  или к  поднятой  в  нём  проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В  своей  основе  содержит  цитату, которая  имеет  прямое отношение  к  теме  сочинения  и  является  «точкой  отсчёта» для  дальнейшего  развёртывания    мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает  заявление  своей  позиции, изложение  мыслей, чувств, связанных  с  темой  сочинения.

 КАК  ПИСАТЬ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение  должно  подводить  итог  всей  работе, логично  завершать  размышления  над  темой  сочинения. Заключение  должно  быть  органично  связано  с  основным  текстом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ! Вывод – это  не  простое  повторение  аргументов, это  обязательно  новая  информация, имеющая  обобщающий  характер.

ЗАПОМНИТЕ! Общий  объём  вступления  и  заключения  не  должен  превышать  1/4 всего  сочинения. Вступительная  и  заключительная  часть  сочинения  не  должны  быть  слишком  большими  и  могут  состоять  из  5 – 8  предложений. В  любом  случае  необходимый   объём  каждой  части  сочинения  должен  определяться  не  механическим  подсчётом  слов  и предложений, а  логикой  развёртывания  мысли.

СОВЕТЫ  УЧИТЕЛЯ.

Работая  над  сочинениями, постарайтесь  найти  для  себя  те  варианты  вступлений  и  заключений, которые  хорошо  удаются  и  не  требуют  больших  затрат  сил  и  времени.

ВИДЫ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ  СКАЗАННОГО

Самая  типичная  и  логичная  концовка  сочинения. Чаще  всего  в  такой  концовке  возвращаются  к  основной  мысли  сочинения, излагая  её  более  широко  и  эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС

Вопросительное  предложение, в т.ч. риторический  вопрос, в  конце  сочинения  возвращает  читателя  к  основной  проблеме, заключённой  в  теме  сочинения, подчёркивая  её  актуальность.

ПРИЗЫВ  К  ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение  к  читателю  акцентируют   внимание  на  главной  мысли  сочинения, побуждают  читателя  изменить  своё  отношение  к  проблеме.

ЦИТАТА

Следует  помнить, что  далеко  не  каждая  цитата  будет  уместна  в  заключении. Это  должно  быть  высказывание, достаточно  полно  выражающее  мысль.

КАК  ПИСАТЬ  ОСНОВНУЮ  ЧАСТЬ  СОЧИНЕНИЯ.

Основная  часть  сочинения  должна  быть  посвящена  раскрытию  конкретной  темы. Прежде  всего  необходимо  обратить  внимание  на  чёткое  членение  текста  на  абзацы. Каждый  абзац – это  относительно  законченное  целое. Абзац  должен  быть  посвящён  изложению  одной  идеи. Он  не  должен  начинаться  с  одной  идеи  и  заканчиваться  другой. Предложения  должны  быть  логически  связаны  так, чтобы  каждое  последующее  было  ответом  на  вопрос, возникающий  у  читателя  после  прочтения  предыдущего  предложения. Если  читателю  приходится    возвращаться  и  перечитывать  абзац  два  или  три  раза, это  означает, что  абзац  не  согласован.предложения  не  следуют  логически  друг  за  другом.

ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ!  Поскольку  это  сочинение-рассуждение  запомните  типичную  структуру  абзаца  текста – рассуждения:

  1. тезис
  2. развитие  мысли
  3. иллюстративная  часть (доказательства, примеры)
  4. микровывод

Новый  абзац – это   новая  мысль, связанная  с  предыдущей, поэтому  необходимо  продумать  грамотные  логические  переходы  от  одной  мысли  к  другой.

«Клише к итоговому сочинению»

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя повести… (автор, название).

3. Обратимся к роману… (автор, название).

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….

Разнообразие  используемых  автором  сочинения  логических  связок  свидетельствует  о  хорошем  владении  письменной  речью.

Таким  образом, построение  связного  текста – это  кропотливая  работа, требующая  внимания  и  развитого  языкового  чутья.

 ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА 

В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В  сочинении  необходимо  использовать  литературный  материал  для  построения  рассуждения  на  предложенную  тему  и  для  аргументации  своей  позиции, поэтому  от  учащегося  потребуется  знание  содержания  художественных  произведений  и  умение  правильно  включать  литературный  материал  в  текст  своего  сочинения.

Рассмотрим  приёмы  привлечения  текста  в  процессе  работы  над  сочинением. 

1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ  на  произведение, определённый  эпизод, высказывание  автора, персонажа. Этот  приём обычно  используется  при  анализе  крупных  эпических  произведений  и  позволяет  в  самом общем  виде  передать  их  содержание. 

2.СЖАТЫЙ  ПЕРЕСКАЗ  сюжета, конфликта, этапов  становления  характера  героя.

3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это  дословная  выдержка из  какого-либо  произведения. Она  должна  быть  абсолютно  точной, включая  орфографию  и  пунктуацию  автора, без  изменений  и  искажений. 

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КОСВЕННОЙ  РЕЧИ.

   Предложение  с  косвенной  речью  представляет  собой  СПП, в  котором  главная  часть  передаёт  слова  автора, а  придаточная – чьё-либо  высказывание. Косвенная  речь  передаёт  чужую  речь  не  дословно, а  лишь  с  сохранением  общего  содержания, что  удобно  в  ситуации, когда  невозможно  проверить  точность  цитаты. Однако  и   в  этом   случае  недопустимо  искажение  общего  смысла  высказывания.

   ПОМНИТЕ! Переводя  прямую  речь  в  косвенную, будьте  внимательны, чтобы  избежать  грамматических  ошибок.

 КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое  оформление  сочинения  учитывается  в  критерии  №5  «Грамотность». Самые  типичные  ошибки, которые  часто  встречаются  в  сочинениях, можно сгруппировать  следующим  образом:

ТИПЫ ОШИБОК:

1.Фактическая  ошибка – это  искажение  информации  о  событиях, предметах, лицах, упоминаемых  в  тексте  сочинения.

2.Речевая  ошибка – это  нарушение  лексических  норм, т.е. норм  употребления  и  сочетаемости   слова.

3.Грамматическая  ошибка – это ошибка  в  структуре  языковой  единицы: в  структуре  слова, словосочетания  или  предложения. Такие  ошибки  связаны  с  нарушением  какой-либо  грамматической  нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. 

   Искажения литературных текстов и фактические ошибки.

   В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:

1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;

2) искажение названия произведения;

3) искажение имен, фамилий литературных героев;

4) неточное указание дат;

5) ошибки в названии мест событий, географических названий;

6) искажение жизненной правды;

7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;

8)  ошибки в указании литературного жанра;

9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;

10) искажение авторской позиции;

11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.

Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.

Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.

Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.

Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.

 Низкое качество речи и речевые ошибки;

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8)  речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».

Ответ: ключевое слово —  «какие события».

Упражнение 2.  Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.

«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»

Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.

Урок литературы в 11 классе

Тема урока: «Подготовка к написанию итогового сочинения»

Цели:

продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

углубить знания учащихся об особенностях итогового сочинения;

поэтапно отработать алгоритм написания сочинения;

научить учащихся писать тезис сочинения, развить речь через

формулировку своего мнения (тезиса);

развивать читательский кругозор, умение анализировать прочитанное;

развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать

причинноследственные связи, аргументировать собственную позицию),

развивать речевые навыки, творческие способности,

воспитать ответственное отношение к учебе, к своему труду.

Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.

Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока:

Слайд 1 – памятка

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Рада приветствовать вас на

уроке.

Ребята, посмотрите на эту картину (слайд 2):

Что она выражает? Какое чувство рождает? (чувство тревоги, страха).

II. Вступительное слово учителя

Эти ощущения испытывают многие выпускники накануне экзамена. Чтобы

рассеять эту тревогу, внушить уверенность в том, что писать самостоятельно

сочинение может каждый, мы и проводим урокиконсультации по подготовке

к итоговому сочинению (слайд 3). Сегодня мы продолжим наш путь к

написанию итогового сочинения. Но прежде чем приступить к основной

части урока, я хочу рассказать вам притчу (короткий назидательный рассказ

в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное

поучение (мораль))

III. Чтение и определение основной мысли притчи.

Один человек обратился к горцу:

Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над

пропастью, тогда как я, двигаясь по этому дереву, буквально трясусь от

страха?

Когда я иду по этому дереву на ту сторону, я иду за водой, без воды моя

семья и я погибнем от жажды, а когда я возвращаюсь, я так хочу видеть мою

семью, что даже не думаю о пропасти внизу.

Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не

бояться?

Только мощное желание или крайняя нужда заставят тебя забыть, что идешь

над пропастью.

О чем эта притча? Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

Нужно уметь преодолевать свои страхи и стараться достичь цели.

(страх получить «незачёт», боязнь чистого листа…)

Какую цель вы должны ставить перед собой сегодня?

И мне хотелось бы сегодня организовать работу так, чтобы в дальнейшем она

помогла вам правильно построить свое сочинение.

IV. Перед тем как перейти к практической части я хотела бы провести

небольшой опрос:

1) Назовите дату проведения итогового сочинения (7 декабря) слайд 4.

2) Назовите количество тем в комплекте (6) слайд 5.

3) Можно ли в качестве аргумента использовать мангу? – слайд 6.

(Манга – японские комиксы. Ранобэ разновидность популярной

японской литературы различных жанров (от любовных романов и научной

фантастики до ужасов)).

4) В начале XX века – сколько здесь слов? слайд 7.

5) Первый структурный элемент сочинения? – слайд 8 (тезис)

6) Сколько ошибок можно допустить, чтобы получить «зачёт» по 5му

критерию?

V. Переходим сейчас к практической части – к работе над самим

сочинением, над его структурными элементами.

Что же такое тезис? (слайд 9)

Тезис – основная мысль, которую нужно доказать. Это ответ на вопрос темы.

Иными словами, тезис – ваше мнение по теме, это ваша собственная позиция

(мнение) касательно темы сочинения. Именно это высказывание должно

быть аргументировано в основной части (то есть мы аргументируем не тему,

а свою позицию).

А какие виды тем мы знаем? (слайд 10)

1. Темапонятие:

Роль музыки в жизни человека (не очень интересно, суховато)

2. Темаосмысление цитаты:

Как вы понимаете смысл высказывания известного римского философа и

государственного деятеля Луция Сенеки: «Общество – свод камней,

который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

3. Темавопрос:

Что помогает человеку найти свой путь?

Слайд 11.

Как показывает опыт предыдущих лет, чаще всего темы в итоговом

сочинении формулируются в виде вопроса бразец комплекта тем 2022/23

учебного года).

Мало того, что разные разделы (тематические блоки), так ещё и принцип

работы над каждым видом темы разный…Нет универсального принципа

Как мы выбираем тему? Чем руководствуемся?

VI. Обратимся к критериям оценивания сочинения:

Критерий №1 «Соответствие теме» (слайд 12)

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее

раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или

размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

Прежде чем начать писать сочинение, нужно подумать, как мы раскроем эту

тему. Согласны? Немного странно и неправильно сначала выбрать тему

(звучит красиво), а дальше как пойдет…

«В чём заключается сила доброты?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

А теперь посмотрите, как отвечали другие выпускники (слайд 13):

На мой взгляд, эта сила заключается в искренности намерений

человека.

Сила доброты заключается в том, что все люди вокруг становятся

лучше.

В первую очередь сила доброты заключается в бескорыстии. Она

помогает человеку переосмыслить свою жизнь, отношение к миру,

увидеть положительные стороны.

Сила доброты м_щна и бе_гр_нична. Заставить человека улыбат?ся

к_рдинально поменять его судьбу всё это ей под(силу).

По этой же теме проанализируем вступления учеников

Например, выпускник, выбрав тему «В чём заключается сила доброты?»

пишет (слайд 14):

Что такое добро? В чём заключается сила доброты? Каждого ли человека

можно назвать добрым? Этот вопрос привлекает внимание многих поэтов и

писателей, и вместе с ними я хотел бы найти на него ответ.

Или…

Слайд 15

В чём заключается сила доброты? На этот вопрос сложно дать однозначный

ответ. Я думаю, что добрый человек ощущает свою правоту и силу потому,

что его помыслы направлены на созидательные действия. Отзывчивость,

желание сделать для окружающих чтото хорошее помогают ему, придают

сил. Для доказательства своей точки зрения приведу пример из литературы.

Как вам это вступление?

Как перебороть боязнь белого листа? Очень просто: переписать сам вопрос

(тему)…На этот вопрос трудно дать однозначный ответ…

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

(слайд 16)

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение,

доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их

примерами из опубликованных литературных произведений. Можно

привлекать произведения устного народного творчества (за исключением

малых жанров), художественную, документальную, мемуарную,

публицистическую, научную и научнопопулярную литературу (в том числе

философскую, психологическую, литературоведческую,

искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие

произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на

один текст).

Слайд 17:

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации,

написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно

искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь

упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех

остальных случаях выставляется «зачёт».

На что готов пойти человек ради общественного поощрения? (слайд 18)

Сформулировать тезис. (Работа в группах)

На многое ли готов пойти человек ради…?

Рассмотрим отрывок из сочинения ученика: (слайд 19)

Многие люди хотят быть в центре общественного внимания. Для достижения

этой цели они идут на всевозможные ухищрения (вступление). Так что же

готов сделать человек ради общественного поощрения? (тема) На мой взгляд,

чтобы произвести впечатление в обществе, человек способен пойти на обман

(тезис). Для обоснования своей позиции приведу пример из читательского

опыта.

Выпускник приводит в качестве аргумента рассказ А.П.Чехова «Орден». Кто

читал это произведение?

У нас есть тезис. Наша с вами задача посмотреть, а доказывает ли

приведённый литературный материал этот тезис. Не зная произведение, мы

должны решить, убедительно ли написано?

Аргумент (слайд 20):

В рассказе А.П.Чехова «Орден» повествуется о попытке главного героя

привлечь к себе внимание и произвести нужное впечатление в доме купца

Спичкина. Для этого Пустяков одолжил у товарища орден Станислава. Зайдя

в дом Спичкина, Пустяков увидел, своего сослуживца Трамбляна, который

мог раскрыть его обман, и поначалу сильно испугался. Но когда он заметил

орден Анны, прикреплённый к мундиру сослуживца, то почувствовал

облегчение. Теперь Трамблян был для него не опасен, так как орден Анны по

праву не принадлежал ему, а был такой же бутафорией, как и Станислав на

груди Пустякова. На этом примере мы видим, что ради выгодного

впечатления люди готовы пойти на обман.

Раскрыл ли ученик тему? Доказал ли своё мнение? Показывает ли аргумент,

что люди идут на обман, для того чтобы казаться лучше, чем они есть на

самом деле?

VIII. Этап рефлексии

Что дал вам сегодняшний урок?

Мы еще раз повторили теорию подготовки к сочинению.

Слайды 21, 22

На каком уровне готовности к сочинению находитесь вы после сегодняшнего

урока?

У подножья горы: самостоятельно написать пока не смогу.

На склонах: надеюсь, что напишу, но присутствуют затруднения,

требуется дополнительная практическая тренировка.

На вершине: уверен(а), что с сочинением справлюсь.

IX. Домашнее задание

Прочитать:

1) А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа»

2) А.П.Чехов. Рассказ «Ванька»

3)А.П.Чехов. Рассказ «Скрипка Ротшильда»

Написать сочинение на тему:

Согласны ли вы с высказыванием Генри Форда: «Если тебе тяжело, значит

ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть»?

Итоговое сочинение 2022


  • 02.12.2021

    Реальные темы итогового сочинения 2022


    (232096)


  • 27.09.2021

    Цитаты и афоризмы для итогового сочинения 2021-2022


    (56811)


  • 18.09.2021

    Примеры итоговых сочинений 2021-2022


    (805516)


  • 13.09.2021

    Аргументы для итогового сочинения 2021-2022


    (296178)


  • 07.09.2021

    Универсальный список литературы для итогового сочинения 2021-2022


    (113982)


  • 01.09.2021

    Литература для итогового сочинения 2022


    (285793)


  • 01.09.2021

    Расписание итогового сочинения 2021-2022


    (44489)


  • 30.08.2021

    Темы итогового сочинения 2021-2022


    (611903)


  • 30.08.2021

    Направления тем итогового сочинения 2022


    (260018)


  • Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»


    (5)


  • Направление «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»


    (4)


  • Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


    (5)


  • Направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»


    (4)


  • Направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»


    (4)

  • Задания для квеста по сказкам
  • Задания для итогового сочинения 11 класс
  • Задания для детей по сказкам в картинках
  • Задание тоже самое как пишется
  • Задание с развернутым ответом предполагающее создание сочинения на основе текста представляет собой