Задания к рассказу случай с евсейкой

Литературное чтение, 3 класс

Урок 33. М. Горький «Случай с Евсейкой»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Прогнозирование содержания раздела по заголовку;

Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Глоссарий по теме

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Диалог — разговор двух героев.

Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.

Ключевые слова

Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 4-11
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 52-54
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького

Научимся выделять основные события в рассказе;

Сможем сочинить продолжение рассказа

Основноесодержаниеурока

Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:

Ой, люля, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах.

Чёрный ворон на дубу

Там играет во трубу.

Труба точёная,

Позолоченная.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряники покушать.

Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.

Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.

Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 — начале 20 веков. Максим Горький — это литературный псевдоним.

Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.

Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.

На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».

Вот как это произошло.

15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».

Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

Чтение и анализ произведения:

Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.

Читая произведение, отвечаем на вопросы:

  • Какой случай произошел с главным героем — Евсейкой?
  • Что увидел мальчик на морском дне?
  • С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное?
  • Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы?
  • Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки?
  • Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не обидеть болтливую рыбу. Но стерпит ли он насмешки?
  • Как же будет Евсейка выпутываться из этой неприятной истории?

Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?

Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.

Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:

— завязка (Евсейка попадает в воду)

— основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)

— самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)

— развязка (Евсейка возвращается на берег).

Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.

В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:

А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…

Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, — только приснилось ему.

Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» — это рассказ.

Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.

Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Разбортиповоготренировочногозадания

1. Впиши пропущенные слова:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?

— Папа сказал.

— Что такое — папа?

— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

— А он рыбу ест?

Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Ответ

Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.

2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:

Вымышленные события

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

Евсейке все приснилось

Ответ

Вымышленные события

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.

Евсейке все приснилось

Разбортиповогоконтрольногозадания

Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:

1 вариант

Животное

Сравнение

Голотурия

мокрый носовой платок

Сепия

стеклянные шарики

Сифонофоры

плохо нарисованный поросёнок

2 вариант

Животное

Сравнение

Актинии

Крупные вишни

Креветки

Бабочки ввоздухе

Рыбёшки

Мухи

Ответ:

1 вариант

Животное

Сравнение

голотурия

плохо нарисованный поросёнок

сепия

мокрый носовой платок

сифонофоры

стеклянные шарики

2 вариант

Животное

Сравнение

Актинии

крупные вишни

Креветки

мухи

Рыбёшки

бабочки ввоздухе

 «Случай с Евсейкой»        Максим Горький

1. Прочитай историю об  Евсейке. Ответь на вопросы.

1) Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

________________________________________________________
________________________________________________________

2) Кого увидел Евсейка на морском дне? ____________________

________________________________________________________
________________________________________________________

3) Мальчик общался с животными. Они реальные или сказочные?

________________________________________________________
4)
Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

________________________________________________________
________________________________________________________

5) Чего он боялся?  ________________________________________________________
________________________________________________________

2. Отметь качества, которые проявились у Евсейки. Обоснуй свой выбор.

__злость                        __хитрость                __грубость           __находчивость

__беззаботность        __осторожность        __любопытство   __смелость

3. Как ты считаешь, «Случай с Евсейкой» — это сказка, рассказ или небывальщина? Обоснуй свой ответ. ___________________________
__________________________________________________________

4. Придумай продолжение истории об Евсейке.

___________________________________________________________
___________________________________________________________

___________________________________________________________
___________________________________________________________

___________________________________________________________
___________________________________________________________

___________________________________________________________
___________________________________________________________

___________________________________________________________
___________________________________________________________

1. Где был Евсейка?
а) на берегу моря                б) на берегу озера                в) на берегу пруда

2. Что делал мальчик?
а) гулял                б) купался                в) удил рыбу

3. Почему он задремал?

а) не выспался                б) от скуки        в) его заколдовали

4. Кого увидел Евсейка в подводном царстве?
а) множество морских животных и растений                
б) водяного и русалок                 в) морского царя и его дочерей

5. Какой язык стал понимать мальчик?
а) немецкий                б) сказочный                в) рыбий

6. Чему удивлялись жители подводного царства, глядя на Евсейку?
а) что он такой маленький                б) что он такой большой
в) что у него нет чешуи и два хвоста

7. Что мальчик предложил рыбе?
а) поплавать наперегонки                б) поиграть        в) поспорить

8. Как Евсейка уговорил рыбу плыть на поверхность?
а) сказал, что так хорошо дышится        б) сказал, что там много мух;
в) сказал, что там много всякой вкусной еды.

9. За что Евсейка цапнул рыбу?
а) за хвост                б) за жабры                в) за голову

10. Чем на самом деле было его приключение?
а) выдумкой                б) действительным приключением
в) сном.

12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация

Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

 

Бесплатные всероссийские конкурсы

Бесплатные сертификаты
за публикации 

Нужна помощь? Инструкции для новых участников

Бесплатная   онлайн-школа для 1-4 классов

Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости

Библиотека

Учебно-дидактические материалы

Контрольные / проверочные работы

Материал опубликовала

Людмила Б.7820

Россия, Татарстан респ., Высокогорский р-н, с. Высокая Гора

Материал размещён в группе «Контрольные и диагностические работы в начальной школе. »

3

#3 класс #Чтение #Учебно-дидактические материалы #Контрольные / проверочные работы #Учитель начальных классов #Школьное образование #УМК «Школа России»

Проверочная работа по рассказу М.Горького «Случай с Евсейкой»

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Размер файла: 27.5 Кбайт

Проверочная работа по рассказу М. Горького «Случай с Евсейкой».

Проверочная работа
DOC / 27.5 Кб

Опубликовано 07.03.18 в 22:22 в группе «Контрольные и диагностические работы в начальной школе. »



Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.

  • Задания для квеста по сказкам
  • Задания для итогового сочинения 11 класс
  • Задания для детей по сказкам в картинках
  • Задание тоже самое как пишется
  • Задание с развернутым ответом предполагающее создание сочинения на основе текста представляет собой