Задания к сказке пушкина сказка о царе салтане

Слайд 1

«Сказка о царе Салтане …»

Слайд 2

Инструкция В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1» . Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем. Перейти к следующему вопросу можно при помощи Завершить игру можно при помощи кнопки ВЫХОД Начать игру

Слайд 3

Что три девицы под окном делали поздно вечерком? Переход хода Ткали. Верно + 1 Пряли. Переход хода Шили. Переход хода Гадали.

Слайд 4

Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой? Верно + 1 Один день. Переход хода Одну неделю. Переход хода Один месяц. Переход хода Один год.

Слайд 5

Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана ? Переход хода Матерью. Верно + 1 Сестрой. Переход хода Тётей. Переход хода Подругой.

Слайд 6

Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана ? Верно + 1 Две. Переход хода Три. Переход хода Четыре. Переход хода Пять.

Слайд 7

Какой титул был у Гвидона ? Верно + 1 Князь. Переход хода Принц. Переход хода Царевич. Переход хода Королевич.

Слайд 8

Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон ? Переход хода В один дюйм. Верно + 1 В один аршин. Переход хода С ноготок. Переход хода С пальчик.

Слайд 9

Где князь Гвидон провёл своё детство и отрочество? Переход хода В царстве славного Салтана . Переход хода На острове Буяне. Верно + 1 В море-океане. Переход хода У лукоморья.

Слайд 10

Какое отчество у пушкинского князя Гвидона ? Переход хода Елисеевич. Переход хода Русланович. Верно + 1 Салтанович . Переход хода Дадонович .

Слайд 11

Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана ? Переход хода На юг. Переход хода На север. Верно + 1 На восток. Переход хода На запад.

Слайд 12

Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город? Верно + 1 Один дуб. Переход хода Две пальмы. Переход хода Три сосны. Переход хода Берёзовая роща.

Слайд 13

Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь? Переход хода Лунный камень. Переход хода Солнечный луч. Переход хода Звезда. Верно + 1 Месяц.

Слайд 14

Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка? Переход хода Рубины. Переход хода Сапфиры. Переход хода Жемчужины. Верно + 1 Изумруды.

Слайд 15

Что выстроил для своей белки князь Гвидон ? Переход хода Янтарную комнату. Верно + 1 Хрустальный дом. Переход хода Золотое дупло. Переход хода Изумрудную пирамиду.

Слайд 16

Кто вёл учёт чудесных орехов затейницы белки? Переход хода Сам Гвидон . Переход хода Черномор . Верно + 1 Дьяк. Переход хода Стража.

Слайд 17

Какого чуда НЕ было за морем? Переход хода Белка. Переход хода Тридцать три богатыря. Переход хода Царевна Лебедь. Верно + 1 Кот учёный.

Слайд 18

Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху ? Переход хода В глаз. Переход хода В лоб. Верно + 1 В нос. Переход хода В ухо.

Слайд 19

Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону ? Переход хода Тётей. Верно + 1 Бабушкой. Переход хода Мачехой. Переход хода Кормилицей.

Слайд 20

В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон ? Переход хода Комар. Переход хода Муха. Верно + 1 Пчела. Переход хода Шмель.

Слайд 21

Переход хода 2 Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи ? Переход хода 3 Верно + 1 4 Переход хода 5 ВЫХОД

Слайд 22

1. Здравствуй, красная…

Слайд 23

2. И царица над ребёнком, как…

Слайд 24

3. Не мышонка, не лягушку, а …

Слайд 25

4. И растёт ребёнок там не по дням, а …

Слайд 26

5. А теперь ты воротись, не горюй и …

Слайд 27

6. В тот же день стал княжить он и нарёкся: …

Слайд 28

7. Ветер по морю гуляет и …

Слайд 29

8. Здравствуй, князь ты мой…

Слайд 30

9. Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете…

Слайд 31

10. Пушки с пристани палят, кораблю пристать …

Слайд 32

11. Нос ужалил богатырь: на носу вскочил …

Слайд 33

12. Днём свет божий затмевает, ночью землю …

Слайд 34

13. А сама-то величава, выступает, будто …

Слайд 35

14. Ты детей благослови жить в совете да …

Слайд 36

15. И засеян двор большой золотою…

Слайд 37

16. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь …

Слайд 38

1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? 2. Остров на котором поселился царевич? 3. Что грызла белка под елью? 4 . В чём добрались до остова царица с сыном? 5. Как звали человека, превращавшегося в комара? 6. Звание Гвидона ?

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебеди»

50
вопросов на знание текста (вопросник учителя):

Вопрос

Ответ-цитата

1.       
Что пообещала сделать
первая сестра, если б стала царицей?          

На весь крещёный мир приготовила б я пир.

2.     
Что пообещала сделать
вторая сестра, если б стала царицей?

На весь бы мир одна наткала я полотна.

3.     
Что пообещала сделать
третья сестра, если б стала царицей?

Я б для батюшки-царя родила богатыря.

4.     
Где стоял царь во время
разговора сестёр?

Он стоял позадь забора.

5.     
Кем назначил быть
сестрицам царь Салтан?

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

6.     
Где злилась во время свадьбы
повариха?

В кухне злилась повариха.

7.     
Где плакала во время
свадьбы ткачиха? 

Плачет у станка ткачиха.

8.     
Почему простился с женой
и уехал царь Салтан?

В те поры война была.

9.     
Какого роста родился
сын?

Сына бог им дал в аршин.

10. 
 Как звали сватью?

С сватьей бабой Бабарихой.

11. 
 Что написали в доносе
ткачиха с поварихой?

Родила царица в ночь не то
сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку.

12. 
 Что хотел сделать в
гневе с гонцом царь?

И гонца хотел повесить.

13. 
 Какой приказ подсунули
новому гонцу ткачиха, повариха и Бабариха?

И царицу, и приплод тайно
бросить в бездну вод.

14. 
 Куда посадили царицу с
сыном?

В бочку с сыном посадили.

15. 
 Куда пустили бочку?

Пустили в Окиян.

16. 
 Какого цвета было море
в сказке?

Синего.

17. 
 Как рос князь в бочке?

Не по дням, а по часам.

18. 
 О чём попросил волну
князь?

Не губи ты нашу душу,
выплесни ты нас на сушу.

19. 
 Как царевич открыл
бочку?

Вышиб дно и вышел вон.

20. 
 Из какого дерева согнул
лук царевич?

Ломит он  у дуба сук.

21. 
 Какая птица  атаковала 
царевну Лебедь?

Коршун

22. 
 Кем на самом деле был
коршун?

Ты не коршуна убил, чародея погубил.

23. 
 Что увидели царевич и
его мать,  проснувшись?

Видит город он большой.

24. 
 Как нарекли нового
князя жители сказочного города?

И нарёкся: князь Гвидон.

25. 
 В какую сторону света
плыли купцы-корабельщики?

Едем прямо на восток, мимо острова Буяна, в
царство славного Салтана.

26. 
 Какой сигнал подавали
купцам-корабельщикам с острова?

Пушки с пристани палят, кораблю пристать
велят.

27. 
 Каким было первое
желание князя Гвидона?

Видеть я б хотел отца.

28. 
 В кого оборотила
царевна Лебедь князя, чтобы тот летел за кораблём?

Тут он в точку уменьшился, комаром
оборотился.

29. 
 Какая дума была на лице
царя Салтана?

С грустной думой на лице.

30. 
 Чем был остров до
прибытия царевича и царевны?

Он лежал пустой равниной.

31. 
 О каком чуде хвастала
повариха, чтобы не пустить царя навестить чудесный остров?      

Ель в лесу, под елью белка,
белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

32. 
 Какие орешки были у
белки?

Орешки не простые, всё скорлупки золотые.

33. 
 В какой глаз впился
комар тётке-поварихе?

Тётке прямо в правый глаз.

34. 
 Какую песенку пела
белка?

Во саду ли, в огороде.

35. 
 Какой дом выстроил для
белочки князь Гвидон?

Выстроил хрустальный дом.

36. 
 Что вынимала белка из
скорлупок?

Изумруды.

37. 
 Что делали из золотых
скорлупок?

Из скорлупок льют монету.

38. 
 Что было на острове
вместо изб?

Изоб нет, везде палаты

39. 
 В кого оборотила
царевна Лебедь князя Гвидона во второй раз?

В муху князь оборотился.

40. 
 О каком втором чуде
хвастали повариха, ткачиха и Бабариха?

Тридцать три богатыря.

41. 
 Где ждал князь Гвидон
прибытия 33 богатырей?

Сел на башню, и на море стал глядеть он.

42. 
 Почему витязи могли
выходить из моря с дозором только ненадолго?

Тяжек воздух нам земли.

43. 
 Как звали командира-воеводу
33 богатырей?

Дядька Черномор.

44. 
 Чем были покрыты
тридцать три витязя?

В чешуе, как жар горя.

45. 
 На какой глаз села муха
тётке-ткачихе?

Тётке сел на левый глаз.

46. 
 В кого оборотился князь
Гвидон в третий раз?

Шмелем князь оборотился.

47. 
 Куда ужалил шмель
старую бабушку Бабариху?

Нос ужалил богатырь.

48. 
 Кем обернулась царевна
Лебедь?

Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась.

49. 
 Как встретил  царь
Салтан свою жену?

Царь слезами залился, обнимает он царицу, и
сынка, и молодицу.

50. 
 Как поступил царь со
сватьей Бабарихой, ткачихой и поварихой?

Царь для радости такой отпустил всех трёх
домой.

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебеди»

50
вопросов на знание текста (вопросник ученика):

Вопрос

Ответ

1.     
Что пообещала сделать
первая сестра, если б стала царицей?          

2.     
Что пообещала сделать
вторая сестра, если б стала царицей?

3.     
Что пообещала сделать
третья сестра, если б стала царицей?

4.     
Где стоял царь во время
разговора сестёр?

5.     
Кем назначил быть
сестрицам царь Салтан?

6.     
Где злилась во время
свадьбы повариха?

7.     
Где плакала во время
свадьбы ткачиха? 

8.     
Почему простился с женой
и уехал царь Салтан?

9.     
Какого роста родился
сын?

10. 
 Как звали сватью?

11. 
 Что написали в доносе
ткачиха с поварихой?

12. 
 Что хотел сделать в
гневе с гонцом царь?

13. 
 Какой приказ подсунули
новому гонцу ткачиха, повариха и Бабариха?

14. 
 Куда посадили царицу с
сыном?

15. 
 Куда пустили бочку?

16. 
 Какого цвета было море
в сказке?

17. 
 Как рос князь в бочке?

18. 
 О чём попросил волну
князь?

19. 
 Как царевич открыл
бочку?

20. 
 Из какого дерева согнул
лук царевич?

21. 
 Какая птица  атаковала 
царевну Лебедь?

22. 
 Кем на самом деле был
коршун?

23. 
 Что увидели царевич и
его мать,  проснувшись?

24. 
 Как нарекли нового
князя жители сказочного города?

25. 
 В какую сторону света
плыли купцы-корабельщики?

26. 
 Какой сигнал подавали
купцам-корабельщикам с острова?

27. 
 Каким
было первое желание князя Гвидона?

28. 
 В кого оборотила
царевна Лебедь князя, чтобы тот летел за кораблём?

29. 
 Какая
дума была на лице царя Салтана?

30. 
 Чем
был остров до прибытия царевича и царевны?

31. 
 О каком чуде хвастала
повариха, чтобы не пустить царя навестить чудесный остров?      

32. 
 Какие
орешки были у белки?

33. 
 В
какой глаз впился комар тётке-поварихе?

34. 
 Какую
песенку пела белка?

35. 
 Какой
дом выстроил для белочки князь Гвидон?

36. 
 Что
вынимала белка из скорлупок?

37. 
 Что
делали из золотых скорлупок?

38. 
 Что
было на острове вместо изб?

39. 
 В кого оборотила
царевна Лебедь князя Гвидона во второй раз?

40. 
 О каком втором чуде
хвастали повариха, ткачиха и Бабариха?

41. 
 Где
ждал князь Гвидон прибытия 33 богатырей?

42. 
 Почему витязи могли
выходить из моря с дозором только ненадолго?

43. 
 Как
звали командира-воеводу 33 богатырей?

44. 
 Чем
были покрыты тридцать три витязя?

45. 
 На
какой глаз села муха тётке-ткачихе?

46. 
 В кого
оборотился князь Гвидон в третий раз?

47. 
 Куда
ужалил шмель старую бабушку Бабариху?

48. 
 Кем
обернулась царевна Лебедь?

49. 
 Как
встретил  царь Салтан свою жену?

50. 
 Как поступил царь со
сватьей Бабарихой, ткачихой и поварихой?

Тема: «Интеллектуальная игра «Счастливый случай».

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

  1. Вступительная часть (вступительное слово педагога)

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») — сказка в стихах А. С. Пушкина. Создана в 1831 году, а впервые издана через год.
Первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи.

 
Происхождение сюжета

«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок, например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик в образе Василисы Премудрой.
Из большого количества произведений А. С. Пушкина самыми ценными и любимыми остаются его чудесные сказки. Им написано 7 сказок в стихах. Одна из них в этом году отмечает 185-летний юбилей. Это «Сказка о царе Салтане». Это одна из самых известных стихотворных сказок, отрывки из которой знают наизусть и цитируют очень много людей во всём мире. Полное название сказки — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сюжет этой сказки, как и многих других, Пушкин услышал от няни. Он не просто проникся народной поэтикой*, он ввел народную сказку в свое литературное творчество, дал ей новую жизнь, придал форму, которая стала доступна всем и даже детям. Сказки А.С.Пушкина открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

  1. Основная часть. Игра «Счастливый случай»

Первый гейм: « Дальше, дальше…». За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы для первой команды

  1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером? (3)

  2. О чем мечтали девушки за работой? (стать царицами)

  3. О чем мечтала младшая сестра? (родить сына)

  4. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег? (Коршуна)

  5. Кем на самом деле оказался коршун? (злым чародеем)

  6. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца в первый раз? (превратила его в комара)

  7. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха? (белка)

  8. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря? (33)

  9. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»? (лебедь)

  10. Как зовется остров в море, Где Гвидон не знает горя? (Буян)

  11. Почему сестры хотели извести царицу? (от зависти)

  12. Как мать и сын выбрались из бочки смоляной? (Сын окреп и сам ее сломал)

  13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (бочка)

  14. Как нарекли молодого царевича? (Гвидон)

  15. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона? (соболями, лисами)

Вопросы для второй команды

  1. Что блестит под косой у царевны Лебедь? (месяц)

  2. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана? (Лазоревая)

  3. Как звали жену царя Салтана? (В сказке имя не упоминается)

  4. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона? (Отец и сын)

  5. Кем назначил царь остальных двух девушек? (ткачиха, повариха)

  6. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (рос)

  7. Какое оружие смастерил царевич? (лук)

  8. Какое дерево изначально росло на острове? (дуб)

  9. Кто был приставлен к ручной белке для подсчета орехов? (дьяк)

  10. Внутри орешков, которые грызла белка, были…  (изумруды)

  11. Кто помогал князю Гвидону навещать отца? (Лебедь-птица)

  12. Куда уехал царь Салтан? (на войну)

  13. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме? (о рождении сына)

  14. Кто прял поздно вечерком? (три девицы)

  15. Где живёт белка, которая поёт песенки и грызёт орешки? (в хрустальном доме)

Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Тест «Сказка о царе Салтане…» (для каждого ученика)

Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Вопросы в бочонках (от киндеров), каждая команда вытягивает «заморочку», посовещавшись, отвечает. За правильный ответ – 2 балла. Если нет ответа, отвечает другая команда, за правильный ответ1 балл.

  1. Когда и где родился А. С. Пушкин? В Москве, 6 июня 1799 год

  2. Кто учил его писать по-русски? (бабушка)

  3. Кто ему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

  4. Назовите сказки Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане:», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке«

  5. Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? Родной бабушкой. («А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей».)

  6. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря? «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»

  1. Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано? (что царица родила «неведому зверушку»)

  2. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо? (ничего не делать и ждать его возвращения)

  3. Как в этот раз поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?  (снова подменили письмо, в котором написали, что царицу с ее сыном следует засмолить в бочке и бросить в море)

  4. Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение? (сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича — князем этого острова)

  5. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын? (простил их)

  6. Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых? (Четыре)

Весёлая переменка.

Презентация (3 вида заданий: загадки по сказке, игра «Доскажи словечко», игра «Путаница»). Каждая команда отвечает на вопросы по очереди, каждый раз меняя отвечающего. За правильный ответ –1 балл.

Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка». (Билибин)

  1. Родился 4 августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича (5 баллов)

  2. Окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету… (4 балла)

  3. А творчество его началось с картины В.Васнецова «Богатыри».. (3 балла)

  4. В иллюстрациях использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне Егны. (2 балла)

  5. Он стал художником-иллюстратором многих сказок, в том числе и «Сказки о царе Салтане»… (1 балл)

Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы для первой команды

  1. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана? (Лазоревая)

  2. Как звали жену царя Салтана? (В сказке имя не упоминается)

  3. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона? (Отец и сын)

  4. Кем назначил царь остальных двух девушек? (ткачиха, повариха)

  5. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? (рос)

  6. Какое оружие смастерил царевич? (лук)

  7. Какое дерево изначально росло на острове? (дуб)

  8. Кто был приставлен к ручной белке для подсчета орехов? (дьяк)

  9. Внутри орешков, которые грызла белка, были…  (изумруды)

  10. Кто помогал князю Гвидону навещать отца? (Лебедь-птица)

  11. Куда уехал царь Салтан? (на войну)

  12. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме? (о рождении сына)

  13. Кто прял поздно вечерком? (три девицы)

  14. Где живёт белка, которая поёт песенки и грызёт орешки? (в хрустальном доме)

15.Что блестит под косой у царевны Лебедь? (месяц)

16. Из какого материала князь построил белочке дом? (Из хрусталя)

17.Автор «Сказки о царе «Салтане…» (Пушкин)

18. Третье превращение Гвидона. (Шмель)

19. Сколько сказок написал Пушкин? (5)

20. Какую песню пела в сказке белка? (во саду ли в огороде)

Вопросы второй команде.

  1. Сколько девиц сидело за пряжей вечером? (3)

  2. О чем мечтали девушки за работой? (стать царицами)

  3. О чем мечтала младшая сестра? (родить сына)

  4. Кого молодой царевич подстрелил из лука, когда выбрался из бочки на берег? (Коршуна)

  5. Кем на самом деле оказался коршун? (злым чародеем)

  6. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца в первый раз? (превратила его в комара)

  7. О каком чуде рассказала царю Салтану повариха? (белка)

  8. Сколько богатырей под руководством дядьки Черномора выходило из моря? (33)

  9. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»? (лебедь)

  10. Как зовется остров в море, Где Гвидон не знает горя? (Буян)

  11. Почему сестры хотели извести царицу? (от зависти)

  12. Как мать и сын выбрались из бочки смоляной? (Сын окреп и сам ее сломал)

  13. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын? (бочка)

  14. Как нарекли молодого царевича? (Гвидон)

  15. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона? (соболями, лисами)

  16. Кого прислала лебедь для охраны города? (Своих братьев (33 богатыря) и Черномора)

  17. Как отпраздновали герои радостную встречу? (устроили пир)

  18. Сколько сестер было у царицы, жены царя Салтана? (2)

  19. Кто правил на острове Буяне? (Гвидон)

  20. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря? (Черномор)

Когда и где родился А. С. Пушкин?

На каком языке разговаривал Пушкин с детства? И кто его учил писать по-русски?

Кто рассказывал сказки А.С. Пушкину?

Назовите сказки Пушкина.

Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? 

Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

Старшие сестры царицы и сватья Бабариха подменили письмо царю с радостным известием о рождении сына на другое послание. Что в нем было написано?

Какой приказ отдал царь, когда прочитал подложное письмо?

Как поступили ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой, когда приехал гонец с ответом от царя?  

Как лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон его сын?

Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых?

Ипполитова Елена Викторовна

Челябинская область, Увельский район , МКОУ «Синеборская ООШ»

Учитель начальных классов

Задания для групповой работы к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»

Для каждой группы предполагаются раздаточные листы с заданиями

1 группа

Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:

Что делали девушки у окна? — Пряли.

Кого хотела в мужья третья девушка? – Царя.

Почему царь уехал из царства? – Была война.

Куда полетел комар, когда гости покинули остров? – В царство царя Салтана

Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки

(первое посещение отца)

Задание №3 Собери пословицу

Проживет, злой, не, добре, человек, век, в.

Задание №4 «Угадай героя»

Все равны, как на подбор. (33 богатыря.)

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает. ( Царевна Лебедь.)

Он далёко бьётся долго и жестоко. ( Салтан.)

Растёт не по дням, а по часам. ( Гвидон.)

Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы.

Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.

2 группа

Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:

1.В какое время суток начинается действие сказки? – Поздним вечером.

2. Что сделали бояре с царицей и её сыном, исполняя приказ царя?

3. Куда наутро отправились царица с царевичем? – В город.

4. Откуда появляются 33 богатыря в царстве Гвидона? – Из моря.

Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки (2 посещение отца )

Задание №3 Собери пословицу

Душа, вместе, и, вся, на, месте, семья.

Задание №4 «Угадай героя»

1.Взмахнув крылами, полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты. (Лебедь).

2. Весь сияя в злате, сидит в палате на престоле и в венце с грустной думой на лице. ( Салтан.)

3. Тётке прямо в правый глаз…побледнела, обмерла и окривела. ( Повариха)

4. Эти витязи морские мне ведь братья всё родные. ( 33 богатыря.)

Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы

Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.

3 группа

Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:

1.Какой праздник могла бы устроить первая девица? – Пир.

2. Какого ребёнка родила бы третья девушка? – Богатыря.

3. Кто помог выбраться бочке на берег? – волна

4. В кого обернулся во второй раз Гвидон, чтобы посетить царство своего отца? – В муху.

Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки (приезд Салтана и счастливый конец)

Задание №3 Собери пословицу

Что, ничего, явным, бы, стало, не, нет, тайного.

Задание№4 «Угадай героя»

1.Ломит у дуба сук и в тугой сгибает лук. (Гвидон.)

2.Когти распустил, клёв кровавый навострил. (Коршун)

3.Гибель близкую торопит, бьёт крылом и в море топит. (Лебедь.)

4.Объехали весь свет, торговали соболями, чорнобурыми лисами.( Гости с корабля.)

Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы

Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.

4 группа

Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:

Какая профессия была у второй девушки? – Ткачиха.

В каких родственных отношениях были все три девушки? – Сёстры.

Кто однажды заехал на остров к князю Гвидону?- Торговцы царя Салтана.

За кем охотился коршун? – За лебедью.

Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки (Начало сказки)

Задание №3 Собери пословицу

Построишь, обмане, не, счастья, на.

Задание№4«Угадай героя»

1.Злыми жабами глядят. (Ткачиха, повариха и Барбариха.)

2. Эти витязи морские мне ведь братья всё родные. ( 33 богатыря.)

3. С берега душой печальной провожает бег их дальний. ( Гвидон.)

4. Кучки равные кладёт и с присвисточкой поёт при честном при всём народе. ( Белочка.)

Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы

Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.

Цель: проверить знания учащихся по
изученному произведению.

Задачи: обобщить и систематизировать знания
учащихся по прочитанному произведению,
вырабатывать навык выборочного чтения,
продолжать учить детей самостоятельно обобщать
и делать выводы по прочитанному,
совершенствовать умения работать с разными
видами плана, развивать навык выразительного
чтения, развивать и расширять словарный запас,
развивать артистические способности,
воспитывать чувство коллективизма, понимания,
уважения друг к другу, тренировать выдержку,
смекалку, воспитывать чувство уважения к матери,
отцу, семье.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, картинный
план, CD-диск с фильмом, CD-диск с аудио-файлом
сказки, черный ящик с предметом, плакаты с
пословицами, компьютер, проектор, колонки.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Сегодня урок чтения мы проведем в виде
обобщающего урока. У нас будет игра «Что? Где?
Когда?»

2. Сообщение цели.

— Я посмотрю, как вы внимательно меня слушали,
читали и изучали это произведение, над которым
работали почти целую неделю на уроках чтения.

3. Вводная часть.

— Какое произведение мы изучали с вами на этой
неделе? («Сказка о царе Салтане»)

— Кто написал это произведение (А.С. Пушкин)

— На доске у нас портрет А.С. Пушкина и его сказка
«Сказка о царе Салтане»

4. Выбор капитанов-в трёх командах.

— Скажите, что мы делаем на таких уроках? (Отвечаем
на вопросы, читаем, отгадываем, что в черном
ящике, слушаем музыку и отгадываем к какому
моменту относится, обсуждаем, выбираем капитанов

2 балла

— С этого и начнем. Выберите капитанов. Капитаны,
поднимите руки.

— Кто будет первый начинать игру, сейчас мы с
вами узнаем. Кто быстрее и правильно ответит, тот
первый и начинает. Назовите полное название этой
сказки? («Сказка о царе Салтане, его сыне
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

5. Игра.

1 тур

5 баллов.

Общие вопросы по этому произведению.

— Кто в раннем детстве привил А.С. Пушкину любовь
к сказкам? Какие сказки ему рассказывались? (няня
Арина Родионовна, народные сказки
)

— К какому виду сказок относится это
произведение? Почему? (Литературная сказка.
Есть автор в отличие от народной)

-Чем похожа эта сказка Пушкина на народную?
Докажите (слова и выражения народные, концовка
сказки — «Я там был, мед, пиво пил — И усы лишь
обмочил»
)

2 тур.

5 баллов.

А сейчас вопросы по содержанию сказки Как вы
внимательно читали и знаете все произведение.
Счет пошел, команды работают.

— Посмотрите на рисунок и подумайте, какие
строчки можно подписать под этим рисунком?(«Море
вздуется бурливо — Закипит, подымает вой,Хлынет
на берег пустой. Разольется в шумном беге, И
очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя — Тридцать
три богатыря.Все красавцы удалые,Великаны
молодые. Все равны, как на подбор — С ними дядька
Черномор»
)

— Составлен план по вашим рисункам. Правильный
ли порядок?(рисунки на стенде)

Дополнительное задание 1 балл (пока занят
отвечающий)

— Восстановите записанный план

1. Чародея погубил. 1. Царский выбор.
2. Град на острове стоит. 2. Обманщица.
3. Мать и сын на свободе. 3. Бочка по морю плывет.
4. Царевна — Лебедь. 4. Мать и сын на свободе.
5.Соединение семьи. 5. Чародея погубил.
6. Обманщица. 6. Град на острове стоит.
7. Белка — чудесница. 7. Превращения Гвидона.
8. Морские чудеса. 8. Белка — чудесница.
9. Превращения Гвидона. 9. Морские чудеса.
10. Бочка по морю плывет. 10.Царевна — Лебедь.
11. Царский выбор. 11.Соединение семьи.

— как наказывал князь Гвидон своих теток и
сватью бабу Бабариху после превращения?

(Когда превратился в комара — впился в правый
глаз поварихе.

Во второе превращение в муху — сел портихе на
левый глаз. И третий раз когда был шмелем — ужалил
в нос сватью бабу Бабариху
.)

Черный ящик.

3 балла.

Очень интересный предмет. Посмотрим, как вы
запомнили значение слов в сносках. Сделан он из
шелка, и без него князь Гвидон не смог бы погубить
коршуна — чародея. (снурок шелковый)

Физминутка.

Сказка даст отдохнуть
А потом обратно в путь!
«Станет талия осиной,-
Говорит нам там Мальвина,
Если будем наклоняться
Вправо, влево — десять раз»

Считаю до 10.

А Дюймовочки слова:
«Чтоб спина была пряма,
Вы нагнитесь до носочка,
Словно тянетесь к цветочкам»
Раз, два, три, четыре, пять — повторите-ка опять.
Дала нам сказка отдохнуть?
А теперь обратно в путь.

3 тур.

5 баллов.

Чтение.

А сейчас нам пригодится книга. Я послушаю как вы
умеете читать.

— Найдите и прочитайте отрывок, в котором Пушкин
использует аллитерацию.

— Что такое аллитерация? (Повторение в стихах
одних и тех же звуков, похожих на изображаемые
явления «Ты волна:»
)

— Чтение по ролям разговора князя Гвидона и
царевны — Лебедь о последнем диве. («Князь у
синя моря:Ведь царевна эта — я»
)

— Как завистницы осуществили свой коварный
план, обманув царя и царицу? (Шлет с письмом она
гонца: :Так велел де царь — отец»
)

Музыкальная пауза.

Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

Докажите, к какому моменту сказки относится
этот музыкальный отрывок?

4 тур.

5 баллов.

А сейчас узнаем, как вы умеете инсценировать,
пересказывать, отвечать на вопросы.

— инсценировать любой момент из этой сказки.

— Каковы были утехи «Лебеди»? Перечислите по
порядку.

1. Город новый златоглавый.

2. Обращение в комара.

3. Белка песенки поет, да орешки все грызет.

4. Превращение в муху.

5. Тридцать три богатыря, с ними дядька Черномор.

6. Обращение шмеля.

7. Царевна — Лебедь.

— Озвучьте фрагмент из мультфильма «Сказка о
царе Салтане:». (можно читать) «К морю:Злого
Коршуна клюет».

Блиц-вопросы итоговые.

По одному человеку из команды.

1. У кого князь Гвидон просил разрешения княжить
в новом граде, жениться на царевне — Лебеди? (У
матери, т.к. матушка — самый главный друг,
советчик, помощник для своих детей. Раньше
почитали и уважали родителей. чего не хватает
сейчас
)

2. Зачем князь Гвидон летал несколько раз в
царство славного Салтана? (Он хотел видеть отца
и ждал встречи с ним в свое городе, с царицей —
его женой
)

3. Что стало причиной несчастий царицы и ее сына?
А какое другое чувство и качество помогло
соединиться семье? (Зависть — чуство досады на
успех другого. Любовь сына и доброта царевны —
Лебедь помогли соединиться семье
.)

Вывод: Добро побеждает зло.

— Кто же в этой сказке добро, а кто зло?

(Царь Салтан, князь Гвидон, царевна-Лебедь,
царица
добро; Повариха, Ткачиха, сватья
Бабариха, коршун-чародей
зло)

— А теперь выберите пословицу, которая
соответствовала бы теме сказки, и другую
пословицу, которая соответствовала бы главной
мысли сказки и ее идеи.

Семья вместе — душа на месте.
Добро творить — зло победить.
Терпенье и труд — все перетрут.

6. Подведение итогов и награждение победителей.

  • Задания к сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях с ответами
  • Задания к сказке кот в сапогах
  • Задания к рассказу случай с евсейкой
  • Задания инадзумы методы сочинения историй
  • Задания для подготовки к итоговому сочинению по литературе 11 класс