Урок литературного чтения
Тема урока: Белорусская сказка «Пых»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить отвечать на вопросы по тексту;
формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.
Универсальные учебные действия:
Предметные: виды сказок (литературные и народные: волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.
Личностные: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
II. Мотивация к учебной деятельности:
Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение-загадку:
В огороде грядка,
Выросла загадка,
Хвост как у Жар-птицы,
А сама в землице.
Тянем — потянем,
А вытащить не можем
— Что это? (репка)
— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).
— А сейчас выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?
— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)
– А почему сказки называют народными?
— Сказки, каких народов вы читали?
— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)
1. Игра «Угадай сказочного героя»
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?… (дед)
Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (бабка)
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано сестрица… (Аленушка)
— Еще раз назовите отгадки
— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?
— Да, верно, это герои одной сказки.
— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока
— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.
— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.
— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)
— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)
— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.
— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
— А как вы понимаете название сказки «Пых»?
— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.
— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.
— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять
2. Работа над текстом:
(сначала читает учитель)
«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.
И был у них огород, и росли там капуста, свекла, морковка и даже репка».
— Каким вы представили огород? (большой)
— Кто хозяин этого огорода? (дед)
— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)
«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:
— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)
— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)
(диалог читают дети)
— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.
— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?
— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!
— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)
— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)
— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)
— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.
— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)
(читает учитель)
Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.
— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)
— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)
— Но ведь страх — это естественное чувство человека.
— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)
(читают дети)
Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»
— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)
— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)
Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!
А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?
Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!
— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)
— Понравилась сказка?
— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)
3. Словарная работа
— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ: лавка, передничек
— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?
(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при работе на кухне)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
— Как вы считаете, почему это произведение считается сказкой?
— Докажите, что сказочного вы заметили в этом произведении?
— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)
1. Деление текста на части
— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)
— Назовем эти части.
2. Работа в паре. Соотноси пословицу и сказочный текст
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Трус и тени своей боится.
3.У семи нянек дитя без глаза.
4. У страха глаза велики.
5.Волков бояться в лес не ходить.
6. Трусливому зайке и пенек — волк.
— Какие пословицы вы выбрали?
3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.
— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.
— Составьте кластер по теме «Сказки»
4. Творческое задание. Индивидуальная работа
— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).
— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.
VII. Итог урока
— Какую сказку мы изучили на уроке?
— Кто автор?
— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)
VIII. Рефлексия
— На сегодняшнем уроке что вы узнали?
— За что бы вы себя похвалили себя сегодня?
— А кого бы из ребят вы похвалили?
Детский
сад «Солнышко», филиал МБДОУ детского сада «Золотой петушок»
Конспект
НОД
ОО
«Речевое развитие»
по сказке «Пых»
в старшей
разновозрастной группе
Воспитатель
Данилевская В.В.
Конспект
интегрированного
занятия по сказке «Пых»
в старшей группе.
Интеграция
образовательных областей: речевое, социально – коммуникативное, познавательное,
физическое.
Цель: развивать интерес детей к событиям,
происходящих в сказке.
Задачи:
Обучающие:
продолжать
учить детей работать по схемам (пиктограммам), правильно ловить мяч.
Развивающие: развивать умение
выразительно передавать эмоции страха и радости, уметь анализировать события и
делать выводы; дать понять детям, что страх – обычное явление и как можно
справиться с ним.
Воспитательные:
Воспитывать
дружеские взаимоотношения, желание обратиться за помощью к взрослым со своими
проблемами.
Материал:
Куклы
— Алёнка, дедушка, бабушка, ежик; овощи; пиктограммы эмоций; мяч, волшебное
пёрышко.
Ход занятия.
(Дети
становятся в круг и совершают ритуал приветствия)
Воспитатель:
Здравствуй,
небо! (Дети поднимают руки вверх.)
Здравствуй,
земля! (Приседают.)
Здравствуйте,
мои друзья! (Вытягивают руки вперед.)
Раз-два-три-четыре-пять
(вместе с воспитателем загибают пальцы),
Вместе
мы в кругу опять.
(Дети
стоят в кругу и берутся за руки.)
Воспитатель:
Будем
дружно мы играть,
В
сказку будем попадать.
Все идут по кругу. Воспитатель стоит в центе и
проводит над головой детей волшебным перышком.
Воспитатель:
Посмотрите,
ребята, кажется, за столом кто-то есть.
(Педагог
просит кого-нибудь из детей пойти и принести куклу, одетую в сарафан.)
Воспитатель:
Да
это же Алёнка, посмотрите на нее и скажите, во что она одета?
Дети: Это кукла, она одета в сарафан, на
голове у нее платочек.
Воспитатель: Правильно. Она пришла к нам из
сказки, которая называется «Пых», и хочет вас в нее пригласить. Ребята, вы
хотите попасть в сказку Алёнки? Тогда слушайте…
Жили-были дедушка, бабушка и Алёнушка. И был у них огород, а росли в нем и
лук, капуста, и даже репка.
Дидактическая игра «Овощи»
Дети,
передавая мяч по кругу, должны назвать по одному овощу, который может расти на
огороде у сказочных персонажей.
Воспитатель:
Как-то раз пошел дед в огород за репкой. Прошел мимо лука, прошел мимо капусты.
Наклонился к репке, и вдруг кто-то как запыхтит: «Пыххх — пыххх! Пыххх — пыххх!»
Услышал дед, испугался и бежать…
Экспрессивный этюд «Испуг деда»
Педагог
просит нескольких детей по очереди показать, как дед шел по огороду, наклонился
к репке, услышал странный звук, испугался и побежал.
Воспитатель:
Прибежал
дед домой и говорит бабке: «Ох, в огороде кто-то страшный сидит и пыхтит. Еле
ноги унес». «Может, послышалось тебе, дед? Кто там может пыхтеть? Видно,
придется мне самой идти», — сказала бабка. И пошла она сама в огород. Идет мимо
капустки, идет мимо моркови. Только наклонилась репку тащить, как под кустом
кто-то: «Пыххх — пыххх! Пыххх — пыххх!». Испугалась бабка и бежать.
Экспрессивный этюд «Испуг бабки»
Педагог
и дети все вместе показывают, как бабка шла по огороду, наклонилась к репке,
услышала страшный звук, испугалась и убежала.
Нахождение и сравнивание пиктограмм.
Педагог
показывает детям пиктограмму страха и других эмоций, им известных, просит найти
ту, где нарисован страх, и сравнить ее с другими.
(
дети выполняют задание)
Воспитатель:
Ой,
дед, твоя правда, кто-то в огороде сидит и страшно пыхтит. Не принесла я
репку», сказала бабушка, прибежав с огорода.
Поглядела на деда с бабкой внучка Алёнушка и решила сама пойти. «Я пойду в огород
и принесу репку», — говорит она. И пошла. Идет мимо капустки, идет мимо
морковки. Только наклонилась к репке, чтобы сорвать её, как под кустом кто-то:
«Пыххх — пыххх! Пыххх — пыххх!». Отдернула Алёнка руку, а потом думает,
посмотрю-ка я, кто там. Нагнулась и видит: лежит на грядке колючий клубочек,
глазами-бусинками поблескивает и пыхтит: «Пыххх — пыххх! Пыххх — пыххх!».
Ребята, как вы думаете, кто там сидел? В этом вам поможет загадка.
Пальчиковая игра-загадка «Ёжик».
Воспитатель:
Сердитый
недотрога (дети сжимают пальцы в кулачок),
Живет
в глуши лесной (разводят пальцы в разные стороны),
Иголок
очень много (по очереди загибают пальы),
А
ниток — ни одной (дети показывают ладошки)!
Кто
же это?
Дети: Ёжик!
Воспитатель:
«Ёжик,
ёжик, зачем ты бабушку с дедушкой напугал?» — спрашивает Алёнушка. «Я не хотел
их пугать. Я так разговариваю: пыххх — пыххх! Пыххх — пыхх!» — ответил ёжик.
Рассмеялась Алёнушка, вытянула репку, а ёжика в передник положила: «Пойдем, я
тебя с бабушкой и дедушкой познакомлю». Пришла она домой. Вот вам репка,
дедушка и бабушка, — говорит. – А хотите вы увидеть того, кто пыхтел, он
совсем не страшный?»
«Хотим»,
— ответили дедушка и бабушка. Алёнушка раскрыла свой передничек, а там ёжик:
«Здравствуйте, бабушка и дедушка. Я не хотел вас пугать, я так разговариваю:
пыххх — пыххх! Пыххх — пыххх!». Обрадовались ёжику дедушка и бабушка: «мы не
знали, что ты так разговариваешь, а если бы знали, то не испугались бы». Они
угостили ёжика молоком. И Алёнке дали что-то вкусное… А что именно, вы можете
угадать благодаря следующей игре.
Игра «Угадай, что вкусное»
Детей
просят закрыть глаза и дают кусочек яблока, моркови, конфетку и т.п. и просят
отгадать, что это.
Обсуждение в кругу
Обсудить
с детьми следующие вопросы:
Почему
же произошла эта история?
Почему
бабушка и дедушка испугались, когда услышали звуки «Пыххх — пыххх! Пыххх — пыххх!?
Если бы дедушка и бабушка знали, что так разговаривает ёжик, то испугались бы?
Подвести
детей к мысли о том, что иногда мы боимся неизвестного, а когда узнаем об этом
больше, то перестаём бояться.
Воспитатель:
Страх,
ребята, обычное явление, а вовсе не постыдные действия. Многие люди в
различных ситуациях испытывают испуг и страх. Важно, чтобы вы поделились своими
страхами со взрослыми и не боялись, что над вами будут смеяться. Взрослые
помогут вам. Например, один мой знакомый мальчик боялся спать в темноте. Он рассказал
об этом маме и когда он укладывался спать, мама оставляла включенным ночник в
его комнате, или приоткрывала дверь в коридор, где горел свет.
Вы
обязательно справитесь со своими страхами!
А
кто из вас чего-то боится?
(Обычные
страхи детей: страх темноты, одиночество, своей тени, сказочных персонажей.)
Дети
рассказывают о своих страхах: Данил боится темноты, Маша боится собак, Денис
пугается, когда стучат в окно.
Воспитатель:
Раз-два-три-четыре-пять,
(дети с воспитателем загибают пальцы.)
Вместе
мы в кругу опять.
(Дети стоят в кругу и берутся за руки.)
Воспитатель:
Со
сказкой мы прощаемся,
И
в группу отправляемся.
(Все
идут по кругу. Воспитатель стоит в центре и проводит над головой детей
волшебным перышком)
Урок литературного чтения
Тема урока: Устное народное творчество. «Пых» (Белорусская народная сказка)
Цель урока: 1.формирование умений и навыков осознанного чтения
на основе метода прямого преподавания — интерактивный рассказ;
2. способствовать развитию мышления, устной речи.
3.воспитание морально-нравственных качеств у уч-ся.
Оборудование к уроку: таблички героев, рисунки уч-ся, иллюстрации главных
героев сказки, пословицы( индивидуальные карточки)
ХОД УРОКА.
1.Организационный этап урока.
Цель: Настрой уч-ся, создание условий для успешной
приветствие.
работы.
орг.рабочего места
Урок литературного чтения. Проверили готовность к уроку.
Желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь.
Ребята, приготовьте карточки и покажите : какое у вас
дети демонстрируют
сейчас настроение.
мимические карточки.
Спасибо. Я вижу, что не все сегодня с хорошим настроени
ем пришли на урок, но я надеюсь, что к концу урока настрое
ние ваше поднимется, т.к. мы сегодня продолжим работу
над белорусской народной сказкой «Пых».
тихо читать строки
О чём-то скрипит половица, и спицам опять не спится
Присев на кровати, подушки уже навострили ушки…
и сразу меняются лица, меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица
по комнате ходит сказка…
2. Мотивационный этап.
Давайте вспомним: какие виды сказок вы знаете?
волшебные
бытовые
о животных
Как вы считаете: к какому виду относится белорусская
народная сказка? Докажите..
бытовая, т.к. участвуют
житейские бытовые
предметы
Приступая к работе над сказками, мы
вспомнили строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о
сказке. Прочтите их.
» Сказка — ложь, да в ней намёк,
на доске таблица со
добрым молодцам урок»
словами.
В конце нашего урока вы должны ответить: какой урок из
сказки взял каждый из вас добры молодцы и красна девицы..
3. Содержательно — познавательный этап.
Цель: работа над текстом с точки зрения воститания
морально-нравственных качеств у уч-ся.
«Жили-были дедушка, бабушка, да внучка Аленушка.
И был у них огород большой-большой — конца и краю
не видать. А в огороде-то и капустка, и свекла, и
морковь, да и репка желтая».
Каким вы представили огород?
большой
огромный
Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода?
трудолюбивый
хозяйственный
не ленивый
Кто хозяин этого огорода?
дедушка
R: Трудолюбивы хозяин и хозяйка огорода, не
Сидят они летом без дела.
«Захотел дедушка репку…»
А каким вы представляете дедушку?
старый, пожилой
в рубашке косоворотке
седая голова
Покажите свои рисунки на которых вы дома изобразили деда
усы
Хорошо молодцы.
сильные руки ит.д.
А вот каким представил дедушку художник.
Как вы считаете, есть ли что-то общее между вашим
представлением и художника?
рисунок дедушки
А что на ваш взгляд не так?
я так и представлял
«Вот и пошёл он в огород. А в огороде-то жарко-
жарко, а в огороде-то тихо-тихо. Только пчёлки
жужжат да комарики пищат».
Как вы считаете, ребята: почему сказитель повторяет слова
указать на силу слова
дважды: тихо-тихо, жарко-жарко?
Что еще говорит о том, что наше с вами предположение
пчела жужжит
верно: в огороде очень тихо?
комар пищит
А когда в народе говорят: слышно как комар пищит?
очень тихо
Найдите в сказке отрывок, когда дедушка идёт в огород
за репкой.Я предлагаю прочитать его .
Вспомним: как следует читать сказку?
как сказывать, плавно
Какое чувство удалось передать при чтении?
страха
А чего или кого испугался дедушка?
неизвестно
Каким себе представил его дедушка?
страшный, пыхтит
Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес?
убежал, сильно бежал
А теперь каким вы представили дедушку?
трусливый
Эпизод разговора дедушки и бабушки нам представят
Инсценировка детей
наши артисты.
А как вы думаете: поверила ли ему бабушка?
нет, полно-ко
Когда говорят так: да, полно тебе
не верят, успокаивают
R: да, не поверила бабушка и решила сама пойти в
огород за репкой.
Какой вы представляете себе бабушку?
полная, но шустрая
платочек повязан
добрые глаза
Кто приготовил рисунки?
А вот какой видит бабушку художник.
рисунок бабушки
Что вам представлялось именно так?
» А в огороде-то жарко-жарко. А в огороде-то тихо-
тихо. Только пчелки жужжат, да комарики пищат.
Прошла бабка грядку с капусткой, прошла грядку со
свёклой, прошла грядку с морковкой, а вот и репка…»
Каким путем пошла бабушка по огороду?
она шла точно также как
шёл дедушка
Как вы думаете: для чего в сказке использован повтор?
бабушка оказалась там
же где и дед
Чего испугалась бабушка?
что хотела, то и увидела
А может прав был дедушка: под кустом кто-то сидел?
Нет, там никого не было
Почему вы так считаете?
можно было увидеть его
R: двум героям сказки не удалось принести репку.
Что ребята им помешало?
страх
Но ведь страх — это естественное чувство человека.
Когда человек может испытывать страх?
от неизвестности, когда
он неуверен в чем-то
А как вы считаете, от чего возникает чувство страха?
неуверен в себе
от неизвестности,
Кто из героев сказки последний пошёл за репкой?
внучка
Какой вы представили себе внучку?
смелая
веселая
в сарафане, платочке
Вот какая девочка.
Аленушка
Что вы скажете о маршруте движения девочки?
по тому же маршруту
» Пошла Аленушка в огород. А в огороде хорошо!
Жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо».
Да вот только не прошла мимо грядок , а как двигалась
побежала
девочка?
» А вот и репка…»
Как повела себя Аленушка?
она смеялась
подхватила репку
Найдите описание репки. Круглая
полетела, как птичка
ядрёная
мигом добежала
Славная репка нынче уродилась,
счастье такое героям не снилось.
Удивлялись все в округе чкудесам,
что растет она не по дням, а по часам.
И тянулась к солнцу много-много дней,
И впитала свежесть ветра и дождей.
как ботва её сочна и зелена
за версту любому путнику видна
Почему никто не испугал девочку?
она сама никого не боит
ся
Как вы думаете: над чем смеялись бабка и дед?
над трусостью своей
над страхом
Обратимся к концовке сказки. Зачитайте её.
стр.55
Так, чем закончилась эта сказка?
кашу ели все
А вот кого увидела Аленушка в сказке «Пых» в другой
Книжка для малышей
обработке.
Сказку можно рассказать по-разному.
Какая концовка сказки вам понравилась больше и почему?
белорусская, т.к. в ней
больше загадочного.
R: Вернемся к эпиграфу раздела. Какой урок каждый
не надо бояться того,
из вас вынес из сказки?
чего не знаешь
Индивидуальная работа по карточкам.
Задание:
Читайте внимательно пословицы и выберите ту, которая на
ваш взгляд точно определяет тему сказки
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Работа по карточкам.
2.У семи нянек дитя без глаза.
3. У страха глаза велики.
4.Волков бояться в лес не ходить.
Какие пословицы вы выбрали?
Предлагаю поднять ваши картинки: какое сейчас у вас
веселая сказка
настроение? Изменилось ли оно? Почему так оно измени
интересно на уроке
лось?
Домашнее задание. . Я вам предлагаю составить план .
оценивание
сказки
и пересказать её.