Задания к сказке сестрица аленушка и братец иванушка

Русские народные сказки

Выберите, какие русские народные сказки бывают.

Слова из сказки

Выберите из списка правильный ответ.

Жили-были

, у них была дочка

да сынок

Сказка

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали ответы на вопросы.

  1. Из чего Иванушка напился водицы?
  2. В кого превратился Иванушка?
  3. Кто взял Алёнушку в жены?
  4. Кто утопил Алёнушку и принял её облик?
  5. Кто услышал разговор козлёночка и Алёнушки у реки?
Алёнушка и Иванушка

Кем были Алёнушка и Иванушка? Выберите правильный ответ.

Характеристика героев

Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму.

Алёнушка

Ведьма


добрая


ласковая


преданная


доверчивая


наивная


работящая


злая


грубая


хитрая


жестокая


коварная

Картина В.М. Васнецова

Соберите мозаику – картину В.М. Васнецова «Алёнушка».

Картинный план сказки

Подбери подписи к картинному плану сказки.

Дорога в поле

Ведьма утопила Алёнушку

Купец взял Алёнушку в жёны

Алёнушка спасена

Иванушка превратился в козлёночка

Алёнушка и Иванушка остались сиротами

Козлёночек превратился в Иванушку

Сказочные словосочетания

Сюжет сказки

Выберите правильный вариант ответа и соберите текст.

Шли-шли, — солнце

, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно

.

Второе копытце

Какое копытце было вторым? Выберите правильный ответ.

Текст сказки

Выберите правильные ответы и соберите текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

— Ах, братец мой

!

Тяжёл камень на дно тянет,

Шелкова

ноги спутала,

Желты пески на

легли.

Превращение в козлёночка

Почему Иванушка превратился в козлёночка? Выберите правильный ответ.

Потому что его невзлюбила Баба-Яга

Потому что он не послушал сестрицу Алёнушку

Потому что его захотел забрать к себе Кощей Бессмертный

Финальная сцена

Соберите изображение финальной сцены сказки.

Собиратель сказок

Впишите фамилию самого известного собирателя русских народных сказок.

Задания для работы по сказке
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2 класс
УМК «Планета знаний»
Цель: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Задания для работы по сказке.doc

Задания для работы по сказке
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 
2 класс
УМК «Планета знаний»
Составитель: Клейменова И.Ю. Сказки народов России
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 
1. Какой жанр этого текста?  Закрась  
2. Какие черты народной сказки можно найти в тексте? Отметь верные ответы.
1. Замените устаревшие слова современными.
Ведомо ________________________   булат _______________________________
Хоромы ________________________мочи нет _____________________________
Залилась Алёнушка слезами____________________________________________
2. Изучите черты характера главных героев. Какие слова характеризуют Аленушку, 
а какие — ведьму? Соедините линиями.
Злая
АЛЁНУШКА
Добродушная
Ласковая
Жестокая
Преданная
Хитрая
Заботливая
Грубая
ВЕДЬМА
3.
Исследуйте сюжет сказки. Восстановите иллюстрации в нужной 
последовательности. 4. Составьте план сказки.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________
5.
Подчеркните такую пословицу, которая подходит к данной сказке:
 Кто не слушает советов, тому нечем помочь.
 Труд человека кормит, а лень портит.
 Маленькое дело лучше большого безделья.
6.
Заполни «мешочек со смыслом».
         
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Раскрась иллюстрацию и подпиши её словами из текста.
8.
Рассмотри картину художника Виктора Михайловича Васнецова 
«Алёнушка». Какое настроение у Алёнушки?
____________________________________________________________________ Какие краски использовал В.М.Васнецов?
____________________________________________________________________
В.М. Васнецов героиню изобразил у __________, потому что вся жизнь   
____________________ связана с __________. Она ___________ в речке, её 
оживляют_______________ водой, братец Иванушка ____________________ в 
козлёночка, испив ________ из ________________ копытца. А может она 
рассказывает _____________свою беду.

Задания для работы по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 2 класс

Задания для работы по сказке  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»   2 класс

Задания для работы по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 2 класс

Задания для работы по сказке  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»   2 класс

Задания для работы по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 2 класс

Задания для работы по сказке  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»   2 класс

Задания для работы по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 2 класс

Задания для работы по сказке  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»   2 класс

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Литературное чтение 3 класс
УМК «Школа России»

Вастьянова Лариса Леонидовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2019 год

Тестовые задания по русской народной сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1. Определите, куда пошла Алёнушка и братца с собой взяла?

А. За грибами

Б. На работу

В. На речку

Г. За купца замуж

2. Определите, из чего хотел попить Иванушка в первый раз?

А. Из козьего копытца

Б. Из коровьего копытца

В. Из лошадиного копытца

Г. Из речки

3. Определите, из чего хотел попить Иванушка во второй раз?

А. Из козьего копытца

Б. Из коровьего копытца

В. Из лошадиного копытца

Г. Из речки

4. Определите, из чего попил Иванушка в третий раз?

А. Из козьего копытца

Б. Из коровьего копытца

В. Из лошадиного копытца

Г. Из речки

5. Укажите, в кого превратился Иванушка?

Б. В телёночка

А. В жеребёночка

В. В козлёночка

Г. В купца

6. Укажите, какой был козлёночек?

Б. Беленький

А. Черненький

В. Серенький

Г. Чёрно — белый

7. Определите, куда позвала ведьма Алёнушку?

А. За грибами

Б. На работу

В. На речку

Г. За купца замуж

8. Определите, что сделала ведьма с Алёнушкой?

А. Нарядила в злато — серебро

В. Привела в хоромы

Б. Окунула в ключевую воду

Г. Бросила её в воду

9. Определите, кто рассказал купцу о беде с Алёнушкой?

А. Ведьма

Б. Слуга

В. Козлёночек

Г. Мальчик

10. Укажите, как козлёнок обернулся Иванушкой?

А. Кишочки прополоскал

Г. Три раза перекинулся через голову

Б. Окунулся в ключевую воду

В. Напился воды из колодца

11. Укажите, как оживили Алёнушку?

Б. Разложили костры высокие

Г. Нагрели котлы чугунные

А. Окунули в ключевую воду

В. Напоили водой из колодца

12. Назовите иллюстратора прочитанной сказки в нашем учебнике

А. В. М. Васнецов

Г. Е. И. Чарушин

Б. И. Я. Билибин

В. Е. М. Рачёв

Проверим задания по русской народной сказке

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1. Определите, куда пошла Алёнушка и братца с собой взяла?

А. За грибами

Б. На работу

В. На речку

Г. За купца замуж

2. Определите, из чего хотел попить Иванушка в первый раз?

А. Из козьего копытца

Б. Из коровьего копытца

В. Из лошадиного копытца

Г. Из речки

3. Определите, из чего хотел попить Иванушка во второй раз?

А. Из козьего копытца

Б. Из коровьего копытца

В. Из лошадиного копытца

Г. Из речки

4. Определите, из чего попил Иванушка в третий раз?

А. Из козьего копытца

Б. Из коровьего копытца

В. Из лошадиного копытца

Г. Из речки

5. Укажите, в кого превратился Иванушка?

Б. В телёночка

А. В жеребёночка

В. В козлёночка

Г. В купца

6. Укажите, какой был козлёночек?

Б. Беленький

А. Черненький

В. Серенький

Г. Чёрно — белый

7. Определите, куда позвала ведьма Алёнушку?

А. За грибами

Б. На работу

В. На речку

Г. За купца замуж

8. Определите, что сделала ведьма с Алёнушкой?

А. Нарядила в злато — серебро

В. Привела в хоромы

Б. Окунула в ключевую воду

Г. Бросила её в воду

9. Определите, кто рассказал купцу о беде с Алёнушкой?

А. Ведьма

Б. Слуга

В. Козлёночек

Г. Мальчик

10. Укажите, как козлёнок обернулся Иванушкой?

А. Кишочки прополоскал

Г. Три раза перекинулся через голову

Б. Окунулся в ключевую воду

В. Напился воды из колодца

11. Укажите, как оживили Алёнушку?

Б. Разложили костры высокие

Г. Нагрели котлы чугунные

А. Окунули в ключевую воду

В. Напоили водой из колодца

12. Назовите иллюстратора прочитанной сказки в нашем учебнике

А. В. М. Васнецов

Г. Е. И. Чарушин

Б. И. Я. Билибин

В. Е. М. Рачёв

Оценим работу!
«5» — нет ошибок
«4» — 1 – 2 ошибки
«3» — 3 ошибки
«2» — более 3 ошибо
Благодарю за работу!
Интернет ресурсы

  • http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
  • ok.ru
  • antalyaelitestroy.ru
  • pinterest.ru
  • zabavnik.club
  • itexts.net
  • diafilmy.su
  • infourok.ru
  • apppicker.com
  • playcast.ru
  • twitter.com
  • artchive.ru
  • студияэскиз.рф

Использованная литература

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018
  • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2016.

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

3 класс

(Павельева, Гаврилко, Салей)

Тема урока

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) (1, 2, 3 уроки) с 16.09. по 20.09.

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Умение слушать и читать произведение, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения.

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коррекция нарушений развития ребенка

способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, мышления и внимания.

Основные понятия и термины

Непонятные слова в тексте (словарная работа)

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с пословицами, с планом сказки, с заданиями, мультфильм.

Методы обучения

Наглядные, словесные, репродуктивные, частично-поисковый.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Коррекционно-развивающая направленность этапа урока

Орг.момент

Приветствую ученика, настраиваю его на рабочий лад.

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра.

Всем ребятам улыбнулось:

Начинать урок пора!

Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на рабочий лад

Сконцентрировать внимание; создать положительный настрой на учебную деятельность учащегося

Актуализация знаний

— Вспомни, как называется раздел, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке?

— Какие виды сказок существуют?

— А еще какие сказки бывают?

— Скажи, а чему сказки учат?

Раздел называется «Сказки»

Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые

Сказки бывают народные и авторские

Сказки учат добру, не обижать и защищать слабого….

Активизация познавательной деятельности и уровня умственного развития учащегося (внимание, восприятие, память, речь).

Речевая разминка

— Прочитай чистоговорку про себя, шепотом, вполголоса, по слогам, целыми словами:

ЗА-ЗА-ЗА — прибежала к нам коза.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ — есть козленок у козы.

ЗУ-ЗУ-ЗУ — заведу в загон козу.

ЗА-ЗА-ЗА — это Зоина коза.

— О ком говорится в чистоговорке?

Читает чистоговорку по заданию учителя

о козе и козленке

Самоопределение к деятельности

— Я прочитаю вам строчки из одной сказки, а вы должны угадать о какой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..

— Прочитай тему урока.

— Рассмотри иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речь в этой сказке?

— Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Слушает загадку, пытается отгадать

Сказка про Аленушку и братца Иванушку

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

рассматривает иллюстрацию к сказке, называет героев

Прочитать сказку; определить главную мысль; учиться находить ответы на вопросы в тексте; учиться пересказывать текст по плану; упражняться в развитии речи.

Коррекция и развитие мышления, памяти и речи учащегося. Применение специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития.

Словарная работа

Соедини стрелочками слово с его значением

Копытце

Нож из стали с узорчатой ручкой

Купец

След от копыта животного

Нож булатный

Богатый торговец

Ведомо

Известно

Выполняет задание, после сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация), памяти и речи учащегося.

Первичное знакомство со сказкой

— Сейчас я предлагаю тебе посмотреть мультфильм, после чего тебе нужно будет ответить на несколько вопросов по сказке.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10957954506179223835&text

— Назови героев сказки

— Что случилось с Иванушкой?

— Какая беда произошла с Аленушкой?

— Что ведьма хотела сделать с козленком?

— Чем закончилась сказка?

— Можно ли сказку назвать волшебной?

— Можно сказать, что эта сказка волшебная?

— А бытовой эту сказку можно назвать?

Смотрит мультфильм, отвечает на вопросы учителя

Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма

превратился в козленка

ведьма ее утопила в реке

просила купца козленка зарезать

Аленушку вытащили на берег, козленок опять стал Иванушкой, а ведьму прогнали

можно, в ней случаются превращения

можно, здесь герои и люди, и животные.

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

— А теперь немного отдохнем. Повторяй движения за мной.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту сесть опять!

Выполняет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания и восприятия

Вторичное чтение сказки и работа над содержанием

— Открой учебник на стр.22 и начинай читать сказку.

— Куда каждый день ходила Аленушка?

— Почему она брала с собой брата?

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике, что ты можешь сказать об Аленушке и Иванушке?

— Что захотелось Иванушке по дороге домой?

— Копытца каких животных им встречались на пути?

— Почему Иванушка превратился в козленка?

— За кого Аленушка вышла замуж?

— Куда однажды ведьма пригласила Аленушку?

— Аленушка не знала ведьму. Скажи, а можно с незнакомцем куда-нибудь идти?

— Что ведьма сделала с Аленушкой?

— Какие слова говорил козленочек, когда приходил на бережок?

— Почему ведьма захотела зарезать козленка?

— Чем закончилась сказка?

— В этой сказке добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

Ученик читает сказку в учебнике по абзацам, отвечает на вопросы учителя

на работу

его не с кем было оставить, родители умерли

они были бедными, ходили босиком, одежда старенькая, залатанная…

пить

коровье, лошадиное и козье

не послушался сестру и попил из копытца

за купца

искупаться на речку

нельзя, может случиться несчастье

утопила в реке

……

он знал правду

Аленушку спали, козленок стал Иванушкой, а ведьму выпустили в чистое поле.

Слушаться взрослых, не быть доверчивыми

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

Мы листики осенние

Летим, летим, летим.

Поднимемся, опустимся

И дальше полетим.

Повторяет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания

Характеристика героев

— В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.

— Положительные герои – это… — Олицетворением зла в этой сказке является…

Работа по карточке

1) Подчеркни слова, которыми можно описать Аленушку.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

2) Подчеркни слова, которыми можно описать Ведьму.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

хорошие герои, добрые….

ведьма

Выполняет самостоятельно задание по карточке и сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с планом

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) Иванушка превратился в козленка.

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) Ведьма утопила Аленушку в реке.

5) Козленок бегает на берег реки.

6) Козленка хотят зарезать.

7) Аленушка спасена и Иванушка расколдован.

8) Ведьму наказали.

— Сравни свою работу с образцом. Если правильно выполнил задание поставь +, если нет, то -.

Ученик 1 группы (слабый ) выполняет задание:

Расположи полоски с пунктами плана в правильной последовательности (В конце ученик сверяется с образцом. Если пункт плана определен правильно, то ученик кладет рядом зеленый круг, если не верно — красный.)

Ученик 2 группы (сильный) выполняет задание:

Впиши в пункты плана недостающие события.

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) ______________________________

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) _______________________________

5) Козленок бегает на берег реки.

6) _______________________________

7) _______________________________

8) Ведьму наказали.

Сверяет свою работу с образцом.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с картинойй

В. Васнецова

— Рассмотри репродукцию картину В. Васнецова.

— Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?

— Как ты думаешь, какой момент из сказки изобразил художника?

— Найди этот фрагмент в тексте.

— Как удалось художнику изобразить её беду?

— Как ты думаешь, какое настроение у Аленушки?

— Что в картине усиливает эту грусть?

— Почему художник выбрал осень?

— Догадайся, почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

Рассматривает репродукцию

грустит из-за братца

когда Иванушка превратился в козленка

«Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет».

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду пруда.

Грустное

Осень, нет ярких красок, темная вода, темный лес, одежды неяркие.

Осень — это грустное время года, природа увядает.

С водой связаны грустные события в сказке.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с иллюстрациями к сказке

(Выборочное чтение; пересказ)

Учитель показывает иллюстрации к сказке, а ученик должен:

1 группа

Задание: Найди и прочитай фрагмент сказки, подходящий к данной иллюстрации.

2 группа

Задание: Расскажи сказку по иллюстрациям.

Выполняет задание

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с пословицами

1 группа

Задание: Из двух половинок пословиц собери одну, которая подходит к этой сказке.

1) Вся семья вместе, так и душа на месте.

2) Доброе дело и в воде не тонет.

3) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

2 группа

Задание: Из предложенных пословиц выбери те, которые подходят к сказке.

1) Труд человека кормит, а лень портит.

2)Вся семья вместе, так и душа на месте.

3) Делу время, потехе — час.

4) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом, делает пометки + или -.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Задание «Переводчик»

1 группа

Задание: Замени выделенные слова современными. Запиши эти слова.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

2 группа

Задание: Выделенные слова замени современными и запиши их. Слова выбирай из справки.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Итог урока. Рефлексия.

— Иногда сказки заканчиваются такими словами: Сказка – ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.Как ты понимаешь эти слова?

— Какие выводы ты сделал для себя прочитав сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку?

— Докажи, что это волшебная сказка.

— Оцени свою работу на уроке с помощью смайликов.

Сказки нас чему — либо учат

Не оставлять друг друга в беде; Любить друг своих близких; Слушать старших.

Иванушка превратился в козленка; Аленушка разговаривала под водой и ожила, когда её подняли со дна; ведьма существует; козленок умел разговаривать.

Оценивает свою работу на уроке.

Коррекция своих действий и самооценки; коррекция способов саморегуляции и сотрудничества

Д/З

1) стр.22 — 26, прочитать сказку, ответить на вопросы

2) Найти с помощью интернета пословицы к сказке.

3) Нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту в сказке.

Записывает дз, слушает задание

Коррекция внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия

МБОУ «Фатневская средняя общеобразовательная школа»

Урок

литературного чтения

в 3 классе.

Тема: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Учитель: Цуканова Г. Д.

Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: Продолжить работу над формированием навыка чтения и литературного анализа сказки. Выявить признаки и структуру волшебной сказки. Формировать у детей представление о традиционных зачинах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности. Совершенствовать словарный запас учащихся. Воспитывать интерес к чтению, литературному наследию родного народа, доброту, любовь, взаимовыручку, дружбу и поддержку между братьями и сестрами.

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, её признаки.

Учащиеся должны уметь: анализировать сказку, выделять её части, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Цель проектной деятельности: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Оборудование: Музыка из сказки; компьютер, проектор, слайды (группы и виды сказок, иллюстрации к сказке), карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Ну, начнём урок, друзья!

Эмоциональный настрой на урок.

(Звучит музыка «Сказка гуляет по свету»)

— Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Сказке).

(Слайд 1. Сказка)

— Что такое сказка? (Дети предлагают варианты ответов)

Сказки называют «народной мудростью». Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.

— Есть научное толкование слова «Сказка». Из предложенных мной вариантов, выберите верное. (Слайд 2. Выбери ответ)

Сказка

— научно-фантастическое произведение

— произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных, сил, в котором добро всегда побеждает зло.

(Слайд 3. Дается правильный ответ)

II. Итак, мы отправляемся в сказку! Начнём наш урок с речевой разминки.

(Слайд 4. Чтение)

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

— Жужжащее хоровое чтение с логическим ударением на подчёркнутые слова.

— Чтение по рядам.

— Чтение выразительное дуэтом.

— Чтение с убыстрением темпа скорости.

Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? ( Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козлёночек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

— Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске).

Сегодня мы с вами глубже познакомимся с этой сказкой, найдём все особенности русской народной сказки. Итак, оправляемся в увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мы будем с вами читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать, показывать и конечно проверим ваши знания. Проведём выборочное чтение по словесным и иллюстрированным картинам.

(Написаны слова)

Старик да старуха

Алёнушка да Иванушка

Одни-одинёшеньки.

Прочитаем данные слова вполголоса. Как вы понимаете значение слов одни-одинёшеньки? (Совсем одни) Вспомним данный фрагмент сказки, найдите и прочитаем его.

— Чтение цепочкой. (Слайд 5)

Ребята, как начинается данная сказка, с каких слов? Это предложение в сказке называется зачином. (Как называется начало сказки?)

А ещё как могут начинаться сказки?

А ещё может начинаться со слов (В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь…)

А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, к какому эпизоду принадлежит данная картинка?

Ребята, обратите внимание, сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца? (Сначала было коровье копытце, лошадиное копытце, а потом козье копытце). Число 3 число волшебного мира! Найдём и зачитаем данный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку, но не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.

Ребята, именно это предложение (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца) является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.

(Завязка сюжета). Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение пот донимает? (Это значит, что Иванушке стало сильно жарко) Ребята, а какие слова в этом отрывке повторялись? (шли-шли, идут, идут)

Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются.

А теперь внимательно прочитайте вопрос глазами и как бы вы на него ответили?

Вопрос: Хорошо ли это: не слушать старших — и почему вы так считаете?

(Старшие всегда подскажут как правильно сделать, у них богаче жизненный опыт, иначе может случиться беда с вами).

Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный и покладистый мальчик?

III. Работа по вопросам.

Далее ребята, у нас идёт основной сюжет сказки. (Сюжет сказки) Вспомним, что же случилось дальше.

1. Что предложил Алёнушке купец? (Чтение выразительное)

2. Что произошло, пока купца не было дома? (Пришла ведьма и увела Алёнушку).

Ребята, какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

(Алёнушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма). Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? ( Нет. Это очень опасно).

3. Зачем побежал козлёнок на речку?

Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

(Чтение дуэтом выразительное)

Как козлёнок звал свою сестру? (Весело, жалобно или печально)

Ребята, а как же заканчивается сказка? Найдём и прочитаем этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.

(Чтение квартетом).

Концовка сказки. (Слайд 6. Концовка сказки)

Ребята, а как может закончиться ещё сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром и часто используются такие слова: — и стали жить-поживать и добра наживать.

Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему же учит нас эта сказка? (зло всегда будет наказано, слушаться старших, любить друг друга, не оставлять близких в беде). Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание, только потому что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга. Давайте повторим из каких же частей состоит сказка? (7 слайд.)

Физминутка.

Мы трудились очень много

Отправляемся в дорогу.

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам навстречу брат с сестрицей

Отдают земной поклон,

А на небе кружат птицы,

Закрывая свет крылом.

Походили. Поглядели

И на место тихо сели.

Глазки закрыли, и немного отдохнули, посчитали до 5 и дальше в сказку пошли!

IV. Организация работы в группах.

Сейчас вы поработаете в группах. Вспомним правила дружной работы. Каждая группа будет иметь своё название.

1 группа « Аналитики».

Кто такой Аналитик? В словаре Ожегова говориться так: Аналитик — это человек, который умеет анализировать. (Аналитик — …)

В этой сказке присутствуют положительные и отрицательные герои Положительный герой это — … Олицетворением зла в этой сказке является — … Многое мы узнали об этих героях и я вам предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова.

ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.

Злая Добродушная

Жестокая Ласковая

Хитрая Преданная

Грубая Заботливая

Дополнительно запиши свои любые слова, которые характеризуют наших героев.

2 группа «Новые сказочники».

Обратите внимание на выделенные слова. Замените эти слова современными.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чём, красная девица плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

3 группа «Иллюстраторы».

Восстанови последовательность сказки, используя рисунки, придумай название к картинкам.

Задания для 4 группы: «Исследователи».

Исследуй и подчеркни такие пословицы, которые подходят к данной сказке:

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Взаимопроверка.

1 группа отчитывается.

У нас получилась модель описания главных героев:

ВЕДЬМА. АЛЁНУШКА.

Злая Добродушная

Жестокая Ласковая

Хитрая Преданная

Грубая Заботливая

Ребята, вы дали описание Алёнушки, а вот какой представил её себе художник Виктор Михайлович Васнецов.

Какое настроение у Алёнушки?

Васнецов её изобразил у воды, потому что вся жизнь Алёнушки связаны с водой. Она тонет в речке, её оживляют живой водой, братец Иванушка превратился в козлёночка, испив водицы из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду.

2 группа отчитывается.

Дети прочитывают свой текст.

Залилась (зарыдала) Алёнушка слезами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чём, красная девица (девушка) плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду.

Купец ей говорит:

Поди (выходи) за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро (золото и серебро), и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала (подумала она) и пошла за купца замуж.

Как вы думаете выразительные слова украшают сказку?

Выразительные слова и сочетания слов украшают сказку, делают её ярче, интереснее.

Правильно. В сказке есть повторы: одни-одинёшеньки, шли-шли, жить-поживать, устойчивые словосочетания: красная девица, добрый молодец, в результате всего этого сказка становиться ярче и богаче!

3 группа. Проверяется последовательность сказки.

В результате вашей работы у нас получился картинный план сказки, с помощью которого мы можем вспомнить прочитанную нами сказку. Давайте придумаем название к картинкам. (Дети читают свои названия к картинкам).

4 группа: 1 человек выходит и прочитывает отобранные пословицы.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Маленькое дело лучше большого безделья.

А теперь посмотрим, правильно ли вы справились с данной работой! (Высвечиваются правильные ответы).

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Доброе дело и в воде не тонет.

Вся семья вместе так и душа на месте.

Ребята, а как вы думаете к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Волшебные, бытовые, о животных.

Докажите. (Иванушка превратился в козлёночка и опять стал человеком; Алёнушка утонув, осталась живой; Ведьма оборачивается Алёнушкой).

А.С. Пушкин говорил «Сказка — ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»

Вы согласны с этим высказыванием? Какой урок нам дала эта сказка?

(Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде)

Особенности русской народной сказки. (9-16 слайд.)

V. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение:

— На уроке я узнал…

— Сегодня я сумел…

— Я похвалил бы себя за…

А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока?

Спасибо всем за урок! Молодцы!

VI. Оценки за урок. Домашнее задание.

Дома, прочитайте эпизоды из сказки, которые вам больше всего понравились и нарисовать иллюстрацию к этому отрывку. Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и рассказать.

  • Задания к сказке пушкина о мертвой царевне и семи богатырях с ответами
  • Задания к сказке кот в сапогах
  • Задания к рассказу случай с евсейкой
  • Задания инадзумы методы сочинения историй
  • Задания для подготовки к итоговому сочинению по литературе 11 класс