Задания по сказке царевна лягушка 5 класс

a1595058962.jpg

Пояснительная записка:

Автор: Горбачёва М.Ю.

Предмет: литература

Аудитория: обучающиеся 5 класса

Межпредметная связь:   русский язык,литературное чтение

УМК: Т.Ф Курдюмовой (литература) Т.А.Ладыженской (русский язык)

Описание:

Комплекс  включает три интерактивных упражнения

1. Данетка «Путешествие  в сказку» представляет собой интерактивное упражнение.Материал может  быть использован  на уроках литературы при работе над сказкой «Царевна-лягушка».

Цель: развитие аналитических способностей обучающихся на основе литературного     материала .

Инструкция ученику:

Перед тобой на экране будут появляться 15 различных утверждений

-Сосредоточься,вспомни содержание сказки.

-Внимательно прочитай утверждение.

-Если ты считаешь,что оно верное,то протяни его мышкой к слову»Да».

-Если  не согласен-к слову»Нет» .

-Проверь верность выполнения задания.

-При выполнении задания есть цветовая подсказка ( Зелёный цвет подскажет,что твой ответ верный,а красный укажет на ошибку!)

-В конце при правильном выполнении задания появляется запись:

-Поздравляю! Ты успешно справился с заданием!

2.Игра «Расставь по порядку» представляет собой перечень из 13 эпизодов текста .

Цель:проверить знание событий,происходящих в тексте,умение составить план,проанализировать отдельный эпизод текста.

Инструкция  ученику:

Перед тобой перечень эпизодов текста сказки «Царевна-лягушка»

-Вспомни содержание  текста

— В данную внизу схему из прямоугольников мышкой перетащи название эпизода.

-Старайся не нарушать порядок (последовательность)расположения эпизодов в тексте.

-Помни,что при верном расположении эпизода прямоугольник становится зелёным.

-В конце выполнения  при верном выполнении появляется запись:

-Здорово! Ты верно выполнил задание!

3 Игра » Узнай эпизод» представляет собой семь иллюстраций к эпизодам текста  и текстовый материал к предложенным эпизодам.Упражнение направлено на работу с иллюстрациями  к сказке художника И.Билибина.

Цель:проверка умений работы учащихся с иллюстративным материалом (узнавать эпизод,находить иллюстрации И.Билибина,находить соответствующий риисунку текстовый отрывок)

 Инструкция ученику:

Перед тобой сверху 7 иллюстраций к эпизодам сказки «Царевна-лягушка».Снизу в прямоугольниках описания данных эпизодов

-Внимательно посмотри  иллюстрацию

-При нажатии на зелёный вопрос в левом углу  появится напоминание о работе над сказкой известного иллюстратора И.Билибина .

-Притягивая мышкой рисунок,соедини их с отрывками из сказки.

-При верном выполнении прямоугольник становится зелёным.-

-Найди лишнюю иллюстрацию,которую выполнил не И.Билибин.

Информация учителю: Лишним является рисунок 6 ( Это рисунок В.Э.Кастальского)

Дополнительные возможные задания по иллюстрациям к «Царевне-лягушке» :

Учащиеся работают с иллюстрациями И. Билибина, определяют, какой эпизод иллюстрировал художник, какая из иллюстраций наиболее точно передаёт волшебный мир сказки, характеры героев, определяют, чем иллюстрации И. Билибина отличаются от картин на сказочный сюжет В.М. Васнецова. Таким образом, дети учатся сравнительному анализу иллюстрации и картины, получают навыки сопоставления образов литературных героев с теми, что создают художники.  (см картину В.М.Васнецова-

d1595484473.jpg

Цель комплекса : проверка знаний учащимися  содержания  прочитанной сказки «Царевна-лягушка»,умения находить эпизоды произведения,анализировать поступки и действия героев сказки.

Задачи: развивать навыки работы с текстом и эпизодами текста; умение аргументировать свой выбор,выражать свои мысли   в устной и письменной речи; обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;   воспитывать интерес к родному языку и литературе.

Универсальные учебные действия :

Познавательные У У Д:

 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные У У Д:

 обращаться за помощью;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 определять общую цель и пути её достижения;

— работать индивидуально, паре и в группе;

 осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.

Регулятивные У У Д:

 формулировать и удерживать учебную задачу;

 составлять план и последовательность действий;

 адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок.

Ожидаемые результаты:

— у обучающихся сформируется навык смыслового чтения;

— активизируется и обогащается словарный запас;

— систематизируется работа с эпизодами текста.

 Интерактивные игровые задания:

1. Данетка «Путешествие в сказку»

https://learningapps.org/display?v=pksrbv8c320

  2.  Игра «Расставь по порядку»-  https://learningapps.org/display?v=pp54zb73j20    

3.  Игра « Узнай эпизод»- https://learningapps.org/display?v=poa5qh0h520            

. Игровые задания созданы с помощью сервиса:  https://learningapps.org/

Литературная игра по народной сказке

«Царевна – лягушка» для обучающихся 5-х классов.

Автор: Онищенко Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ Ромненская СОШ Ромненский район Амурская область.

Описание: в данной работе представлена подборка заданий по русской народной сказке (викторина, кроссворд); данный материал могут использовать учителя литературы 5 классов на уроках литературы, во внеклассной работе, а также классные руководители для проведения классного часа.

Цель: закрепление и обобщение знаний по русской народной сказке «Царевна – лягушка».

Задачи:

  • развивать память, умение мыслить;

  • развивать творческие способности;

  • воспитывать интерес к русским народным сказкам и литературе в целом.

Ход игры:

Первое задание «Расшифруй». Используя шифр, разгадайте название сказки, по которой мы сегодня проведем наше мероприятие.

5

1

2

3

4

13

12

11

10

9

8

7

6

И

К

А

В

Б

Е

Г

Д

Ё

Л

Й

З

Ж

14

4

15

26

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

О

М

Н

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

27

28

29

30

31

32

33

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

1

12

26

21

4

33

13

1

15

3

6

18

1

24

ответ

Лягушка – царевна.

Второе задание «Третий лишний». Найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

  1. Лягушка, утка, Василиса Премудрая.

  2. Баба Яга, Кощей Бессмертный, старичок.

  3. Клубочек, железные сапоги и хлебы, волшебная палочка.

Третье задание «Угадай героя по действию».

  1. Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Ответ: Василиса Премудрая)

  1. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали, как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. (Ответ: жёны старших царевичей)

  2. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою.

(Ответ: Иван-царевич)

  1. В бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила.

(Ответ: Баба Яга)

Четвёртое задание «Сказочные числа». В сказке используются числа. Угадайте, что в сказке обозначают эти числа?

  1. 2 (Ответ: два дня ходил Иван-царевич по лесам, по горам).

  2. 3 (Ответ: три свадьбы, три царевича, три железных хлеба, три пары железных сапог).

  3. Один (Ответ: Иван-царевич пошёл на пир один).

  4. 100 (Ответ: сто вёрст дуб раскинулся).

  5. Другой день (Ответ: на другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей).

Пятое задание «Путаница». Рассказчик перепутал в картинках. Как должно быть?

1)

1

2

3

2)

3

4

1

2

  1. Правильный ответ: 2, 3, 1 – хлеб, ковёр, танец.

  2. Правильный ответ: 3, 1. 4, 2 – медведь, селезень, заяц, щука.

Шестое задание «Сказочная цепочка». Помогите добраться Ивану-царевичу до Кащеевой смерти. Правильно расставьте последовательность предметов.

Игла утка яйцо ларец дуб заяц.

Правильный ответ: игла яйцо утка заяц ларец дуб.

Седьмое задание: «Разгадай кроссворд». Заполнить кроссворд словами. Если кроссворд будет заполнен правильно, то в выделенных клетках прочитаете слово. (Ответ: ЦАРЕВНА — ЛЯГУШКА)

Вопросы к кроссворду:

1. Кто позвал к себе сыновей?

2. Кто указал Иван-царевичу дорожку в Кащеево царство?

3. В чём на пир приехала Василиса Премудрая?

4. Дом в Древней Руси?

5. Деталь женского платья, в которой помещаются озеро, лебеди?

6. В какое море упало яйцо?

7. Где Кощей прятал Василису Премудрую?

8. На конце чего находилась смерть Кощея Бессмертного?

9. Кто выбежал из ларца?

10. Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

11. На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея?

12. К какому жанру сказок относится сказка?

13. Кто помог Ивану-царевичу достать яйцо со дна моря?

14. Имя царевны-лягушки.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Ответы на кроссворд:

р

у

с

в

с

к

к

с

и

з

ж

о

щ

т

о

т

а

и

п

г

а

ё

д

л

у

в

ц

а

р

е

в

н

а

л

я

г

у

ш

к

а

а

р

о

р

е

л

ы

ц

б

е

а

с

р

и

б

е

е

а

б

и

ь

ч

ч

м

т

н

л

о

о

ы

а

и

к

н

я

с

к

а

е

Восьмое задание «Собери иллюстрацию». Подбери к иллюстрации цитату из сказки, которая относится к эпизоду.

Русская народная сказка

Из предложенных вариантов выберите верный для постановки на место пропуска.

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой _________, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

На игру

На вымысел

На правдоподобие

Русская волшебная сказка

Выберите правильный вариант.

Какой тип сказок не выделяют в русской народной сказке?

Типы сказок

Установите соответствие между типом сказки и названием.

Персонажи русской народной сказки

Выберите несколько персонажей, характерных для волшебных сказок.

Музыкант

Крошечка-Хаврошечка

Баба Яга

Иван Царевич

Гном

Русская народная сказка. «Царевна-лягушка»

Подберите к отрывкам из сказки соответствующую иллюстрацию.

Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом: – Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошёл дальше.

…испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие…

А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит – сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.

Помощники в сказке «Царевна-лягушка»

Подчеркните верные варианты.

В сказке Ивану-царевичу помогали:

Селезень

Заяц

Медведь

Волк

Жар-птица

Щука

Герои сказки

Соотнесите героев сказки «Царевна-лягушка» с типами сказочных персонажей.

Герои светлого мира

Герои-помощники


Иван Царевич


Василиса Премудрая


селезень


медведь


заяц

Композиция сказки

Укажите, какая сказочная формула представлена в примере.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…»

Сюжет сказки «Царевна-лягушка»

Впишите в текст подходящие по смыслу слова.

– Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще


подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в


царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как


железных сапог износишь, как


железных хлеба изгрызёшь — только тогда и разыщешь меня…

Сюжет русской народной сказки

Восстановите последовательность событий в сказке.

Царь дал три задания будущим невесткам.


Василиса вынуждена вернуться в плен к Кощею.


Царь устроил пир.


Царевич выпустил стрелу.


Иван идет её искать.


Нашёл лягушку на болоте.


Сражается с Кощеем.


Освобождает свою царевну и возвращается домой.


Царевич сжёг кожу лягушки.

Сказочная формула

Выберите несколько правильных ответов.

Какие выражения являются сказочными формулами?

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

«Рассказал Иван-царевич старику своё горе»

«Мамки-няньки, собирайтеся, снаряжайтеся!»

«Пошли плясать жены старших царевичей»

Работа с текстом сказки

Вставьте в текст пропущенные слова

Иван-царевич поблагодарил старика и пошёл за клубочком.

Катится клубочек по горам, катится по лесам, катится по лугам, катится по болотам, катится по местам, а Иван-царевич все идёт да идёт за ним – не остановится на отдых ни на часок.

Шёл-шёл, третью пару железных сапог истёр, третий железный хлеб изгрыз и пришел в бор.

топким

зелёным

глухим

тёмным

высоким

дремучий

Композиция русской народной сказки

Определите элемент композиции волшебной сказки.

В одном царстве, тридевятом государстве…

Пришла старуха и стала сказывать про деревенское раздолье: Про ключи студёные, Про луга зелёные, Про леса дремучие, Про хлебы хлебистые Да про ярицу яристую. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Стали они жить, да поживать, да добра наживать

Язык сказки

Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет.

Жили-были….

Долго ли, коротко ли…

Красна девица

Тестовые задания по сказке «Царевна-лягушка»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. К какому виду сказок относится сказка о Царевне-лягушке?

А) Сказки о животных

+ Б) Волшебные сказки

В) Социально-бытовые сказки

Г) Небылицы

2. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?

+ А) Русского

Б) Английского

В) Итальянского

Г) Немецкого

3. Сколько сыновей было у царя?

А) Один

Б) Два

+ В) Три

Г) Четыре

4. Какое задание царь дал своим сыновьям?

А) Принести молодильные яблоки

Б) Найти живую и мёртвую воду

В) Поймать жар-птицу

+ Г) Найти невесту

5. Кто из братьев женился на купеческой дочке?

А) Старший сын

+ Б) Средний сын

В) Младший сын

Г) Никто не женился

6. Как звали царевну-лягушку?

+ А) Василиса Премудрая

Б) Елена Прекрасная

В) Елена Премудрая

Г) Марья Искусница

7. Какое дал царь первое задание для жён своих сыновей?

А) Приготовить пироги

Б) Вышить рубаху

+ В) Испечь хлеб

Г) Приехать на пир

8. Какое задание царя показано на изображении?

вопрос теста Задание царя

А) Нарисовать картину

Б) Вышить рушник

В) Вышить скатерть

+ Г) Выткать ковёр

9. Как подъехала к дворцу карета с царевной-лягушкой?

А) Незаметно

+Б) Со стуком и громом

В) С музыкой

Г) Под фанфары

тест 10. Что показано на иллюстрации к сказке?

вопрос теста Лебеди и озеро появились из рукавов царевны-лягушки

А) Царевна-лягушка приручает лебедей

Б) Царевна -лягушка спасает лебедей

В) Волшебные лебеди прилетели к своей хозяйке на помощь

+ Г) Лебеди и озеро появились из рукавов царевны-лягушки

11. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?

+ А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу

Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу

В) Её похитил Кощей Бессмертный?

Г) Вернулась к себе домой

12. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?

А) сапоги-скороходы

Б) Лапти

+ В) Железные сапоги

Г) Волшебные сапоги

13. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?

А) Бабу ягу

+ Б) Старика

В) Селезня

Г) Зайца

14. Где нашёл Иван-царевич Бабу Ягу?

+ А) В избушке на курьих ножках

Б) В лесу

В) В ступе

Г) В замке Кощея Бессмертного

15. Что помогало Ивану-царевичу найти нужную дорогу?

+ А) Волшебный клубочек

Б) Карта

В) Звезда

Г) Ветер

16. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?

А) Медведя, волка, зайца, щуку

+ Б) Медведя, селезня, зайца, щуку

В) Селезня, волка, щуку, лису

Г) Медведя, лису, селезня, щуку

17. Кто рассказал Ивану-царевичу, где смерть Кощея Бессмертного?

А) Селезень

Б) Старик

+ В) Баба Яга

Г) Царевна-лягушка

18. В чём находилась смерть Кощея Бессмертного?

+ А) В игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце

Б) В игле, игла в яйце, яйцо в лебеде, лебедь в зайце, заяц в ларце

В) В игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в ларце

Г) В игле, игла в яйце, яйцо в ларце

19. Где находился ларец со смертью Кощея Бессмертного?

А) В подземелье

Б) В высокой башне

+ В) На вершине дуба

Г) На дне озера

тест-20. Как победил Иван-царевич Кощея Бессмертного?

А) Убил утку, в которой находилось яйцо с иглой

Б) Победил Кощея Бессмертного на честном поединке

В) Сжёг ларец, в котором смерть Кощея была

+ Г) Отломил у иглы кончик

  • Задания по сказке по щучьему велению 3 класс
  • Задания по сказке петушок и бобовое зернышко
  • Задания по сказке о царе салтане с ответами 3 класс
  • Задания по сказке о рыбаке и рыбке с ответами
  • Задания по сказке летучий корабль 3 класс